МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПЕЧЕРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
СМОЛЕНКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАССМОТРЕНО На заседании педагогического совета
Протокол №____ от «____» августа 2021 г. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР ____________ Кречетова М.Н. «____»______________2021 г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Печерской СШ _______________ Рябикова Н.Ф. Приказ №___ от «____» августа 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Я - исследователь»
направление «социальное»
для 4 класса
Срок реализации 1 год
Составитель:
Егорова Тамара Петровна
учитель начальных классов
с. Печерск
2021 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
- Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
- приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- письмом Минобрнауки России от 14.12.2015г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 16 от 30.06.2020 «Об утверждении санитарно- эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598 -20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)";
- Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20);
- приказом Министерства просвещения России от 22.03.2021 N 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21);
- Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Печерской средней школы Смоленского района Смоленской области, утвержденным постановлением Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области от 02.12.2015 № 1811;
- Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Печерской СШ;
- Рабочей программой воспитания, утвержденной приказом МБОУ Печерской СШ от 31.08.2021 № 79;
- учебным планом внеурочной деятельности НОО МБОУ Печерской СШ на 2021/2022 учебный год.
Количество часов всего- 68
Количество часов в неделю- 2ч, 34 учебные недели)
Продолжительность занятия- 40минут
Целью создания программы внеурочной деятельности является создание возможности для учащихся в условиях кружковой, т.е. более свободной и индивидуализированной работы заняться познавательной деятельностью в её активных формах, общее развитие учащихся и формирование качеств творческой личности.
Внеурочная проектная деятельность призвана решать следующие задачи:
· формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
· развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
· развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
· формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
· развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;
· формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
· способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
· умение действовать по плану и планировать свою деятельность
· преодоление импульсивности, непроизвольности
· умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
· умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
· умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
· умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности.
· целеустремленность и настойчивость в достижении целей,
· готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегии совладания);
· формирование основ оптимистического восприятия мира;
· способствовать формированию следующих логических действий:
· сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);
· анализ (выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части); и синтез (составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты);
· сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;
· классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
· обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
· подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
· установление аналогий.
· Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Актуальность. Задача каждого педагога в работе со школьниками младшего возраста- помогать детям проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. Для этого эффективно использовать метод проектов, в основе которого лежит развитие исследовательских навыков.
Основа для подготовки детей к творчеству закладывается уже в период с 6 до 12 лет. В эти годы развиваются воображение, мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать, анализировать, проводить сравнение, обобщать факты, делать выводы..
Всему этому способствует реализация цели образовательной программы школы – формирование личности, владеющей ключевыми, социально-культурными компетенциями, готовой к позитивному взаимодействию с окружающим миром, самообразованию, самоопределению в новых социально-экономических, культурно-исторических условиях. Это предполагает создание в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.
В качестве ведущих методов обучения используются проблемные, игровые, исследовательские, эвристические методы.
В процессе обучения используются следующие формы занятий: типовые занятия (объяснения и практические работы), тренинги, групповые исследования, игры-исследования, творческие проекты. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
Для определения вида проектов, целесообразных во внеурочной деятельности, логично руководствоваться следующими соображениями:
1) целями внеурочной деятельности;
2) целями обучения, которым целесообразно уделить дополнительное внимание.
Проектная деятельность предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. В процессе работы над темой поиск информации не мотивирован исключительно потребностями проектной деятельности, а определяется интересами детей. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме. Дети на собственном опыте знакомятся с организацией информации: как расположить материал и какими ссылками его дополнить, чтобы легко можно было находить ответы на новые информационные запросы. В итоге внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная. Первый компонент – работа над темой – это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах. Второй компонент –работа над проектами – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта).
Результаты освоения курса.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
положительное отношение к проектной деятельности;
широкая мотивационная основа проектной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные
и внешние мотивы;
интерес к новому содержанию и новым способам познания;
ориентация на понимание причин успеха в проектной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
способность к самооценке на основе критериев успешности проектной деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектной деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности проектной деятельности;
морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Метапредметные результаты освоения курса отражают:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения курса «Проектная деятельность» с учётом общих требований Стандарта должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования. Ученик, освоивший курс «Проектная деятельность» , должен освоить начальные умения и навыки в проектной деятельности от постановки проблемы до создания портфолио проекта.
Форма промежуточной аттестации- продукт проекта по выбору учителя
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Особенности проектной деятельности. Выбор темы, постановка цели и задач. Выбор путей решения. Сбор материала. Работа с источниками информации. Индивидуальная, групповая, коллективная работа. Обработка информации. Правила оформления материала. Требования к оформлению работы. Оформление работы на компьютере. Подготовка презентации (18ч)
2. Работа над проектами (50ч)
Темы проектных работ выбираются в соответствии с прохождением образовательных программ по предметам. Это позволяет более глубоко и осознанно изучать предмет, мотивировать учеников на познавательную деятельность, сделать проектную деятельность частью общей системы преподавания в данном классе.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) |
Второй уровень результатов (2-3 класс) |
Третий уровень результатов (4 класс) |
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. |
предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. |
предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр. |
Литература:
Учебные и методические пособия:
· Савенков А.И. Развитие логического мышления. 7_8 лет. Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2010. _ 32 с.
· Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 7_8 лет. Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2011. _ 32 с.
· Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
· Бабкина Н.В. «Познавательная деятельность младших школьников». Издательство «Аркти» Москва 2002г.
· Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе: система работы» Волгоград: Учитель, 2008г.
· Землянская Е.Н. «Учебные проекты младших школьников» // Начальная школа, 2005г. № 9.
· Чиркова Е.Б. «Модель урока в режиме технологии проектного обучения» Начальная школа, 2003г. № 12.
· Воронцов А.Б. «Практика развивающего обучения» М.: Русская энциклопедия, 1998г.
· Горячев А.В. «Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После – 2004г..
Электронные ресурсы:
· Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
· Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/ (09.03.11)
· Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
· «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
· http://festival.1september.ru/articles/624317/ Проектная деятельность в школе
· Проектная деятельность младших школьников. http://festival.1september.ru/articles/617063/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.