ОТДЕЛОБРАЗОВАНИЯ АДИМНИСТРАЦИИ ТАМБОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САДОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Принята на
заседании педагогического совета от «__»__________2022 г.
|
«Утверждаю» Директор МБОУ Садовской СОШ _____________/Пиреева Е.В./
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Функциональная грамотность в начальной школе»
Направленность: обще - интеллектуальная
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 7-8 лет
Срок реализации программы: 36 часов
Составитель:
Гонцова Светлана Владимировна,
учитель начальных классов
1 квалификационная категория
с. Садовое
2022 год
Содержание
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Нормативно-правовые документы……………………………………………….3
1.2 Пояснительная записка……………………………………………………………4
1.3 Цель и задачи программы…………………………………………………………5
1.4 Учебный план……………………………………………………………………....6
1.5 Содержание программы…………………………………………………………...7
1.6 Планируемые результаты программы……………………………………………8
Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий программы
2.1 Календарный учебный график……........................................................................10
2.2 Условия реализации программы………………………………………………….30
2.3 Кадровое обеспечение, формы аттестации………………………………………31
2.4 Оценочные материалы…………………………………………………………….31
2.5 Методические материалы…………………………………………………………31
2.6 Рабочая программа воспитания…………………………………………………...32
2.7 Календарный план воспитательной работы……………………………………...34
2.8 Список литературы…………………………………………………………...........35
Приложение 1…………………………………………………………………………..36
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Нормативно-правовые документы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Функциональная грамотность в начальной школе»
обще-интеллектуальной направленности разработана на основе:
1. Федеральный закон
от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 06.10.2010 г. № 373
3.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010
года № 986, зарегистрированный Минюстом России 3 февраля 2011 года № 19682 «Об
утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части
минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»
4.
Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации
«Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от
29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №
19993)
5. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» .
6. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015г. №
729-р, «Разработка предложений о сроках реализации дополнительных
общеразвивающих программ»;
7. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р
«Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей»;
8. Проектом Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года.
1.2 Пояснительная записка
Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Функциональная грамотность в начальной школе» имеет обще-интеллектуальную направленность.
Актуальность данного курса: Функциональная грамотность- способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать с ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность- уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Новизной настоящей
программы является: Низкий
уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию
и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные
граждане,
способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и
профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу,
способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития
функциональной грамотности у школьников на уровне общества. Любой школьник
хочет быть социально
успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего
ребенка во взрослой жизни. Поэтому развитие функциональной грамотности
обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в
высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует
их функциональная грамотность
Отличительные особенности программы
Отечественные
исследователи выделяют следующие отличительные черты функциональной
грамотности:
1. Направленность на решение бытовых проблем;
2. Является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в
конкретных социальных обстоятельствах;
3. Связь с решением стандартных, стереотипных задач;
4. Это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма.
Для достижения поставленных целей учителя используют следующие педагогические технологии:
-проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;
-технология формирования типа правильной читательской деятельности;
-технология исследовательской деятельности;
-обучение на основе «учебных ситуаций»;
-уровневая дифференциация обучения;
-информационные и коммуникационные технологии;
Адресат программы. Учет возрастных особенностей детей. Программа предназначена для обучающихся в возрасте 7-8 лет. Набор обучения в группы проводится в начале сентября. Занятия проводятся в группах без специального отбора и подготовки, не имеющие ограничений по здоровью.
Количество обучающихся: не более 15 человек.
Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 36 часов, для учащихся 1 класса. Один учебный год, 36 учебных недели. Период обучения: с 1 сентября по 24 мая.
Форма обучения на занятиях очная. Основной формой организации образовательного процесса являются теоретические и практические занятия.
Особенности организации образовательного процесса.
Формы реализации образовательной программы: традиционная. Занятия проводятся очно в учебном кабинете педагогом школы
Формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности:
-Групповая форма работы
-Игровая форма работы
-Творческие задания
-Тестовые задания
-Практическая работа
-Ролевые и деловые игры
-Исследовательская деятельность
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Объем модуля составляет 9 часов. Учащиеся по данной программе занимаются 1 час в неделю (0.5 часа – теория, 0.5 часа – практика)
Режим занятий. Занятия проводятся один раз в неделю по одному академическому часу. Один академический час в 1 классе, длится: 1-2 четверть 30 минут, 3-4четверть по 45 минут. Программа рассчитана на 36 учебных часов.
1.3 Цель и задачи программы
Цель:
создание
условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Математическая грамотность», «Читательская грамотность», «Естественно – научная грамотность», «Финансовая грамотность»
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей. Развитие знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно – научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
1.4 Учебный план
№ п/п |
тема |
кол-во часов |
теория |
практика |
форма аттестации |
Читательская грамотность (9ч) |
|||||
1 |
«Лис и мышонок» Виталий Бианки |
1 |
0.5 |
0.5 |
рисунок |
2 |
«Мороз и заяц» русская народная сказка |
1 |
0.5 |
0.5 |
рисунок |
3 |
«Живые грибы» Владимир Сутеев |
1 |
0.5 |
0.5 |
ролевая игра |
4 |
«Петушок и солнышко» Геннадий Цыферов |
1 |
0.5 |
0.5 |
ролевая игра |
5 |
«Урок дружбы» Михаил Пляцковский |
1 |
0.5 |
0.5 |
инсценирование |
6 |
«Лев и заяц» грузинская сказка |
1 |
0.5 |
0.5 |
рисунок |
7 |
«Как лиса училась летать» русская народная сказка |
1 |
0.5 |
0.5 |
викторина |
8 |
«Четыре брата» Евгений Пермяк |
1 |
0.5 |
0.5 |
рисунок |
9 |
Путешествие по стране сказок |
1 |
0.5 |
0.5 |
викторина |
Математическая грамотность (9ч) |
|||||
10 |
Про курочку Рябу, золотые и простые яйца. |
1 |
0.5 |
0.5 |
ролевая игра |
11 |
Про козу, козлят и капусты. |
1 |
0.5 |
0.5 |
тест |
12 |
Про петушка и жерновцы. |
1 |
0.5 |
0.5 |
ролевая игра |
13 |
Как петушок и курочка делили бобовые зёрнышки. |
1 |
0.5 |
0.5 |
тест |
14 |
Про наливные яблочки. |
1 |
0.5 |
0.5 |
тест |
15 |
Про Машу и трёх медведей. |
1 |
0.5 |
0.5 |
тест |
16 |
Про старика, старуху, волка и лисичку. |
1 |
0.5 |
0.5 |
тест |
17 |
Про медведя, лису и мишкин мёд. |
1 |
0.5 |
0.5 |
тест |
18 |
Математическая викторина |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
Финансовая грамотность (9ч) |
|||||
19 |
За покупками. |
1 |
0.5 |
0.5 |
ролевая игра |
20 |
Находчивый Колобок |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
21 |
День рождения Мухи-Цокотухи. |
1 |
0.5 |
0.5 |
ролевая игра |
22 |
Буратино и карманные деньги. |
1 |
0.5 |
0.5 |
ролевая игра |
23 |
Кот Василий продаёт молоко. |
1 |
0.5 |
0.5 |
ролевая игра |
24 |
Лесной банк. |
1 |
0.5 |
0.5 |
тест |
25 |
Как мужик и медведь прибыль делили. |
1 |
0.5 |
0.5 |
ролевая игра |
26 |
Как мужик золото менял. |
1 |
0.5 |
0.5 |
ролевая игра |
27 |
Ролевая игра «Черная пятница» |
1 |
0.5 |
0.5 |
игра |
Естественно-научная грамотность (9ч) |
|||||
28 |
Как Иванушка хотел попить водицы. |
1 |
0.5 |
0.5 |
рисунок |
29 |
Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик. |
1 |
0.5 |
0.5 |
наблюдение |
30 |
Про репку и другие корнеплоды. |
1 |
0.5 |
0.5 |
ролевая игра |
31 |
Плывёт, плывёт кораблик. |
1 |
0.5 |
0.5 |
наблюдение |
32 |
Про Снегурочку и превращения воды. |
1 |
0.5 |
0.5 |
тест |
33 |
Как делили апельсин. |
1 |
0.5 |
0.5 |
наблюдение |
34 |
Крошка Енот и тот Кто сидит в пруду. |
1 |
0.5 |
0.5 |
тест |
35 |
Иванова соль |
1 |
0.5 |
0.5 |
наблюдение |
36 |
«Яблоко» Владимир Сутеев |
1 |
0.5 |
0.5 |
рисунок |
|
итого |
36 |
18 |
18 |
|
1.5 Содержание программы
«Читательская грамотность» (9ч)
Темы занятий:
«Лис и мышонок» ,«Мороз и заяц ,«Живые грибы», «Петушок и солнышко» , «Урок дружбы» ,«Лев и заяц» ,«Как лиса училась летать» , «Четыре брата»
Применяемые формы: решение проблемных ситуаций; подбор информации просмотр мультфильмов; построение речевых высказываний; отзыв на произведение
Математическая грамотность (9ч)
Темы занятий:
«Про курочку Рябу, золотые и простые яйца», «Про козу, козлят и капусту», «Про петушка и жерновцы»,«Как петушок и курочка делили бобовые зёрнышки», «Про наливные яблочки», «Про Машу и трёх медведей», «Про старика, старуху, волка и лисичку» «Про медведя, лису и Мишкин мёд».
Применяемые формы: решение проблемных ситуаций; подбор информации, практические занятия; определять истинность/ложность высказываний
Финансовая грамотность (9ч)
Темы занятий:
«За покупками», «Находчивый Колобок», «День рождения Мухи-Цокотухи», «Буратино и карманные деньги», «Кот Василий продаёт молоко», «Лесной банк», «Как мужик и медведь прибыль делили», «Как мужик золото менял»
Применяемые формы: просмотр фильма, практическая работа, работа в парах, проводить оценку и коррекцию своим действиям, анализировать информацию и делать соответствующие выводы.
Естественно-научная грамотность (9ч)
Темы занятий:
«Как Иванушка хотел попить водицы», «Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик»,
«Про репку и другие корнеплоды», «Плывёт, плывёт кораблик», «Про Снегурочку и превращения воды», «Как делили апельсин» ,«Крошка Енот и тот Кто сидит в пруду»,
«Иванова соль», «Яблоко»
Применяемые формы: практическая работа, работа в парах, просмотр научных фильмов, проводить несложные опыты, представлять результаты исследовательской деятельности в различных формах.
1.6 Планируемые результаты программы
Прогнозируемый результат: программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
-овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений6 сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Регулятивные:
-проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу;
- планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить свои коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка.
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже знакомого;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи(на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- учиться выполнять различные роли в группе.
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- представление о роли денег в семье и обществе;
- умение характеризовать виды и функции денег;
- знание источников доходов и направлений расходов семьи;
- умение рассчитывать доходы и расходы и сопоставлять простой семейный бюджет;
-определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
-проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
-способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
Оценка достижения планируемых результатов
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно.
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению.
Раздел № 2 Комплекс организационно-педагогических условий программы
2.1 Календарный учебный график
№ п/п |
Дата |
Время |
Форма |
Тема урока |
Предмет изучения |
Формируемые умения |
Место проведения |
Контроль |
Блок «Читательская грамотность» 9ч |
||||||||
1 |
9.09 |
13 час |
беседа |
«Лис и мышонок» Виталий Бианки |
Содержание сказки. Качество: осторожностьпредусмотрительность. |
- определять жанр произведения; - называть героев сказки; - дополнять предложения, пользуясь информацией из текста; - давать характеристику героям; - определять последовательность событий и рассказывать сказку; - составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению; - различать научно-познавательный текст и художественный; - определять, чему учит сказка. |
учебный кабинет |
рисунок |
2 |
16.09 |
13 час |
беседа |
«Мороз и заяц» русская народная сказка |
Содержание сказки. Качество: выносливость, упорство. |
- определять национальную принадлежность сказки по информации в заголовке сказки; - отвечать на вопросы по содержанию сказки без опоры на текст; - давать характеристику героям; - делить текст на части в соответствии с предложенным планом; - объяснять значение устойчивых выражений (фразеологизмов); - устанавливать истинность и ложность высказываний; - подбирать из текста слова на заданную тему; - определять, чему нужно учиться у героев сказки; - строить связное речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. |
учебный кабине |
рисунок |
3 |
23.09 |
13 час |
беседа |
«Живые грибы» Владимир Сутеев |
Содержание сказки. Качество: трудолюбие. |
- давать характеристику героям; - дополнять предложения, пользуясь информацией из текста; - определять последовательность событий и рассказывать сказку; - составлять вопросы по содержанию сказки; - на основе научно-познавательного текста выбирать верные высказывания. |
учебный кабинет |
ролевая игра |
4 |
30.09 |
13 час |
беседа |
«Петушок и солнышко» Геннадий Цыферов |
Содержание сказки. Качество: вежливость, умение признавать свои ошибки. |
- определять вид сказки; - назвать героев сказки, находить среди них главного героя; - определять принадлежность реплик персонажей сказки (без опоры на текст); - определять последовательность событий сказки; - объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой; - находить необходимую информацию в тексте; - определять, чему учит сказка. |
учебный кабинет |
ролевая игра |
5 |
7.10 |
13 час |
игровая |
«Урок дружбы» Михаил Пляцковский |
Содержание сказки. Качество: дружба, жадность |
- определять жанр произведения; - называть героев сказки; - определять по рисунку содержание отрывка из текста; - отвечать на вопросы по содержанию сказки; - фантазировать и придумывать продолжение сказки. |
учебный кабинет |
инсценирование |
6 |
14.10 |
13 час |
беседа |
«Лев и заяц» грузинская сказка |
Содержание сказки. Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость. |
- определять жанр произведения; - называть героев сказки; - выбрать изображение, подходящее для иллюстрации героя сказки; - давать характеристику персонажам сказки; - отвечать на вопросы по содержанию сказки; - строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей; - объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой. |
учебный кабинет |
рисунок |
7 |
21.10 |
13 час |
игровая |
«Как лиса училась летать» русская народная сказка |
Содержание сказки. Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость. |
- давать характеристики героям; - определять по рисунку содержание отрывка из текста; - соединять части предложений; - задавать вопросы к тексту сказки; объяснять главную мысль сказки; - дополнять отзыв на прочитанное произведение. |
учебный кабинет |
викторина |
8 |
28.10 |
13 час |
беседа |
«Четыре брата» Евгений Пермяк |
Содержание сказки. Семейные ценности. |
- определять жанр произведения; - называть героев сказки; - находить в тексте образные сравнения; - отвечать на вопросы по содержанию сказки; - рассказать, что понравилось/не понравилось в сказке и почему; - объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой. |
учебный кабинет |
рисунок |
9 |
3.11 |
13час |
практика |
Путешествие по стране сказок |
Содержание сказок |
называть героев сказки; - находить в тексте образные сравнения; - отвечать на вопросы по содержанию сказки; - дополнять отзыв на прочитанное произведение |
учебный кабинет |
викторина |
Блок «Математическая грамотность» 8ч |
||||||||
10 |
11.11 |
13 час |
практика |
Про курочку Рябу, золотые и простые яйца. |
Счёт предметов, составление и решение выражений, задач. Многоугольники. |
- определять количество предметов при счёте; - составлять и решать выражения с ответом 5; - решать задачи на уменьшение числа на несколько единиц; - соединять с помощью линейки точки и называть многоугольники; - решать задачу в два действия. |
учебный кабинет |
ролевая игра |
11 |
18.11 |
13 час |
практика |
Про козу, козлят и капусты. |
Счёт предметов, составление и решение выражений, задач. Ломаная. |
- определять количество предметов при счёте; - образовывать число 8; - решать задачу в два действия; - составлять и решать выражения с ответом 9; - находить остаток числа; - соединять с помощью линейки точки и называть геометрическую фигуру – ломаную. |
учебный кабинет |
тест |
12 |
25.11 |
13 час |
практика |
Про петушка и жерновцы |
Состав числа 9, анализ данных и ответы на вопросы. |
- раскладывать число 9 на два слагаемых; - отвечать на вопросы на основе условия задачи; - анализировать данные и отвечать на вопросы; - анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы; - работать в группе. |
учебный кабинет |
ролевая игра |
13 |
2.12 |
13 час |
практика |
Как петушок и курочка делили бобовые зёрнышки. |
Разложение числа 10 на два или три слагаемых. |
- раскладывать число 10 на два слагаемых, когда одно из слагаемых больше другого; - раскладывать число 10 на два слагаемых, когда слагаемые равны; - раскладывать число 10 на три слагаемых; - раскладывать число 10 на три чётных слагаемых. |
учебный кабинет |
тест |
14 |
9.12 |
13 час |
беседа |
Про наливные яблочки. |
Увеличение числа на несколько единиц, сложение и вычитание в пределах 20 |
- преобразовывать текстовую информацию в табличную форму; - находить недостающие данные при решении задач; - складывать одинаковые слагаемые в пределах 10; - выражать большие единицы измерения в более мелких и наоборот; - определять истинность/ложность высказываний. |
учебный кабинет |
тест |
15 |
16.12 |
13 час |
беседа |
Про Машу и трёх медведей. |
Состав чисел 9, 10, 11. Задание на нахождение суммы. |
- раскладывать числа9. 10, 11 на три слагаемых; - решать задачи на нахождение суммы; - овладеть практическими навыками деления числа на части на наглядно-образной основе; - читать таблицы, дополнять недостающие в таблице данные; - устанавливать закономерность. |
учебный кабинет |
тест |
16 |
23.12 |
13 час |
практика |
Про старика, старуху, волка и лисичку. |
Задачи на нахождение части. Состав числа 12. |
- раскладывать число 12 на несколько слагаемых; - решать задачи на нахождение части числа; - читать таблицы; - заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам; - практически работать с круговыми диаграммами, сравнивать сектора круговой диаграммы; - сравнивать числовые выражения, составленные по рисункам; - находить прямоугольники на рисунке. |
учебный кабинет |
тест |
17 |
28.12 |
13 час |
практика |
Про медведя, лису и мишкин мёд. |
Задачи на нахождения суммы. Состав чисел второго десятка. |
- решать задачи на нахождение суммы, на увеличение числа на несколько единиц; - читать таблицы; - заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам; - раскладывать числа первого и второго десятка на несколько слагаемых; - читать простейшие чертежи. |
учебный кабинет |
тест |
18 |
13.01 |
13 час |
практика |
Математическая викторина |
Состав чисел. Увеличение, уменьшение числа. Нахождение суммы и разности чисел. |
практически работать с круговыми диаграммами, сравнивать сектора круговой диаграммы. - анализировать данные и отвечать на вопросы; - анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы; - работать в группе. |
учебный кабинет |
викторина |
Блок «Финансовая грамотность»9ч |
||||||||
19 |
20.01 |
13 час |
практика |
За покупками. |
Цена, товар, спрос. |
- наблюдать над понятиями: цена, товар, спрос; - анализировать информацию и объяснить, как формируется стоимость товара, почему один и тот же товар может быть дешевле или дороже; - рассуждать об умении экономно тратить деньги. |
учебный кабинет |
ролевая игра |
20 |
27.01 |
13 час |
практика |
Находчивый Колобок. |
Деньги, цена, услуги, товар. |
- наблюдать над понятиями: товар и услуга; - определять необходимые продукты и их цены; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; - работать в группе. |
учебный кабинет |
ролевая игра |
21 |
3.02 |
13 час |
практика |
День рождения Мухи-Цокотухи. |
Цена, стоимость, сдача, сбережения. |
- наблюдать над различием цены и стоимости; - определять, какой товар можно купить на имеющиеся деньги; - определять стоимость покупки; - анализировать информацию и делать соответствующие выводы; - объяснять смысл пословиц. |
учебный кабинет |
ролевая игра |
22 |
10.02 |
13 час |
практика |
Буратино и карманные деньги. |
Карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка. |
- наблюдать над понятиями: карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка; - выбирать подарки для друзей на основе предложенных цен; - анализировать информацию и делать соответствующие выводы; - рассуждать о правильности принятого решения. |
учебный кабинет |
ролевая игра |
23 |
17.02 |
13 час |
практика |
Кот Василий продаёт молоко. |
Реклама. |
- наблюдать над понятием «реклама»; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; - анализировать представленную информацию и выбирать надпись для магазина; - делать выбор на основе предложенной информации; - называть различные виды рекламы. |
учебный кабинет |
тест |
24 |
24.02 |
13 час |
практика |
Лесной банк. |
Банки, финансы, банковские услуги, работники банка. |
- наблюдать над понятием «банк»; - объяснить значение понятий на доступном для первоклассника уровне; - анализировать информацию, представленную в текстовом виде, и на её основе делать соответствующие выводы; - строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. |
учебный кабинет |
ролевая игра |
25 |
3.03 |
13 час |
практика |
Как мужик и медведь прибыль делили. |
Мошенник, сделка, доход, выручка, прибыль, продажа оптом. |
- наблюдать над понятием «сделка»; - объяснять, что такое доход, затраты и как получать прибыль; - понимать, почему оптом можно купить дешевле; - выбрать товар для покупки на определённую сумму; - строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. |
учебный кабинет |
ролевая игра |
26 |
10.03 |
13 час |
практика |
Как мужик золото менял. |
Услуга, равноценный обмен, бартер. |
- различать платную и бесплатную услугу; - наблюдать над понятие «равноценный обмен»; - объяснять, что такое бартер; - формулировать правила обмена; - строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. |
учебный кабинет |
ролевая игра |
27 |
17.03 |
13 час |
практикум |
Ролевая игра «Чёрная пятница» |
Реклама, доход, выручка, прибыль, продажа оптом |
понимать, почему оптом можно купить дешевле; - выбрать товар для покупки на определённую сумму; - строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. |
учебный кабинет |
игра |
Блок «Естественно-научная грамотность»9ч |
||||||||
28 |
24.03 |
13 час |
практикум |
Как Иванушка хотел попить водицы. |
Вода, свойства воды. |
- наблюдать за свойством воды – прозрачность; - определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком стакане вода с сахаром; - определять, как уровень воды в стакане влияет на высоту звука; - объяснять, как плотность воды влияет на способность яйца плавать; - использовать простейший фильтр для проверки чистоты воды; - определять, как влияет вода на движение листа бумаги по гладкой поверхности; - делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов. |
учебный кабинет |
рисунок |
29 |
31.03 |
13 час |
практикум |
Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик. |
Воздух, воздушный шарик. |
- доказать, что внутри шарика находиться воздух, который легче воды; - показать, что шарик можно наполнять водой; - объяснить, как можно надуть шарик с помощью лимонного сока и соды; - рассказать о свойствах шарике плавать на поверхности воды; - объяснить, почему шарик не тонет в воде; - делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов. |
учебный кабинет |
наблюдение |
30 |
7.04 |
13 час |
практикум |
Про репку и другие корнеплоды. |
Корнеплоды. |
- описывать и характеризовать овощи-корнеплоды, называть их существенные признаки, описывать особенности внешнего вида; - осуществлять поиск необходимой информации из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта; - контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания. |
учебный кабинет |
ролевая игра |
31 |
14.04 |
13 час |
практикум |
Плывёт, плывёт кораблик. |
Плавучесть предметов. |
- определять плавучесть металлических предметов; - объяснять, плавучесть предметов зависит от формы; - понимать, что внутри плавучих предметов находиться воздух; - объяснять, почему случаются кораблекрушения; - объяснять, что такое ватерлиния; - определять направление ветра. |
учебный кабинет |
наблюдение |
32 |
21.04 |
13 час |
Беседа, практикум |
Про Снегурочку и превращения воды. |
Три состояния воды. |
- объяснять, что такое снег и лёд; - объяснять, почему в морозный день снег под ногами скрепит; - наблюдать за переходом воды из одного состояние в другое; - наблюдать над формой и строением снежинок; - составлять кластер; - проводить несложные опыты со снегом и льдом и объяснять полученные результаты опытов; - высказывать предложения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений. |
учебный кабинет |
тест |
33 |
28.04 |
13 час |
практикум |
Как делили апельсин. |
Апельсин, плавучесть, эфирные масла из апельсина. |
- объяснять, почему лопается надутый воздушный шарик при воздействии на него сока из цедры апельсина; - объяснять, почему не тонет кожура апельсина; - объяснять, как узнать количество долек в неочищенном апельсине; - определять в каком из апельсинов больше сока; - познакомиться с правилами выращивания цитрусовых из косточек; - проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты. |
учебный кабинет |
наблюдение |
34 |
5.05 |
13 час |
практикум |
Крошка Енот и тот Кто сидит в пруду. |
Зеркало, отражение, калейдоскоп. |
- объяснять, как можно увидеть своё отражение в воде; - определять, в каких предметах можно увидеть своё отражение; - наблюдать над различием отражений в плоских, выпуклых и вогнутых металлических предметах; - наблюдать многократность отражения; - проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты; - строить связное речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. |
учебный кабинет |
тест |
35 |
12.05 |
13 час |
практикум |
Иванова соль |
Соль, свойства соли. |
- наблюдать свойство изучаемых объектов: сравнить свойства соли и песка; - строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей; - представлять результаты исследовательской деятельности в различных формах: устное высказывание, таблица, дополненное устное высказывание; - анализировать условия опыта и проводить опыт, аналогичный предложенному, с заменой одного из объектов; - проводить несложные опыты с солью и объяснять полученные результаты; - строить связное речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. |
учебный кабинет |
наблюдение |
36 |
19.05 |
13 час |
беседа |
«Яблоко» Владимир Сутеев |
Яблоко. |
- доказать, как с помощью яблочного сока можно рисовать; - доказывать, что существует сила притяжения (закон Ньютона); - пользуясь информацией из текста, дополнять предложения; - соединять части текста и рисунки; - называть героев сказки; - давать характеристику герою; - отвечать на вопросы после выполнения арифметических действий; - определять стоимость части и целого; - придумывать рекламу – упаковку; - определять профессию рабочего банка; объяснять, чему учит сказка. |
учебный кабинет |
рисунок |
2.2.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для проведения теоретических занятий есть учебный кабинет,
соответствующий санитарно - гигиеническим нормам и требованиям.
Учебно-практическое оборудование.
− Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для
крепления демонстрационного материала.
− Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
− Стол учительский.
− Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и
прочего.
− Стенды для вывешивания иллюстративного материала, постановки наглядных
пособий.
Технические средства обучения
− Компьютер. Мультимедийный проектор. Экран проекционный. Принтер.
Учебные презентации, созданные самостоятельно для работы с интерактивной доской
на уроке. CD/DVD-диски, электронные издания
Мультимедийные издания
Информационное обеспечение
Интернет
– ресурсы
https://suvlesheniyemusheniye.jimdofree.com/
http://www.profkniga.ru - Издательский дом «1 сентября»
http://www.moi-universitet.ru/ образовательный портал «Мой университет»
http://www.your-mind.ru/lasta/uprazhnenie-pismo-samomu-sebe/ проект «Твой взгляд»
http://www.trepsy.net/razvit/stat.php?stat=392 Психологические упражнения для тренингов
http//www.edu54.ru Вернер П.Г. Применение активных методов на уроках в начальной школе.
http//www.openclass.ru Шевелева В.С. Активные методы обучения организации самостоятельной работы над темой.
http//tatianakhromov.ucoz.ru Хромова Т.Н. Активные методы обучения
Таблицы :.
Состав числа.
Живая и неживая природа
Фрукты и овощи
Сказки зарубежных писателей
Писатели в начальной школе
2.3 Кадровое обеспечение
Педагог, организующий образовательный процесс по данной программе имеет высшее профессиональное образование по специальности.
Формы аттестации
Контроль и оценка результатов освоения Программы зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: игры, творческие конкурсы, викторины, ролевые игры, защита творческих работ.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
2.4 Оценочные материалы
1. Диагностическая карта наблюдения за развитием учебно-познавательного
интереса и регулятивных УУД (из методики Г.В. Репкиной, Е.В. Заика)
2. Кузнецова, М.И. Система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников в современной начальной школе: монография. / М.И. Кузнецова. – М.: Вентана–Граф
2.5 Методические материалы
Для реализации программы необходимо иметь календарный план, календарно-учебный график.
Методы обучения
Словесный - лекция, беседа, дискуссия, опрос, этическая беседа, инструкция, объяснение.
Наглядный - демонстрация изучаемых действий.
Упражнения - систематическое выполнение и повторение изучаемых действий, закрепление полученных умений, знаний и навыков.
Объяснительно-иллюстративный – работа с демонстрационными таблицами, картами.
Поисковый – через постановку проблемы, вопроса на который нужно найти ответ.
Игровой –через игры
Педагогические технологии
-проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;
-технология формирования типа правильной читательской деятельности;
-обучение на основе «учебных ситуаций»;
-уровневая дифференциация обучения;
-информационные и коммуникационные технологии;
-технология оценивания учебных достижений учащихся и др.
Формы занятий определяются особенностями изучаемого раздела.
Формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности:
-Групповая форма работы
-Игровая форма работы
-Творческие задания
-Тестовые задания
-Практическая работа
-Ролевые и деловые игры
-Исследовательская деятельность
Практические занятия проводятся с целью закрепления ранее приобретенных навыков и умений, отработки коллективных действий, а также для сплочения коллектива.
Алгоритм учебного занятия
Организационный момент. Разминка. Повторение материала.
Целеполагание. План занятия.
Открытие новых знаний
Физкультминутка
Первичное закрепление/ самостоятельная работа
Подведение итога занятия
Дополнительные методические материалы содержатся в Приложении
2.6 Рабочая программа воспитания
Цель – Осознание и проявление положительного отношения к самому себе, к другим людям, к миру вообще, труду (в том числе и учебному), к Отчизне. Но образование, ориентированное на развитие личности, достигает цели в той степени, в какой в учебном процессе востребована личность школьника
Задачи:
Первый этап Первоклассник приходит в школу и обычно хочет учиться, ждет сотрудничества с новым в его жизни взрослым, сначала он осуществляет учебные действия в сотрудничестве с учителем, при его непосредственном и пооперационном руководстве. Второй этап Усиление самостоятельности детей обеспечиваю за счет опосредованного руководства с моей стороны учителя и организации учебного сотрудничества детей в малых группах, через побуждение группы к инициативе в постановке вопросов адресованных учителю. На третьем этапе процесса формирования школьник становится способным максимально самостоятельно выполнять учебную деятельность, в случае необходимости он может построить взаимодействие со сверстником и учителем для преодоления своего незнания, проявляя индивидуальную учебную инициативу. На четвертом этапе школьник осваивает позицию учителя (сначала более младшего ученика, затем и самого себя). И этот этап имеет место выражению своего отношения (радости, желания помочь, увлеченности, готовности к самоанализу, предпочтения, ценит здоровье и др.) к явлениям окружающего мира, собственной жизни, учению различными средствами, в том числе в форме художественных образов и понятий. Т.е. в какой мере учебный процесс позволяет ему: проживать ситуации выбора, поставить цели задания, урока; возможности сформулировать свой, авторский, вопрос; побуждает выделять из жизненной ситуации те задачи, которые ему важно или интересно решить; критически относиться к предлагаемым нормам жизни, способу решения той или иной задачи; приобретать опыт при достижении целей; осуществлять нравственный выбор поступка; аргументировано изменять свою точку зрения; оценивать события урока и т. д. |
Формы и содержание деятельности.
Воспитательная компонента данной программы осуществляется как непосредственно на занятиях, так и на внеаудиторных активностях. Человек должен быть функционально грамотным.
Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений. т.е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Планируемые результаты и формы их проявления
1.Мыслить критично, ставить под сомнение факты,
которые не
проверены официальными данными или источниками
2.Развивать коммуникативные навыки, выступать
перед публикой, делиться
своими идеями и выносить их на обсуждение
3.Расширять кругозор разбираться
в искусстве, экологии, здоровом
образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как
можно больше читать книг, журналов
4.Организовывать процесс познания, ставить
цели и задачи,
разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения,
анализировать данные, делать выводы.
2.7 Календарный план воспитательной работы
№ п/п |
Название мероприятия, события |
Форма проведения |
Сроки проведения |
1 |
Книжкин дом |
Экскурсия в школьную библиотеку и ДК |
сентябрь |
2 |
Неделя математики |
Уроки, внеклассные мероприятия |
октябрь |
3 |
Маленький Почемучка |
Игровая программа |
ноябрь |
4 |
Цифровая грамотность (безопасный интернет) |
Беседа |
декабрь |
5 |
Финансовая грамотность |
Экскурсия по торговым точкам |
январь |
6 |
«Край в котором я живу» |
Исследовательская работа |
февраль |
7 |
Я познаю мир |
Экскурсия |
март |
8 |
«Во саду ли, в огороде…» |
Практико-исследовательская работа |
апрель |
9 |
По ступенькам знаний |
Викторина |
май |
Оценочные материалы
Оценка эффективности реализации программы воспитания осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленность дополнительного образования в воспитании, его системный, содержательный и организационный характер, использование современных технологий воспитательного воздействия.
Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения ребенка за его труд, старание.
2.8 Список дополнительных учебных пособий (литературы):
-для учителя:
1. Виноградова Н.Ф. Десять советов учителю по формированию читательской грамотности младших школьников//Начальное образование. 2017. №1 С. 3-8 (ВАК, РИНЦ) Кемельбекова Г. А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла. Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 6-9. — URL
2. Гузеев В.В., Дахин А.Н., Кульбеда Н.В., Новожилова Н.В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценность, успех. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2004
3. Жидкова О.Н. Использование онлайн газет для развития коммуникативной и межкультурной компетенций// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013, – №10. – C. 125–126
4. Кузнецова, М.И. Система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников в современной начальной школе: монография. / М.И. Кузнецова. – М.: Вентана–Граф, 2013. – 432 с.
5. Кузнецова, М.И. Система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников как фактор повышения качества образования: автореф. дис. докт. педагогических наук/ М.И. Кузнецова. – Москва. – 2017.
-для учащихся:
1. Почемучка: Энциклопедия для любознательных/Сост. А.К. Дитрих, Г.А. Юрмин; Худож. А. Гурьев и др.- М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2004.- 335 с.: ил.
2. Пятиязычный наглядный словарь.- Алматы:Алматыкiтап, 2007.- 400 с.: ил.
3. Русские народные загадки, пословицы, поговорки/Сост. Ю.Г. Круглов.- М.:Просвещение,1990.- 335 с.:ил.-(Б-ка словесника)
4.Функциональная грамотность. Тренажер для школьников изд.»Планета»2021г.
5. Сборник загадок: Пособие для учителя /Сост. М.Т. Карпенко.- М.:Просвещение,1988.-80 с.
6. Сергеев Б.Ф., Томилин А.Н. Большая энциклопедия начальной школы. Вопрос-ответ.- М.:ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011.- 208 с.
Приложение 1
Методические материалы
Методические упражнения для формирования функциональной грамотности младших школьников
Упражнение
на формирование диалога:
1. «Цепляющиеся реплики»
- Петя: Один котенок спит, а другой?
- Оля: Один котенок спит, а другой играет.
Один котенок играет, а другой? ...
2. Упражнения, построенные на воображаемых
ситуациях:
Правила этикета с людьми разного статуса:
• Ты ведешь беседу со случайным спутником;
• Поздравляешь бабушку (соседку, подругу
мамы, приятеля) с Днем рождения;
• Приветствуешь: учителя, директора школы,
одноклассника, друга.
3.Рассмотри
узелковое письмо. Постарайся
сложить предложение из предложенных узелков.
Объясни выражения:
«узелки на память», «говорить путано», «завязка»,
«развязка», «что знала, то сказала, на нитку навязала».
Упражнение 1. «Чтение наоборот»
Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.
Если школьник только в 1 классе, но с чтением пока совсем туго, то можно читать не книгу с текстами, а короткие простые слова, напечатанные друг за другом на бумаге.
Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И улучшится переработка информации мозгом.
Упражнение 2. «Эх, раз! Еще раз!»
Для этого упражнения нам потребуется секундомер и текст, который будем читать.
Читаем в течение 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про выразительность пока можно забыть. Готовы? Поехали!
Минута закончилась. Сделаем отметку, где остановились.
Немного отдохнем и прочитаем этот же текст еще разок. Через минуту делаем засечку. Уже больше!
А что же будет в третий раз? А в третий раз будет еще лучше!
Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее.
Упражнение 3. Таблицы Шульте.
Одним из недостатков чтения может явиться малое поле зрения. Если угол зрения мал, то в поле зрения такого читателя попадает меньше букв (частей строк), чем вообще возможно.
И здесь изобретены приемы, помогающие расширить угол зрения:
Засеките время, ребенок начинает поиск цифр в таблице от 1 до 25, при этом показывая их. При частом применении этих таблиц время сокращается, счет можно вести в обратном порядке, т.е. от 25 до 1.
Упражнение 4. Чтение строчек наоборот по буквам. Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова, создает в речедвигательной системе установку на непривычные, неожиданные сочетания звуков и тормозит "всплывание" привычных штампов, формирует произвольность регуляции движений глаз, а также создает предпосылки для устранения достаточно распространенных ошибок "зеркального" чтения.
Упражнение 5. «Концептуальная таблица» можно применить при сравнении героев какого-либо рассказа. В середине по вертикали располагаются критерии, по которым происходит сравнение.
Герой |
Линия сравнения |
Герой |
Характер |
||
Речь |
||
Поведение |
Упражнение 6. «Драматизация».
Этот вид задания творческого характера является средством эстетического воспитания и развития детей.
Формы драматизации: чтение по ролям, кукольный театр, музыкальные инсценировки, пантомима, костюмированные представления.
Упражнение 7. «Составление синквейна». Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
Первая строка: записывается одно слово – существительное. Это тема.
Вторая строка: два прилагательных, раскрывающих тему.
Третья строка: три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.
Четвертая строка: фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме. Это может быть пословица, поговорка или крылатое выражение.
Пятая строка: слово-синоним, которое позволяет выразить личное отношение к теме.
Все названные приемы помогают глубже проникнуть в произведение, вызывают сочувствие героям, становятся средством выражения собственного отношения к прочитанному.
Упражнение 8. Короткий пересказ.
Ученик
должен рассказать, что он узнал, какая информация была главной в тексте.
Желательно использовать прочитанные слова, называть имена героев, их действия.
Упражнение 9. Ответь на вопросы.
Учитель
задает 1-3 простых вопроса по прочитанному материалу.
Если ученик не отвечает на них, нужно прочитать отрывок вместе, с комментариями
взрослого.
Упражнение 10. Нарисуй картинку.
Играем в иллюстраторов. Дети придумывают сюжетную картинку по полученной из
текста или стихотворения информации.
Упражнение 11. Предложите пофантазировать.
Придумать продолжение рассказа, что могло произойти с героями дальше.
Упражнение 12. Чтение текста с картинками и заданиями.
Простые тексты с картинками для чтения – это одна из методик по обучению школьников чтению. Каждый из рассказов дополнен цветными маленькими картинками, которые облегчают процесс чтения и делают его более интересным.
Упражнение 13. «Подбери синонимы». Заменить глаголы в тексте синонимами (словами близкими по смыслу) так, чтобы не нарушить смысл текста. Вставить пропущенные орфограммы, объяснить их.
Упражнение 14. Мнемотаблицы.
Это опорные схемы, которые помогают ребенку удерживать в памяти последовательность изложения материала, который надо заучить наизусть или пересказать.
Упражнение 15. Формирование интонационной выразительности речи.
Проговаривать небольшие стихи, скороговорки с различной заданной интонаций (грустно, радостно, удивленно, вопросительно), читаем с поочередным ударением на каждое слово и т.д.).
Например:
1.СТЕША спешила рубашку шила,
Да поспешила - рукав не пришила.
2.Стеша СПЕШИЛА рубашку шила,
Да поспешила - рукав не пришила.
3.Стеша спешила РУБАШКУ шила,
Да поспешила - рукав не пришила?
4.Стеша спешила рубашку ШИЛА,
Да поспешила - рукав не пришила!
( ударение ставим на выделенные слова).
Прочитай текст, восстанавливая «поврежденные» слова
***
Из ле_ выш_ на берег ре_ медведи__ с дву_ медвеж__ . О_ схва__ од__ медвеж__ и стала окун__ его в ре_ . Медвеж__ визж_ и барах__ . Мать иску__ его. Дру_ медвеж__ испу__ холо__ во_ и побе__ в ле_. Медвед__ догн__ его, надава_ шлеп_ и иску__ .
Довол__ купани_ медведи уш_ в ча_ ле_.
1. Озаглавьте текст.
2. Кто вышел на берег реки из леса?
З. Как медведица купала первого медвежонка?4. Почему побежал в лес дргой медвежонок?
Упражнение «Подбери синонимы». Заменить глаголы в тексте синонимами (словами близкими по смыслу) так, чтобы не нарушить смысл текста. Вставить пропущенные орфограммы, объяснить их.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.