1. Планируемые результаты освоения обучающимисяпрограммы внеурочной деятельности «Веселые нотки»
Метапредметными результатами изучения является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;
проговаривать последовательность действий при исполнении произведений;
учиться высказывать своѐ предположение (версию) по исполнению музыкальных произведений;
с помощью педагога объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания;
выполнять практическую работу по предложенному педагогом плану;
Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности
учиться совместно с педагогом и другими партнерами давать эмоциональную оценку деятельности коллектива на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценки успехов.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; пользоваться
памятками;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего объединения;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе, творческом объединении, на концертах и следовать им.
Предметными результатами изучения в 1-м классе является формирование следующих знаний и умений.
Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое, сцена.
По исполнительской деятельности:
знать особенности исполнения песен различных жанров, их возможности для создания образа;
знать правила охраны детского голоса;
строение голосового аппарата, певческого дыхания, дикции;
упражнения для развития детского голоса;
- знать средства исполнительской выразительности;
уметь исполнять песни;
определять достоинства и недостатки звучания голоса;
с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу,
осуществлять контроль качества результатов собственного исполнения;
уметь реализовывать творческий замысел.
Личностными результатами изучения хорового пения в младших классах является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события внутри творческого объединения, обсуждения музыкальных произведений), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
называть и объяснять свои чувства и ощущения от произведений музыкального искусства, объяснять своѐ отношение к содержанию с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить (песни о красоте родной природе, традициях русского народа, патриотизме и т.д).
Средством достижения этих результатов служат музыкальные произведения (беседы по содержанию, обращение к опыту детей, правила поведения на концертах, поведения в творческом коллективе) нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своѐ отношение к миру, событиям, поступкам людей.
1-й год обучения
В результате обучения пению на занятиях хора воспитанник должен:
знать, понимать:
- строение артикуляционного аппарата;
- особенности и возможности певческого голоса;
- гигиену певческого голоса;
- понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
- понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им («Внимание!», «Вдох», начало звукоизвлечения и его окончание);
- различные манеры пения;
- место дикции в исполнительской деятельности;
уметь:
- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч, использовать «цепное» дыхание;
- петь короткие фразы на одном дыхании;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
- петь легким звуком, без напряжения;
- на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое хоровое звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
- уметь делать распевку;
- к концу года спеть выразительно, осмысленно свою партию.
2-й год обучения
В результате обучения пению на занятиях хора воспитанник должен:
знать, понимать:
- соблюдать певческую установку;
- понимать дирижерские жесты и правильно следовать им («Внимание!», «Вдох», начало звукоизвлечения и его окончание);
- жанры вокальной музыки;
- произведения различных жанров;
уметь:
- правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- точно повторить заданный звук;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- правильно показать самое красивое звучание голоса;
- петь чисто и слаженно в унисон;
- петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
- использовать элементы ритмики и движения под музыку;
- работать в сценическом образе;
- принимать участие в творческой жизни хорового коллектива.
3-й год обучения
В результате обучения пению на занятиях хора воспитанник должен:
знать, понимать:
- основные типы голосов;
- жанры вокальной музыки;
- типы дыхания;
- великих вокалистов и хоровых коллективов России и мира;
- поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
- реабилитация при простудных заболеваниях;
уметь:
- петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
- исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;
- дать критическую оценку своему исполнению;
- характеризовать выступления хоров;
- принимать участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.
4-й год обучения
В результате обучения пению на занятиях хора воспитанник должен:
знать, понимать:
- основные типы голосов;
- жанры вокальной музыки;
- особенности многоголосного пения;
- реабилитация при простудных заболеваниях;
- обоснованность сценического образа;
уметь:
- петь чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
- петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
- исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;
- дать критическую оценку своему исполнению;
- характеризовать выступления хоров;
- принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.
2. Содержание программы внеурочной деятельности «Веселые нотки»
1.Пение произведений.
Беседа о разучиваемых произведениях яркой, лаконичной, доступной для школьников форме с привлечением материала из школьной программы, из других видов искусств. Краткий экскурс об исторической эпохе, в которую жил и творил композитор-классик. Рассказ о творчестве, доступный данному возрасту. Анализ музыкального и поэтического текста, а также стилевых, жанровых, национальных и других особенностей произведения. Показ-исполнение песни педагогом. Разбор его содержания. Разучивание произведения с сопровождением и a capella. Доведение исполнения песни до уровня, пригодного для публичного выступления.
2.Пение учебно-тренировочного материала.
Раскрытие роли и смысла каждого нового упражнения для музыкально-певческого развития ребенка. Рассказ об упражнениях для развития дыхания, гибкости и ровности голоса. Показ упражнений, их разучивание и впевание. Контроль над качеством исполнения. Формирование у учащихся самоконтроля.
3.Слушание музыки
Слушание вокально-хорового материала, осваиваемого учениками на занятиях хора, а также инструментальных произведений для расширения кругозора учащихся, введения их в многообразный мир художественных образов. Формирование умения грамотно оценивать музыкальные произведения.
4.Хоровое сольфеджио.
Пение сольфеджио упражнений, сначала одноголосных, затем многоголосных. Музыкальное «озвучивание» правил, изучаемых на уроке «Сольфеджио». Пение сольфеджио канонов, отрывков песен. Все упражнения по хоровому сольфеджио исполняются вокально, напевно, с хорошей дикцией и дыханием.
1 класс
№ |
Название песен |
1 |
В. Шаинский - "Первоклассник" |
2 |
Ц. Кюн - "Осень" |
3 |
В. Шаинский - "Антошка" |
4 |
Г. Гладков - "Дуэт трубадурочки и короля" (из м/ф "Бременские музыканты") |
5 |
В. Шаинский - "Чебурашка" |
6 |
В. Шаинский - "Чунга-Чанга" |
7 |
Б. Савельев - "Если добрый ты" (из м/ф "Кот Леопольд") |
8 |
В. Шаинский - "Маленькой елочке" |
9 |
В. Шаинский - "Песенка про кузнечика" |
10 |
Русские народные частушки |
11 |
Берлин - "Праздник бабушек и мам" |
12 |
Б. Савельев - "Неприятность эту мы переживем" (из м/ф "Лето кота Леопольда") |
13 |
Пряжников - "Кошка" |
14 |
Пряжников - "Робот Бронислав" |
15 |
В. Шаинский - "Песенка про папу" |
16 |
В. Шаинский - "Улыбка" |
2 класс
№ |
Название песен |
1 |
В. Шаинский - "Чему учат в школе" |
2 |
В. Шаинский - "Облака" |
3 |
Муз. Слонова - "Ах, какая осень!" |
4 |
Пряжников - "Лягушачий хор" |
5 |
Е. Крылатов - "Лошадь" |
6 |
Пряжников - "Великаны" |
7 |
Хайт - "Большой хоровод" |
8 |
Пряжников - "Новогодняя" |
9 |
В. Шаинский - "Улыбка" |
10 |
А. Ермолов - "Три желания" |
11 |
В. Крахмалев - "Бабушкина сказка" |
12 |
"Школьные частушки" |
13 |
Л. Вихарева - "Мамочка моя милая" |
14 |
В. Шаинский - "Вместе весело шагать" |
15 |
Пряжников - "Для чего" |
16 |
М. Блантер - "Катюша" |
17 |
Пряжников - "Лето" |
3 класс
№ |
Название песен |
1 |
Шаинский - "Чунга-Чанга" |
2 |
Пряжников - "Робот Бронислав" |
3 |
Муз. Слонова - "Ах, какая осень!" |
4 |
Пряжников - "Лягушачий хор" |
5 |
Е. Крылатов - "Лошадь" |
6-7 |
Пряжников - "Великаны" |
8 |
Пряжников - "Новогодняя" |
9 |
В. Шаинский - "Улыбка" |
10 |
А. Ермолов - "Три желания" |
11 |
В. Крахмалев - "Бабушкина сказка" |
12 |
"Школьные частушки" |
13 |
В. Шаинский - "Облака" |
14 |
В. Шаинский - "Вместе весело шагать" |
15 |
Пряжников - "Для чего" |
16 |
М. Блантер - "Катюша" |
17 |
Пряжников - "Лето" |
4 класс
№ |
Название песен |
1 |
В. Мосин - "Здравствуй, мир!" |
2 |
И. Николаев - "Маленькая страна" |
3 |
М. Ножкин - "Быть человеком" |
4 |
Ю. Шапорин - "Под небом голубым" |
5 |
А. Зацепин - "Куда уходит детства" |
6 |
Е. Крылатов - "Дети солнца" |
7 |
Е. Крылатов - "Крылатые качели" |
8 |
А. Ермолов - "Падают снежинки" |
9 |
А. Ермолов - "Сказки зимнего леса" |
10 |
Д. Тухманов - "Аист на крыше" |
11 |
Д. Трубачев - "Будущий солдат" |
12 |
Петряшова - "Мамин праздник" |
13 |
Н. Рыленков - "Край родной" |
14 |
А. Варламов - "Подари улыбку миру" |
15 |
В. Плешаков - "Легко нам представить Вселенную" |
16 |
О. Газманов - "Офицеры" |
17 |
Т. Панченко - "Это моя семья" |
3. Тематическое планирование внеурочной деятельности «Веселые нотки»
1 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1 |
Пение любимых песен. Песни о школе. |
1 |
2 |
Что такое голосовой аппарат? Как мы поем? Зачем нужны песни? |
1 |
3 |
Хоровое пение. Упражнения Слушание музыки. |
1 |
4 |
Восприятие музыки. Эмоциональная отзывчивость при слушании и исполнении песен различного характера. Разучивание песен |
1 |
5 |
Хоровое пение. Движения под музыку. Вокальные упражнения. Игры. |
1 |
6 |
Хоровое пение. Упражнения на развитие голоса. |
1 |
7 |
Развитие музыкального слуха и голоса. Длительность звуков. |
1 |
8 |
Восприятие музыки. Умение понять характер музыкального произведения во время прослушивания |
1 |
9 |
Хоровое пение. Движения под музыку. Вокальные упражнения. Игры. |
1 |
10 |
Хоровое пение. Движения под музыку. Вокальные упражнения. Игры. |
1 |
11 |
Упражнения для развития голоса, игры, инсценировки. |
1 |
12 |
«Мы живѐм в свободной стране и учимся в любимой школе» Слушание песен о школе. |
1 |
13 |
Точка в музыке. Вступление. Музыкальная фраза. Разучивание песни. |
1 |
14 |
Хоровое пение. Движения под музыку. Вокальные упражнения. Игры. |
1 |
15 |
Пение любимых песен. |
1 |
16 |
Различение звуков по высоте. Умение повторять их за учителем. |
1 |
2 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1. |
Знакомство. Пение любимых песен для детей. |
1 |
2. |
Что такое голосовой аппарат? Как мы поем? Зачем нужны песни? |
1 |
3. |
Восприятие музыки. Эмоциональная отзывчивость при слушании и исполнении песен различного характера. Разучивание песен. |
1 |
4. |
Развитие музыкального слуха и голоса. Длительность звуков. |
1 |
5. |
Движение мелодии вниз, вверх, скачкообразное. Работа над певческими упражнениями. |
1 |
6. |
Усвоение певческих навыков. Дыхание. Легкий звук. Напевность. |
1 |
7. |
Продолжение работы над песнями. |
1 |
8. |
Восприятие музыки. Умение понять характер музыкального произведения во время прослушивания. |
1 |
9. |
Звуковысотность. Интонация. Пение упражнений на удерживание звуков, на движение мелодии вверх и вниз. |
1 |
10. |
«Мы живѐм в свободной стране и учимся в любимой школе» Слушание песен о школе. |
1 |
11. |
Точка в музыке. Вступление. Музыкальная фраза. Разучивание песни |
1 |
12. |
Различение звуков по высоте. Умение повторять их за учителем. |
1 |
13. |
Импровизация. Мелодия. Фраза. Пение упражнений. Продолжение работы над песнями (народная и композиторская). |
1 |
14. |
«Шутка в музыке». Эмоциональность. Весѐлый характер в музыке. Танцевальность. Игровой характер. |
1 |
15. |
Пение упражнений с отчѐтливым произношением гласных в словах, согласных - в конце слова. |
1 |
16. |
Игровые песни. Игровой, шуточный характер в музыке. |
1 |
17. |
Отличие на слух правильного и неправильного пения товарищей. Работа над песнями. |
1 |
3 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1. |
Знакомство. Пение любимых песен для детей. |
1 |
2. |
Что такое голосовой аппарат? Как мы поем? Зачем нужны песни? |
1 |
3. |
Восприятие музыки. Эмоциональная отзывчивость при слушании и исполнении песен различного характера. Разучивание песен. |
1 |
4. |
Развитие музыкального слуха и голоса. Длительность звуков. |
1 |
5. |
Движение мелодии вниз, вверх, скачкообразное. Работа над певческими упражнениями. |
1 |
6. |
Усвоение певческих навыков. Дыхание. Легкий звук. Напевность. |
1 |
7. |
Продолжение работы над песнями. |
1 |
8. |
Восприятие музыки. Умение понять характер музыкального произведения во время прослушивания. |
1 |
9. |
Звуковысотность. Интонация. Пение упражнений на удерживание звуков, на движение мелодии вверх и вниз. |
1 |
10. |
«Мы живѐм в свободной стране и учимся в любимой школе» Слушание песен о школе. |
1 |
11. |
Точка в музыке. Вступление. Музыкальная фраза. Разучивание песни |
1 |
12. |
Различение звуков по высоте. Умение повторять их за учителем. |
1 |
13. |
Импровизация. Мелодия. Фраза. Пение упражнений. Продолжение работы над песнями (народная и композиторская). |
1 |
14. |
«Шутка в музыке». Эмоциональность. Весѐлый характер в музыке. Танцевальность. Игровой характер. |
1 |
15. |
Пение упражнений с отчѐтливым произношением гласных в словах, согласных – в конце слова. |
1 |
16. |
Игровые песни. Игровой, шуточный характер в музыке. |
1 |
17. |
Отличие на слух правильного и неправильного пения товарищей. Работа над песнями. |
1 |
18. |
Русский танец хоровод. Постепенное движение мелодии. Ритмический рисунок. |
1 |
19. |
Музыкальное сопровождение. Динамика в пении. Темп звучания. |
1 |
20. |
Пение лѐгким звуком в оживлѐнном темпе. Работа над передачей весѐлого, шуточного характерапесни. |
1 |
21. |
Вступление. Дыхание. Выразительность. Пение естественным голосом, слаженно. Работа над артистичностью певцов вокального ансамбля |
1 |
22. |
Гимн- торжественная песня- слава. Контроль слухом качества пения товарищей |
1 |
23. |
Эмоциональность при пении. Разучивание гимна. |
1 |
24. |
Героический характер музыки. Вступление, заключение. Запев, припев. |
1 |
25. |
Патриотизм русской песни. Умение показывать рукой движение мелодии вверх и вниз, передавать долгие и короткие звуки. |
1 |
26. |
Маршевость в музыке. Работа над артикуляцией ( чѐткое произношение слов). |
1 |
27. |
Чистое интонирование. Работа над песнями. |
1 |
28. |
Работа над эмоциональным исполнением песен. Работа над артистизмом |
1 |
29. |
Жанровая основа песни: вальс, колыбельная. |
1 |
30. |
Запев. Припев. Смена темпов. Разучивание песни. Движения под музыку. |
1 |
31. |
Упражнения на дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами. Пение лѐгкое, подвижное, без напряжения. |
1 |
32. |
Умение слушать (и слышать) себя и товарищей. Пунктирный ритм. |
1 |
33. |
Пение любимых песен детей. Упражнения на развитие певческой дикции, чистоты интонации. Повторение песен. |
1 |
34. |
Итоговый урок. |
1 |
4 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1. |
Знакомство. Пение любимых песен для детей. |
1 |
2. |
Что такое голосовой аппарат? Как мы поем? Зачем нужны песни? |
1 |
3. |
Восприятие музыки. Эмоциональная отзывчивость при слушании и исполнении песен различного характера. Разучивание песен. |
1 |
4. |
Развитие музыкального слуха и голоса. Длительность звуков. |
1 |
5. |
Движение мелодии вниз, вверх, скачкообразное. Работа над певческими упражнениями. |
1 |
6. |
Усвоение певческих навыков. Дыхание. Легкий звук. Напевность. |
1 |
7. |
Продолжение работы над песнями. |
1 |
8. |
Восприятие музыки. Умение понять характер музыкального произведения во время прослушивания. |
1 |
9. |
Звуковысотность. Интонация. Пение упражнений на удерживание звуков, на движение мелодии вверх и вниз. |
1 |
10. |
«Мы живѐм в свободной стране и учимся в любимой школе» Слушание песен о школе. |
1 |
11. |
Точка в музыке. Вступление. Музыкальная фраза. Разучивание песни |
1 |
12. |
Различение звуков по высоте. Умение повторять их за учителем. |
1 |
13. |
Импровизация. Мелодия. Фраза. Пение упражнений. Продолжение работы над песнями (народная и композиторская). |
1 |
14. |
«Шутка в музыке». Эмоциональность. Весѐлый характер в музыке. Танцевальность. Игровой характер. |
1 |
15. |
Пение упражнений с отчѐтливым произношением гласных в словах, согласных - в конце слова. |
1 |
16. |
Игровые песни. Игровой, шуточный характер в музыке. |
1 |
17. |
Отличие на слух правильного и неправильного пения товарищей. Работа над песнями. |
1 |
18. |
Русский танец хоровод. Постепенное движение мелодии. Ритмический рисунок. |
1 |
19. |
Музыкальное сопровождение. Динамика в пении. Темп звучания. |
1 |
20. |
Пение лѐгким звуком в оживлѐнном темпе. Работа над передачей весѐлого, шуточного характерапесни. |
1 |
21. |
Вступление. Дыхание. Выразительность. Пение естественным голосом, слаженно. Работа над артистичностью певцов вокального ансамбля |
1 |
22. |
Гимн- торжественная песня- слава. Контроль слухом качества пения товарищей |
1 |
23. |
Эмоциональность при пении. Разучивание гимна. |
1 |
24. |
Героический характер музыки. Вступление, заключение. Запев, припев. |
1 |
25. |
Патриотизм русской песни. Умение показывать рукой движение мелодии вверх и вниз, передавать долгие и короткие звуки. |
1 |
26. |
Маршевость в музыке. Работа над артикуляцией ( чѐткое произношение слов). |
1 |
27. |
Чистое интонирование. Работа над песнями. |
1 |
28. |
Работа над эмоциональным исполнением песен. Работа над артистизмом |
1 |
29. |
Жанровая основа песни: вальс, колыбельная. |
1 |
30. |
Запев. Припев. Смена темпов. Разучивание песни. Движения под музыку. |
1 |
31. |
Упражнения на дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами. Пение лѐгкое, подвижное, без напряжения. |
1 |
32. |
Умение слушать (и слышать) себя и товарищей. Пунктирный ритм. |
1 |
33. |
Пение любимых песен детей. Упражнения на развитие певческой дикции, чистоты интонации. Повторение песен. |
1 |
34. |
Итоговый урок. |
1 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.