Рабочая программа по внеурочной деятельности Клуб волонтёров «Дорога добра»
Оценка 4.7

Рабочая программа по внеурочной деятельности Клуб волонтёров «Дорога добра»

Оценка 4.7
docx
23.01.2023
Рабочая программа по внеурочной деятельности  Клуб волонтёров «Дорога добра»
Клуб волонтёров Дорога добра.docx

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

форма деятельности

клуб

направление деятельности

социальное

Клуб волонтёров «Дорога добра»

Название



 







2021-2022 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 



Пояснительная записка

В Общенациональной программе развития воспитания детей в РФ важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что “Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования”.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга обучающихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране требуют появления новых подходов и методов активизации подростков. Волонтёрское движение является одной из таких форм работы.  Поэтому программа клуба волонтёров «Дорога добра» является актуальной.

Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.  В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.

Главная цель клуба волонтёров «Дорога добра» – развитие направления внеурочной деятельности - волонтерское движение в школе, активация обучающихся на добровольческую деятельность.



Задачи:

1.     Включать обучающихся в активную школьную жизнь, создать благоприятную атмосферу для их социализации.

2.     Оказывать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.

3.     Формировать в детской и юношеской среде навыки социально-ответственного поведения, а также вести пропаганду здорового образа жизни с помощью различных видов деятельности.

4.     Возродить лучшие отечественные традиции благотворительности, воспитывать доброту, чуткость, сострадание.

5.     Создавать позитивные установки обучающихся на добровольческую деятельность.

6.     Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.

7.     Возродить идеи шефства, как средства распространения волонтерского движения.

Рабочая программа внеурочной деятельности клуба волонтёров «Дорога добра» составлена с учетом:

- базисного плана МОУ «Средняя школа № 18»;

- федерального образовательного стандарта основного общего образования;

-на основе программы внеурочной деятельности «Мы – волонтёры», составитель педагог дополнительного образования Вахрушева М.В.

Общая характеристика программы

Программа внеурочной деятельности клуба волонтёров «Дорога добра» в МОУ «Средняя школа № 18» преследует основную идею – воспитать поколение тех, кто способен помочь и понять, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.

Активная жизненная позиция волонтеров, умение взаимодействовать и включаться в деятельность, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. По принципу “равный - равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию на классных часах, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами.  Сам волонтер обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.

В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром:

  • во-первых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в деятельность, несут ответственность (сама волонтерская деятельность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц. опросов, анкетирования);
  • во-вторых, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, проводя классные часы с тематическими информационными выходами в классы, профилактические занятия, профилактические сказки, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка.

Направления работы

  • экологическое (организация и участие в различных акциях помощи бездомным животным "Поможем животным вместе!", "Сезоны добра", поездки в приюты и на передержки города)
  • спортивное (организация и проведение мероприятий по сплочению детей и семей "Мама, папа, я - спортивная семья!", масленичные старты)
  • патриотическое (пост № 1, классные часы памяти, участие в акции "Бессмертный полк")
  • социальное (помощь детям в трудных ситуациях, поддержка и включение в активную деятельность детей с трудностями в поведении, работа службы медиации, лагеря и сборы актива)
  • событийное (подготовка к различным школьным праздникам, флэшмобы, челленджы, мастер-классы)
  • наша "изюминка" – пионерская дружина им. А.Г. Николаева (совместные сборы актива пионеров и волонтёров, классные часы, шефство над первоклассниками, добрые дела и уважение к традициям пионерии)

Все это будет способствовать формированию социальной компетентности и духовно-нравственному развитию обучающихся, а также их социализации.

Программа клуба волонтёров «Дорога добра" создана для обучающихся 5 – 8 классов.Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю. Курс рассчитан на 34 часа. Возраст – 10 – 15 лет.

Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации. Практические занятия проводится в форме бесед, игр, проектов, интерактивов, тренингов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты освоения программы клуба волонтёров «Дорога добра»:

  • формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности.

Метапредметные и предметные результаты освоения программы клуба волонтёров «Дорога добра» проявляются в:

  • умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;
  • обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
  • умении организовывать волонтёрскую деятельность;
  • способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.

Содержание курса внеурочной деятельности

Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда. Учащиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают проект положения о волонтерском отряде, определят идею волонтерского отряда, продумают направления работы и наметят план работы на год. Составят банк организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера.

Раздел 2. Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров). Учащиеся познакомятся с психологическими особенностями людей с ограниченными возможностями и пожилых людей. Тренинги, как интерактивные методы обучения позволяют более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание другому), конгруэнтность (искренность). Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению. Психологическая подготовка способствует развитию личностного потенциала школьников, помогает разрешить собственные психологические проблемы, закрепить полученные теоретические знания, формирует коммуникативные способности и готовность терпимо относится к окружающим людям.

Раздел 3. Учимся работать с документами. Обучающиеся познакомятся с основными правовыми актами и документами, регламентирующими волонтерскую деятельность. Они научатся вести документацию волонтера, создавать различную печатную и видеопродукцию для проведения мероприятий в рамках волонтерской деятельности. Волонтеры учатся оформлять личное портфолио.

Раздел 4. Участие в акциях и конкурсах. Учащиеся разрабатывают акции и мероприятия различных направлений, с привлечением родительской общественности; организуют «активные перемены». Участвуют в Конкурсах разного уровня по направлению своего рода деятельности.

Раздел 5. Пропаганда здорового образа жизни. Пропаганда законов РФ касательно здравоохранения; пропаганда базовых знаний медицины и гигиены, ведения активного образа жизни, Обучающиеся изучат права ЗОЖ, оценят свой образ жизни в соответствии с ЗОЖ, проведут анкетирование и конкурс рисунков с обучающимися, для младших школьников организуют игры на переменах.

Раздел 6. Благотворительная деятельность волонтера.  Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей, сироты, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.

Ожидаемые результаты

Обучающиеся будут знать:

· историю волонтерского движения в России и в мире;

· права и обязанности волонтеров,

· основные направления деятельности волонтерских отрядов,

· основные формы работы волонтеров,

Обучающиеся будут уметь:

· организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи;

· проводить здоровьесберегающие акции, направленные на формирование здоровых привычек;

· проводить профилактическую работу в школьном учреждении;

· аргументировано отстаивать свою позицию;

· адекватно общаться с учащимися и взрослыми;

· издавать агитационную печатную и видео продукцию;

· формировать собственное портфолио;

· принимать общечеловеческие ценности.

8. Критерии оценки волонтёрской деятельности учащихся

Активность участия.

Умение спланировать работу.

Умение проводить профилактическую работу в школьном коллективе

Самостоятельность.

 

Учебно – тематический план

№ п/п

Темы

Кол-во час.

1.

Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда.

4

2.

Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров)

5

3.

Учимся работать с документами. 

2

4.

Участие в акциях и конкурсах.

9

5.

Пропаганда здорового образа жизни .

5

6.

Благотворительная деятельность волонтера. Милосердие – души усердие.

9

Итого

34

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

№ в теме

Наименование разделов, темы занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда (4ч.)

1.

1.

История волонтерского движения в России и за рубежом.

1

2.

2.

Права и обязанности волонтеров.

1

3.

3.

Проект положения о волонтерском отряде

1

4.

4.

Банк данных о нуждающихся в волонтерской помощи. Составление плана работы.

1

Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров) (5ч.)

5.

1.

Тренинг «Познаю себя»

1

6.

2.

Тренинг «Мое отношение к миру»

1

7.

3.

Понятие «толерантность»

1

8.

4

Психологические особенности людей с ограниченными возможностями

1

9.

5.

Психологические особенности пожилых людей

1

Учимся работать с документами.  (2ч.)

10.

1

Знакомство с основными правовыми актами и документами, регламентирующими волонтерскую деятельность.

1

11.

2.

Создание печатной продукции для проведения мероприятий.

1

Участие в акциях и конкурсах . (9ч.)

12.

1.

Подвижные игры для младших школьников

1

13.

2.

Правила проведения «динамической перемены»

1

14.

3.

Подготовка к празднику Новый год. Создание плаката

1

15.

4.

Акция «Покормите птиц зимой». Буклеты, развешивание кормушек

1

16.

5.

Благотворительные акции «Подарок первокласснику», «ветеран живет рядом»

1

17.

6.

Акция помощи бездомным животным «Сезоны добра». Подготовка и проведение

1

18

7

Акция «Спаси дерево». Сбор макулатуры

1

19.

8.

Благотворительная ярмарка-распродажа

1

20.

9.

День волонтера. Праздничный концерт

1

Пропаганда здорового образа жизни. (5ч.)

21.

1.

Безопасность школьников в сети интернет, подготовка и вручение буклетов школьникам.

1

22.

2.

Вредные привычки - беседа для 1-4 классов с показом презентации, вручение буклетов.

1

23.

3.

«Мы – за ЗОЖ!» - выступление агитбригады

1

24.

4.

«Мама, папа, я – спортивная семья!» - спортивное мероприятие

1

25.

5.

«Школа за здоровый образ жизни» - выступление агитбригады

1

Благотворительная деятельность волонтера. Милосердие – души усердие. (9ч.)

26.

1.

Мотивационная встреча. Круглый стол

1

27.

2.

Старшие младшим – интерактив со старшеклассниками

28.

3..

Мотивационная встреча. Круглый стол

1

29.

4.

«Старость в радость» - посещение геронтологического центра, сбор подарков

1

30.

5.

« Дети - детям» - сбор вещей, создание и вручение новогодних поделок для детского дома

1

31.

6.

«Я помню, я горжусь» - акция- создание газеты ко дню Победы

1

32.

7.

Акция «Школа – дом второй» - сбор мусора на пришкольном участке

1

33.

8.

Волонтер будущего. Проект

1

34.

9.

Отчетный сбор отряда «Дорога добра». Рефлексия

1

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающиеся будут знать:

- о волонтерском движении в России;

- права и обязанности волонтеров;

- основные направления деятельности волонтеров;

- основные формы работы волонтеров.

Обучающиеся будут уметь:

- организовывать и проводить различные мероприятия для

соответствующих категорий нуждающихся в помощи;

- аргументированно отстаивать свою позицию;

- адекватно общаться с учащимися и взрослыми;

- издавать агитационную печатную продукцию;

- принимать общечеловеческие ценности.

 

Рекомендуемое учебно-методическое   и материально-техническое обеспечение курса

1. Абросимова Е.А., Бурцева Н.Ф., Семионкина И.Л., Толмасова А.К. Как создать общественное объединение. — М: Россия, 2010г.

2. Иванов ИюП., Воспитывать коллективистов. Педагогический поиск. — Москва «Педагогика», 2005г.

3. Фопель Клаус, Сплочённость и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Перевод с немецкого. — Москва «Генезис», 2002

4. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие/ Под ред. А.В. Петровского. — М: Просвещение, 2011

5. Волонтёр и общество. Волонтёр и власть: научно-практический сборник/ Сост. С.В.Тетерский/ Под редакцией Л.Е. Никитиной.-М: «ACADEMIA», 2009.-160с.

6. Волохов А.В. Социализация ребёнка в детских общественных организациях. — Ярославль, 2012.

7. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М.: Педагогика, 2009

8. Кон И.С. В поисках себя. Личность и самопознание. — М.: Политиздат, 2004

9. Корчак Я. Как любить ребёнка: Книга о воспитании. — М.: Политиздат. 1990

10. Куприянова Г.В. Молодёжные и детские общественные объединения России на современном этапе: тенденции и проблемы развития: В сборнике докладов и выступлений «Молодёжные и детские общественные объединения: проблемы преемственности деятельности и исследований. — М.: Логос, 2002

11. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса: Соч. В 7-ми тг. Т.5. — М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1960. -558с.

12. Медведева Г.П. Этика социальной работы: учебное пособие для студентов ВУЗов. — М., 2012. -208с.

13. Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. Учебное пособие. — М.: МПССИ, 2008. — 236с.-с.57

14. Общественное движение в современной России: От социальной проблемы к коллективному действию. Отв. ред. В.В.Костюшев

15. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем возрасте / Под ред. И.В.Дубровиной. -6-е изд. — М.: Академический Проект,2009. -128с.

16. Рабочая книга участника проекта «Малая Родина»: Учебно — практическое пособие.-М.: МОО «Ассоциация юных лидеров», 2007.-76с.

17. Решетников О.В. Работа добровольцев с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации,-М.: ООО «Ритм», 2010. -128с.

18. Советский энциклопедический словарь / гл.ред. А.М. Прохоров.-3-е изд. -М.: Сов.энциклопедия. 1984.-1600с.

19. Сорочинская Е.Н. Детское движение в современном обществе. — Ростов-на-Дону, 2011.-117с.

20. Теория и методика социальной работы: краткий курс / Под ред. Жукова В.И.-М.: союз, 2006-192с.

21. Кульневич С.В. Воспитательная работа в детском доме М.: Творческий центр «Учитель»; Ростов -на-Дону., 2008.

22. Статья «Коллективно-творческая деятельность в школе» /»Воспитание школьника». -2002. -№6

23. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах /методическое пособие /М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2009.

24. Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы — http://www.isovet.ru/

25. Майорова Н.П. Обучение жизненноважным навыкам. СПб, 2006

26. Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003.

27. Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. М., 2012

28. Островок безопасности./ Под ред. О.А.Минич, О.А. Хаткевич. Минск, 2010.

29. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. / Под ред. Г.Н. Тростанецкой

30. Школа без наркотиков. /Под ред. Л.М. Шипицыной, Е.И.Казаковой. СПб., 2001.


 

Рабочая программа по внеурочной деятельности форма деятельности клуб направление деятельности социальное

Рабочая программа по внеурочной деятельности форма деятельности клуб направление деятельности социальное

Пояснительная записка В Общенациональной программе развития воспитания детей в

Пояснительная записка В Общенациональной программе развития воспитания детей в

Главная цель клуба волонтёров «Дорога добра» – развитие направления внеурочной деятельности - волонтерское движение в школе, активация обучающихся на добровольческую деятельность

Главная цель клуба волонтёров «Дорога добра» – развитие направления внеурочной деятельности - волонтерское движение в школе, активация обучающихся на добровольческую деятельность

Обучая других, будут обучаться сами

Обучая других, будут обучаться сами

Программа клуба волонтёров «Дорога добра" создана для обучающихся 5 – 8 классов

Программа клуба волонтёров «Дорога добра" создана для обучающихся 5 – 8 классов

Составят банк организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи

Составят банк организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи

Обучающиеся будут уметь: · организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи; · проводить здоровьесберегающие акции, направленные на формирование здоровых привычек; ·…

Обучающиеся будут уметь: · организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи; · проводить здоровьесберегающие акции, направленные на формирование здоровых привычек; ·…

Календарно – тематическое планирование № п/п № в теме

Календарно – тематическое планирование № п/п № в теме

Благотворительные акции «Подарок первокласснику», «ветеран живет рядом» 1 17

Благотворительные акции «Подарок первокласснику», «ветеран живет рядом» 1 17

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Обучающиеся будут знать: - о волонтерском движении в

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Обучающиеся будут знать: - о волонтерском движении в

Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов

Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2023