Рабочая программа по внеурочной деятельности " Краеведение"
Оценка 5

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Краеведение"

Оценка 5
docx
05.11.2022
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Краеведение"
ВД краеведение 5г.docx

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»

муниципального образования города Братска

РАССМОТРЕНО

Протокол № 2

от  29.08.2022г.

руководитель ШМО

Е.С. Крылова

 

СОГЛАСОВАНО

Протокол № 1

от  31.08.2022г.

председатель  МС

Т.В.Толмачева

УТВЕРЖДАЮ

Приказ   от  31.08.2022г.

№ 182

директор МБОУ «СОШ №5»                                   Т.А.Лукина

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

краеведческой направленности

 «Краеведение»

для обучающихся 5Г класса

на 2022-2023 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Разработала:      Белорыбцева Алёна Владимировна,

высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Братск

2022 год

 

 

Адаптированная  рабочая программа курса внеурочной деятельности «Краеведение» (далее Программа) разработана с целью реализации и продвижения мероприятий федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование». Федеральный проект «Успех каждого ребенка», являющийся составной частью Национального проекта «Образование», предполагает развитие системы дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Реализация данного проекта является одной из приоритетных задач государственной образовательной политики.

Программа разработана в соответствии с:

 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

 Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций» «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»).

 Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);

 Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.05.2015 г. № 996-р);

Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально - педагогической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей от 29.03.2016г. №641/09;

 Программой воспитания МБОУ «СОШ № 5» города Братска.

 

Программа направлена на разностороннее развитие личности ребенка ОВЗ с задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей; обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

 

Дети данной категории имеют ряд особенностей в психофизическом развитии и общении. Отмечается стойкое нарушение познавательной деятельности, которое выражается в отсутствии потребности в знаниях, вялости мыслительной деятельности, неумении анализировать и обобщать, выделять главное, проводить сравнение, находить сходство, оценивать себя и свою работу. Отмечается недостаточность всех уровней мыслительной деятельности: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического. Слабо развита память, низкий уровень запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Внимание характеризуется малой устойчивостью, трудностью его распределения, замедленностью переключения.

 

Данная Программа – это своеобразная «школа чувств по изучению родины, обучение содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире, этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, дает понятие родственных отношений в семье, в содержание включена творческая деятельность декоративно-прикладного характера, что способствует психофизическому развитию учащихся.

 

Программа  «Краеведение» предполагает обучение детей в процессе   деятельности школьного музея. Школьный  историко-краеведческий музей в соответствии со своим профилем расширяет и углубляет знания учащихся.  Он развивает чувство причастности к судьбе малой родины,  воспитывает у школьников любовь и уважение к родному краю, своей стране, к ее историческому прошлому и настоящему.  Музей  выступает важным фактором формирования общественной активности учеников, способствует сохранению и укреплению школьных традиций.

 

Работа школьного музея предполагает формирование у  учащихся следующих ключевых компетенций:

 

- ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров, умение осознавать свою роль и предназначение в обществе, выбирать целевые и смысловые установки, принимать решения;
общекультурных: духовно- нравственные основы жизни и человечества, культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и традиций, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, самовыражение личности;

учебно–познавательных: владение способами анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; умение действовать в нестандартных ситуациях, креативность;

-информационных: владение современными средствами информации и информационными технологиями, формирование умений самостоятельно искать, отбирать и анализировать необходимую информацию, преобразовывать, передавать и критически осмысливать ее.

-коммуникативных:  владение различными способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыками работы в группе, разными социальными ролями в коллективе, развитие и формирование коммуникативных умений, успешная социализация в обществе.

-личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое саморазвитие, самопознание, культура мышления и поведения.

 

Цель программы:  

- осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея.

Задачи программы:

-  образовательные: расширение и углубление знаний по истории и культуре родного края, страны на основе знакомства с материалами  музея;
- развивающие: приобщение школьников к исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры;
- воспитательные: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры,  формирование национальной терпимости, активной жизненной позиции.

 

 Принципы реализации программы:
-  деятельностный подход – ребенок развивается в деятельности;
-  принцип обеспечения успешности; 
-  принцип дифференциации;
-  компетентностный подход – воспитание направлено на формирование ключевых компетенций личности ребенка.

 

Работа музея строится на использовании педагогических технологий:

- метод проекта; 
- ученического исследования;
- образовательных путешествий;

- технологии коллективных творческих дел;
- технологии проблемного обучения.

 

Ведущие направления деятельности:

1.      Поисково-исследовательская работа.

2.      Экспозиционно-выставочная работа.

3.      Экскурсионно-массовая работа.

4.      Учебно-образовательная и воспитательная деятельность.

Данные направления реализуются на различных уровнях:

- учебном;                                                                                                                   

- внеклассном;
- социально-проектном.

 

Курс рассчитан на 1 год обучения, 2 часа в неделю, 68 часов в год. Программа  рассчитана на обучающихся 11-12 лет.


Организация деятельности детей проводится в различных формах:

– занятия по усвоению новых знаний и умений;

– занятия по закреплению и отработке навыков;

– работа в малых группах;

– самостоятельная работа;

– учебные, развивающие игры;

– творческие задания;

– коллективная творческая деятельность;

– походы выходного дня;

– экскурсии.

 

II.   Результаты освоения курса внеурочной деятельности

 

Рабочая программа сформирована с учетом рабочей программы воспитания, призвана обеспечить достижение личностных результатов.

Личностные:

·         приобретение первоначального опыта установления контактов со взрослыми и детьми, налаживания дружеских взаимоотношений в коллективе;

·         самостоятельность в выполнении учебных задач, поручений, умение аккуратно довести начатое до конца;

·          понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

·         уважительное отношение к родителям, к старшим, к окружающим людям.

 

Программа обеспечивает достижение следующих метапредметных и предметных результатов:

 

Метапредметными результатами являются:

 

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).

 - способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

 - совершенствование в умениях чтения, слушания и говорения.

 

Предметные результаты:

 

·         имеет представление об истории происхождения своего рода, семьи;

·         имеет представление об истории, быте, культуре родного края;

·         знает название своего города, название некоторых из основных улиц города;

·         имеет начальное представление основ туристкой деятельности и снаряжения: палатка, рюкзак, организация питании в походе, распределение должностей;

·         имеет представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира; адекватное поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной педагогом ситуации;

имеет представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе.

 

III.Формы и виды контроля

Диагностика внимания, тестирование, интеллектуальные конкурсы, игровые задания и т.д.

 

 

Содержание программы курса  «Краеведение»

Тема 1. Вводный урок. Что такое краеведение? О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы (1 час). Инструктажи (1 час).

Тема 2.   Основы музейных знаний.  Школьный музей и его устройство. Цели, задачи, участники музейного движения. Принцип работы школьного музея: связь с современностью, учебно-исследовательская и поисковая работа, связь с общественностью, ветеранами, проживающими в поселке, ветеранами педагогического труда, родителями.  Теоретические занятия – 2ч. Практические занятия (2 часа)  Участие в конкурсе о символике России, региона, района.

Тема3. Где и как собирать материалы для музея. (4 часа)

  Работа в школьной и  городской библиотеке, интернете. Встречи с участниками исторических событий, работниками музеев, известными людьми.   Теоретические занятия – 2ч. Практические занятия (2 часа).

  Тема 4. Работа с историческими источниками.(4 час)

 Теоретические занятия (2 часа). Практические занятия (2 часа)

Основные источники по истории: книги по изучаемой теме, воспоминания участников исторических событий, вещественные памятники.

Тема 5. Наследие в школьном музее (4 часа)

Теоретические занятия (2 часа).

Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования. Практическое занятие (2 часа).

Тема 6. История города Братска (6 часов)

Теоретические занятия (3 часа)  История заселения города. Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории города в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры Сибири и города. Практические занятия (3 часа). Экскурсия по достопримечательным объектам природы, истории и культуры. Экскурсия в музей.

Тема 7.О творчестве  наших земляков: поэтов, писателей, художников, композиторов (совместно с библиотекой).  Литературная гостиная (4 часа)

Презентации, проекты о знаменитых людях  города. Практические занятия.

Тема 8. Военная слава земляков.  Братчане – герои Советского Союза. Братсчане – фронтовики. Знакомство с историями и биографией земляков. Экскурсия на мемориал Славы. Оформление папок, выставок, экспозиции, подготовка и защита проектов. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии – почетная обязанность гражданина России Теоретические занятия – 2ч. Практические занятия (2 часа). 

Тема 9. Семейные реликвии.  Ценные вещи, бережно хранимые в каждой семье. Описание, подготовка к конкурсу. Теоретические занятия – 2ч. Практические занятия (2 часа). 

Тема 10. Моя семья. Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива. Теоретические занятия – 2ч. Практические занятия (2 часа). 

Тема 11. Наша школа в истории. Запись воспоминаний и рассказов учителей о событиях, связанных с историей школы. Обсуждение собранных материалов. Составление презентации, видеороликов. Оформление папок, выставок, экспозиции, подготовка и защита проектов. Теоретические занятия – 2ч. Практические занятия (2 часа). 

Тема 12.  Педагоги школы – хранители знаний. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Теоретические занятия – 2ч. Практические занятия (2 часа). 

Тема 13. Экспозиции школьного музея к юбилею школы. Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение исторической хроники и летописи школы. Теоретические занятия – 2ч. Практические занятия (4часа). 

Тема 14. Экскурсионная работа в школьном музее. Подготовка экскурсоводов. Участие в конкурсах. Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика. Теоретические занятия – 2ч. Практические занятия (4часа). 

Тема 15. Создание презентаций на основе собранного материала. Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование работы. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного значения.

Подготовка, оформление, текст к описываемым экспонатам. Теоретические занятия – 2ч. Практические занятия (2часа). 

Тема 16. Подготовка к  защите исследовательских работ по краеведению.  Защита исследовательских работ по краеведению.  Правила подготовки проекта. Оформление проекта. Требования к исследовательской работе. Представление проекта. Научное руководство проектом. Защита проекта. Теоретические занятия – 2ч. Практические занятия (4часа). 

Тематический план к программе «Краеведение»

№ п/п.

Содержание программы

Теоретические занятия

Практические заняти

Всего

Формы контроля

1

 Краеведение. О чем будет рассказывать школьный музей. Вводный инструктаж

2

 

2

Текущий контроль

2

Цели и задачи курса. Школьный музей. Основы музейных знаний. Его основные разделы.

2

2

4

Текущий контроль

3

 Где и как собирать материалы для музея.

2

2

4

Текущий контроль

4

Работа с историческими источниками.

2

2

4

Текущий контроль

5

Наследие в школьном музее. 

2

2

4

Текущий контроль

6

История города Братска. Улицы Братска. Достопримечательности Братска

3

3

6

Промежуточная аттестация

7

О творчестве  наших земляков: поэтов, писателей, художников, композиторов. Литературная гостиная

2

2

4

Текущий контроль

8

 Военная слава земляков

2

2

4

Текущий контроль

9

Семейные реликвии

2

2

4

Текущий контроль

10

Моя семья

2

2

4

Промежуточная аттестация

11

Наша школа в истории

2

2

4

Текущий контроль

12

Педагоги школы – хранители знаний

2

2

4

Текущий контроль

13

Экспозиции школьного музея. 

2

4

6

Промежуточная аттестация

14

Экскурсионная работа в школьном музее.  

2

2

4

Текущий контроль

15

 Создание презентаций на основе собранного материала

2

2

4

Текущий контроль

16

Подготовка к  защите исследовательских работ по краеведению.  Защита исследовательских работ по краеведению

2

4

6

Итоговая аттестация

 

Итого:

33

35

68

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» муниципального образования города

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» муниципального образования города

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Краеведение» (далее

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Краеведение» (далее

Цель программы: - осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея

Цель программы: - осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея

Организация деятельности детей проводится в различных формах: – занятия по усвоению новых знаний и умений; – занятия по закреплению и отработке навыков; – работа в…

Организация деятельности детей проводится в различных формах: – занятия по усвоению новых знаний и умений; – занятия по закреплению и отработке навыков; – работа в…

Содержание программы курса «Краеведение»

Содержание программы курса «Краеведение»

Тема 14. Экскурсионная работа в школьном музее

Тема 14. Экскурсионная работа в школьном музее
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2022