РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету ВО.02. КОМПОЗИЦИЯ ПРИКЛАДНАЯ. 5 класс.

  • pdf
  • 12.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа учебного предмета В.02. «Композиция прикладная» для 5 класса (второй год обучения) разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись» с 8-летним сроком обучения. Программа В.02.«Композиция прикладная» входит в предметную область вариативной части учебного плана школы, направлена на развитие творческих способностей, формирование навыков самостоятельной работы, воспитание эстетического вкуса учащихся.
Иконка файла материала ._5 кл_Комп_прикл_РП_КТП_КЛГ_25-26_.pdf

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования 

«Приморская детская художественная школа имени М.А.Волошина»  муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым

 

 

«Принято»                                                                                                                        «Утверждаю»

Педагогическим советом                                                                                                       Директор

МБУ ДО «Приморская                                                                                    МБУ ДО «Приморская 

ДХШ имени М.А.Волошина»                                                             ДХШ имени М.А.Волошина»

                                                                                                     ________________А.В. Кривенцова

Протокол № ______________         Приказ № _____________ от «_____» _________2025 года       от «_____» _________2025 года

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ 

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 

В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 

«ЖИВОПИСЬ»

(срок обучения 8 лет)

 

Предметная область 

В.00 ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету ВО.02.

КОМПОЗИЦИЯ ПРИКЛАДНАЯ

(5 - А класс, второй год обучения) Срок реализации: 1 год (5 класс)

 

 

 

Составитель: Кириленко Людмила Григорьевна,  преподаватель рисунка, живописи, композиции,  истории изобразительного искусства 

 

 

 

«Согласовано» Заместитель директора _____________Н.П.Бородина

 

 

 

 

 

 

 

 

Феодосия

2025

 

 

Структура программы учебного предмета

 

1.            Пояснительная записка          

2.            Содержание учебного предмета       

3.            Требования к уровню подготовки обучающихся  

4.            Формы и методы контроля, система оценок           

5.            Методическое обеспечение учебного процесса      

6.            Список рекомендуемой литературы            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета В.02. «Композиция прикладная» для 5 класса (второй год обучения) разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись» с 8-летним сроком обучения.  

 Программа В.02.«Композиция прикладная» входит в предметную область вариативной части учебного плана школы, направлена на развитие творческих способностей, формирование навыков самостоятельной работы, воспитание эстетического вкуса учащихся.  Программа учебного предмета В.02. «Композиция прикладная» определяет общую направленность преподавания. Объем знаний, навыков и умений учащихся по разделам определяются педагогом в соответствии с разработанным содержанием предмета. 

Особенностью предмета В.02. «Композиция прикладная» является его практикоориентированная направленность. 

Знания, умения и навыки, приобретенные учащимися на уроках композиции прикладной, позволяют наиболее успешно создавать художественные проекты для работы в материале, например, работы, созданные на уроках композиции, могут быть переведены в технические рисунки и выполнены в материале. 

Срок реализации учебного предмета

Согласно учебному плану 2025-2026 года при 8-летнем сроке обучения изучение предмета начинается с четвертого класса и заканчивается в восьмом классе. 

В текущем учебном году учебным календарем предусмотрено 33 учебных недели.

Сведения о затратах учебного времени

5 класс, второй год обучения предмету

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

5 класс

Всего часов

Полугодия

1

2

 

Аудиторные занятия (в часах)

16

17

33

Самостоятельная работа (домашнее практическое задание, в часах)

16

17

33

Максимальная учебная нагрузка (в часах) 

32

34

66

Вид промежуточной аттестации

творческий

просмотр

 

Форма проведения учебных занятий

Учебные занятия по учебному предмету В02. «Композиция прикладная» в 5классе (второй год обучения предмету) и консультации рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.

Занятия подразделяются на аудиторную и самостоятельную работу.

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

-  аудиторные занятия – 1 час 

-  самостоятельная работа - 1 час

Цель и задачи учебного предмета

Целью учебного предмета В.02 «Композиция прикладная» является художественноэстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения предмета художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей и их подготовка к поступлению в образовательные организации, реализующие основные профессиональные программы в области изобразительного искусства.

             Задачи учебного предмета В.02 «Композиция прикладная»:

            формирование способности понимать принципы создания предметов декоративноприкладного искусства;

            развитие интереса к изобразительному искусству и художественному творчеству;

            знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и приемами декоративной композиции;

            применение полученных знаний о выразительных средствах композиции (ритм, линия, силуэт, цвет, тональная пластика, контраст) в композиционных работах;

            формирование умения находить художественные средства, соответствующие композиционному замыслу, а также - живописно-пластические решения для каждой творческой работы;

            формирование умения создавать грамотную художественную композицию;

Обоснование структуры программы

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. 

                      Программа содержит следующие разделы:

            сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

            распределение учебного материала по году обучения;

            описание дидактических единиц учебного предмета;

            требования к уровню подготовки учащихся; формы и методы контроля, система оценок;

            методическое обеспечение учебного процесса.

 В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

 Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

            словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение вариантов изобразительного материала);

            наглядный (показ, демонстрация произведений  известных художников и лучших образцов заданий, выполненных учащимися);

            практический (зарисовки с натуры и творческие упражнения, подробная проработка отдельных деталей задания и последующая организация композиции целого

листа);

            самостоятельная работа (сбор натурного материала, разработка  эскизных вариантов заданий);

            просмотр картин выдающихся художников и посещение выставок для повышения общего уровня развития учащегося;

            индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

 Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио- и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться  Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

 Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.

 Мастерская по композиции прикладной должна быть оснащена удобными столами, мольбертами, компьютером, интерактивной доской.

2. Содержание учебного предмета

Предмет В.02 «Композиция прикладная» нацелен на развитие восприятия и понимания языка декоративного искусства, на развитие способностей понимать и применять в учебной и творческой работе принципы создания предметов декоративно-прикладного искусства.

 Содержание учебного предмета В.02 «Композиция прикладная» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части.

 Теоретическая часть предполагает изучение учащимися теории композиции, включает в себя задания по аналитической работе в области композиции, практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом опыте.

 Предложенные в настоящей программе темы заданий по композиции следует рассматривать как рекомендательные. Это дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики; разнообразные по техникам и материалам задания.

Учебно-тематический план

5 класс (второй год обучения предмету)

№ п

п

Название раздела, темы

 

Общий объем времени в часах

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная  работа

Аудиторные  занятия

1

Тема: Стилизация и трансформация форм в декоративной композиции. Витраж.

урок

66

33

33

 

 

 

66

33

33

 

Содержание тем для 5 класса (второй год обучения предмету) Тема: Стилизация и трансформация форм в декоративной композиции. Витраж. 

(33 часа). 

Организация картинной плоскости, выделение главного как одного из решающих средств композиции, выбор технического решения по лучшему эскизу (поиску), изображаемые объекты предельно упрощены. Ассоциативные средства восприятия окружающей среды. Выражение свойств и характера предметов. Эмоциональные свойства линии.

Эмоциональные свойства пятна.

Разработка серии эскизов в карандаше пробника и основной работы.

Разработка серии эскизов тоном пробника и основной работы.

Разработка эскизов в цвете пробника и основной работы.

Выполнение картона пробника (25х35) и основной работы (50х35)

Перенос на стекло пробника (25х35) и основной работы (50х35)

Техническое решение пробника (25х35) и основной работы (50х35)

Оформление для экспозиции с целью участия в творческом просмотре.

Самостоятельная работа: подбор материала: работа над эскизами, работа с натурным материалом, сбор фотоматериала, упражнения по стилизации и трансформации форм.

Составление серии маленьких эскизов, силуэты и стилизация природных форм, изучение литературы и прочих источников по заданной теме. Выполнение пробного витража размером 25х35 см с соблюдением всех этапов работы. 

3. Требования к уровню подготовки обучающихся

             В результате освоения предмета В.02 «Композиция прикладная» учащийся должен: 

знать:

основные элементы композиции, закономерности построения художественной формы; 

принципы сбора и систематизации подготовительного материала и способы его применения для воплощения творческого замысла.

уметь:

применять полученные знания о выразительных средствах композиции (ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте) в композиционных работах;

находить художественные средства, соответствующие композиционному замыслу;

находить живописно – пластические решения для каждой творческой задачи.

владеть:

навыками по созданию композиционной художественно-творческой работы.

4. Формы и методы контроля, система оценок

Рабочая         программа     предусматривает      текущий         контроль        успеваемости, промежуточную аттестацию. 

Текущий контроль знаний учащихся осуществляется преподавателем практически на всех занятиях. 

В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся программой предусмотрено введение оценки за практическую работу и теоретическую грамотность. 

Одной из форм текущего контроля может быть проведение отчетных выставок творческих работ обучающихся. Оценка теоретических знаний (текущий контроль) может проводиться в форме собеседования, обсуждения, решения тематических кроссвордов, тестирования.

Программа предусматривает промежуточную аттестацию. Промежуточная аттестация проводится в форме просмотров работ учащихся по полугодиям за счет аудиторного времени. На просмотрах работ учащихся выставляется итоговая оценка за полугодие и в целом за учебный год.

Критерии оценок

 По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

 Во время объяснения новой темы перед выполнением каждого задания преподаватель ставит перед учеником конкретные задачи. В зависимости от качества выполнения этих задач оценивается работа ученика.

             Выставляется оценка: 

5 (отлично) - ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением и творческим подходом. 4 (хорошо) - ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.

3 (удовлетворительно) - ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.

5. Методическое обеспечение учебного процесса

           Для успешного достижения результата в освоении программы по предмету «Композиция прикладная» необходимы следующие учебно-методические материалы: Таблицы по темам:

      орнамент; 

      цветоведение;

      стилизация; 

      основы общей композиции.

Наглядные пособия.

Методические пособия.

Папки практических заданий, сформированные по темам.

Фонд лучших работ учащихся по разделам и темам.

Видеоматериал.

Интернет – ресурсы.

Презентационные материалы по тематике разделов.

Методические рекомендации преподавателям

Ввиду небольшого количества часов, отведенных на предмет В.02. «Композиция прикладная», работа над композицией ведется, в основном, за пределами учебных аудиторных занятий. Во время аудиторных занятий проводятся: объявление темы, постановка конкретных задач, просмотр аналогов, создание форэскизов, цветовых или тональных эскизов, проработка утвержденных вариантов, индивидуальная работа с каждым учеником.

 Задания по предмету В.02 «Композиция прикладная» необходимо рассматривать не как абстрактные упражнения, а как мини композиции на заданную тему. Необходимо формировать у учащихся культуру выполнения работ небольшого размера. Все выполненные варианты заданий по теме необходимо композиционно грамотно размещать на одном формате. Работы сопровождаются небольшими надписями на лицевой или обратной стороне, которые содержат теоретические комментарии. Работы собираются в отдельную папку и служат индивидуальным учебным пособием для учащихся на протяжении всего образовательного периода. Выполненные работы могут быть использованы как эскизы для дальнейшей работы в материале. 

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы 

Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.

Самостоятельные работы по композиции просматриваются преподавателем еженедельно. Оценкой отмечаются все этапы работы: сбор материала, эскиз, итоговая работа. Необходимо дать возможность ученику глубже проникнуть в предмет изображения, создав условия для проявления его творческой индивидуальности.

6. Список рекомендуемой литературы 

1.    Бердник Т.О., Неклюдова Т.П. Дизайн костюма. Ростов-на-Дону, «Феникс» 2000

2.    Береснева В.Я., Романова Н.В. Вопросы орнаментации ткани. М.: «Легкая индустрия»,

1977

3.    Голубева О.Л. Основы композиции». М.: Издательский дом искусств, 2004

4.    Груздев В.В. Метод освоения некоторых понятий композиции. - В кн.: Преподавание спецдисциплин на художественно-графических факультетах педагогических институтов.

Курск, КПИ, 1978

5.    Енин А.А. Обухов И.Б. Основы композиции. http://library.fentu.ru/book/arhid/osnovkompoz/index.html 6. Зайцев А. Наука о цвете в живописи. М.: «Искусство»1986

7.  Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий М.: «Легкая и пищевая промышленность», 1981

8.  Панксенов Г.И. Живопись форма, цвет, изображение. М.: «Академия», 2008

9.  Практическое цветоведение. МГПИ. Пособие для студентов художественно– графического факультета. М., 1985

Список дополнительной литературы

1.   Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004

2.   Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос»,

2008

3.   Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005

4.   Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос»,

2005

5.   Даглдиян К.Т. «Декоративная композиция» / Ростов-на-Дону,  «Феникс», 2008

6.   Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М: «Владос», 2008

7.   Орнаменты народов мира. СПб, «Кристалл»,1998

8.   Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, 1996

9.   Халдина Е.Ф. Композиция в дизайне среды. Челябинск, 2007 Средства обучения

-     материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

-     наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;

-     демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели;

-     электронные           образовательные    ресурсы:        мультимедийные      учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

-     аудиовизуальные: слайд -           фильмы,         видеофильмы,           учебные            кинофильмы, аудиозаписи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по учебному предмету

В.02. «КОМПОЗИЦИЯ ПРИКЛАДНАЯ»

(5-А класс, второй год обучения)

 

урока

Название раздела, темы (содержание уроков)

Кол-во часов

Дата проведения

 

аудиторных

планируемая

фактическая

Тема: Стилизация и трансформация форм в декоративной композиции. Витраж.  

 

 

 

 

 

1

Введение по теме задания

1

 

 

2

 

Разработка серии эскизов в карандаше для пробника и основной работы.

1

 

 

 

3

 

Разработка серии эскизов в карандаше для пробника и основной работы.

1

 

 

 

4

Разработка серии эскизов в карандаше для пробника и основной работы.

1

 

 

5

Разработка серии эскизов в тоне для пробника и основной работы..

1

 

 

6

Разработка серии эскизов в тоне.

1

 

 

7

Разработка серии эскизов в цвете для пробника и основной работы.

1

 

 

8

Разработка серии эскизов в цвете для пробника и основной работы.

1

 

 

9

 

Выполнение картона для пробника и основной работы.

1

 

 

 

10

 

Выполнение картона в для пробника и основной работы.

1

 

 

 

11

 

Выполнение картона для пробника и основной работы.

1

 

 

12

 

Выполнение картона для пробника и основной работы.

1

 

 

13

 

Выполнение картона для пробника и основной работы.

1

 

 

 

14

 

Выполнение картона для пробника и основной работы.

1

 

 

15

 

Выполнение картона для пробника и основной работы.

1

 

 

 

16

Выполнение картона для пробника основной работы.

и

1

 

 

17

Перенос        рисунка           пробника основной работы на стекло

и

1

 

 

18

Перенос        рисунка           пробника основной работы на стекло

и

1

 

 

19

Перенос        рисунка           пробника основной работы на стекло

и

1

 

 

20

Перенос        рисунка      пробника

основной работы на стекло 

и

1

 

 

21

Перенос        рисунка      пробника

основной работы на стекло 

и

1

 

 

22

Перенос        рисунка           пробника основной работы на стекло

и

1

 

 

23

Перенос        рисунка           пробника основной работы на стекло

и

1

 

 

24

Перенос        рисунка           пробника основной работы на стекло

и

1

 

 

25

Перенос        рисунка           пробника основной работы на стекло

и

1

 

 

26

Заливка рисунка пробника основной работы витражной краско

и й

1

 

 

27

Заливка рисунка пробника и основной работы витражной краской

1

 

 

28

Заливка рисунка пробника и основной работы витражной краской

1

 

 

29

Заливка рисунка пробника и основной работы витражной краской

1

 

 

30

Заливка рисунка пробника и основной работы витражной краской

1

 

 

31

Заливка рисунка пробника и основной работы витражной краской

1

 

 

32

Заливка рисунка пробника и основной работы витражной краской

1

 

 

33

Оформление работ к просмотру

1

 

 

 

 

33

 

 

 

Количество уроков по четвертям 2025-2026 учебного года

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Всего в учебном году

5 «А» класс

8

8

9

8

33