Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Орловская средняя общеобразовательная школа
Татарского района Новосибирской области
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Люби и знай свой край», реализующая ФГОС ООО
5-9 классы
Составитель: учитель географии Самоличенко Н.В.
2015
Личностные результаты освоения программы:
класс |
Личностные результаты |
5 |
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России (идентификация себя в качестве гражданина России). 2. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. 3. Готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. 4. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения (веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). 5. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. 6. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. 7. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу). 8. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. 9. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных особенностей. 10. Интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции). |
6 |
1. Российская гражданская идентичность (субъективная значимость использования русского языка и языков народов России). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края. 2. Готовность к конструированию образа допустимых способов диалога. 3. Уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной, в том числе в понимании красоты человека. |
7 |
1. Российская гражданская идентичность (осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). 2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. 3. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. 4. Готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур. 5.Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни. 6.Сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения. |
8 |
1. Осознание основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России). 2. Готовностьосознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. 3.Формированиеосознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию). 4. Готовность и способность к ведению переговоров. 5.Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами). 6.Эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира. 7.Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления. |
выпуск ник |
1. Российская гражданская идентичность (чувство ответственности и долга перед Родиной, интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества). 2. Готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. 3.Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 4. Идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала. 5. Способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и |
|
личностно-значимой ценности. 6. Наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно- эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности). |
Планируемые метапредметные результаты
Класс |
Регулятивные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
5 |
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет: -анализировать |
1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет: -подбирать слова, |
1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: |
|
существующие и планировать будущие образовательные результаты; -выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; -ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; -формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: -выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; -составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); -описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям. 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, |
соподчиненные ключевому слову, определяющие его признак свойства; -выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; -выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; -самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; -вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: -обозначать символом и знаком предмет и/или явление; -определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; -создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; -строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; -переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот. 3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); -ориентироваться в содержании текста, понимать |
-определять возможные роли в совместной деятельности; -играть определенную роль в совместной деятельности; -принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения); -определять свои действия и действия партнера; -строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; -корректно отстаивать свою точку зрения; -критически относиться к собственному мнению; -выделять общую точку зрения в дискуссии; -договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; -организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); -устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/непри ятием со стороны собеседника задачи, формы или |
|
|
целостный смысл текста, структурировать текст; |
содержания диалога. 2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет: -определять задачу |
|
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: -определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; -отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; -оценивать свою деятельность; -работать по своему плану; -устанавливать связь между полученными характеристиками продукта; -сверять свои действия с целью и, при |
-преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный - учебный, научно-популярный, информационный, текст non- fiction); -критически оценивать содержание и форму текста. 4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет: -определять свое отношение к природной среде; -выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения. 5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет: -определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы. |
коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; -отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); -принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником. З.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее - ИКТ). Обучающийся сможет: -целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с |
|
необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет: -наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся В процессе взаимопроверки |
|
помощью средств ИКТ; -выбирать и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных языков в соответствии с условиями коммуникации; -выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи; -использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программноаппаратн ых средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений. |
6 |
1.Обучающийся сможет: определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; -систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; -находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации |
-объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; -вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; -делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными -создавать вербальные, |
-принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы); -определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; -критически |
|
и/или при отсутствии планируемого результата; -работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность. |
вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией; -строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; -резюмировать главную идею текста; -распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды; -осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями. |
относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково); -представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; -высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; -выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных языков в соответствии с условиями коммуникации; -использовать информацию с учетом этических и правовых норм. |
7 |
-идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; -обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; -планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию; -оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия |
-выделять явление из общего ряда других явлений; -объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; -объяснять, детализируя или обобщая; -объяснять с заданной точки зрения); -преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; -строить доказательство: |
-принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы,корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы; -критически относиться к собственному мнению, с достоинством |
|
планируемого результата; -работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; -устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности; -оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; -соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы. |
прямое; -устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; -анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; -формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска. |
признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; -предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; -соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; -создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств; -выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации; -использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программноаппаратн ых средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, |
|
|
|
докладов, рефератов, создание презентаций и др. |
8 |
1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет: -обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов. 2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: -определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; -выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); -определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения. З.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, |
1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет: -выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинноследственный анализ; -определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; -строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям. 2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: -строить доказательство: косвенное, от противного; -анализировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе |
1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; -работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: -принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: гипотезы, аксиомы, теории. 2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; -владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет: -использовать вербальные средства |
|
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: -предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта. 4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: -определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; -анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи. -Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет: - самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. |
предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата. 3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет критически оценивать содержание и форму текста. 4.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций. 5.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью. |
(средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления; -использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобр анные под руководством учителя. 3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее - ИКТ). Обучающийся сможет: -создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. |
выпус кник |
-планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию; -свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат |
-строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; -излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; - анализировать/рефлексировать |
-принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; |
|
и способы действий; -обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; -фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов; -принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; -ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности; -демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности) |
опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата; -прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора. |
-делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. |
Планируемые предметные результаты изучения курса «Люби и знай свой край»:
Ученик научится:
использовать различные источники географической и исторической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных
задач; основные этапы и ключевые события истории края с древности до наших дней; анализировать, обобщать и интерпретировать краеведческую информацию; по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности; определятьисравниватькачественныеиколичественныепоказатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного соде ржания;
в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации
выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию; составлять описание объектов, процессов и явлений с использованием разных
источников краеведческой информации; представлять в различных формах краеведческую информацию необходимую для
решения учебных и практико -ориентированных задач. соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и
длительность важнейших событий истории края;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении
различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные
черты исторических процессов, явлений и событий; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории
края, достижениям культуры;
Ученик получит возможность научиться:
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и местных
признаков; читать планы местности и географические карты; строить простые планы местности;
создавать простейшие географические карты различного содержания;
различать изученные объекты, процессы и явления, сравнивать различные объекты,
процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха,
атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в
разных условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде; приводить примеры, показывающие роль краеведения в решении социально-
экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования краеведческих знаний в различных областях деятельности;
создавать письменные тексты и устные сообщения о местных явлениях на основе
нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацие й.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для: понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений
современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов края; объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов края в общении с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Содержание программы
Введение. Краеведение- наука о родном крае. (2 часа)
Что изучает краеведение. Понятие «малая Родина». Знакомство с программой курса, терминологией. Час общения. «Отсюда всё мое начало». Глубинка родниковая моя.
Проведение простейших географических исследований.
Ориентирование по картам свое местности; Происхождение Татарского района. (3 часа)
История заселения и освоения Татарского района. Дата образования района.
Документы, рассказавшие о происхождения района.
Геральдика района.
Родное село. (6 часов)
История создания и развития села Орловка. Первые жители села. Потомки первых жителей, их рассказы и воспоминания. Первая улица села. Экскурсия на озеро «Жирное». Тематический поиск: «История села, рассказанная старожилами».
История моей семьи. (6 часов)
Откуда я родом. История моей семьи. Традиции моей семьи. Правила составления родословной. Значимость для человека знаний о его предках. Человек и история. История в лицах О чём рассказали фотографии из семейного альбома. Составить рассказ о людях на старых фотографиях в семейном альбоме. История семьи коренных жителей села.
Творческая работа: «Моя семья в истории села» или «Судьба семьи в судьбе Родины». Составление родословной. Групповая работа по составлению презентации «Моя семья». История школы. (5 часов)
Первая школа в селе. Образование церковно-приходской школы. Учителя школы и их трудовой путь; Отдельные судьбы выпускников. «Школьные династии» «История пионерской организации» «История эволюции школьной формы». Подготовка материалов в школьный музей.
Наш край на карте (5 часов)
Наш дом родной. Экскурсия по селу. По родным местам.
План и карта. Изучаем масштаб. Учимся ориентироваться. Население села Орловка. (численность, воспроизводство, нац. состав). Проведение простейших географических исследований. Наблюдение за погодой, высотой солнца над горизонтом, сезонными изменениями состояния растительности и водоёмов вашей местности.
Природа родного края. Флора и фауна своей местности и Татарского района (6 часов) Дикорастущие растения (деревья, кустарники и травянистые растения) своей местности и Татарского района. Лиственные и хвойные деревья Татарского района и с. Орловка(дикорастущие растения). Растения, занесенные в Красную книгу Новосибирской области. Первоцветы с.Орловка.
Животные Татарского района и окрестностей с. Орловка Животные Красной книги Новосибирской области.
Защита исследовательских работ и проектов (2 часа)
Введение (1 час)
Знакомство с программой курса, терминологией.
Источники географической информации (3 часа)
Понятие малая Родина. Роль географической науки в изучении природы, населения и хозяйства Новосибирской области. Традиционные и современные методы изучения Земли. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. Источники получения знаний о природе, населении и хозяйстве НСО.
Проведение простейших географических исследований: Ориентирование по картам своей местности; чтение карт, космических и аэрофотоснимков, с татистических материалов.
География Новосибирской области (5 часов)
Открытие и исследования Сибири русскими путешественниками. Роль сибирских ученых в современных исследованиях планеты. Объяснение географических следствий движения Земли
вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Смена времен года, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека (на примере Новосибирской области).
Проведение простейших географических исследований. Наблюдение за погодой, высотой солнца над горизонтом, сезонными изменениями состояния растительности и водоёмов вашей местности.
Рельеф НСО (3 часа).
Земная поверхность: формы рельефа своей местности, их изменение под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. Полезные ископаемые НСО, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей своей местности. Природные памятники литосферы.
Проведение простейших географических исследований: Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте.
Климат (6 часов)
Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и климат Новосибирской области.
Климат. Метеонаблюдения в нашем крае. Погодные явления Новосибирской области. Климатические закономерности Климатические особенности разных частей нашей области. Роль климата в жизни населения. Фенологический очерк Новосибирской области по атласу НСО и материалам наблюдений за погодой.
Проведение простейших географических исследований. Наблюдение за погодой своей местности, ее описание. Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов. Объяснение устройства и применения
барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Выявление зависимости температуры и давления воздуха от высоты. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата Новосибирска и Новосибирской области.
Воды НСО (3 часа)
Поверхностные и подземные воды Новосибирской области.
Воды Татарского района и с. Орловка. Озеро, давшее жизнь нашему селу. Современное состояние озера. Экология.
Проведение простейших географических исследований. Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте.
Оценка обеспеченности водными ресурсами своей местности. Почвы (2 часа)
Почвенный покров Новосибирской области. Почвы Татарского района и с. Орловка
Проведение простейших географических исследований. Наблюдение за изменением почвенного покрова. Описание почв на местности и по карте.
Растительный мир. Животный мир (5 часов).
Разнообразие растений и животных, особенности их распространения на территории Новосибирской области. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Сохранение человеком растительного и животного мира своей местности. Особо охраняемые территории Новосибирской области. Красная книга Новосибирской области. Описание растительного и животного мира на местности и по карте.
Проведение простейших географических исследований: Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного мира на местности и по карте.
Природопользование и геоэкология (4 часа)
Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере; их характеристика и правила обеспечения безопасности людей. Сохранение качества окружающей среды.
Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды.
Экологические проблемы региона при различных типах хозяйствования.
Проведение простейших географических исследований: Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от стихийных природных и техногенных явлений. Применение географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды.
Защита исследовательских работ и проектов (2 часа)
7 класс Введение (1 час)
Хозяйство и быт населения свое местности. (5 часов)
Саманные избы: строительный материал и технология постройки. Земледелие, животноводство - основные занятия жителей станицы.
Обзор традиционных ремесел. Тематический поиск: «Традиционные ремесла». «Жизнь прожить – не поле перейти». О людях труда села Орловка (И.И. Самоличенко, династия Ковалевских, труженики тыла).
Духовная жизнь. (1 час)
Строительство церквей и монастырей.
Почта и связь. (1 час)
Телеграф. Радио. Телефон. История развития связи в селе. Тематический поиск: «История почты в селе Орловка».
История медпункта. (1час)
Организация лечебных учреждений в Татарском районе. Тематический поиск: «История больницы». Традиции народной медицины. (3 часа)
Народные целители. Возрождение традиций. Знахарство и колдовство. Тематический поиск: «Народные целители села». Исследовательская работа «Лекарственные растения с.Орловка в рецептах моей бабушки»и др.
Игры и забавы жителей села. (3 часа)
История игр и забав . Детские и взрослые игры. Игры во время народных праздников и гуляний. Составление картотеки игр и забав. Проект: «Детские и взрослые игры и забавы жителей села».
Фольклорные традиции. (6 часов)
Традиции и праздники села. Фольклор нашего села. Экскурсия в школьный краеведческий музей. Праздники. Посиделки. Игры на посиделках. Частушки и песни. Обряды: родильный, свадебный и погребальный.
Наш край на карте мира. Новосибирская область. Населённые пункты. (3часа)
Население Татарского района. (численность, воспроизводство, нац. состав, демографическая ситуация, трудовые ресурсы). Источники получения знаний о природе, населении и хозяйстве Новосибирской области. Проведение простейших географических исследований. Ориентирование по картам своей местности; чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических материалов.
Загадочный мир названий (2 часа)
Загадочный мир названий. Топонимика сел Орловка, Волово, д. Камышино.
Культурное наследие края (5 часов)
Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край. Родная земля в литературе, живописи, музыке. Знакомство с литературными произведениями односельчан. Чтение стихотворений. Природопользование и геоэкология (2 часа)
Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Деятельность человека по использованию и охране почв (на примере своей местности). Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы региона при различных типах хозяйствования.
Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей своей местности. Природные памятник и литосферы.
Проведение простейших географических исследований. Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от стихийных природных и техногенных явлений. Применение географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды.
Защита исследовательских работ и проектов (2 часа)
8 класс Введение. (1 час)
Особенности географического положения Новосибирской области. (3 часа)
Размеры территории, границы, часовой пояс, административно-территориальное деление территории Новосибирской области. Область в составе Сибирского федерального округа История заселения и освоения НСО (7 часов)
Население области. Численность, размещение, естественное движение населения. Направления и типы миграции. Половой и возрастной состав населения. Народы и основные религии Новосибирска и Новосибирской области. Особенности расселения; городское и сельское население.
Крупные города и другие типы населенных пунктов на территории области. История города
Новониколаевска. Памятники и памятные места Новосибирска и области
Наш край в годы Великой Отечественной войны. (9 часов)
Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны. Как жили сибиряки в годы войны. Новосибирская область в годы войны. А.С. Покрышкин – трижды герой Советского Союза.
Татарский район и сёла Орловка Волово, Камышино в годы ВОВ. Ветераны ВОВ. Участник Парада Победы 1945года – Ковалевский М.Е. Труженики тыла. Женская военная судьба. Дети войны. Экскурсия в школьный краеведческий музей. Человек интересной судьбы.
Наш край в 1950-1980-е годы. (2 часа) Хозяйство и промышленность (6 часов)
Современное хозяйство Новосибирской области. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. Внутренние различия районов и городов.
Достопримечательности.
Градообразующие предприятия города Татарска, их роль в жизни города и района. Предприятия на территории села. Проект «Труд, почёт и уважение». Проблемы и перспективы села Орловка. Я и мой район. Мой район через 10 лет. Создаем проекты домов и зданий нашего села в будущем.
Обрабатывающая промышленность Новосибирска и Татарского района (2 часа) История промышленности Новосибирска и Татарского района. Геральдика Сибири (3 часа)
История создания герба и флага НСО и районов области.
Защита презентаций, исследовательских работ и проектов (2 часа)
Формы и виды деятельности: экскурсии, игры, викторины, проектная и исследовательская деятельность, использование интернет-технологий, создание презентаций, посещение школьного музея, оформление выставок, лекции, беседы, опережающие задания по использованию дополнительной литературы и местного материала, рефераты, работа с картами, анкетирование, интервьюирование, работа в музее, практические занятия, игровые ситуации, использование тестов и викторин, работа в парах, в группах.
Раздел |
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
Введение. Краеведение- наука о родном крае. (2 часа)
|
1 |
Что изучает краеведение. Понятие «малая Родина». Знакомство с программой курса, терминологией. |
1 |
2 |
Час общения. «Отсюда всё мое начало». Глубинка родниковая моя. Проведение простейших географических исследований. Ориентирование по картам свое местности; |
1 |
|
Происхождение Татарского района. (3 часа) |
3 |
История заселения и освоения Татарского района.
|
1 |
4 |
Дата образования района. Документы, рассказавшие о происхождения района. |
1 |
|
5 |
Геральдика района.
|
1 |
|
Родное село. (6 часов)
|
6 |
История создания и развития села Орловка.
|
1 |
7 |
Первые жители села. |
1 |
|
8 |
Потомки первых жителей, их рассказы и воспоминания. |
1 |
|
9 |
Первая улица села. |
1 |
|
10 |
Экскурсия на озеро «Жирное». |
1 |
|
11 |
Тематический поиск: «История села, рассказанная старожилами». |
1 |
|
История моей семьи. (6 часов) |
12 |
Откуда я родом. История моей семьи.
|
1 |
13 |
Традиции моей семьи. |
1 |
|
14 |
Правила составления родословной. |
1 |
|
15 |
Значимость для человека знаний о его предках. Человек и история. |
1 |
|
16 |
История в лицах . О чём рассказали фотографии из семейного альбома. Составить рассказ о людях на старых фотографиях в семейном альбоме. История семьи коренных жителей села. |
1 |
|
17 |
Творческая работа: «Моя семья в истории села» или «Судьба семьи в судьбе Родины». Составление родословной. Групповая работа по составлению презентации «Моя семья». |
1 |
|
История школы. (5 часов) |
18 |
Первая школа в селе. Образование церковноприходской школы. «Школьные династии» |
1 |
19 |
Учителя школы и их трудовой путь; |
1 |
|
20 |
Отдельные судьбы выпускников. |
1 |
|
21 |
«История пионерской организации» «История эволюции школьной формы». |
1 |
|
22 |
Подготовка материалов в школьный музей. |
1 |
|
Наш край на карте (5 часов) |
23 |
Наш дом родной. Экскурсия по селу. По родным местам. |
1 |
|
24 |
План и карта. Изучаем масштаб. |
1 |
25 |
Учимся ориентироваться. |
1 |
|
26 |
Население села Орловка. (численность, воспроизводство, нац. состав). |
1 |
|
27 |
Проведение простейших географических исследований. Наблюдение за погодой, высотой солнца над горизонтом, сезонными изменениями состояния растительности и водоёмов вашей местности. |
1 |
|
Природа родного края. Флора и фауна своей местности и Татарского района (6 часов) |
28 |
Дикорастущие растения (деревья, кустарники и травянистые растения) своей местности и Татарского района.
|
1 |
29 |
Лиственные и хвойные деревья Татарского района и с. Орловка (дикорастущие растения). |
1 |
|
30 |
Растения, занесенные в Красную книгу Новосибирской области |
1 |
|
31 |
Первоцветы с.Орловка |
1 |
|
32 |
Животные Татарского района и окрестностей с. Орловка |
1 |
|
33 |
Животные Красной книги Новосибирской области.
|
1 |
|
Защита исследовательских работ и проектов (2 часа) |
34 |
Защита исследовательских работ и проектов |
1 |
35 |
Защита исследовательских работ и проектов |
1 |
Тематическое планирование 6 класс
Раздел |
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
Введение (1 час) |
1 |
Введение. Знакомство с программой курса, терминологией. |
1 |
Источники географической информации (3 часа) |
2 |
Понятие малая Родина. Роль географической науки в изучении природы, населения и хозяйства Новосибирской области. |
1 |
3 |
Традиционные и современные методы изучения Земли. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. |
1 |
|
4 |
Источники получения знаний о природе, населении и хозяйстве НСО. Проведение простейших географических исследований: Ориентирование по картам своей местности; чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических материалов.
|
1 |
|
География |
5 |
Открытие и исследования Сибири русскими путешественн иками. |
1 |
Новосибирской области (5 часов) |
|
|
|
6 |
Роль сибирских ученых в современных исследованиях планеты. |
1 |
|
7 |
Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. |
1 |
|
8 |
Смена времен года, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека (на примере Новосибирской области). |
1 |
|
9 |
Проведение простейших географических исследований. Наблюдение за погодой, высотой солнца над горизонтом, сезонными изменениями состояния растительности и водоёмов вашей местности. |
1 |
|
Рельеф НСО (3 часа). |
10 |
Земная поверхность: формы рельефа своей местности, их изменение под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. |
1 |
11 |
Полезные ископаемые НСО, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. |
1 |
|
12 |
Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей своей местности. Природные памятники литосферы. Проведение простейших географических исследований: Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте. |
1 |
|
Климат (6 часов) |
13 |
Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и климат Новосибирской области. |
1 |
14 |
Климат. Метеонаблюдения в нашем крае. |
1 |
|
15 |
Погодные явления Новосибирской области. |
1 |
|
16 |
Климатические закономерности Климатические особенности разных частей нашей области. |
1 |
|
17 |
Роль климата в жизни населения. Фенологический очерк Новосибирской области по атласу НСО и материалам наблюдений за погодой.
|
1 |
|
18 |
Проведение простейших географических исследований. Наблюдение за погодой своей местности, ее описание. Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов. Объяснение устройства и применения барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Выявление зависимости температуры и давления воздуха от высоты. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата Новосибирска и Новосибирской области. |
1 |
|
Воды НСО (3 часа) |
19 |
Поверхностные и подземные воды Новосибирской области. |
1 |
|
|
|
|
20 |
Воды Татарского района и с. Орловка. Озеро, давшее жизнь нашему селу. Современное состояние озера. Экология. |
1 |
|
21 |
Проведение простейших географических исследований. Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Оценка обеспеченности водными ресурсами своей местности. |
1 |
|
Почвы (2 часа) |
22 |
Почвенный покров Новосибирской области. |
1 |
23 |
Почвы Татарского района и с. Орловка |
1 |
|
24 |
Проведение простейших географических исследований. Наблюдение за изменением почвенного покрова. Описание почв на местности и по карте. |
1 |
|
Растительный мир. Животный мир (5 часов). |
25 |
Разнообразие растений и животных, особенности их распространения на территории Новосибирской области. |
1 |
26 |
Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. |
1 |
|
27 |
Сохранение человеком растительного и животного мира своей местности. |
1 |
|
28 |
Особо охраняемые территории Новосибирской области. Красная книга Новосибирской области. |
1 |
|
|
29 |
Проведение простейших географических исследований: Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного мира на местности и по карте |
1 |
Природопользование и геоэкология (4 часа) |
30 |
Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере; их характеристика и правила обеспечения безопасности людей. |
1 |
31 |
Сохранение качества окружающей среды. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. |
1 |
|
32 |
Экологические проблемы региона при разлиных типах хозяйствования. |
1 |
|
33 |
Проведение простейших географических исследований: Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от стихийных природных и техногенных явлений. Применение географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды. |
1 |
|
Защита исследовательских работ и проектов (2 часа) |
34 |
Защита исследовательских работ и проектов |
1 |
35 |
Защита исследовательских работ и проектов |
1 |
Раздел |
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
Введение (1 час) |
1 |
Введение. |
1 |
Хозяйство и быт населения свое местности. (5 часов) |
2 |
Саманные избы: строительный материал и технология постройки.
|
1 |
3 |
Обзор традиционных ремесел. |
1 |
|
4 |
Земледелие, животноводство - основные занятия жителей села. |
1 |
|
5 |
Тематический поиск: «Традиционные ремесла». «Жизнь прожить – не поле перейти». |
1 |
|
6 |
О людях труда села Орловка. (И.И. Самоличенко, династия Ковалевских, труженики тыла). |
1 |
|
Духовная жизнь. (1 час) |
7 |
Строительство церквей и монастырей.
|
1 |
Почта и связь. (1 час) |
8 |
Телеграф. Радио. Телефон. История развития связи в селе. Тематический поиск: «История почты в селе Орловка» |
1 |
История медпункта. (1час)
|
9 |
Организация лечебных учреждений в Татарском районе. Тематический поиск: «История больницы». |
1 |
Традиции народной медицины. (3 часа) |
10 |
Народные целители. Возрождение традиций. |
1 |
11 |
Знахарство и колдовство. Тематический поиск: «Народные целители села». |
1 |
|
12 |
Исследовательская работа «Лекарственные растения с.Орловка в рецептах моей бабушки»и др. |
1 |
|
Игры и забавы жителей села. (3 часа) |
13 |
История игр и забав . Детские и взрослые игры. |
1 |
14 |
Игры во время народных праздников и гуляний. Составление картотеки игр и забав. |
1 |
|
15 |
Проект: «Детские и взрослые игры и забавы жителей села». |
1 |
|
Фольклорные традиции. (6 часов) |
16 |
Традиции и праздники села. Игры на посиделках. |
1 |
17 |
Фольклор нашего села. |
1 |
|
18 |
Экскурсия в школьный краеведческий музей. |
1 |
|
19 |
Праздники. Посиделки. |
1 |
|
20 |
Частушки и песни. |
1 |
|
21 |
Обряды: родильный, свадебный и погребальный. |
1 |
|
Наш край на карте мира. Новосибирская область. Населённые пункты. (3часа) |
22 |
Население Татарского района. (численность, воспроизводство, нац. состав, демографическая ситуация, трудовые ресурсы). |
1 |
23 |
Источники получения знаний о природе, населении и хозяйстве Новосибирской области. |
1 |
|
24 |
Проведение простейших географических исследований. Ориентирование по картам своей местности; чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических материалов. |
1 |
|
Загадочный мир названий (2 часа) |
25 |
Загадочный мир названий. |
1 |
26 |
Топонимика сел Орловка, Волово, д. Камышино. |
1 |
|
Культурное наследие края (5 часов) |
27 |
Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; |
1 |
28 |
Земляки, прославившие родной край. |
1 |
|
29 |
Родная земля в литературе, живописи, музыке. |
1 |
|
30 |
Знакомство с литературными произведениями односельчан. |
1 |
|
31 |
Чтение стихотворений. |
1 |
|
Природопользование и геоэкология (3часа)
|
32 |
Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Деятельность человека по использованию и охране почв (на примере своей местности). Основные типы природопользования. |
1 |
33 |
Источники загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы региона при различных типах хозяйствования. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей своей местности. Природные памятники литосферы. Проведение простейших географических исследований. Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от стихийных природных и техногенных явлений. Применение географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды. |
1
|
|
|
34 |
Защита исследовательских работ и проектов |
1 |
Защита исследовательских работ и проектов (2 часа) |
35 |
Защита исследовательских работ и проектов |
1 |
Тематическое планирование 8 класс
Раздел |
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
Введение. (1 час) |
1 |
Введение
|
|
Особенности географического положения Новосибирской области. (3 часа) |
2 |
Размеры территории, границы, часовой пояс НСО |
|
|
3 |
Административно-территориальное деление территории Новосибирской области. |
|
|
4 |
Область в составе Сибирского федерального округа |
|
История заселения и освоения НСО (7 часов) |
5 |
Население области. Численность, размещение, естественное движение населения.
|
|
|
6 |
Направления и типы миграции. |
|
|
7 |
Половой и возрастной состав населения. |
|
|
8 |
Народы и основные религии Новосибирска и Новосибирской области. |
|
|
9 |
Особенности расселения; городское и сельское население. |
|
|
10 |
Крупные города и другие типы населенных пунктов на территории области. |
|
|
11 |
История города Новониколаевска. Памятники и памятные места Новосибирска и области |
|
Наш край в годы Великой Отечественной войны. (9 часов)
|
12 |
Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны.
|
|
|
13 |
Как жили сибиряки в годы войны. |
|
|
14 |
Новосибирская область в годы войны. |
|
|
15 |
А.С. Покрышкин – трижды герой Советского Союза. |
|
|
16 |
Татарский район и сёла Орловка Волово, Камышино в годы ВОВ. |
|
|
17 |
Ветераны ВОВ с. Орловка |
|
|
18 |
Участник Парада Победы 1945года – Ковалевский М.Е. Человек интересной судьбы. |
|
|
19 |
Труженики тыла. Женская военная судьба. Дети войны. |
|
|
20 |
Экскурсия в школьный краеведческий музей. |
|
Наш край в 19501980-е годы. (2 часа) |
21 |
Наш край в 1950-1980-е годы. |
|
|
22 |
Наш край в 1950-1980-е годы. |
|
Хозяйство и промышленность |
23 |
Современное хозяйство Новосибирской области.
|
|
(6 часов) |
|
|
|
|
24 |
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства. |
|
|
25 |
Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. |
|
|
26 |
Внутренние различия районов и городов. Достопримечательности. |
|
|
27 |
Градообразующие предприятия города Татарска, их роль в жизни города и района. |
|
|
28 |
Предприятия на территории села. Проект «Труд, почёт и уважение». Проблемы и перспективы села Орловка. Я и мой район. Мой район через 10 лет. Создаем проекты домов и зданий нашего села в будущем. |
|
Обрабатывающая промышленность Новосибирска и Татарского района (2 часа)
|
29 |
История промышленности Новосибирска и Новосибирской области
|
|
|
30 |
История промышленности Татарского района.
|
|
Геральдика Сибири (3 часа)
|
31 |
История создания герба и флага г. Новосибирска НСО и районов области.
|
|
|
32 |
История создания герба и флага НСО |
|
|
33 |
История создания герба и флага районов области. |
|
Защита презентаций, исследовательских работ и проектов (3 часа) |
34-35 |
Защита презентаций, исследовательских работ и проектов |
2 |
Тематическое планирование 9 класс
Раздел |
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
Введение (1 час) |
1 |
Введение |
1 |
Наш край в раннем средневековье (7 часов) |
2 |
Гунны на территории нашего края в IV- V в. н.э. Великий Тюрский каганат.
|
1 |
|
3 |
Народы Сибири в XIII-XVI вв. |
1 |
|
4 |
Как складывается единый народ. Коренные народы. |
1 |
|
5 |
Образы казаков и татар в сибирских летописях. |
1 |
|
6 |
Конфликтные ситуации и факты проявления |
1 |
|
|
национальной терпимости на первом этапе колонизации Сибири. |
|
|
7 |
Образ жизни, быт, традиционная культура разных этносов Сибири. |
1 |
|
8 |
Городища на территории Новосибирской области: Чёртово, Вознесенское. Сибирское ханство. |
1 |
Освоение Сибири. XVII век (7 часов) |
9 |
Поход Ермака в Сибирь.
|
1 |
|
10 |
Присоединение Западной Сибири. |
1 |
|
11 |
Вольнонародная колонизация. |
1 |
|
12 |
Народы Сибири и нашего края в XVII – начале XVIII вв. |
1 |
|
13 |
Своеобразие культуры и быта Сибири. |
1 |
|
14 |
Сибирь и наш край в начале XX века. |
1 |
|
15 |
Сибирская железная дорога. Новые города. |
1 |
«Кровавые версты 20 века» (5 часов) |
16 |
Революция и гражданская война в Сибири.
|
1 |
|
17 |
Партизанское движение сибирских крестьян. НСО в гражданскую войну. |
1 |
|
18 |
Наше село в гражданскую войну. |
1 |
|
19 |
Партизанское движение. Желтоножко – командир отряда партизан. |
1 |
|
20 |
Коллективизация в Сибири. |
1 |
Наш край на карте мира. (3 часа) |
21 |
Новосибирская область как часть региона страны. |
1 |
|
22 |
ФГП, ЭГП: границы, площадь, административный центр |
1 |
|
23 |
Символика, населенные пункты НСО |
1 |
Население (3 часа) |
24 |
Население села Орловка. |
1 |
|
25 |
Численность, воспроизводство, естественный прирост. |
1 |
|
26 |
Половой, возрастной и национальный состав. Движение населения. |
1 |
Топонимика (2 часа) |
27 |
Наука топонимика.
|
1 |
|
28 |
Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории Татарского района. |
1 |
Экология села (2 часа) |
29 |
Мониторинг состояния окружающей среды своей местности. |
1 |
|
30 |
Проект «Край родной» презентация или фильм. |
1 |
Новосибирская область в современном мире (2часа). |
31 |
Характеристика экономических связей Новосибирска и Новосибирской области. |
1 |
|
32 |
Характеристика политических и культурных связей Новосибирска и Новосибирской области. |
1 |
Защита презентаций, исследовательских |
33-34 |
Защита презентаций, исследовательских работ и проектов |
2 |
работ и проектов (2 часа) |
|
|
|
Диагностика знаний, умений, навыков, усвоенных воспитанниками в рамках программы кружка «Люби и знай свой край»
№ п/п |
Фамилия,имя |
Промежуточная аттестация |
Участие в предметной неделе по географии |
Участие в краеведческой викторине |
Участие в исследовательской работе |
Участие в конкурсах, акциях по краевед. тематике |
Колво бал- лов |
|
В конце первого полугодия |
В конце года |
|||||||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
|
|
|
8. |
|
|
|
|
|
|
|
|
9. |
|
|
|
|
|
|
|
|
10. |
|
|
|
|
|
|
|
|
11. |
|
|
|
|
|
|
|
|
12. |
|
|
|
|
|
|
|
|
13. |
|
|
|
|
|
|
|
|
14. |
|
|
|
|
|
|
|
|
15. |
|
|
|
|
|
|
|
|
16. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии оценки:
-участие 1 балл
-призовое место 3-5 баллов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.