РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Я - исследователь» для 4 класса
Оценка 5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Я - исследователь» для 4 класса

Оценка 5
Образовательные программы
doc
окружающий мир
4 кл
05.07.2022
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности  «Я - исследователь»  для 4 класса
Программа внеурочной деятельности направление «социальное»
2021 я-исследователь программа.doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПЕЧЕРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

СМОЛЕНКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАССМОТРЕНО

На заседании педагогического совета

 

Протокол №____

от «____» августа 2021 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

____________ Кречетова М.Н.

«____»______________2021 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Печерской СШ

_______________ Рябикова Н.Ф.

Приказ №___

от «____» августа 2021 г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

 «Я - исследователь»

направление «социальное»

для 4 класса

Срок реализации 1 год

 

 

 

        Составитель:

Егорова Тамара Петровна

учитель начальных классов

 

 

с. Печерск

2021 год


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

- Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

- приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- письмом Минобрнауки России от 14.12.2015г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 16  от 30.06.2020 «Об утверждении санитарно- эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598 -20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)";

- Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20);

- приказом Министерства просвещения России от 22.03.2021 N 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21);

- Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Печерской средней школы Смоленского района Смоленской области, утвержденным постановлением Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области от 02.12.2015 № 1811;

- Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Печерской СШ;

- Рабочей программой воспитания, утвержденной приказом МБОУ Печерской СШ от 31.08.2021 № 79;

- учебным планом внеурочной деятельности НОО МБОУ Печерской СШ на 2021/2022 учебный год.

 

Количество  часов всего- 68

Количество  часов в неделю- 2ч,  34 учебные недели)

Продолжительность занятия- 40минут

Целью создания программы внеурочной деятельности  является создание возможности для учащихся  в условиях кружковой, т.е. более свободной и индивидуализированной работы  заняться познавательной деятельностью в её активных формах,            общее развитие учащихся и формирование качеств  творческой личности.

Внеурочная  проектная деятельность   призвана решать следующие задачи:

·         формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

·         развитие широких познавательных интересов, инициативы  и любознательности, мотивов познания и творчества;

·         развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

·         формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

·         развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;

·         формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

·         способность принимать, сохранять цели  и следовать им в учебной деятельности;

·         умение действовать по плану и планировать свою деятельность

·         преодоление импульсивности, непроизвольности

·         умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая    осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

·         умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

·         умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;

·         умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности.

·         целеустремленность и настойчивость в достижении целей,

·         готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегии совладания);

·         формирование основ оптимистического восприятия мира;

·         способствовать формированию  следующих логических  действий:

·         сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);

·         анализ (выделение элементов и «единиц» из  целого; расчленение целого на части); и синтез (составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты);

·         сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;

·         классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака;

·         обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

·         подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;

·         установление аналогий.

·         Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Актуальность.  Задача каждого педагога в работе со школьниками младшего возраста- ­помогать детям проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. Для этого эффективно использовать метод про­ектов, в основе которого лежит развитие исследовательских навыков.

Основа для подготовки детей к творчеству закладывается уже в пе­риод с 6 до 12 лет. В эти годы развиваются воображение, мышление, вос­питывается любознательность, формируются умения наблюдать, анализи­ровать, проводить сравнение, обобщать факты, делать выводы..

 Всему этому способствует реализация цели образовательной программы школы – формирование личности, владеющей ключевыми, социально-культурными компетенциями, готовой к позитивному взаимодействию с окружающим миром, самообразованию, самоопределению в новых социально-экономических, культурно-исторических условиях. Это предполагает создание в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.

 

В качестве ведущих методов обучения используются проблемные, игровые, исследовательские, эвристические методы.

В процессе обучения используются следующие формы занятий: типовые занятия (объяснения и практические работы), тренинги, групповые исследования, игры-исследования, творческие проекты. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.

Для определения вида проектов,  целесообразных во внеурочной деятельности, логично руководствоваться следующими соображениями:

1) целями внеурочной деятельности;

2) целями обучения, которым целесообразно уделить дополнительное внимание.

Проектная  деятельность предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. В процессе работы над темой поиск информации не мотивирован исключительно потребностями проектной деятельности, а определяется интересами детей. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме. Дети на собственном опыте знакомятся с организацией информации: как расположить материал и какими ссылками его дополнить, чтобы легко можно было находить ответы на новые информационные запросы. В итоге внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная. Первый компонент – работа над темой – это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах. Второй компонент –работа над проектами – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта).

Результаты освоения курса.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

положительное отношение к проектной  деятельности;

широкая мотивационная основа проектной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные

и внешние мотивы;

интерес к новому содержанию и новым способам познания;

ориентация на понимание причин успеха в проектной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

способность к самооценке на основе критериев успешности проектной  деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектной деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

выраженной познавательной мотивации;

устойчивого интереса к новым способам познания;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности проектной деятельности;

морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Метапредметные результаты освоения курса  отражают:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения курса «Проектная деятельность» с учётом общих требований Стандарта должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.  Ученик, освоивший курс «Проектная деятельность» , должен освоить начальные умения и навыки в проектной деятельности от постановки проблемы до создания портфолио проекта.

Форма промежуточной аттестации-   продукт проекта по выбору учителя

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.     Особенности проектной деятельности. Выбор темы, постановка цели и задач. Выбор путей решения. Сбор материала. Работа с источниками информации. Индивидуальная, групповая, коллективная работа. Обработка информации.  Правила оформления материала. Требования к оформлению работы. Оформление работы на компьютере. Подготовка презентации  (18ч)

2.     Работа над проектами  (50ч)

 

Темы проектных работ  выбираются в соответствии с прохождением образовательных программ по предметам. Это позволяет более глубоко и осознанно изучать предмет, мотивировать учеников на познавательную деятельность, сделать проектную деятельность частью общей системы преподавания в данном классе.


Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов 

(2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

 

 

Литература:

Учебные и методические пособия:

·        Савенков А.И. Развитие логического мышления. 7_8 лет. Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2010. _ 32 с.

·        Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 7_8 лет. Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2011. _ 32 с.

·        Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

·        Бабкина Н.В. «Познавательная деятельность младших школьников». Издательство «Аркти» Москва 2002г.

·         Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе: система работы» Волгоград: Учитель, 2008г.

·         Землянская Е.Н. «Учебные проекты младших школьников» // Начальная школа, 2005г. № 9.

·        Чиркова Е.Б. «Модель урока в режиме технологии проектного обучения» Начальная школа, 2003г. № 12.

·        Воронцов А.Б. «Практика развивающего обучения»  М.: Русская энциклопедия, 1998г.

·        Горячев А.В. «Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После – 2004г..

Электронные ресурсы: 

·        Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

·        Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/ (09.03.11)

·        Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

·        «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)

·        http://festival.1september.ru/articles/624317/   Проектная деятельность в школе

·        Проектная деятельность младших школьников. http://festival.1september.ru/articles/617063/


Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами: -

Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами: -

Внеурочная проектная деятельность призвана решать следующие задачи: · формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); · развитие широких познавательных интересов,…

Внеурочная проектная деятельность призвана решать следующие задачи: · формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); · развитие широких познавательных интересов,…

Основа для подготовки детей к творчеству закладывается уже в пе­риод с 6 до 12 лет

Основа для подготовки детей к творчеству закладывается уже в пе­риод с 6 до 12 лет

Метапредметные результаты освоения курса отражают: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы…

Метапредметные результаты освоения курса отражают: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы…

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов :

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов :
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.07.2022