Рабочая программа по учебному предмету Основы религиозных культур и светской этики (модуль Основы православной культуры) адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) 4 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по учебному предмету Основы религиозных культур и светской этики (модуль Основы православной культуры) адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) 4 класс

Оценка 4.9
doc
14.05.2020
Рабочая программа  по учебному предмету  Основы религиозных культур и светской этики  (модуль Основы православной культуры) адаптированной основной образовательной программы  начального общего образования для обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья  (задержка психического развития)  4 класс
rp_orkiseh_ovz_4kl..doc

 

Рабочая программа

по учебному предмету

Основы религиозных культур и светской этики

 (модуль Основы православной культуры)

адаптированной основной образовательной программы

начального общего образования для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

(задержка психического развития)

 

4 класс

 

Срок реализации 1 год

 



2018



 

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка                                                                                  4 стр.

2. Общая характеристика учебного предмета,  коррекционного курса       5 стр.                      3. Описание места учебного предмета в учебном плане                               5 стр.      

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета       5 стр.

5.Планируемые результаты освоения учебного предмета, коррекционного 

курса                                                                                                                    6 стр.                    

6.   Содержание учебного предмета, коррекционного курса                            8 стр.

7.   Тематическое планирование  с определением основных видов учебной 

деятельности обучающихся                                                                              9 стр.

8.   Описание материально-технического обеспечения образовательной 

деятельности                                                                                                       11 стр.

 

 

1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Православная культура»  для обучающихся с ЗПР  разработана на основе:

        Федерального  закона  РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ. От 29.12.2012г.

        Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

        Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с  задержкой психического развития (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

        Постановления Главного государственного санитарного врача  Российской Федерации от 10 июля 2015 г. №26 «Об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15 "Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Цель

 Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование      у          младшего       подростка мотиваций к      осознанному нравственному поведению,           основанному на знании       культурных    и          религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»:

-      развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

-      формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;      

-      знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

-      формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

-      об           исторической            роли    традиционных          религий          в          становлении    российской государственности;

-      осознание ценности человеческой жизни;        

-      воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

-      становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

 

Направления коррекционной работы:

Развитие личностных компонентов познавательной деятельности через упражнения, ориентирование в задании при работе с тетрадями для самостоятельных работ в соответствии с наглядным образцом или словесными указаниями учителя, осуществление самоконтроля и самооценки при выполнении таких работ.

Учѐт темпа деятельности детей с ЗПР, готовности к усвоению нового материала. Предупреждение психофизических перегрузок.

Создание климата психологического комфорта.

 

Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.

2. Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса

Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, - это проблема духовно - нравственного воспитания. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями и должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

«Основы православной культуры» - это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Основной принцип, заложенный в содержание курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

-  общая историческая судьба народов России;

-  единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально - политического пространства.

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельной форме. Коррекционный курс способствует: развитию познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;  формированию произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекции нарушений устной и письменной речи; обеспечению учащемуся  успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учѐбе, ситуации школьного обучения в целом, повышению мотивации к школьному обучению.

3.  Описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане

Количество часов, отводимое в 4 классе на  изучение предмета «Православная культура», составляет  34 часа в год (1 час  в неделю).

 

4.  Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

 

Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной, культурологической тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком значимым.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренѐнный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Введение предмета «Основы православной культуры» должно стать первым шагом на пути восстановления в новых условиях на основе принципов гуманизма, нравственности, традиционной духовности социально-педагогического партнерства школы, семьи, государства, общественности в деле воспитания детей и молодежи.

Педагогическая поддержка самоопределения личности, развитие еѐ способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, то есть всѐ то, в чѐм в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.

     Духовно-нравственное          воспитание          личности          гражданина          России           –

педагогическиорганизованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия), мировое сообщество.

Включение предмета «Основы православной культуры» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

-  Патриотизм;

-  Социальная солидарность;

-  Гражданственность;

-  Семья;

-  Труд и творчество;

-  Наука;

-  Искусство и литература;

-  Природа;

-  Человечество;

Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодѐжи.

5.Планируемые результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса

Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:

 

           раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между

людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

           ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России;

           на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

           излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

           соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;

           осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Обучающиеся получат возможность научиться:

           развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для

российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

           устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

           выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

           акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Личностные результаты:

-Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

-Формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

-Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;

-Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

-Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; -Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты:

-Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства еѐ осуществления;

-Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учѐтом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

-Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

-Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-Определение общей цели и путей еѐ достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Планируемые результаты освоения коррекционного курса:

Планируемые результаты сформированности социальных (жизненных) компетенций: Умение адекватно оценивать свои силы, осознавать и контролировать ограничения, связанные с состоянием здоровья.

Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи.

Умение осуществлять поиск необходимой информации для решения социальных задач, выделять существенную информацию из сообщений разных видов.

Планируемые результаты специальной поддержки:

Выраженное стремление усваивать новый учебный материал, проявление желания включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий; Проявление потребности делиться своими впечатлениями, задавать вопросы;

Знакомство со способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности; овладение навыками  наблюдательности;

Стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической деятельности.

 

6.Содержание учебного предмета, коррекционного курса 

 

Введение в православную духовную традицию

Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

Культура и религия. Как человек создаѐт культуру. О чем говорит религия.

Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.

Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть.Смысл Евангелия.

Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни.Какова символика креста.Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.

Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.

Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.

Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.

Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.

Подведение итогов. Выполнение творческого проекта.

Православие в России

Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.

Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.

Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.

Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.

Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях. Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят вбессмертие.

Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.

Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.

Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.

Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.

Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Повторительно - обобщающий урок по второму разделу. Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

 

Содержание коррекционной программы

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях. Формирование представлений о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса.

Формирование внимания и интереса учащегося к новизне и изменчивости окружающего мира, понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой. Формирование умения учащегося устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком.

Расширение и обогащение опыта реального взаимодействия учащегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, формирование адекватного представления об опасности и безопасности.

 

7.Тематическое планирование  с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

 

п/п

Название темы

Количество часов

1

Введение в православную духовную традицию- 

18 часов

2

Православие в России 

16 часов

Итого                               34 часа

 

 

 

п/п

Название раздела/ темы уроков

Введение в православную духовную традицию- 18 часов

1

Россия – наша Родина

2

Культура и религия 

3

Человек и Бог в православии

4

Православная молитва

5

Библия и Евангелие

6

Проповедь Христа

7

Христос и Его Крест

8

Пасха

9

Православное учение о человеке

10

Совесть и раскаяние

11

Заповеди

12

Милосердие и сострадание

13

Золотое правило этики

14

Храм

15

Икона

16

Творческие работы учащихся

17

Подведение итогов. Контрольная работа.

18

Как христианство пришло на Русь

Православие в России – 16 часов

19

Подвиг

20

Заповеди блаженств

21

Зачем творить добро?

22

Чудо в жизни христианина

23

Православие  о Божием суде

24

Таинство Причастия

25

Монастырь

26

Отношения христианина к природе

27

Христианская семья

28

Защита Отечества

29

Христианин в труде

30

Любовь и уважение к Отечеству

31

Работа над творческими проектами

32

Подготовка творческих проектов к публичной защите

33. 

Выступление обучающихся со своими творческими работами

34

Промежуточная аттестация

 

Итого   34 часа

 

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.

Изучают основы духовной традиции православия.

Знакомятся с историей возникновения ПК

Учатся понимать библейские истории  и притчи

Учатся слушать собеседника и излагать своѐ мнение.

Участвуют в диспутах

Учатся анализировать жизненные ситуации

Учатся приводить примеры явлений православных традиций

Готовят сообщение, проекты

Учатся описывать различные православные духовные традиции

Дают характеристику  православным праздникам.

Находят примеры святости и верности в современном мире

Излагают своѐ мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.

Учатся выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозных культуры

Осуществляется поиск необходимой информации для выполнения заданий

Готовят сообщение, доклады, компьютерные презентации, учатся выступать перед аудиторией

 

8.Описание материально-технического обеспечения образовательной  деятельности

Программу обеспечивают:

 

1.    Кураев, А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / А. В.

     Кураев.            –           М.:           Просвещение,           2011.            -           95            с.:            ил.

2.    Библейская история Ветхого и Нового Завета. В трех томах. Лопухин А.П. Издательство Белорусского Экзархата. При участии ООО «ХАРВЕСТ». Минск, 2005.

3.    Библейская энциклопедия с иллюстрациями Гюстава Доре и цветными вкладками.- М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.

4.    Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское Библейское общество. Москва, 1996.

5.    Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова. Издательство Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. Минск, 2005.

6.    Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»:

ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.

7.    «Жизнь великих людей». Изд. «Граница», Москва, 1993г.

8.    Духовные истоки воспитания. Учебно-методическая серия: программы, методики проведения уроков, сборники текстов. Выпуск 1. – Москва: «Славянский Дом», 2001год.

 

Материально-техническое обеспечение кабинета: мультимедийный проектор, ноутбук, ксерокс, принтер.

 


Рабочая программа по учебному предмету

Рабочая программа по учебному предмету

СОДЕРЖАНИЕ 1.Пояснительная записка 4 стр

СОДЕРЖАНИЕ 1.Пояснительная записка 4 стр

России; - об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; - осознание ценности человеческой жизни; - воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания,…

России; - об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; - осознание ценности человеческой жизни; - воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания,…

Описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане

Описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане

Включение предмета «Основы православной культуры» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации…

Включение предмета «Основы православной культуры» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации…

Личностные результаты: -Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою

Личностные результаты: -Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою

Определение общей цели и путей е ѐ достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Определение общей цели и путей е ѐ достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы

Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы

Формирование внимания и интереса учащегося к новизне и изменчивости окружающего мира, понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой

Формирование внимания и интереса учащегося к новизне и изменчивости окружающего мира, понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой

Монастырь 26

Монастырь 26

Библия в гравюрах Гюстава Доре

Библия в гравюрах Гюстава Доре
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2020