Рабочая программа по внеурочной деятельности «Люби и знай свой край», реализующая ФГОС ООО
Оценка 4.6

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Люби и знай свой край», реализующая ФГОС ООО

Оценка 4.6
Образовательные программы
pdf
география
5 кл—9 кл
29.03.2023
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Люби и знай свой край», реализующая ФГОС ООО
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Люби и знай свой край», реализующая ФГОС ООО
программа Люби и знай свой край, 2018 Орловскаясош.pdf

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Орловская средняя общеобразовательная школа

Татарского района Новосибирской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Люби и знай свой край», реализующая ФГОС ООО

5-9 классы

Срок реализации: 5 лет

 

 

 

 

 

Составитель: учитель географии Самоличенко Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015


 

Личностные результаты освоения программы:

класс

Личностные результаты

5

1.                  Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России (идентификация себя в качестве гражданина России).

2.                  Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

3.                  Готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

4.                  Формирование нравственных чувств и нравственного поведения (веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества).

5.                  Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

6.                  Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.

7.                  Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу).

8.                  Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

9.                  Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных особенностей.

10.               Интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции).

6

1.                  Российская гражданская идентичность (субъективная значимость использования русского языка и языков народов России). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края.

2.                  Готовность к конструированию образа допустимых способов диалога.

3.                  Уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной, в том числе в понимании красоты человека.

 

7

1.                  Российская гражданская идентичность (осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).

2.                  Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

3.                  Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. 

4.                  Готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур.

5.Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни. 

6.Сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения.

8

1.                  Осознание основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России).

2.                  Готовностьосознанному      выбору           и          построению   дальнейшей             индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с          учетом            устойчивых             познавательных        интересов. 3.Формированиеосознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию).

4. Готовность и способность к ведению переговоров.

5.Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами).

6.Эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира. 

7.Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

выпуск ник

1.                  Российская гражданская идентичность (чувство ответственности и долга перед Родиной, интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества).

2.                  Готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. 3.Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4.                  Идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей  социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала.

5.                  Способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и

 

личностно-значимой ценности.

6. Наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно- эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Планируемые метапредметные результаты

 

Класс

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

5

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

-анализировать

1.Умение   определять понятия,  создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

-подбирать слова,

1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:


 

 

существующие и планировать будущие образовательные результаты;

-выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

-ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

-формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

-выбирать из

предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; -составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); -описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

соподчиненные ключевому слову, определяющие его

 признак свойства; -выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; -выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

-самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; -вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: -обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

-определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

-создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

-строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; -переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот.

3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

-ориентироваться в содержании текста, понимать

-определять возможные роли в совместной деятельности; -играть

определенную роль в совместной деятельности; -принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения); -определять свои действия и действия партнера;

-строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

-корректно отстаивать свою точку зрения; -критически относиться к

собственному мнению; -выделять общую точку зрения в дискуссии; -договариваться о правилах и вопросах для  обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; -организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); -устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/непри ятием со стороны собеседника задачи, формы или

 

 

 

целостный смысл текста, структурировать текст;

содержания диалога. 2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

-определять задачу

 

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и

требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: -определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей

учебной деятельности; -отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; -оценивать свою деятельность;

-работать по своему плану;

-устанавливать связь между полученными характеристиками продукта; -сверять свои действия с целью и, при

-преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность,

интерпретировать текст (художественный и нехудожественный - учебный, научно-популярный, информационный, текст non- fiction);

-критически оценивать содержание и форму текста.

4.               Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

-определять свое отношение к природной среде;

-выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения.

5.               Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет: -определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы.

коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые

средства; -отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми

(диалог в паре, в малой группе и т. д.);

-принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником.

З.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее - ИКТ). Обучающийся сможет:

-целенаправленно

искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с

 

 

необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет: -наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся В процессе взаимопроверки

 

помощью средств

ИКТ; -выбирать и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных языков в соответствии с условиями коммуникации; -выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи; -использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче

инструментальных программноаппаратн

ых средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений.

6

1.Обучающийся сможет: определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

-систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; -находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации

-объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; -вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное  на него

источником;

-делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными

-создавать вербальные,

-принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы); -определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; -критически

 

 

и/или при отсутствии планируемого результата; -работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность.

вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

-строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

-резюмировать главную идею

текста;

-распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

-осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями.

относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково);

-представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; -высказывать и обосновывать мнение

(суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

-выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных языков в соответствии с условиями коммуникации; -использовать информацию с учетом этических и правовых норм.

7

-идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; -обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; -планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию; -оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия

-выделять явление из общего ряда других явлений;

-объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и

исследовательской деятельности

(приводить объяснение с  изменением формы

представления;

-объяснять, детализируя или обобщая;

-объяснять с заданной точки зрения);

-преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; -строить доказательство:

-принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы,корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы; -критически относиться к собственному мнению, с достоинством

 

 

планируемого результата; -работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

-устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности; -оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

-соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы.

прямое;

-устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; -анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

-формировать множественную выборку из поисковых источников для

объективизации результатов поиска.

признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и

корректировать его;

-предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

-соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной

задачей;

-создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств; -выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации; -использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче

инструментальных программноаппаратн

ых средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений,

 

 

 

 

докладов, рефератов, создание презентаций и др.

8

1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

-обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов. 2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: -определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; -выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность

шагов); -определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения.

З.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:

-выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинноследственный

анализ;

-определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между

явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; -строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям.

2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет: -строить доказательство: косвенное, от противного; -анализировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе

1.Умение организовывать учебное сотрудничество         и совместную

деятельность с учителем        и

сверстниками; -работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

-принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: гипотезы, аксиомы, теории.

2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; -владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет: -использовать вербальные средства

 

 

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: -предлагать изменение характеристик процесса  для получения улучшенных характеристик продукта. 4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся сможет: -определять критерии правильности

(корректности) выполнения учебной задачи; -анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи. -Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет: - самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет критически оценивать содержание и форму текста. 4.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций. 5.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью. 

(средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления; -использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобр анные под руководством учителя. 3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных

технологий (далее - ИКТ). Обучающийся сможет:

-создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

выпус кник

-планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

-свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат

-строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

-излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

 -

анализировать/рефлексировать

-принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

 

и способы действий; -обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних

ресурсов; -фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов;

-принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; -ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности; -демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления

(ослабления проявлений  утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности)

опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата; -прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора.

-делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые предметные  результаты изучения курса «Люби и знай свой край»:

 

 

                Ученик научится:

 использовать различные источники географической и исторической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных

задач; основные этапы и ключевые события истории края с древности до наших дней;                    анализировать, обобщать и интерпретировать краеведческую информацию;            по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;             определятьисравниватькачественныеиколичественныепоказатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления,         их положение в пространстве по географическим картам разного соде          ржания;

                     в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации

выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;                 составлять описание объектов, процессов и явлений с использованием разных

источников краеведческой информации;       представлять в различных формах краеведческую информацию необходимую для

решения учебных и практико         -ориентированных задач.          соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и

длительность важнейших событий истории края;            

                      использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении

различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;      

                       соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные

черты исторических процессов, явлений и событий; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;               объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории

края, достижениям культуры;

 

Ученик получит возможность научиться:

*             ориентироваться  на  местности  при  помощи  топографических  карт  и  местных

признаков; читать планы местности и географические карты; строить простые планы местности;

 создавать простейшие географические карты различного содержания;

различать изученные объекты, процессы и явления, сравнивать различные объекты,

процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;           

*             проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха,

атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;           

*             оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в

разных условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.      

*             использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения

здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;             приводить примеры, показывающие роль краеведения в решении социально-

экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования краеведческих знаний в различных областях деятельности;      

*             создавать письменные тексты и устные сообщения о местных явлениях на основе

нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацие й.

*             использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:             понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений

современной жизни;                 

 высказывания собственных суждений об историческом наследии народов края;  объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

использования знаний об историческом пути и традициях народов края в общении с

людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

5 класс

Введение. Краеведение- наука о родном крае. (2 часа)

Что изучает краеведение. Понятие «малая Родина». Знакомство с программой курса,  терминологией. Час общения. «Отсюда всё мое начало». Глубинка родниковая моя.

Проведение простейших географических исследований.

                Ориентирование по картам свое местности; Происхождение Татарского района. (3 часа)

История  заселения  и  освоения  Татарского района.  Дата  образования  района. 

                Документы,  рассказавшие  о  происхождения  района.

Геральдика района.

Родное село. (6 часов)

История создания и развития села Орловка. Первые жители села. Потомки первых жителей, их рассказы и воспоминания. Первая улица села. Экскурсия на озеро «Жирное». Тематический поиск: «История села, рассказанная старожилами».

                История моей семьи. (6 часов)

Откуда я родом. История моей семьи. Традиции моей семьи. Правила составления родословной. Значимость для человека знаний о его предках. Человек и история. История в лицах О чём рассказали фотографии из семейного альбома. Составить рассказ о людях на старых фотографиях в семейном альбоме. История семьи коренных жителей села.                

Творческая работа: «Моя семья в истории села» или «Судьба семьи в судьбе Родины». Составление родословной. Групповая работа по составлению презентации «Моя семья». История школы. (5 часов)

Первая школа в селе. Образование церковно-приходской школы. Учителя школы и их трудовой путь; Отдельные судьбы выпускников. «Школьные династии» «История пионерской организации» «История эволюции школьной формы». Подготовка материалов в школьный музей.

Наш край на карте (5 часов)

Наш дом родной. Экскурсия по селу. По родным местам.

План и карта. Изучаем масштаб. Учимся ориентироваться. Население села Орловка. (численность, воспроизводство, нац. состав). Проведение простейших географических исследований. Наблюдение за погодой, высотой солнца над горизонтом, сезонными изменениями состояния растительности и водоёмов вашей местности.

Природа родного края. Флора и фауна  своей местности и Татарского района (6 часов)           Дикорастущие растения (деревья, кустарники и травянистые растения) своей местности и Татарского района. Лиственные и хвойные деревья Татарского района и с. Орловка(дикорастущие растения). Растения, занесенные в Красную книгу Новосибирской области. Первоцветы с.Орловка.

          Животные  Татарского района и окрестностей с. Орловка Животные Красной книги Новосибирской области.

          Защита исследовательских работ и проектов (2 часа)

 

6 класс

Введение (1 час)

                Знакомство с программой курса, терминологией.

Источники географической информации (3 часа)

Понятие малая Родина. Роль географической науки в изучении природы, населения и хозяйства Новосибирской области. Традиционные и современные методы изучения Земли. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. Источники получения знаний о природе, населении и хозяйстве НСО.

Проведение простейших географических исследований: Ориентирование по картам своей местности; чтение карт, космических и аэрофотоснимков, с               татистических материалов. 

                География Новосибирской области (5 часов)

Открытие и исследования Сибири русскими путешественниками. Роль сибирских ученых в современных исследованиях планеты. Объяснение географических следствий движения Земли

                вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Смена времен года, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека (на примере Новосибирской области).          

Проведение простейших географических исследований. Наблюдение за погодой, высотой солнца над горизонтом, сезонными изменениями состояния растительности и водоёмов вашей местности.

Рельеф НСО (3 часа). 

Земная поверхность: формы рельефа своей местности, их изменение под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. Полезные ископаемые НСО, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей своей местности. Природные памятники литосферы. 

Проведение простейших географических исследований: Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте. 

Климат (6 часов)

                 Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и климат Новосибирской области.

Климат. Метеонаблюдения в нашем крае. Погодные явления Новосибирской области. Климатические закономерности Климатические особенности разных частей нашей области. Роль климата в жизни населения. Фенологический очерк Новосибирской области по атласу НСО и материалам наблюдений за погодой.

Проведение простейших географических исследований. Наблюдение за погодой своей местности, ее описание. Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов. Объяснение устройства и применения        

барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Выявление зависимости температуры и давления воздуха от высоты. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата Новосибирска и Новосибирской области.

Воды НСО (3 часа)

Поверхностные и подземные воды Новосибирской  области.

Воды Татарского района и  с. Орловка.  Озеро, давшее жизнь нашему селу. Современное  состояние озера. Экология.

Проведение простейших географических исследований. Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте.

Оценка обеспеченности водными ресурсами своей местности. Почвы (2 часа)

Почвенный покров Новосибирской области. Почвы Татарского района и с. Орловка

Проведение простейших географических исследований. Наблюдение за изменением почвенного покрова. Описание почв на местности и по карте.

Растительный мир. Животный мир (5 часов).

Разнообразие растений и животных, особенности их распространения на территории Новосибирской области. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Сохранение человеком растительного и животного мира своей местности. Особо охраняемые территории Новосибирской области. Красная книга Новосибирской области. Описание растительного и животного мира на местности и по карте.

Проведение простейших географических исследований: Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного мира на местности и по карте.

Природопользование и геоэкология (4 часа)

Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере; их характеристика и правила обеспечения безопасности людей. Сохранение качества окружающей среды. 

                Основные     типы     природопользования.     Источники     загрязнения     окружающей     среды.

Экологические проблемы региона при различных типах хозяйствования. 

Проведение простейших географических исследований: Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от стихийных природных и техногенных явлений. Применение географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды. 

Защита исследовательских работ и проектов (2 часа)

 

Содержание программы

7 класс Введение (1 час)

Хозяйство и быт населения свое местности. (5 часов)

Саманные избы: строительный материал и технология постройки. Земледелие, животноводство - основные занятия жителей станицы.

Обзор традиционных ремесел. Тематический поиск: «Традиционные ремесла». «Жизнь прожить – не поле перейти». О людях труда села Орловка (И.И. Самоличенко, династия Ковалевских, труженики тыла).

          Духовная жизнь. (1 час)

Строительство церквей и монастырей.

            Почта и связь. (1 час)

Телеграф. Радио. Телефон. История развития связи в селе. Тематический поиск: «История почты в селе Орловка».

          История медпункта. (1час)

Организация лечебных учреждений в Татарском районе. Тематический поиск: «История больницы».          Традиции народной медицины. (3 часа)

Народные целители. Возрождение традиций. Знахарство и колдовство. Тематический поиск: «Народные целители села». Исследовательская работа «Лекарственные растения с.Орловка в рецептах моей бабушки»и др.

Игры и забавы жителей села. (3 часа)

История игр и забав . Детские и взрослые игры. Игры во время народных праздников и гуляний. Составление картотеки игр и забав. Проект: «Детские и взрослые игры и забавы жителей села».

      Фольклорные традиции. (6 часов)

Традиции и праздники села. Фольклор нашего села. Экскурсия в школьный краеведческий музей. Праздники. Посиделки. Игры на посиделках. Частушки и песни. Обряды: родильный, свадебный и погребальный.  

     Наш край на карте мира. Новосибирская область. Населённые пункты. (3часа)

Население Татарского  района. (численность, воспроизводство, нац. состав, демографическая ситуация, трудовые ресурсы). Источники получения знаний о природе, населении и хозяйстве Новосибирской области. Проведение простейших географических исследований. Ориентирование по картам своей местности; чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических материалов.

Загадочный мир названий (2 часа)

Загадочный мир названий. Топонимика сел Орловка, Волово, д. Камышино.

Культурное наследие края (5 часов)

Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край. Родная земля в литературе, живописи, музыке. Знакомство с литературными произведениями односельчан. Чтение стихотворений. Природопользование и геоэкология (2 часа)

Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Деятельность человека по использованию и охране почв (на примере своей местности). Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы региона при различных типах хозяйствования.

            Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей своей местности. Природные памятник и литосферы.     

Проведение простейших географических исследований. Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от стихийных природных и техногенных явлений. Применение географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды.

Защита исследовательских работ и проектов (2 часа)

Содержание программы

8 класс Введение. (1 час)

Особенности географического положения Новосибирской области. (3 часа)

 Размеры территории, границы, часовой пояс, административно-территориальное деление территории Новосибирской области. Область в составе Сибирского федерального округа История заселения и освоения НСО  (7 часов)

Население области. Численность, размещение, естественное движение населения. Направления и типы миграции. Половой и возрастной состав населения. Народы и основные религии Новосибирска и Новосибирской области. Особенности расселения; городское и сельское население.

Крупные города и другие типы населенных пунктов на территории области. История города

Новониколаевска. Памятники и памятные места Новосибирска и области

Наш край в годы Великой Отечественной войны. (9 часов)

Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны. Как жили сибиряки в годы войны. Новосибирская область в годы войны. А.С. Покрышкин – трижды герой Советского Союза.

 

Татарский район и сёла Орловка Волово, Камышино в годы ВОВ. Ветераны ВОВ. Участник Парада Победы 1945года – Ковалевский М.Е. Труженики тыла. Женская военная судьба. Дети войны. Экскурсия в школьный краеведческий музей. Человек интересной судьбы.

Наш край в 1950-1980-е годы. (2 часа) Хозяйство и промышленность (6 часов)

Современное хозяйство Новосибирской области. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. Внутренние различия районов и городов.

Достопримечательности.

Градообразующие предприятия города Татарска, их роль в жизни города и района. Предприятия на территории села. Проект «Труд, почёт и уважение». Проблемы и перспективы села Орловка. Я и мой район. Мой район через 10 лет. Создаем проекты домов и зданий нашего села в будущем.

Обрабатывающая промышленность Новосибирска и Татарского района (2 часа) История промышленности Новосибирска и Татарского района.  Геральдика Сибири (3 часа)

История создания герба и флага НСО и районов области.

Защита презентаций, исследовательских работ и проектов (2 часа)

 

Формы и виды деятельности: экскурсии, игры, викторины, проектная и исследовательская деятельность, использование интернет-технологий, создание презентаций, посещение школьного музея, оформление выставок, лекции, беседы, опережающие задания по использованию дополнительной литературы и местного материала, рефераты, работа с картами, анкетирование, интервьюирование, работа в музее, практические занятия, игровые ситуации, использование тестов и викторин, работа в парах, в группах.

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование 5 класс 35 часов

Раздел

№ урока

Тема урока

Количество часов

Введение.

Краеведение- наука о родном крае.  (2 часа)

 

1

Что изучает краеведение. Понятие «малая Родина». Знакомство с программой курса, терминологией.

1

2

Час общения. «Отсюда всё мое начало».

Глубинка родниковая моя.  

Проведение простейших географических исследований. Ориентирование по картам свое местности;

1

Происхождение Татарского района.  (3 часа)

3

История  заселения  и  освоения  Татарского района.            

 

1

4

Дата  образования  района.  Документы,  рассказавшие  о  происхождения  района.

1

5

Геральдика района.

 

1

Родное село. (6 часов)

  

 

6

История создания и развития села Орловка. 

 

1

7

Первые жители села.

1

8

Потомки первых жителей, их рассказы и воспоминания.

1

9

Первая улица села.

1

10

Экскурсия на озеро «Жирное».

1

11

Тематический поиск: «История села, рассказанная старожилами».

1

История моей семьи. (6 часов)

12

Откуда я родом. История моей семьи. 

 

1

13

Традиции моей семьи.

1

14

Правила составления родословной.

1

15

Значимость для человека знаний о его предках. Человек и история.

1

16

История в лицах . О чём рассказали фотографии из семейного альбома. Составить рассказ о людях на старых фотографиях в семейном альбоме. История семьи коренных жителей села.

1

17

Творческая работа: «Моя семья в истории села» или «Судьба семьи в судьбе Родины». Составление родословной. Групповая работа по составлению презентации «Моя семья».

1

История школы. 

(5 часов)

18

Первая школа в селе. Образование церковноприходской школы. «Школьные династии» 

1

19

Учителя школы и их трудовой путь;

1

20

Отдельные судьбы выпускников.

1

21

«История пионерской организации» «История эволюции школьной формы».

1

22

Подготовка материалов в школьный музей.

1

Наш край на карте 

(5 часов)

23

Наш дом родной. Экскурсия по селу. По родным местам.

1

 

24

План и карта. Изучаем масштаб.

1

25

Учимся ориентироваться.

1

26

Население села Орловка. (численность, воспроизводство, нац. состав).

1

27

Проведение   простейших   географических исследований. Наблюдение за погодой, высотой солнца над горизонтом, сезонными изменениями состояния растительности и водоёмов вашей местности.

1

Природа родного края. Флора и фауна  своей местности и Татарского района 

(6 часов)          

28

 Дикорастущие растения (деревья, кустарники и травянистые растения) своей местности и Татарского района. 

 

1

29

Лиственные и хвойные деревья Татарского района и с. Орловка (дикорастущие растения).

1

30

Растения, занесенные в Красную книгу Новосибирской области

1

31

Первоцветы с.Орловка

1

32

Животные  Татарского района и окрестностей с. Орловка

1

33

Животные Красной книги Новосибирской области.

 

1

Защита исследовательских работ и проектов  (2 часа)

34

Защита исследовательских работ и проектов

1

35

Защита исследовательских работ и проектов

1

                 

 

Тематическое планирование 6 класс

35 часов

 

Раздел

урока

Тема урока

Количество часов

Введение (1 час)

1

Введение. Знакомство с программой курса, терминологией.

1

Источники географической

информации 

(3 часа)

2

Понятие малая Родина. Роль географической науки в изучении природы, населения и хозяйства Новосибирской области. 

1

3

Традиционные и современные методы изучения Земли. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.

1

4

Источники получения знаний о природе, населении и хозяйстве НСО.

Проведение простейших географических исследований: Ориентирование по картам своей местности; чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических материалов. 

 

1

География

5

Открытие и исследования Сибири русскими путешественн            иками. 

1

 

Новосибирской области (5 часов)

 

 

 

6

Роль сибирских ученых в современных исследованиях планеты.

1

7

Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.

1

8

Смена времен года, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека (на примере Новосибирской области).

1

9

Проведение   простейших   географических исследований. Наблюдение за погодой, высотой солнца над горизонтом, сезонными изменениями состояния растительности и водоёмов вашей местности.

1

Рельеф НСО 

(3 часа). 

10

Земная поверхность: формы рельефа своей местности, их изменение под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. 

1

11

Полезные ископаемые НСО, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа.

1

12

Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей своей местности. Природные памятники литосферы. 

Проведение простейших географических исследований: Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте. 

1

Климат 

(6 часов)

13

Распределение тепла и влаги на поверхности

Земли. Погода и климат Новосибирской области.

1

14

Климат. Метеонаблюдения в нашем крае. 

1

15

Погодные явления Новосибирской области.

1

16

Климатические закономерности Климатические особенности разных частей нашей области.

1

17

Роль        климата        в        жизни         населения.

Фенологический очерк Новосибирской области по атласу НСО и материалам наблюдений за погодой.

 

1

18

Проведение простейших географических исследований. Наблюдение за погодой своей местности, ее описание. Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов. Объяснение устройства и применения      барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Выявление зависимости температуры и давления воздуха от высоты. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата Новосибирска и Новосибирской области.

1

Воды НСО (3 часа)

19

Поверхностные и подземные воды Новосибирской  области.          

1

 

 

 

 

20

Воды Татарского района и  с. Орловка.  Озеро, давшее жизнь нашему селу. Современное состояние озера. Экология.

1

21

Проведение простейших географических исследований. Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте.

Оценка обеспеченности водными ресурсами своей местности.

1

Почвы (2 часа)

22

Почвенный покров Новосибирской области. 

1

23

Почвы Татарского района и с. Орловка

1

24

Проведение простейших географических исследований. Наблюдение за изменением почвенного покрова. Описание почв на местности и по карте.

1

Растительный мир.

Животный мир 

(5 часов).

25

Разнообразие растений и животных, особенности их распространения на территории

Новосибирской области. 

1

26

Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах.

1

27

Сохранение человеком растительного и животного мира своей местности. 

1

28

Особо охраняемые территории Новосибирской области. Красная книга Новосибирской области.

1

 

29

Проведение простейших географических исследований: Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного мира на местности и по карте

1

Природопользование и          геоэкология (4

часа)

30

Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере; их характеристика и правила обеспечения безопасности людей. 

1

31

Сохранение качества окружающей среды. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды.

1

32

Экологические проблемы региона при разлиных типах хозяйствования. 

1

33

Проведение простейших географических исследований: Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от стихийных природных и техногенных явлений. Применение географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды. 

1

Защита исследовательских работ и проектов (2 часа)

34

Защита исследовательских работ и проектов

1

35

Защита исследовательских работ и проектов

1

 

Тематическое планирование 7 класс 35 часов

 

Раздел

урока

Тема урока

Количество часов

Введение (1 час)  

1

Введение.

1

Хозяйство и быт населения свое местности.

 (5 часов)

2

Саманные избы: строительный материал и технология постройки. 

 

 

1

3

Обзор традиционных ремесел.

1

4

Земледелие, животноводство - основные занятия жителей села.

1

5

Тематический поиск: «Традиционные ремесла». «Жизнь прожить – не поле перейти».

1

6

О людях труда села Орловка. (И.И. Самоличенко, династия Ковалевских, труженики тыла).

1

Духовная жизнь. (1 час)

7

Строительство церквей и монастырей.

 

1

 Почта и связь. (1 час)

8

Телеграф. Радио. Телефон. История развития связи в селе. Тематический поиск:

«История почты в селе Орловка»

1

История медпункта.

(1час)

 

9

Организация лечебных учреждений в Татарском районе. Тематический поиск:

«История больницы».

1

Традиции народной медицины. (3 часа)

10

Народные целители. Возрождение традиций. 

1

11

Знахарство и колдовство. Тематический поиск: «Народные целители села».

1

12

Исследовательская работа «Лекарственные растения с.Орловка в рецептах моей бабушки»и др.

1

Игры и забавы жителей села. (3 часа)

13

История игр и забав . Детские и взрослые игры. 

1

14

Игры во время народных праздников и гуляний. Составление картотеки игр и забав.

1

15

Проект: «Детские и взрослые игры и забавы жителей села».

1

 Фольклорные традиции. (6 часов)

16

Традиции и праздники села. Игры на посиделках. 

1

17

Фольклор нашего села.

1

18

Экскурсия в школьный краеведческий музей.

1

19

Праздники. Посиделки.

1

20

Частушки и песни.

1

21

Обряды: родильный, свадебный и погребальный.

1

     Наш край на карте мира. Новосибирская область. Населённые пункты. (3часа)

22

Население Татарского  района.

(численность, воспроизводство, нац. состав, демографическая ситуация, трудовые ресурсы).

1

23

Источники получения знаний о природе, населении и хозяйстве Новосибирской области.

1

24

Проведение простейших географических исследований. Ориентирование по картам своей местности; чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических материалов.

1

Загадочный мир названий (2 часа)

25

Загадочный мир названий. 

1

26

Топонимика сел Орловка, Волово, д. Камышино.

1

Культурное наследие края (5 часов)

27

Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ,

физкультура и спорт; 

1

28

Земляки, прославившие родной край.

1

29

Родная земля в литературе, живописи, музыке.

1

30

Знакомство с литературными произведениями односельчан.

1

31

Чтение стихотворений.

1

Природопользование и геоэкология

(3часа)

 

32

Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Деятельность человека по использованию и охране почв (на примере своей местности).            

Основные типы природопользования. 

1

33

Источники загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы региона при различных типах хозяйствования. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей своей местности. Природные памятники литосферы.  Проведение простейших географических исследований. Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от стихийных природных и техногенных явлений. Применение географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды.

1

 

 

34

Защита исследовательских работ и проектов

1

Защита исследовательских работ и проектов (2 часа)

35

Защита исследовательских работ и проектов

1

 

 

Тематическое планирование 8 класс

35 часов

 

Раздел

урока

Тема урока

Количество часов

Введение. (1 час) 

1

Введение

 

 

Особенности географического положения Новосибирской

области. (3 часа)

2

Размеры территории, границы, часовой пояс НСО   

 

 

3

Административно-территориальное деление территории Новосибирской области.

 

 

4

Область в составе Сибирского федерального округа

 

История заселения и освоения НСО   (7 часов)

5

Население области. Численность, размещение, естественное движение населения. 

 

 

 

6

Направления и типы миграции.

 

 

7

Половой и возрастной состав населения.

 

 

8

Народы и основные религии Новосибирска и Новосибирской области.

 

 

9

Особенности расселения; городское и сельское население.

 

 

10

Крупные города и другие типы населенных пунктов на территории области.

 

 

11

История города Новониколаевска. Памятники и памятные места Новосибирска и области

 

Наш край в годы

Великой

Отечественной

войны. (9 часов)

 

12

Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны.             

 

 

 

13

Как жили сибиряки в годы войны.

 

 

14

Новосибирская область в годы войны.

 

 

15

А.С. Покрышкин – трижды герой Советского Союза.

 

 

16

Татарский район и сёла Орловка Волово, Камышино в годы ВОВ.

 

 

17

Ветераны ВОВ с. Орловка 

 

 

18

Участник Парада Победы 1945года – Ковалевский М.Е. Человек интересной судьбы.

 

 

19

Труженики тыла. Женская военная судьба. Дети войны.

 

 

20

Экскурсия в школьный краеведческий музей. 

 

Наш край в 19501980-е годы. (2 часа)

21

Наш край в 1950-1980-е годы.

 

 

22

Наш край в 1950-1980-е годы.

 

Хозяйство и промышленность

23

Современное хозяйство Новосибирской области. 

 

 

(6 часов)

 

 

 

 

24

Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства.

 

 

25

Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития.

 

 

26

Внутренние различия районов и городов. Достопримечательности.

 

 

27

Градообразующие предприятия города Татарска, их роль в жизни города и района.

 

 

28

Предприятия на территории села. Проект «Труд, почёт и уважение». Проблемы и перспективы села Орловка. Я и мой район. Мой район через 10 лет. Создаем проекты домов и зданий нашего села в будущем.

 

Обрабатывающая промышленность

Новосибирска и Татарского района  (2 часа)

 

29

История промышленности Новосибирска и

Новосибирской области

 

 

 

30

История промышленности  Татарского района.  

 

 

Геральдика

Сибири (3 часа)

 

31

История создания герба и флага г. Новосибирска НСО и районов области.

 

 

 

32

История создания герба и флага НСО 

 

 

33

История создания герба и флага районов области.

 

Защита презентаций, исследовательских работ и проектов

(3 часа)

34-35

Защита презентаций, исследовательских работ и проектов

2

 

 

Тематическое планирование 9 класс

34 часа

 

Раздел

урока

Тема урока

Количество часов

Введение (1 час) 

1

Введение

1

Наш край в раннем средневековье (7 часов)

2

Гунны на территории нашего края в IV- V в. н.э. Великий Тюрский каганат.  

 

1

 

3

Народы Сибири в XIII-XVI вв.

1

 

4

Как складывается единый народ. Коренные народы.

1

 

5

Образы казаков и татар в сибирских летописях.

1

 

6

Конфликтные ситуации и факты проявления

1

 

 

 

национальной терпимости на первом этапе колонизации Сибири.

 

 

7

Образ жизни, быт, традиционная культура разных этносов Сибири.

1

 

8

Городища на территории Новосибирской области: Чёртово, Вознесенское. Сибирское ханство.

1

Освоение Сибири. XVII век (7 часов)

9

Поход Ермака в Сибирь.  

 

1

 

10

Присоединение Западной Сибири.

1

 

11

Вольнонародная колонизация.

1

 

12

Народы Сибири и нашего края в XVII – начале XVIII вв.

1

 

13

Своеобразие культуры и быта Сибири.

1

 

14

Сибирь и наш край в начале XX века.

1

 

15

Сибирская железная дорога. Новые города.

1

«Кровавые версты

20 века» (5 часов)

16

Революция и гражданская война в Сибири. 

 

1

 

17

Партизанское движение сибирских крестьян. НСО в гражданскую войну.

1

 

18

Наше село в гражданскую войну.

1

 

19

Партизанское движение. Желтоножко – командир отряда партизан.

1

 

20

Коллективизация в Сибири.

1

Наш край на карте мира. (3 часа)

21

Новосибирская область как часть региона страны.

1

 

22

ФГП, ЭГП: границы, площадь, административный центр

1

 

23

Символика, населенные пункты НСО 

1

Население (3 часа)

24

Население села      Орловка. 

1

 

25

Численность, воспроизводство, естественный прирост.

1

 

26

Половой, возрастной           и национальный состав. Движение населения.

1

Топонимика (2 часа)

27

Наука топонимика. 

 

1

 

28

Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории Татарского района.

1

Экология села (2 часа)

29

Мониторинг состояния окружающей среды своей местности. 

1

 

30

Проект «Край родной» презентация или фильм.

1

Новосибирская область в современном мире

(2часа). 

31

Характеристика экономических связей Новосибирска и Новосибирской области.

1

 

32

Характеристика политических и культурных связей Новосибирска и Новосибирской области.

1

Защита презентаций, исследовательских

33-34

Защита презентаций, исследовательских работ и проектов

2

 

работ и проектов  (2 часа)

 

 

 


 

Оценочные материалы

Диагностика знаний, умений, навыков, усвоенных воспитанниками в рамках программы кружка «Люби и знай свой край»

 

 

 

п/п

Фамилия,имя

Промежуточная аттестация 

Участие в предметной неделе по географии

Участие в краеведческой викторине

Участие в исследовательской работе

Участие в конкурсах, акциях по краевед. тематике 

Колво бал- лов

В конце первого полугодия

В конце года

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

 

 

 

 

 

 

 

 

10.

 

 

 

 

 

 

 

 

11.

 

 

 

 

 

 

 

 

12.

 

 

 

 

 

 

 

 

13.

 

 

 

 

 

 

 

 

14.

 

 

 

 

 

 

 

 

15.

 

 

 

 

 

 

 

 

16.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии оценки:

-участие         1 балл

-призовое место   3-5 баллов

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

2015

2015

Личностные результаты освоения программы : класс

Личностные результаты освоения программы : класс

Российская гражданская идентичность (осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа)

Российская гражданская идентичность (осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа)

Российская гражданская идентичность (чувство ответственности и долга перед

Российская гражданская идентичность (чувство ответственности и долга перед

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Люби и знай свой край», реализующая ФГОС ООО

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Люби и знай свой край», реализующая ФГОС ООО

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); -ориентироваться в содержании текста, понимать -определять возможные роли в совместной деятельности; -играть определенную роль…

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); -ориентироваться в содержании текста, понимать -определять возможные роли в совместной деятельности; -играть определенную роль…

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной…

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной…

Обучающийся сможет: -определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; -отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль…

Обучающийся сможет: -определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; -отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль…

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной

-создавать вербальные, -принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы); -определять свои действия и действия партнера, которые способствовали…

-создавать вербальные, -принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы); -определять свои действия и действия партнера, которые способствовали…

учетом этических и правовых норм. 7 -идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; -обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;…

учетом этических и правовых норм. 7 -идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; -обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;…

7 -идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; -обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; -планировать и корректировать свою индивидуальную…

7 -идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; -обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; -планировать и корректировать свою индивидуальную…

планируемого результата; -работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; -устанавливать связь между полученными…

планируемого результата; -работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; -устанавливать связь между полученными…

написание писем, сочинений,

написание писем, сочинений,

докладов, рефератов, создание презентаций и др.

докладов, рефератов, создание презентаций и др.

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Обучающийся сможет: -предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта

Обучающийся сможет: -предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта

выпус кник -планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию; -свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат -строить…

выпус кник -планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию; -свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат -строить…

Планируемые предметные результаты изучения курса «Люби и знай свой край»:

Планируемые предметные результаты изучения курса «Люби и знай свой край»:

ориентироваться на местности при помощи топографических карт и местных признаков; читать планы местности и географические карты; строить простые планы местности; создавать простейшие географические карты различного…

ориентироваться на местности при помощи топографических карт и местных признаков; читать планы местности и географические карты; строить простые планы местности; создавать простейшие географические карты различного…

Содержание программы 5 класс

Содержание программы 5 класс

Первая школа в селе. Образование церковно-приходской школы

Первая школа в селе. Образование церковно-приходской школы

Фенологический очерк Новосибирской области по атласу

Фенологический очерк Новосибирской области по атласу

Обзор традиционных ремесел

Обзор традиционных ремесел

Содержание программы 8 класс

Содержание программы 8 класс

Тематическое планирование 5 класс 35 часов

Тематическое планирование 5 класс 35 часов

Тематическое планирование 5 класс 35 часов

Тематическое планирование 5 класс 35 часов

Понятие малая Родина. Роль географической науки в изучении природы, населения и хозяйства

Понятие малая Родина. Роль географической науки в изучении природы, населения и хозяйства

Понятие малая Родина. Роль географической науки в изучении природы, населения и хозяйства

Понятие малая Родина. Роль географической науки в изучении природы, населения и хозяйства

Проведение простейших географических исследований :

Проведение простейших географических исследований :

Духовная жизнь. (1 час) 7

Духовная жизнь. (1 час) 7

Культурное наследие края (5 часов) 27

Культурное наследие края (5 часов) 27

Особенности географического положения

Особенности географического положения

Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития

Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития

Конфликтные ситуации и факты проявления 1 национальной терпимости на первом этапе колонизации

Конфликтные ситуации и факты проявления 1 национальной терпимости на первом этапе колонизации

Новосибирская область в современном мире (2часа)

Новосибирская область в современном мире (2часа)

Оценочные материалы Диагностика знаний, умений, навыков, усвоенных воспитанниками в рамках программы кружка «Люби и знай свой край» № п/п

Оценочные материалы Диагностика знаний, умений, навыков, усвоенных воспитанниками в рамках программы кружка «Люби и знай свой край» № п/п
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2023