Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 34
с углубленным изучением обществознания и экономики»
ПРИНЯТА педагогическим советом протокол от 27.08.2020 №175
|
УТВЕРЖДЕНА приказом директора от 27.08.2020 №122 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ
для 3 класса
Разработана
Горцевой С.В., учителем начальных классов высшей квалификационной категории,
Лукиной А.В., учителем начальных классов первой квалификационной категории,
Каминской Л.П.,учителем начальных классов высшей квалификационной категории.
Великий Новгород
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ
для 3 класса по УМК «Планета знаний» на 2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для 3 класса разработана в соответствие с:
-Федеральным законом от 29.12.2012 No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральным государственным образовательным стандартом (далее –ФГОС) начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от06.10.2009 No 373;
-Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от06.10.2009 No 373"
-Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образования(протокол заседания от 8 апреля 2015 года № 1\15).
-Авторской программой по технологии О.В.Узоровой, Е.А.Нефёдовой «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа», М.: Астрель, учебник , 1,2 ч. УМК « Планета знаний».
Рабочая программа является единой для всех учителей, работающих по УМК «Планета знаний».
Сроки реализации программы 1год.
В рамках этой программы для каждого ребёнка создаются оптимальные условия для формирования нравственной, активной, творческой, эмоционально и эстетически развитой, творческой и самостоятельной личности.
Цели программы:
• развитие творческого потенциала личности ребёнка, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения и восприимчивости, создание наиболее благоприятных условий для развития и самореализации как неотъемлемой части духовной культуры личности. Развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического, логического и конструкторско-технологического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
• формирование начальных технологических знаний, трудовых умений и бытовых навыков, опыта практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способов планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы, умения использовать полученные знания, умения и навыки в учебной деятельности и повседневной жизни. Формирование начальных форм познавательных универсальных учебных действий — наблюдение, сравнение, анализ, классификация и обобщение;
• представлений о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, о правилах создания предметов рукотворного мира, о народных традициях, о мире профессий;
• воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям разных профессий, результатам их труда, к материальным и духовным ценностям; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; осознание практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности, понимания и уважения к культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире. Воспитание привычки к самообслуживанию в школе и дома, к доступной помощи старшим и младшим и помощи по хозяйству.
В соответствии с этими целями и методической концепцией авторов можно сформулировать три группы задач, направленных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.
Образовательные задачи
• знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства, с технологиями производства;
• освоение технологических приёмов, включающее знакомство с инструментами и материалами, техническими средствами, а также технику безопасности при работе с ними;
• формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений; целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий; умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических: текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
• ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития;
• овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, в компьютере, в сети Интернет;
• знакомство с миром информационных и компьютерных технологий, освоение простейших приёмов работы на компьютере с учётом техники безопасности.
Воспитательные задачи
• формирование прочных мотивов и потребностей в обучении и самореализации;
• развитие интересов ребёнка, расширение его кругозора, знакомство с историей и культурой народа, с его культурными ценностями, с историей возникновения и использования предметов быта;
• формирование и развитие нравственных, трудовых, эстетических, патриотических и других качеств личности ребёнка;
• пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность;
• формирование интереса и любви к народному и декоративно-прикладному искусству, живописи, архитектуре и дизайну;
• формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
• воспитание экономичного подхода к использованию различных материалов для творчества, природных ресурсов, пониманию проблем экологии окружающей среды.
Развивающие задачи
• развитие самостоятельного мышления, умения сравнивать, анализировать, формировать предварительный план действий;
• развитие стремления к расширению кругозора и приобретению опыта самостоятельного познания, умения пользоваться справочной литературой и другими источниками информации;
• развитие речи, памяти, внимания;
• развитие сенсорной сферы: глазомер, форма, ориентирование в пространстве и т.д.;
• развитие двигательной сферы: моторика, пластика, двигательная сноровка и т.д.;
• развитие коммуникативной культуры ребёнка;
• развитие пространственного мышления;
• развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности;
• развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
• развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конст-рукторско-технологических задач);
• развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
— развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание данной программы направлено на реализацию приоритетных направлений технологического (трудового) образования- приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественно-технологической деятельности и развитие творческой одарённости ребёнка. А так же его самоконтроля. В результате дети в соответствии с их возрастными особенностями учатся обращаться с наиболее распространёнными материалами, овладевают основными приёмами мастерства. Так же младшее школьники учатся использовать информационные и компьютерные технологии, овладевают первичными навыками работы на компьютере, что позволяет им идти в ногу со временем, познавать мир и преобразовывать виртуальную реальность. Материал учебника подаётся по концентрическому принципу, тематическому принципу ,по шаговому принципу. Курс технология обеспечивает возможность учащихся действовать не только в плане представления, но и в реальном материальном плане, совершать наглядно видимые преобразования; возможность организации продуктивной деятельности и формирования коммуникативных и регулятивных действий.
Учебная программа по технологии реализует деятельностныйподход обучения .
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Предметная область |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
Количество часов в год |
Технология |
Образовательная часть |
|
|
|
Технология |
1 |
34 |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценность добра, ценность общения, ценность природы, ценность красоты и гармонии, ценность истины, ценность семьи, ценность гражданственности и патриотизма, ценность человечества,ценность человечества
Результаты освоения предмета
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности;
• положительное отношение к людям разных профессий;
• понимание важности сохранения семейных традиций;
• понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
• положительная мотивация к изучению истории возникновения профессий; к практической деятельности.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
• представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;
• положительной мотивации и познавательного интереса
к созданию личностно и общественно значимых объектов труда;
• представлений о мире профессий и важности правильного выбора профессии, о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека, о роли ручного труда в жизни человека;
• уважительного отношения к труду людей и людям труда, к традициям своего народа;
• мотивации к самообслуживанию в школе, дома, элементарному уходу за одеждой и обувью, к оказанию помощи младшим и старшим, доступной помощи по хозяйству в семье;
• адекватной оценки правильности выполнения задания;
• основ эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни, понимания труда, творчества, красоты как ценности.
Предметные
Обучающиеся научатся:
• правильно организовать своё рабочее место;
• понимать назначение и методы безопасного использования специальных изученных ручных инструментов;
• устанавливать технологическую последовательность изготовления поделок из изученных материалов;
• различным способам соединения деталей: подвижных (осевой, звеньевой, каркасный, петельный) и неподвижных (клеевой, пришивной, в шип), применению соединительных материалов (неподвижный — клей, скотч,
пластилин, пластические массы, нити; подвижный — проволока, нити, верёвки);
• рассказывать о профессии своих родителей и сферах человеческой деятельности, к которым эти профессии относятся;
• правильно работать ручными инструментами под контролем учителя (стек, пластмассовый нож, ножницы, шило, игла) с соблюдением техники безопасности;
• выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению изделий, выполнять комбинированные работы из разных материалов;
• выполнять построение и разметку фигур с помощью циркуля; построение развёрток на основе прямоугольника с помощью угольника и линейки;
• размечать развёртки с опорой на их простейший чертёж; преобразовывать развёртки несложных форм (достраивать элементы);
• самостоятельно создавать развёртки на основе готового образца-шаблона;
• экономно использовать материалы при изготовлении поделок;
Обучающиеся получат возможность научиться:
• понимать назначение и устройство измерительных инструментов и приспособлений (линейка, угольник, циркуль, сантиметровая лента);
• выполнять различные виды отделки и декорирования
(аппликация, создание декоративной рамки, добавление деталей, швы вперёд-иголка, через край и пр.);
• находить и представлять сведения о массовых профессиях и технологии производства искусственных материалов, о природных материалах;
• правильно складывать и хранить свои вещи, производить их мелкий ремонт;
• изготавливать удобным для себя способом из изученных материалов поделки: на заданную тему и импровизируя;
• рационально организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы в соответствии с используемым материалом.
Метапредметные
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
• продумывать план действий в соответствии с поставленной задачей при работе в паре, при создании проектов;
• объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
• различать и соотносить замысел и результат работы;
• включаться в самостоятельную практическую деятельность, создавать в воображении художественный замысел, соответствующий поставленной задаче, и предлагать способы его практического воплощения;
• вносить изменения и дополнения в конструкцию изделия в соответствии с поставленной задачей или с новыми условиями использования вещи;
• оценивать результат работы по заданным критериям.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• удерживать цель в процессе трудовой, декоративно-художественной деятельности;
• действовать самостоятельно по инструкции, учитывать
ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
• использовать изученные правила безопасности, способы действий, пошаговые разъяснения, навыки, свойства материалов при выполнении учебных заданий и в творческой деятельности;
• осознанно использовать безопасные приёмы труда;
• самостоятельно планировать действия, необходимые для изготовления поделки;
• участвовать (находить своё место, определять задачи) в коллективной и групповой творческой работе;
• распределять обязанности и общий объём работ в выполнении коллективных поделок;
• вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самооценки;
• сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
• адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её при дальнейшей работе над поделками;
• самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность; распределять рабочее время.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
• осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
• свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, словаря, памяток;
• сравнивать, группировать, классифицировать плоскостные и объёмные изделия, инструменты, измерительные приборы, профессии;
• конструировать из различных материалов по заданному образцу;
• устанавливать соответствие конструкции изделия заданным условиям;
• различать рациональные и нерациональные приёмы изготовления поделки.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• наблюдать, сравнивать свойства различных материалов, делать выводы и обобщения;
• узнавать о происхождении и практическом применении материалов в жизни;
• различать материалы по декоративно-художественными конструктивным свойствам;
• соотносить развёртку заданной конструкции с рисунком, простейшим чертежом или эскизом;
• конструировать из разных материалов в соответствии с доступными заданными условиями;
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
• выражать собственное эмоциональное отношение к изделию при обсуждении в классе;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
• задавать вопросы уточняющего характера, в том числе по цели выполняемых действий, по приёмам изготовления изделий;
• учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе;
• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• выражать собственное эмоциональное отношение к результатам творческой работы, в том числе при посещении выставок работ;
• объяснять инструкции по изготовлению поделок;
• рассказывать о профессиях и сферах человеческой деятельности, к которым эти профессии относятся;
• уметь дополнять или отрицать суждение, приводить примеры;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании творческой работы в группе;
• договариваться и приходить к общему решению.
Данная программа может использоваться в работе с обучающимися, которые имеют задержку психического развития (ЗПР).
Овладение учебным предметом «Технология» представляет сложность для детей с ЗПР. Это связано с недостатками моторики, пространственной ориентировки, непониманием содержания инструкций, несформированностью основных мыслительных операций.
В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными в АООП НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета: получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о- мире профессий; усвоение правил техники безопасности;- овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах,- навыками коммуникации в процессе социального и трудового взаимодействия; овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах, овладение- умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки в жизни; формирование положительного опыта и установки на активное использование освоенных- технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
Для обучающихся ЗПР обозначенные задачи конкретизируются следующим образом: формирование первоначальных представлений о труде, как способе преобразования- окружающего пространства, формирование понятия «профессия», уточнение представлений о профессиях, с которыми обучающиеся сталкиваются в повседневной жизни: врач, повар, учитель. Уточнение представлений о профессиях строитель, дизайнер; знакомство с правилами техники безопасности при работе с бумагой, картоном, глиной,- пластилином, ножницами, карандашом, линейкой, клейстером, клеем. Формирование навыка организации рабочего места при работе с данными инструментами и материалами; обучение приемам содержания рабочего места в порядке (протирание поверхности,- подметание пола); формирование умения воспроизводить технологическую последовательность изготовления- несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета Учебный предмет «Технология» составляет неотъемлемую частью образования младших школьников с ЗПР, так как является основным для формирования сферы жизненной компетенции и имеет коррекционное значение. Он реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет не только формировать необходимые компетенции, но и успешно корригировать типичные для школьников с ЗПР дисфункции (недостатки моторики, пространственной ориентировки и пр.).
Предмет «Технология» тесно связан с другими образовательными областями и является одним из основных средств для реализации деятельностного подхода в образовании.
Предмет необходим для улучшения всех сторон познавательной деятельности: он обогащает содержание умственного развития, формирует операциональный состав различных практических действий, способствуя их переходу во внутренний план, создает условия для активизации связного высказывания, уменьшая трудности оречевления действий, а также вербального обоснования оценки качества сделанной работы.
Предмет «Технология» способствует становлению сферы жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности и позволяющей адаптироваться в социуме, развивает необходимые для социализации качества личности. Он помогает преодолеть ряд нежелательных особенностей обучающихся с ЗПР (ручную неумелость, леность, неусидчивость, поспешность и непродуманность действий, безразличие к результату и пр.), а потому имеет большое воспитательное значение.
Учебный предмет «Технология» имеет отчетливую практико-ориентированную направленность. Его содержание даёт ребёнку представление о технологическом процессе, как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции правил, показывает, как использовать полученные знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности. Практическая деятельность на уроках технологии создает основу для формирования системы специальных технологических действий. Изучение предмета формирует важную компетенцию соблюдения правил безопасной работы и гигиены труда. В ходе реализации рабочей программы его изучения происходит постепенное расширение образовательного пространства обучающегося за пределы образовательной организации (экскурсии вокруг школы, по району, в мастерские и на предприятия, знакомящие обучающихся с ЗПР с видами и характером профессионального труда). В ходе выполнения практических заданий совершенствуются возможности планирования деятельности, контроля ее качества, общей организации, коррекции плана с учетом изменившихся условий, что в совокупности способствует формированию произвольной регуляции. Создаются условия, формирующие навык работы в малых группах, а также необходимые коммуникативные действия и умения. Все это способствует достижению запланированных метапредметных и личностных результатов образования, формированию универсальных учебных действий (УУД). Роль предмета «Технология» велика и для успешной реализации программы духовно- нравственного развития, поскольку формирование нравственности непосредственно сопряжено с пониманием значения труда в жизни человека.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности происходит через развитие восприятия, зрительной памяти и внимания. Уточняются представления о свойствах предметов (цвет, форма, величина) и способах их преобразования. Выполнение различных операций осуществляет пропедевтическую функцию, обеспечивающую усвоение таких тем как измерение, 6 единицы измерения, геометрические фигуры и их свойства, симметрия и др.
Обучающиеся с ЗПР характеризуются существенными индивидуально-типологическими различиями, которые проявляются и устойчивостью учебных затруднений (из-за дефицита познавательных способностей), и мотивационно-поведенческими особенностями, и степенью проявления дисфункций (нарушений ручной моторики, глазомера, возможностей произвольной концентрации и удержания внимания). В связи с этим от учителя требуется обеспечение индивидуального подхода к детям, и уроки по предмету «Технология» создают полноценную возможность для этого.
На уроках для всех обучающихся с ЗПР необходимо: при анализе образца изделий уточнять название и конкретизировать значение каждой детали;
- выбирать для изготовления изделие с простой конструкцией, которое можно изготовить за одно занятие;
осуществлять постоянную смену деятельности для профилактики утомления и пресыщения;
- трудности в проведении сравнения выполняемой работы с образцом, предметно-инструкционным или графическим планом требуют предварительного обучения указанным действиям.
Кроме того недостаточное овладение разными видами контроля результата (глазомерный, инструментальный) повышают роль педагога как внешнего регулятора деятельности и помощника в формировании необходимых навыков, а недостаточность пространственной ориентировки, недоразвитие моторных функций (нарушены моторика пальцев и кисти рук, зрительно-двигательная координация, регуляция мышечного усилия) требует действий, направленных на коррекцию этих дисфункций не только от учителя, но и от других участников сопровождения. Степень же отставания в формировании системы произвольной регуляции, так же как и несовершенства мыслительных операций, может различаться. При существенном отставании в сформированности указанных психологических составляющих учителю рекомендуется: при объяснении материала использовать пошаговую инструкцию, пошаговый контроль и- оказание стимулирующей, организующей и обучающей помощи; затруднения при планировании (нарушение последовательности, пропуск операций,- повторение пунктов плана) делают адекватным присутствие наглядного пошагового плана действий; объем заданий и техническая сложность работы определяется в зависимости от- функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики (быстрая истощаемость, низкая работоспособность, пониженного общего тонуса и др.). Значение предмета «Технология» в общей системе коррекционно-развивающей работы7 Общая система коррекционно-развивающей работы с обучающимися, имеющими ЗПР, конкретизируется в каждой образовательной организации в зависимости от материально- технической базы и кадрового потенциала, однако требует согласованных усилий участников сопровождения, обсуждения результатов на психолого-медико-педагогических консилиумах и педагогических советах (если образование реализуется в отдельных организациях). Объектами коррекционно-развивающей и психокоррекционной работы становятся недостатки познавательной деятельности, отклонения в эмоционально-волевой сфере личности, трудности межличностного взаимодействия, различные неспецифические дисфункции. Соответственно, участники сопровождения рефлексируют коррекционно-развивающий потенциал каждого учебного предмета, и простраивают мониторинг образовательных результатов в соответствии с ним.
Предмет «Технология» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим пунктам: расширение представлений о трудовой деятельности людей;
- развитие возможностей знаково-символического опосредствования деятельности (в качестве- средств выступают схемы изделий, технологические карты); совершенствование пространственных представлений;- улучшение ручной моторики;
- развитие действий контроля;
- совершенствование планирования (в том числе умения следовать плану);
- вербализация плана деятельности;
- умение работать в парах и группах сменного состава;- совершенствование диалогических умений;
- формирование социально одобряемых качеств личности (аккуратность, тщательность,- инициативность и т.п.).
Психокоррекционная направленность заключается также в расширении и уточнении представлений об окружающей предметной и социальной действительности, что реализуется за счет разнообразных заданий, стимулирующих интерес младшего школьника с ЗПР к себе и к миру. Требования речевых отчетов и речевого планирования, постоянно включаемые процесс выполнения работы, способствуют появлению и совершенствованию рефлексивных умений, которые рассматриваются как одно из важнейших психологических новообразований младшего школьника.
Содержание учебного предмета.
Объёмное конструирование из бумаги, работа с рукотворным и природными материалами и предметами, их нестандартное применение 8 ч
История возникновения и применения упаковки. Знакомство с устройством объемных фигур. Грани и ребра куба и параллепипеда. Закрытые параллелепипеды и кубы. Узлы (простая и двойная скользящая петля, одинарная скользящая петля. Порядок и уборка. Необычное применение материалов и предметов для бытового ремонта. Навыки ремонта. Разные виды скрепления материалов. Виды скотча. Знакомство с канцелярским ножом.
Конструирование из бумаги, фольги и проволоки, работа с пластичными материалами, знакомство с культурой поведения в обществе и проведения праздников. 7ч
История игрушек. Кукольная мастерская. Игрушки с подвижными соединениями- дергунчики. Пластическая масса из муки и клея ПВА, ее свойства. Техника папье-маше. Традиции гостеприимства и проведения торжеств и праздников. Новогодние традиции.
Конструирование из различных материалов, работа с текстильными материалами. 8ч
История изобретения колеса. Колесо в жизни человека. Колесный транспорт. Знакомство с циркулем "козья ножка". Полиэтилен. Знакомство с принципами объемного раскроя сложной формы из ткани. История французской игрушки бильбоке.
Закрепление навыков работы с тканью. Мужские и женские профессии. Интервью с родителями. Нитяная графика "изонить".
Устройство и работа компьютера, программы Point, Word и работа с ними.11ч.
История компютеров и компьютерных устройств. Правила безопасного поведения в классе. Устройство компьютера. Назначение клавиш. Мышка. Рабочий стол. Хранение и систематизация информации ( файлы, папки и др.) Имя файла. Элементы рабочего стола. Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе. Компьютерные программы. Операционная система Windows. Рабочий стол. Компьютерная графика. Знакомство с текстовым редактором "Word" и его возможностями. Окно программы "Word" и его элементы. Свойства редактора "Word" .
Предмет «технология» подразумевает как творческое развитие, так и формирование знаний о материалах , инструментах, техниках, умение применять их в работе и быту. Предполагаются разные формы контроля.
При текущем контроле проверяется уровень усвоения умений и навыков работы с конкретным изучаемым материалом и технологией, оцениваются практические работы как результат изучения темы.
Тематический контроль позволяет оценить уровень сформированности учебных действий по разделу. Теоретические действия проверяются в форме тестирования, в которое включаются вопросы о материалах, их свойств работы , изученных приборах и инструментах, основах изученных техник работы с материалами. Практические действия проверяются в виде самостоятельной творческой работы по заданию учителя, во время которого учащиеся самостоятельно изучают рисунок изделия, его поэтапное выполнение, продумывают план работы, создают изделие, опираясь на полученные умения и навыки работы с материалами.
Целью итогового контроля является проверка способности детей к самостоятельной творческой работе. В последнюю неделю четверти, года третьеклассники продумывают идею изделия, подбирают материалы, планируют работу и осуществляют замысел в практической деятельности на итоговом уроке. Для оценки творческих работ учащихся целесообразно применять критериальноеоценивание .
Оцениваются обязательные практические работы, самостоятельные творческие работы, самостоятельно подготовленные сообщения, доклады.
Критерии оценивания самостоятельно подготовленных сообщений, докладов: отбор, систематизация материала в соответствии с темой, заданием, разнообразие источников информации, выразительный устный рассказ, краткость изложения в соответствии с ограничением времени, умение отвечать на вопросы учителя и одноклассников по своему материалу.
Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предмету
Уровень |
Комментарий |
Материал не усвоен |
Обучающийся не владеет изученными материалами и технологиями, не знает соответствующей терминологии, выполняет изделие по образцу с серьезными нарушениями технологии. |
Минимальный уровень |
Минимальные знания о материалах и технологиях, слабое владение терминологией, выполнение работы по образцу с отклонениями от технологии, небрежно. |
Умение оперировать терминологией , обязательной для усвоения,знание изученной информации о материалах и технологиях, выполнение работы по образцу с незначительными отклонениями в конструкции, использовании материалов, в аккуратности исполнения |
|
Программный уровень (Решение нестандартной задачи, которая требует применения новых знаний в непривычных условиях) |
Владение обязательной терминологией,знание информации о материалах и технологиях, способность применять полученные умения , навыки при создании собственных творческих работ с незначительными отклонениями от канонов либо с помощью взрослых |
Свободное владение обязательной терминологией, информацией о материалах и технологиях, умение применять их при создании собственных творческих работ без ошибок и помощи. |
|
Высокий уровень (решение нестандартной задачи с привлечением не входящих в программу данного класса ) |
Владение знаниями, умениями и навыками, терминами, учебными материалами, инструментами, выходящими за границы обязательного к изучению материала, свободное применение обязательных и неизученных технологий и материалов при создании собственных творческих работ без помощи взрослых. |
Критерии оценки теоретических знаний учащихся по технологии
Вид работы |
«5» отлично |
«4» хорошо |
«3» удовлетворительно |
«2» неудовлетворительно |
Устный опрос |
Полные и без ошибочные ответы на все вопросы учителя |
Ответы на вопросы с незначительными ошибками либо с незначительной помощью |
Ответы на вопросы с помощью учителя, одноклассников |
Значительные затруднения при ответах на вопросы, отказ от ответа |
Тестирование |
Выполнение работы без ошибок |
Верное решение не менее 80 процентов заданий либо незначительные недочеты, неполные и неточные ответы на отдельные вопросы |
Верное решение не менее 60 процентов заданий либо неполные, неточные ответы на все вопросы |
Верное решение менее 60 процентов заданий |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1.О.В.Узорова Технология. 3класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник
2.О.В.Узорова Технология. 3класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник
3.Проектор.
4.Интерактивная доска.
5.Чертёжные инструменты : линейка, циркуль.
6.Наборы шаблонов и геометрических фигур.
Тематическое планирование
Технология 34часа
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Тип урока |
Элементы содержания урока |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Личностные |
Метапредметные |
|||||
1 |
|
Мастерская упаковки. Коробочка для скрепочек. |
УИПЗЗ |
Повторение правил организации рабочего места, этапов работы над поделкой, техника безопасности. Планирование учебной деятельности при изучении раздела учебника. Изучение истории упаковочных материалов. Знакомство с устройством объемных фигур. |
Рассказывать об истории упаковки, иметь представление обустройстве объемных фигур, знать и использовать различные способы скрепления плоских деталей, изготавливать конверт, коробочку из готовой развертки. |
Внимательное отношение к красоте окружающего мира, восхищение произведениями искусства. |
Получать информацию из текста, ориентироваться в схеме, чертеже, действовать в соответствии с инструкцией, планом. |
2 |
|
Мастерская упаковки. Подставка для карандашей «Лебедь» |
УКПЗУ |
Изучение устройства развертки подручных упаковочных материалов ( молочного пакета), изготовление подставки»Лебедь» на основе развертки молочного пакета |
Использовать бросовые материалы для изготовления поделок, изготавливать подставку из молочного пакета по готовой выкройке. |
Экологическое мировоззрение |
Удерживать ориентиры, данные учителем, ориентироваться в чертеже, планировать собственную практическую деятельность |
3 |
|
Заниматель ное градостроение. Изготовление поделки «Игральный кубик» |
УИПЗЗ |
Анализ развертки параллелепипеда и куба, выбор правильной развертки из предложенных. Изготовление модели куба и параллелепипеда по готовой развертке. |
Называть части параллелепипеда, изготавливать модель игрового кубика по готовой развертке. |
Понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру |
Анализировать чертеж ,делать выводы на основе анализа изображения, действовать в соответствии с инструкцией, планом, осуществлять взаимооценивание . |
4 |
|
Чертежная мастерская. Изготовление поделки «Загадочное животное» |
КУ |
Изучение строения параллелепипеда. Построение чертежа развертки параллелепипеда. Изучение особенностей скрепления деталей при изготовлении цилиндра, конуса. Изготовление пирамиды по готовой развертке. |
Строить чертеж параллелепипеда, конструировать параллелепипед из построенной развертки, объяснять особенности крепления деталей в объемных фигурах |
Эмоционально-ценностное отношение к результату своего труда. |
Планировать собственную практическую деятельность, формулировать цель и задачу, удерживать ориентиры, следовать инструкции в учебнике, анализировать изображение, делать выводы |
5 |
|
Путешествие в страну порядка. Знакомство с узлами. |
КУ |
Обсуждение необходимости поддержания порядка в личных вещах, особенности хранения различных деталей одежды, изучение способов складывания предметов одежды для аккуратного хранения |
Осознавать необходимость поддержания порядка в личных вещах, аккуратно и ровно складывать предметы одежды, применять правила хранения вещей. |
Стремление к правильной организации быта, к порядку и дисциплине |
Формулировать цель и задачи учебной деятельности, ориентироваться в рисунке инструкции, следовать инструкции при самостоятельной деятельности |
6 |
|
Ремонт на необитаемом острове. Изготовление поделки «Фартук» |
КУ |
Представление необходимости приобретения навыков самообслуживания в разных жизненных ситуациях. Обучение различным способам завязывания узлов. Знакомство с приспособлениями для крепления и упаковки предметов. Использование подручных средств в быту. Изготовление фартука из пакета-сумки |
Называть бытовые приспособления для скрепления, упаковки, закрепления предметов, рационально использовать их по назначению, перечислять способы нетрадиционного использования бытовых приспособлений и материалов в хозяйстве. |
Стремление к правильной организации быта, к порядку и дисциплине |
Ориентироваться в рисунке инструкции, следовать инструкции при самостоятельной деятельности |
7 |
|
Домашние хлопоты. Изготовление поделки «Планшет для планирования» |
КУ |
Представление необходимости приобретения навыков самообслуживания . Распределение обязанностей в классе. Знакомство с необходимостью правильной организации и планировании работы по дому и планов на день. Изготовление планшетов для планирования . |
Осознавать важность навыков самообслуживания в жизни человека. Планировать свой рабочий день. Изготавливать планшет для планирования |
Стремление к правильной организации быта, к порядку и дисциплине |
Планировать свою деятельность, договариваться и распределять обязанности в группе, следовать инструкции, осуществлять контроль и оценку результатов труда. |
8 |
|
Твои творческие достижения. Изготовление поделки « Сундук с сюрпризом» |
КПЗУ |
Самостоятельное изготовление поделок в изученных техниках из подручных материалов по выбору с предварительной подготовкой |
Проектировать и изготавливать поделки на основе изученных приемов, технологий и самостоятельно подобранных материалов. |
Адекватная оценка правильности выполнения задания |
Ставить цель, формулировать задачи и планировать личную практическую деятельность, проектировать собственное изделие ,подбирать материал, осуществлять промежуточный и итоговый контроль, оценивать результат |
9 |
|
Танцующий зоопарк. Изготовление «Пляшущие зверушки» . |
УИПЗЗ |
Планирование учебной деятельности при изучении раздела учебника. Знакомство с историей игрушек, музеями игрушек. Изготовление игрушки с подвижными соединениями. |
Рассказывать об истории игрушек на основе текста учебника и самостоятельных изысканий. Изготавливать игрушки из картона с подвижными соединениями |
Внимательное отношение к красоте окружающего мира, восхищение произведениями искусства |
Ориентироваться в рисунке и инструкции, оценивать результат, корректно строить оценочное высказывание |
10 |
|
Марш игрушек. Изготовление поделки «Квартет» |
УИПЗЗ |
Изучение особенностей конструкций подвижных объемных игрушек, способов подвижного крепления деталей (каркасного, звеньевого, осевого). Изготовление игрушки с подвижными соединениями из проволоки и фольги. |
Называть способы подвижного соединения игрушки. Изготавливать игрушки из фольги и проволоки с использованием способа подвижного соединения деталей по выбору |
Положительная мотивация и познавательный интерес к ручному труду, к изучению свойств используемого материала, адекватная оценка сложности задания и выбор технологии по своим возможностям |
Анализировать и сравнивать разные способы крепления, выбирать наиболее подходящие способ крепления ,следовать плану-инструкции, осуществлять промежуточный и итоговый контроль |
11 |
|
Волшебная лепка.Изготовление поделки «Веселые фигурки» |
УИПЗЗ |
Изучение способов крепления поделки к поверхности, закрепление магнита или булавки к пластиковой массе. Знакомство со способом изготовления и хранения пластиковой массы. Изготовление значков из пластиковой массы с булавочным креплением. |
Описывать технологию изготовления поделочной массы. Изготавливать значки или магниты из поделочной массы. |
Эмоционально-ценностное отношение к результату своего труда. |
Следовать инструкции,проектировать собственное изделие в технологией,осуществлять промежуточной и итоговой самоконтроль,корректно строить высказывание. |
12 |
|
Скульптурные секреты. Поделка «Ваза для сухих букетов» |
КУ |
Знакомство с нестандартными приемами использования клея ПВА. Изготовление салфеточной массы для лепки. Изготовление подставки из молочного пакета и салфеточной массы. |
Описывать технологию изготовления салфеточной массы для лепки. Декорировать поделочной массой бытовые приборы, изготавливать подставку для карандашей на каркасе из молочного пакета. |
Понимание разнообразия и богатства и художественных средств для выражения отношения к окружающему миру. |
Следовать рисованной и текстовой инструкции, удерживать ориентиры учебной деятельности,осуществлять контроль и коррекцию собственной практической деятельности. |
13 |
|
Поход в гости. Изготовление банта и розочки из упаковочной ленты. |
КУ |
Знакомство с правилами этикета при походе в гости, приемами изготовления приглашения, открыток. Знакомство со способами упаковки подарков. Изготовление банта и розочки из упаковочной ленты. |
Применять правила этикета в общении с окружающими людьми, изготавливать бант для праздничной упаковки из упаковочной ленты. |
Применение правил этикета в общении с ровесниками, взрослыми. |
Анализировать изображение и делать выводы о технологии изготовлении, осуществлять поиск информации в различных источниках |
14 |
|
Твои творческие достижения. Коллективная работа «Новогодний огонек» |
УКПЗУ |
Самостоятельное изготовление поделок в изученных техниках из материалов по выбору с предварительной подготовкой. |
Проектировать и изготавливать поделки на основе изученных приемом, технологий из самостоятельно подобранных материалов. |
Положительная мотивация к практической деятельности, адекватная оценка правильности выполнения задания. |
Ставить цель, формулировать задачи и планировать личную практическую деятельность, проектировать собственное изделие, подбирать материал, осуществлять промежуточный и итоговый контроль, оценивать результат, корректно строить оценочное высказывание. |
15 |
|
Твои творческие достижения. Изготовление поделки «Новогодний подарок» |
УКПЗУ |
Самостоятельное изготовление поделок в изученных техниках из материалов по выбору с предварительной подготовкой. |
Проектировать и изготавливать поделки на основе изученных приемом, технологий из самостоятельно подобранных материалов.
|
Положительная мотивация к практической деятельности, адекватная оценка правильности выполнения задания. |
Ставить цель, формулировать задачи и планировать личную практическую деятельность, проектировать собственное изделие, подбирать материал, осуществлять промежуточный и итоговый контроль, оценивать результат, корректно строить оценочное высказывание. |
16 |
|
Колесные истории. Изготовление тележки на основе спичечного коробка. |
УИПЗЗ |
Планирование учебной деятельности при изучении раздела учебника. Знакомство с историей колеса и использованием колеса в жизни человека. Знакомство с функциями циркуля при изготовлении поделок. |
Рассказывать об истории колеса и использовании колеса в технике и быту. Чертить окружность заданных размеров с помощью циркуля. Изготовление тележки из спичечного коробка, зубочисток и картонных кругов. |
Внимательное отношение к красоте окружающего мира, восхищение продуктами человеческого разума. |
Получить информацию из текста и других источников,следовать инструкции, плана, осуществлять самоконтроль и самооценку, корректно строить оценочное высказывание. |
17 |
|
Ателье игрушек. Изготовление мягкой игрушки из старой перчатки. |
КУ |
Знакомство с приемами изготовления игрушек из бросовых материалов. Изготовление мягкой игрушки из старой перчатки. |
Иметь представление о нестандартном использовании предметов быта. Изготовление мягкой игрушки из старой перчатки. |
Положительная мотивация к практической деятельности (ручной труд), к изучению свойств используемого материала. |
Формулировать цель и задачи учебной деятельности, ориентироваться в рисунке инструкции, следовать инструкции при самостоятельной деятельности |
18 |
|
Игрушки и подушки. Изготовление термоаппликации. |
УИПЗЗ |
Знакомство с термоклеевым способом крепления деталей. Повторение правил с Электро - нагревательными приборами. Изготовление термоаппликации. |
Описывать технологию изготовления термоклеевой аппликации на основе полиэтилена и ткани. Изготовление термоаппликации. |
Адекватная оценка правильности выполнения задания. |
Осуществлять совместную работу в паре с учителем, распределять обязанности в соответствии с возможностями, действовать по инструкции-рисунку, инструкции- плану. |
19 |
|
Семинар раскройщиков. |
УИПЗЗ |
Знакомство с технологией и приемами раскроя ткани. Знакомство с французской игрушкой бильбоке. Изготовление бильбоке из пластиковой бутылки и тканево-ватного шарика. Раскрой ткани для изготовления шарика. |
Рассказывать о французской игрушке бильбоке. Изготовление бильбоке из пластиковой бутылки и тканево-ватного шарика. Раскрой ткани для изготовления шарика. |
Осознание возможностей использования навыков владения различными технологиями в быту. |
Получить информацию из текста и других источников, следовать инструкции, плана, осуществлять самоконтроль и самооценку, корректно строить оценочное высказывание. |
20 |
|
Чем пахнут ремесла.Изготовление аппликации из карандашной стружки. |
УИПЗЗ |
Знакомство с некоторыми массовыми профессиями, особенностями труда в разных областях экономики, регионах зависимость профессии от пола, возраста, физических данных. Знакомство с правилами интервьюирования. Интервью с родителями и прохожими о профессиях. |
Рассказывать о распространенных и редких профессиях, понимать необходимость Качественного обучения для овладения профессией. Интервью с родителями и прохожими о профессиях. |
Уважительное отношение к людям труда, разным профессиям, понимание важности сохранения семейных традиций. |
Получать информацию из различных источников,различными способами, применять правила общения с различными слоями населения, осуществлять работу в парах, договариваться и распределять обязанности, анализировать результаты опроса и делать выводы. |
21 |
|
Контурная графика. Изготовление аппликации «Ваза с цветами» |
УИПЗЗ |
Знакомство с техникой «Изонить». Конструирование шаблона для вышивки. |
Рассказывать об основных изобразительных средствах графики. Иметь представление о технике «Изонить». Изготавливать простейшую поделка в технике «изонить». |
Понимание разнообразия и богатства и художественных средств для выражения отношения к окружающему миру. |
Анализировать схему изделия,следовать плану при выполнении задания, осуществлять текущий и итоговый самоконтроль,оценивать результат. |
22 |
|
Любимые фенечки. Изготовление бус из цветной бумаги. |
УИПЗЗ |
Знакомство с термином «фенечка». Изучение приемов изготовления бус из бумаги, бисера, технологии плетения из бисера. |
Иметь представление о термине «фенечка», изготавливать бусы из бумаги и простые украшения из бисера. |
Положительная мотивация к практической деятельности (ручной труд), к изучению свойств используемого материала. |
Получить информацию из текста и других источников, следовать инструкции, плана, осуществлять самоконтроль и самооценку, корректно строить оценочное высказывание. |
23 |
|
Твои творческие достижения. Изготовление поделки по выбору. |
УКПЗУ |
Самостоятельное изготовление поделок в изученных техниках из материалов по выбору с предварительной подготовкой. |
Проектировать и изготавливать поделки на основе изученных приемом, технологий из самостоятельно подобранных материалов.
|
Положительная мотивация к практической деятельности, адекватная оценка правильности выполнения задания. |
Ставить цель, формулировать задачи и планировать личную практическую деятельность, проектировать собственное изделие, подбирать материал, осуществлять промежуточный и итоговый контроль, оценивать результат, корректно строить оценочное высказывание. |
24 |
|
Секреты рабочего стола. История компьютера. Знакомство с компьютером. |
УИПЗЗ |
Планирование учебной деятельности при изучении раздела учебника. Знакомство с развитием компьютерных технологий. Использование компьютера в быту. |
Рассказывать об истории компьютера и вычислительной техники. |
Осознание роли человеческого разума в эволюции науки и техники. |
Получать информацию из различных источников и делать выводы. |
25 |
|
Секреты рабочего стола. История компьютера. Знакомство с носителями информации. |
УКПЗУ |
Знакомство с устройством компьютера. дополнительными устройствами (колонки, сканер, принтер, сканер).Изучение клавиатуры. |
Называть составные части компьютера и дополнительные устройства. Различать средства для хранения информации. |
Уважительное отношение к труду разным профессиям. |
Наблюдать, фиксировать результаты наблюдения, действовать по алгоритму, осуществлять компьютерные сервисы для формирования скоропечатания. |
26 |
|
Волшебные окна. Работа с пусковым меню. |
УИПЗЗ |
Знакомство с устройством рабочего стола, иконками программ и сервисов, папками и файлами, окнами. Работа с пусковым меню. Корректное включение компьютера. |
Включать и выключать компьютер. Знать расположение и символы рабочего стола. Понимать назначение пускового меню ,использовать пусковое меню для работы на компьютере. |
Положительная мотивация и познавательный интерес к изучению свойств компьютера. |
Работать в паре и мини-группе. договариваться о режиме совместной работе, работать по инструкции учителя, по аналогии. |
27 |
|
Город компьютерных художников. Создание и сохранение рисунка. |
УИПЗЗ |
Знакомство с продуктами компьютерной графики. Знакомство с программой Paint. Интерфейсом, функциями, инструментами программы. |
Знать назначение графических редакторов. Запускать программу Paint, использовать основные функции и инструменты. |
Положительная мотивация и познавательный интерес к изучению компьютерных программ. |
Получить информацию из текста и других источников, следовать образцу действий, договариваться о режиме совместной работы, осуществлять взаимопомощь. |
28 |
|
Компьютерный дизайн. Создание и сохранение рисунка. |
КУ |
Продолжение освоения инструментов и функций графического редактора Paint. Заливка фона и объекта. |
Использовать инструменты программы Paint для создание творческих работ. |
Понимание разнообразия и богатства и художественных средств для выражения отношения к окружающему миру. |
Следовать образцу действий, договариваться о режиме совместной работы, осуществлять взаимопомощь. |
29 |
|
Занимательное черчение. Построение геометрических объектов. |
КУ |
Продолжение освоения инструментов и функций графического редактора Paint. Передвижение, копирование объектов. |
Использовать инструменты программы Paint для создание творческих работ. |
Адекватная оценка правильности выполнения задания. |
Использовать возможность компьютерных сервисов для создания собственных авторских продуктов, договариваться при работе в паре, распределять обязанности, осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку. |
30 |
|
Занимательное черчение. Волшебный лес» |
УКПЗУ |
Черчение ровных линий. Применение изученных приемом рисования при создании рисунка на заданную тему. |
Использовать инструменты программы Paint для создание творческих работ. |
Положительная мотивация и познавательный интерес к изучению компьютерных программ. |
Синтезировать собственные творческие продукты на основе анализа изученного материала, осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку. |
31 |
|
Аллея редакторов. Создание и форматирование, сохранение документа. |
УИПЗЗ |
Знакомство с интерфейсом, функциями и инструментами текстового редактора Word. |
Иметь представление о текстовых редакторах. Запускать программу Word, ориентировать в интерфейсе программы. Использовать основные инструменты для создания документа. |
Осознание важности владения компьютерными технологиями для современной жизни. |
Осваивать новые приемы и способы действия, договариваться при работе в паре, распределять обязанности, осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку. |
32 |
|
Улица виртуальных писателей. Редактирование текста. |
УКПЗУ |
Продолжение знакомства с функциями и инструментами программы Word. |
Редактировать документ в программе Word, использовать графические и дизайнерские возможности программы. |
Положительная мотивация и познавательный интерес к изучению компьютерных программ. |
Корректно строить оценочное высказывание, осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку |
33 |
|
Твои творческие достижения. Изготовление красочного приглашения. |
УСОЗУ |
Изготовление красочного приглашения на итоговое родительское собрание в 3 классе с использованием возможностей редакторов Paint, Word. |
Использовать изученные возможности графического и текстового редакторов для создания документа на заданную тему. |
Понимание разнообразия и богатства и художественных средств для выражения отношения к окружающему миру.
|
Ставить цель, формулировать задачи и планировать личную практическую деятельность, проектировать собственное изделие, составлять текст и эскиз оформления, осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку, корректно строить оценочное высказывание, |
34 |
|
Твои творческие достижения. Изготовление поделки «Ура, каникулы!» (оформление плана) |
УСОЗУ |
Изготовление красочного приглашения на итоговое родительское собрание в 3 классе с использованием возможностей редакторов Paint, Word. |
Использовать изученные возможности графического и текстового редакторов для создания документа на заданную тему. |
Понимание разнообразия и богатства и художественных средств для выражения отношения к окружающему миру. |
Ставить цель, формулировать задачи и планировать личную практическую деятельность, проектировать собственное изделие, составлять текст и эскиз оформления, осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку, корректно строить оценочное высказывание, |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.