Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» для 5 класса
Оценка 4.6

Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» для 5 класса

Оценка 4.6
docx
27.02.2021
Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» для 5 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» для 5 класса.docx

      Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» разработана с учётом требований ФГОС ООО и на основе Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования[1].

Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.

Место предмета «Родной язык (русский)» в учебном плане определяется дополнительным характером курса. На его изучение в 5 классе отводится 17 часов.

 

1.      ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Рабочая программа ориентирована на достижение предметных результатов, включающих:

1)      осознание роли русского языка в жизни общества и в жизни отдельного человека;

2)      понимание языка как постоянно развивающегося явления, имеющего объективные законы развития;

3)      осознание национального своеобразия русского языка;

4)      понимание слов с национально-культурным компонентом, их грамотное использование в повседневной речи;

5)      понимание слов, обозначающих предметы русского быта;

6)      понимание общеязыковых и художественных метафор с национально-культурным компонентом, умение их грамотно использовать в повседневной речи;

7)      знание народнопоэтической символики, народно-поэтических эпитетов, прецедентных имён, умение истолковывать их в художественных произведениях;

8)      понимание русских пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; умение использовать их в повседневной речи;

9)      понимание национальной специфики русского речевого этикета и соблюдение его норм;

10)  понимание особенностей русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками; значения жестов и мимики;

11)  понимание слов с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство; уменьшительно-ласкательные формы;

12)  понимание национальной специфики слов с живой внутренней формой; метафора, олицетворение, эпитет;

13)  знание основных норм русского литературного языка: орфоэпических, лексических, грамматических;

14)  понимание национальной специфики русского речевого этикета и соблюдение его норм;

15)  умение использовать в устной речи изобразительно-выразительных средств языка, интонирования речи, логического ударения;

16)  понимание правил ведения монолога и диалога;

17)  понимание строения текста, знание средств его создания; типов текста и стилей речи;

18)  создание устных и письменных высказываний в разговорном стиле, научно-учебном подстиле, официально-деловом и публицистическом стилях;

19)  понимание особенностей языка произведений устного народного творчества и художественной литературы в применении к речевой деятельности современного человека;

20)  использование словарей: толковых словарей, фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений.

 

Рабочая программа ориентирована на достижение метапредметных результатов, включающих:

1)      умение самостоятельно формулировать цель своего обучения, ставить задачи и составлять алгоритм их выполнения;

2)      умение планировать действия, выбирать наиболее эффективные способы и необходимые ресурсы для выполнения задания;

3)      умение контролировать процесс выполнения задания; корректировать работу по ходу её выполнения; понимать и адекватное оценивать возникшую проблему и эффективно её решать;

4)      владение навыками самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

5)      умение организовывать совместную работу с одноклассниками и учителем; работать индивидуально и в группе; с уважением относиться к позиции других участников совместной деятельности; активно и заинтересовано участвовать в обсуждении поставленной задачи, способов её решения, решении возникших проблем; эффективно разрешать конфликты; аргументированно отстаивать своё мнение;

6)      умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении поставленных задач;

7)      умение воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи; преобразовывать полученную информацию для выполнения задания;

8)      создавать письменный текст с использованием разных типов речи, монологическое устное высказывание с учётом поставленной задачи; ясно, последовательно и точно излагать свою точку зрения;

9)      умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

 

Рабочая программа ориентирована на достижение личностных результатов, включающих:

1)      воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, знание истории, языка, культуры своего народа; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2)      формирование ответственного и уважительного отношения к учёбе и труду;

3)      формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;

4)      толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми.

5)      формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

6)      формирование позитивного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;

7)      формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;

8)      осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

9)      развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера;

10)  формирование навыков работы с различными источниками информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.) для решения познавательных и коммуникативных задач.

 

Достижению предметных, метапредметных и личностных результатов способствуют основные виды деятельности учителя и учащихся:

·         выявление специфики фонетических, лексических, грамматических составляющих русского родного языка в процессе углублённой работы с текстом;

·         определение нравственных ценностей русского народа, нашедших выражение в языковой картине мира в сопоставлении с языками других народов (на примере произведений устного народного творчества);

·         подготовка устных высказываний с использованием теоретических и дополнительных материалов и упражнений учебника;

·         работа со словарями разных типов;

·         редактирование текста;

·         работа с интернет-сайтами, поддерживаемыми научными институтами и музеями;

·         работа в «творческих группах»;

·         сопоставление произведений разных видов искусства;

·         письменные ответы на проблемные вопросы, составление планов, написание сочинений разных жанров, высказывания на заданную тему;

·         доклады, сообщения, исследовательские и проектные задания и др.

 

 

2.      СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»

(17 часов)

 

Раздел 1. Язык и культура (5 ч)

 

1.1. Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык – язык русской художественной литературы.

Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.), народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина – девушка, тучи – несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица, и т.п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.

1.2. Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения (битый небитого везёт; по щучьему велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бобарихой и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа.

Загадки. Метафоричность русской загадки.

1.3. Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.

1.4. Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.

1.5 Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску.

 

Раздел 2. Культура речи (5 ч)

 

2.1. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях.

Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах.

Омографы: ударение как маркёр смысла слова: пАрить — парИть, рОжки — рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс.

Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная — було[ш]ная, же[н’]щина — же[н]щина, до[жд]ём — до[ж’]ём и под.). Произносительные варианты на уровне словосочетаний (микроволнОвая печь – микровОлновая терапия).

2.2.1. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности.  Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов. Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов. Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления лексических омонимов.

2.2.2. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.

2.3. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных (шимпанзе, колибри, евро, авеню, салями, коммюнике); род сложных существительных (плащ-палатка, диван-кровать, музей-квартира); род имен собственных (географических названий); род аббревиатур. Нормативные и ненормативные формы употребления имён существительных.

Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(и)‚ различающиеся по смыслу: корпуса (здания, войсковые соединения) – корпусы (туловища); образа (иконы) – образы (литературные); кондуктора (работники транспорта) – кондукторы (приспособление в технике); меха (выделанные шкуры) – мехи (кузнечные); соболя (меха) – соболи (животные). Литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода (токари – токаря, цехи – цеха, выборы – выбора, тракторы – трактора и др.).

2.4. Речевой этикет

Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве обращений собственных имён, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель степени воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния. Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он».

 

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.  (7 ч)

 

3.1. Язык и речь. Виды речевой деятельности

Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность,  чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки).

Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.

3.2.1. Текст как единица языка и речи.

Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи.

3.2.2.Средства связи предложений и частей текста.

3.3.1. Функциональные разновидности языка.

Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи.

3.3.2 Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное). Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста.

3.3.3. Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган.

 

 

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» 5 класс

 

 

п/п

Раздел

Кол-во

час. в год

Темы

1.

Раздел 1. Язык и культура

5

Русский язык - национальный язык русского народа.

Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения.

Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.

Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.

Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии.

2.

Раздел 2. Культура речи

5

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.

Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении.

3.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.

7

Язык и речь. Виды речевой деятельности

Текст как единица языка и речи. Язык и речь. Текст и его основные признаки.

Средства связи предложений и частей текста.

Язык и речь. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки). Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог

Функциональные разновидности языка.

Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи.

Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное). Учебно-научный стиль.

Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган.

 

Итого

17

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru



 

Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» разработана с учётом требований

Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» разработана с учётом требований

Рабочая программа ориентирована на достижение метапредметных результатов, включающих: 1) умение самостоятельно формулировать цель своего обучения, ставить задачи и составлять алгоритм их выполнения; 2) умение планировать…

Рабочая программа ориентирована на достижение метапредметных результатов, включающих: 1) умение самостоятельно формулировать цель своего обучения, ставить задачи и составлять алгоритм их выполнения; 2) умение планировать…

Рабочая программа ориентирована на достижение личностных результатов, включающих : 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к

Рабочая программа ориентирована на достижение личностных результатов, включающих : 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к

Достижению предметных, метапредметных и личностных результатов способствуют основные виды деятельности учителя и учащихся : · выявление специфики фонетических, лексических, грамматических составляющих русского родного языка в…

Достижению предметных, метапредметных и личностных результатов способствуют основные виды деятельности учителя и учащихся : · выявление специфики фонетических, лексических, грамматических составляющих русского родного языка в…

Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица, и т

Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица, и т

Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов

Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов

Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог

Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2021