Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Дуван
муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан
имени Героя Советского Союза С.А.Михляева
Рассмотрено Согласовано Утверждаю:
на заседании ШМО учителей Зам. директора по УВР Директор школы
русского языка и литературы ________________ _______________
Протокол № __ от «___»____2021г.
Руководитель ШМО ____________ «_____»_______ 2021г. Приказ №_____
от «___»_______2021г.
Рабочая программа
по русскому языку в 8 классе
на 2021-2022 учебный год
Составитель Чуклина
Любовь Владимировна,
учитель русского языка
и литературы высшей категории
Пояснительная записка
Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 102 часа в год, т.е. 3 часа в неделю.
Сведения о примерной программе
Рабочая программа по русскому языку в 8 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе «Рабочей программы. Русский язык. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы» – М.: Просвещение, 2016.
Сведения об учебно-методическом комплексе
Учебник: «Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций». М.: Просвещение, 2021. Авторы С.Г. Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
• овладение приёмами отбора и систематизации мате риала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• владение различными видами монолога и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
• способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
Русский язык в современном мире.
Роль русского языка в современном мире.
Повторение изученного.
Фонетика и графика. Орфография. Морфемика и словообразование. Лексикология и фразеология. Морфология и синтаксис.Строение текста. Стили речи.
Синтаксис. Пунктуация.
Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. Различные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Виды подчинительной связи в словосочетании. Употребление формы зависимого слова по нормам русского литературного языка. Синтаксический разбор словосочетаний.
Простое предложение.
Порядок слов в предложении. Логическое ударение.
Двусоставные предложения. Главные члены предложения.
Главные члены предложения. Подлежащее. Его роль в предложении. Сказуемое. Его роль в предложении. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Различные способы выражения составных глагольных сказуемых. Составное именное сказуемое. Классификация предложения в соответствии с типом сказуемых. Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения.
Роль второстепенных членов предложения. Дополнение. Анализ Роль дополнений (прямых и косвенных) в текстах. Определение. Согласованные и несогласованные определения, замены определений синонимичными. Приложение. Знаки препинания при нём. Обстоятельство. Дифференциация обстоятельства по значению. Синтаксический разбор двусоставного предложения. Ораторская (публичная) речь.
Односоставные предложения.
Главный член односоставного предложения. Характеристика односоставных предложений со стороны грамматической основы. Односоставные предложения с разной грамматической основой. Назывные предложения. Наблюдение за функцией и семантикой назывных предложений. Уместность употребления назывных предложений в текстах определённого типа. Определённо-личные предложения. Определение морфологической выраженности главного члена в определённо-личных предложениях и функции этих предложений. Неопределённо-личные предложения. Определение значения и морфологической выраженности главного члена неопределённо-личных предложений. Безличные предложения. Перестройка двусоставных предложений в односоставные безличные предложения. Неполные предложения. Синтаксический разбор односоставного предложения.
Предложения с однородными членами.
Понятие об однородных членах. Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. Однородные и неоднородные определения. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Разделительные союзы в предложениях. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Распределение предложений на две группы: с обобщающим словом после однородных членов и перед ним. Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами.
Предложения с обособленными членами.
Понятие об обособленности. Сущность и общие условия обособления. Выделение запятыми; обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами. Паузы, которые выделяют обособленные члены. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. Ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами. Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения. Синтаксический разбор предложения с обособленными членами. Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.
Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями.
Обращение. Назначение обращения. Основные функции обращения. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Вставные слова, словосочетания и предложения. Понятие вставных конструкций. Особенности употребления вставных конструкций. Междометия в предложении. Роль междометия в предложении.
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.
Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Интонация комментирующей части, её место в предложениях, роль глаголов говорения (речи). Прямая и косвенная речь. Косвенная речь. Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Диалог. Преобразование предложений с косвенной речью в предложения с прямой речью.. Цитата. Определение понятия цитата. Роль цитат в тексте. Ввод цитаты в авторский текст разными способами.
Повторение изученного в 8 классе.
Словосочетание. Простое предложение. Двусоставное предложение.
Односоставные предложения. Предложения с однородными членами.
Обособленные члены предложения. Предложения с обращениями и вводными словами. Способы передачи чужой речи. Пунктуация. Текст.
Количество практических работ
|
Сочинения |
Изложения |
Диктанты |
1 четверть |
1 |
1 |
1 |
2 четверть |
2 |
1 |
1 |
3 четверть |
1 |
1 |
2 |
4 четверть |
1 |
1 |
1 |
Итого за год |
5 |
4 |
5 |
Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
1 ЧЕТВЕРТЬ – 24 УРОКА
№ |
Тема урока |
Дата |
1 |
Функции русского языка в современном мире. (1ч.) |
2.09 |
2 |
Повторение изученного.(7 ч.) Фонетика и графика. Орфография. |
7.09 |
3 |
Морфемика и словообразование. |
8.09 |
4 |
Лексикология и фразеология. |
9.09 |
5 |
Морфология и синтаксис. |
14.09 |
6 |
РР. Сочинение по картине И.Левитана «Осенний день. Сокольники». (упр. 74) |
15.09 |
7 |
Анализ сочинения. Строение текста. Стили речи. |
16.09 |
8 |
Вводный контрольный диктант. |
21.09 |
9 |
Анализ диктанта. Синтаксис и пунктуация. (84ч.) Словосочетание.(5ч) Строение словосочетаний. |
22.09 |
10 |
Виды связи в словосочетании. |
23.09 |
11 |
Грамматическое значение словосочетаний. |
28.09 |
12 |
Повторение изученного о словосочетании. Тест по теме «Словосочетание». |
29.09 |
13 |
Синтаксический разбор словосочетания. |
5.10 |
14 |
Предложение.(4ч) Строение и грамматическое значение предложений. |
6.10 |
15 |
Интонация предложения. |
7.10 |
16 |
Характеристика человека. |
12.10 |
17 |
Синтаксический разбор предложения. |
13.10 |
18 |
Простое предложение.(69ч) Порядок слов в предложении. |
14.10 |
19 |
Логическое ударение. |
19.10 |
20 |
Рр Сжатое изложение. |
20.10 |
21 |
Работа над ошибками. Двусоставные предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. |
21.10 |
22 |
Сказуемое. |
26.10 |
23 |
Простое глагольное сказуемое. |
27.10 |
24 |
Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое. |
28.10 |
2 ЧЕТВЕРТЬ – 24 УРОКА
№ |
Тема урока |
Дата |
1(25) |
Составное именное сказуемое. |
9.11 |
2(26) |
Закрепление изученного о составном именном сказуемом. |
10.11 |
3(27) |
Тире между подлежащим и сказуемым. |
11.11 |
4(28) |
Постановка тире между подлежащим и сказуемым. |
16.11 |
5(29) |
Контрольный диктант. |
17.11 |
6(30) |
Работа над ошибками. Второстепенные члены предложения. Дополнение. |
18.11 |
7(31) |
Определение. |
23.11 |
8(32) |
Согласованные и несогласованные определения. |
24.11 |
9(33) |
Приложение. |
25.11 |
10(34) |
Рр. Сочинение-описание местности. (упр. 224). |
30.11 |
11(35) |
Анализ сочинения. Обстоятельство. |
1.12 |
12(36) |
Основные виды обстоятельств. |
2.12 |
13(37) |
Ораторская (публичная) речь. |
7.12 |
14(38) |
Повторение изученного о членах предложения. Тест. |
8.12 |
15(39) |
Работа над ошибками. Односоставные предложения. Основные группы односоставных предложений. |
9.12 |
16(40) |
Односоставные предложения с главным членом – сказуемым. Предложения определенно-личные. |
14.12 |
17(41) |
Предложения неопределенно-личные. |
15.12 |
18(42) |
Безличные предложения. |
16.12 |
19(43) |
Закрепление изученного о безличных предложениях. |
21.12 |
20(44) |
Рр. Сочинение по картине К.Юона «Мартовское солнце». (упр. 278) |
22.12 |
21(45) |
Анализ сочинения. Односоставные предложения с главным членом – подлежащим. Назывные предложения. |
23.12 |
22(46) |
Рр Изложение. (упр. 289) |
28.12 |
23(47) |
Анализ изложения. Неполные предложения. Понятие о неполных предложениях. |
29.12 |
24(48) |
Повторение темы «Односоставные предложения». Тест по теме «Односоставные предложения». |
30.12 |
3 ЧЕТВЕРТЬ – 30 УРОКОВ
№ |
Тема урока |
Дата |
1(49) |
Предложения с однородными членами. Понятие об однородных членах. |
18.01 |
2(50) |
Однородные члены предложения. |
19.01 |
3(51) |
Однородные и неоднородные определения. |
20.01 |
4(52) |
Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. |
25.01 |
5(53) |
Знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами. |
26.01 |
6(54) |
Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. |
27.01 |
7(55) |
Рр. Сочинение-рассуждение. (упр.344) |
1.02 |
8(56) |
Анализ сочинения. Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах. |
2.02 |
9(57) |
Синтаксический разбор предложения с однородными членами. |
3.02 |
10(58) |
Повторение изученного по теме «Простое осложненное предложение». |
8.02 |
11(59) |
Контрольный диктант. |
9.02 |
12(60) |
Работа над ошибками. Предложения с обособленными членами. Обособленные члены предложения. |
10.02 |
13(61) |
Обособленные определения. |
15.02 |
14(62) |
Выделительные знаки препинания при обособленных определениях. |
16.02 |
15(63) |
Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. |
17.02 |
16(64) |
Обособленные приложения. |
22.02 |
17(65) |
Выделительные знаки препинания при обособленных приложениях. |
24.02 |
18(66) |
Обособленные обстоятельства. |
25.02 |
19(67) |
Выделительные знаки препинания при обособленных обстоятельствах. |
1.03 |
20(68) |
Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. |
2.03 |
21(69) |
Синтаксический разбор предложения с обособленными членами. |
3.03 |
22(70) |
Предложения с уточняющими обособленными членами. Уточняющие члены предложения. |
9.03 |
23(71) |
Обособление уточняющих членов предложения. |
10.03 |
24(72) |
Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения. |
11.03 |
25(73) |
Рр Изложение «Суворов». (упр. 413) |
15.03 |
26(74) |
Анализ изложения. |
16.03 |
27(75) |
Повторение изученного об обособленных членах предложения. |
17.03 |
28(76) |
Контрольный диктант. |
22.03 |
29(77) |
Анализ диктанта. Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями. Обращение и знаки препинания при нём. |
23.03 |
30(78) |
Выделительные знаки препинания при обращении. |
24.03 |
4 ЧЕТВЕРТЬ – 24 УРОКА
№ |
Тема урока |
Дата |
1(79) |
Рр Сочинение-рассуждение «Книги – наши верные друзья». (упр. 459) |
5.04 |
2(80) |
Работа над ошибками. Вводные слова и вводные предложения. |
6.04 |
3(81) |
Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. |
7.04 |
4(82) |
Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. |
12.04 |
5(83) |
Рр . Сжатое изложение. (упр.440) |
13.04 |
6(84) |
Анализ сжатого изложения. Вставные конструкции. |
14.04 |
7(85) |
Знаки препинания при вставных конструкциях. |
19.04 |
8(86) |
Повторение изученного об обращении, вводных и вставных конструкциях. Тест по теме «Обращение, вводные и вставные конструкции». |
20.04 |
9(87) |
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.(6ч) Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них. |
21.04 |
10(88) |
Диалог. |
26.04 |
11(89) |
Предложения с косвенной речью. |
27.04 |
12(90) |
Замена прямой речи косвенной. |
28.04 |
13(91) |
Цитаты и знаки препинания при цитатах. |
4.05 |
14(92) |
Повторение изученного о прямой и косвенной речи. |
5.05 |
15(93) |
Повторение изученного в 8 классе.(10 ч.) Словосочетание. |
10.05 |
16(94) |
Простое предложение. Двусоставное предложение. |
11.05 |
17(95) |
Односоставные предложения. |
12.05 |
18(96) |
Предложения с однородными членами. |
17.05 |
19(97) |
Обособленные члены предложения. |
18.05 |
20(98) |
Предложения с обращениями и вводными словами. |
19.05 |
21(99) |
Способы передачи чужой речи. |
24.05 |
22(100) |
Пунктуация. Текст. |
25.05 |
23(101) |
Контрольный диктант. |
26.05 |
24(102) |
Анализ диктанта. Заключительный урок. |
31.05 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.