Рабочая программа по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"

  • docx
  • 14.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа по внеурочной деятельности_Функциональная грамотность_1 класс.docx

 

 

ОТДЕЛОБРАЗОВАНИЯ АДИМНИСТРАЦИИ ТАМБОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САДОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Принята на заседании педагогического                  совета от «__»__________2022 г.
Протокол № _____
от «__» _____________2022 г.

 

«Утверждаю»

Директор МБОУ Садовской СОШ

_____________/Пиреева Е.В./
ФИО
Приказ № ___
от «__» __________2022 г.

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Функциональная грамотность в начальной школе»

Направленность: обще - интеллектуальная

 

Уровень: базовый

Возраст обучающихся: 7-8 лет

Срок реализации программы: 36 часов

 

Составитель:

Гонцова Светлана Владимировна,

учитель начальных классов

1 квалификационная категория

 

 

 

с. Садовое

2022 год

 

 

Содержание

 

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1 Нормативно-правовые документы……………………………………………….3

 

1.2 Пояснительная записка……………………………………………………………4

 

1.3 Цель и задачи программы…………………………………………………………5

 

1.4 Учебный план……………………………………………………………………....6

 

1.5 Содержание программы…………………………………………………………...7

 

1.6 Планируемые результаты программы……………………………………………8

 

 

Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий программы

 

2.1 Календарный учебный график……........................................................................10

2.2 Условия реализации программы………………………………………………….30

2.3 Кадровое обеспечение, формы аттестации………………………………………31

2.4 Оценочные материалы…………………………………………………………….31

2.5 Методические материалы…………………………………………………………31

2.6 Рабочая программа воспитания…………………………………………………...32

2.7 Календарный план воспитательной работы……………………………………...34

2.8 Список литературы…………………………………………………………...........35

 

Приложение 1…………………………………………………………………………..36

 

 

 

 

 

 

 

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1 Нормативно-правовые документы

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Функциональная грамотность в начальной школе» обще-интеллектуальной направленности разработана на основе:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2010 г. № 373

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 года № 986, зарегистрированный Минюстом России 3 февраля 2011 года № 19682 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»

4. Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993)

5. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» .


 6. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015г. № 729-р, «Разработка предложений о сроках реализации дополнительных общеразвивающих программ»;

7. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

8. Проектом Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2  Пояснительная записка

Направленность   программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Функциональная грамотность в начальной школе» имеет обще-интеллектуальную направленность.

Актуальность данного курса: Функциональная грамотность- способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать с ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность- уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

 Новизной настоящей программы является: Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане,
способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества. Любой школьник хочет быть социально
успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому развитие функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность

Отличительные особенности программы

 

Отечественные исследователи выделяют следующие отличительные черты функциональной грамотности:
1. Направленность на решение бытовых проблем;
2. Является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
3. Связь с решением стандартных, стереотипных задач;
4. Это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма
.

Для достижения поставленных целей учителя используют следующие педагогические технологии:

-проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;

-технология формирования типа правильной читательской деятельности;

-технология исследовательской деятельности;

-обучение на основе «учебных ситуаций»;

-уровневая дифференциация обучения;

-информационные и коммуникационные технологии;

 

 

 

Адресат программы. Учет возрастных особенностей детей. Программа предназначена для обучающихся в возрасте 7-8 лет. Набор обучения в группы проводится в начале сентября. Занятия проводятся в группах без специального отбора и подготовки, не имеющие ограничений по здоровью.

Количество обучающихся: не более 15 человек.  

 

Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 36 часов, для учащихся 1 класса. Один учебный год, 36 учебных недели. Период обучения: с 1 сентября по 24 мая.

Форма обучения на занятиях очная. Основной формой организации образовательного процесса являются теоретические и практические занятия.

 

Особенности организации образовательного процесса.

Формы реализации образовательной программы: традиционная. Занятия проводятся очно в учебном кабинете педагогом школы

Формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности:

-Групповая форма работы

-Игровая форма работы

-Творческие задания

-Тестовые задания

-Практическая работа

-Ролевые и деловые игры

-Исследовательская деятельность

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Объем модуля составляет 9 часов.  Учащиеся по данной программе занимаются 1 час в неделю (0.5 часа – теория, 0.5 часа – практика)

Режим занятий. Занятия проводятся один раз в неделю по одному академическому часу. Один академический час в 1 классе, длится: 1-2 четверть 30 минут, 3-4четверть по 45 минут. Программа рассчитана на 36 учебных часов.

 

 

1.3 Цель и задачи программы


Цель: создание условий для развития функциональной грамотности.

Программа разбита на четыре блока: «Математическая грамотность», «Читательская грамотность», «Естественно – научная грамотность», «Финансовая грамотность»

 

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей. Развитие знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

 

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

 

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

 

Целью изучения блока  «Естественно – научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

 

1.4 Учебный план

№ п/п

тема

кол-во часов

теория

практика

форма аттестации

Читательская грамотность (9ч)

1

«Лис и мышонок» Виталий Бианки

1

0.5

0.5

рисунок

2

«Мороз и заяц» русская народная сказка

1

0.5

0.5

рисунок

3

«Живые грибы» Владимир Сутеев

1

0.5

0.5

ролевая игра

4

«Петушок и солнышко»    Геннадий Цыферов

1

0.5

0.5

ролевая игра

5

«Урок дружбы» Михаил Пляцковский

1

0.5

0.5

инсценирование

6

«Лев и заяц» грузинская сказка

1

0.5

0.5

рисунок

7

«Как лиса училась летать»               русская народная сказка

1

0.5

0.5

викторина

8

«Четыре брата» Евгений Пермяк

1

0.5

0.5

рисунок

9

Путешествие по стране сказок

1

0.5

0.5

викторина

Математическая грамотность (9ч)

10

Про курочку Рябу, золотые и простые яйца.

1

0.5

0.5

ролевая игра

11

Про козу, козлят и капусты.

1

0.5

0.5

тест

12

Про петушка и жерновцы.

1

0.5

0.5

ролевая игра

13

Как петушок и курочка делили бобовые зёрнышки.

1

0.5

0.5

тест

14

Про наливные яблочки.

1

0.5

0.5

тест

15

Про Машу и трёх медведей.

1

0.5

0.5

тест

16

Про старика, старуху, волка и лисичку.

1

0.5

0.5

тест

17

Про медведя, лису и мишкин мёд.

1

0.5

0.5

тест

18

Математическая викторина

1

0.5

0.5

 

Финансовая грамотность (9ч)

19

За покупками.

1

0.5

0.5

ролевая игра

20

Находчивый Колобок

1

0.5

0.5

 

21

День рождения Мухи-Цокотухи.

1

0.5

0.5

ролевая игра

22

Буратино и карманные деньги.

1

0.5

0.5

ролевая игра

23

Кот Василий продаёт молоко.

1

0.5

0.5

ролевая игра

24

Лесной банк.

1

0.5

0.5

тест

25

Как мужик и медведь прибыль делили.

1

0.5

0.5

ролевая игра

26

Как мужик золото менял.

1

0.5

0.5

ролевая игра

27

Ролевая игра «Черная пятница»

1

0.5

0.5

игра

Естественно-научная грамотность (9ч)

28

Как Иванушка хотел попить водицы.

1

0.5

0.5

рисунок

29

Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик.

1

0.5

0.5

наблюдение

30

Про репку и другие корнеплоды.

1

0.5

0.5

ролевая игра

31

Плывёт,                         плывёт кораблик.

1

0.5

0.5

наблюдение

32

Про Снегурочку и превращения воды.

1

0.5

0.5

тест

33

Как делили апельсин.

1

0.5

0.5

наблюдение

34

Крошка Енот и тот Кто сидит в пруду.

1

0.5

0.5

тест

35

Иванова соль

1

0.5

0.5

наблюдение

36

«Яблоко»                Владимир Сутеев

1

0.5

0.5

рисунок

 

итого

36

18

18

 

 

 

 

1.5 Содержание программы

 

«Читательская грамотность» (9ч)

Темы занятий:

«Лис и мышонок» ,«Мороз и заяц ,«Живые грибы», «Петушок и солнышко» ,   «Урок дружбы» ,«Лев и заяц» ,«Как лиса училась летать» ,  «Четыре брата»

  Применяемые формы: решение проблемных ситуаций; подбор информации просмотр мультфильмов; построение речевых высказываний; отзыв на произведение

 

Математическая грамотность (9ч)

Темы занятий:

«Про курочку Рябу, золотые и простые яйца», «Про козу, козлят и капусту», «Про петушка и жерновцы»,«Как петушок и курочка делили бобовые зёрнышки», «Про наливные яблочки», «Про Машу и трёх медведей», «Про старика, старуху, волка и лисичку» «Про медведя, лису и Мишкин мёд».

Применяемые формы: решение проблемных ситуаций; подбор информации, практические занятия; определять истинность/ложность высказываний

 

Финансовая грамотность (9ч)

Темы занятий:

«За покупками», «Находчивый Колобок», «День рождения Мухи-Цокотухи», «Буратино и карманные деньги», «Кот Василий продаёт молоко», «Лесной банк», «Как мужик и медведь прибыль делили», «Как мужик золото менял»

Применяемые формы:  просмотр фильма, практическая работа, работа в парах, проводить оценку и коррекцию своим действиям, анализировать информацию и делать соответствующие выводы.

 

Естественно-научная грамотность (9ч)

Темы занятий:

«Как Иванушка хотел попить водицы», «Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик»,

«Про репку и другие корнеплоды», «Плывёт, плывёт кораблик», «Про Снегурочку и превращения воды», «Как делили апельсин» ,«Крошка Енот и тот Кто сидит в пруду»,

«Иванова соль», «Яблоко»               

Применяемые формы: практическая работа, работа в парах, просмотр научных фильмов, проводить несложные опыты, представлять результаты исследовательской деятельности в различных формах.

 

 

 

 

1.6 Планируемые результаты программы

 

Прогнозируемый результат: программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.

 

 Личностные результаты изучения курса:

- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;

-овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений6 сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

- осознавать личную ответственность за свои поступки;

- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

 

Метапредметные  результаты изучения курса:

 

Регулятивные:

-проявлять познавательную и творческую инициативу;

- принимать и сохранять учебную цель и задачу;

- планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

- контролировать и оценивать свои действия, вносить свои коррективы в их выполнение;

- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка.

 

Познавательные:

- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже знакомого;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

 

Коммуникативные:

- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

- доносить свою позицию до других: оформлять  свою мысль в устной и письменной речи(на уровне одного предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах работы в группе;

- учиться выполнять различные роли в группе.

 

 

 

 

 

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

- способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

 

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

-  способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разных контекстах;

- способность проводить математические рассуждения;

- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;

- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

 

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

- понимание и правильное использование экономических терминов;

- представление о роли денег в семье и обществе;

- умение характеризовать виды и функции денег;

- знание источников доходов и направлений расходов семьи;

- умение рассчитывать доходы и расходы и сопоставлять простой семейный бюджет;

-определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

-проведение элементарных финансовых расчётов.

 

 Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

-способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.

 

 

Оценка достижения планируемых результатов

 

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

 

- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

 

- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

 

- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно.

 

- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел № 2 Комплекс организационно-педагогических условий программы

2.1 Календарный учебный график

№ п/п

Дата

Время

Форма

Тема урока

Предмет изучения

Формируемые умения

Место проведения

Контроль

Блок «Читательская грамотность» 9ч

1

9.09

 

 

13 час

беседа

«Лис и мышонок» Виталий Бианки

Содержание сказки.   Качество: осторожностьпредусмотрительность.

- определять жанр произведения;                                                           - называть героев сказки;                                                                                - дополнять предложения, пользуясь информацией из текста;           - давать характеристику героям;                                                             - определять последовательность событий и рассказывать сказку;    - составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению;                                                                                          - различать научно-познавательный текст и художественный;           - определять, чему учит сказка.

учебный кабинет

рисунок

2

16.09

13 час

беседа

«Мороз и заяц» русская народная сказка

Содержание сказки.   Качество: выносливость, упорство.

- определять национальную принадлежность сказки по информации в заголовке сказки;                                                                                   - отвечать на вопросы по содержанию сказки без опоры на текст;                                       - давать характеристику героям;                                                                         - делить текст на части в соответствии с предложенным планом;       - объяснять значение устойчивых выражений (фразеологизмов);          - устанавливать истинность и ложность высказываний;                      - подбирать из текста слова на заданную тему;                                            - определять, чему нужно учиться у героев сказки;                              - строить связное речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

учебный кабине

рисунок

3

23.09

13 час

беседа

«Живые грибы» Владимир Сутеев

Содержание сказки.   Качество:  трудолюбие.

- давать характеристику героям;                                                             - дополнять предложения, пользуясь информацией из текста;                    - определять последовательность событий и рассказывать сказку;             - составлять вопросы по содержанию сказки;                                         - на основе научно-познавательного текста выбирать верные высказывания. 

учебный кабинет

ролевая игра

4

30.09

13 час

беседа

«Петушок и солнышко»    Геннадий Цыферов

Содержание сказки.   Качество:   вежливость,               умение признавать свои ошибки.

- определять вид сказки;                                                                                   - назвать героев сказки, находить среди них главного героя;                     - определять принадлежность реплик персонажей сказки (без опоры на текст);                                                                                                              - определять последовательность событий сказки;                               - объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой;                                                                                                      - находить необходимую информацию в тексте;                                               - определять, чему учит сказка.

учебный кабинет

ролевая игра

5

7.10

13 час

игровая

«Урок дружбы» Михаил Пляцковский

Содержание сказки.   Качество:          дружба,                 жадность

- определять жанр произведения;                                                           - называть героев сказки;                                                                                 - определять по рисунку содержание отрывка из текста;                           - отвечать на вопросы по содержанию сказки;                                               - фантазировать и придумывать продолжение сказки.                                                                              

учебный кабинет

инсценирование

6

14.10

13 час

беседа

«Лев и заяц» грузинская сказка

Содержание сказки.   Качество:       смекалка, находчивость, хитрость,          глупость.

- определять жанр произведения;                                                           - называть героев сказки;                                                                                   - выбрать изображение, подходящее для иллюстрации героя сказки; - давать характеристику персонажам сказки;                                                   - отвечать на вопросы по содержанию сказки;                                                - строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей;                                                            - объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой.                                                                               

учебный кабинет

рисунок

7

21.10

13 час

игровая

«Как лиса училась летать»               русская народная сказка

Содержание сказки.   Качество:        смекалка, находчивость, хитрость,          глупость.

- давать характеристики героям;                                                                       - определять по рисунку содержание отрывка из текста;                              - соединять части предложений;                                                                      - задавать вопросы к тексту сказки; объяснять главную мысль сказки;                                                                                                                - дополнять отзыв на прочитанное произведение.

учебный кабинет

викторина

8

28.10

13 час

беседа

«Четыре брата» Евгений Пермяк

Содержание сказки. Семейные ценности.

- определять жанр произведения;                                                           - называть героев сказки;                                                                                     - находить в тексте образные сравнения;                                                           - отвечать на вопросы по содержанию сказки;                                                  - рассказать, что понравилось/не понравилось в сказке и почему;     - объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой.

учебный кабинет

рисунок

9

3.11

13час

практика

Путешествие по стране сказок

Содержание сказок

называть героев сказки;                                                                                     - находить в тексте образные сравнения;                                                           - отвечать на вопросы по содержанию сказки;

 - дополнять отзыв на прочитанное произведение                                               

учебный кабинет

викторина

Блок «Математическая грамотность» 8ч

10

11.11

13 час

практика

Про курочку Рябу, золотые и простые яйца.

Счёт предметов, составление и решение выражений, задач. Многоугольники.

- определять количество предметов при счёте;                                       - составлять и решать выражения с ответом 5;                                                               - решать задачи на уменьшение числа на несколько единиц;                         - соединять с помощью линейки точки и называть многоугольники; - решать задачу в два действия.

учебный кабинет

ролевая игра

11

18.11

13 час

практика

Про козу, козлят и капусты.

Счёт предметов, составление и решение выражений, задач. Ломаная.

- определять количество предметов при счёте;                                                - образовывать число 8;                                                                                 - решать задачу в два действия;                                                                             - составлять и решать выражения с ответом 9;                                                    - находить остаток числа;                                                                                       - соединять с помощью линейки точки и называть геометрическую фигуру – ломаную.

учебный кабинет

тест

12

25.11

13 час

практика

Про петушка и жерновцы

Состав числа 9, анализ данных и ответы на вопросы.

- раскладывать число 9 на два слагаемых;                                                       - отвечать на вопросы на основе условия задачи;                                              - анализировать данные и отвечать на вопросы;                                            - анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы;                      - работать в группе.

учебный кабинет

ролевая игра

13

2.12

13 час

практика

Как петушок и курочка делили бобовые зёрнышки.

Разложение числа 10 на два или три слагаемых.

- раскладывать число 10 на два слагаемых, когда одно из слагаемых больше другого;                                                                                                      - раскладывать число 10 на два слагаемых, когда слагаемые равны; - раскладывать число 10 на три слагаемых;                                                        - раскладывать число 10 на три чётных слагаемых.

учебный кабинет

тест

14

9.12

13 час

беседа

Про наливные яблочки.

Увеличение числа на несколько единиц, сложение и вычитание в пределах 20

- преобразовывать текстовую информацию в табличную форму;        - находить недостающие данные при решении задач;                                 - складывать одинаковые слагаемые в пределах 10;                                         - выражать большие единицы измерения в более мелких и наоборот;                                                                                                               - определять истинность/ложность высказываний.

учебный кабинет

тест

15

16.12

13 час

беседа

Про Машу и трёх медведей.

Состав чисел 9, 10, 11. Задание на нахождение суммы.

- раскладывать числа9. 10, 11 на три слагаемых;                                              - решать задачи на нахождение суммы;                                                              - овладеть практическими навыками деления числа на части на наглядно-образной основе;                                                                                    - читать таблицы, дополнять недостающие в таблице данные;                      - устанавливать закономерность.

учебный кабинет

тест

16

23.12

13 час

практика

Про старика, старуху, волка и лисичку.

Задачи на нахождение части.                                   Состав числа 12.

- раскладывать число 12 на несколько слагаемых;                                             - решать задачи на нахождение части числа;                                                    - читать таблицы;                                                                                                        - заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам;                                                                                      - практически работать с круговыми диаграммами, сравнивать сектора круговой диаграммы;                                                                              - сравнивать числовые выражения, составленные по рисункам;                 - находить прямоугольники на рисунке.

учебный кабинет

тест

17

28.12

13 час

практика

Про медведя, лису и мишкин мёд.

Задачи на нахождения суммы. Состав чисел второго десятка.

- решать задачи на нахождение суммы, на увеличение числа на несколько единиц;                                                                                          - читать таблицы;                                                                                                        - заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам;                                                                                     - раскладывать числа первого и второго десятка на несколько слагаемых;                                                                                                      - читать простейшие чертежи.

учебный кабинет

тест

18

13.01

13 час

практика

Математическая викторина

Состав чисел. Увеличение, уменьшение числа. Нахождение суммы и разности чисел.

практически работать с круговыми диаграммами, сравнивать сектора круговой диаграммы. - анализировать данные и отвечать на вопросы;                                            - анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы;                      - работать в группе.

учебный кабинет

викторина

Блок «Финансовая грамотность»9ч

19

20.01

13 час

практика

За покупками.

Цена,                               товар,                             спрос.

- наблюдать над понятиями: цена, товар, спрос;                                            - анализировать информацию и объяснить, как формируется стоимость товара, почему один и тот же товар может быть дешевле или дороже;                                                                                                           - рассуждать об умении экономно тратить деньги.

учебный кабинет

ролевая игра

20

27.01

13 час

практика

Находчивый Колобок.

Деньги,                              цена,                             услуги,                          товар.

- наблюдать над понятиями: товар и услуга;                                                - определять необходимые продукты и их цены;                                              - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;                                                                                                               - работать в группе.

учебный кабинет

ролевая игра

21

3.02

13 час

практика

День рождения Мухи-Цокотухи.

Цена, стоимость, сдача, сбережения.

- наблюдать над различием цены и стоимости;                                                   - определять, какой товар можно купить на имеющиеся деньги;                - определять стоимость покупки;                                                                        - анализировать информацию и делать соответствующие выводы;             - объяснять смысл пословиц.

учебный кабинет

ролевая игра

22

10.02

13 час

практика

Буратино и карманные деньги.

Карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка.

- наблюдать над понятиями: карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка;                                                                              - выбирать подарки для друзей на основе предложенных цен;                   - анализировать информацию и делать соответствующие выводы;          - рассуждать о правильности принятого решения.

учебный кабинет

ролевая игра

23

17.02

13 час

практика

Кот Василий продаёт молоко.

Реклама.

- наблюдать над понятием «реклама»;                                                                 - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;                                                                                                                 - анализировать представленную информацию и выбирать надпись для магазина;                                                                                                       - делать выбор на основе предложенной информации;                                          - называть различные виды рекламы.

учебный кабинет

тест

24

24.02

13 час

практика

Лесной банк.

Банки,                    финансы,               банковские услуги, работники банка.

- наблюдать над понятием «банк»;                                                                      - объяснить значение понятий на доступном для первоклассника уровне;                                                                                                                 - анализировать информацию, представленную в текстовом виде, и на её основе делать соответствующие выводы;                                                 - строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

учебный кабинет

ролевая игра

25

3.03

13 час

практика

Как мужик и медведь прибыль делили.

Мошенник, сделка, доход, выручка, прибыль, продажа оптом.

- наблюдать над понятием «сделка»;                                                                  - объяснять, что такое доход, затраты и как получать прибыль;                  - понимать, почему оптом можно купить дешевле;                                           - выбрать товар для покупки на определённую сумму;                                        - строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

учебный кабинет

ролевая игра

26

10.03

13 час

практика

Как мужик золото менял.

Услуга, равноценный обмен, бартер.

- различать платную и бесплатную услугу;                                                  - наблюдать над понятие «равноценный обмен»;                                                   - объяснять, что такое бартер;                                                                          - формулировать правила обмена;                                                                   - строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

учебный кабинет

ролевая игра

27

17.03

13 час

практикум

Ролевая игра «Чёрная пятница»

Реклама, доход, выручка, прибыль, продажа оптом

понимать, почему оптом можно купить дешевле;                                           - выбрать товар для покупки на определённую сумму;                                        - строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

учебный кабинет

игра

Блок «Естественно-научная грамотность»9ч

28

24.03

13 час

практикум

Как Иванушка хотел попить водицы.

Вода,                            свойства воды.

- наблюдать за свойством воды – прозрачность;                                          - определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком стакане вода с сахаром;                                                                                                     - определять, как уровень воды в стакане влияет на высоту звука;           - объяснять, как плотность воды влияет на способность яйца плавать;                                                                                                                 - использовать простейший фильтр для проверки чистоты воды;              - определять, как влияет вода на движение листа бумаги по гладкой поверхности;                                                                                                          - делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.

учебный кабинет

рисунок

29

31.03

13 час

практикум

Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик.

Воздух,                    воздушный шарик.

- доказать, что внутри шарика находиться воздух, который легче воды;                                                                                                                         - показать, что шарик можно наполнять водой;                                                    - объяснить, как можно надуть шарик с помощью лимонного сока и соды;                                                                                                                       - рассказать о свойствах шарике плавать на поверхности воды;                        - объяснить, почему шарик не тонет в воде;                                                           - делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.

учебный кабинет

наблюдение

30

7.04

13 час

практикум

Про репку и другие корнеплоды.

Корнеплоды.

- описывать и характеризовать овощи-корнеплоды, называть их существенные признаки, описывать особенности внешнего вида;             - осуществлять поиск необходимой информации из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта;                                                  - контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

учебный кабинет

ролевая игра

31

14.04

13 час

практикум

Плывёт,                         плывёт кораблик.

Плавучесть предметов.

- определять плавучесть металлических предметов;                                           - объяснять, плавучесть предметов зависит от формы;                                        - понимать, что внутри плавучих предметов находиться воздух;                 - объяснять, почему случаются кораблекрушения;                                            - объяснять, что такое ватерлиния;                                                                   - определять направление ветра.

учебный кабинет

наблюдение

32

21.04

13 час

Беседа, практикум

Про Снегурочку и превращения воды.

Три состояния воды.

- объяснять, что такое снег и лёд;                                                                      - объяснять, почему в морозный день снег под ногами скрепит;                 - наблюдать за переходом воды из одного состояние в другое;                   -  наблюдать над формой и строением снежинок;                                                - составлять кластер;                                                                                              - проводить несложные опыты со снегом и льдом и объяснять полученные результаты опытов;                                                                             - высказывать предложения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений.

учебный кабинет

тест

33

28.04

13 час

практикум

Как делили апельсин.

Апельсин,                 плавучесть,                 эфирные масла из апельсина.

- объяснять, почему лопается надутый воздушный шарик при воздействии на него сока из цедры апельсина;                                                 - объяснять, почему не тонет кожура апельсина;                                               - объяснять, как узнать количество долек в неочищенном апельсине;                                                                                                                 - определять в каком из апельсинов больше сока;                                         - познакомиться с правилами выращивания цитрусовых из косточек;                                                                                                                    - проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты.

учебный кабинет

наблюдение

34

5.05

13 час

практикум

Крошка Енот и тот Кто сидит в пруду.

Зеркало,                    отражение, калейдоскоп.

- объяснять, как можно увидеть своё отражение в воде;                                - определять, в каких предметах можно увидеть своё отражение;                  - наблюдать над различием отражений в плоских, выпуклых и вогнутых металлических предметах;                                                                   - наблюдать многократность отражения;                                                           - проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты;                                                                                                                - строить связное речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

учебный кабинет

тест

35

12.05

13 час

практикум

Иванова соль

Соль,                  свойства соли.

- наблюдать свойство изучаемых объектов: сравнить свойства соли и песка;                                                                                                                           - строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей; - представлять результаты исследовательской деятельности в различных формах: устное высказывание, таблица, дополненное устное высказывание;                                                                                                - анализировать условия опыта и проводить опыт, аналогичный предложенному, с заменой одного из объектов;                                                         - проводить несложные опыты с солью и объяснять полученные результаты;                                                                                                                - строить связное речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

учебный кабинет

наблюдение

36

19.05

13 час

беседа

«Яблоко»                Владимир Сутеев

Яблоко.

- доказать, как с помощью яблочного сока можно рисовать;                              - доказывать, что существует сила притяжения (закон Ньютона);               - пользуясь информацией из текста, дополнять предложения;                      - соединять части текста и рисунки;                                                                        - называть героев сказки; - давать характеристику герою;                             - отвечать на вопросы после выполнения арифметических действий;                                                                                                                      - определять стоимость части и целого;                                                            - придумывать рекламу – упаковку;                                                                          - определять профессию рабочего банка; объяснять, чему учит сказка.

учебный кабинет

рисунок

 

 

2.2.Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Для проведения теоретических занятий есть учебный кабинет, соответствующий санитарно - гигиеническим нормам и требованиям.
Учебно-практическое оборудование.
− Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
− Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
− Стол учительский.
− Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и прочего.
− Стенды для вывешивания иллюстративного материала, постановки наглядных пособий.

                                          Технические средства обучения


− Компьютер. Мультимедийный проектор. Экран проекционный. Принтер.
Учебные презентации, созданные самостоятельно для работы с интерактивной доской на уроке. CD/DVD-диски, электронные издания
Мультимедийные издания

 

 

 

 

Информационное обеспечение

 

Интернет – ресурсы
https://suvlesheniyemusheniye.jimdofree.com/
http://www.profkniga.ru - Издательский дом «1 сентября»
http://www.moi-universitet.ru/ образовательный портал «Мой университет»

http://www.your-mind.ru/lasta/uprazhnenie-pismo-samomu-sebe/ проект «Твой взгляд»

http://www.trepsy.net/razvit/stat.php?stat=392 Психологические упражнения для тренингов

http//www.edu54.ru Вернер П.Г. Применение активных методов на уроках в начальной школе.

http//www.openclass.ru Шевелева В.С. Активные методы обучения организации самостоятельной работы над темой.

http//tatianakhromov.ucoz.ru Хромова Т.Н. Активные методы обучения

 

Таблицы :.

Состав числа.

Живая и неживая природа

Фрукты и овощи

Сказки зарубежных писателей

Писатели в начальной школе



 

2.3 Кадровое обеспечение

 

Педагог, организующий образовательный процесс по данной программе имеет  высшее профессиональное образование по специальности.

 

Формы аттестации

Контроль и оценка результатов освоения Программы зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: игры, творческие конкурсы, викторины, ролевые игры, защита творческих работ.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

 

2.4 Оценочные материалы


1. Диагностическая карта наблюдения за развитием учебно-познавательного
интереса и регулятивных УУД (из методики Г.В. Репкиной, Е.В. Заика)

2.  Кузнецова, М.И. Система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников в современной начальной школе: монография. / М.И. Кузнецова. – М.: Вентана–Граф

 

 

2.5  Методические материалы

Для реализации программы необходимо иметь календарный план, календарно-учебный график.

Методы обучения

Словесный - лекция, беседа, дискуссия, опрос, этическая беседа,  инструкция,  объяснение.

Наглядный - демонстрация изучаемых действий.

Упражнения - систематическое выполнение и повторение изучаемых действий, закрепление полученных умений, знаний и навыков.

Объяснительно-иллюстративный – работа с демонстрационными таблицами, картами.

Поисковый – через постановку проблемы, вопроса на который нужно найти ответ.

Игровой –через игры

 

Педагогические технологии

-проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;

-технология формирования типа правильной читательской деятельности;

-обучение на основе «учебных ситуаций»;

-уровневая дифференциация обучения;

-информационные    и          коммуникационные технологии;

-технология оценивания учебных достижений учащихся и др.

 

 

Формы занятий определяются особенностями изучаемого раздела.

Формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности:

-Групповая форма работы

-Игровая форма работы

-Творческие задания

-Тестовые задания

-Практическая работа

-Ролевые и деловые игры

-Исследовательская деятельность

Практические занятия проводятся с целью закрепления ранее приобретенных навыков и умений, отработки коллективных действий, а также для сплочения коллектива.

Алгоритм учебного занятия

Организационный момент. Разминка. Повторение материала.

Целеполагание. План занятия.

Открытие новых знаний

Физкультминутка

Первичное закрепление/ самостоятельная работа

Подведение итога занятия

 

Дополнительные методические материалы  содержатся в Приложении

 

 

 

 

 

 

2.6  Рабочая программа воспитания

 

Цель – Осознание и проявление положительного отношения к самому себе, к другим людям, к миру вообще, труду (в том числе и учебному), к Отчизне.     Но образование, ориентированное на развитие личности, достигает цели в той степени, в какой в учебном процессе востребована личность школьника

Задачи:

Первый  этап Первоклассник приходит в школу и обычно хочет учиться, ждет сотрудничества с новым в его жизни взрослым, сначала он осуществляет учебные действия в сотрудничестве с учителем, при его непосредственном и пооперационном руководстве.  

Второй этап Усиление самостоятельности детей обеспечиваю за счет опосредованного руководства с моей стороны учителя и организации учебного сотрудничества детей в малых группах, через побуждение группы к инициативе в постановке вопросов адресованных учителю.

На третьем этапе процесса формирования школьник становится способным максимально самостоятельно выполнять учебную деятельность, в случае необходимости он может построить взаимодействие со сверстником и учителем для преодоления своего незнания, проявляя индивидуальную учебную инициативу.

На четвертом этапе школьник осваивает позицию учителя (сначала более младшего ученика, затем и самого себя).   И этот этап имеет место выражению своего отношения (радости, желания помочь, увлеченности, готовности к самоанализу, предпочтения, ценит здоровье и др.) к явлениям окружающего мира, собственной жизни, учению различными средствами, в том числе в форме художественных образов и понятий. Т.е. в какой мере учебный процесс позволяет ему: проживать ситуации выбора, поставить  цели задания, урока; возможности сформулировать свой, авторский, вопрос; побуждает выделять из жизненной ситуации те задачи, которые ему важно или интересно решить; критически относиться к предлагаемым нормам жизни, способу решения той или иной задачи; приобретать опыт при достижении целей; осуществлять нравственный выбор поступка; аргументировано изменять свою точку зрения; оценивать события урока и т. д.    

 

Формы и содержание деятельности.

Воспитательная компонента данной программы осуществляется как непосредственно на занятиях, так и на внеаудиторных активностях. Человек должен быть функционально грамотным.

Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений. т.е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

 

 

Планируемые результаты и формы их проявления

 

1.Мыслить критично, ставить под сомнение факты, которые не
проверены официальными данными или источниками

2.Развивать коммуникативные навыки, выступать перед публикой, делиться
своими идеями и выносить их на обсуждение

3.Расширять кругозор разбираться в искусстве, экологии, здоровом
образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как
можно больше читать книг, журналов

4.Организовывать процесс познания, ставить цели и задачи,
разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения,
анализировать данные, делать выводы
.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.7  Календарный план воспитательной работы

 

№ п/п

Название мероприятия, события

Форма проведения

Сроки проведения

1

Книжкин дом

Экскурсия в школьную библиотеку и ДК

 сентябрь

2

Неделя математики

Уроки, внеклассные мероприятия

 октябрь

3

 Маленький Почемучка

Игровая программа

ноябрь

4

Цифровая грамотность (безопасный интернет)

 Беседа

декабрь

5

Финансовая грамотность

Экскурсия по торговым точкам

январь

6

«Край в котором я живу»

Исследовательская работа

февраль

7

Я познаю мир

Экскурсия

март

8

«Во саду ли, в огороде…»

Практико-исследовательская работа

апрель

9

По ступенькам знаний

 Викторина

май

 

 

 

Оценочные материалы

 

Оценка эффективности реализации программы воспитания осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленность дополнительного образования в воспитании, его системный, содержательный и организационный характер, использование современных технологий воспитательного воздействия.

            Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения ребенка за его труд, старание.

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.8 Список дополнительных учебных пособий (литературы):

 

-для учителя:

 

1. Виноградова Н.Ф. Десять советов учителю по формированию читательской грамотности младших школьников//Начальное образование. 2017. №1 С. 3-8 (ВАК, РИНЦ) Кемельбекова Г. А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла. Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 6-9. — URL

 

2. Гузеев В.В., Дахин А.Н., Кульбеда Н.В., Новожилова Н.В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценность, успех. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2004

 

3. Жидкова О.Н. Использование онлайн газет для развития коммуникативной и межкультурной компетенций// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013, – №10. – C. 125–126

 

4. Кузнецова, М.И. Система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников в современной начальной школе: монография. / М.И. Кузнецова. – М.: Вентана–Граф, 2013. – 432 с.  

 

5. Кузнецова, М.И. Система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников как фактор повышения качества образования: автореф. дис. докт. педагогических наук/ М.И. Кузнецова. – Москва. – 2017.

 

-для учащихся:

 

1. Почемучка: Энциклопедия для любознательных/Сост. А.К. Дитрих, Г.А. Юрмин; Худож. А. Гурьев и др.- М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2004.- 335 с.: ил.

 

2.  Пятиязычный наглядный словарь.- Алматы:Алматыкiтап, 2007.- 400 с.: ил.

 

3.  Русские народные загадки, пословицы, поговорки/Сост. Ю.Г. Круглов.- М.:Просвещение,1990.- 335 с.:ил.-(Б-ка словесника)

 

4.Функциональная грамотность. Тренажер для школьников изд.»Планета»2021г.

 

5.  Сборник загадок: Пособие для учителя /Сост. М.Т. Карпенко.- М.:Просвещение,1988.-80 с.

 

6.  Сергеев Б.Ф., Томилин А.Н. Большая энциклопедия начальной школы. Вопрос-ответ.- М.:ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011.- 208 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Методические материалы

Методические упражнения для формирования функциональной грамотности младших школьников

 

Упражнение на формирование диалога:
1. «Цепляющиеся реплики»
- Петя: Один котенок спит, а другой?
- Оля: Один котенок спит, а другой играет.
Один котенок играет, а другой? ...

2. Упражнения, построенные на воображаемых ситуациях:
Правила этикета с людьми разного статуса:
• Ты ведешь беседу со случайным спутником;
• Поздравляешь бабушку (соседку, подругу
мамы, приятеля) с Днем рождения;
• Приветствуешь: учителя, директора школы,
одноклассника, друга.

3.Рассмотри узелковое письмо. Постарайся
сложить предложение из предложенных узелков.
Объясни выражения:
«узелки на память», «говорить путано», «завязка»,
«развязка», «что знала, то сказала, на нитку навязала».

Упражнение 1. «Чтение наоборот»

Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.

Если школьник только в 1 классе, но с чтением пока совсем туго, то можно читать не книгу с текстами, а короткие простые слова, напечатанные друг за другом на бумаге.

Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И  улучшится переработка информации мозгом.

Упражнение 2. «Эх, раз! Еще раз!»

Для этого упражнения нам потребуется секундомер и текст, который будем читать.

Читаем в течение 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про выразительность пока можно забыть. Готовы? Поехали!

Минута закончилась. Сделаем отметку, где остановились.

Немного отдохнем и прочитаем этот же текст еще разок. Через минуту делаем засечку. Уже больше!

А что же будет в третий раз? А в третий раз будет еще лучше!

Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее.

Упражнение 3. Таблицы Шульте.

Одним из недостатков чтения может явиться малое поле зрения. Если угол зрения мал, то в поле зрения такого читателя попадает меньше букв (частей строк), чем вообще возможно.

И здесь изобретены приемы, помогающие расширить угол зрения:

Засеките время, ребенок начинает поиск цифр в таблице от 1 до 25, при этом показывая их. При частом применении этих таблиц время сокращается, счет можно вести в обратном порядке, т.е. от 25 до 1.

Упражнение 4. Чтение строчек наоборот по буквам. Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова, создает в речедвигательной системе установку на непривычные, неожиданные сочетания звуков и тормозит "всплывание" привычных штампов, формирует произвольность регуляции движений глаз, а также создает предпосылки для устранения достаточно распространенных ошибок "зеркального" чтения.

Упражнение 5. «Концептуальная таблица» можно применить при сравнении героев какого-либо рассказа. В середине по вертикали располагаются критерии, по которым происходит сравнение.

 

Герой

Линия сравнения

Герой

Характер

Речь

Поведение

 

Упражнение 6. «Драматизация».

Этот вид задания творческого характера является средством эстетического воспитания и развития детей.

Формы драматизации: чтение по ролям, кукольный театр, музыкальные инсценировки, пантомима, костюмированные представления.

Упражнение 7. «Составление синквейна». Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

Первая строка: записывается одно слово – существительное. Это тема.

Вторая строка: два прилагательных, раскрывающих тему.

Третья строка: три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.

Четвертая строка: фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме. Это может быть пословица, поговорка или крылатое выражение.

Пятая строка: слово-синоним, которое позволяет выразить личное отношение к теме.

Все названные приемы помогают глубже проникнуть в произведение, вызывают сочувствие героям, становятся средством выражения собственного отношения к прочитанному.

Упражнение 8. Короткий пересказ.
Ученик должен рассказать, что он узнал, какая информация была главной в тексте. Желательно использовать прочитанные слова, называть имена героев, их действия.

Упражнение 9. Ответь на вопросы.
Учитель задает 1-3 простых вопроса по прочитанному материалу.
Если ученик не отвечает на них, нужно прочитать отрывок вместе, с комментариями взрослого.

Упражнение 10. Нарисуй картинку.
Играем в иллюстраторов. Дети придумывают сюжетную картинку по полученной из текста или стихотворения информации.

Упражнение 11. Предложите пофантазировать.

Придумать продолжение рассказа, что могло произойти с героями дальше.

Упражнение 12. Чтение текста с картинками и заданиями.

Простые тексты с картинками для чтения – это одна из методик по обучению школьников чтению. Каждый из рассказов дополнен цветными маленькими картинками, которые облегчают процесс чтения и делают его более интересным.

Упражнение 13. «Подбери синонимы». Заменить глаголы в тексте синонимами (словами близкими по смыслу) так, чтобы не нарушить смысл текста. Вставить пропущенные орфограммы, объяснить их.

Упражнение 14. Мнемотаблицы.

Это опорные схемы, которые помогают ребенку удерживать в памяти последовательность изложения материала, который надо заучить наизусть или пересказать.

Упражнение 15. Формирование интонационной выразительности речи.

Проговаривать небольшие стихи, скороговорки с различной заданной интонаций (грустно, радостно, удивленно, вопросительно), читаем с поочередным ударением на каждое слово и т.д.).

Например:

1.СТЕША спешила рубашку шила,

Да поспешила - рукав не пришила.

 

2.Стеша СПЕШИЛА рубашку шила,

Да поспешила - рукав не пришила.

3.Стеша спешила РУБАШКУ шила,

Да поспешила - рукав не пришила?

4.Стеша спешила рубашку ШИЛА,

Да поспешила - рукав не пришила!

( ударение ставим на выделенные слова).

Прочитай текст, восстанавливая «поврежденные» слова

***

Из ле_ выш_ на берег ре_ медведи__ с дву_ медвеж__ . О_ схва__ од__ медвеж__ и стала окун__ его в ре_ . Медвеж__ визж_ и барах__ . Мать иску__ его. Дру_ медвеж__ испу__ холо__ во_ и побе__ в ле_. Медвед__ догн__ его, надава_ шлеп_ и иску__ .

Довол__ купани_ медведи уш_ в ча_ ле_.

 

1. Озаглавьте текст.

2. Кто вышел на берег реки из леса?

З. Как медведица купала первого медвежонка?4. Почему побежал в лес дргой медвежонок?

Упражнение «Подбери синонимы». Заменить глаголы в тексте синонимами (словами близкими по смыслу) так, чтобы не нарушить смысл текста. Вставить пропущенные орфограммы, объяснить их.

 

          


 

Скачано с www.znanio.ru