Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – курс «Учусь создавать проект» для 1-4 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МКОУ Венгерская СОШ.
Планируемые результаты
Ученик получит возможность научиться:
• видеть проблемы;
• ставить вопросы;
• выдвигать гипотезы;
• давать определение понятиям;
• классифицировать;
• наблюдать;
• проводить эксперименты;
• делать умозаключения и выводы;
• структурировать материал;
• готовить тексты собственных докладов;
• объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
• Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
• Целеполагать (ставить и удерживать цели);
• Планировать (составлять план своей деятельности);
• Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
• Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
• Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Личностные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности; -интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; -способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку своей работы;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; -выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; -высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п. Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; -допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; -адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Содержание программы
«Узнаём» (16 ч)
Задачи данного модуля включают в себя совершенствование процессов мышления: памяти, внимания, анализа, синтеза, творческого воображения, восприятия, ориентации в пространстве и т.д.
«Исследуем» (16ч)
Задачи данного модуля включают в себя формирование знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску. Здесь дети знакомятся с понятием «исследование», «методы исследования» и т.п.
«Творим» (18ч)
Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способов получения новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты, создавать проекты.
«Представляем» (8ч)
Задачей данного модуля является формирование умения обобщать опыт научного исследования, развитие личности ребёнка, способной к самореализации и самоутверждению.
Приложение № 1
Календарно-тематическое планирование
№
п/п |
Дата
|
|
Тема урока |
Элемент содержания |
Планируемые результаты |
|
|
|
|
||||
план |
факт |
научится |
получит возможность научиться |
|||
|
|
|
||||
1 |
|
|
Кто я? Моя семья |
Сформировать у учащихся представление о семье, как о группе родственников, живущих вместе |
различать понятия «семья», «школьная семья», «семейство растений», «семейство животных» |
уважать и ценить всех членов семьи, заботиться о них, испытывать чувство гордости за семью, ориентироваться на моральные нормы и их выполнение |
2 |
|
|
Чем я люблю заниматься. Хобби |
Познакомить с понятием «хобби»- увлечение, любимое занятие на досуге. Уточнить виды детских увлечений |
определять общность и различие интересов, увлечений мальчиков, девочек |
проявлять интерес к новым видам деятельности, способствующим становлению всесторонней духовнонравственной личности, с качествами современного делового человека |
3 |
|
|
О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта |
Определение, выбор сообщения, которым хотел бы поделиться с друзьями, рассказать о чем-то интересном. Изложить краткое содержание сообщения. Познакомить с понятием «проект» |
излагать краткое содержание. Определять тему, главную мысль своего сообщения |
самостоятельно осуществлять выбор действий. Правильно формулировать название темы проекта |
4 |
|
|
Как собирать материал?
Твои помощники. Этап |
Поиск интересного материала по теме выбранного проекта. Знакомство с понятиями «этап проекта», «помощник». Привлечение помощников: книги, друзья, родители, Интернет, фильмы |
осваивать правила планирования, собирать интересный материал по теме проекта, правильно выбирать себе помощников в работе |
организовывать планомерно, поэтапно работу по созданию своего проекта, рационально использовать полученную от «помощников» информацию, уметь вносить необходимые дополнения и изменения в план действий |
5 |
|
|
Повторение. Давай |
Повторение основных |
закреплять основные проектные |
самостоятельно определять тему |
|
|
|
вспомним |
проектных понятий: хобби, тема, этап, помощник |
понятия |
проекта, этапы работы, выбирать «помощников» |
6 |
|
|
Проблема |
Познакомить с понятием «проблема» -сложный вопрос, задача, требующая решения, исследования |
разбираться в возникших трудностях, предлагать свои варианты решения проблемы |
выявлять, идентифицировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности для её решения |
7 |
|
|
Решение проблемы |
Определить проблему и найти пути её решения, выход из создавшейся проблемы |
обозначить возникшую проблему, предложить алгоритм действий для решения проблемы. Уметь выполнять творческие задания. |
находить пути выхода из создавшейся ситуации, использовать имеющуюся информацию для решения проблемы |
8 |
|
|
Гипотеза. Предположение |
Понятие «гипотеза» предположение для объяснения каких-нибудь явлений. Предположениедогадка, предварительное соображение или план |
придумывать свою гипотезу превращения головастика в лягушку, высказывать свои предположения по этому поводу |
достаточно полно выражать свои мысли для объяснения своих предположений, предлагать различные варианты для объяснения своих гипотез |
9 |
|
|
Гипотеза. Играем в предположения |
Гипотеза нужна для решения любой задачи. Чтение предложенного текста про чижа, который жил у Вари |
знать значение слова «гипотеза», уметь отвечать на вопросы по предложенному тексту и продолжить мысль «Что будет, если…» |
самостоятельно выдвигать свою гипотезу в учебном материале и делать выводы. |
10 |
|
|
Цель проекта |
Понятие «цель» - твое стремление, то, что надо, желательно осуществить. Определение цели, поставленной Варей по рассказу |
определять значение слова «цель», узнать, какие цели поставлены персонажами английской народной сказки |
самостоятельно выделять, понимать, осмысливать и формулировать учебную цель |
11 |
|
|
Задача проекта |
Понятие «задача проекта» достижение цели с помощью постановки задач к проекту. Разбор на примере проекта Игната |
выяснять, для чего нужны задачи, правильно формулировать вопросы «Как я это сделаю?» |
самостоятельно ставить вопросы, определяющие задачи проекта |
12 |
|
|
Выбор нужной информации |
Значения слов «информация», «основная мысль». Выбор информации, |
выбирать необходимую информацию из обилия собранного материала (на |
применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, выделять |
|
|
|
|
которая нужна для проекта, является самой главной, важной |
примере предложенного текста) |
наиболее важную информацию по теме своего проекта |
13 |
|
|
Интересные люди – твои помощники |
Выбор «помощников» для сбора информации по теме проекта. Нахождение на рисунке «слова-помощника» |
правильно выбирать предприятие, интересных людей, которые могут рассказать о своем продукте производства; использовать справочную литературу |
самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, уметь ставить вопросы для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации |
14 |
|
|
Продукт проекта |
Понятие «продукт проекта» (аппликация, рисунок, макет, оригами, мозаика и т.д). |
изготавливать самостоятельно или с помощью взрослых планируемый продукт своего проекта |
самостоятельно добывать необходимые знания и с их по мощью выполнять конкретную работу, решать творческие задачи |
15 |
|
|
Виды продукта. Макет |
Понятие «макет». Виды продукта. Составление плана работы по изготовлению макета домика из плотной бумаги |
ставить перед собой задачи по осуществлению продукта, планировать этапы работы по изготовлению макета |
самостоятельно конструировать свои знания в процессе работы по изготовлению макета |
16 |
|
|
Повторение пройденных проектных понятий |
Понятия «проблема», «гипотеза», «помощник», «макет» и т.д. |
закрепить пройденные проектные понятия |
понимать значения проектных понятий, использовать их в свободной речи |
17- 18 |
|
|
Визитка. Как правильно составить визитку к проекту |
Понятие «визитка» или «визитная карточка». Правила оформления визитки - титульный лист, цели и задачи проекта, выводы, справочная литература |
уметь поэтапно распределять план работы по составлению визитки к проекту |
реализовать на практике полученные знания, ставить перед собой цели и задачи, делать выводы, пользуясь помощью взрослых и справочной литературы, Интернета |
19-
20 |
|
|
Мини-сообщение.
Семиминутное выступление |
Понятие «мини-сообщение», как краткое изложение основного содержания проекта. Составление выступления на 7 мин. |
кратко излагать основное содержание проекта, выделяя главное.
Контролировать время выступления, укладываться в регламент |
самостоятельно или с помощью взрослых отбирать информацию по составлению своего выступления, принимать решения для его реализации |
21 |
|
|
Выступление перед |
Прослушивание |
составлять устный рассказ о |
получать опыт выступления перед |
|
|
|
знакомой аудиторией |
выступлений проектантов, заполнение таблицы пожеланий им. |
своем проекте, сообщая свои знания по теме проекта |
аудиторий, готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме |
22 |
|
|
Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно |
Практическое занятие в классной лаборатории |
проводить опыты по окрашиванию цветка в разные цвета, придумывать рассказы о приключениях цветка |
решать творческие задачи, обмениваться мнениями, впечатлениями |
23 |
|
|
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта |
Учить, как подготовиться отвечать на вопросы по теме проекта; выбрать правильные варианты из предложенных ответов. Познакомить с фразеологизмами |
изучать большой объем справочного материала для ответов на вопросы по заданной теме; понимать значение фразеологизмов «поймать черта за хвост», «зажимать в кулак», «остаться с носом» и т.д. |
получать энциклопедические знания, использовать советы Мудрого дельфина для выступления |
24 |
|
|
Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. Повторение. Давай вспомним |
Учить построить грамотно свою речь для успешного выступления
Повторение основных этапов проектной деятельности |
выступать перед незнакомой аудиторией, уметь справляться с волнением
Закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях |
развивать волевые качества, проводить рефлексию своей деятельности
Усваивать способы итогового, пошагового контроля |
25 |
|
|
Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно |
Практическое занятие в классной лаборатории по изготовлению «мобильных телефонов» |
знакомиться с проведением опытов по изготовлению «мобильных устройств», получать электричество с помощью волос, готовить поилку для цветов, оценивать свои работы |
получать практические навыки проведения опытов |
26 |
|
|
Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно |
Практическое занятие в классной лаборатории по получению электричества с помощью волос |
||
27 |
|
|
Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно |
Практическое занятие в классной лаборатории по устройству поилки для цветов. |
||
28 |
|
|
Тест «Чему я |
Строить речевое |
давать оценку своей |
осуществлять рефлексию способов и |
|
|
|
научился?» |
высказывание в устной форме, уметь отвечать на вопросы теста |
деятельности с помощью учителя |
условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности |
29 |
|
|
Памятка для учащегосяпроектанта |
Выучить памятку для проектанта |
строить свою деятельность по предложенному плану |
самостоятельно создавать алгоритм действий при решении проблем творческого и поискового характера |
30 |
|
|
Твои впечатления от работы над проектом |
Выразить свои впечатления от работы над проектом |
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт |
самостоятельно высказывать свои эмоции и давать оценку своей деятельности |
31 |
|
|
Пожелания будущим проектантам. Твои советы им. |
Выразить 5 пожеланий будущим проектантам |
уметь обозначить главные задачи для успешного осуществления намеченной цели |
проявлять доброжелательное внимание к сверстникам, ориентироваться на моральные нормы поведения |
32- 33 |
|
|
Советы на лето от Мудрого Дельфина |
Изучить советы на лето от Мудрого дельфина |
применять в своей деятельности предложенные способы для успешного решения поставленных задач |
учитывать предложенные ориентиры действия и прогнозировать результаты своей творческой деятельности |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.