Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике «Занимательная математика» составлена на основе:
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №2
Авторской программы «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителей»/ Д.В.Григорьева, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011.-223 с.- Внеурочная деятельность по математике в 5 классе проводится в форме клуба «Занимательная математика».
Результаты освоения курса
Личностные
1) знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики (изобретение десятичной нумерации, обыкновенных дробей; происхождение геометрии из практических потребностей людей);
2) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
3) умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.
Метапредметные
1) умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
2) умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
3) умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения;
4) умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
5) применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
6) умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.
Предметные
1) владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
2) владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
3) умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
4) усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
5) приобретение опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объёмов; понимание идеи измерение длин площадей, объёмов;
6) знакомство с идеями равенства фигур, симметрии; умение распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
7) умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);
8) использование букв для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; умение оперировать понятием «буквенное выражение», осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием «уравнение»;
9) знакомство с идеей координат на прямой и на плоскости; выполнение стандартных процедур на координатной плоскости;
10) понимание и использование информации, представленной в форме таблиц, столбчатой и круговой диаграммы;
11 умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
12. вычислительные навыки: умение применять вычислительные навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах.
13 геометрические навыки: умение рассчитать площадь, периметр при решении практических задач на составление сметы на ремонт помещений, задачи связанные с дизайном.
14. анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;
15. решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор;
16. извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль;
17. извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным;
18. выполнять сбор информации в несложных случаях, представлять информацию в виде таблиц и диаграмм, в том числе с помощью компьютерных программ;
19. строить речевые конструкции;
20. изображать геометрические фигура с помощью инструментов и от руки, на клетчатой бумаге, вычислять площади фигур, уметь выполнять расчеты по ремонту квартиры, комнаты, участка земли и др.;
21. выполнять вычисления с реальными данными;
22. проводить случайные эксперименты, в том числе с
помощью компьютерного моделирования, интерпретировать их результаты.
Содержание
№ |
Название модуля, темы |
Общее количество часов |
Характеристика основных видов деятельности |
1 |
Диаграммы |
8 |
Объяснять, в каких случаях для представления информации используются столбчатые диаграммы, и вкаких - круговые. Извлекать и интерпретировать информацию из готовых диаграмм, выполнять несложные вычисления по данным, представленным на диаграмме. Строить в несложных случаях столбчатые и круговые диаграммы по данным, представленным в табличной форме. Проводить исследования простейших социальных явлений по готовым диаграммам. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. |
2 |
Наглядная геометрия в 5 классе |
10 |
Распознавать куб, цилиндр, конус, шар, изображать их от руки, моделировать, используя бумагу, пластилин, проволоку и др. Исследовать свойства круглых тел, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование, в том числе компьютерное моделирование. Рассматривать простейшие комбинации тел: куб и шар, цилиндр и шар, куб и цилиндр, пирамида из шаров. Рассматривать простейшие сечения круглых тел, получаемые путём предметного или компьютерного моделирования, определять их вид. Распознавать развёртки конуса, цилиндра, моделировать конус и цилиндр из развёрток. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. Исследовать свойства круглых тел, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование, в том числе компьютерное моделирование. Описывать их свойства. Рассматривать простейшие сечения круглых тел, получаемые путём предметного или компьютерного моделирования определять их вид. Сравнивать свойства квадрата и прямоугольника общего вида. Выдвигать гипотезы о свойствах изученных фигур и конфигураций, объяснять их на примерах, опровергать с помощью контрпримеров. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи. |
3 |
Умение планировать бюджет |
3 |
Решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор; уметь применять вычислительные навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах; выполнять сбор информации в несложных случаях; выполнять вычисления с реальными данными. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. |
4 |
Организация и проведение игры «Математический бой» |
12 |
Строить монологическую речь в устной форме, участвовать в диалоге. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и установленными правилами.Подчинять свое поведение нормам и правилам работы в группе. Уметь самостоятельно решать сложные нестандартные задачи. Рассказывать свое решение товарищам, совместно устранять недочеты в решении. Развить критичность мышления. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. |
5 |
Игра «Вперед! За сокровищами!» |
1 |
Строить монологическую речь в устной форме, участвовать в диалоге. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и установленными правилами. Подчинять свое поведение нормам и правилам работы в группе. Уметь самостоятельно решать сложные нестандартные задачи. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. Рассказывать свое решение товарищам, совместно устранять недочеты в решении; Развить критичность мышления. |
34 |
Календарно-тематические планирование
№ |
Тема раздела |
Кол-во часов |
План |
Факт |
|||||||||
5е,в |
5д,г |
5б |
5а |
5е,в |
5д,г |
5б |
5а0 |
||||||
Диаграммы, 8 часов |
|||||||||||||
1 |
Вводное занятие |
1 |
05.09 |
06.09 |
02.09 |
04.09 |
|
|
|
|
|||
2 |
Понятие части, процента |
1 |
12.09 |
13.09 |
09.09 |
11.09 |
|
|
|
|
|||
3 |
Круговые диаграммы |
1 |
19.09 |
20.09 |
16.09 |
18.09 |
|
|
|
|
|||
4 |
Круговые диаграммы |
1 |
26.09 |
27.09 |
23.09 |
25.09 |
|
|
|
|
|||
5 |
Столбчатые диаграммы |
1 |
03.10 |
04.10 |
30.09 |
02.10 |
|
|
|
|
|||
6 |
Подготовка проекта «Диаграммы» |
1 |
10.10 |
11.10 |
07.10 |
09.10 |
|
|
|
|
|||
7 |
Подготовка проекта «Диаграммы» |
1 |
17.10 |
18.10 |
14.10 |
16.10 |
|
|
|
|
|||
8 |
Защита проектов «Диаграммы» |
1 |
24.10 |
25.10 |
21.10 |
23.10 |
|
|
|
|
|||
Организация и проведение игры «Математический бой», 12 часов |
|||||||||||||
9 |
Знакомство с принципами составления ребусов |
1 |
07.11 |
08.11 |
11.11 |
06.11 |
|
|
|
|
|||
10 |
Знакомство с кроссвордами |
1 |
14.11 |
15.11 |
18.11 |
13.11 |
|
|
|
|
|||
11 |
Составление и решение кроссвордов |
1 |
21.11 |
22.11 |
25.11 |
20.11 |
|
|
|
|
|||
12 |
Конкурс на лучший ребус и кроссворд |
1 |
28.11 |
29.11 |
02.12 |
27.11 |
|
|
|
|
|||
13 |
Знакомство с числовыми мозаиками |
1 |
05.12 |
06.12 |
09.12 |
04.12 |
|
|
|
|
|||
14 |
Составление и решение числовых мозаик. |
1 |
12.12 |
13.12 |
16.12 |
11.12 |
|
|
|
|
|||
15 |
Логические задачи |
1 |
19.12 |
20.12 |
23.12 |
18.12 |
|
|
|
|
|||
16 |
Логические задачи |
1 |
26.12 |
27.12 |
13.01 |
25.12 |
|
|
|
|
|||
17 |
Задачи на перекладывание и переливание |
1 |
09.01 |
17.01 |
20.01 |
15.01 |
|
|
|
|
|||
18 |
Задачи на перекладывание и переливание |
1 |
16.01 |
24.01 |
27.01 |
22.01 |
|
|
|
|
|||
19 |
Подготовка к игре «Математический бой» |
1 |
23.01 |
31.01 |
03.02 |
29.01 |
|
|
|
|
|||
20 |
Игра «Математический бой» |
1 |
30.01 |
07.02 |
10.02 |
05.02 |
|
|
|
|
|||
Умение планировать бюджет, 3 часа |
|||||||||||||
21 |
Понятие бюджета |
1 |
06.02 |
14.02 |
17.02 |
12.02 |
|
|
|
|
|||
22 |
Расчет семейного бюджета |
1 |
13.02 |
21.02 |
02.03 |
19.02 |
|
|
|
|
|||
23 |
Расчет семейного бюджета, работа в группах |
1 |
20.02 |
28.02 |
16.03 |
26.02 |
|
|
|
|
|||
Наглядная геометрия, 10 часов |
|||||||||||||
24 |
Знакомство с фигурами на плоскости |
1 |
27.02 |
06.03 |
30.03 |
04.03 |
|
|
|
|
|||
25 |
Периметр и площадь фигур |
1 |
05.03 |
13.03 |
06.04 |
11.03 |
|
|
|
|
|||
26 |
Задачи на построение |
1 |
12.03 |
20.03 |
06.04 |
18.03 |
|
|
|
|
|||
27 |
Задачи на построение |
1 |
19.03 |
03.04 |
13.04 |
01.04 |
|
|
|
|
|||
28 |
Мозаика |
1 |
02.04 |
10.04 |
20.04 |
08.04 |
|
|
|
|
|||
29 |
Окружность |
1 |
09.04 |
17.04 |
20.04 |
15.04 |
|
|
|
|
|||
30 |
Длина окружности |
1 |
16.04 |
24.04 |
27.04 |
29.04 |
|
|
|
|
|||
31 |
Знакомство с пространственными фигурами |
1 |
23.04 |
08.05 |
27.04 |
06.05 |
|
|
|
|
|||
32 |
Площадь и объем пространственных фигур |
1 |
30.04 |
15.05 |
18.05 |
13.05 |
|
|
|
|
|||
33 |
Конструирование фигур |
1 |
14.05 |
22.05 |
18.05 |
20.05 |
|
|
|
|
|||
Игра «Вперед! За сокровищами!», 1 час |
|||||||||||||
34 |
Игра «Вперед! За сокровищами!» |
1 |
28.05 |
29.05 |
25.05 |
27.05 |
|
|
|
|
|||
Итого: 34 часа |
|||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.