Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для обучающихся 3 общеобразовательного класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №1 сельского поселения «Село Троицкое»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2015 г.), Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 1 сельского поселения «Село Троицкое» на период 2014 – 2018 учебных годов, Примерной программой «Технология», Программы Технология. Предметная линия учебников системы "Перспектива". 1-4 классы Роговцева Н. И., Анащенкова С. В Москва «Просвещение» 2015, Положения МБОУ СОШ №1 «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)»
Место предмета в учебном плане.
Учебный план начального общего образования МБОУ СОШ № 1 ориентирован на 35 учебных недель. На изучение технологии в 3 классе отводится 1 час в неделю, всего – 35 часов. На изучение программного материала 35 часов. Каждый урок включает в себя исследование, проектирование, выполнение работы.
Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, промежуточный (четверть, полугодие), итоговый.
Основные формы контроля: коллективная творческая работа, индивидуальная творческая работа, выставка работ, проект.
1.Содержание программы
Как работать с учебником (1 час)
Повторение изученного в предыдущих классах. Особенности содержания учебника 3 класса. Деятельность человека в культурно-исторической среде, в инфраструктуре современного города. Профессиональная деятельность человека в городской среде.
ЧЕЛОВЕК И ЗЕМЛЯ (21 час)
Архитектура.
Основы черчения. Выполнение чертежа и масштабирование при изготовлении изделия. Объемная модель дома. Оформление изделия по эскизу.
Городские постройки.
Назначение городских построек, их архитектурные особенности. Объемная модель телебашни из проволоки.
Парк.
Природа в городской среде. Профессии, связанные с уходом за растениями в городских условиях. Композиция из природных материалов. Макет городского парка.
Проект «Детская площадка».
Алгоритм построения деятельности в проекте, выделение этапов проектной деятельности. Создание тематической композиции, оформление изделия. Презентация результатов проекта, его защита.
Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани.
Виды и модели одежды. Школьная форма и спортивная форма. Ткани, из которых изготавливают разные виды одежды. Предприятие по пошиву одежды. Выкройка платья. Виды и свойства тканей, пряжи. Природные и химические волокна. Способы украшения одежды – вышивка, монограмма. Правила безопасной работы с иглой. Различные виды швов с использованием пяльцев. Техника выполнения стебельчатого шва.
Аппликация. Виды аппликации. Алгоритм выполнения аппликации.
Изготовление тканей.
Технологический процесс производства тканей. Производство полотна ручным способом. Прядение, ткачество, отделка. Виды плетения в ткани (основа, утк). Гобелен, технологический процесс его создания. Изготовление гобелена по образцу. Сочетание цветов в композиции.
Вязание.
История вязания. Способы вязания. Виды и назначение вязаных вещей. Инструменты для ручного вязания – крючок и спицы. Правила работы вязальным крючком. Приемы вязания крючком.
Одежда для карнавала.
Проведение карнавала в разных странах. Особенности карнавальных костюмов из подручных материалов. Выкройка. Крахмал, его приготовление. Крахмаление тканей. Работа с тканью. Изготовление карнавального костюма.
Бисероплетение.
Виды бисера. Свойства бисера и способы его использования. Виды изделий из бисера. Материалы, инструменты и приспособления для работы с бисером. Леска, ее свойства и особенности.
Кафе.
Знакомство с работой кафе. Профессиональные обязанности повара, кулинара, официанта. Правила поведения в кафе. Выбор блюд. Способы определения массы продуктов при помощи мерок.
Работа с бумагой, конструирование модели весов.
Фруктовый завтрак.
Приготовление пищи. Кухонные инструменты и приспособления. Способы приготовления пищи (без термической обработки и с термической обработкой). Меры безопасности при приготовлении пищи. Правила гигиены при приготовлении пищи. Рецепты блюд.
Освоение способов приготовления пищи. Приготовление блюда по рецепту и определение его стоимости.
Колпачок-цыпленок.
Сервировка стола к завтраку. Сохранение блюда теплым. Свойства синтепона. Работа с тканью. Изготовление колпачка для яиц.
Бутерброды.
Блюда, не требующие тепловой обработки, – холодные закуски. Приготовление холодных закусок по рецепту. Питательные свойства продуктов. Простейшая сервировка стола. Приготовление блюд по одной технологии с использованием разных ингредиентов.
Салфетница.
Особенности сервировки праздничного стола. Способы складывания салфеток. Изготовление салфеток для украшения праздничного стола с использованием симметрии.
Магазин подарков.
Виды магазинов. Особенности работы магазина. Профессии людей, работающих в магазине (кассир, кладовщик, бухгалтер). Информация об изделии (продукте) на ярлыке.
Золотистая соломка.
Работа с природными материалами. Свойства соломки. Ее использование в декоративно-прикладном искусстве. Технология подготовки соломки – холодный и горячий способы. Изготовление аппликации из соломки. Учет цвета, фактуры соломки при создании композиции.
Упаковка подарков.
Значение подарка для человека. Правила упаковки и художественного оформления подарков. Основы гармоничного сочетания цветов при составлении композиции. Оформление подарка в зависимости от того, кому он предназначен. Учет при выборе оформления подарка его габаритных размеров и назначения.
Автомастерская.
Знакомство с историей создания и устройством автомобиля. Работа с картоном. Построение развертки при помощи вспомогательной сетки. Технология конструирования объемных фигур.
Создание объемной модели грузовика из бумаги. Тематическое оформление изделия.
Грузовик.
Работа с металлическим конструктором. Анализ конструкции готового изделия. Детали конструктора. Инструменты для работы с конструктором. Выбор необходимых деталей. Способы их соединения. Сборка изделия.
1.2. Планируемые результаты
Предметные результаты
Ученик получит возможность:
· познакомиться с видами декоративно-прикладного искусства (хохломской росписью, Городецкой росписью, дымковской игрушкой), их особенностями, историей возникновения и развития, способом создания.
Ученик научится:
· называть основные виды профессиональной (ремесленнической) деятельности человека: гончар, пекарь, корзинщик, плотник, резчик по дереву и т.д.
· организовывать рабочее место с помощью учителя для работы с материалами: бумагой, пластичными материалами, природными материалами (крупами, яичной скорлупой, желудями, скорлупой от орехов, каштанами, ракушки), тканью
· с инструментами: ножницами, стеки, швейной иглой, шилом;
· с инструментами: челнок, пяльцы (вышивание), нож (для разрезания), циркуль
· соблюдать правила безопасной работы с инструментами при выполнении изделия;
· различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы;
· при помощи учителя проводить анализ простейших предметов быта по используемому материалу, назначению;
· объяснять значение понятия «технология», как процесс изготовления изделия на основе эффективного использования различных материалов
Личностные результаты
· положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека, как создателя и хранителя этнокультурного наследия;
· ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека и культурно историческому наследию;
· этические нормы (сотрудничества, взаимопомощи, ответственности) при изготовлении изделия, работе в паре и выполнении проекта;
· простейшие навыки самообслуживания (уход за одеждой, ремонт одежды);
· потребность соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия.
Метапредметные результаты
Познавательные
· проводить защиту проекта по заданному плану;
· использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работе с материалами учебника;
· проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя.
Регулятивные
· принимать и сохранять учебную задачу при выполнении изделия;
· изменять план выполнения работы при изменении конструкции или материалов;
· проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи учителя;
· осуществлять действия по заданному правилу и собственному плану;
· контролировать свою деятельность при выполнении изделия на основе текстового плана;
· проводить оценку своих действий.
Коммуникативные
· слушать собеседника, допускать возможность существования другого суждения, мнения;
· уметь договариваться и приходить к общему решению, учитывая мнение партнера при работе в паре и над проектом;
· выполнять работу в паре: договариваться о правилах взаимодействия, общаться с партнером в соответствии с определёнными правилами.
ЧЕЛОВЕК И ВОДА ( 4 часа)
Мосты.
Мост, путепровод, виадук. Виды мостов, их назначение. Конструктивные особенности мостов. Моделирование. Изготовление модели висячего моста. Раскрой деталей из картона. Работа с различными материалами. Соединение деталей – натягивание нитей.
Водный транспорт.
Водный транспорт. Виды водного транспорта.
Проект «Водный транспорт».
Проектная деятельность. Работа с бумагой. Заполнение технологической карты.
Океанариум.
Океанариум и его обитатели. Ихтиолог. Мягкие игрушки. Виды мягких игрушек. Правила и последовательность работы над мягкой игрушкой. Технология создания мягкой игрушки из подручных материалов.
Проект «Океанариум».
Работа с текстильными материалами. Изготовление упрощенного варианта мягкой игрушки.
Фонтаны.
Фонтаны. Виды и конструктивные особенности фонтанов. Изготовление объемной модели фонтана из пластичных материалов по заданному образцу.
Предметные результаты
Ученик получит возможность:
· комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
· осмыслить возможности использования одной технологии для изготовления разных изделий;
· осмыслить значение инструментов и приспособлений в практической работе, профессиях быту и профессиональной деятельности;
· оформлять изделия по собственному замыслу;
· выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий;
· подбирать материал наиболее подходящий для выполнения изделия.
Ученик научится:
- приемы работы с нитками (наматывание);
- различать виды ниток, сравнивая их свойств (цвет, толщина);
выбирать нитки в зависимости от выполняемых работ и назначения.
Личностные результаты
· положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека, как создателя и хранителя этнокультурного наследия;
· ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека и культурно историческому наследию;
· интерес к поисково-исследовательской деятельности, предлагаемой в заданиях учебника;
· потребность соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия;
· представления о значении проектной деятельности.
· интерес к конструктивной деятельности.
Метапредметные результаты
Познавательные
· использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работе с материалами учебника;
· проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя.
Регулятивные
· принимать и сохранять учебную задачу при выполнении изделия;
· дополнять слайдовый и /или текстовый план выполнения изделия, предложенный в учебнике недостающими или промежуточными этапами под руководством учителя;
· изменять план выполнения работы при изменении конструкции или материалов;
· проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи учителя;
· осуществлять действия по заданному правилу и собственному плану;
· контролировать свою деятельность при выполнении изделия на основе текстового плана;
· проводить оценку своих действий.
Коммуникативные
· формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации и учебной задачи;
· проявлять инициативу в ситуации общения.
ЧЕЛОВЕК И ВОЗДУХ(3 часа)
Зоопарк.
История возникновения зоопарков в России. Бионика. Искусство оригами. Техники оригами. Мокрое складывание. Условные обозначения техники оригами.
Вертолетная площадка.
Особенности конструкции вертолета. Профессии: летчик, штурман, авиаконструктор. Конструирование модели вертолета. Материал – пробка.
Воздушный шар.
Техника папье-маше. Создание предметов быта. Украшение города и помещений при помощи воздушных шаров. Варианты цветового решения композиции из воздушных шаров. Способы соединения деталей при помощи ниток и скотча.
Внеклассная деятельность «Украшаем город».
Предметные результаты
· Ученик получит возможность:
· изменять конструкцию изделия и способ соединения деталей;
· создавать собственную конструкцию изделия по заданному образцу.
Ученик научится:
· выделять детали конструкции, называть их форму и определять способ соединения;
· анализировать конструкцию изделия по рисунку, фотографии, схеме и готовому образцу;
· изменять детали конструкции изделия для создания разных вариантов изделии;
· анализировать текстовый и слайдовый план изготовления изделия;
· изготавливать конструкцию по слайдовому плану или заданным условиям.
Личностные результаты
· положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека, как создателя и хранителя этнокультурного наследия;
· ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека и культурно историческому наследию;
· интерес к конструктивной деятельности.
Метапредметные результаты
Познавательные
· использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работе с материалами учебника;
· проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя.
Регулятивные
· изменять план выполнения работы при изменении конструкции или материалов;
· проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи учителя;
· проводить оценку своих действий.
Коммуникативные
· формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации и учебной задачи;
· проявлять инициативу в ситуации общения.
ЧЕЛОВЕК И ИНФОРМАЦИЯ ( 5 часов)
Переплётная мастерская.
Книгопечатание. Основные этапы книгопечатания.
Печатные станки, печатный пресс, литера. Конструкция книг (книжный блок, обложка, переплёт, слизура, крышки, корешок). Профессиональная деятельность печатника, переплётчика. Переплёт книги и его назначение. Декорирование изделия. Переплёт листов в книжный блок.
Почта.
Способы общения и передачи информации. Почта. Телеграф. Особенности работы почты и профессиональная деятельность почтальона. Виды почтовых отправлений. Понятие «бланк».
Процесс доставки почты. Корреспонденция. Заполнение бланка почтового отправления.
Кукольный театр.
Профессиональная деятельность кукольника, художника-декоратора, кукловода. Пальчиковые куклы.
Театральная афиша, театральная программка. Правила поведения в театре. Спектакль.
Осмысление способов передачи информации при помощи книги, письма, телеграммы, афиши, театральной программки, спектакля.
Проект «Готовим спектакль».
Проектная деятельность. Изготовление пальчиковых кукол для спектакля. Работа с тканью, шитье.
Афиша.
Программа Microsoft Office Word. Правила набора текста. Программа Microsoft Word Document.doc. Сохранение документа, форматирование, печать.
Создание афиши и программки на компьютере.
Предметные результаты
Ученик получит возможность:
· понимать значение использования компьютера для получения информации;
· осуществлять поиск информации на компьютере под наблюдением взрослого;
· соблюдать правила работы на компьютере и его использования и бережно относиться к технике.
Ученик научится:
Личностные результаты
· ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека и культурно историческому наследию;
· этические нормы (сотрудничества, взаимопомощи, ответственности) при изготовлении изделия;
· потребность соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия.
Метапредметные результаты
Познавательные
· анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать реальные объекты и изделия;
· проводить сравнение предметов, явлений и изделий по самостоятельно предложенным критериям;
Регулятивные
· принимать и сохранять учебную задачу при выполнении изделия;
· изменять план выполнения работы при изменении конструкции или материалов;
· проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи учителя;
· осуществлять действия по заданному правилу и собственному плану;
· контролировать свою деятельность при выполнении изделия на основе текстового плана;
· проводить оценку своих действий.
Коммуникативные
· формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации и учебной задачи;
· проявлять инициативу в ситуации общения.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В,Фрейтаг И.П. Технология. Учебник. 1 класс.
2. Роговцева Н. И., Анащенкова С. В.Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы "Перспектива". 1-4 классы – М. : Просвещение, 2014.
Интернет-ресурсы.
1. Электронная версия газеты «Начальная школа». – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/index.php
2. Я иду на урок начальной школы: основы художественной обработки различных материалов (сайт для учителей газеты «Начальная школа»). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=150010
3. Уроки творчества: искусство и технология в школе. – Режим доступа : http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&lib_no=30015&tmpl=lib
4. Уроки технологии: человек, природа, техника. 1 класс. – Режим доступа : http://www.prosv.ru/ebooks/Rogovceva_Uroki-tehnologii_1kl/index.html
5. ИЗО и технический труд. Медиатека. Педсовет: образование, учитель, школа. – Режим доступа : http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1275
6. Технология. Начальная школа. – Режим доступа : http://vinforika.ru/3_tehnology_es/index.htm
Информационно-коммуникативные средства.
1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).
Календарно – тематическое планирование
№ |
Дата |
Количество часов |
Тема |
Примечание |
1 четверть |
||||
Введение (1 час) |
||||
1 |
|
1 |
Технология, ремесла, материалы, инструменты |
|
Человек и земля ( 21 час) |
||||
2 |
|
1 |
Архитектура. Изделие «Дом». |
Индивидуальная творческая работа |
3 4 |
|
1 1 |
Городские постройки. Изделие «Телебашня». Парк . Изделие «Городской парк». |
Индивидуальная творческая работа |
5 |
|
1 |
Проект «Детская площадка». Изделие «Качалка», «Песочница».
|
Индивидуальная творческая работа |
6 |
|
1 |
Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. Изделие «Строчка стебельчатых стежков». |
Индивидуальная творческая работа |
7 |
|
1 |
Аппликация из ткани. Изделие «Украшение фартука». |
Коллективная творческая работа |
8 9 |
|
2 |
Изготовление тканей. Изделие «Гобелен». Вязание. Изделие «Воздушные петли» |
Выставка работ |
2 четверть |
||||
10 |
|
1 |
Одежда для карнавала. Изделие «Кавалер», «Дама». |
Индивидуальная творческая работа |
11 |
|
1 |
Бисероплетение . Изделие «Браслетик «Цветочки» |
Индивидуальная творческая работа |
12 |
|
1 |
Кафе «Кулинарная сказка». Работа с бумагой. Конструирование. Изделие «Весы». |
Выставка работ |
13 |
|
1 |
Фруктовый завтрак. Изделие «Фруктовый завтрак». |
Коллективная творческая работа |
14 |
|
1 |
Работа с тканью. Изделие «Колпачок – цыпленок для яиц.» |
Индивидуальная творческая работа |
15 |
|
1 |
Кулинария. Изделие «Бутерброды». |
Коллективная творческая работа |
3 четверть |
||||
16 |
|
1 |
Сервировка стола. Изделие «Салфетница» |
Выставка работ |
17 |
|
1 |
Магазин подарков. Работа с пластичными материалами (тестопластика). Лепка. Изделие «Брелок для ключей». |
Коллективная творческая работа |
18 |
|
1 |
Работа |
Индивидуальная творческая работа |
19 |
|
1 |
Работа с бумагой и картоном. Изделие «Упаковка подарков». |
Проект |
20 |
|
1 |
Работа с картоном. Конструирование: автомастерская. Изделие «Фургон «Мороженое» |
Индивидуальная творческая работа |
21 |
|
1 |
Работа с металлическим конструктором. Изделие «Грузовик» |
Индивидуальная творческая работа |
Человек и вода 4 часа |
||||
22 |
|
1 |
Мосты. Работа с различными материалами. Конструирование Изделие «Мост». |
Индивидуальная творческая работа |
23 |
|
1 |
Водный транспорт. Работа с бумагой. Конструирование Изделие «Яхта». |
Проект |
24 |
|
1 |
Океанариум. Работа с текстильными материалами. Шитьё. Изделие «Осьминоги и рыбки» |
Проект |
25 |
|
1 |
Фонтаны. Работа с пластичными материа- лами. Пластилин. Конструирование . Изделие «Фонтаны».
|
Проект |
Человек и воздух 3 часа |
||||
26 |
|
1 |
Зоопарк. Работа с бумагой. Оригами. Изделие «Птицы» |
Индивидуальная творческая работа |
27 |
|
1 |
Вертолётная площадка. Работа с
бумагой |
Выставка работ |
4 четверть |
||||
28 |
|
1 |
Украшаем город. Работа с различными материалами. Папье-маше. Изделие «Воздушный шар». |
Выставка работ |
Человек и информация (5 часов) |
||||
29 |
|
1 |
Кукольный театр. Работа с тканью. Шитьё |
Проект |
30 |
|
1 |
Театр. Конструирование и моделирование. Изделие «Пальчиковые куклы». |
Индивидуальная творческая работа |
31 |
|
1 |
Переплётная мастерская. Изделие «Переплётные работы». |
Индивидуальная творческая работа |
32 |
|
1 |
Почта. Изделие «Заполняем бланк» |
Индивидуальная творческая работа |
33 |
|
1 |
Афиша. Изделие «Афиша», «Программа». |
Коллективная творческая работа |
34 |
|
1 |
Подведение итогов. Мир технологий и его особенности. |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.