Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
муниципального образования города Братска
РАССМОТРЕНО Протокол № 2 от 29.08.2022г. руководитель ШМО Е.С. Крылова
|
СОГЛАСОВАНО Протокол № 1 от 31.08.2022г. председатель МС Т.В.Толмачева |
УТВЕРЖДАЮ Приказ от 31.08.2022г. № 182 директор МБОУ «СОШ №5» Т.А.Лукина |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
краеведческой направленности
«Краеведение»
для обучающихся 5Г класса
на 2022-2023 учебный год
Разработала: Белорыбцева Алёна Владимировна,
высшей квалификационной категории
г. Братск
2022 год
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Краеведение» (далее Программа) разработана с целью реализации и продвижения мероприятий федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование». Федеральный проект «Успех каждого ребенка», являющийся составной частью Национального проекта «Образование», предполагает развитие системы дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Реализация данного проекта является одной из приоритетных задач государственной образовательной политики.
Программа разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций» «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»).
Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.05.2015 г. № 996-р);
Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально - педагогической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей от 29.03.2016г. №641/09;
Программой воспитания МБОУ «СОШ № 5» города Братска.
Программа направлена на разностороннее развитие личности ребенка ОВЗ с задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей; обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Дети данной категории имеют ряд особенностей в психофизическом развитии и общении. Отмечается стойкое нарушение познавательной деятельности, которое выражается в отсутствии потребности в знаниях, вялости мыслительной деятельности, неумении анализировать и обобщать, выделять главное, проводить сравнение, находить сходство, оценивать себя и свою работу. Отмечается недостаточность всех уровней мыслительной деятельности: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического. Слабо развита память, низкий уровень запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Внимание характеризуется малой устойчивостью, трудностью его распределения, замедленностью переключения.
Данная Программа – это своеобразная «школа чувств по изучению родины, обучение содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире, этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, дает понятие родственных отношений в семье, в содержание включена творческая деятельность декоративно-прикладного характера, что способствует психофизическому развитию учащихся.
Программа «Краеведение» предполагает обучение детей в процессе деятельности школьного музея. Школьный историко-краеведческий музей в соответствии со своим профилем расширяет и углубляет знания учащихся. Он развивает чувство причастности к судьбе малой родины, воспитывает у школьников любовь и уважение к родному краю, своей стране, к ее историческому прошлому и настоящему. Музей выступает важным фактором формирования общественной активности учеников, способствует сохранению и укреплению школьных традиций.
Работа школьного музея предполагает формирование у учащихся следующих ключевых компетенций:
- ценностно-смысловых:
принятие ценностных ориентиров, умение осознавать свою роль и предназначение в
обществе, выбирать целевые и смысловые установки, принимать решения;
- общекультурных: духовно- нравственные основы жизни и
человечества, культурологические основы семейных, социальных общественных
явлений и традиций, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере,
самовыражение личности;
- учебно–познавательных: владение способами анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; умение действовать в нестандартных ситуациях, креативность;
-информационных: владение современными средствами информации и информационными технологиями, формирование умений самостоятельно искать, отбирать и анализировать необходимую информацию, преобразовывать, передавать и критически осмысливать ее.
-коммуникативных: владение различными способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыками работы в группе, разными социальными ролями в коллективе, развитие и формирование коммуникативных умений, успешная социализация в обществе.
-личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое саморазвитие, самопознание, культура мышления и поведения.
Цель программы:
- осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея.
Задачи программы:
-
образовательные: расширение и углубление знаний по истории и культуре
родного края, страны на основе знакомства с материалами музея;
- развивающие: приобщение школьников к исследовательской деятельности,
развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры;
- воспитательные: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания
и уважения народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности
поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры,
формирование национальной терпимости, активной жизненной позиции.
Принципы
реализации программы:
- деятельностный подход – ребенок развивается в деятельности;
- принцип обеспечения успешности;
- принцип дифференциации;
- компетентностный подход – воспитание направлено на формирование ключевых
компетенций личности ребенка.
Работа музея строится на использовании педагогических технологий:
- метод проекта;
- ученического исследования;
- образовательных путешествий;
- технологии коллективных творческих дел;
- технологии проблемного обучения.
Ведущие направления деятельности:
1. Поисково-исследовательская работа.
2. Экспозиционно-выставочная работа.
3. Экскурсионно-массовая работа.
4. Учебно-образовательная и воспитательная деятельность.
Данные направления реализуются на различных уровнях:
- учебном;
- внеклассном;
- социально-проектном.
Курс рассчитан на 1 год обучения, 2 часа в неделю, 68 часов в год. Программа рассчитана на обучающихся 11-12 лет.
Организация деятельности детей проводится в различных формах:
– занятия по усвоению новых знаний и умений;
– занятия по закреплению и отработке навыков;
– работа в малых группах;
– самостоятельная работа;
– учебные, развивающие игры;
– творческие задания;
– коллективная творческая деятельность;
– походы выходного дня;
– экскурсии.
II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Рабочая программа сформирована с учетом рабочей программы воспитания, призвана обеспечить достижение личностных результатов.
Личностные:
· приобретение первоначального опыта установления контактов со взрослыми и детьми, налаживания дружеских взаимоотношений в коллективе;
· самостоятельность в выполнении учебных задач, поручений, умение аккуратно довести начатое до конца;
· понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
· уважительное отношение к родителям, к старшим, к окружающим людям.
Программа обеспечивает достижение следующих метапредметных и предметных результатов:
Метапредметными результатами являются:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
- совершенствование в умениях чтения, слушания и говорения.
Предметные результаты:
· имеет представление об истории происхождения своего рода, семьи;
· имеет представление об истории, быте, культуре родного края;
· знает название своего города, название некоторых из основных улиц города;
· имеет начальное представление основ туристкой деятельности и снаряжения: палатка, рюкзак, организация питании в походе, распределение должностей;
· имеет представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира; адекватное поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной педагогом ситуации;
имеет представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе.
III.Формы и виды контроля
Диагностика внимания, тестирование, интеллектуальные конкурсы, игровые задания и т.д.
Содержание программы курса «Краеведение»
Тема 1. Вводный урок. Что такое краеведение? О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы (1 час). Инструктажи (1 час).
Тема 2. Основы музейных знаний. Школьный музей и его устройство. Цели, задачи, участники музейного движения. Принцип работы школьного музея: связь с современностью, учебно-исследовательская и поисковая работа, связь с общественностью, ветеранами, проживающими в поселке, ветеранами педагогического труда, родителями. Теоретические занятия – 2ч. Практические занятия (2 часа) Участие в конкурсе о символике России, региона, района.
Тема3. Где и как собирать материалы для музея. (4 часа)
Работа в школьной и городской библиотеке, интернете. Встречи с участниками исторических событий, работниками музеев, известными людьми. Теоретические занятия – 2ч. Практические занятия (2 часа).
Тема 4. Работа с историческими источниками.(4 час)
Теоретические занятия (2 часа). Практические занятия (2 часа)
Основные источники по истории: книги по изучаемой теме, воспоминания участников исторических событий, вещественные памятники.
Тема 5. Наследие в школьном музее (4 часа)
Теоретические занятия (2 часа).
Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования. Практическое занятие (2 часа).
Тема 6. История города Братска (6 часов)
Теоретические занятия (3 часа) История заселения города. Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории города в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры Сибири и города. Практические занятия (3 часа). Экскурсия по достопримечательным объектам природы, истории и культуры. Экскурсия в музей.
Тема 7.О творчестве наших земляков: поэтов, писателей, художников, композиторов (совместно с библиотекой). Литературная гостиная (4 часа)
Презентации, проекты о знаменитых людях города. Практические занятия.
Тема 8. Военная слава земляков. Братчане – герои Советского Союза. Братсчане – фронтовики. Знакомство с историями и биографией земляков. Экскурсия на мемориал Славы. Оформление папок, выставок, экспозиции, подготовка и защита проектов. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии – почетная обязанность гражданина России Теоретические занятия – 2ч. Практические занятия (2 часа).
Тема 9. Семейные реликвии. Ценные вещи, бережно хранимые в каждой семье. Описание, подготовка к конкурсу. Теоретические занятия – 2ч. Практические занятия (2 часа).
Тема 10. Моя семья. Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива. Теоретические занятия – 2ч. Практические занятия (2 часа).
Тема 11. Наша школа в истории. Запись воспоминаний и рассказов учителей о событиях, связанных с историей школы. Обсуждение собранных материалов. Составление презентации, видеороликов. Оформление папок, выставок, экспозиции, подготовка и защита проектов. Теоретические занятия – 2ч. Практические занятия (2 часа).
Тема 12. Педагоги школы – хранители знаний. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Теоретические занятия – 2ч. Практические занятия (2 часа).
Тема 13. Экспозиции школьного музея к юбилею школы. Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение исторической хроники и летописи школы. Теоретические занятия – 2ч. Практические занятия (4часа).
Тема 14. Экскурсионная работа в школьном музее. Подготовка экскурсоводов. Участие в конкурсах. Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика. Теоретические занятия – 2ч. Практические занятия (4часа).
Тема 15. Создание презентаций на основе собранного материала. Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование работы. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного значения.
Подготовка, оформление, текст к описываемым экспонатам. Теоретические занятия – 2ч. Практические занятия (2часа).
Тема 16. Подготовка к защите исследовательских работ по краеведению. Защита исследовательских работ по краеведению. Правила подготовки проекта. Оформление проекта. Требования к исследовательской работе. Представление проекта. Научное руководство проектом. Защита проекта. Теоретические занятия – 2ч. Практические занятия (4часа).
Тематический план к программе «Краеведение»
№ п/п. |
Содержание программы |
Теоретические занятия |
Практические заняти |
Всего |
Формы контроля |
1 |
Краеведение. О чем будет рассказывать школьный музей. Вводный инструктаж |
2 |
|
2 |
Текущий контроль |
2 |
Цели и задачи курса. Школьный музей. Основы музейных знаний. Его основные разделы. |
2 |
2 |
4 |
Текущий контроль |
3 |
Где и как собирать материалы для музея. |
2 |
2 |
4 |
Текущий контроль |
4 |
Работа с историческими источниками. |
2 |
2 |
4 |
Текущий контроль |
5 |
Наследие в школьном музее. |
2 |
2 |
4 |
Текущий контроль |
6 |
История города Братска. Улицы Братска. Достопримечательности Братска |
3 |
3 |
6 |
Промежуточная аттестация |
7 |
О творчестве наших земляков: поэтов, писателей, художников, композиторов. Литературная гостиная |
2 |
2 |
4 |
Текущий контроль |
8 |
Военная слава земляков |
2 |
2 |
4 |
Текущий контроль |
9 |
Семейные реликвии |
2 |
2 |
4 |
Текущий контроль |
10 |
Моя семья |
2 |
2 |
4 |
Промежуточная аттестация |
11 |
Наша школа в истории |
2 |
2 |
4 |
Текущий контроль |
12 |
Педагоги школы – хранители знаний |
2 |
2 |
4 |
Текущий контроль |
13 |
Экспозиции школьного музея. |
2 |
4 |
6 |
Промежуточная аттестация |
14 |
Экскурсионная работа в школьном музее. |
2 |
2 |
4 |
Текущий контроль |
15 |
Создание презентаций на основе собранного материала |
2 |
2 |
4 |
Текущий контроль |
16 |
Подготовка к защите исследовательских работ по краеведению. Защита исследовательских работ по краеведению |
2 |
4 |
6 |
Итоговая аттестация |
|
Итого: |
33 |
35 |
68 |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.