Содержание программы:
1. Пояснительная записка
|
|
2. Календарно – тематическое планирование
|
|
3. Содержание курса
|
|
4. Оценка эффективности реализации программы
|
|
5. Нормативно правовые акты
|
|
6. Ожидаемые результаты
|
|
7. Список литературы
|
|
1. Пояснительная записка
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации, разработав национальную инициативу “Наша новая школа”. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания школьников. Программа «Сыны Отечества» определяется как одна из приоритетных в современной школе. Очень важно, каким вырастет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Она опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу, других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только в социальную, но и духовно-нравственную, идеологическую, культурно-историческую, военно-патриотическую сферы общества. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Цель программы: формирование гражданско-патриотического сознания, нравственной позиции, развития чувств сопричастности судьбам Отечества, неравнодушия к своему коллективу, школе.
Задачи программы состоят в том, чтобы способствовать формированию:
· гуманистического мировоззрения;
· гражданственности, любви к Родине, политической и правовой культуры, предусматривающей готовность и умение действовать в условиях демократии, становление правового государства;
· умения получать информацию из разнообразных источников и самостоятельно ориентироваться в ней.
Виды деятельности педагога и детей:
· теоретические: рассказ, сообщение, беседа, лекция);
· практические: экскурсии, тематические конкурсы, составление родословного древа, встречи с ветеранами войн и тружениками тыла, смотр – конкурс строя и песни, праздники культур разных народов, олимпиады, выполнение тестов, работа с книгой, составление кроссвордов, защита рисунков, научно-практические конференции, подготовка сообщений.
Методы:
· игровой;
· словесный;
· частично-поисковый;
· исследовательский;
· наглядно-демонстрационный.
Оборудование и материалы:
· государственные символы;
· портреты полководцев;
· научно-популярные книги;
· олимпиадные задания;
· тесты;
· памятки;
· рисунки;
· творческие работы;
· поделки из бумаги и картона;
· компьютер, диски.
№ п\п |
Тема занятия |
По плану |
|
|
Раздел 4. Живые страницы прошлого (8 ч) |
|
|
1 |
Ратные подвиги русских князей. Как жили наши предки славяне |
02.09 03.09 |
|
2 |
Герои Куликовской битвы. На фронте с Пушкиным |
09.09 10.09 |
|
3 |
Организация и вооружение воинов Киевской Руси. |
16.09 17.09 |
|
4 |
Русская армия в эпоху смутного времени.
|
23.09 24.09 |
|
5 |
Русская армия эпохи Отечественной войны 1812 г. Русские героические сказки. |
30.09 01.10 |
|
6 |
Российская армия Первой мировой войны. |
07.10 08.10 |
|
7 |
Армия Октябрьской революции и Гражданской войны в России. |
14.10 15.10 |
|
8 |
Подвиг русских солдат Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. |
21.10 22.10 |
|
9 |
Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. |
05.11
|
|
10 |
Родной край – частица России. Символика края. |
11.11 12.11 |
|
11 |
Деятельность на пользу Родине. |
18.11 19.11 |
|
12 |
Люди, помогающие своей Родине. |
25.11 26.11 |
|
13 |
Я - ученик. |
02.12 03.12 |
|
14 |
«О, сколько нам открытий чудных…» |
09.12 10.12 |
|
15 |
Традиции семьи. Примечай будни, а праздники сами придут. |
16.12 17.12 |
|
16 |
Природа моего края |
23.12 24.12 |
|
17 |
Исчезающая красота |
13.01 14.01 |
|
Раздел 3. Права человека (5 ч.) |
|
||
18 |
Путешествие по стране «Права Человека» |
20.01 21.01 |
|
19 |
Свои права хочу я знать |
27.01 28.01 |
|
20 |
Строевая подготовка к смотру строя и песни |
03.02 04.02 |
|
|
|||
22 |
Литературные герои имеют права |
10.02 11.02 |
|
23 |
Строевая подготовка к смотру строя и песни |
|
|
24 |
В справедливом государстве добра и равноправия |
|
|
Раздел 5 Прошлое рядом (6 ч) |
|
||
25 |
Преданья старины глубокой |
|
|
26 |
Путешествие по городам – героям |
|
|
27 |
Путешествие по городам – героям |
|
|
|
|||
28 |
Дети войны. |
|
|
29 |
Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы». |
|
|
30 |
Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы». |
|
|
31 |
Профессия - Родину защищать |
|
|
32 |
Профессия - Родину защищать |
|
|
33 |
Колесо Истории |
|
|
34 |
Колесо Истории |
|
|
Итого :34 часа. |
3. Содержание программы
Сегодня очень важен вопрос патриотического воспитания. Необходимо уберечь подростков от перерастания их протеста против накопившихся проблем в обществе в неприязнь и враждебность к Отечеству.
— дать учащимся представление о Родине как месте, где человек родился и познал счастье жизни, о значении родного языка, о патриотизме; познакомить детей с правами и обязанностями юного гражданина страны, воспитывать в них чувство национальной гордости.
— воспитывать у школьников политическую культуру, чувство ответственности за будущее своего города, страны.
Цикл внеклассных занятий:
Права человека (5 ч.)
1.Свои права хочу я знать
2.Путешествие по стране «Права Человека»
3.Литературные герои имеют права
4.В справедливом государстве добра и равноправия.
Живые страницы прошлого (6 ч)
1.Как жили наши предки славяне
2.Русские героические сказки.
3.Русские полководцы. Дмитрий Донской и Александр Невский
4.Русские полководцы. А.В. Суворов
5.На фронте с Пушкиным
6.Преданья старины глубокой
4. Оценка эффективности реализации программы.
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию;
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свободы человека и гражданина;
- символика Российской Федерации;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан;
- гражданственность.
Количественные параметры:
1. Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
2. Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);
3. Отсутствие детей с девиантным поведением;
4. Деятельность детско-юношеской организации;
5. Участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
6. Проведение мероприятий.
5. Нормативно – правовая и документальная основа:
· Закон Российской Федерации «Об образовании».
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
· Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
· Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 №13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».
· Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000г. №101/28-16).
· Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 668 от 20.07.2012г. «Об утверждении Примерного регионального положения об организации внеурочной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях Ростовской области».
6. Ожидаемые результаты
В результате обучения по программе воспитанники будут иметь представления:
1. о сложности и много мерности истории нашего Отечества;
2. о правомерности существования различных оценок и точек зрений на одни и те же исторические события и явления;
3. о причинно-следственных связей исторических событий;
4. об исследовании данных исторической карты для характеристики политического и экономического развития России;
5. о способах проведения поиска необходимой информации в одном или нескольких источниках.
Знать:
1. основные события и периоды отечественной истории;
2. о героических страницах и подвигах людей;
3. о соотнесенности единичных исторических фактор и общих явлений, процессов;
4. о классификации исторических событий и явлений по указанному признаку.
Уметь:
1. высказывать суждения о назначении, ценности источника, выявлять их сходства и различия;
2. показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений;
3. объяснять смысл, значений исторический понятий;
4. вести дискуссию.
Программа даст возможность реализовать задачи - минимум:
1. Выработать у учащихся гражданскую позицию по отношению к своей родной земли.
2. Воспитать учащихся на традициях своей семьи, народа; пробудить интерес к истории своего рода, страны, родного края, школы.
3. Развить у школьников интерес к труду.
4. Воспитать единство с природой, бережное отношение к ней.
5. Развить чувство чести, чуткости, сострадания.
7.Список литературы
1. И.А. Агапов, М.А. Давыдов Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия , 2010г.
2. Н.И. Дереклеева справочник классного руководителя, 2009г.
3. Конституция РФ
4. Кротаева Б.В. обучение через участие и взаимодействие. М.,2009г.
5. Кукушкин В.С. История и Граждановедение.// Сценарий творческих уроков. М. – Ростов – на – Дону,2010г.
Рецензия
На программу дополнительного образования
«Сыны Отечества»
На рецензию представлена рабочая программа дополнительного образования
«Сыны Отечества» военно – патриотического направления (автор составитель: Жукова Галина Александровна).
События настоящего времени подтверждают, что нестабильность экономической сферы, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и взрослых групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейший фактор формирования патриотизма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, национализм. Проявляется устойчивая тенденция падения военной и государственной службы.
Программа Жуковой Г.А. направлена на формирование гуманистического мировоззрения, гражданственности, любовь к Родине, политической и правовой культуры.
Автором – составителем в пояснительной записке показана актуальность работы, выделена основная задача по формированию гражданственности: развитие мотивации обучающихся к познанию важнейших духовно – нравственных ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества. Достоинством программы является наличие целостной системы обязательного обучения, создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации детей в процессе активной творческой деятельности.
С учетом вышеизложенного полагаю целесообразным использовать данную рабочую программу в рамках военно – патриотического воспитания.
Рецензент: /_________________/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.