Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Мельница»
| 
 Рассмотрено на методическом совете Протокол от 30.08.2018 г. № 1 
 
  | 
 Согласовано» заместитель директора по УВР ___________ (Беседина А.В.) Дата: 05.09.2018 г.  | 
 «Утверждена» приказом директора МКОУ СОШ с. Мельница от 06.09.2018 г. № 161 
  | 
Рабочая программа
«Азбука нравственности»
внеурочная деятельность
духовно-нравственное
направление
1 - 4 класс
класс
Срок реализации: 4 года
Составитель программы
Солодкая М.В.
ФИО учителя
учитель начальных классов
должность
первая квалификационная категория
квалификационная категория
Мельница, 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Азбука нравственности» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В основу разработки программы «Азбука нравственности» лёг материал, опубликованный в журнале «Начальная школа» (№ 6 2001 г. « Такой незнакомый «Я», № 5 1999 г. «Формирование милосердия у детей»), а также программа Т.А. Ладыженской «Детская риторика» (блок «Общение»). Программа данного курса представляет систему занятий по духовно-нравственному развитию для учащихся начальных классов общеобразовательной школы, в том числе и для обучающихся с ОВЗ, рассчитана на четыре года обучения. Программа реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с образовательным планом, осуществляет межпредметную связь с уроками литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством.
Цель: Воспитание нравственных чувств и этических норм поведения.
Задачи:
1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в коллективе.
2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Ценностные ориентиры программы
Программа «Азбука нравственности» способна активно влиять на личность младшего школьника, его чувства, сознание, волю. Оказывает большое воспитательное воздействие, пробуждает у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставляет задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Формы и методы работы
Занятия проводятся в форме внеурочных мероприятий и игровых моментов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, просмотр презентаций. На занятиях учитель использует приём наблюдения, визуализации, драматизации; решение проблемных ситуаций, ролевые игры. Место проведения занятий: классная комната, актовый зал, школьная библиотека. Формы организации деятельности обучающихся во время прохождения занятий: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Программа включает в себя 135 занятий по 30 - 40 минут и рассчитана на четыре года обучения, начиная с первого класса. Для реализации программного материала отводится один час в неделю. Программа может быть использована для обучающихся с ОВЗ.
Планируемые результаты
В ходе реализации программы «Азбука нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов трёх уровней:
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах общения).
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, умения применять полученные знания этических норм общения.
Третий уровень результатов — овладение навыками общения, умением применять в жизненных ситуациях знания о культуре общения, о чутком и милосердном отношении к окружающим людям за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны знать:
1. Вежливые слова, законы классного коллектива.
2. Правила поведения в школе, в библиотеке, в столовой и др.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны
Знать:
1. Положительные и отрицательные черты характера человека.
2. Правила вежливости и красивых манер.
Уметь:
1. Различать положительные и отрицательные черты характера человека.
2. Приводить примеры, используя жизненный опыт и материал художественных произведений.
3. Различать хорошие и плохие поступки.
4. Создавать мини-проект на заданную тему.
В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны
Знать:
1. Правила этики и культуры речи.
2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного
Уметь:
1. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
2. Преодолевать трудности при решении задач по самовоспитанию.
3. Адекватно оценивать свои поступки и реагировать на критические замечания одноклассников, учителей.
В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся должны
Знать:
1. Каким должен быть воспитанный человек.
2. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
3. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.
4. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
5. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.
Уметь:
1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
2. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
3. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
4. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении
5. Быть сострадательными к чужому горю.
6. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
7. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:
Личностные:
· ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
· знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
· развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
Регулятивные:
· принимать и сохранять учебную задачу;
· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
· вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Познавательные:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием художественной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
· строить сообщения в устной и письменной форме;
· осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Коммуникативные:
· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
Содержание рабочей программы
1 класс (33 ч)
В 1 классе изучается первый раздел программы «Школа общения». На занятиях первоклассники познают азы общения через знакомство с правилами поведения в общественных местах, учатся уживаться в классном коллективе, получают первоначальные знания о культуре общения.
Вводное занятие (1 ч)
Знакомство с особенностями программы, её темами.
Правила поведения в школе (6 ч)
Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в школьной столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.
О добром отношении к людям (10 ч)
Что такое «добро и зло». О жадности и жадинах. Ежели вы вежливы. Добрые и не добрые поступки. Чтобы тебе нашлись друзья. Помни о других – ты не один на свете. Понятия – друг и товарищ. О бескорыстии в дружбе.
Культура общения (8 ч)
О вежливых словах и их применении. Как нужно слушать собеседника. Правила знакомства, представления и обращения. Выражения приветствия и прощания. Правила благодарности и отказа. Правила извинения и просьбы. Как вести себя во время разговора.
В мире сказок (8 ч)
Добро и зло в сказках. Волшебные сказки. Если бы я был волшебником. Сказка – ложь, да в ней намёк.
Итоговое занятие (1 ч)
Что мы узнали, чему научились. Диагностика
Во 2 классе (34 ч) изучению подлежит второй раздел программы «Азбука нравственности». С учётом возрастных особенностей раздел предусматривает проектную деятельность, совместно с учителем и родителями на основе бесед и прочитанных произведений, а так же, используя метод наблюдения, обучающиеся будут создавать «Азбуку нравственности». Каждое занятие предполагает создание одной страницы, содержащей материал для рассмотрения нравственных качеств человека (А – аккуратность, Б – благодарность, благородство, В - вежливость и т.д.). Создавая Азбуку, учащиеся проводят исследование, учатся различать положительные и отрицательные черты человека.
В 3 классе изучается раздел « Такой незнакомый «Я». (34 ч)
Вводное занятие -1ч
Знакомство с темами третьего года изучения программы.
Тема «Кто Я?» - 9 ч
Занятия направлены на развитие навыков самопознания и принятия самого себя. Осознаётся ценность и уникальность личности каждого человека. Учащиеся приходят к выводу: Я – человек.
Тема «Какой Я?» - 8 ч
Продолжается работа с образом «Я». Школьник ищет ответы на вопросы: Какой я друг? Какой я одноклассник? Какой я сын? и т.д.
Уроки речевой культуры – 6 ч
Занятия направлены на развитие культуры речи, умения анализировать сказанное, строить речевое сообщение.
Уроки вежливости – 3 ч
Зачем быть вежливым? Сюжетно-ролевая игра «Помоги принцессе». Воспитание культуры поведения, внимательного отношения к окружающим людям.
Я и этикет – 6 ч
Кто придумал этикет? Встречают по одёжке. Гость в дом – радость в дом. Школьники размышляют о правилах этикета, учатся их практическому применению.
Итоговое занятие -1ч
Подводим итоги второго года изучения программы. Диагностика
В 4 классе изучается заключительный раздел программы « Я среди людей».
Вводное занятие -1ч
Знакомство с темами четвёртого года изучения программы. Прогнозирование изучаемого материала по названию раздела, постановка задач.
Плохо одному – 6 ч
Чтение и анализ художественных произведений, помогающих осознать, что человеку необходимо общение, основой общения является уважение к людям. Ведётся работа по созданию духовно-нравственной атмосферы в классном сообществе.
Земля – наш общий дом – 5 ч
Знакомство с традициями русского народа, народными приметами. Анализ пословиц. Чтение художественных произведений о Родине. Творческие работы (проекты, сочинения, рисунки, презентации на тему «Лучше нет родного края»)
Уроки речевой культуры – 5 ч
Продолжается работа по развитию культуры речи. Школьники учатся правилам сравнения, строят сравнительные описания, рассуждения.
Культура общения – 4 ч
Вежливая просьба, вежливый отказ, разговор по телефону, о вреде сквернословия, правила приличия в житейских ситуациях. Язык, мимика и жесты.
Мы - друзья –4 ч
Занятия данной темы направлены на формирование умения жить в коллективе, строить взаимоотношения, основанные на уважении, считаться с мнением одноклассников, уступать, приходить к единому решению. С помощью тестов и мониторингов определяется уровень развития духовно-нравственной атмосферы в классе.
В гостях у Этикета – 8 ч
Невыдуманные истории. Как вести себя в театре. Как вести себя в гостях. Кто такая леди?
Легко ли быть джентльменом? Рыцарский турнир вежливости.
Итоговое занятие -1ч
Диагностика. Пишем отзыв о программе. Игра «Волшебный стул»
Тематическое планирование
| 
 Наименование раздела  | 
 Количество часов  | 
||
| 
 
  | 
 всего  | 
 теория  | 
 практика  | 
| 
 Раздел 1. Школа общения (33 ч). 1 класс  | 
|||
| 
 Тема 1. Вводное занятие  | 
 1  | 
 1  | 
 
  | 
| 
 Тема 2. Правила поведения  | 
 6  | 
 3  | 
 3  | 
| 
 Тема 3. О добром отношении к людям  | 
 9  | 
 8  | 
 1  | 
| 
 Тема 4. Культура общения  | 
 8  | 
 6  | 
 2  | 
| 
 Тема 5. В мире сказок  | 
 8  | 
 7  | 
 1  | 
| 
 Тема 6. Итоговое занятие. Диагностика  | 
 1  | 
 
  | 
 1  | 
| 
 Раздел 2. Создаём «Азбуку нравственности» (34 ч). 2 класс  | 
|||
| 
 Тема 1. Вводное занятие  | 
 1  | 
 1  | 
 
  | 
| 
 Тема 2. Буква А - аккуратность  | 
 1  | 
 1  | 
 
  | 
| 
 Тема 3. Буква Б - благодарность  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Тема 4. Буква В – вежливость  | 
 1  | 
 1  | 
 
  | 
| 
 Тема 5. Урок вежливости  | 
 1  | 
 
  | 
 1  | 
| 
 Тема 6 Буква Г – гордость, героизм  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Тема 7 Буква Д – доброта  | 
 1  | 
 1  | 
 
  | 
| 
 Тема 8 В дружбе сила (игровая программа)  | 
 1  | 
 
  | 
 1  | 
| 
 Тема 9 Буква Ж – жалость, жестокость  | 
 1  | 
 1  | 
 
  | 
| 
 Тема 10 Жадность и жадины (диспут)  | 
 1  | 
 
  | 
 1  | 
| 
 Тема 11 Буква З – зависть  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Тема 12 Буква И – искренность  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Тема13Буква К – красота (заочное путешествие)  | 
 1  | 
 
  | 
 1  | 
| 
 Тема 14 Буква Л – любовь (конкурс чтецов)  | 
 1  | 
 
  | 
 1  | 
| 
 Тема 15 О лени и лентяях, лесть  | 
 1  | 
 1  | 
 
  | 
| 
 Тема 16 Буква М – месть, милосердие  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Тема 17 Буква Н - невежество  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Тема 18 Буква О - ответственность  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Тема 19 Буква П - правдивость  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Тема 20 Буква Р – радость, равнодушие  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Тема 21 Буква С – скромность, совесть  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Тема 22 Буква Т - трудолюбие  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Тема 23 Буква У - упрямство  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Тема 24 Буква Ф – фантазия (фантастика)  | 
 1  | 
 
  | 
 1  | 
| 
 Тема 25 Буква Х – храбрость, хвастовство  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Тема 26 Буква Ц - целеустремлённость  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Тема 27 Буква Ч – честь, чёрствость  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Тема 28 Буква Ш – шутка и юмор  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Тема 29 Буква Щ - щедрость  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Тема 30 Буква Э - эгоизм  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Тема 31 Буква Я - ябедничество  | 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Тема 32 Урок вежливости  | 
 1  | 
 
  | 
 1  | 
| 
 Тема 33 Диагностика  | 
 1  | 
 
  | 
 1  | 
| 
 Тема 34. Итоговое занятие. Диагностика  | 
 1  | 
 
  | 
 1  | 
| 
 Раздел 3. «Такой незнакомый Я» (34 ч). 3 класс  | 
|||
| 
 Тема 1. Вводное занятие  | 
 1  | 
 1  | 
 
  | 
| 
 Тема 2. Кто я?  | 
 9  | 
 6  | 
 3  | 
| 
 Тема 3. Какой я?  | 
 8  | 
 6  | 
 2  | 
| 
 Тема 4. Уроки речевой культуры  | 
 6  | 
 4  | 
 2  | 
| 
 Тема 5. Уроки вежливости  | 
 3  | 
 2  | 
 1  | 
| 
 Тема 6. Я и этикет  | 
 6  | 
 5  | 
 1  | 
| 
 Тема 7. Итоговое занятие. Диагностика  | 
 1  | 
 
  | 
 1  | 
| 
 Раздел 4. «Я среди людей» (34 ч) 4 класс  | 
|||
| 
 Тема 1. Вводное занятие  | 
 1  | 
 1  | 
 
  | 
| 
 Тема 2. Плохо одному  | 
 6  | 
 4  | 
 2  | 
| 
 Тема 3. Земля – наш общий дом  | 
 5  | 
 4  | 
 1  | 
| 
 Тема 4. Уроки речевой культуры  | 
 5  | 
 3  | 
 2  | 
| 
 Тема 5. Культура общения  | 
 4  | 
 2  | 
 2  | 
| 
 Тема 6. В гостях у Этикета  | 
 8  | 
 7  | 
 1  | 
| 
 Тема 7. Мы - друзья  | 
 4  | 
 3  | 
 1  | 
| 
 Тема 8. Итоговое занятие. Диагностика  | 
 1  | 
 
  | 
 1  | 
Формы и методы контроля
1. Использование диагностического инструментария:
«Правила опрятности и аккуратности», «О добром отношении к людям», «Оцени свою вежливость», тест «Личностные действия», «Что такое хорошо и что такое плохо»,
«Диагностика нравственной мотивации», «Диагностика отношения к жизненным ценностям», «Диагностика этики поведения» и др.
2. Наблюдение за учащимися в различных жизненных ситуациях.
3. Выполнение заданий творческого характера. Создание и защита проектов
4. Формирование «Папки достижений».
5. Участие в общешкольных мероприятиях духовно-нравственного направления.
6. Участие в муниципальных конкурсах: «Спасём мир прекрасным» и др.
7. Участие в дистанционных конкурсах: «Юный патриот» и др.
Учебно – методическое обеспечение
Литература
1. Библиотечка журнала «Начальная школа» Кто Я?..Беседы с мудрецами в кругу семьи. Н.Н.Светловская – М.: Редакция журнала «Начальная школа», 1995. – 190 с.
2. Внеклассная работа в начальной школе. Классные часы. 1-4 классы. И.В. Персидская. – Волгоград: Учитель, 2006. – 204 с.
3. Детская риторика в рассказах и рисунках. 1-3 классы: методические рекомендации. Т.А. Ладыженская. – Москва: Баллас . С – Инфо, 2000.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.В.Володарская. – М.: Просвещение, 2008.
5. Калейдоскоп праздников: учебно-методическое пособие. Т.И. Виталева. – М.: Издательство «Экзамен», 2011..
6. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. В.П. Сергеева – М.: Педагогическое общество России, 2004.
7. Классные часы. 2 класс. Т.Н. Максимова. – М.: ВАКО, 2014.
8. Классные часы. 4 класс. Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2008..
9. Начальная школа. Ежемесячный научно-методический журнал – М.: Редакция журнала «Начальная школа» № 5 – 1999, № 6 – 2001.
10. Планирование воспитательной работы в классе: методическое пособие. Е.Н.Степанова. – М.: Т.Ц. «Сфера», 2004. – 128 с.
11. Поговорим о воспитанности Б. В. Бушелева. – Иркутск: Восточно-сибирское книжное издательство, 1988. – 160 с.
12. Праздники для детей младшего школьного возраста В.Б. Леонтьева. Минск: ООО «Юнипресс», 2002.
13. Программа курса «Детская риторика» Т.А. Ладыженская. М.: Просвещение, 2008
14. Психологические аспекты проектной деятельности Н.Л.Куракина. – Волгоград: Учитель, 2011.
15. Художественная литература. Рассказы В.Осеевой, Ю.Яковлева, К.Д.Ушинского, Л.Толстого и других авторов.
16. Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Сценарии школьных праздников. М.: Первое сентября, 2000. – 256 с.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
| 
 № п/п  | 
 Дата  | 
 Тема учебного занятия  | 
 Всего часов  | 
 Содержание деятельности  | 
 Воспитательная работа  | 
|
| 
 Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности  | 
 Практическая часть занятия /форма организации деятельности  | 
|||||
| 
 1  | 
 07.09  | 
 Вводное занятие  | 
 1  | 
 Беседа. Знакомство с темами программы  | 
 Игровое упражнение «Связующая нить»  | 
 Формирование первоначального представления о культуре общения.  | 
| 
 2-3  | 
 14.09 21.09  | 
 Правила поведения в школе (6ч.) Правила поведения на уроке и на перемене  | 
 2  | 
 Беседа. Анализ проблемных ситуаций. Обсуждение правил общения на уроке и на перемене  | 
 Работа в парах (работа с набором предложений). Разыгрывание ситуаций  | 
 Формирование умения общаться с учителем и одноклассниками в различных ситуациях  | 
| 
 4  | 
 28.09  | 
 Правила поведения в гардеробе  | 
 1  | 
 Беседа. Обсуждение правил поведения в гардеробе  | 
 Разыгрывание ситуаций.  | 
 Воспитание вежливого общения с работниками школы  | 
| 
 5  | 
 05.10  | 
 Правила поведения в столовой  | 
 1  | 
 Беседа. Анализ пословиц о хлебе. Обсуждение правил поведения в столовой  | 
 Разыгрывание ситуаций. Игровые упражнения  | 
 Развитие умения уместно употреблять слова благодарности  | 
| 
 6  | 
 12.10  | 
 Правила поведения в библиотеке  | 
 1  | 
 Беседа. Обсуждение правил поведения в библиотеке  | 
 Игровое упражнение. Инсценировка.  | 
 Воспитание вежливого общения с работниками школы  | 
| 
 7  | 
 19.10  | 
 Правила поведения в школьном дворе  | 
 1  | 
 Беседа. Обсуждение правил поведения в школьном дворе  | 
 Подвижные игры в школьном дворе по правилам честной игры  | 
 Воспитание вежливого отношения друг к другу  | 
| 
 8  | 
 26.10 08.11  | 
 О добром отношении к людям (10ч) Уроки вежливости  | 
 1  | 
 Беседа, чтение и анализ произведений. Анализ пословиц.  | 
 Игровое упражнение. Инсценировка. Групповая работа (игра «Ромашка»  | 
 Формирование умения применять правила вежливого общения  | 
| 
 9  | 
 15.11  | 
 Что такое «добро» и «зло».  | 
 1  | 
 Беседа, чтение и анализ произведений.  | 
 Игровое упражнение. Разыгрывание ситуаций.  | 
 Учить различать добро и зло  | 
| 
 10  | 
 22.11  | 
 Жадность и жадины  | 
 1  | 
 Анализ пословиц. Чтение и обсуждение художественных произведений  | 
 Игровое упражнение Инсценировка.  | 
 Воспитание вежливого отношения друг к другу  | 
| 
 11  | 
 29.11  | 
 Ежели вы вежливы  | 
 1  | 
 Чтение и обсуждение художественных произведений  | 
 Инсценировки. Игра «Продолжи предложение»  | 
 Воспитание вежливого отношения друг к другу  | 
| 
 12  | 
 06.12  | 
 Добрые и не добрые поступки  | 
 1  | 
 Чтение и анализ сказок, рассказов. Беседа  | 
 Разыгрывание ситуаций  | 
 Формирование умения применять правила вежливого общения  | 
| 
 13  | 
 13.12  | 
 Чтобы тебе нашлись друзья  | 
 1  | 
 Беседа. Чтение и анализ сказки, басни.  | 
 Игровое упражнение «Сломанная кукла». Коллективные игры  | 
 Формирование умения применять правила вежливого общения  | 
| 
 14  | 
 20.12  | 
 Помни о других – ты не один на свете.  | 
 1  | 
 Беседа. Анализ пословиц, рассказов.  | 
 Игровое упражнение «Встреча настроений». Игра «Я желаю тебе»  | 
 Формирование умения применять правила вежливого общения  | 
| 
 15  | 
 27.12  | 
 О лени и лентяях  | 
 1  | 
 Беседа, обсуждение прочитанных произведений.  | 
 Инсценировка басни. Работа в группе – коллективный рисунок  | 
 Формировать умение работать коллективно, соблюдая правила вежливого общения  | 
| 
 16  | 
 27.12  | 
 Понятия – друг и товарищ  | 
 1  | 
 Беседа, обсуждение прочитанных произведений.  | 
 Игровое упражнение «Найди друга».  | 
 Формирование культуры взаимоотношений  | 
| 
 17  | 
 10.01  | 
 О бескорыстии в дружбе.  | 
 1  | 
 Беседа, обсуждение прочитанных произведений.  | 
 Игровое упражнение. Работа в парах. Тест «С тобой приятно общаться»  | 
 Воспитание положительных качеств характера  | 
| 
 18  | 
 17.01  | 
 Культура общения (8 ч) О вежливых словах и их применении  | 
 1  | 
 Беседа. Работа с пословицами.  | 
 Работа в парах: распределить слова на группы  | 
 Учить различать группы вежливых слов, применять их в различных ситуациях  | 
| 
 19  | 
 24.01  | 
 Как нужно слушать собеседника  | 
 1  | 
 Беседа. Обсуждение правил вежливого общения  | 
 Разыгрывание ситуаций  | 
 Формирование умения применять правила вежливого общения  | 
| 
 20  | 
 31.01  | 
 Правила знакомства, представления и обращения.  | 
 1  | 
 Беседа. Анализ проблемных ситуаций  | 
 Разыгрывание ситуаций  | 
 Формирование умения применять правила вежливого общения  | 
| 
 21  | 
 07.02  | 
 Выражения приветствия и прощания.  | 
 1  | 
 Беседа, анализ проблемных ситуаций. Чтение и анализ сказки  | 
 Разыгрывание ситуаций. Работа в парах  | 
 Формирование умения применять правила вежливого общения  | 
| 
 22  | 
 14.02  | 
 Правила благодарности и отказа  | 
 1  | 
 Беседа. Обсуждение вариантов благодарности и отказа  | 
 Работа в парах: распределение слов на группы. Разыгрывание ситуаций  | 
 Учить применять в различных ситуациях слова благодарности и вежливого отказа  | 
| 
 23  | 
 28.02  | 
 Правила извинения и просьбы  | 
 1  | 
 Беседа, обсуждение вариантов извинения и просьбы  | 
 Работа в парах: распределение слов на группы. Разыгрывание ситуаций  | 
 Учить уместно применять слова извинения и просьбы  | 
| 
 24-25  | 
 07.03 14.03  | 
 Как вести себя во время разговора (разговор по телефону)  | 
 2  | 
 Беседа. Обсуждение этических правил при разговоре. Анализ сказки «Телефон» К.И.Чуковского  | 
 Работа в парах: разговор по телефону. Разыгрывание ситуаций  | 
 Формирование умения применять правила вежливого общения  | 
| 
 26-27  | 
 21.03  | 
 В мире сказок (8 ч) Добро и зло в сказках  | 
 2  | 
 Беседа. Чтение и анализ сказок.  | 
 Характеристика героев. Инсценировка  | 
 Учить вежливому общению на примере сказочных героев  | 
| 
 28-29  | 
 11.04 18.04  | 
 Волшебные сказки  | 
 2  | 
 Заочное путешествие по страницам сказок  | 
 Игровое упражнение «Кому принадлежит волшебный предмет?»  | 
 Учить вежливому общению на примере сказочных героев  | 
| 
 30  | 
 25.04  | 
 Если бы я был волшебником  | 
 1  | 
 Беседа. Инструктаж  | 
 Игра - перевоплощение  | 
 Учить вежливому общению на примере сказочных героев  | 
| 
 31-32  | 
 02.05 16.05  | 
 Сказка – ложь, да в ней намёк  | 
 2  | 
 Беседа – обобщение «Чему нас учат сказки»  | 
 Викторина по сказкам «Какому герою принадлежат вежливые слова и поступки?»  | 
 Учить вежливому общению на примере сказочных героев  | 
| 
 33  | 
 23.05  | 
 Итоговое занятие  | 
 1  | 
 Беседа. Что узнали, чему научились  | 
 Анкетирование  | 
 Формирование умения применять правила вежливого общения  | 
.
2 класс
| 
 № п/п  | 
 Дата  | 
 Тема учебного занятия  | 
 Всего часов  | 
 Содержание деятельности  | 
 Воспитательная работа  | 
|
| 
 Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности  | 
 Практическая часть занятия /форма организации деятельности  | 
|||||
| 
 1  | 
 Вводное занятие  | 
 1  | 
 Беседа. Чтение и анализ сказки.  | 
 Распределение слов на группы (работа в парах) Игровое упражнение «Связующая нить»  | 
 Формирование первоначального представления о нравственности.  | 
|
| 
 2  | 
 Создаём «Азбуку нравственности». Страница первая. Аккуратность.  | 
 1  | 
 Беседа. Чтение и анализ художественных произведений. Знакомство с требованиями к мини-проекту  | 
 Игра «Эстафета дружбы». Работа в парах (работа с набором предложений).  | 
 Воспитание стремления быть аккуратным человеком  | 
|
| 
 3  | 
 Страница вторая. Благодарность  | 
 1  | 
 Беседа. Чтение и анализ художественных произведений.  | 
 Игровое упражнение «Солнечные лучики». Работа в тетради «Детская риторика». Разыгрывание ситуаций. Защита мини-проекта  | 
 Развитие умения уместно употреблять слова благодарности  | 
|
| 
 4  | 
 Страница третья. Вежливость  | 
 1  | 
 Беседа. Чтение и анализ художественных произведений. Работа с толковым словарём, анализ пословиц  | 
 Игра «На что похоже настроение?» Разыгрывание ситуаций. Защита мини-проекта  | 
 Воспитание стремления быть вежливым человеком  | 
|
| 
 5  | 
 Урок вежливости  | 
 1  | 
 Беседа. Чтение и анализ художественных произведений.  | 
 Игровое упражнение «Комплименты». Инсценировка. Защита мини-проекта  | 
 Воспитание вежливого отношения друг к другу  | 
|
| 
 6  | 
 Страница четвёртая. Гордость, героизм  | 
 1  | 
 Беседа. Чтение и анализ художественных произведений.  | 
 Игровое упражнение «Спаси птенца». Защита мини-проекта  | 
 Воспитание чувства гордости, стремления совершать смелые поступки  | 
|
| 
 7  | 
 Страница пятая. Доброта.  | 
 1  | 
 Беседа. Чтение и анализ художественных произведений. Слушание песен о доброте (песни кота Леопольда)  | 
 Игровое упражнение «Доброе животное». Защита мини-проекта.  | 
 Воспитание стремления совершать добрые поступки  | 
|
| 
 8  | 
 В дружбе сила  | 
 1  | 
 Беседа, чтение и анализ произведений. Анализ пословиц.  | 
 Игровое упражнение «Солнечный зайчик». Инсценировка. Групповая работа (игра «Ромашка»  | 
 Воспитание умения дружить, беречь дружбу  | 
|
| 
 9  | 
 Страница шестая. Жалость, жестокость  | 
 1  | 
 Беседа, чтение и анализ произведений. Решение проблемных ситуаций  | 
 Игровое упражнение «Как меня зовут». Защита мини-проектов  | 
 Учить оценивать поступки героев, объяснить, что жалость и жестокость – противоположные качества  | 
|
| 
 10  | 
 Жадность и жадины  | 
 1  | 
 Анализ пословиц. Чтение и обсуждение художественных произведений  | 
 Игровое упражнение «Мяч в руки». Инсценировка.  | 
 Воспитание положительных качеств характера  | 
|
| 
 11  | 
 Страница седьмая. Зависть  | 
 1  | 
 Чтение и обсуждение художественных произведений  | 
 Игровое упражнение «Нарисуй своё настроение». Защита мини-проектов. Инсценировка  | 
 Воспитание положительных качеств характера  | 
|
| 
 12  | 
 Страница восьмая. Искренность  | 
 1  | 
 Чтение и анализ басен, рассказов. Чтение по ролям. Беседа  | 
 Игровое упражнение «Возьми себя в руки». Защита мини-проектов. Инсценировка. Заполнение таблицы  | 
 Объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятие «искренность»  | 
|
| 
 13  | 
 Страница девятая. Красота  | 
 1  | 
 Беседа. Чтение и анализ сказки, басни, стихотворения. Работа со словарём  | 
 Игровое упражнение «Сломанная кукла». Защита мини-проектов. Рассматривание репродукций с картин.  | 
 Учить замечать красивое в поступках людей, во всём, что окружает  | 
|
| 
 14  | 
 Страница десятая. Любовь  | 
 1  | 
 Беседа. Анализ пословиц, рассказов. Работа со словарём  | 
 Игровое упражнение «Встреча настроений». Защита мини-проектов. Творческая работа (мини-сочинение о маме)  | 
 Воспитание любви к маме  | 
|
| 
 15  | 
 О лени и лентяях, лесть  | 
 1  | 
 Беседа, обсуждение прочитанных произведений. Работа со словарём  | 
 Игровое упражнение «Тренируем эмоции». Инсценировка басни  | 
 Обсудить проблему человеческой лени, учить преодолевать собственную лень  | 
|
| 
 16  | 
 Страница одиннадцатая. Месть  | 
 1  | 
 Беседа, обсуждение прочитанных произведений. Работа со словарём  | 
 Игровое упражнение «Найди друга». Защита мини-проектов.  | 
 Воспитание положительных качеств характера  | 
|
| 
 17  | 
 Страница двенадцатая. Невежество  | 
 1  | 
 Беседа, обсуждение прочитанных произведений. Работа со словарём  | 
 Игровое упражнение «Я так устал». Защита мини-проектов. Работа в парах. Тест  | 
 Воспитание положительных качеств характера  | 
|
| 
 18  | 
 Страница тринадцатая. Ответственность  | 
 1  | 
 Беседа. Работа с пословицами. Заочное путешествие по сказкам  | 
 Игровое упражнение «Глаза в глаза». Защита мини-проектов. Инсценировка  | 
 Воспитывать чувство ответственности за свои поступки  | 
|
| 
 19  | 
 Страница четырнадцатая. Правдивость  | 
 1  | 
 Беседа. Чтение и анализ басен, рассказов  | 
 Игровое упражнение «Рычи, лев, рычи». Защита мини-проектов. Инсценировка  | 
 Формирование нравственных качеств – честности и справедливости  | 
|
| 
 20  | 
 Страница пятнадцатая. Радость, равнодушие  | 
 1  | 
 Беседа. Анализ пословиц, сказок, рассказов. Работа со словарём  | 
 Игровое упражнение «Дыши и думай красиво». Защита мини-проектов. Инсценировка  | 
 Воспитание положительных качеств характера  | 
|
| 
 21  | 
 Страница шестнадцатая. Совесть, скромность  | 
 1  | 
 Беседа, обсуждение прочитанных произведений  | 
 Игровое упражнение «Представь себя камнем у дороги ». Защита мини-проектов. Инсценировка  | 
 Воспитание положительных качеств характера  | 
|
| 
 22  | 
 Страница семнадцатая. Трудолюбие  | 
 1  | 
 Беседа. Анализ пословиц, сказок, рассказов. Работа со словарём  | 
 Игровое упражнение «Скажи хорошее о друге ». Защита мини-проектов. Работа в парах  | 
 Воспитание терпения и трудолюбия  | 
|
| 
 23  | 
 Страница восемнадцатая. Упрямство  | 
 1  | 
 Беседа, обсуждение прочитанных произведений  | 
 Игровое упражнение «Стойкий солдатик». Защита мини-проектов. Инсценировка  | 
 Воспитание стремления преодолевать в себе отрицательные качества  | 
|
| 
 24  | 
 Страница девятнадцатая. Фантазия  | 
 1  | 
 Беседа. Работа со словарём.  | 
 Игровые упражнения, работа в парах. Иллюстрирование  | 
 Развитие фантазии, смекалки, логического мышления  | 
|
| 
 25  | 
 Страница двадцатая. Храбрость, хвастовство  | 
 1  | 
 Беседа. Анализ пословиц, сказок, рассказов. Работа со словарём  | 
 Игровое упражнение «Ветер дует на…». Защита мини-проектов. Инсценировка  | 
 Развитие умения делать выводы: хорошо или плохо быть храбрым, хитрым, хвастливым  | 
|
| 
 26  | 
 Страница двадцать первая. Целеустремлённость  | 
 1  | 
 Беседа, обсуждение прочитанных произведений  | 
 Игровое упражнение «Цветочек». Защита мини-проектов.  | 
 Сформировать понятие «целеустремлённый человек»  | 
|
| 
 27  | 
 Страница двадцать вторая. Честь  | 
 1  | 
 Беседа. Анализ пословиц, сказок, рассказов.  | 
 Игровое упражнение «Что не сможет один, сделаем вместе». Защита мини-проектов.  | 
 Воспитание стремления быть верным своему слову  | 
|
| 
 28  | 
 Страница двадцать третья. Шутка и юмор  | 
 1  | 
 Беседа, обсуждение прочитанных произведений  | 
 Игра– перевоплощение «Ты – маленькое деревце». Защита мини-проектов. Разыгрывание проблемных ситуаций  | 
 Учить шутить, никого не обижая своей шуткой  | 
|
| 
 29  | 
 Страница двадцать четвёртая. Щедрость  | 
 1  | 
 Беседа. Анализ пословиц, сказок, рассказов.  | 
 Игровое упражнение. Защита мини-проектов.  | 
 Воспитание положительных качеств характера  | 
|
| 
 30  | 
 Страница двадцать пятая. Эгоизм  | 
 1  | 
 Беседа. Анализ пословиц, сказок, рассказов. Работа со словарём  | 
 Игровое упражнение. Защита мини-проектов. Тест  | 
 Воспитание уважения и доброго отношения к окружающим людям  | 
|
| 
 31  | 
 Страница двадцать шестая. Ябедничество  | 
 1  | 
 Беседа, обсуждение прочитанных произведений  | 
 Игровое упражнение. Защита мини-проектов. Разыгрывание ситуаций  | 
 Воспитание положительных качеств характера  | 
|
| 
 32  | 
 Урок вежливости. Рефлексия  | 
 1  | 
 Беседа, инструктирование  | 
 Работа в группах, разыгрывание ситуаций, творческие задания  | 
 Воспитание коммуникативной культуры, нравственных качеств  | 
|
| 
 33  | 
 Диагностика  | 
 1  | 
 Беседа, инструктирование  | 
 Тестирование «Диагностика нравственной мотивации»  | 
 Развивать самооценку и самоанализ  | 
|
| 
 34  | 
 Итоговое занятие  | 
 1  | 
 Беседа  | 
 Тест «Удовлетворённость учащихся внеурочной деятельностью». Игра «Волшебный стул»  | 
 Воспитание положительных качеств характера, умения анализировать, обобщать и делать выводы  | 
|
Календарно-тематическое планирование
3 класс
| 
 № п/п  | 
 Дата  | 
 Тема учебного занятия  | 
 Всего часов  | 
 Содержание деятельности  | 
 Воспитательная работа  | 
|
| 
 Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности  | 
 Практическая часть занятия /форма организации деятельности  | 
|||||
| 
 1  | 
 
  | 
 Вводное занятие  | 
 1  | 
 Беседа. Знакомство с темами второго года изучения курса  | 
 Тестирование «Волшебная страна чувств»  | 
 Воспитание нравственных качеств  | 
| 
 «Кто Я?» ( 9 ч)  | 
||||||
| 
 2  | 
 
  | 
 Кто Я?  | 
 1  | 
 Беседа. Анкетирование. Чтение сказки «Два брата»  | 
 Игра «Эстафета дружбы». Заполнение анкеты. Работа в парах (работа с набором предложений).  | 
 Развитие навыков самопознания и принятия самого себя  | 
| 
 3  | 
 
  | 
 Почему Я – это я? Я – это больше, чем Мы?  | 
 1  | 
 Беседа. Чтение и анализ художественных произведений. Анализ пословиц  | 
 Игровое упражнение «Интервью». Обсуждение советов Чарли Чаплина. Групповая работа  | 
 Развитие навыков самопознания и принятия самого себя  | 
| 
 4  | 
 
  | 
 Быть человеком – значит …  | 
 1  | 
 Беседа. Чтение и анализ художественных произведений. Работа с толковым словарём  | 
 Игра «Колокол» Разыгрывание ситуаций. Формирование правил для общения. Заполнение таблицы  | 
 Развитие навыков самопознания, умения оценивать поступки других людей  | 
| 
 5  | 
 
  | 
 Я тоже могу быть волшебником  | 
 1  | 
 Беседа. Чтение и анализ художественных произведений. Продолжение неоконченных предложений  | 
 Игровое упражнение «Дождь». Заполнение таблицы. Групповая работа  | 
 Развитие навыков самопознания, формирование чувства принадлежности к группе  | 
| 
 6  | 
 
  | 
 Я и моя семья  | 
 1  | 
 Беседа. Чтение и анализ художественных произведений. Анализ пословиц  | 
 Игровое упражнение «Подойди ближе». Создание мини-проекта о своей семье и его защита  | 
 Формирование навыка выстраивания границ в отношениях с людьми. Осознание роли семьи в жизни каждого человека  | 
| 
 7  | 
 
  | 
 Мои права и обязанности  | 
 1  | 
 Беседа. Рассказ о Декларации прав человека. Работа с пословицами  | 
 Игровое упражнение «Ворвись в круг». Игра «Угадай знак» . Работа в группах  | 
 Обретение первоначальных правовых знаний, развитие групповой сплочённости, приобретение навыков конструктивного поведения в различных ситуациях  | 
| 
 8  | 
 
  | 
 Я и природа  | 
 1  | 
 Беседа, чтение и анализ произведений. Обсуждение правил поведения в природе.  | 
 Игровое упражнение «Рубка дров». Инсценировка. Групповая работа (создание законов)  | 
 Воспитание чувства ответственности за своё поведение в природе. Развитие навыков самопознания и самораскрытия  | 
| 
 9  | 
 
  | 
 Чего я боюсь в этой жизни  | 
 1  | 
 Беседа, чтение и анализ произведений. Решение проблемных ситуаций  | 
 Игровое упражнение «Интервью». Мини – сочинение  | 
 Развитие навыков самопознания, умения понимать свои сильные и слабые стороны  | 
| 
 10  | 
 
  | 
 Вижу ли я красоту? Умею ли её беречь?  | 
 1  | 
 Анализ пословиц. Чтение и обсуждение художественных произведений  | 
 Игровое упражнение «Нарисуй себя». Инсценировка. Решение проблемных ситуаций  | 
 Работа с образом «Я». Развитие умения видеть вокруг красивое, стремиться развивать красивое в себе  | 
| 
 «Какой Я?» (8 ч)  | 
||||||
| 
 11  | 
 
  | 
 Какой я?  | 
 1  | 
 Беседа «Что я знаю о себе?». Анкетирование. Чтение и анализ художественных произведений  | 
 Игровое упражнение «Бездомный заяц». Заполнение анкеты «Вот я какой!». Работа в парах  | 
 Развитие навыков самопознания и принятия самого себя  | 
| 
 12  | 
 
  | 
 Какой я друг?  | 
 1  | 
 Чтение и анализ басен, рассказов. Беседа.  | 
 Игровое упражнение «Давайте жить дружно». Инсценировка. Работа в парах  | 
 Развитие навыков самопознания, воспитание дружелюбия, стремления жить в коллективе, принимая его законы  | 
| 
 13  | 
 
  | 
 Для тебя и о тебе. Общение в моей жизни  | 
 1  | 
 Беседа. Работа со словарём. Изучение правил общения  | 
 Игровое упражнение «Я рад общаться с тобой». Выполнение теста «С тобой приятно общаться»  | 
 Дать представление о роли общения в жизни человека, способствовать возникновению и установлению контактов между детьми  | 
| 
 14  | 
 
  | 
 Я не ищу конфликтов  | 
 1  | 
 Беседа. Анализ стихотворения, рассказов.  | 
 Игровое упражнение «Слепой и поводырь». Обыгрывание проблемных ситуаций. «Мозговой штурм»  | 
 Развитие навыков самопознания, обучение поиску альтернативных вариантов поведения в конфликте  | 
| 
 15  | 
 
  | 
 Я глазами одноклассников  | 
 1  | 
 Беседа, Работа со словарём. Игра «Коммуникация»  | 
 Игровое упражнение «Дорисуй портрет». Упражнение «Закончи предложение»  | 
 Развитие навыков самопознания, развитие умения замечать в себе и в людях положительные качества  | 
| 
 16  | 
 
  | 
 Какой я гость? Какой хозяин?  | 
 1  | 
 Беседа, чтение и обсуждение рассказа «Добро пожаловать». Ответы на вопросы  | 
 Игровое упражнение «Волшебный сундук». Иллюстрирование. Решение проблемных ситуаций  | 
 Формирование навыка выстраивания границ в отношениях с людьми.  | 
| 
 17  | 
 
  | 
 Какой я покупатель?  | 
 1  | 
 Беседа, обсуждение прочитанного рассказа «Расскажите про покупку». Обсуждение правил поведения в магазине  | 
 Игровое упражнение «Спасибо, что ты рядом». Решение проблемных ситуаций. Упражнение «Закончи предложение»  | 
 Воспитание культуры поведения в общественных местах  | 
| 
 18  | 
 
  | 
 Тайна имени моего  | 
 1  | 
 Беседа. Рассказ о возникновении имён на Руси.  | 
 Игровое упражнение «Приветствие». Защита мини-проектов «Моё имя»  | 
 Развитие навыков самопознания, нравственное воспитание  | 
| 
 Уроки речевой культуры (6 ч)  | 
||||||
| 
 19  | 
 
  | 
 Как я говорю  | 
 1  | 
 Беседа. Знакомство с наукой Риторика. Работа с учебником «Риторика»  | 
 Игровое упражнение «Ласковое имя». Инсценировка, выполнение заданий из рабочей тетради по риторике  | 
 Формирование умения строить речевое сообщение  | 
| 
 20  | 
 
  | 
 Слово дано человеку, животным – немота  | 
 1  | 
 Беседа. Анализ пословиц, сказок, рассказов. Работа со словарём  | 
 Игровое упражнение «Говори и думай красиво».  | 
 Воспитание культуры речи  | 
| 
 21  | 
 
  | 
 Здоровеньки буллы! или: я вас вижу  | 
 1  | 
 Беседа о разных формах приветствия, обсуждение прочитанных произведений, ответы на вопросы  | 
 Игровое упражнение «Представь себя камнем у дороги ». Инсценировка. Решение проблемных ситуаций  | 
 Воспитание культуры речи  | 
| 
 22  | 
 
  | 
 Над чем смеётесь?  | 
 1  | 
 Беседа, обсуждение прочитанных произведений. Поиск ответов на вопрос: над чем можно посмеяться  | 
 Игровое упражнение «Скажи хорошее о друге ». Работа в парах.  | 
 Воспитание чувства юмора, умения избегать в своей речи употребления искажённых, жаргонных слов  | 
| 
 23  | 
 
  | 
 Разумно и просто  | 
 1  | 
 Беседа о вежливом обращении, обсуждение прочитанных произведений,  | 
 Игровое упражнение «Стойкий солдатик». Решение проблемных ситуаций  | 
 Воспитание культуры речи  | 
| 
 24  | 
 
  | 
 Как вести себя во время разговора  | 
 1  | 
 Беседа о роли мимики и жестов во время разговора. Обсуждение правил вежливого слушателя  | 
 Игровые упражнения, работа в парах. Решение проблемных ситуаций  | 
 Воспитание культуры речи и культуры поведения во время разговора  | 
| 
 Уроки вежливости (3 ч)  | 
||||||
| 
 25  | 
 
  | 
 Зачем быть вежливым?  | 
 1  | 
 Беседа. Анализ пословиц, сказок, рассказов.  | 
 Игровое упражнение «Ветер дует на…». Работа в группах (создание правил вежливости для окружающих)  | 
 Развитие умения делать выводы: хорошо или плохо быть вежливым  | 
| 
 26  | 
 
  | 
 Сюжетно-ролевая игра «Помоги принцессе»  | 
 1  | 
 Беседа, обсуждение прочитанных произведений, создание сюжета для игры  | 
 Игровое упражнение «Цветочек». Работа в группах  | 
 Воспитание стремления приходить на помощь другим людям  | 
| 
 27  | 
 
  | 
 Урок улыбки  | 
 1  | 
 Беседа. Анализ, рассказов, историй о различных ситуациях из школьной жизни  | 
 Игровое упражнение «Что не сможет один, сделаем вместе». Инсценировка, чтение по ролям  | 
 Воспитание стремления быть верным своему слову, вежливого отношения к одноклассникам  | 
| 
 Я и этикет (6 ч)  | 
||||||
| 
 28  | 
 
  | 
 Кто придумал этикет?  | 
 1  | 
 Беседа, обсуждение прочитанного из истории возникновения этикета  | 
 Разыгрывание проблемных ситуаций  | 
 Учить правилам этикета, воспитывать культурного человека  | 
| 
 29  | 
 
  | 
 Этикет и этикетка  | 
 1  | 
 Беседа. рассуждение на тему6 этикет и этикетка – слова -родственники  | 
 Игровое упражнение. Работа в группах  | 
 Учить правилам этикета, воспитывать культурного человека  | 
| 
 30  | 
 
  | 
 Осторожно: двери закрываются  | 
 1  | 
 Беседа. обсуждение правил поведения в транспорте  | 
 Игровое упражнение. Решение проблемных ситуаций  | 
 Учить правилам этикета, воспитывать культурного пассажира  | 
| 
 31  | 
 
  | 
 Немного истории. Встречают по одёжке  | 
 1  | 
 Беседа, обсуждение вопроса: чтобы быть всегда хорошо одетым надо иметь…  | 
 Игровое упражнение. Работа в парах. Формулирование правил: какой должна быть красивая одежда  | 
 Учить правилам этикета, развивать вкус при выборе одежды  | 
| 
 32  | 
 
  | 
 Краеугольные камни  | 
 1  | 
 Беседа, размышления о том, что является основой этикета  | 
 Работа в группах, разыгрывание ситуаций, творческие задания  | 
 Учить правилам этикета, воспитывать культурного человека  | 
| 
 33  | 
 
  | 
 С чего начинать  | 
 1  | 
 Беседа на тему «Чистота – залог здоровья»  | 
 Работа в группах, разыгрывание ситуаций, творческие задания  | 
 Учить правилам этикета, воспитывать культурного человека. Развитие 12.05навыков самопознания,  | 
| 
 34  | 
 
  | 
 Итоговое занятие  | 
 1  | 
 Беседа  | 
 Тест «Удовлетворённость учащихся внеурочной деятельностью». Диагностика  | 
 Развивать самооценку и самоанализ, умение обобщать и делать выводы  | 
Календарно-тематическое планирование
4 класс
| 
 № п/п  | 
 Дата  | 
 Тема учебного занятия  | 
 Всего часов  | 
 Содержание деятельности  | 
 Воспитательная работа  | 
|||||
| 
 Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности  | 
 Практическая часть занятия /форма организации деятельности  | 
|||||||||
| 
 1  | 
 
  | 
 Вводное занятие  | 
 1  | 
 Беседа. Знакомство с темами третьего года изучения курса  | 
 Прогнозирование изучаемого материала по названию раздела, постановка задач. Игра «Концовки», работа в парах  | 
 Воспитание нравственных качеств, развитие самопознания и познания окружающих людей  | 
||||
| 
 «Плохо одному» ( 6 ч)  | 
||||||||||
| 
 2  | 
 
  | 
 Плохо одному  | 
 1  | 
 Беседа. Анкетирование. Чтение сказки «Палле один на свете»  | 
 Игра «Спасибо, что ты рядом». Заполнение анкеты. Работа в парах  | 
 Формирование представления о значении общения в жизни человека  | 
||||
| 
 3  | 
 
  | 
 Ты и твои друзья  | 
 1  | 
 Беседа. Чтение и анализ художественных произведений. Анализ пословиц  | 
 Игровое упражнение «Весёлое приветствие». Обсуждение понятия «хороший друг». Групповая работа  | 
 Формирование представления о значении общения в жизни человека, умения дружить  | 
||||
| 
 4  | 
 
  | 
 Моя семья – моя радость  | 
 1  | 
 Беседа. Чтение и анализ художественных произведений. Работа с толковым словарём  | 
 Игра «Доброе животное» Мини-сочинение. Формирование правил для общения в семье.  | 
 Формирование навыка выстраивания границ в отношениях с людьми. Осознание роли семьи в жизни каждого человека  | 
||||
| 
 5  | 
 
  | 
 Родословное древо  | 
 1  | 
 Беседа.  | 
 Игровое упражнение «Массаж по кругу». Игра «Родичи» Создание мини-проекта о своей семье и его защита  | 
 Пробудить интерес к своей родословной, воспитывать любовь к семье, к близким людям.  | 
||||
| 
 6  | 
 
  | 
 Я среди людей. Мой самый решительный поступок в жизни  | 
 1  | 
 Беседа. Чтение и анализ художественных произведений. Анализ пословиц  | 
 Игровое упражнение «Дыхание». Работа в парах  | 
 Формирование навыка выстраивания границ в отношениях с людьми. Нравственное воспитание  | 
||||
| 
 7  | 
 
  | 
 Мои одноклассники и я.  | 
 1  | 
 Беседа. Чтение и анализ художественных произведений.  | 
 Игровое упражнение «Ворвись в круг». Игра «Угадай знак» . Работа в группах  | 
 Развитие групповой сплочённости, приобретение навыков конструктивного поведения в классном коллективе в различных ситуациях  | 
||||
| 
 «Земля – наш общий дом» (5 ч)  | 
||||||||||
| 
 8  | 
 
  | 
 О русской старине  | 
 
  | 
 Беседа. Анализ пословиц, знакомство с обрядами и традициями русского народа  | 
 Игровое упражнение «На что похоже моё настроение». Работа в группах. Обыгрывание ситуаций  | 
 Воспитание любви к Родине и её традициям  | 
||||
| 
 9  | 
 
  | 
 Лучше нет родного края  | 
 1  | 
 Чтение и анализ стихов, рассказов. Беседа.  | 
 Игровое упражнение «Дыши и думай красиво» . Мини – сочинение о родном крае  | 
 Воспитание любви к Родине и её традициям  | 
||||
| 
 10  | 
 
  | 
 Мы живём среди людей  | 
 1  | 
 Беседа. Анализ прочитанных произведений  | 
 Игровое упражнение «Клубочек». Выполнение теста «С тобой приятно общаться»  | 
 Дать представление о роли общения в жизни человека, способствовать возникновению и установлению контактов между людьми  | 
||||
| 
 11  | 
 
  | 
 Уроки на всю жизнь  | 
 1  | 
 Беседа. Анализ пословиц о труде, рассказов.  | 
 Игровое упражнение «Дождь». Работа в группах  | 
 Воспитание трудолюбия, стремления бережного отношения к чужому труду  | 
||||
| 
 12  | 
 
  | 
 Значение слов «моё» и «наше»  | 
 1  | 
 Беседа, Работа со словарём. Игра «Коммуникация»  | 
 Игровое упражнение «Колокол». Упражнение «Закончи предложение»  | 
 Развитие умения ценить вещи, созданные другими людьми  | 
||||
| 
 Уроки речевой культуры (5 ч)  | 
||||||||||
| 
 13  | 
 
  | 
 Вежливая просьба, вежливый отказ  | 
 1  | 
 Беседа. Знакомство с наукой Риторика. Работа с учебником «Риторика»  | 
 Игровое упражнение «Ласковое имя». Инсценировка, выполнение заданий из рабочей тетради по риторике  | 
 Формирование умения строить речевое сообщение  | 
||||
| 
 14  | 
 
  | 
 Разговор по телефону  | 
 1  | 
 Беседа. Анализ ситуаций. Обсуждение произведений  | 
 Игровое упражнение «Говори и думай красиво». разыгрывание проблемных ситуаций  | 
 Воспитание культуры речи и правил общения по телефону  | 
||||
| 
 15  | 
 
  | 
 От учтивых слов  | 
 1  | 
 Беседа о разных формах приветствия, обсуждение прочитанных произведений, ответы на вопросы  | 
 Игровое упражнение «Представь себя камнем у дороги ». Инсценировка. Решение проблемных ситуаций  | 
 Воспитание культуры речи  | 
||||
| 
 16  | 
 
  | 
 О вреде сквернословия  | 
 1  | 
 Беседа, обсуждение прочитанных произведений.  | 
 Игровое упражнение «Скажи хорошее о друге ». Работа в парах.  | 
 Воспитание умения избегать в своей речи употребления искажённых, жаргонных слов  | 
||||
| 
 17  | 
 
  | 
 Комплимент – дело серьёзное  | 
 1  | 
 Беседа. Знакомство с понятиями «лесть» и «комплимент». Чтение и анализ басен  | 
 Игровое упражнение «Шаг навстречу». Решение проблемных ситуаций. Конкурс «Похвали жюри»  | 
 Знакомить с комплиментами, похвалой как видами речевых действий  | 
||||
| 
 «Культура общения» (4 ч)  | 
||||||||||
| 
 18  | 
 
  | 
 Кто такая леди? Легко ли быть джентльменом?  | 
 1  | 
 Беседа. Анализ пословиц, сказок, рассказов.  | 
 Игровое упражнение «Солнечные лучики». Творческая работа (сочинение)  | 
 Повышать уровень нравственного развития личности учащихся и духовно-нравственной атмосферы в классном сообществе  | 
||||
| 
 19 20  | 
 
  | 
 Культура общения  | 
 2  | 
 Беседа, обсуждение прочитанных произведений,  | 
 Игровое упражнение «Мигалки». Решение проблемных ситуаций. Работа в группах: создание советов по правилам общения  | 
 Путём обыгрывания житейских ситуаций формировать культуру общения  | 
||||
| 
 21  | 
 
  | 
 Рыцарский турнир вежливости  | 
 1  | 
 Беседа. Инструктаж по проведению турнира  | 
 Соревнование между двумя командами  | 
 Повышать уровень нравственного развития личности учащихся и духовно-нравственной атмосферы в классе  | 
||||
| 
 «В гостях у Этикета» (8 ч)  | 
||||||||||
| 
 22  | 
 
  | 
 Кто придумал этикет?  | 
 1  | 
 Беседа, обсуждение прочитанного из истории возникновения этикета  | 
 Разыгрывание проблемных ситуаций  | 
 Учить правилам этикета, воспитывать культурного человека  | 
||||
| 
 23  | 
 
 
  | 
 Невыдуманные истории  | 
 1  | 
 Беседа, обсуждение прочитанного из истории возникновения этикета  | 
 Игровое упражнение. Работа в группах  | 
 Учить правилам этикета, воспитывать культурного человека  | 
||||
| 
 24  | 
 
  | 
 Вредные привычки  | 
 1  | 
 Беседа. Обсуждение проблемных ситуаций  | 
 Игровое упражнение. Решение проблемных ситуаций  | 
 Учить правилам этикета, воспитывать культурного человека без вредных привычек  | 
||||
| 
 25  | 
 
  | 
 Немного истории. Встречают по одёжке  | 
 1  | 
 Беседа, обсуждение вопроса: чтобы быть всегда хорошо одетым надо иметь…  | 
 Игровое упражнение. Работа в парах. Формулирование правил: какой должна быть красивая одежда  | 
 Учить правилам этикета, развивать вкус при выборе одежды  | 
||||
| 
 26 27  | 
 
  | 
 Краеугольные камни  | 
 2  | 
 Беседа, размышления о том, что является основой этикета  | 
 Работа в группах, разыгрывание ситуаций, творческие задания  | 
 Учить правилам этикета, воспитывать культурного человека  | 
||||
| 
 28 29  | 
 
  | 
 Красота - сестра добра и разума  | 
 2  | 
 Беседа. Создание устного журнала  | 
 Работа в группах, разыгрывание ситуаций, творческие задания  | 
 Учить правилам этикета, формировать правильное представление об истинной красоте человека, развивать эстетический вкус.  | 
||||
| 
 «Мы - друзья» (4 ч)  | 
||||||||||
| 
 30  | 
 
  | 
 Какой у нас коллектив?  | 
 1  | 
 Беседа. Инструктаж по проведению анкеты  | 
 Групповая работа. Анкетирование  | 
 Содействовать сплочению коллектива, воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки  | 
||||
| 
 31  | 
 
  | 
 Когда мой друг радуется?  | 
 1  | 
 Беседа. Анализ ситуаций, обсуждение прочитанных произведений  | 
 Игровое упражнение. Работа в группах  | 
 Содействовать сплочению коллектива, воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки  | 
||||
| 
 32  | 
 
  | 
 Ты и твои друзья  | 
 1  | 
 Беседа. Обсуждение проблемных ситуаций  | 
 Игровое упражнение. Решение проблемных ситуаций  | 
 Содействовать сплочению коллектива, воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки  | 
||||
| 
 33  | 
 
  | 
 Урок дружбы «Вместе весело шагать»  | 
 1  | 
 Беседа. Инструктаж по проведению игры  | 
 Групповая работа  | 
 Содействовать сплочению коллектива, воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки  | 
||||
| 
 34  | 
 21.05  | 
 Итоговое занятие  | 
 1  | 
 Беседа, тестирование  | 
 Тест «Удовлетворённость учащихся внеурочной деятельностью». Диагностика  | 
 Развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы. Провести итоговую диагностику  | 
||||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.