Рабочая программа
по учебному предмету
Основы религиозных культур и светской этики
(модуль Основы православной культуры)
адаптированной основной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
(задержка психического развития)
4 класс
Срок реализации 1 год
2018
1.Пояснительная записка 4 стр.
2. Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса 5 стр. 3. Описание места учебного предмета в учебном плане 5 стр.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета 5 стр.
5.Планируемые результаты освоения учебного предмета, коррекционного
курса 6 стр.
6. Содержание учебного предмета, коррекционного курса 8 стр.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся 9 стр.
8. Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности 11 стр.
Рабочая программа учебного предмета «Православная культура» для обучающихся с ЗПР разработана на основе:
• Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ. От 29.12.2012г.
• Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
• Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с задержкой психического развития (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
• Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. №26 «Об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15 "Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Цель
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»:
- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
- осознание ценности человеческой жизни;
- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Направления коррекционной работы:
Развитие личностных компонентов познавательной деятельности через упражнения, ориентирование в задании при работе с тетрадями для самостоятельных работ в соответствии с наглядным образцом или словесными указаниями учителя, осуществление самоконтроля и самооценки при выполнении таких работ.
Учѐт темпа деятельности детей с ЗПР, готовности к усвоению нового материала. Предупреждение психофизических перегрузок.
Создание климата психологического комфорта.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.
Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, - это проблема духовно - нравственного воспитания. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями и должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
«Основы православной культуры» - это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Основной принцип, заложенный в содержание курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
- общая историческая судьба народов России;
- единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально - политического пространства.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельной форме. Коррекционный курс способствует: развитию познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формированию произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекции нарушений устной и письменной речи; обеспечению учащемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учѐбе, ситуации школьного обучения в целом, повышению мотивации к школьному обучению.
Количество часов, отводимое в 4 классе на изучение предмета «Православная культура», составляет 34 часа в год (1 час в неделю).
Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной, культурологической тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком значимым.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренѐнный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Введение предмета «Основы православной культуры» должно стать первым шагом на пути восстановления в новых условиях на основе принципов гуманизма, нравственности, традиционной духовности социально-педагогического партнерства школы, семьи, государства, общественности в деле воспитания детей и молодежи.
Педагогическая поддержка самоопределения личности, развитие еѐ способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, то есть всѐ то, в чѐм в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.
Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России –
педагогическиорганизованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия), мировое сообщество.
Включение предмета «Основы православной культуры» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:
- Патриотизм;
- Социальная солидарность;
- Гражданственность;
- Семья;
- Труд и творчество;
- Наука;
- Искусство и литература;
- Природа;
- Человечество;
Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодѐжи.
5.Планируемые результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между
людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России;
– на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Обучающиеся получат возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для
российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Личностные результаты:
-Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
-Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
-Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
-Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
-Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; -Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты:
-Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства еѐ осуществления;
-Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учѐтом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
-Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
-Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-Определение общей цели и путей еѐ достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса:
Планируемые результаты сформированности социальных (жизненных) компетенций: Умение адекватно оценивать свои силы, осознавать и контролировать ограничения, связанные с состоянием здоровья.
Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи.
Умение осуществлять поиск необходимой информации для решения социальных задач, выделять существенную информацию из сообщений разных видов.
Планируемые результаты специальной поддержки:
Выраженное стремление усваивать новый учебный материал, проявление желания включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий; Проявление потребности делиться своими впечатлениями, задавать вопросы;
Знакомство со способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности; овладение навыками наблюдательности;
Стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической деятельности.
6.Содержание учебного предмета, коррекционного курса
Введение в православную духовную традицию
Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.
Культура и религия. Как человек создаѐт культуру. О чем говорит религия.
Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.
Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.
Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть.Смысл Евангелия.
Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни.Какова символика креста.Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.
Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.
Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.
Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.
Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.
Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.
Подведение итогов. Выполнение творческого проекта.
Православие в России
Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.
Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.
Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.
Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.
Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях. Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят вбессмертие.
Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.
Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.
Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.
Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.
Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.
Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Повторительно - обобщающий урок по второму разделу. Итоговая презентация творческих проектов учащихся.
Содержание коррекционной программы
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях. Формирование представлений о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса.
Формирование внимания и интереса учащегося к новизне и изменчивости окружающего мира, понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой. Формирование умения учащегося устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком.
Расширение и обогащение опыта реального взаимодействия учащегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, формирование адекватного представления об опасности и безопасности.
7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
1 |
Введение в православную духовную традицию- |
18 часов |
2 |
Православие в России |
16 часов |
Итого 34 часа |
|
№ п/п |
Название раздела/ темы уроков |
Введение в православную духовную традицию- 18 часов |
|
1 |
Россия – наша Родина |
2 |
Культура и религия |
3 |
Человек и Бог в православии |
4 |
Православная молитва |
5 |
Библия и Евангелие |
6 |
Проповедь Христа |
7 |
Христос и Его Крест |
8 |
Пасха |
9 |
Православное учение о человеке |
10 |
Совесть и раскаяние |
11 |
Заповеди |
12 |
Милосердие и сострадание |
13 |
Золотое правило этики |
14 |
Храм |
15 |
Икона |
16 |
Творческие работы учащихся |
17 |
Подведение итогов. Контрольная работа. |
18 |
Как христианство пришло на Русь |
Православие в России – 16 часов |
|
19 |
Подвиг |
20 |
Заповеди блаженств |
21 |
Зачем творить добро? |
22 |
Чудо в жизни христианина |
23 |
Православие о Божием суде |
24 |
Таинство Причастия |
25 |
Монастырь |
26 |
Отношения христианина к природе |
27 |
Христианская семья |
28 |
Защита Отечества |
29 |
Христианин в труде |
30 |
Любовь и уважение к Отечеству |
31 |
Работа над творческими проектами |
32 |
Подготовка творческих проектов к публичной защите |
33. |
Выступление обучающихся со своими творческими работами |
34 |
Промежуточная аттестация |
|
Итого 34 часа |
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.
Изучают основы духовной традиции православия.
Знакомятся с историей возникновения ПК
Учатся понимать библейские истории и притчи
Учатся слушать собеседника и излагать своѐ мнение.
Участвуют в диспутах
Учатся анализировать жизненные ситуации
Учатся приводить примеры явлений православных традиций
Готовят сообщение, проекты
Учатся описывать различные православные духовные традиции
Дают характеристику православным праздникам.
Находят примеры святости и верности в современном мире
Излагают своѐ мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.
Учатся выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозных культуры
Осуществляется поиск необходимой информации для выполнения заданий
Готовят сообщение, доклады, компьютерные презентации, учатся выступать перед аудиторией
8.Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Программу обеспечивают:
1. Кураев, А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / А. В.
Кураев. – М.: Просвещение, 2011. - 95 с.: ил.
2. Библейская история Ветхого и Нового Завета. В трех томах. Лопухин А.П. Издательство Белорусского Экзархата. При участии ООО «ХАРВЕСТ». Минск, 2005.
3. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Гюстава Доре и цветными вкладками.- М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.
4. Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское Библейское общество. Москва, 1996.
5. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова. Издательство Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. Минск, 2005.
6. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»:
ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.
7. «Жизнь великих людей». Изд. «Граница», Москва, 1993г.
8. Духовные истоки воспитания. Учебно-методическая серия: программы, методики проведения уроков, сборники текстов. Выпуск 1. – Москва: «Славянский Дом», 2001год.
Материально-техническое обеспечение кабинета: мультимедийный проектор, ноутбук, ксерокс, принтер.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.