Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Мельница»
Рассмотрено на методическом совете Протокол от 30.08.2018 г. № 1
|
Согласовано» заместитель директора по УВР ___________ (Беседина А.В.) Дата: 05.09.2018 г. |
«Утверждена» приказом директора МКОУ СОШ с. Мельница от 06.09.2018 г. № 161
|
Рабочая программа
«Азбука нравственности»
внеурочная деятельность
духовно-нравственное
направление
1 - 4 класс
класс
Срок реализации: 4 года
Составитель программы
Солодкая М.В.
ФИО учителя
учитель начальных классов
должность
первая квалификационная категория
квалификационная категория
Мельница, 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Азбука нравственности» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В основу разработки программы «Азбука нравственности» лёг материал, опубликованный в журнале «Начальная школа» (№ 6 2001 г. « Такой незнакомый «Я», № 5 1999 г. «Формирование милосердия у детей»), а также программа Т.А. Ладыженской «Детская риторика» (блок «Общение»). Программа данного курса представляет систему занятий по духовно-нравственному развитию для учащихся начальных классов общеобразовательной школы, в том числе и для обучающихся с ОВЗ, рассчитана на четыре года обучения. Программа реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с образовательным планом, осуществляет межпредметную связь с уроками литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством.
Цель: Воспитание нравственных чувств и этических норм поведения.
Задачи:
1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в коллективе.
2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Ценностные ориентиры программы
Программа «Азбука нравственности» способна активно влиять на личность младшего школьника, его чувства, сознание, волю. Оказывает большое воспитательное воздействие, пробуждает у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставляет задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Формы и методы работы
Занятия проводятся в форме внеурочных мероприятий и игровых моментов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, просмотр презентаций. На занятиях учитель использует приём наблюдения, визуализации, драматизации; решение проблемных ситуаций, ролевые игры. Место проведения занятий: классная комната, актовый зал, школьная библиотека. Формы организации деятельности обучающихся во время прохождения занятий: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Программа включает в себя 135 занятий по 30 - 40 минут и рассчитана на четыре года обучения, начиная с первого класса. Для реализации программного материала отводится один час в неделю. Программа может быть использована для обучающихся с ОВЗ.
Планируемые результаты
В ходе реализации программы «Азбука нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов трёх уровней:
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах общения).
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, умения применять полученные знания этических норм общения.
Третий уровень результатов — овладение навыками общения, умением применять в жизненных ситуациях знания о культуре общения, о чутком и милосердном отношении к окружающим людям за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны знать:
1. Вежливые слова, законы классного коллектива.
2. Правила поведения в школе, в библиотеке, в столовой и др.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны
Знать:
1. Положительные и отрицательные черты характера человека.
2. Правила вежливости и красивых манер.
Уметь:
1. Различать положительные и отрицательные черты характера человека.
2. Приводить примеры, используя жизненный опыт и материал художественных произведений.
3. Различать хорошие и плохие поступки.
4. Создавать мини-проект на заданную тему.
В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны
Знать:
1. Правила этики и культуры речи.
2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного
Уметь:
1. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
2. Преодолевать трудности при решении задач по самовоспитанию.
3. Адекватно оценивать свои поступки и реагировать на критические замечания одноклассников, учителей.
В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся должны
Знать:
1. Каким должен быть воспитанный человек.
2. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
3. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.
4. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
5. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.
Уметь:
1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
2. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
3. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
4. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении
5. Быть сострадательными к чужому горю.
6. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
7. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:
Личностные:
· ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
· знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
· развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
Регулятивные:
· принимать и сохранять учебную задачу;
· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
· вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Познавательные:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием художественной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
· строить сообщения в устной и письменной форме;
· осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Коммуникативные:
· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
Содержание рабочей программы
1 класс (33 ч)
В 1 классе изучается первый раздел программы «Школа общения». На занятиях первоклассники познают азы общения через знакомство с правилами поведения в общественных местах, учатся уживаться в классном коллективе, получают первоначальные знания о культуре общения.
Вводное занятие (1 ч)
Знакомство с особенностями программы, её темами.
Правила поведения в школе (6 ч)
Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в школьной столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.
О добром отношении к людям (10 ч)
Что такое «добро и зло». О жадности и жадинах. Ежели вы вежливы. Добрые и не добрые поступки. Чтобы тебе нашлись друзья. Помни о других – ты не один на свете. Понятия – друг и товарищ. О бескорыстии в дружбе.
Культура общения (8 ч)
О вежливых словах и их применении. Как нужно слушать собеседника. Правила знакомства, представления и обращения. Выражения приветствия и прощания. Правила благодарности и отказа. Правила извинения и просьбы. Как вести себя во время разговора.
В мире сказок (8 ч)
Добро и зло в сказках. Волшебные сказки. Если бы я был волшебником. Сказка – ложь, да в ней намёк.
Итоговое занятие (1 ч)
Что мы узнали, чему научились. Диагностика
Во 2 классе (34 ч) изучению подлежит второй раздел программы «Азбука нравственности». С учётом возрастных особенностей раздел предусматривает проектную деятельность, совместно с учителем и родителями на основе бесед и прочитанных произведений, а так же, используя метод наблюдения, обучающиеся будут создавать «Азбуку нравственности». Каждое занятие предполагает создание одной страницы, содержащей материал для рассмотрения нравственных качеств человека (А – аккуратность, Б – благодарность, благородство, В - вежливость и т.д.). Создавая Азбуку, учащиеся проводят исследование, учатся различать положительные и отрицательные черты человека.
В 3 классе изучается раздел « Такой незнакомый «Я». (34 ч)
Вводное занятие -1ч
Знакомство с темами третьего года изучения программы.
Тема «Кто Я?» - 9 ч
Занятия направлены на развитие навыков самопознания и принятия самого себя. Осознаётся ценность и уникальность личности каждого человека. Учащиеся приходят к выводу: Я – человек.
Тема «Какой Я?» - 8 ч
Продолжается работа с образом «Я». Школьник ищет ответы на вопросы: Какой я друг? Какой я одноклассник? Какой я сын? и т.д.
Уроки речевой культуры – 6 ч
Занятия направлены на развитие культуры речи, умения анализировать сказанное, строить речевое сообщение.
Уроки вежливости – 3 ч
Зачем быть вежливым? Сюжетно-ролевая игра «Помоги принцессе». Воспитание культуры поведения, внимательного отношения к окружающим людям.
Я и этикет – 6 ч
Кто придумал этикет? Встречают по одёжке. Гость в дом – радость в дом. Школьники размышляют о правилах этикета, учатся их практическому применению.
Итоговое занятие -1ч
Подводим итоги второго года изучения программы. Диагностика
В 4 классе изучается заключительный раздел программы « Я среди людей».
Вводное занятие -1ч
Знакомство с темами четвёртого года изучения программы. Прогнозирование изучаемого материала по названию раздела, постановка задач.
Плохо одному – 6 ч
Чтение и анализ художественных произведений, помогающих осознать, что человеку необходимо общение, основой общения является уважение к людям. Ведётся работа по созданию духовно-нравственной атмосферы в классном сообществе.
Земля – наш общий дом – 5 ч
Знакомство с традициями русского народа, народными приметами. Анализ пословиц. Чтение художественных произведений о Родине. Творческие работы (проекты, сочинения, рисунки, презентации на тему «Лучше нет родного края»)
Уроки речевой культуры – 5 ч
Продолжается работа по развитию культуры речи. Школьники учатся правилам сравнения, строят сравнительные описания, рассуждения.
Культура общения – 4 ч
Вежливая просьба, вежливый отказ, разговор по телефону, о вреде сквернословия, правила приличия в житейских ситуациях. Язык, мимика и жесты.
Мы - друзья –4 ч
Занятия данной темы направлены на формирование умения жить в коллективе, строить взаимоотношения, основанные на уважении, считаться с мнением одноклассников, уступать, приходить к единому решению. С помощью тестов и мониторингов определяется уровень развития духовно-нравственной атмосферы в классе.
В гостях у Этикета – 8 ч
Невыдуманные истории. Как вести себя в театре. Как вести себя в гостях. Кто такая леди?
Легко ли быть джентльменом? Рыцарский турнир вежливости.
Итоговое занятие -1ч
Диагностика. Пишем отзыв о программе. Игра «Волшебный стул»
Тематическое планирование
Наименование раздела |
Количество часов |
||
|
всего |
теория |
практика |
Раздел 1. Школа общения (33 ч). 1 класс |
|||
Тема 1. Вводное занятие |
1 |
1 |
|
Тема 2. Правила поведения |
6 |
3 |
3 |
Тема 3. О добром отношении к людям |
9 |
8 |
1 |
Тема 4. Культура общения |
8 |
6 |
2 |
Тема 5. В мире сказок |
8 |
7 |
1 |
Тема 6. Итоговое занятие. Диагностика |
1 |
|
1 |
Раздел 2. Создаём «Азбуку нравственности» (34 ч). 2 класс |
|||
Тема 1. Вводное занятие |
1 |
1 |
|
Тема 2. Буква А - аккуратность |
1 |
1 |
|
Тема 3. Буква Б - благодарность |
1 |
|
|
Тема 4. Буква В – вежливость |
1 |
1 |
|
Тема 5. Урок вежливости |
1 |
|
1 |
Тема 6 Буква Г – гордость, героизм |
1 |
|
|
Тема 7 Буква Д – доброта |
1 |
1 |
|
Тема 8 В дружбе сила (игровая программа) |
1 |
|
1 |
Тема 9 Буква Ж – жалость, жестокость |
1 |
1 |
|
Тема 10 Жадность и жадины (диспут) |
1 |
|
1 |
Тема 11 Буква З – зависть |
1 |
|
|
Тема 12 Буква И – искренность |
1 |
|
|
Тема13Буква К – красота (заочное путешествие) |
1 |
|
1 |
Тема 14 Буква Л – любовь (конкурс чтецов) |
1 |
|
1 |
Тема 15 О лени и лентяях, лесть |
1 |
1 |
|
Тема 16 Буква М – месть, милосердие |
1 |
|
|
Тема 17 Буква Н - невежество |
1 |
|
|
Тема 18 Буква О - ответственность |
1 |
|
|
Тема 19 Буква П - правдивость |
1 |
|
|
Тема 20 Буква Р – радость, равнодушие |
1 |
|
|
Тема 21 Буква С – скромность, совесть |
1 |
|
|
Тема 22 Буква Т - трудолюбие |
1 |
|
|
Тема 23 Буква У - упрямство |
1 |
|
|
Тема 24 Буква Ф – фантазия (фантастика) |
1 |
|
1 |
Тема 25 Буква Х – храбрость, хвастовство |
1 |
|
|
Тема 26 Буква Ц - целеустремлённость |
1 |
|
|
Тема 27 Буква Ч – честь, чёрствость |
1 |
|
|
Тема 28 Буква Ш – шутка и юмор |
1 |
|
|
Тема 29 Буква Щ - щедрость |
1 |
|
|
Тема 30 Буква Э - эгоизм |
1 |
|
|
Тема 31 Буква Я - ябедничество |
1 |
|
|
Тема 32 Урок вежливости |
1 |
|
1 |
Тема 33 Диагностика |
1 |
|
1 |
Тема 34. Итоговое занятие. Диагностика |
1 |
|
1 |
Раздел 3. «Такой незнакомый Я» (34 ч). 3 класс |
|||
Тема 1. Вводное занятие |
1 |
1 |
|
Тема 2. Кто я? |
9 |
6 |
3 |
Тема 3. Какой я? |
8 |
6 |
2 |
Тема 4. Уроки речевой культуры |
6 |
4 |
2 |
Тема 5. Уроки вежливости |
3 |
2 |
1 |
Тема 6. Я и этикет |
6 |
5 |
1 |
Тема 7. Итоговое занятие. Диагностика |
1 |
|
1 |
Раздел 4. «Я среди людей» (34 ч) 4 класс |
|||
Тема 1. Вводное занятие |
1 |
1 |
|
Тема 2. Плохо одному |
6 |
4 |
2 |
Тема 3. Земля – наш общий дом |
5 |
4 |
1 |
Тема 4. Уроки речевой культуры |
5 |
3 |
2 |
Тема 5. Культура общения |
4 |
2 |
2 |
Тема 6. В гостях у Этикета |
8 |
7 |
1 |
Тема 7. Мы - друзья |
4 |
3 |
1 |
Тема 8. Итоговое занятие. Диагностика |
1 |
|
1 |
Формы и методы контроля
1. Использование диагностического инструментария:
«Правила опрятности и аккуратности», «О добром отношении к людям», «Оцени свою вежливость», тест «Личностные действия», «Что такое хорошо и что такое плохо»,
«Диагностика нравственной мотивации», «Диагностика отношения к жизненным ценностям», «Диагностика этики поведения» и др.
2. Наблюдение за учащимися в различных жизненных ситуациях.
3. Выполнение заданий творческого характера. Создание и защита проектов
4. Формирование «Папки достижений».
5. Участие в общешкольных мероприятиях духовно-нравственного направления.
6. Участие в муниципальных конкурсах: «Спасём мир прекрасным» и др.
7. Участие в дистанционных конкурсах: «Юный патриот» и др.
Учебно – методическое обеспечение
Литература
1. Библиотечка журнала «Начальная школа» Кто Я?..Беседы с мудрецами в кругу семьи. Н.Н.Светловская – М.: Редакция журнала «Начальная школа», 1995. – 190 с.
2. Внеклассная работа в начальной школе. Классные часы. 1-4 классы. И.В. Персидская. – Волгоград: Учитель, 2006. – 204 с.
3. Детская риторика в рассказах и рисунках. 1-3 классы: методические рекомендации. Т.А. Ладыженская. – Москва: Баллас . С – Инфо, 2000.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.В.Володарская. – М.: Просвещение, 2008.
5. Калейдоскоп праздников: учебно-методическое пособие. Т.И. Виталева. – М.: Издательство «Экзамен», 2011..
6. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. В.П. Сергеева – М.: Педагогическое общество России, 2004.
7. Классные часы. 2 класс. Т.Н. Максимова. – М.: ВАКО, 2014.
8. Классные часы. 4 класс. Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2008..
9. Начальная школа. Ежемесячный научно-методический журнал – М.: Редакция журнала «Начальная школа» № 5 – 1999, № 6 – 2001.
10. Планирование воспитательной работы в классе: методическое пособие. Е.Н.Степанова. – М.: Т.Ц. «Сфера», 2004. – 128 с.
11. Поговорим о воспитанности Б. В. Бушелева. – Иркутск: Восточно-сибирское книжное издательство, 1988. – 160 с.
12. Праздники для детей младшего школьного возраста В.Б. Леонтьева. Минск: ООО «Юнипресс», 2002.
13. Программа курса «Детская риторика» Т.А. Ладыженская. М.: Просвещение, 2008
14. Психологические аспекты проектной деятельности Н.Л.Куракина. – Волгоград: Учитель, 2011.
15. Художественная литература. Рассказы В.Осеевой, Ю.Яковлева, К.Д.Ушинского, Л.Толстого и других авторов.
16. Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Сценарии школьных праздников. М.: Первое сентября, 2000. – 256 с.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п |
Дата |
Тема учебного занятия |
Всего часов |
Содержание деятельности |
Воспитательная работа |
|
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности |
Практическая часть занятия /форма организации деятельности |
|||||
1 |
07.09 |
Вводное занятие |
1 |
Беседа. Знакомство с темами программы |
Игровое упражнение «Связующая нить» |
Формирование первоначального представления о культуре общения. |
2-3 |
14.09 21.09 |
Правила поведения в школе (6ч.) Правила поведения на уроке и на перемене |
2 |
Беседа. Анализ проблемных ситуаций. Обсуждение правил общения на уроке и на перемене |
Работа в парах (работа с набором предложений). Разыгрывание ситуаций |
Формирование умения общаться с учителем и одноклассниками в различных ситуациях |
4 |
28.09 |
Правила поведения в гардеробе |
1 |
Беседа. Обсуждение правил поведения в гардеробе |
Разыгрывание ситуаций. |
Воспитание вежливого общения с работниками школы |
5 |
05.10 |
Правила поведения в столовой |
1 |
Беседа. Анализ пословиц о хлебе. Обсуждение правил поведения в столовой |
Разыгрывание ситуаций. Игровые упражнения |
Развитие умения уместно употреблять слова благодарности |
6 |
12.10 |
Правила поведения в библиотеке |
1 |
Беседа. Обсуждение правил поведения в библиотеке |
Игровое упражнение. Инсценировка. |
Воспитание вежливого общения с работниками школы |
7 |
19.10 |
Правила поведения в школьном дворе |
1 |
Беседа. Обсуждение правил поведения в школьном дворе |
Подвижные игры в школьном дворе по правилам честной игры |
Воспитание вежливого отношения друг к другу |
8 |
26.10 08.11 |
О добром отношении к людям (10ч) Уроки вежливости |
1 |
Беседа, чтение и анализ произведений. Анализ пословиц. |
Игровое упражнение. Инсценировка. Групповая работа (игра «Ромашка» |
Формирование умения применять правила вежливого общения |
9 |
15.11 |
Что такое «добро» и «зло». |
1 |
Беседа, чтение и анализ произведений. |
Игровое упражнение. Разыгрывание ситуаций. |
Учить различать добро и зло |
10 |
22.11 |
Жадность и жадины |
1 |
Анализ пословиц. Чтение и обсуждение художественных произведений |
Игровое упражнение Инсценировка. |
Воспитание вежливого отношения друг к другу |
11 |
29.11 |
Ежели вы вежливы |
1 |
Чтение и обсуждение художественных произведений |
Инсценировки. Игра «Продолжи предложение» |
Воспитание вежливого отношения друг к другу |
12 |
06.12 |
Добрые и не добрые поступки |
1 |
Чтение и анализ сказок, рассказов. Беседа |
Разыгрывание ситуаций |
Формирование умения применять правила вежливого общения |
13 |
13.12 |
Чтобы тебе нашлись друзья |
1 |
Беседа. Чтение и анализ сказки, басни. |
Игровое упражнение «Сломанная кукла». Коллективные игры |
Формирование умения применять правила вежливого общения |
14 |
20.12 |
Помни о других – ты не один на свете. |
1 |
Беседа. Анализ пословиц, рассказов. |
Игровое упражнение «Встреча настроений». Игра «Я желаю тебе» |
Формирование умения применять правила вежливого общения |
15 |
27.12 |
О лени и лентяях |
1 |
Беседа, обсуждение прочитанных произведений. |
Инсценировка басни. Работа в группе – коллективный рисунок |
Формировать умение работать коллективно, соблюдая правила вежливого общения |
16 |
27.12 |
Понятия – друг и товарищ |
1 |
Беседа, обсуждение прочитанных произведений. |
Игровое упражнение «Найди друга». |
Формирование культуры взаимоотношений |
17 |
10.01 |
О бескорыстии в дружбе. |
1 |
Беседа, обсуждение прочитанных произведений. |
Игровое упражнение. Работа в парах. Тест «С тобой приятно общаться» |
Воспитание положительных качеств характера |
18 |
17.01 |
Культура общения (8 ч) О вежливых словах и их применении |
1 |
Беседа. Работа с пословицами. |
Работа в парах: распределить слова на группы |
Учить различать группы вежливых слов, применять их в различных ситуациях |
19 |
24.01 |
Как нужно слушать собеседника |
1 |
Беседа. Обсуждение правил вежливого общения |
Разыгрывание ситуаций |
Формирование умения применять правила вежливого общения |
20 |
31.01 |
Правила знакомства, представления и обращения. |
1 |
Беседа. Анализ проблемных ситуаций |
Разыгрывание ситуаций |
Формирование умения применять правила вежливого общения |
21 |
07.02 |
Выражения приветствия и прощания. |
1 |
Беседа, анализ проблемных ситуаций. Чтение и анализ сказки |
Разыгрывание ситуаций. Работа в парах |
Формирование умения применять правила вежливого общения |
22 |
14.02 |
Правила благодарности и отказа |
1 |
Беседа. Обсуждение вариантов благодарности и отказа |
Работа в парах: распределение слов на группы. Разыгрывание ситуаций |
Учить применять в различных ситуациях слова благодарности и вежливого отказа |
23 |
28.02 |
Правила извинения и просьбы |
1 |
Беседа, обсуждение вариантов извинения и просьбы |
Работа в парах: распределение слов на группы. Разыгрывание ситуаций |
Учить уместно применять слова извинения и просьбы |
24-25 |
07.03 14.03 |
Как вести себя во время разговора (разговор по телефону) |
2 |
Беседа. Обсуждение этических правил при разговоре. Анализ сказки «Телефон» К.И.Чуковского |
Работа в парах: разговор по телефону. Разыгрывание ситуаций |
Формирование умения применять правила вежливого общения |
26-27 |
21.03 |
В мире сказок (8 ч) Добро и зло в сказках |
2 |
Беседа. Чтение и анализ сказок. |
Характеристика героев. Инсценировка |
Учить вежливому общению на примере сказочных героев |
28-29 |
11.04 18.04 |
Волшебные сказки |
2 |
Заочное путешествие по страницам сказок |
Игровое упражнение «Кому принадлежит волшебный предмет?» |
Учить вежливому общению на примере сказочных героев |
30 |
25.04 |
Если бы я был волшебником |
1 |
Беседа. Инструктаж |
Игра - перевоплощение |
Учить вежливому общению на примере сказочных героев |
31-32 |
02.05 16.05 |
Сказка – ложь, да в ней намёк |
2 |
Беседа – обобщение «Чему нас учат сказки» |
Викторина по сказкам «Какому герою принадлежат вежливые слова и поступки?» |
Учить вежливому общению на примере сказочных героев |
33 |
23.05 |
Итоговое занятие |
1 |
Беседа. Что узнали, чему научились |
Анкетирование |
Формирование умения применять правила вежливого общения |
.
2 класс
№ п/п |
Дата |
Тема учебного занятия |
Всего часов |
Содержание деятельности |
Воспитательная работа |
|
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности |
Практическая часть занятия /форма организации деятельности |
|||||
1 |
Вводное занятие |
1 |
Беседа. Чтение и анализ сказки. |
Распределение слов на группы (работа в парах) Игровое упражнение «Связующая нить» |
Формирование первоначального представления о нравственности. |
|
2 |
Создаём «Азбуку нравственности». Страница первая. Аккуратность. |
1 |
Беседа. Чтение и анализ художественных произведений. Знакомство с требованиями к мини-проекту |
Игра «Эстафета дружбы». Работа в парах (работа с набором предложений). |
Воспитание стремления быть аккуратным человеком |
|
3 |
Страница вторая. Благодарность |
1 |
Беседа. Чтение и анализ художественных произведений. |
Игровое упражнение «Солнечные лучики». Работа в тетради «Детская риторика». Разыгрывание ситуаций. Защита мини-проекта |
Развитие умения уместно употреблять слова благодарности |
|
4 |
Страница третья. Вежливость |
1 |
Беседа. Чтение и анализ художественных произведений. Работа с толковым словарём, анализ пословиц |
Игра «На что похоже настроение?» Разыгрывание ситуаций. Защита мини-проекта |
Воспитание стремления быть вежливым человеком |
|
5 |
Урок вежливости |
1 |
Беседа. Чтение и анализ художественных произведений. |
Игровое упражнение «Комплименты». Инсценировка. Защита мини-проекта |
Воспитание вежливого отношения друг к другу |
|
6 |
Страница четвёртая. Гордость, героизм |
1 |
Беседа. Чтение и анализ художественных произведений. |
Игровое упражнение «Спаси птенца». Защита мини-проекта |
Воспитание чувства гордости, стремления совершать смелые поступки |
|
7 |
Страница пятая. Доброта. |
1 |
Беседа. Чтение и анализ художественных произведений. Слушание песен о доброте (песни кота Леопольда) |
Игровое упражнение «Доброе животное». Защита мини-проекта. |
Воспитание стремления совершать добрые поступки |
|
8 |
В дружбе сила |
1 |
Беседа, чтение и анализ произведений. Анализ пословиц. |
Игровое упражнение «Солнечный зайчик». Инсценировка. Групповая работа (игра «Ромашка» |
Воспитание умения дружить, беречь дружбу |
|
9 |
Страница шестая. Жалость, жестокость |
1 |
Беседа, чтение и анализ произведений. Решение проблемных ситуаций |
Игровое упражнение «Как меня зовут». Защита мини-проектов |
Учить оценивать поступки героев, объяснить, что жалость и жестокость – противоположные качества |
|
10 |
Жадность и жадины |
1 |
Анализ пословиц. Чтение и обсуждение художественных произведений |
Игровое упражнение «Мяч в руки». Инсценировка. |
Воспитание положительных качеств характера |
|
11 |
Страница седьмая. Зависть |
1 |
Чтение и обсуждение художественных произведений |
Игровое упражнение «Нарисуй своё настроение». Защита мини-проектов. Инсценировка |
Воспитание положительных качеств характера |
|
12 |
Страница восьмая. Искренность |
1 |
Чтение и анализ басен, рассказов. Чтение по ролям. Беседа |
Игровое упражнение «Возьми себя в руки». Защита мини-проектов. Инсценировка. Заполнение таблицы |
Объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятие «искренность» |
|
13 |
Страница девятая. Красота |
1 |
Беседа. Чтение и анализ сказки, басни, стихотворения. Работа со словарём |
Игровое упражнение «Сломанная кукла». Защита мини-проектов. Рассматривание репродукций с картин. |
Учить замечать красивое в поступках людей, во всём, что окружает |
|
14 |
Страница десятая. Любовь |
1 |
Беседа. Анализ пословиц, рассказов. Работа со словарём |
Игровое упражнение «Встреча настроений». Защита мини-проектов. Творческая работа (мини-сочинение о маме) |
Воспитание любви к маме |
|
15 |
О лени и лентяях, лесть |
1 |
Беседа, обсуждение прочитанных произведений. Работа со словарём |
Игровое упражнение «Тренируем эмоции». Инсценировка басни |
Обсудить проблему человеческой лени, учить преодолевать собственную лень |
|
16 |
Страница одиннадцатая. Месть |
1 |
Беседа, обсуждение прочитанных произведений. Работа со словарём |
Игровое упражнение «Найди друга». Защита мини-проектов. |
Воспитание положительных качеств характера |
|
17 |
Страница двенадцатая. Невежество |
1 |
Беседа, обсуждение прочитанных произведений. Работа со словарём |
Игровое упражнение «Я так устал». Защита мини-проектов. Работа в парах. Тест |
Воспитание положительных качеств характера |
|
18 |
Страница тринадцатая. Ответственность |
1 |
Беседа. Работа с пословицами. Заочное путешествие по сказкам |
Игровое упражнение «Глаза в глаза». Защита мини-проектов. Инсценировка |
Воспитывать чувство ответственности за свои поступки |
|
19 |
Страница четырнадцатая. Правдивость |
1 |
Беседа. Чтение и анализ басен, рассказов |
Игровое упражнение «Рычи, лев, рычи». Защита мини-проектов. Инсценировка |
Формирование нравственных качеств – честности и справедливости |
|
20 |
Страница пятнадцатая. Радость, равнодушие |
1 |
Беседа. Анализ пословиц, сказок, рассказов. Работа со словарём |
Игровое упражнение «Дыши и думай красиво». Защита мини-проектов. Инсценировка |
Воспитание положительных качеств характера |
|
21 |
Страница шестнадцатая. Совесть, скромность |
1 |
Беседа, обсуждение прочитанных произведений |
Игровое упражнение «Представь себя камнем у дороги ». Защита мини-проектов. Инсценировка |
Воспитание положительных качеств характера |
|
22 |
Страница семнадцатая. Трудолюбие |
1 |
Беседа. Анализ пословиц, сказок, рассказов. Работа со словарём |
Игровое упражнение «Скажи хорошее о друге ». Защита мини-проектов. Работа в парах |
Воспитание терпения и трудолюбия |
|
23 |
Страница восемнадцатая. Упрямство |
1 |
Беседа, обсуждение прочитанных произведений |
Игровое упражнение «Стойкий солдатик». Защита мини-проектов. Инсценировка |
Воспитание стремления преодолевать в себе отрицательные качества |
|
24 |
Страница девятнадцатая. Фантазия |
1 |
Беседа. Работа со словарём. |
Игровые упражнения, работа в парах. Иллюстрирование |
Развитие фантазии, смекалки, логического мышления |
|
25 |
Страница двадцатая. Храбрость, хвастовство |
1 |
Беседа. Анализ пословиц, сказок, рассказов. Работа со словарём |
Игровое упражнение «Ветер дует на…». Защита мини-проектов. Инсценировка |
Развитие умения делать выводы: хорошо или плохо быть храбрым, хитрым, хвастливым |
|
26 |
Страница двадцать первая. Целеустремлённость |
1 |
Беседа, обсуждение прочитанных произведений |
Игровое упражнение «Цветочек». Защита мини-проектов. |
Сформировать понятие «целеустремлённый человек» |
|
27 |
Страница двадцать вторая. Честь |
1 |
Беседа. Анализ пословиц, сказок, рассказов. |
Игровое упражнение «Что не сможет один, сделаем вместе». Защита мини-проектов. |
Воспитание стремления быть верным своему слову |
|
28 |
Страница двадцать третья. Шутка и юмор |
1 |
Беседа, обсуждение прочитанных произведений |
Игра– перевоплощение «Ты – маленькое деревце». Защита мини-проектов. Разыгрывание проблемных ситуаций |
Учить шутить, никого не обижая своей шуткой |
|
29 |
Страница двадцать четвёртая. Щедрость |
1 |
Беседа. Анализ пословиц, сказок, рассказов. |
Игровое упражнение. Защита мини-проектов. |
Воспитание положительных качеств характера |
|
30 |
Страница двадцать пятая. Эгоизм |
1 |
Беседа. Анализ пословиц, сказок, рассказов. Работа со словарём |
Игровое упражнение. Защита мини-проектов. Тест |
Воспитание уважения и доброго отношения к окружающим людям |
|
31 |
Страница двадцать шестая. Ябедничество |
1 |
Беседа, обсуждение прочитанных произведений |
Игровое упражнение. Защита мини-проектов. Разыгрывание ситуаций |
Воспитание положительных качеств характера |
|
32 |
Урок вежливости. Рефлексия |
1 |
Беседа, инструктирование |
Работа в группах, разыгрывание ситуаций, творческие задания |
Воспитание коммуникативной культуры, нравственных качеств |
|
33 |
Диагностика |
1 |
Беседа, инструктирование |
Тестирование «Диагностика нравственной мотивации» |
Развивать самооценку и самоанализ |
|
34 |
Итоговое занятие |
1 |
Беседа |
Тест «Удовлетворённость учащихся внеурочной деятельностью». Игра «Волшебный стул» |
Воспитание положительных качеств характера, умения анализировать, обобщать и делать выводы |
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ п/п |
Дата |
Тема учебного занятия |
Всего часов |
Содержание деятельности |
Воспитательная работа |
|
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности |
Практическая часть занятия /форма организации деятельности |
|||||
1 |
|
Вводное занятие |
1 |
Беседа. Знакомство с темами второго года изучения курса |
Тестирование «Волшебная страна чувств» |
Воспитание нравственных качеств |
«Кто Я?» ( 9 ч) |
||||||
2 |
|
Кто Я? |
1 |
Беседа. Анкетирование. Чтение сказки «Два брата» |
Игра «Эстафета дружбы». Заполнение анкеты. Работа в парах (работа с набором предложений). |
Развитие навыков самопознания и принятия самого себя |
3 |
|
Почему Я – это я? Я – это больше, чем Мы? |
1 |
Беседа. Чтение и анализ художественных произведений. Анализ пословиц |
Игровое упражнение «Интервью». Обсуждение советов Чарли Чаплина. Групповая работа |
Развитие навыков самопознания и принятия самого себя |
4 |
|
Быть человеком – значит … |
1 |
Беседа. Чтение и анализ художественных произведений. Работа с толковым словарём |
Игра «Колокол» Разыгрывание ситуаций. Формирование правил для общения. Заполнение таблицы |
Развитие навыков самопознания, умения оценивать поступки других людей |
5 |
|
Я тоже могу быть волшебником |
1 |
Беседа. Чтение и анализ художественных произведений. Продолжение неоконченных предложений |
Игровое упражнение «Дождь». Заполнение таблицы. Групповая работа |
Развитие навыков самопознания, формирование чувства принадлежности к группе |
6 |
|
Я и моя семья |
1 |
Беседа. Чтение и анализ художественных произведений. Анализ пословиц |
Игровое упражнение «Подойди ближе». Создание мини-проекта о своей семье и его защита |
Формирование навыка выстраивания границ в отношениях с людьми. Осознание роли семьи в жизни каждого человека |
7 |
|
Мои права и обязанности |
1 |
Беседа. Рассказ о Декларации прав человека. Работа с пословицами |
Игровое упражнение «Ворвись в круг». Игра «Угадай знак» . Работа в группах |
Обретение первоначальных правовых знаний, развитие групповой сплочённости, приобретение навыков конструктивного поведения в различных ситуациях |
8 |
|
Я и природа |
1 |
Беседа, чтение и анализ произведений. Обсуждение правил поведения в природе. |
Игровое упражнение «Рубка дров». Инсценировка. Групповая работа (создание законов) |
Воспитание чувства ответственности за своё поведение в природе. Развитие навыков самопознания и самораскрытия |
9 |
|
Чего я боюсь в этой жизни |
1 |
Беседа, чтение и анализ произведений. Решение проблемных ситуаций |
Игровое упражнение «Интервью». Мини – сочинение |
Развитие навыков самопознания, умения понимать свои сильные и слабые стороны |
10 |
|
Вижу ли я красоту? Умею ли её беречь? |
1 |
Анализ пословиц. Чтение и обсуждение художественных произведений |
Игровое упражнение «Нарисуй себя». Инсценировка. Решение проблемных ситуаций |
Работа с образом «Я». Развитие умения видеть вокруг красивое, стремиться развивать красивое в себе |
«Какой Я?» (8 ч) |
||||||
11 |
|
Какой я? |
1 |
Беседа «Что я знаю о себе?». Анкетирование. Чтение и анализ художественных произведений |
Игровое упражнение «Бездомный заяц». Заполнение анкеты «Вот я какой!». Работа в парах |
Развитие навыков самопознания и принятия самого себя |
12 |
|
Какой я друг? |
1 |
Чтение и анализ басен, рассказов. Беседа. |
Игровое упражнение «Давайте жить дружно». Инсценировка. Работа в парах |
Развитие навыков самопознания, воспитание дружелюбия, стремления жить в коллективе, принимая его законы |
13 |
|
Для тебя и о тебе. Общение в моей жизни |
1 |
Беседа. Работа со словарём. Изучение правил общения |
Игровое упражнение «Я рад общаться с тобой». Выполнение теста «С тобой приятно общаться» |
Дать представление о роли общения в жизни человека, способствовать возникновению и установлению контактов между детьми |
14 |
|
Я не ищу конфликтов |
1 |
Беседа. Анализ стихотворения, рассказов. |
Игровое упражнение «Слепой и поводырь». Обыгрывание проблемных ситуаций. «Мозговой штурм» |
Развитие навыков самопознания, обучение поиску альтернативных вариантов поведения в конфликте |
15 |
|
Я глазами одноклассников |
1 |
Беседа, Работа со словарём. Игра «Коммуникация» |
Игровое упражнение «Дорисуй портрет». Упражнение «Закончи предложение» |
Развитие навыков самопознания, развитие умения замечать в себе и в людях положительные качества |
16 |
|
Какой я гость? Какой хозяин? |
1 |
Беседа, чтение и обсуждение рассказа «Добро пожаловать». Ответы на вопросы |
Игровое упражнение «Волшебный сундук». Иллюстрирование. Решение проблемных ситуаций |
Формирование навыка выстраивания границ в отношениях с людьми. |
17 |
|
Какой я покупатель? |
1 |
Беседа, обсуждение прочитанного рассказа «Расскажите про покупку». Обсуждение правил поведения в магазине |
Игровое упражнение «Спасибо, что ты рядом». Решение проблемных ситуаций. Упражнение «Закончи предложение» |
Воспитание культуры поведения в общественных местах |
18 |
|
Тайна имени моего |
1 |
Беседа. Рассказ о возникновении имён на Руси. |
Игровое упражнение «Приветствие». Защита мини-проектов «Моё имя» |
Развитие навыков самопознания, нравственное воспитание |
Уроки речевой культуры (6 ч) |
||||||
19 |
|
Как я говорю |
1 |
Беседа. Знакомство с наукой Риторика. Работа с учебником «Риторика» |
Игровое упражнение «Ласковое имя». Инсценировка, выполнение заданий из рабочей тетради по риторике |
Формирование умения строить речевое сообщение |
20 |
|
Слово дано человеку, животным – немота |
1 |
Беседа. Анализ пословиц, сказок, рассказов. Работа со словарём |
Игровое упражнение «Говори и думай красиво». |
Воспитание культуры речи |
21 |
|
Здоровеньки буллы! или: я вас вижу |
1 |
Беседа о разных формах приветствия, обсуждение прочитанных произведений, ответы на вопросы |
Игровое упражнение «Представь себя камнем у дороги ». Инсценировка. Решение проблемных ситуаций |
Воспитание культуры речи |
22 |
|
Над чем смеётесь? |
1 |
Беседа, обсуждение прочитанных произведений. Поиск ответов на вопрос: над чем можно посмеяться |
Игровое упражнение «Скажи хорошее о друге ». Работа в парах. |
Воспитание чувства юмора, умения избегать в своей речи употребления искажённых, жаргонных слов |
23 |
|
Разумно и просто |
1 |
Беседа о вежливом обращении, обсуждение прочитанных произведений, |
Игровое упражнение «Стойкий солдатик». Решение проблемных ситуаций |
Воспитание культуры речи |
24 |
|
Как вести себя во время разговора |
1 |
Беседа о роли мимики и жестов во время разговора. Обсуждение правил вежливого слушателя |
Игровые упражнения, работа в парах. Решение проблемных ситуаций |
Воспитание культуры речи и культуры поведения во время разговора |
Уроки вежливости (3 ч) |
||||||
25 |
|
Зачем быть вежливым? |
1 |
Беседа. Анализ пословиц, сказок, рассказов. |
Игровое упражнение «Ветер дует на…». Работа в группах (создание правил вежливости для окружающих) |
Развитие умения делать выводы: хорошо или плохо быть вежливым |
26 |
|
Сюжетно-ролевая игра «Помоги принцессе» |
1 |
Беседа, обсуждение прочитанных произведений, создание сюжета для игры |
Игровое упражнение «Цветочек». Работа в группах |
Воспитание стремления приходить на помощь другим людям |
27 |
|
Урок улыбки |
1 |
Беседа. Анализ, рассказов, историй о различных ситуациях из школьной жизни |
Игровое упражнение «Что не сможет один, сделаем вместе». Инсценировка, чтение по ролям |
Воспитание стремления быть верным своему слову, вежливого отношения к одноклассникам |
Я и этикет (6 ч) |
||||||
28 |
|
Кто придумал этикет? |
1 |
Беседа, обсуждение прочитанного из истории возникновения этикета |
Разыгрывание проблемных ситуаций |
Учить правилам этикета, воспитывать культурного человека |
29 |
|
Этикет и этикетка |
1 |
Беседа. рассуждение на тему6 этикет и этикетка – слова -родственники |
Игровое упражнение. Работа в группах |
Учить правилам этикета, воспитывать культурного человека |
30 |
|
Осторожно: двери закрываются |
1 |
Беседа. обсуждение правил поведения в транспорте |
Игровое упражнение. Решение проблемных ситуаций |
Учить правилам этикета, воспитывать культурного пассажира |
31 |
|
Немного истории. Встречают по одёжке |
1 |
Беседа, обсуждение вопроса: чтобы быть всегда хорошо одетым надо иметь… |
Игровое упражнение. Работа в парах. Формулирование правил: какой должна быть красивая одежда |
Учить правилам этикета, развивать вкус при выборе одежды |
32 |
|
Краеугольные камни |
1 |
Беседа, размышления о том, что является основой этикета |
Работа в группах, разыгрывание ситуаций, творческие задания |
Учить правилам этикета, воспитывать культурного человека |
33 |
|
С чего начинать |
1 |
Беседа на тему «Чистота – залог здоровья» |
Работа в группах, разыгрывание ситуаций, творческие задания |
Учить правилам этикета, воспитывать культурного человека. Развитие 12.05навыков самопознания, |
34 |
|
Итоговое занятие |
1 |
Беседа |
Тест «Удовлетворённость учащихся внеурочной деятельностью». Диагностика |
Развивать самооценку и самоанализ, умение обобщать и делать выводы |
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ п/п |
Дата |
Тема учебного занятия |
Всего часов |
Содержание деятельности |
Воспитательная работа |
|||||
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности |
Практическая часть занятия /форма организации деятельности |
|||||||||
1 |
|
Вводное занятие |
1 |
Беседа. Знакомство с темами третьего года изучения курса |
Прогнозирование изучаемого материала по названию раздела, постановка задач. Игра «Концовки», работа в парах |
Воспитание нравственных качеств, развитие самопознания и познания окружающих людей |
||||
«Плохо одному» ( 6 ч) |
||||||||||
2 |
|
Плохо одному |
1 |
Беседа. Анкетирование. Чтение сказки «Палле один на свете» |
Игра «Спасибо, что ты рядом». Заполнение анкеты. Работа в парах |
Формирование представления о значении общения в жизни человека |
||||
3 |
|
Ты и твои друзья |
1 |
Беседа. Чтение и анализ художественных произведений. Анализ пословиц |
Игровое упражнение «Весёлое приветствие». Обсуждение понятия «хороший друг». Групповая работа |
Формирование представления о значении общения в жизни человека, умения дружить |
||||
4 |
|
Моя семья – моя радость |
1 |
Беседа. Чтение и анализ художественных произведений. Работа с толковым словарём |
Игра «Доброе животное» Мини-сочинение. Формирование правил для общения в семье. |
Формирование навыка выстраивания границ в отношениях с людьми. Осознание роли семьи в жизни каждого человека |
||||
5 |
|
Родословное древо |
1 |
Беседа. |
Игровое упражнение «Массаж по кругу». Игра «Родичи» Создание мини-проекта о своей семье и его защита |
Пробудить интерес к своей родословной, воспитывать любовь к семье, к близким людям. |
||||
6 |
|
Я среди людей. Мой самый решительный поступок в жизни |
1 |
Беседа. Чтение и анализ художественных произведений. Анализ пословиц |
Игровое упражнение «Дыхание». Работа в парах |
Формирование навыка выстраивания границ в отношениях с людьми. Нравственное воспитание |
||||
7 |
|
Мои одноклассники и я. |
1 |
Беседа. Чтение и анализ художественных произведений. |
Игровое упражнение «Ворвись в круг». Игра «Угадай знак» . Работа в группах |
Развитие групповой сплочённости, приобретение навыков конструктивного поведения в классном коллективе в различных ситуациях |
||||
«Земля – наш общий дом» (5 ч) |
||||||||||
8 |
|
О русской старине |
|
Беседа. Анализ пословиц, знакомство с обрядами и традициями русского народа |
Игровое упражнение «На что похоже моё настроение». Работа в группах. Обыгрывание ситуаций |
Воспитание любви к Родине и её традициям |
||||
9 |
|
Лучше нет родного края |
1 |
Чтение и анализ стихов, рассказов. Беседа. |
Игровое упражнение «Дыши и думай красиво» . Мини – сочинение о родном крае |
Воспитание любви к Родине и её традициям |
||||
10 |
|
Мы живём среди людей |
1 |
Беседа. Анализ прочитанных произведений |
Игровое упражнение «Клубочек». Выполнение теста «С тобой приятно общаться» |
Дать представление о роли общения в жизни человека, способствовать возникновению и установлению контактов между людьми |
||||
11 |
|
Уроки на всю жизнь |
1 |
Беседа. Анализ пословиц о труде, рассказов. |
Игровое упражнение «Дождь». Работа в группах |
Воспитание трудолюбия, стремления бережного отношения к чужому труду |
||||
12 |
|
Значение слов «моё» и «наше» |
1 |
Беседа, Работа со словарём. Игра «Коммуникация» |
Игровое упражнение «Колокол». Упражнение «Закончи предложение» |
Развитие умения ценить вещи, созданные другими людьми |
||||
Уроки речевой культуры (5 ч) |
||||||||||
13 |
|
Вежливая просьба, вежливый отказ |
1 |
Беседа. Знакомство с наукой Риторика. Работа с учебником «Риторика» |
Игровое упражнение «Ласковое имя». Инсценировка, выполнение заданий из рабочей тетради по риторике |
Формирование умения строить речевое сообщение |
||||
14 |
|
Разговор по телефону |
1 |
Беседа. Анализ ситуаций. Обсуждение произведений |
Игровое упражнение «Говори и думай красиво». разыгрывание проблемных ситуаций |
Воспитание культуры речи и правил общения по телефону |
||||
15 |
|
От учтивых слов |
1 |
Беседа о разных формах приветствия, обсуждение прочитанных произведений, ответы на вопросы |
Игровое упражнение «Представь себя камнем у дороги ». Инсценировка. Решение проблемных ситуаций |
Воспитание культуры речи |
||||
16 |
|
О вреде сквернословия |
1 |
Беседа, обсуждение прочитанных произведений. |
Игровое упражнение «Скажи хорошее о друге ». Работа в парах. |
Воспитание умения избегать в своей речи употребления искажённых, жаргонных слов |
||||
17 |
|
Комплимент – дело серьёзное |
1 |
Беседа. Знакомство с понятиями «лесть» и «комплимент». Чтение и анализ басен |
Игровое упражнение «Шаг навстречу». Решение проблемных ситуаций. Конкурс «Похвали жюри» |
Знакомить с комплиментами, похвалой как видами речевых действий |
||||
«Культура общения» (4 ч) |
||||||||||
18 |
|
Кто такая леди? Легко ли быть джентльменом? |
1 |
Беседа. Анализ пословиц, сказок, рассказов. |
Игровое упражнение «Солнечные лучики». Творческая работа (сочинение) |
Повышать уровень нравственного развития личности учащихся и духовно-нравственной атмосферы в классном сообществе |
||||
19 20 |
|
Культура общения |
2 |
Беседа, обсуждение прочитанных произведений, |
Игровое упражнение «Мигалки». Решение проблемных ситуаций. Работа в группах: создание советов по правилам общения |
Путём обыгрывания житейских ситуаций формировать культуру общения |
||||
21 |
|
Рыцарский турнир вежливости |
1 |
Беседа. Инструктаж по проведению турнира |
Соревнование между двумя командами |
Повышать уровень нравственного развития личности учащихся и духовно-нравственной атмосферы в классе |
||||
«В гостях у Этикета» (8 ч) |
||||||||||
22 |
|
Кто придумал этикет? |
1 |
Беседа, обсуждение прочитанного из истории возникновения этикета |
Разыгрывание проблемных ситуаций |
Учить правилам этикета, воспитывать культурного человека |
||||
23 |
|
Невыдуманные истории |
1 |
Беседа, обсуждение прочитанного из истории возникновения этикета |
Игровое упражнение. Работа в группах |
Учить правилам этикета, воспитывать культурного человека |
||||
24 |
|
Вредные привычки |
1 |
Беседа. Обсуждение проблемных ситуаций |
Игровое упражнение. Решение проблемных ситуаций |
Учить правилам этикета, воспитывать культурного человека без вредных привычек |
||||
25 |
|
Немного истории. Встречают по одёжке |
1 |
Беседа, обсуждение вопроса: чтобы быть всегда хорошо одетым надо иметь… |
Игровое упражнение. Работа в парах. Формулирование правил: какой должна быть красивая одежда |
Учить правилам этикета, развивать вкус при выборе одежды |
||||
26 27 |
|
Краеугольные камни |
2 |
Беседа, размышления о том, что является основой этикета |
Работа в группах, разыгрывание ситуаций, творческие задания |
Учить правилам этикета, воспитывать культурного человека |
||||
28 29 |
|
Красота - сестра добра и разума |
2 |
Беседа. Создание устного журнала |
Работа в группах, разыгрывание ситуаций, творческие задания |
Учить правилам этикета, формировать правильное представление об истинной красоте человека, развивать эстетический вкус. |
||||
«Мы - друзья» (4 ч) |
||||||||||
30 |
|
Какой у нас коллектив? |
1 |
Беседа. Инструктаж по проведению анкеты |
Групповая работа. Анкетирование |
Содействовать сплочению коллектива, воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки |
||||
31 |
|
Когда мой друг радуется? |
1 |
Беседа. Анализ ситуаций, обсуждение прочитанных произведений |
Игровое упражнение. Работа в группах |
Содействовать сплочению коллектива, воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки |
||||
32 |
|
Ты и твои друзья |
1 |
Беседа. Обсуждение проблемных ситуаций |
Игровое упражнение. Решение проблемных ситуаций |
Содействовать сплочению коллектива, воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки |
||||
33 |
|
Урок дружбы «Вместе весело шагать» |
1 |
Беседа. Инструктаж по проведению игры |
Групповая работа |
Содействовать сплочению коллектива, воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки |
||||
34 |
21.05 |
Итоговое занятие |
1 |
Беседа, тестирование |
Тест «Удовлетворённость учащихся внеурочной деятельностью». Диагностика |
Развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы. Провести итоговую диагностику |
||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.