I. Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Технология» 4 класс
Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Личностные результаты изучения курса «Технология» в 4-м классе. У обучающегося будут сформированы:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятия образа «хорошего ученика»,
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные внешние мотивы;
-учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
-осознание себя как гражданина России;
-осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;
-знание основных моральных норм и проекция этих норм на собственные поступки;
-этические чувства (стыда, вины, совести) как регуляторы морального поведения;
-понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживанием;
-эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной материальной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений способа оценки знаний;
-выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
-адекватного понимания причин успешности (неуспешности) учебной деятельности;
-адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учѐта позиции партнѐров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
Осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
-эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные результаты изучения курса «Технология» в 4-м классе
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в т.ч. во внутреннем плане,
-следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
-осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
-различать способ и результат действия;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность:
-самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на разных уровнях;
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как по ходу работы, так и по завершению.
Познавательные результаты изучения курса «Технология» в 4-м классе
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве;
-использовать знаково-символические средства, в т.ч. модели и схемы для решения задач;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах, связях;
-строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
-использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее и поисковое;
-воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;
-работать с информацией, представленной в форме текста, схемы, чертежи;
-анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
-осуществлять синтез как составление целого из частей;
-проводить сравнение, сериацию и классификацию изучаемых объектов по заданным критериям;
-обобщать, самостоятельно выделяя ряд или класс объектов;
-подводить анализируемые объекты под понятие на основе выделения существенных признаков и их синтеза;
-устанавливать аналогии;
-владеть рядом общих приѐмов решения задач.
Обучающийся получит возможность:
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернет;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-осуществлять синтез, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
-находить несколько источников информации, делать выписки из используемых источников;
-осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-произвольно и осознанно владеть общими приѐмами решения задач.
Коммуникативные результаты изучения курса «Технология» в 4-м классе
Обучающийся научится:
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
-строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
-допускать возможности существования у людей различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих сего собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации при сотрудничестве;
-контролировать действия партнѐра;
-контролировать действия партнѐра;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-строить понятные для партнѐра высказывания;
-задавать вопросы;
-использовать речь для регуляции своих действий.
Обучающийся получит возможность:
-учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐров при выработке общего решения;
-с учѐтом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
и сотрудничества с партнѐром;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Предметные результаты изучения курса «Технология» в 4-м классе
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.
Выпускник научится:
-называть наиболее распространенные в своем регионе профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности;
-понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность - и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;
-анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;
-организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Выпускник получит возможность научиться:
-уважительно относиться к труду людей;
-понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
-понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Выпускник научится:
-на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
-отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;
-применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
-выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
-прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
Конструирование и моделирование
Выпускник научится:
-анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
-решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
-изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
-соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток;
-создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.
II. Содержание учебного предмета «Технология»4 класс (34 часа)
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Искусственные материалы.
Бумага и картон (16 ч)
Виды бумаги, используемые на уроках: цветная для аппликаций и для принтера, копирка, калька, ватман. Свойства бумаги: цвет, прозрачность, толщина, фактура поверхности, прочность.
Виды картона, используемые на уроках: цветной, гофрированный.
Выбор бумаги и картона для изделий по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей. Экономное расходование бумаги и картона при разметке на глаз, через копирку, на просвет, по шаблону, по линейке и по угольнику.
Использование измерений для решения практических задач: виды условных графических изображений – простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контурная, размерная, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме.
Инструменты и приспособления для обработки бумаги и картона: карандаш простой, ножницы, канцелярский нож, шило, линейка, угольник, линейка с бортиком (для работы с ножом), кисточка для клея, шаблоны, подкладной лист, дощечка для выполнения работ с канцелярским ножом и шилом. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц, канцелярского ножа, шила.
Основные технологические операции ручной обработки бумаги и картона: разметка, резание ножницами, надрезание канцелярским ножом, прокалывание шилом, гофрирование, сгибание, скручивание, сборка и скрепление деталей (клеевое, ниточное, скотчем, скобами, гвоздём, проволокой, «в надрез»), переплетение (соединение в щелевой замок), отделка аппликацией, сушка.Практические работы: изготовление новогодних подвесок, масок, открыток, декоративных композиций, головоломок, игрушек, аппликаций.
Текстильные материалы (6ч)
Виды тканей, используемые на уроках: ткани растительного и животного происхождения. Сопоставление тканей по переплетению нитей. Экономное расходование ткани при раскрое.
Нитки, используемые на уроках: мулине, для вязания.
Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечком, ножницы, портновский мел, выкройки, картонные кольца. Приёмы рационального и безопасного использования игл, булавок, шила.
Основные технологические операции ручной обработки текстильных материалов: отмеривание нитки, закрепление конца нитки узелком и петелькой, продѐргивание бахромы, разметка через копирку, раскрой деталей по выкройке, резание ножницами, наклеивание ткани и ниток на картонную основу, сшивание деталей из ткани ручным швом «строчка», обработка края ткани петельным швом, вышивание простым крестом, наматывание ниток на кольца, натяжение ниток.
Практические работы: изготовление вышитых закладок, лент, мини-панно, футляров, нитяной графики.
Металлы (3 ч)
Практическое применение металлов в жизни. Виды проволоки. Выбор проволоки с учѐтом еѐ свойств: упругость, гибкость, толщина. Экономное расходование материалов при разметке.
Инструменты и приспособления для обработки металлов: ножницы, кисточка с тонкой ручкой, подкладная дощечка.
Основные технологические операции ручной обработки металлов: разметка на глаз, по шаблону, резание ножницами, сгибание, скручивание, тиснение.
Практические работы: изготовление каркасных моделей человечков, брошек.
Утилизированные материалы (8ч)
Практическое применение утилизированных материалов в жизни. Виды материалов, используемые на уроках: пластиковые ѐмкости, упаковочная тара из пенопласта. Выбор материалов по их конструктивным свойствам.
Инструменты и приспособления для обработки утилизированных материалов: ножницы, нож канцелярский, шило, кисть для клея, фломастер, дощечка для выполнения работ с ножом и шилом. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц, канцелярского ножа и шила.
Основные технологические операции ручной обработки утилизированных материалов: прокалывание шилом, сборка и скрепление деталей (клеевое, ниточное), тиснение, шлифование наждачной бумагой, отделка шпагатом, окрашивание.
Практические работы: изготовление вазы для осеннего букета, подставок, новогодних подвесок, игрушек-сувениров.
Конструирование и моделирование (1ч)
Конструирование и моделирование несложных технических объектов по заданным (функциональным) условиям.
Практические работы: изготовление осадкомера.
III. Тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
1 |
Ваза для осеннего букета |
1 |
2
|
Пластмассы. Подставки из пластиковых емкостей |
1 |
3
|
Головоломка. |
1 |
4 |
Головоломка. |
1 |
5 |
Игрушка-перевёртыш |
1 |
6 |
Игрушка-перевёртыш |
1 |
7 |
Ремонт книг |
1 |
8 |
Олимпийский символ из пяти колец |
1 |
9 |
Металлы Спортивный значок |
1 |
10 |
Каркасные модели из проволоки |
1 |
11 |
Каркасные модели из проволоки |
1 |
12 |
Лепка декоративного рельефа |
1 |
13 |
Игрушка- гармошка |
1 |
14 |
Игрушка- гармошка |
1 |
15 |
Бусы из бумаги в технике оригами |
1 |
16 |
Новогодние фонарики |
1 |
17 |
Новогодние фонарики |
1 |
18 |
Подвеска из пенопласта |
1 |
19 |
Подвеска из пенопласта |
1 |
20 |
Маска из бумаги. |
1 |
21 |
Футляр из ткани |
1 |
22 |
Игрушка из бумаги |
1 |
23 |
Игрушка из бумаги |
1 |
24 |
Оформление изделий вышивкой простым крестом |
1 |
25 |
Оформление изделий вышивкой простым крестом |
1 |
26 |
Декоративное панно |
1 |
27 |
Подарочная открытка |
1 |
28 |
Подарочная открытка |
1 |
29 |
Ремонт одежды |
1 |
30 |
Ремонт одежды |
1 |
31 |
Сборка моделей транспортирующих устройств |
1 |
32 |
Фигурки из глины и пластических материалов |
1 |
33 |
Проект коллективного создания макета села Мирного |
1 |
34 |
Проект коллективного создания макета села Мирного |
1 |
Тематическое планирование
№ |
Название разделов |
Количество часов |
1 |
Бумага и картон |
16 ч |
2 |
Текстильные материалы |
6 ч |
3 |
Металлы |
3 ч |
4 |
Утилизированные материалы |
8 ч |
5 |
Конструирование и моделирование |
1 ч |
Приложение
Материально-технического обеспечения образовательного процесса
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по технологии федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г) и обеспечена:
Методические пособия для учащихся:
Рагозина Т.М, Гринева А.А., Голованова И.Л. Технология. 4 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2013г.
Учебно-методические пособия для учителя
Рагозина Т.М, Гринева А.А., Мылова И.Б. Технология. 4 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник.
Программа по курсу «Технология»:
Авторская программа по технологии Т.М. Рогозиной, И.Б. Мыловой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2012 г. – Ч.2: 192 с. Проект «Перспективная начальная школа» ,разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).
Критерии выставления оценок
За ответы на теоретические вопросы
Отметка «5» ставится, если учащийся:
- изложил содержание своего ответа на вопрос, при
этом выявленные знания
примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в учебнике базового
уровня;
Отметка «4» ставится, если учащийся допустил малозначительные ошибки или недостаточно полно раскрыл содержание вопроса, а затем в процессе беседы с учителем самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения.
Отметка «3» ставится, если при ответе ученик обнаружил наличие минимального объема знаний, не смог в процессе беседы самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения.
Отметка «2» ставится, если ученик не знает определения понятий, не владеет даже минимальным фактическим материалом, определенным в образовательном стандарте.
За выполнение практического задания
Отметка «5» ставится, если
- задание выполнено качественно, без нарушения
соответствующей
технологии.
Отметка «4» ставится, если:
- задание выполнено с небольшими отклонениями (в
пределах нормы)
соответствующей технологии изготовления.
Отметка «3» ставится, если:
задание выполнено с серьезными замечаниями по соответствующее технологии изготовления.
Отметка «2» ставится, если ученик:
- задание не выполнил.
Оценка творческих проектов должна осуществляться по следующим критериям:
- пояснительная записка: общее оформление, технология изготовления изделия (эскиз изделия и его описание, выбор материалов, оборудования, инструментов, приспособлений и правила техники безопасности работы с ними, краткая последовательность изготовления изделия);
- изделие: оригинальность, качество, практическая значимость;
- защита
проекта: четкость, ясность и убедительность изложения, глубина
знаний, ответы на вопросы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.