ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
основного общего образования,
утверждённой приказом директора
Приказ № -ОД от 30.08.2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ»
10 – 11 КЛАСС
пгт. Уральский
2024 г.
Содержание учебного предмета «ОБЗР»
Модуль № 1. «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства»:
правовая основа обеспечения национальной безопасности;
принципы обеспечения национальной безопасности;
реализация национальных приоритетов как условие обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации;
взаимодействие личности, государства и общества в реализации национальных приоритетов;
роль правоохранительных органов и специальных служб в обеспечении национальной безопасности;
роль личности, общества и государства в предупреждении противоправной деятельности;
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), структура, режимы функционирования;
территориальный и функциональный принцип организации РСЧС, её задачи и примеры их решения;
права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
задачи гражданской обороны;
права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны;
Россия в современном мире, оборона как обязательное условие мирного социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечение её военной безопасности;
роль Вооружённых Сил Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности.
Модуль № 2. «Основы военной подготовки»:
движение строевым шагом, движение бегом, походным шагом, движение с изменением скорости движения, повороты в движении, выполнение воинского приветствия на месте и в движении;
основы общевойскового боя;
основные понятия общевойскового боя (бой, удар, огонь, маневр);
виды маневра;
походный, предбоевой и боевой порядок действия подразделений;
оборона, ее задачи и принципы;
наступление, задачи и способы;
требования курса стрельб по организации, порядку и мерам безопасности во время стрельб и тренировок;
правила безопасного обращения с оружием;
изучение условий выполнения упражнения начальных стрельб из стрелкового оружия;
способы удержания оружия и правильность прицеливания;
назначение и тактико-технические характеристики современных видов стрелкового оружия (автомат Калашникова АК-12, пистолет Ярыгина, пистолет Лебедева);
перспективы и тенденции развития современного стрелкового оружия;
история возникновения и развития робототехнических комплексов;
виды, предназначение, тактико-технические характеристики и общее устройство беспилотных летательных аппаратов (далее – БПЛА);
конструктивные особенности БПЛА квадрокоптерного типа;
история возникновения и развития радиосвязи;
радиосвязь, назначение и основные требования;
предназначение, общее устройство и тактико-технические характеристики переносных радиостанций;
местность как элемент боевой обстановки;
тактические свойства местности, основные её разновидности и влияние на боевые действия войск, сезонные изменения тактических свойств местности;
шанцевый инструмент, его назначение, применение и сбережение;
порядок оборудования позиции отделения;
назначение, размеры и последовательность оборудования окопа для стрелка;
понятие оружия массового поражения, история его развития, примеры применения, его роль в современном бою;
поражающие факторы ядерных взрывов;
отравляющие вещества, их назначение и классификация;
внешние признаки применения бактериологического (биологического) оружия;
зажигательное оружие и способы защиты от него;
состав и назначение штатных и подручных средств первой помощи;
виды боевых ранений и опасность их получения;
алгоритм оказания первой помощи при различных состояниях;
условные зоны оказания первой помощи;
характеристика особенностей «красной», «желтой» и «зеленой» зон;
объем мероприятий первой помощи в «красной», «желтой» и «зеленой» зонах;
порядок выполнения мероприятий первой помощи в «красной», «желтой» и «зеленой» зонах;
особенности прохождения службы по призыву, освоение военно-учетных специальностей;
особенности прохождения службы по контракту;
организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
военно-учебные заведение и военно-учебные центры.
Модуль № 3. «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»:
понятие «культура безопасности», его значение в жизни человека, общества, государства;
соотношение понятий «опасность», «безопасность», «риск» (угроза);
соотношение понятий «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация»;
общие принципы (правила) безопасного поведения;
индивидуальный, групповой, общественно-государственный уровень решения задачи обеспечения безопасности;
понятия «виктимность», «виктимное поведение», «безопасное поведение»;
влияние действий и поступков человека на его безопасность и благополучие;
действия, позволяющие предвидеть опасность;
действия, позволяющие избежать опасности;
действия в опасной и чрезвычайной ситуациях;
риск-ориентированное мышление как основа обеспечения безопасности;
риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности личности, общества, государства.
Модуль № 4. «Безопасность в быту»:
источники опасности в быту, их классификация;
общие правила безопасного поведения;
защита прав потребителя;
правила безопасного поведения при осуществлении покупок в Интернете;
причины и профилактика бытовых отравлений, первая помощь, порядок действий в экстренных случаях;
предупреждение бытовых травм;
правила безопасного поведения в ситуациях, связанных с опасностью получить травму (спортивные занятия, использование различных инструментов, стремянок, лестниц и другое), первая помощь при ушибах переломах, кровотечениях;
основные правила безопасного поведения при обращении и газовыми и электрическими приборами;
последствия электротравмы;
порядок проведения сердечно-легочной реанимации;
основные правила пожарной безопасности в быту;
термические и химические ожоги, первая помощь при ожогах;
правила безопасного поведения в местах общего пользования (подъезд, лифт, придомовая территория, детская площадка, площадка для выгула собак и других);
коммуникация с соседями;
меры по предупреждению преступлений;
аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения;
правила безопасного поведения в ситуации аварии на коммунальной системе;
порядок вызова аварийных служб и взаимодействия с ними;
действия в экстренных случаях.
Модуль № 5. «Безопасность на транспорте»:
история появления правил дорожного движения и причины их изменчивости;
риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности на транспорте;
безопасность пешехода в разных условиях (движение по обочине; движение в тёмное время суток; движение с использованием средств индивидуальной мобильности);
взаимосвязь безопасности водителя и пассажира;
правила безопасного поведения при поездке в легковом автомобиле, автобусе;
ответственность водителя, ответственность пассажира;
представления о знаниях и навыках, необходимых водителю;
порядок действий при дорожно-транспортных происшествиях разного характера (при отсутствии пострадавших; с одним или несколькими пострадавшими; при опасности возгорания; с большим количеством участников);
основные источники опасности в метро, правила безопасного поведения, порядок действий при возникновении опасных или чрезвычайных ситуаций;
основные источники опасности на железнодорожном транспорте, правила безопасного поведения, порядок действий при возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций;
основные источники опасности на водном транспорте, правила безопасного поведения, порядок действий при возникновении опасной и чрезвычайной ситуации;
основные источники опасности на авиационном транспорте, правила безопасного поведения, порядок действий при возникновении опасной, чрезвычайной ситуации.
Модуль № 6. «Безопасность в общественных местах»:
общественные места и их классификация;
основные источники опасности в общественных местах закрытого и открытого типа, общие правила безопасного поведения;
опасности в общественных местах социально-психологического характера (возникновение толпы и давки; проявление агрессии; криминогенные ситуации; случаи, когда потерялся человек);
порядок действий при риске возникновения или возникновении толпы, давки;
эмоциональное заражение в толпе, способы самопомощи, правила безопасного поведения при попадании в агрессивную и паническую толпу;
правила безопасного поведения при проявлении агрессии;
криминогенные ситуации в общественных местах, правила безопасного поведения, порядок действия при попадании в опасную ситуацию;
порядок действий в случаях, когда потерялся человек (ребёнок; взрослый; пожилой человек; человек с ментальными расстройствами);
порядок действий в ситуации, если вы обнаружили потерявшегося человека;
порядок действий при угрозе возникновения пожара в различных общественных местах, на объектах с массовым пребыванием людей (медицинские и образовательные организации, культурные, торгово-развлекательные учреждения и другие);
меры безопасности и порядок действий при угрозе обрушения зданий и отдельных конструкций;
меры безопасности и порядок поведения при угрозе, в случае террористического акта.
Модуль № 7. «Безопасность в природной среде»:
отдых на природе, источники опасности в природной среде;
основные правила безопасного поведения в лесу, в горах, на водоёмах;
общие правила безопасности в походе;
особенности обеспечения безопасности в лыжном походе;
особенности обеспечения безопасности в водном походе;
особенности обеспечения безопасности в горном походе;
ориентирование на местности;
карты, традиционные и современные средства навигации (компас, GPS);
порядок действий в случаях, когда человек потерялся в природной среде;
источники опасности в автономных условия;
сооружение убежища, получение воды и питания;
способы защиты от перегрева и переохлаждения в разных природных условиях, первая помощь при перегревании, переохлаждении и отморожении;
природные чрезвычайные ситуации;
общие правила поведения в природных чрезвычайных ситуациях (предвидеть; избежать опасности; действовать: прекратить или минимизировать воздействие опасных факторов; дождаться помощи);
природные пожары, возможности прогнозирования и предупреждения;
правила безопасного поведения, последствия природных пожаров для людей и окружающей среды;
природные чрезвычайные ситуации, вызванные опасными геологическими явлениями и процессами: землетрясения, извержение вулканов, оползни, камнепады;
возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий, правила безопасного поведения, последствия природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными геологическими явлениями и процессами;
природные чрезвычайные ситуации, вызванные опасными гидрологическими явлениями и процессами: паводки, половодья, цунами, сели, лавины;
возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий, правила безопасного поведения, последствия природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными гидрологическими явлениями и процессами;
природные чрезвычайные ситуации, вызванные опасными метеорологическими явлениями и процессами: ливни, град, мороз, жара;
возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий, правила безопасного поведения, последствия природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными метеорологическими явлениями и процессами;
влияние деятельности человека на природную среду;
причины и источники загрязнения Мирового океана, рек, почвы, космоса;
чрезвычайные ситуации экологического характера, возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий;
экологическая грамотность и разумное природопользование.
Модуль № 8. «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи»
понятия «здоровье», «охрана здоровья», «здоровый образ жизни», «лечение», «профилактика»;
биологические, социально-экономические, экологические (геофизические), психологические факторы, влияющие на здоровье человека;
составляющие здорового образа жизни: сон, питание, физическая активность, психологическое благополучие;
общие представления об инфекционных заболеваниях;
механизм распространения и способы передачи инфекционных заболеваний;
чрезвычайные ситуации биолого-социального характера, меры профилактики и защиты;
роль вакцинации, национальный календарь профилактических прививок;
вакцинация по эпидемиологическим показаниям;
значение изобретения вакцины для человечества;
неинфекционные заболевания, самые распространённые неинфекционные заболевания;
факторы риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний;
факторы риска возникновения онкологических заболеваний;
факторы риска возникновения заболеваний дыхательной системы;
факторы риска возникновения эндокринных заболеваний;
меры профилактики неинфекционных заболеваний;
роль диспансеризации в профилактике неинфекционных заболеваний;
признаки угрожающих жизни и здоровью состояний, требующие вызова скорой медицинской помощи (инсульт, сердечный приступ, острая боль в животе, эпилепсия и другие);
психическое здоровье и психологическое благополучие;
критерии психического здоровья и психологического благополучия;
основные факторы, влияющие на психическое здоровье и психологическое благополучие;
основные направления сохранения и укрепления психического здоровья (раннее выявление психических расстройств; минимизация влияния хронического стресса: оптимизация условий жизни, работы, учёбы; профилактика злоупотребления алкоголя и употребления наркотических средств; помощь людям, перенёсшим психотравмирующую ситуацию);
меры, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья;
первая помощь, история возникновения скорой медицинской помощи и первой помощи;
состояния, при которых оказывается первая помощь;
мероприятия по оказанию первой помощи;
алгоритм первой помощи;
оказание первой помощи в сложных случаях (травмы глаза; «сложные» кровотечения; первая помощь с использованием подручных средств; первая помощь при нескольких травмах одновременно);
действия при прибытии скорой медицинской помощи.
Модуль 9. «Безопасность в социуме»:
определение понятия «общение»;
навыки конструктивного общения;
общие представления о понятиях «социальная группа», «большая группа», «малая группа»;
межличностное общение, общение в группе, межгрупповое общение (взаимодействие);
особенности общения в группе;
психологические характеристики группы и особенности взаимодействия в группе;
групповые нормы и ценности;
коллектив как социальная группа;
психологические закономерности в группе;
понятие «конфликт», стадии развития конфликта;
конфликты в межличностном общении, конфликты в малой группе;
факторы, способствующие и препятствующие эскалации конфликта;
способы поведения в конфликте;
деструктивное и агрессивное поведение;
конструктивное поведение в конфликте;
роль регуляции эмоций при разрешении конфликта, способы саморегуляции;
способы разрешения конфликтных ситуаций;
основные формы участия третьей стороны в процессе урегулирования и разрешения конфликта;
ведение переговоров при разрешении конфликта;
опасные проявления конфликтов (буллинг, насилие);
способы противодействия буллингу и проявлению насилия;
способы психологического воздействия;
психологическое влияние в малой группе;
положительные и отрицательные стороны конформизма;
эмпатия и уважение к партнёру (партнёрам) по общению как основа коммуникации;
убеждающая коммуникация;
манипуляция в общении, цели, технологии и способы противодействия;
психологическое влияние на большие группы;
способы воздействия на большую группу: заражение; убеждение; внушение; подражание;
деструктивные и псевдопсихологические технологии;
противодействие вовлечению молодёжи в противозаконную и антиобщественную деятельность.
Модуль № 10. «Безопасность в информационном пространстве»:
понятия «цифровая среда», «цифровой след»;
влияние цифровой среды на жизнь человека;
приватность, персональные данные;
«цифровая зависимость», её признаки и последствия;
опасности и риски цифровой среды, их источники;
правила безопасного поведения в цифровой среде;
вредоносное программное обеспечение;
виды вредоносного программного обеспечения, его цели, принципы работы;
правила защиты от вредоносного программного обеспечения;
кража персональных данных, паролей;
мошенничество, фишинг, правила защиты от мошенников;
правила безопасного использования устройств и программ;
поведенческие опасности в цифровой среде и их причины;
опасные персоны, имитация близких социальных отношений;
неосмотрительное поведение и коммуникация в Интернете как угроза для будущей жизни и карьеры;
травля в Интернете, методы защиты от травли;
деструктивные сообщества и деструктивный контент в цифровой среде, их признаки;
механизмы вовлечения в деструктивные сообщества;
вербовка, манипуляция, «воронки вовлечения»;
радикализация деструктива;
профилактика и противодействие вовлечению в деструктивные сообщества;
правила коммуникации в цифровой среде;
достоверность информации в цифровой среде;
источники информации, проверка на достоверность;
«информационный пузырь», манипуляция сознанием, пропаганда;
фальшивые аккаунты, вредные советчики, манипуляторы;
понятие «фейк», цели и виды, распространение фейков;
правила и инструменты для распознавания фейковых текстов и изображений;
понятие прав человека в цифровой среде, их защита;
ответственность за действия в Интернете;
запрещённый контент;
защита прав в цифровом пространстве.
Модуль № 11. «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития общества;
понятия «экстремизм» и «терроризм», их взаимосвязь;
варианты проявления экстремизма, возможные последствия;
преступления террористической направленности, их цель, причины, последствия;
опасность вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность: способы и признаки;
предупреждение и противодействие вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность;
формы террористических актов;
уровни террористической угрозы;
правила поведения и порядок действий при угрозе или в случае террористического акта, проведении контртеррористической операции;
правовые основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации;
основы государственной системы противодействия экстремизму и терроризму, ее цели, задачи, принципы;
права и обязанности граждан и общественных организаций в области противодействия экстремизму и терроризму.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «ОБЗР»
Личностные результаты изучения ОБЗР включают:
1) Гражданское воспитание:
сформированность активной гражданской позиции обучающегося, готового
и способного применять принципы и правила безопасного поведения в течение всей жизни;
уважение закона и правопорядка, осознание своих прав, обязанностей и ответственности в области защиты населения и территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций и в других областях, связанных с безопасностью жизнедеятельности;
сформированность базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности как основы для благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства;
готовность противостоять идеологии экстремизма и терроризма, национализма и ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность к взаимодействию с обществом и государством в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения;
готовность к участию в деятельности государственных социальных организаций и институтов гражданского общества в области обеспечения комплексной безопасности личности, общества и государства;
2) Патриотическое воспитание:
сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему народу, памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев Отечества, гордости за свою Родину и Вооружённые Силы Российской Федерации, прошлое и настоящее многонационального народа России, российской армии и флота;
ценностное отношение к государственным и военным символам, историческому и природному наследию, дням воинской славы, боевым традициям Вооружённых Сил Российской Федерации, достижениям России в области обеспечения безопасности жизни и здоровья людей;
сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная убеждённость и готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;
3) Духовно-нравственное воспитание:
осознание духовных ценностей российского народа и российского воинства;
сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности других людей, общества и государства;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, готовность реализовать риск-ориентированное поведение, самостоятельно и ответственно действовать в различных условиях жизнедеятельности по снижению риска возникновения опасных ситуаций, перерастания их в чрезвычайные ситуации, смягчению их последствий;
ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье, культуре и традициям народов России, принятие идей волонтёрства и добровольчества;
4) Эстетическое воспитание:
эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой безопасности жизнедеятельности;
понимание взаимозависимости успешности и полноценного развития и безопасного поведения в повседневной жизни;
5) Ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего текущему уровню развития общей теории безопасности, современных представлений о безопасности в технических, естественно-научных, общественных, гуманитарных областях знаний, современной концепции культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание научно-практических основ учебного предмета ОБЗР, осознание его значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;
способность применять научные знания для реализации принципов безопасного поведения (способность предвидеть, по возможности избегать, безопасно действовать в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях);
6) Физическое воспитание:
осознание ценности жизни, сформированность ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
знание приёмов оказания первой помощи и готовность применять их в случае необходимости;
потребность в регулярном ведении здорового образа жизни;
осознание последствий и активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;
7) Трудовое воспитание:
готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности для развития личности, общества и государства, обеспечения национальной безопасности;
готовность к осознанному и ответственному соблюдению требований безопасности в процессе трудовой деятельности;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, включая военно-профессиональную деятельность;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
8) Экологическое воспитание:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды, осознание глобального характера экологических проблем, их роли в обеспечении безопасности личности, общества и государства;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе соблюдения экологической грамотности и разумного природопользования;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;
расширение представлений о деятельности экологической направленности.
Метапредметные результаты
В результате изучения ОБЗР на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы безопасности личности, общества и государства, обосновывать их приоритет и всесторонне анализировать, разрабатывать алгоритмы их возможного решения в различных ситуациях;
устанавливать существенный признак или основания для обобщения, сравнения и классификации событий и явлений в области безопасности жизнедеятельности, выявлять их закономерности и противоречия;
определять цели действий применительно к заданной (смоделированной) ситуации, выбирать способы их достижения с учётом самостоятельно выделенных критериев в парадигме безопасной жизнедеятельности, оценивать риски возможных последствий для реализации риск-ориентированного поведения;
моделировать объекты (события, явления) в области безопасности личности, общества и государства, анализировать их различные состояния для решения познавательных задач, переносить приобретённые знания в повседневную жизнь;
планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита информации, необходимой для решения стоящей задачи;
развивать творческое мышление при решении ситуационных задач.
Базовые исследовательские действия:
владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в области безопасности жизнедеятельности;
осуществлять различные виды деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и применению для решения различных учебных задач, в том числе при разработке и защите проектных работ;
анализировать содержание учебных вопросов и заданий и выдвигать новые идеи, самостоятельно выбирать оптимальный способ решения задач с учётом установленных (обоснованных) критериев;
раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между реальным (заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) в повседневной жизни;
критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач результаты, обосновывать предложения по их корректировке в новых условиях;
характеризовать приобретённые знания и навыки, оценивать возможность их реализации в реальных ситуациях;
использовать знания других предметных областей для решения учебных задач в области безопасности жизнедеятельности; переносить приобретённые знания и навыки в повседневную жизнь.
Работа с информацией:
владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа различных видов информации из источников разных типов при обеспечении условий информационной безопасности личности;
создавать информационные блоки в различных форматах с учётом характера решаемой учебной задачи; самостоятельно выбирать оптимальную форму их представления;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;
владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике угроз и защите от опасностей цифровой среды;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе с соблюдением требований эргономики, техники безопасности и гигиены.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
осуществлять в ходе образовательной деятельности безопасную коммуникацию, переносить принципы её организации в повседневную жизнь;
распознавать вербальные и невербальные средства общения; понимать значение социальных знаков; определять признаки деструктивного общения;
владеть приёмами безопасного межличностного и группового общения; безопасно действовать по избеганию конфликтных ситуаций;
аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно выявлять проблемные вопросы, выбирать оптимальный способ и составлять план их решения в конкретных условиях;
делать осознанный выбор в новой ситуации, аргументировать его; брать ответственность за своё решение;
оценивать приобретённый опыт;
расширять познания в области безопасности жизнедеятельности на основе личных предпочтений и за счёт привлечения научно-практических знаний других предметных областей; повышать образовательный и культурный уровень.
Самоконтроль, принятие себя и других:
оценивать образовательные ситуации; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при их разрешении; вносить коррективы в свою деятельность; контролировать соответствие результатов целям;
использовать приёмы рефлексии для анализа и оценки образовательной ситуации, выбора оптимального решения;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства, невозможности контроля всего вокруг;
принимать мотивы и аргументы других при анализе и оценке образовательной ситуации; признавать право на ошибку свою и чужую.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы в конкретной учебной ситуации;
ставить цели и организовывать совместную деятельность с учётом общих интересов, мнений и возможностей каждого участника команды (составлять план, распределять роли, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы, договариваться о результатах);
оценивать свой вклад и вклад каждого участника команды в общий результат по совместно разработанным критериям;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях; предлагать новые идеи, оценивать их с позиции новизны и практической значимости; проявлять творчество и разумную инициативу.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения ОБЗР, обеспечивают:
1) знание основ законодательства Российской Федерации, обеспечивающих национальную безопасность и защиту населения от внешних и внутренних угроз; сформированность представлений о государственной политике в области обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера;
2) знание задач и основных принципов организации Единой системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой области; прав и обязанностей гражданин в области гражданской обороны; знание о действиях по сигналам гражданской обороны;
3) сформированность представлений о роли России в современном мире; угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении защиты государства; знание положений общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, формирование представления о военной службе;
4) сформированность знаний об элементах начальной военной подготовки; овладение знаниями требований безопасности при обращении со стрелковым оружием; сформированность представлений о боевых свойствах и поражающем действии оружия массового поражения, а также способах защиты от него;
5) сформированность представлений о современном общевойсковом бое; понимание о возможностях применения современных достижений научно-технического прогресса в условиях современного боя;
6) сформированность необходимого уровня военных знаний как фактора построения профессиональной траектории, в том числе и образовательных организаций осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечении законности и правопорядка;
7) сформированность представлений о ценности безопасного поведения для личности, общества, государства; знание правил безопасного поведения и способов их применения в собственном поведении;
8) сформированность представлений о возможных источниках опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде); владение основными способами предупреждения опасных ситуаций; знать порядок действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
9) сформированность представлений о важности соблюдения правил дорожного движения всеми участниками движения, правил безопасности на транспорте. Знание правил безопасного поведения на транспорте, умение применять их на практике, знание о порядке действий в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях на транспорте;
10) знания о способах безопасного поведения в природной среде; умение применять их на практике; знать порядок действий при чрезвычайных ситуациях природного характера; сформированность представлений об экологической безопасности, ценности бережного отношения к природе, разумного природопользования;
11) знание основ пожарной безопасности; умение применять их на практике для предупреждения пожаров; знать порядок действий при угрозе пожара и пожаре в быту, общественных местах, на транспорте, в природной среде; знать права и обязанности граждан в области пожарной безопасности;
12) владение основами медицинских знаний: владение приемами оказания первой помощи при неотложных состояниях, инфекционных и неинфекционных заболеваний, сохранения психического здоровья; сформированность представлений о здоровом образе жизни и его роли в сохранении психического и физического здоровья, негативного отношения к вредным привычкам; знания о необходимых действиях при чрезвычайных ситуациях биолого-социального и военного характера; умение применять табельные и подручные средства для само- и взаимопомощи;
13) знание основ безопасного, конструктивного общения, умение различать опасные явления в социальном взаимодействии, в том числе криминального характера; умение предупреждать опасные явления и противодействовать им;
14) сформированность нетерпимости к проявлениям насилия в социальном взаимодействии; знания о способах безопасного поведения в цифровой среде; умение применять их на практике; умение распознавать опасности в цифровой среде (в том числе криминального характера, опасности вовлечения в деструктивную деятельность) и противодействовать им;
15) сформированность представлений об опасности и негативном влиянии на жизнь личности, общества, государства деструктивной идеологии в том числе экстремизма, терроризма; знать роль государства в противодействии терроризму; уметь различать приемы вовлечения в деструктивные сообщества, экстремистскую и террористическую деятельность и противодействовать им; знать порядок действий при объявлении разного уровня террористической опасности; знать порядок действий при угрозе совершения террористического акта; совершении террористического акта; проведении контртеррористической операции.
Достижение результатов освоения программы ОБЗР обеспечивается посредством достижения предметных результатов освоения модулей ОБЗР.
10 КЛАСС
Модуль № 1. «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства»:
раскрывать правовые основы и принципы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
характеризовать роль личности, общества и государства в достижении стратегических национальных приоритетов, объяснять значение их реализации в обеспечении комплексной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, приводить примеры;
характеризовать роль правоохранительных органов и специальных служб в обеспечении национальной безопасности;
объяснять роль личности, общества и государства в предупреждении противоправной деятельности;
характеризовать правовую основу защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
раскрывать назначение, основные задачи и структуру Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);
объяснять права и обязанности граждан Российской Федерации в области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
объяснять права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны;
уметь действовать при сигнале «Внимание всем!», в том числе при химической и радиационной опасности;
анализировать угрозы военной безопасности Российской Федерации, обосновывать значение обороны государства для мирного социально-экономического развития страны;
характеризовать роль Вооружённых Сил Российской в обеспечении национальной безопасности.
Модуль № 2. «Основы военной подготовки»:
знать строевые приёмы в движении без оружия;
выполнять строевые приёмы в движении без оружия;
иметь представление об основах общевойскового боя;
иметь представление об основных видах общевойскового боя и способах маневра в бою;
иметь представление о походном, предбоевом и боевом порядке подразделений;
понимать способы действий военнослужащего в бою;
знать правила и меры безопасности при обращении с оружием;
приводить примеры нарушений правил и мер безопасности при обращении с оружием и их возможных последствий;
применять меры безопасности при проведении занятий по боевой подготовке и обращении с оружием;
знать способы удержания оружия, правила прицеливания и производства меткого выстрела;
определять характерные конструктивные особенности образцов стрелкового оружия на примере автоматов Калашникова АК-74 и АК-12;
иметь представление о современных видах короткоствольного стрелкового оружия;
иметь представление об истории возникновения и развития робототехнических комплексов;
иметь представление о конструктивных особенностях БПЛА квадрокоптерного типа;
иметь представление о способах боевого применения БПЛА;
иметь представление об истории возникновения и развития связи;
иметь представление о назначении радиосвязи и о требованиях, предъявляемых к радиосвязи;
иметь представление о видах, предназначении, тактико-технических характеристиках современных переносных радиостанций;
иметь представление о тактических свойствах местности и их влиянии на боевые действия войск;
иметь представление о шанцевом инструменте;
иметь представление о позиции отделения и порядке оборудования окопа для стрелка;
иметь представление о видах оружия массового поражения и их поражающих факторах;
знать способы действий при применении противником оружия массового поражения;
понимать особенности оказания первой помощи в бою;
знать условные зоны оказания первой помощи в бою;
знать приемы самопомощи в бою;
иметь представление о военно-учетных специальностях;
знать особенности прохождение военной службы по призыву и по контракту;
иметь представления о военно-учебных заведениях;
иметь представление о системе военно-учебных центров при учебных заведениях высшего образования.
Модуль № 3. «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»:
объяснять смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск (угроза)», «культура безопасности», «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация», объяснять их взаимосвязь;
приводить примеры решения задач по обеспечению безопасности в повседневной жизни (индивидуальный, групповой и общественно-государственный уровни);
знать общие принципы безопасного поведения, приводить примеры;
объяснять смысл понятий «виктимное поведение», «безопасное поведение»;
понимать влияние поведения человека на его безопасность, приводить примеры;
иметь навыки оценки своих действий с точки зрения их влияния на безопасность;
раскрывать суть риск-ориентированного подхода к обеспечению безопасности;
приводить примеры реализации риск-ориентированного подхода на уровне личности, общества, государства.
Модуль № 4. «Безопасность в быту»:
раскрывать источники и классифицировать бытовые опасности, обосновывать зависимость риска (угрозы) их возникновения от поведения человека;
знать права и обязанности потребителя, правила совершения покупок, в том числе в Интернете; оценивать их роль в совершении безопасных покупок;
оценивать риски возникновения бытовых отравлений, иметь навыки их профилактики;
иметь навыки первой помощи при бытовых отравлениях;
уметь оценивать риски получения бытовых травм;
понимать взаимосвязь поведения и риска получить травму;
знать правила пожарной безопасности и электробезопасности, понимать влияние соблюдения правил на безопасность в быту;
иметь навыки безопасного поведения в быту при использовании газового и электрического оборудования;
иметь навыки поведения при угрозе и возникновении пожара;
иметь навыки первой помощи при бытовых травмах, ожогах, порядок проведения сердечно-лёгочной реанимации;
знать правила безопасного поведения в местах общего пользования (подъезд, лифт, придомовая территория, детская площадка, площадка для выгула собак и другие);
понимать влияние конструктивной коммуникации с соседями на уровень безопасности, приводить примеры;
понимать риски противоправных действий, выработать навыки, снижающие криминогенные риски;
знать правила поведения при возникновении аварии на коммунальной системе;
иметь навыки взаимодействия с коммунальными службами.
Модуль № 5. «Безопасность на транспорте»:
знать правила дорожного движения;
характеризовать изменения правил дорожного движения в зависимости от изменения уровня рисков (риск-ориентированный подход);
понимать риски для пешехода при разных условиях, выработать навыки безопасного поведения;
понимать влияние действий водителя и пассажира на безопасность дорожного движения, приводить примеры;
знать права, обязанности и иметь представление об ответственности пешехода, пассажира, водителя;
иметь представление о знаниях и навыках, необходимых водителю;
знать правила безопасного поведения при дорожно-транспортных происшествиях разного характера;
иметь навыки оказания первой помощи, навыки пользования огнетушителем;
знать источники опасности на различных видах транспорта, приводить примеры;
знать правила безопасного поведения на транспорте, приводить примеры влияния поведения на безопасность;
иметь представление о порядке действий при возникновении опасныхи чрезвычайных ситуаций на различных видах транспорта.
Модуль № 6. «Безопасность в общественных местах»:
перечислять и классифицировать основные источники опасности в общественных местах;
знать общие правила безопасного поведения в общественных местах, характеризовать их влияние на безопасность;
иметь навыки оценки рисков возникновения толпы, давки;
знать о действиях, которые минимизируют риски попадания в толпу, давку, и о действиях, которые позволяют минимизировать риск получения травмы в случае попадания в толпу, давку;
оценивать риски возникновения ситуаций криминогенного характера в общественных местах;
иметь навыки безопасного поведения при проявлении агрессии;
иметь представление о безопасном поведении для снижения рисков криминогенного характера;
оценивать риски потеряться в общественном месте;
знать порядок действий в случаях, когда потерялся человек;
знать правила пожарной безопасности в общественных местах;
понимать особенности поведения при угрозе пожара и пожаре в общественных местах разного типа;
знать правила поведения при угрозе обрушения или обрушении зданий или отдельных конструкций;
иметь представление о правилах поведения при угрозе или в случае террористического акта в общественном месте.
11 КЛАСС
Модуль № 7 «Безопасность в природной среде»:
выделять и классифицировать источники опасности в природной среде;
знать особенности безопасного поведения при нахождении в природной среде, в том числе в лесу, на водоёмах, в горах;
иметь представление о способах ориентирования на местности; знать разные способы ориентирования, сравнивать их особенности, выделять преимущества и недостатки;
знать правила безопасного поведения, минимизирующие риски потеряться в природной среде;
знать о порядке действий, если человек потерялся в природной среде;
иметь представление об основных источниках опасности при автономном нахождении в природной среде, способах подачи сигнала о помощи;
иметь представление о способах сооружения убежища для защиты от перегрева и переохлаждения, получения воды и пищи, правилах поведения при встрече с дикими животными;
иметь навыки первой помощи при перегреве, переохлаждении, отморожении, навыки транспортировки пострадавших;
называть и характеризовать природные чрезвычайные ситуации;
выделять наиболее характерные риски для своего региона с учётом географических, климатических особенностей, традиций ведения хозяйственной деятельности, отдыха на природе;
раскрывать применение принципов безопасного поведения (предвидеть опасность; по возможности избежать её; при необходимости действовать) для природных чрезвычайных ситуаций;
указывать причины и признаки возникновения природных пожаров;
понимать влияние поведения человека на риски возникновения природных пожаров;
иметь представление о безопасных действиях при угрозе и возникновении природного пожара;
называть и характеризовать природные чрезвычайные ситуации, вызванные опасными геологическими явлениями и процессами;
раскрывать возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными геологическими явлениями и процессами;
иметь представление о правилах безопасного поведения при природных чрезвычайных ситуациях, вызванных опасными геологическими явлениями и процессами;
оценивать риски природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными геологическими явлениями и процессами, для своего региона, приводить примеры риск-ориентированного поведения;
называть и характеризовать природные чрезвычайные ситуации, вызванные опасными гидрологическими явлениями и процессами;
раскрывать возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными гидрологическими явлениями и процессами;
иметь представление о правилах безопасного поведения при природных чрезвычайных ситуациях, вызванных опасными гидрологическими явлениями и процессами;
оценивать риски природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными гидрологическими явлениями и процессами, для своего региона, приводить примеры риск-ориентированного поведения;
называть и характеризовать природные чрезвычайные ситуации, вызванные опасными метеорологическими явлениями и процессами;
раскрывать возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными метеорологическими явлениями и процессами;
знать правила безопасного поведения при природных чрезвычайных ситуациях, вызванных опасными метеорологическими явлениями и процессами;
оценивать риски природных чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными метеорологическими явлениями и процессами, для своего региона, приводить примеры риск-ориентированного поведения;
характеризовать источники экологических угроз, обосновывать влияние человеческого фактора на риски их возникновения;
характеризовать значение риск-ориентированного подхода к обеспечению экологической безопасности;
иметь навыки экологической грамотности и разумного природопользования.
Модуль № 8. «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи»:
объяснять смысл понятий «здоровье», «охрана здоровья», «здоровый образ жизни», «лечение», «профилактика» и выявлять взаимосвязь между ними;
понимать степень влияния биологических, социально-экономических, экологических, психологических факторов на здоровье;
понимать значение здорового образа жизни и его элементов для человека, приводить примеры из собственного опыта;
характеризовать инфекционные заболевания, знать основные способы распространения и передачи инфекционных заболеваний;
иметь навыки соблюдения мер личной профилактики;
понимать роль вакцинации в профилактике инфекционных заболеваний, приводить примеры;
понимать значение национального календаря профилактических прививок и вакцинации населения, роль вакцинации для общества в целом;
объяснять смысл понятия «вакцинация по эпидемиологическим показаниям»;
иметь представление о чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера, действиях при чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера (на примере эпидемии);
приводить примеры реализации риск-ориентированного подхода к обеспечению безопасности при чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера;
характеризовать наиболее распространённые неинфекционные заболевания (сердечно-сосудистые, онкологические, эндокринные и другие), оценивать основные факторы риска их возникновения и степень опасности;
характеризовать признаки угрожающих жизни и здоровью состояний (инсульт, сердечный приступ и другие);
иметь навыки вызова скорой медицинской помощи;
понимать значение образа жизни в профилактике и защите от неинфекционных заболеваний;
раскрывать значение диспансеризации для ранней диагностики неинфекционных заболеваний, знать порядок прохождения диспансеризации;
объяснять смысл понятий «психическое здоровье» и «психологическое благополучие», характеризовать их влияние на жизнь человека;
знать основные критерии психического здоровья и психологического благополучия;
характеризовать факторы, влияющие на психическое здоровье и психологическое благополучие;
иметь представление об основных направления сохранения и укрепления психического здоровья и психологического благополучия;
характеризовать негативное влияние вредных привычек на умственную и физическую работоспособность, благополучие человека;
характеризовать роль раннего выявления психических расстройств и создания благоприятных условий для развития;
объяснять смысл понятия «инклюзивное обучение»;
иметь навыки, позволяющие минимизировать влияние хронического стресса;
характеризовать признаки психологического неблагополучия и критерии обращения за помощью;
знать правовые основы оказания первой помощи в Российской Федерации;
объяснять смысл понятий «первая помощь», «скорая медицинская помощь», их соотношение;
знать о состояниях, при которых оказывается первая помощь, и действиях при оказании первой помощи;
иметь навыки применения алгоритма первой помощи;
иметь представление о безопасных действиях по оказанию первой помощи в различных условиях (травмы глаза; «сложные» кровотечения; первая помощь с использованием подручных средств; первая помощь при нескольких травмах одновременно).
Модуль № 9. «Безопасность в социуме»:
объяснять смысл понятия «общение»; характеризовать роль общения в жизни человека, приводить примеры межличностного общения и общения в группе;
иметь навыки конструктивного общения;
объяснять смысл понятий «социальная группа», «малая группа», «большая группа»;
характеризовать взаимодействие в группе;
понимать влияние групповых норм и ценностей на комфортное и безопасное взаимодействие в группе, приводить примеры;
объяснять смысл понятия «конфликт»;
знать стадии развития конфликта, приводить примеры;
характеризовать факторы, способствующие и препятствующие развитию конфликта;
иметь навыки конструктивного разрешения конфликта;
знать условия привлечения третьей стороны для разрешения конфликта;
иметь представление о способах пресечения опасных проявлений конфликтов;
раскрывать способы противодействия буллингу, проявлениям насилия;
характеризовать способы психологического воздействия;
характеризовать особенности убеждающей коммуникации;
объяснять смысл понятия «манипуляция»;
называть характеристики манипулятивного воздействия, приводить примеры;
иметь представления о способах противодействия манипуляции;
раскрывать механизмы воздействия на большую группу (заражение, убеждение, внушение, подражание и другие), приводить примеры;
иметь представление о деструктивных и псевдопсихологических технологиях и способах противодействия.
Модуль № 10. «Безопасность в информационном пространстве»:
характеризовать цифровую среду, её влияние на жизнь человека;
объяснять смысл понятий «цифровая среда», «цифровой след», «персональные данные»;
анализировать угрозы цифровой среды (цифровая зависимость, вредоносное программное обеспечение, сетевое мошенничество и травля, вовлечение в деструктивные сообщества, запрещённый контент и другие), раскрывать их характерные признаки;
иметь навыки безопасных действий по снижению рисков, и защите от опасностей цифровой среды;
объяснять смысл понятий «программное обеспечение», «вредоносное программное обеспечение»;
характеризовать и классифицировать опасности, анализировать риски, источником которых является вредоносное программное обеспечение;
иметь навыки безопасного использования устройств и программ;
перечислять и классифицировать опасности, связанные с поведением людей в цифровой среде;
характеризовать риски, связанные с коммуникацией в цифровой среде (имитация близких социальных отношений; травля; шантаж разглашением сведений; вовлечение в деструктивную, противоправную деятельность), способы их выявления и противодействия им;
иметь навыки безопасной коммуникации в цифровой среде;
объяснять смысл и взаимосвязь понятий «достоверность информации», «информационный пузырь», «фейк»;
иметь представление о способах проверки достоверности, легитимности информации, её соответствия правовым и морально-этическим нормам;
раскрывать правовые основы взаимодействия с цифровой средой, выработать навыки безопасных действий по защите прав в цифровой среде;
объяснять права, обязанности и иметь представление об ответственности граждан и юридических лиц в информационном пространстве.
Модуль № 11. «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
характеризовать экстремизм и терроризм как угрозу благополучию человека, стабильности общества и государства;
объяснять смысл и взаимосвязь понятий «экстремизм» и «терроризм»; анализировать варианты их проявления и возможные последствия;
характеризовать признаки вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность, выработать навыки безопасных действий при их обнаружении;
иметь представление о методах и видах террористической деятельности;
знать уровни террористической опасности, иметь навыки безопасных действий при их объявлении;
иметь представление о безопасных действиях при угрозе (обнаружение бесхозных вещей, подозрительных предметов и другие) и в случае террористического акта (подрыв взрывного устройства, наезд транспортного средства, попадание в заложники и другие), проведении контртеррористической операции;
раскрывать правовые основы, структуру и задачи государственной системы противодействия экстремизму и терроризму;
объяснять права, обязанности и иметь представление об ответственности граждан и юридических лиц в области противодействия экстремизму и терроризму.
Тематическое планирование по учебному предмету «ОБЗР»
10 КЛАСС
№ п/п
|
Тема урока
|
Кол-во академ. часов |
Вид деятельности
|
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
|
Модуль № 1 «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства» |
||||
1 |
Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении национальной безопасности |
1 |
Объясняют роль Российской Федерации в обеспечении устойчивости международного положения и опасности, связанные с ним. Раскрывают смысл понятий «национальная безопасность», «национальные интересы», «угроза национальной безопасности», «обеспечение национальной безопасности», «устойчивое развитие», «внутренние опасности». Объясняют, что такое духовнонравственные ценности, культурные ценности, их значимость для обеспечения безопасности страны и ее граждан. Раскрывают правовые основы и принципы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Характеризуют роль личности, общества и государства в достижении стратегических национальных приоритетов. Объясняют значение их реализации в обеспечении комплексной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, приводят примеры |
Бибилиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/eae0fff3 |
2 |
Государственная и общественная безопасность |
1 |
Характеризуют роль Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации и Росгвардии России в обеспечении национальной безопасности. Объясняют роль общественных институтов (школ, общественных и волонтерских организаций) в предупреждении противоправной деятельности |
|
3 |
Роль личности, общества и государства в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций |
1 |
Характеризуют правовую основу защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Раскрывают назначение, основные задачи и структуру единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Объясняют права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Объясняют права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны. Актуализируют действия при сигнале «Внимание всем!» |
|
4 |
Оборона страны как обязательное условие благополучного развития страны |
1 |
Анализируют угрозы военной безопасности Российской Федерации, обосновывают значение обороны государства для мирного социально-экономического развития страны. Характеризуют роль Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности. Приводят примеры |
|
Модуль № 2 «Основы военной подготовки» |
||||
5 |
Строевые приемы и движение без оружия (строевая подготовка) |
1 |
Вырабатывают алгоритм выполнения строевых приемов в движении без оружия. Перечисляют строевые приемы в движении без оружия. Выполняют строевые приемы |
|
6 |
Основные виды тактических действий войск (тактическая подготовка) |
1 |
Формируют представления об основах общевойскового боя. Классифицируют основные понятия общевойскового боя и видах маневра в бою. Рассказывают о видах боевых действий, обороне и наступлении. Анализируют походный, предбоевой и боевой порядок подразделений. Вырабатывают алгоритм действий военнослужащего в бою |
|
7 |
Требования безопасности при обращении с оружием и боеприпасами (огневая подготовка) |
1 |
Оценивают риски нарушения правил и мер безопасности. Приводят примеры нарушений правил и мер безопасности и их возможных последствий. Перечисляют меры безопасности при проведении занятий по боевой подготовке и обращении с оружием. Рассказывают о способах удержания оружия, правилах прицеливания и производства меткого выстрела |
|
8 |
Виды, назначение и тактико-технические характеристики современного стрелкового оружия (огневая подготовка) |
1 |
Классифицируют виды современного стрелкового оружия. Проводят сравнение АК-74 и АК-12, выделяя характерные конструктивные особенности образцов стрелкового оружия. Актуализируют информацию о современных видах короткоствольного стрелкового оружия. Рассказывают о перспективах развития стрелкового оружия |
|
9 |
Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) – эффективное средство вооруженной борьбы (основы технической подготовки и связи) |
1 |
Актуализируют информацию об истории возникновения и развития беспилотных авиационных систем. Формируют представления о способах боевого применения БПЛА, АНПА, БЭК. Объясняют способы ведения разведки местности с помощью БПЛА. Рассказывают о конструктивных особенностях БПЛА квадрокоптерного типа. Решают ситуационные задачи |
|
10 |
Предназначение, общее устройство и тактико-технические характеристики переносных радиостанций (основы технической подготовки и связи) |
1 |
Актуализируют информацию об истории возникновения и развития радиосвязи. Рассказывают о назначении радиосвязи и требованиях, предъявляемых к ним. Формируют представления о видах, предназначении, тактико-технических характеристиках современных переносных радиостанций. Решают ситуационные задачи |
|
11 |
Свойства местности и их применение в военном деле (военная топография) |
1 |
Формируют представление о местности как элементе боевой обстановки. Объясняют тактические свойства местности и его влияние на боевые действия войск. Рассказывают о характере сезонных изменений тактических свойств местности и их влиянии на действия войск |
|
12 |
Фортификационное оборудование позиции отделения. Виды укрытий и убежищ (инженерная подготовка) |
1 |
Формируют представление о шанцевом инструменте, порядке его сбережения и эксплуатации. Актуализируют информацию о порядке и сроках инженерного оборудования позиции отделения и окопа для стрелка. Вырабатывают алгоритм оборудования окопа для стрельбы из положения лежа. Решают ситуационные задачи |
|
13 |
Оружие массового поражения (радиационная, химическая, биологическая защита) |
1 |
Актуализируют информацию об оружии массового поражения. Классифицируют виды ядерных взрывов. Рассказывают о поражающих факторах ядерного взрыва, признаках применения отравляющих веществ и биологического оружия. Вырабатывают алгоритм действий при применении противником оружия массового поражения |
|
14 |
Первая помощь на поле боя (военно-медицинская подготовка. Тактическая медицина) |
1 |
Формируют представление о видах ранений, получаемых на поле боя. Актуализируют информацию о порядке оказания первой помощи. Объясняют особенности оказания первой помощи в особых условиях. Объясняют состав и назначение средств оказания первой помощи. Решают ситуационные задачи Формируют представление об условных зонах оказания первой помощи. Объясняют характерные особенности «красной», «желтой» и «зеленой» зон. Вырабатывают алгоритм действий в различных зонах оказания первой помощи. Решают ситуационные задачи |
|
15 |
Первая помощь на поле боя (военно-медицинская подготовка. Тактическая медицина) |
1 |
|
|
16 |
Особенности прохождения военной службы по призыву и по контракту. Военно-учебные заведения и военно-учебные центры (тактическая подготовка) |
1 |
Характеризуют воинские должности. Анализируют порядок освоения воинских должностей. Объясняют особенности прохождения военной службы по призыву и по контракту. Актуализируют знания о военно-учебных заведениях (высшего и среднепрофессионального профиля). Рассказывают о системе военно-учебных центров при учебных заведениях высшего образования. Характеризуют порядок подготовки офицерских кадров |
|
Модуль № 3 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе» |
||||
17 |
Современные представления о культуре безопасности |
1 |
Объясняют смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск (угроза)», «культура безопасности», «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация». Объясняют их взаимосвязь. Анализируют актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности. Приводят примеры решения задач по обеспечению безопасности в повседневной жизни (индивидуальный, групповой и общественно-государственный уровни). Рассказывают об общих принципах безопасного поведения, приводят примеры |
Бибилиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/3488963 |
18 |
Влияние поведения на безопасность. Риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности на уровне личности, общества, государства |
1 |
Объясняют смысл понятий «виктимное поведение», «безопасное поведение». Анализируют влияние поведения человека на его безопасность. Приводят примеры. Вырабатывают навыки оценки своих действий с точки зрения их влияния на безопасность. Раскрывают суть риск-ориентированного подхода к обеспечению безопасности. Приводят примеры реализации рискориентированного подхода на уровне личности, общества, государства |
Бибилиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ca989222 |
Модуль № 4 «Безопасность в быту» |
||||
19 |
Источники опасности в быту |
1 |
Раскрывают источники и классифицируют бытовые опасности. Обосновывают зависимость риска (угрозы) их возникновения от поведения человека. Объясняют права и обязанности потребителя, правила совершения покупок, в том числе в Интернете. Оценивают их роль в совершении безопасных покупок. Оценивают риски возникновения бытовых отравлений, вырабатывают навыки их профилактики. Актуализируют навыки первой помощи при бытовых отравлениях |
Бибилиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ee497bff |
20 |
Профилактика и первая помощь при отравлениях |
1 |
Оценивают риски получения бытовых травм. Анализируют взаимосвязь поведения и риска получить травму. Актуализируют правила пожарной безопасности и электробезопасности, оценивают влияние соблюдения правил на безопасность в быту. Вырабатывают навыки безопасного поведения в быту при использовании газового и электрического оборудования. Актуализируют навыки поведения при угрозе и возникновении пожара. Актуализируют навыки первой помощи при бытовых травмах, ожогах, порядок проведения сердечно-легочной реанимации |
Бибилиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/1146f112 |
21 |
Безопасность в быту. Предупреждение травм и первая помощь при них |
1 |
Бибилиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/1146f112 |
|
22 |
Пожарная безопасность в быту |
1 |
Бибилиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/1146f112 |
|
23 |
Безопасное поведение в местах общего пользования |
1 |
Раскрывают правила безопасного поведения в местах общего пользования (подъезд, лифт, придомовая территория, детская площадка, площадка для выгула собак и др.) Оценивают влияние конструктивной коммуникации с соседями на уровень безопасности, приводят примеры. Оценивают риски противоправных действий, вырабатывают навыки, снижающие криминальные риски. Рассказывают о правилах поведения при возникновении коммунальной аварии. Вырабатывают навыки взаимодействия с коммунальными службами |
Бибилиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/63b34161 |
24 |
Безопасное поведение в местах общего пользования |
1 |
Бибилиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/63b34161 |
|
Модуль № 5 «Безопасность на транспорте» |
||||
25 |
Безопасность дорожного движения |
1 |
Актуализируют правила дорожного движения. Анализируют изменение правил дорожного движения в зависимости от изменения уровня рисков (риск-ориентированный подход). Оценивают риски для пешехода при разных условиях, вырабатывают навыки безопасного поведения. Рассказывают о влиянии действий водителя и пассажира на безопасность дорожного движения. Приводят примеры. Объясняют права, обязанности, ответственность пешехода, пассажира, водителя. Рассказывают, какие знания и навыки необходимы водителю |
Бибилиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/3eb0db0c |
26 |
Безопасность дорожного движения |
1 |
Бибилиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/3eb0db0c |
|
27 |
Порядок действий при дорожно-транспортных происшествиях |
1 |
Анализируют правила безопасного поведения при дорожно-транспортных происшествиях разного характера. Вырабатывают навыки оценки рисков и планирования своих действий на основе этой оценки. Актуализируют навыки первой помощи, навыки пользования огнетушителем |
Бибилиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ec659795 |
28 |
Безопасное поведение на разных видах транспорта |
1 |
Раскрывают источники опасности на различных видах транспорта. Приводят примеры. Объясняют правила безопасного поведения на транспорте. Приводят примеры влияния поведения на безопасность. Рассказывают о порядке действий при возникновении опасной или чрезвычайной ситуации на различных видах транспорта |
Бибилиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/b4cebedd |
29 |
Безопасное поведение на разных видах транспорта |
1 |
Бибилиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/b4cebedd |
|
Модуль № 6 «Безопасность в общественных местах» |
||||
30 |
Безопасность в общественных местах. Опасности социально-психологического характера |
1 |
Перечисляют и классифицируют основные источники опасности в общественных местах. Раскрывают общие правила безопасного поведения в общественных местах, характеризуют их влияние на безопасность. Вырабатывают навыки оценки рисков возникновения толпы, давки. Рассказывают о действиях, которые минимизируют риски попадания в толпу, давку, и о действиях, которые позволяют минимизировать риск получения травмы в случае попадания в толпу, давку |
Бибилиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/a196276c |
31 |
Опасности криминального характера, меры защиты от них |
1 |
Оценивают риски возникновения ситуаций криминального характера в общественных местах. Вырабатывают навыки безопасного поведения при проявлении агрессии. Вырабатывают навыки безопасного поведения для снижения рисков криминального характера. Оценивают риски потеряться в общественном месте. Объясняют порядок действий в случаях, когда потерялся человек |
Бибилиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/a196276c |
32 |
Действия при пожаре, обрушении конструкций, угрозе или совершении террористического акта |
1 |
Актуализируют правила пожарной безопасности в общественных местах. Выделяют особенности поведения при угрозе пожара и пожаре в общественных местах разного типа. Актуализируют правила поведения при угрозе обрушения или обрушении зданий или отдельных конструкций. Раскрывают правила поведения при угрозе совершения или совершении террористического акта в общественном месте |
Бибилиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/b12d5cd5 |
33 34 |
Резервный урок |
2 |
Бибилиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/b12d5cd5 |
|
Резервное время - 2 часа (из них АКР – 2 часа) |
||||
Итого по программе - 34 часа. КР – 0, ПР - 0 |
11 КЛАСС
№ п/п
|
Тема урока
|
Кол-во академ. часов |
Вид деятельности
|
Электронные цифровые образовательные ресурсы
|
Модуль № 1 «Безопасность в природной среде» |
||||
1 |
Безопасность в природной среде |
1 |
Выделяют и классифицируют источники опасности в природной среде. Раскрывают особенности безопасного поведения при нахождении в природной среде, в том числе в лесу, на водоемах, в горах. Рассказывают о способах ориентирования на местности. Анализируют разные способы ориентирования, сравнивают их особенности, выделяют преимущества и недостатки |
|
2 |
Выживание в автономных условиях |
1 |
Вырабатывают навыки безопасного поведения, минимизирующего риски потеряться в природной среде. Рассказывают о порядке действий, если человек потерялся в природной среде. Актуализируют знания об основных источниках опасности при автономном нахождении в природной среде; способах подачи сигнала о помощи. Рассказывают о способах сооружения убежища для защиты от перегрева и переохлаждения, получения воды и пищи, правилах поведения при встрече с дикими животными. Актуализируют навыки первой помощи при перегреве, переохлаждении, отморожении; навыки транспортировки пострадавших |
Библиотека ЦОК |
3 |
Природные чрезвычайные ситуации. Природные пожары |
1 |
Называют и классифицируют природные чрезвычайные ситуации. Выделяют наиболее характерные риски для своего региона с учетом географических, климатических особенностей, традиций ведения хозяйственной деятельности, отдыха на природе. Раскрывают применение принципов безопасного поведения (предвидеть опасность; по возможности избежать ее; при необходимости действовать) для природных чрезвычайных ситуаций. Анализируют причины и признаки возникновения природных пожаров. Обосновывают влияние поведения человека на риски возникновения природных пожаров. Вырабатывают навыки безопасных действий при угрозе и возникновении природного пожара |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/4dd59356 |
4 |
Природные чрезвычайные ситуации. Опасные геологические явления и процессы: землетрясения, извержение вулканов, оползни, сели, камнепады |
1 |
Называют и характеризуют чрезвычайные ситуации, вызванные опасными геологическими явлениями и процессами. Раскрывают возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий таких чрезвычайных ситуаций. Актуализируют знания о правилах безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях, вызванных опасными геологическими явлениями и процессами. Оценивают риски чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными геологическими явлениями и процессами для своего региона. Приводят примеры риск-ориентированного поведения |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/d331f5d5 |
5 |
Природные чрезвычайные ситуации. Опасные гидрологические явления и процессы: наводнения, паводки, половодья, цунами, сели, лавины |
1 |
Называют и характеризуют чрезвычайные ситуации, вызванные опасными гидрологическими явлениями и процессами. Раскрывают возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными гидрологическими явлениями и процессами. Актуализируют знания о правилах безопасного поведения при таких чрезвычайных ситуациях. Оценивают риски чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными гидрологическими явлениями и процессами для своего региона. Приводят примеры риск-ориентированного поведения |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/552ec0cd |
6 |
Природные чрезвычайные ситуации. Опасные метеорологические явления и процессы: ливни, град, мороз, жара |
1 |
Называют и характеризуют чрезвычайные ситуации, вызванные опасными метеорологическими явлениями и процессами. Раскрывают возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий таких чрезвычайных ситуаций. Актуализируют знания о правилах безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях, вызванных опасными метеорологическими явлениями и процессами. Оценивают риски чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными метеорологическими явлениями и процессами для своего региона. Приводят примеры риск-ориентированного поведения |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/12845814 |
7 |
Экологическая грамотность и разумное природопользование |
1 |
Характеризуют источники экологических угроз, обосновывают влияние человеческого фактора на риски их возникновения. Характеризуют значение рискориентированного подхода к обеспечению экологической безопасности. Вырабатывают навыки экологической грамотности и разумного природопользования |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/6beae69f |
Модуль № 2 «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи» |
||||
8 |
Факторы, влияющие на здоровье человека. Здоровый образ жизни |
1 |
Объясняют смысл понятий «здоровье», «охрана здоровья», «здоровый образ жизни», «лечение», «профилактика» и выявляют взаимосвязь между ними. Оценивают степень влияния биологических, социально-экономических, экологических, психологических факторов на здоровье. Оценивают значение здорового образа жизни и его элементов для человека, приводят примеры из собственного опыта |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/cf0d6e0f |
9 |
Инфекционные заболевания. Значение вакцинации в борьбе с инфекционными заболеваниями |
1 |
Характеризуют инфекционные заболевания, раскрывают основные способы распространения и передачи инфекционных заболеваний. Вырабатывают навыки соблюдения мер личной профилактики. Раскрывают роль вакцинации в профилактике инфекционных заболеваний. Приводят примеры. Объясняют значение национального календаря профилактических прививок и вакцинации населения. Характеризуют роль вакцинации для сообщества в целом. Объясняют смысл понятия «вакцинация по эпидемиологическим показаниям». Актуализируют знания о чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера, действиях при чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера (на примере эпидемии). Приводят примеры реализации рискориентированного подхода к обеспечению безопасности при чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/a38c6e17 |
10 |
Инфекционные заболевания. Значение вакцинации в борьбе с инфекционными заболеваниями |
1 |
|
|
11 |
Неинфекционные заболевания. Факторы риска и меры профилактики. Роль диспансеризации для сохранения здоровья |
1 |
Характеризуют наиболее распространенные неинфекционные заболевания (сердечно-сосудистые, онкологические, эндокринные и др.). Оценивают основные факторы риска их возникновения и степень опасности. Характеризуют признаки угрожающих жизни и здоровью состояний (инсульт, сердечный приступ и др.). Вырабатывают навыки вызова скорой медицинской помощи. Обосновывают роль образа жизни в профилактике и защите от неинфекционных заболеваний. Раскрывают значение диспансеризации для ранней диагностики неинфекционных заболеваний, объясняют порядок прохождения диспансеризации |
|
12 |
Психическое здоровье и психологическое благополучие |
1 |
Объясняют смысл понятий «психическое здоровье» и «психологическое благополучие», характеризуют их влияние на жизнь человека. Объясняют основные критерии психического здоровья и психологического благополучия. Характеризуют факторы, влияющие на психическое здоровье и психологическое благополучие. Объясняют основные направления сохранения и укрепления психического здоровья и психологического благополучия. Характеризуют негативное влияние вредных привычек на умственную и физическую работоспособность, благополучие человека. Характеризуют роль раннего выявления психических расстройств и создания благоприятных условий для развития. Объясняют смысл понятия «инклюзивное обучение». Вырабатывают навыки, позволяющие минимизировать влияние хронического стресса. Характеризуют признаки психологического неблагополучия и критерии обращения за помощью |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/d4ee0176 |
13 |
Первая помощь пострадавшему |
1 |
Объясняют правовые основы оказания первой помощи в Российской Федерации. Объясняют смысл понятий «первая помощь», «скорая медицинская помощь», их соотношение. Актуализируют знания о состояниях, в которых оказывается первая помощь, и мероприятиях первой помощи. Актуализируют навыки применения алгоритма первой помощи. Вырабатывают навыки безопасных действий по оказанию первой помощи в различных условиях (травмы глаза; «сложные» кровотечения; первая помощь с использованием подручных средств; первая помощь при нескольких травмах одновременно) |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/e58b334d |
14 |
Первая помощь пострадавшему |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/e58b334d |
|
Модуль № 3 «Безопасность в социуме» |
||||
15 |
Общение в жизни человека. Межличностное общение, общение в группе |
1 |
Объясняют смысл понятия «общение». Характеризуют роль общения в жизни человека. Вырабатывают навыки конструктивного общения. Приводят примеры межличностного общения и общения в группе. Объясняют смысл понятий «социальная группа», «малая группа», «большая группа». Характеризуют взаимодействие в группе. Объясняют влияние групповых норм и ценностей на взаимодействие в группе. Приводят примеры. |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/b20971f2 |
16 |
Конфликты и способы их разрешения |
1 |
Объясняют смысл понятия «конфликт». Называют стадии развития конфликта. Приводят примеры. Анализируют факторы, способствующие и препятствующие развитию конфликта. Вырабатывают навыки конструктивного разрешения конфликта. Объясняют условия привлечения третьей стороны для разрешения конфликта. Вырабатывают навыки пресекать опасные проявления конфликтов. Раскрывают способы противодействия буллингу, проявлениям насилия |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c66f9d2e |
17 |
Конфликты и способы их разрешения |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c66f9d2e |
|
18 |
Конструктивные и деструктивные способы психологического воздействия |
1 |
Перечисляют способы психологического воздействия. Формируют навыки конструктивного общения. Объясняют смысл понятия «манипуляция». Называют характеристики манипулятивного воздействия. Приводят примеры. Формируют навыки противодействия манипуляции. |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/738187f6 |
19 |
Конструктивные и деструктивные способы психологического воздействия |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/738187f6 |
|
20 |
Психологические механизмы воздействия на большие группы людей |
1 |
Раскрывают способы воздействия на большие группы: заражение; убеждение; внушение; подражание. Приводят примеры. Формируют навык выявлять деструктивные и псевдопсихологические технологии и противостоять их воздействию |
|
21 |
Психологические механизмы воздействия на большие группы людей |
1 |
|
|
Модуль № 4 «Безопасность в информационном пространстве» |
||||
22 |
Безопасность в цифровой среде |
1 |
Характеризуют цифровую среду, ее влияние на жизнь человека. Объясняют смысл понятий «цифровая среда», «цифровой след», «персональные данные». Анализируют опасности цифровой среды (цифровая зависимость; вредоносное программное обеспечение; сетевое мошенничество и травля; вовлечение в деструктивные сообщества; запрещенный контент), раскрывают их характерные признаки. Вырабатывают навыки безопасных действий по снижению рисков и защите от опасностей цифровой среды |
https://m.edsoo.ru/d526ac07]] |
23 |
Опасности, связанные с использованием программного обеспечения |
1 |
Объясняют смысл понятий «программное обеспечение», «вредоносное программное обеспечение». Характеризуют и классифицируют опасности, анализируют риски, источником которых является вредоносное программное обеспечение. Вырабатывают навыки безопасного использования устройств и программ |
|
24 |
Опасности, связанные с коммуникацией в цифровой среде |
1 |
Перечисляют и классифицируют опасности, связанные с поведением людей в цифровой среде. Раскрывают риски, связанные с коммуникацией в цифровой среде (имитация близких социальных отношений; травля; шантаж разглашением сведений; вовлечение в деструктивную, противоправную деятельность), способы их выявления и противодействия им. Вырабатывают навыки безопасной коммуникации в цифровой среде |
|
25 |
Опасности, связанные с коммуникацией в цифровой среде |
1 |
|
|
26 |
Достоверность информации в цифровой среде |
1 |
Объясняют смысл и взаимосвязь понятий «достоверность информации», «информационный пузырь», «фейк». Вырабатывают навыки проверки достоверности, легитимности информации, ее соответствия правовым и моральноэтическим нормам |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/3906b95b |
27 |
Достоверность информации в цифровой среде |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/3906b95b |
|
28 |
Защита прав в цифровом пространстве |
1 |
Раскрывают правовые основы взаимодействия с цифровой средой, вырабатывают навыки безопасных действий по защите прав в цифровой среде. Объясняют права, обязанности и ответственность граждан и организаций в информационном пространстве |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/39a257c1 |
Модуль № 5 «Основы противодействия экстремизму и терроризму» |
||||
29 |
Экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития общества |
1 |
Характеризуют экстремизм и терроризм как угрозу благополучию человека, стабильности общества и государства. Объясняют смысл и взаимосвязь понятий «экстремизм» и «терроризм». Анализируют варианты их проявления и возможные последствия. Анализируют признаки вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность, вырабатывают навыки безопасных действий при их обнаружении |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/98341000000 |
30 |
Экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития общества |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/98341000000 |
|
31 |
Правила безопасного поведения при угрозе и совершении террористического акта |
1 |
Анализируют методы и виды террористической деятельности. Характеризуют уровни террористической опасности, вырабатывают навыки безопасных действий при их объявлении. Актуализируют навыки безопасных действий при угрозе (обнаружение бесхозных вещей, подозрительных предметов и др.) и совершении террористического акта (подрыв взрывного устройства; наезд транспортного средства; попадание в заложники и др.), проведении контртеррористической операции |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbc7d6cc |
32 |
Противодействие экстремизму и терроризму |
1 |
Раскрывают правовые основы, структуру и задачи государственной системы противодействия экстремизму и терроризму. Объясняют права, обязанности и ответственность граждан и организаций в области противодействия экстремизму и терроризму |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/1e56ec00 |
33 34 |
Резервный урок |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/1e56ec00 |
|
Резервное время - 2 часа (из них АКР – 2 часа) |
||||
Итого по программе - 34 часа. КР – 0, ПР - 0 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.