Рабочая программа по технологии
Оценка 4.7

Рабочая программа по технологии

Оценка 4.7
doc
02.08.2020
Рабочая программа по технологии
рабочая программа по технологии.doc

 

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6 им. В. А. Сулёва»

 

 

 

«Согласовано»:

Заместитель директора по УВР

___________________/Н. Г.  Водяхина/

 

от «__»  сентября   200__ года

 

«Утверждаю»

Директор  школы

_____________________/Л.  В. Попова/

 

 от «__»  сентября   20__года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Кружка «Рукодельница»

Направление деятельности: социальное

Форма деятельности: мастерская

 (для детей 11-15 лет)

 

1 час в неделю

(всего 34 ч)

 

 

 

 

 

Составитель: Бирук Евгений Дмитриевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019-2023 г.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

I.                   Пояснительная записка………………………………………………3

II.      Тематическое планирование кружка «Рукодельница»………………...…………………………………………..5

III.     Содержание….....…………………………………………………………..6

IV.      Методическое обеспечение образовательной программы………..……8

V.     Литература………………………………………….………………..…….10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Пояснительная записка

 

1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс:

Особенностью предмета «Технология» является введение учащихся в мир духовной и материальной культуры. Программа курса внеурочной деятельности «Рукодельница» отражает основные задачи по нравственно-эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей детей, по профессиональному самоопределению в условиях рынка труда. В ней раскрываются методы работы педагога в освоении детьми элементов художественных народных промыслов и современных видов декоративно-прикладного искусства.

Актуальность программы заключается в том, что она предоставляет возможность школьникам получить углубленные теоретические знания и умение их применять в практической деятельности для адаптации в современном социуме. План и методическое обеспечение программы курса внеурочной деятельности составлены на основе материала,   изученного  на уроках технологии и ИЗО. Построение программы модульное. Каждый раздел учебного плана составлен по принципу последовательного усложнения выполняемых работ. Учебный план предусматривает самостоятельные творческие задания и выполнение творческого проекта в знакомой и изменённой ситуации.

Декоративно-прикладное искусство требует от ребенка усидчивости, терпения, что способствует развитию его личности, воспитанию характера. При создании изделий формируется целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца.

Занятия по данной программе способствуют развитию не только знаний о видах декоративно-прикладного искусства, но и художественного мышления, чувства композиции, законов цветоведения.

Связь народного искусства с жизнью человека, роль народного искусства в его повседневной жизни - главный смысловой стержень программы. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности при выполнении творческих работ. Одной из главных целей преподавания становится задача развития у ребенка интереса к творчеству, способности самореализации. Программа имеет практическую значимость, т.к. дети имеют возможность создавать конкретные изделия и видеть результат своей работы.

 

Целью данной программы является создание условий для духовного и творческого развития личности,  развития художественного вкуса и трудовых навыков, формирования самостоятельности, познавательных интересов и активности детей.

 

 

 

2.  Результаты изучения предмета

 

Основные задачи программы:

1.     Вызвать интерес к различным видам декоративно-прикладного творчества;

2.     Побудить детей участвовать в творческой работе;

3.     Учить самостоятельно создавать творческие проекты.

Предметные результаты:

·        Изучение детьми различных видов народных промыслов;

·        Понимание художественных свойств различных материалов, красоты формы изделий, ее украшения;

·        Оценка технологических свойств материалов и областей их применения;

·        Владение приемами и техникой изготовления вышивки, лоскутной пластики, ткачества, низания бисера, методами художественного конструирования из бумаги;

·        Применение различных технологий в создании изделий материальной культуры.

·        Развитие пространственного художественного воображения, чувства цвета,  гармонии, композиционного мышления.

 

Метапредметные результаты:

·        Планирование процесса познавательной деятельности;

·        Развитие  творческих способностей у детей;

·        Развитие художественного вкуса, внимания, памяти, образного мышления;

·        Развитие графических и конструктивных навыков и умений;

·        Развитие способности к самостоятельной работе и анализу проделанной работы;

·        Соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности.

Личностные результаты:

·        Бережное отношение к своему труду;

·        Развитие трудолюбия и усидчивости;

·        Овладение способностью самим создавать композиции работ;

·        Воспитание умения прислушиваться к мнению других, уважения к их точке зрения;

·        Проявление технологического мышления при организации своей деятельности;

·        Самооценка своих способностей для труда в различных сферах с позиции будущей социализации.

3. Отличительные особенности программы:

Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Базируется на идеях педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения и проектной деятельности, самостоятельного выполнения работ от эскиза до воплощения замысла в материале.

Программа рассчитана на период обучения - 4 года.

4. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа курса внеурочной деятельности:

Программа рассчитана на детей 11 - 15 лет.

Занятия проводятся в свободное от учебы время 1 раз в неделю.

5.  Режим занятий:

• общее количество часов в год – 34 ч.;

• количество часов и занятий в неделю - 1 раз по 1 часу;

 

6.  Форма организации занятий – фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения – словесный, объяснительно-иллюстративный, наглядный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный, практический.

В течение учебного года дети будут принимать участие в общешкольных и районных выставках декоративно-прикладного искусства.

В конце учебного года обучающимися выполняется защита творческого проекта, по качеству исполнения которого определяется успешность ребенка, уровень приобретенных им умений и навыков.

 

II. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Рукодельница»

1-й год обучения

 

 

занятия

Наименование разделов и тем

Общее

кол-во

часов

Форма

Теор.

Практ.

Раздел 1 Вышивка – одно из направлений украшения предметов быта. 10 ч.

1-2

Введение. Основные виды вышивки. Инструменты и художественные материалы, символика цвета и узора.

2

2

 

3-4

Основные элементы «азбуки» народного творчества. Этапы творческого проекта.

2

 

2

5-10

Изготовление игольницы или самостоятельного творческого проекта.

6

1

5

Раздел 2. Лоскутная пластика   12 ч.

11-12

Введение. Простейшие элементы лоскутной пластики. Материалы и инструменты.

2

2

 

13-14

Узоры из квадратов и полос. Выполнение эскиза.

4

 

4

15-20

Изготовление прихватки.

6

1

5

Раздел 3. ТМережка   10 ч.

21-22

Введение. Мережка – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства.

2

2

 

23-24

Мережка.

2

 

2

25-30

Изготовление салфеток на праздничный стол

6

1

5

Раздел 4. Оформление выставки работ. Защита творческого проекта-2 ч

Итого

34

9

23

 

 

2-й год обучения

 

занятия

Наименование разделов и тем

Общее

кол-во

часов

Форма

Теор.

Практ.

Раздел 1 Вышивка лентами. 10 ч.

1-2

Введение. Основные виды  швов. Инструменты и  материалы.

2

1

1

3-4

Выбор объекта вышивки. Работа над эскизом, Этапы творческого проекта .Правила ТБ.

2

 

2

5-10

Украшение полотенца вышивкой или самостоятельного творческого проекта.

6

1

5

Раздел 2  Солёное тесто

11-12

Введение. Материалы и инструменты.

2

2

 

13-14

Технология изготовления изделий из соли и муки.

4

 

4

15-20

Лепим забавные фигурки из солёного теста

6

1

5

Раздел 3  Мягкая игрушка

21-22

Введение, Инструменты, материалы. Организация рабочего места.

2

2

 

23-24

Снятие выкройки, раскрой деталей игрушки на ткани.

2

 

2

25-30

Изготовление по выбору мягкой игрушки.

6

1

5

Итого

34

8

24

 

3-й год обучения

 

занятия

Наименование разделов и тем

Общее

кол-во

часов

Форма

Теор.

Практ.

Раздел 1 Бисероплетение. 32 ч.

1-2

Введение. Инструменты и материалы. История бисера.

2

2

 

3-4

Основы цветоведения. Элементы композиции. Этапы творческого проекта.

2

1

1

5-6

Чтение схем и техника низания. Плоское низание на проволоку  Правила ТБ.

2

1

1

7-12

 Изготовление украшений из бисера (амулетов, цепочек, колье, браслетов)

6

1

5

13-14

Объемные фигурки на леске.

2

1

1

15-16

Изготовление объёмных фигурок из бисера

2

1

1

17-20

Плетение деревца из бисера

4

1

3

21-22

Сборка деревца. Окончательная отделка.

2

1

1

23-32

Пасхальный сувенир.

10

1

9

Раздел 2. Оформление выставки работ. Защита творческого проекта-2 ч. 

итого

34

10

22

 

4-й год обучения

 

занятия

Наименование разделов и тем

Общее

кол-во

часов

Форма

Теор.

Практ.

Раздел 1. Квилинг – бумагокручение 14 ч.

1-2

Введение. Изготовление декоративных изделий из бумаги. История бумажной пластики. Инструменты и материалы. Этапы творческого проекта.

2

2

 

3-6

 Основные приемы изготовления элементов в технике квилинг. Правила ТБ.

4

1

3

7-8

Изготовление цветов, листиков и веточек.

2

1

1

9-14

Изготовление открыток

6

1

5

Раздел 2. Декупаж – «салфеточная техника» 10ч.

15-16

Введение. Декупаж – бумажная аппликация, имитация росписи. Правила ТБ, материалы и инструменты.

2

2

 

17-18

Этапы работы в технике декупаж

2

1

1

19-24

Изготовление сувениров

6

1

5

Раздел 3. Коллаж 8ч.

25-26

Введение. Подготовка материала для коллажа. Инструменты.

2

2

 

27-28

Технология выполнения коллажа из природных материалов.  Правила ТБ.

2

1

1

29-32

Изготовление картин

4

1

3

Итого

34

13

19

 

III. Содержание курса внеурочной деятельности «Рукодельница»

 

Принцип обучения: от простого к сложному, от изучения основных элементов до занятий на импровизацию.    

Раздел 1. Вышивка – одно из направлений украшения предметов быта. 

 

1.1.          Введение. Основные виды вышивки. Инструменты и художественные материалы. Символика цвета и узора.

 

1.2.          Основные элементы «азбуки» народного творчества. Творческий проект.

1.3.          Изготовление игольницы или самостоятельного творческого проекта.

Для развития творческих способностей у учащихся используется метод проектов. При выборе проектного задания учитывается его практическая ценность. Это могут быть изделия для личного пользования, для дома и др. Задания не должны быть сложными, при этом должны учитываться личные интересы и способности каждого учащегося или группы учащихся, интересы школы. Разрабатываются все этапы проектирования, составляется пояснительная записка, где анализируются результаты проделанной работы.

Знакомство учащихся с русской народной вышивкой. Понятие эстетической и исторической ценности ручной вышивки. Демонстрация вышитых работ.

Материалы, инструменты и приспособления. Развитие знаний о материалах (канва, нитки), их применения для вышивки. Повторение правил ТБ при работе с иглой и ножницами.

Овладение вышивкой простейшими швами. Освоение учащимися швов: «вперёд иголкой», «стебельчатый». Техника «крест», «полукрест». Символика вышивки в рисунке и цвете. Знакомство с декоративным изображением птиц в традиционной вышивке. Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, — широко распространен в народном искусстве. Знакомство с декоративным изображением деревьев и цветов в  традиционной вышивке. Изготовление изделия по выбору. Украшение игольницы вышивкой. Украшение вышивкой полотенца. Оформление и окончательная отделка вышивки.

 

Раздел 2. Лоскутная пластика.     

 

2.1.  Введение. Простейшие элементы лоскутной пластики. Материалы и инструменты.

2.2.  Узоры из квадратов и полос. Выполнение эскиза.

2.3.  Изготовление прихватки.

 

История лоскутной техники в России, показ образцов, выполненных народными мастерами, или их изображений.

 Материалы и инструменты для шитья. Особенности подбора тканей для лоскутной техники. Свойства натуральных тканей растительного происхождения.

Знакомство с простейшими схемами блоков. Узоры из квадратов и полос. Изготовление эскиза блока в цвете, шаблонов для его элементов. Последовательность и технология соединения элементов блока. Ручные швы и правила их выполнения. Машинные швы и требования к ним. Правила ТБ. Изготовление прихватки. Диванной подушки.

 

Раздел 3.  Бисероплетение

 

История бисера. Демонстрация изделий из бисера. Инструменты и  материалы для бисероплетения. Рабочее место и его организация. Способы плетения. Понятие о долевой и поперечной нитях.

 Знакомство с простым геометрическим орнаментом. Геометрический орнамент получил широкое распространение в народном искусстве. Особенно часто его можно встретить у ткачих и вышивальщиц. Основу орнамента составляют ромбы, квадраты, кресты. Ромбо-точечный орнамент у земледельческих народов является символом плодородия. Повторение предложенных узоров в квадратах.

Освоение простых элементов плетения из бисера Знакомство с ленточным орнаментом. Обратить внимание на то, что при явной простоте геометрического узора он, благодаря различным сочетаниям и изменению масштаба (размера), дает широкий простор для построения разнообразных  орнаментов. Обратить внимание на ритмическое чередование элементов узора. Изготовление тканого браслета, пояса.

 

Раздел 4. Оформление выставки работ. Защита творческого проекта

 

Успешность творческого проекта определяется качеством представленных выставочных работ и его защитой.

 

IV. Методическое обеспечение образовательной программы

Основой организации образовательного процесса являются личностно-ориентированная, проектная и информационно-коммуникационная педагогические технологии.

Применение личностно-ориентированной технологии позволяет ставить ребенка перед выбором: материалов, элементов росписи, композиции, сложности задания и т.д.

Обучение - это не только сообщение новой информации, но и обучение умению самостоятельно добывать знания, самоконтролю, приемам исследовательской деятельности.

Поисковая деятельность и работа над проектом – от эскиза до готового изделия позволят научить детей приемам самостоятельной работы

Информационно-коммуникационные технологии будут способствовать увеличению зрительного ряда, сопровождающего знакомство с прикладным искусством, позволят познакомить детей с разнообразием художественных изделий и композиционных решений.

Содержание учебного процесса строится на основании неоднократного

повторения одного и того же учебного материала с постепенным усложнением учебных заданий. В процессе занятий, накапливая практический опыт в выполнении работ, дети от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных.

Выполнение изделий дает представление о форме, ее конструкции, композиции и оформлении изделий. На занятиях будут использоваться  дидактические материалы – альбомы по различным видам прикладного искусства, работы  педагога и детей.

Программа включает теоретическую часть и практическую работу. Работа детей будет связана с народным искусством, поэтому предусматривается знакомить их с историей создания народных промыслов, с наиболее известными художественными промыслами, с национальными традициями.

Занятие содержит организационную, теоретическую и практическую части. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, форме изделий, их элементах, после чего дети приступают к практическому выполнению работы.

В течение всего занятия педагог проводит промежуточный контроль выполняемой практической работы. Во время занятий обязательно устраиваются перерывы для отдыха. По окончании занятия педагог подводит итог выполненной работы.

 

 Условия реализации программы:

Для успешной работы по программе необходимо:

·        хорошо освещенный  кабинет, соответствующий санитарно-эпидемиологическим правилам  и нормативам СанПин 2.4.4.1251-03;

·        оборудование – швейные машины,  столы, стулья, шкафы, компьютер;

·        инструменты: - иглы, булавки, и др.;

·        материалы (нитки, ткани и т. д.);

·        методические пособия и разработки по различным видам декоративно – прикладного искусства.

 

VI.            Литература

 

Вся литература, которая была использована для разработки программы, с успехом может быть  рекомендована для детей и родителей с целью углубления знаний о различных видах творчества. 

1.  Алексеева В.В. Что такое искусство. Вып. 2. М., 1979.

2. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник. М., 2000.

3. Людмила Солод «Цветочные чудо - коллажи»                                                                             Москва «Эксмо»,2006г.

4. Под редакцией Галины Кондратьевой. Школа флористики «Коллажи и панно» Москва «Ниола 21 век»

5. Перевод с итальянского  «Вышивка шелковыми лентами. Техника. Приемы. Изделия» Москва «АСТ-ПРЕСС»,2003г.

6. Издания для досуга. Серия «Вышивка от А до Я». «Вышивка лентами»                         Москва «Ниола 21 век»                                       

7. Кэролин Восбург Холл «Мягкие игрушки: шьем своими руками»                         Издательская группа «Контэнт»,2004г.                 

8. Изольда Кискольт «Соленое тесто»                                                                                                    Москва «АСТ-ПРЕСС КНИГА»,2003 г.

9. Ответсвенный редактор Л.Клюшник «Лепим из соленого теста: Украшения. Сувениры. Поделки. Панно»                                                                                        Москва «Эксмо»,2004 г.

10. Додателла Чиотти «Фантазии из бисера: Цветы. Бонсай. Праздничные композиции» Издательская группа «Контэнт»,2005 г.

11. Маргарита Максимова, Марина Кузьмина «Лоскутики»                                                     «ЭКСМО-ПРЕСС»,1998 г.

12. И.Ю.Костикова «Школа лоскутной техники»                                                                             Москва «Культура и традиции»,1997г.

13. Журналы: «Вышивка для души», «Золотая коллекция вышивки», «Я - дизайнер», «Дуплет» и т.д.

14.  Мелик-Пашаев АА., Новлянская З.Н. Ступени к творчеству. М., 1987.

15.  Миловский А. Народные промыслы России. М., 1994.


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6 им

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6 им

СОДЕРЖАНИЕ: I. Пояснительная записка………………………………………………3

СОДЕРЖАНИЕ: I. Пояснительная записка………………………………………………3

I . Пояснительная записка 1

I . Пояснительная записка 1

Результаты изучения предмета

Результаты изучения предмета

Программа рассчитана на период обучения - 4 года

Программа рассчитана на период обучения - 4 года

Наименование разделов и тем

Наименование разделов и тем

Основные приемы изготовления элементов в технике квилинг

Основные приемы изготовления элементов в технике квилинг

Изготовление изделия по выбору

Изготовление изделия по выбору

IV . Методическое обеспечение образовательной программы

IV . Методическое обеспечение образовательной программы

I. Литература

I. Литература
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.08.2020