Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука вежливости" 1 икласс
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука вежливости" 1 икласс

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
docx
04.03.2020
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука вежливости" 1 икласс
Азбука вежливости.docx

 

                                             Пояснительная записка

          Рабочая  программа по  внеурочной деятельности« Азбука вежливости»    разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

 

           Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы: 

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 "Об образовании в Российской Федерации";
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598;
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Реестр примерных основных общеобразовательных программ, Министерство образования и науки Российской Федерации. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15), http://fgosreestr.ru/;
  • Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.

·      Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида. Подготовительный класс. 1 – 4 классы [Текст] / сост. Г. В. Чиркина. – М. : Просвещение, 2013;

  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (с изменениями).
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. № 1015
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 5.2-1 отделение).

 

Место предметаПрограмма «Азбука вежливости» является компонентом плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 часа в год, 1 час в неделю.

Цель: развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости, формирование умения осуществлять нравственный выбор.

       Задачи:

обучать навыкам общения и сотрудничества;

формировать у младших школьников навыки речевого этикета и культуры поведения;

развивать коммуникативные умения в процессе общения;

ввести в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.

 

 

 

 

        

       Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно - зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки.

    Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.

     Актуальность программы заключается в том, что нравственное развитие личности школьника является приоритетной целью начальной школы. Нравственное образование направлено на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации.

    Главное назначение данной программы – формирование навыков общения и культуры поведения школьников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

    Содержание  программы ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков.

Содержание программного материала «Азбука вежливости» перекликается с содержанием тем учебных предметов «Литературное чтение», «Окружающий мир».

Воспитательные идеи программы:

  • Старайся делать добро!
  • Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.
  • Познай мир и себя.

                             Методы работы:

  • личностно-направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
  • стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний;
  • активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.

                        Формы обучения:

  • групповая, коллективная, парная;
  • тематические занятия;
  • игровые уроки;
  • конкурсы, викторины на лучшее знание правил поведения;
  • разработка проектов;
  • организация экскурсий.

                                     Ценностные ориентиры

Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике.

 1 дополнительный, первый класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.

2 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.

4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.

                            Содержание учебного курса

Школьный этикет (6 часов)

- Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

- Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.

Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми) (11 часов)

- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

Универсальные учебные действия

Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии (8 часов)

- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).

 - Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков,дежурства.

Универсальные учебные действия

Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

Культура внешнего вида (4 часа)

- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные  учебные действия

Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в  практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет (5 часов)

- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.

- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

     Универсальные учебные действия

Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах начального общего образования школы, реализующей ФГОС НОО.

 

                                    Планируемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

     В процессе освоения материалов обучающийся получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).  

    Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

     В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.

В результате изучения курса «Этика: азбука добра» на уровне начального общего образования планируется достижение следующих результатов:

Обучающиеся  научатся:

·  воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

·  оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене);

·  использовать в речи слова вежливости;

·  участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, дополнять их высказывания;

·  высказывать предположения о последствиях недобрых поступков (как в реальной жизни, так и в художественных произведениях);

·  создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);

·  описывать сюжетную картинку (серию);

·  оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;

·  самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы;

·  проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок, корректировать его;

·  оценивать свои действия во время уроков, дежурств;

·  воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;

·  оценивать внешний вид человека;

·  использовать в общении доброжелательный тон;

·  оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Обучающиеся  получат возможность научиться:    

·  применять правила вежливого общения, использовать в речи слова вежливости;

·  применять правила поведения и общения в школе, на уроке, на перемене, на улице, в общественных местах;

·  высказывать свои суждения по обсуждаемой теме,  анализировать высказывания собеседников;   

·  проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к  вещам, созданным трудом других людей;

·  работать в паре и в группе;

·  проявлять доброе, терпимое   отношение к людям; уважение   к  родителям,   близким;

·  культурно выражать  свои эмоции в совместной работе;

·  ориентироваться   в   школьной   библиотеке,  находить   нужную   информацию   по   нравственной   тематике.

 

             

                                  Информационные ресурсы:

 

1.    Мир общения. Этикет для детей. «Каро». Санкт Петербург 2013

 2.   Шемшурина А.И. Основы этической культуры: книга для учителя. М: Владос, 20083

 3.  Шемшурина А.И. Этические диалоги с детьми 1 – 4  классов: в помощь учителю. Москва 2016.

  4. Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества. Москва «Вако»

   5. Большая книга по этикету.- М: АСТ, 2018.

 6. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности: книга для уч-ся.-изд.2-дораб. -М:Просвещение 2017.

   7. Зеньковский В. Психология детства.

    8.Как красиво накрыть стол.- М: АСТ-ПРЕСС 2017.

    9. Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов.- М.: Школьная пресса, 2017.

    10. Энциклопедия этикета: правила поведения в обществе и дома. М: Россия молодая.

 

                          Интернет-  сайты

· Презентации для детей:
http://www.7ya.ru/pub/presentation/

· Портал для детей и любящих их взрослых:
http://www.solnet.ee/

· Раннее развитие детей (для детей от 6 лет и старше...):
http://www.danilova.ru/storage/present.htm

· Пригодится для подготовки к праздникам.
http://www.shram.kiev.ua/univer/presentation/

Официальный сайт регионального проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

п/п

Тема

Содержание

Кол- во  часов

Дата проведения

 

 

Речевой этикет.

8

 

1

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

Обсуждение предложенных ситуаций. Формулирование правил поведения на уроке.

1

2

Общее и особенное для мальчиков и девочек.

Закрепление правил поведения на уроке. Разыгрывание сценок. Анализ поведения героев сказок

1

3

Если песни петь, с ними веселей.

Просмотр мультфильма « Кот Леопольд». Песня « Если добрый ты…»

1

4

Один за всех и все за одного.

Закрепление правил поведения на переменах. Разыгрывание сценок.

1

5

Сказка об этикете.

.Презентация.

1

6

Как быть прилежным и старательным.

Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений.

1

7.

« О невежах и вежливости».

Устный журнал.

1

8

Зачем нужны «вежливые» слова

Чтение и обсуждение произведения «Волшебное слово». Просмотр фрагментов из фильмов. Ролевая игра

1

 

 

Культура поведения.

11

 

9

Доброжелательность

Конкурс добрых сюрпризов. Разыгрывание сценок

1

10

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

Анализ отрывков прочитанных произведений. Формулирование правил общения с товарищами

1

11

У меня зазвонил телефон.

Практическое занятие. Формулирование правил общения по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов. Анализ

1

12

Обращение ко взрослым.

 Формулирование правил общения с учителями, взрослыми. Разыгрывание сценок.

1

13

Жадность, зависть.

«Два жадных  медвежонка».

1

14

Добро и зло.

Проблемный вопрос: что можно считать добром и злом. « Золушка» Ш. Перро.

1

15

Думай о других: сочувствие – как его выразить?

Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсуждение поставленного перед уроком вопроса.

1

16

Эмоции.

В. Осеева « Отомстила».

1

17

Учусь быть честным.

« Честный мальчик ». Корейская сказка.

1

18

Есть ли среди нас ябеды?

« Волк – ябедник» сказка

 

 

19

Легко ли быть человеком?

Д. Родари « Путешествие Д. П.»

1

 

 

Человек познаётся в труде.

4

 

20

Делу – время, а  потехе -  час.

 «Стрекоза и муравей»  Крылов.

1

21

Старательность - помощник в учебе

Пословицы и загадки о труде.

1

22

Как мы трудимся: в школе и дома.

Конкурс рисунков.

1

23

Бережливость: каждой вещи своё место

Наведение порядка на рабочем месте, в портфеле. К. Чуковский « Федорино горе».

1

24

Вещи – друзья и помощники.

От кого зависит уют и  порядок в моём классе.

1

 

 

 

Культура внешнего вида.

4

 

25

Поговорим о внешнем виде. Какая красота важнее.

Р. Погодин «Жаба».

1

26

Основные правила Мойдодыра.

Подготовка и проведение праздника «В гостях у Мойдодыра»

1

27

Если хочешь быть здоров,  закаляйся!

Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний. С. Прокофьев « Румяные щёки».

1

 

 

Я среди людей.

7

 

28

Почему привычки бывают вредными.

Познавательная беседа о том, как вредные привычки портят внешность.

1

29

Правила поведения на улице.

Практическое занятие. Формулирование правил поведения на улице.

1

30

Правила поведения в транспорте.

Практическое занятие. Формулирование правил поведения в транспорте.

31

Правила поведения в гостях.

 Разыгрывание ситуаций.

1

32

«Спасибо» и «пожалуйста».

Сюжетно – ролевая игра « Магазин».

1

33

Люби всё живое.

Экскурсия в природу.

1

34

Доброта, что солнце.

Итоговое занятие. Викторина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   


 

Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно - зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и…

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно - зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и…

Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению

Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

В целях формирования коммуникативных

В целях формирования коммуникативных

Информационные ресурсы: 1.

Информационные ресурсы: 1.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

У меня зазвонил телефон.Практическое занятие

У меня зазвонил телефон.Практическое занятие

Ценностные ориентиры Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация…

Ценностные ориентиры Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация…
скачать по прямой ссылке

Сегодня скидка 50% на все курсы плюс 3000 в подарок при оформлении заявки на переподготовку