РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» для обучающихся 6-х классов
Оценка 4.6

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» для обучающихся 6-х классов

Оценка 4.6
docx
06.12.2023
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности  «Функциональная грамотность: учимся для жизни» для обучающихся 6-х классов
Функциональная грамотность 6 класс (1).docx

 

Министерство Просвещения Российской Федерации

Министерство образования и науки РС(Я)

МО «Мирнинский район»

МБОУ «СОШ №1»

 

 

Согласовано                                                                                 Утверждаю

Зам.директора по УВР                                                                Директор МБОУ «СОШ №1»

___________________                                                                 _________________________

Серегина Т.Ю.                                                                             Зятькова Е.Л.

Протокол№___                                                                            Приказ №_____

от «___» 09.23 г.                                                                            от «____» 09.23 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Функциональная грамотность: учимся для жизни»

для обучающихся 6-х классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           Составитель: Гребенникова Елена Михайловна

                                                                                                     учитель истории и обществознания,

                                                                                                     первой квалификационной категории.

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мирный 2023

Пояснительная записка

        Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный историк», составлена на основе следующих нормативных документов:

 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29   декабря 2012г. № 273-ФЗ ( с изменениями и дополнениями)

Приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной   образовательной программы основного общего образования» (зарегистрированным 12.07.2023 № 74223.

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 31.05. 2021 №287(зарегистрированы в Минюсте России 05.07.2021, регистрированный номер 64101) (с изменениями и дополнениями)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 6-х классов «Функциональная грамотность: учимся для жизни» составлена с учетом рабочей программы воспитания и разработана в соответствии с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом основного общего образования на основе авторской программы Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 классы общеобразоват. орг. /Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова — М.: ВАКО, 2020.

Содержание учебного курса

Введение в курс «Финансовая грамотность»

Цель: сформировать представление о финансовой грамотности

Базовые понятия: финансовая грамотность, благосостояние,

финансовое поведение.

Темы занятий:

Почему важно развивать свою финансовую грамотность

От чего зависит благосостояние семьи

Учимся оценивать финансовое поведение людей

Модуль 1. Доходы и расходы семьи

Цель: сформировать представление о доходах и расходах семьи

Базовые понятия: потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги, наличные и безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги, семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия, стипендия, пособие, проценты по вкладам), расходы, направления расходов (предметы первой необходимости, товары текущего потребления, товары длительного пользования, услуги, коммунальные услуги), личный доход, личные расходы, сбережения, денежный долг.

Темы занятий:

Деньги: что это такое

Учебные мини-проекты «Деньги»

Из чего складываются доходы семьи

Учимся считать семейные доходы

Исследуем доходы семьи

Учебные мини-проекты «Доходы семьи»

Как появляются расходы семьи

Учимся считать семейные расходы

Исследуем расходы семьи

Учебные мини-проекты «Расходы семьи»

Как сформировать семейный бюджет

Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета»

Учебные мини-проекты «Семейный бюджет»

Обобщение результатов изучения модуля

Планируемые предметные результаты:

Личностные результаты:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;

• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.

Метапредметные:

Познавательные

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;

• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;

• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;

• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;

• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);

• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;

• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).

Регулятивные

• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи,

экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;

• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;

• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных

вопросов в области экономики семьи;

• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;

• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.

Коммуникативные

• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;

• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;

• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;

• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».

Предметные результаты:

• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;

• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

6 класс

№ п/п

 

Наименование разделов и тем программы

 

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Воспитательный потенциал уроков

Раздел 1. Введение в курс «Финансовая грамотность»

 

1.1

Введение в курс «Финансовая грамотность»

 

6

http://scool-collection.edu.ru

 

Познакомить с основным содержанием

курса, его целями и задачами;

формирование специфики и

особенностей курса;

способствовать определению места

учебной дисциплины в

образовательном процессе;

познакомить со справочным и

методическим аппаратом учебника;

вызвать интерес к новому учебному

предмету;

способствовать развитию стартовой

мотивации изучения нового материала;

осмыслить роль и значение изучения

данного курса в жизни человека;

способствовать развитию творческих

способностей через активные формы

деятельности;

воспитание чувства патриотизма,

гражданственности школьников.

 

Итого по разделу

6

 

 

Раздел 2. Доходы и расходы семьи

2.1

Русь в IX — первой половине XII в

26

http://scool-collection.edu.ru

получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

 

Итого по разделу

26

 

 

Раздел 3. Обобщение и повторение изученного

3.1

Русь в середине XII — начале XIII в

2

http://scool-collection.edu.ru

включение в учебный процесс системы познавательных задач и жизненных ситуаций, анализ и решение которых обеспечит формирование умений и развитие творческих способностей учащихся.

Итого по разделу

2

 

 

Общее количество часов по программе

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поурочное планирование

6 класс

№ п/п

 

Тема урока

 

Количество часов

Дата изучения

по плану

Дата изучения

по факту

Электронные цифровые образовательные ресурсы

 

Раздел 1. Введение в курс «Финансовая грамотность»

 

1

Финансовая грамотность: цели и задачи

1

07.09.23

 

http://scool-collection.edu.ru

 

2

Почему важно развивать свою финансовую грамотность

1

14.09.23

 

http://scool-collection.edu.ru

 

3

От чего зависит благосостояние семьи

1

21.09.23

 

http://scool-collection.edu.ru

 

4

Учимся оценивать финансовое поведение людей

1

28.09.23

 

http://scool-collection.edu.ru

 

5

Учимся оценивать финансовое поведение людей

1

05.10.23

 

http://scool-collection.edu.ru

 

6

Учимся оценивать своё финансовое поведение

1

12.10.23

 

http://scool-collection.edu.ru

 

Раздел 2. Доходы и расходы семьи

7

Деньги: что это такое

1

19.10.23

 

http://scool-collection.edu.ru

 

8

Виды денег и их функции

1

26.10.23

 

http://scool-collection.edu.ru

 

9

Города на банкнотах России

1

09.11.23

 

http://scool-collection.edu.ru

 

10

Учебные мини-проекты «Деньги»

1

16.11.23

 

http://scool-collection.edu.ru

 

11

Учебные мини-проекты «Деньги»

1

23.11.23

 

http://scool-collection.edu.ru

 

12

Из чего складываются доходы семьи

1

30.11.23

 

http://scool-collection.edu.ru

 

13

Учимся считать семейные доходы Практикум

1

07.12.23

 

http://scool-collection.edu.ru

 

14

Исследуем доходы семьи

1

14.12.23

 

http://scool-collection.edu.ru

 

15

Промежуточная аттестация по итогам 1 полугодия

1

21.12.23

 

http://scool-collection.edu.ru

 

16

Учебные мини-проекты «Доходы семьи»

1

28.12.23

 

http://scool-collection.edu.ru

 

17

Потребности человека и семьи

1

11.01.24

 

http://scool-collection.edu.ru

 

18

Как появляются расходы семьи

1

18.01.24

 

http://scool-collection.edu.ru

 

19

Что кладут в потребительскую корзину

1

25.01.24

 

http://scool-collection.edu.ru

 

20

Предметы первой необходимости

1

01.02.24

 

http://scool-collection.edu.ru

 

21

Товары длительного пользования

1

08.02.24

 

http://scool-collection.edu.ru

 

22

Учимся считать семейные расходы

1

15.02.24

 

http://scool-collection.edu.ru

 

23

Исследуем расходы семьи

1

22.02.24

 

http://scool-collection.edu.ru

http://scool-collection.edu.ru

 

24

Учебные мини-проекты «Расходы семьи»

1

29.02.24

 

http://scool-collection.edu.ru

 

25

Ресурсосбережение – основа финансового благополучия

1

07.03.24

 

http://scool-collection.edu.ru

 

26

Как сформировать семейный бюджет

1

14.03.24

 

http://scool-collection.edu.ru

 

27

Сбережения.

1

21.03.24

 

http://scool-collection.edu.ru

 

28

«Не в деньгах счастье»

1

04.04.24

 

http://scool-collection.edu.ru

 

29

Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета»

1

11.04.24

 

http://scool-collection.edu.ru

 

30

Учебные мини-проекты «Семейный бюджет»

1

18.04.24

 

http://scool-collection.edu.ru

 

31

Обобщение результатов изучения модуля

1

25.04.24

 

http://scool-collection.edu.ru

 

32

Промежуточная аттестация по итогам года

1

02.05.24

 

http://scool-collection.edu.ru

 

Раздел 3. Обобщение и повторение изученного

33

Конференция по курсу «Финансовая грамотность»

1

16.05.24

 

http://scool-collection.edu.ru

 

34

Обобщение изученного по курсу 6 класса

1

23.05.24

 

http://scool-collection.edu.ru

 

Общее количество по программе

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение предмета:

1.       https://uchebnik.mos.ru/my_materials/material_view/lesson_templates/2027402

2.       https://www.youtube.com/watch?v=Am3lNwQSVPc&list=PLfLE6BZ1aMiSFCrKuZfDHJWaH6ZaeQbci&index=13

3.       https://www.monetnik.ru/obuchenie/bonistika/goroda-na-banknotah-rossii/

4.       https://uchebnik.mos.ru/my_materials/material_view/lesson_templates/2031594

5.       https://uchebnik.mos.ru/my_materials/material_view/lesson_templates/2031596


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство Просвещения Российской

Министерство Просвещения Российской

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Метапредметные: Познавательные • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах,…

Метапредметные: Познавательные • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах,…

Финансовая грамотность». Предметные результаты: • владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк,…

Финансовая грамотность». Предметные результаты: • владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк,…

Тематическое планирование 6 класс № п/п

Тематическое планирование 6 класс № п/п

Введение в курс «Финансовая грамотность» 6 http://scool-collection

Введение в курс «Финансовая грамотность» 6 http://scool-collection

Поурочное планирование 6 класс № п/п

Поурочное планирование 6 класс № п/п

Промежуточная аттестация по итогам 1 полугодия 1 21

Промежуточная аттестация по итогам 1 полугодия 1 21

Обобщение результатов изучения модуля 1 25

Обобщение результатов изучения модуля 1 25

Учебно-методическое обеспечение предмета: 1

Учебно-методическое обеспечение предмета: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2023