Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юные почемучки" 2 класс

  • docx
  • 07.10.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа по внеурочной деятельности Юные почемучки 2 класс.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №12»

 

РАССМОТРЕНО:

 методическим советом МБОУ «СШ№12»

Протокол от «28» августа 2019г. № 1

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «СШ №12»

_______________ О.А. ………….

Приказ от 30.08. 2019 г. № 898/01-13

 

 

 

 

 

ПРИНЯТО:

 педагогическим советом

 МБОУ «СШ №12»

Протокол от 30.08. 2019 № 1

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

          по внеурочной деятельности

       на  2019 -2020   учебный год

            НаправлениеОбщеинтеллек­туальное

             Название программы «Юные почемучки»

 

           Класс 2

 

 

 

 

 

 

Педагог - разработчик программы:

учитель начальных классов

Мякишева Тамара Николаевна

                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

г. Нижневартовск, 2019 год

Пояснительная записка

1.    Характеристика курса

Практика использования методов исследовательского обу­чения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Учителя все чаще стремятся предлагать задания, включающие детей в самостоя­тельный творческий, исследовательский поиск.

Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собствен­ных творческих проектов в учебном процессе существенно ог­раничены действующими образовательно-культурными тради­циями. Их смена - дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока этого не произошло, исследовательская практика ребенка ин­тенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.

Предлагаемый курс рассчитан на внеурочную работу с детьми в начальной школе, но может использоваться также в учреждениях системы дополнительного образования.

Цель курса - трансформация процесса развития интеллек­туально-творческого потенциала личности ребенка путем со­вершенствования его исследовательских способностей в про­цесс саморазвития.

Задачи курса:

      развивать познавательные потребности младших школь­ников;

      развивать познавательные способности младших школь­ников;

      обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для

проведения самостоятельных ис­следований;

      формировать и развивать у детей умения и навыки иссле­довательского поиска;

      формировать представления об исследовательском обуче­нии как ведущем способе

учебной деятельности.

2.    Основные разделы программы

Изучение практики применения в образовательных целях методов самостоятельного исследовательского поиска убежда­ет в том, что современный подход к решению этой задачи страдает некоторой односторонностью. Так, современные тех­нологии исследовательского обучения учащихся предполагают в основном лишь различные варианты включения ребенка в собственную исследовательскую практику. Большинство пе­дагогов начальной, средней школ и тем более высших учеб­ных заведений убеждены, что стоит только загрузить учащего­ся задачей проведения собственного исследования или выпол­нения творческого проекта, как работа пойдет полным ходом.

Считается, что, получив возможность проводить собствен­ные учебные исследования, ребенок сам научится это делать. Однако ни младший школьник, ни учащийся неполной сред­ней школы, ни старшеклассник никакого исследования про­вести не смогут, если их этому специально не учить. Можно, конечно, попытаться обучать этому в ходе самого процесса ис­следовательского поиска, но значительно эффективнее в этом плане специальный тренинг по развитию исследовательских способностей учащихся.

Кроме того, любая учебная деятельность, и учебно-исследо­вательская здесь не может быть исключением, требует особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов.

Предполагаемая программа учебно-исследовательской дея­тельности учащихся включает три относительно самостоятель­ные подпрограммы:

2.1.тренинг исследовательских способностей;

2.2.самостоятельная исследовательская практика;

2.3.мониторинг исследовательской деятельности.

2.1. Тренинг исследовательских способностей

В ходе данного тренинга учащиеся должны овладеть специ­альными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:

ü  видеть проблемы;

ü  ставить вопросы;

ü  выдвигать гипотезы;

ü  давать определение понятиям;

ü  классифицировать;

ü  наблюдать;

ü  проводить эксперименты;

ü  делать умозаключения и выводы;

ü  структурировать материал;

ü  готовить тексты собственных докладов;

ü  объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Программирование данного учебного материала осуществ­ляется по принципу «концентрических кругов». Занятия груп­пируются в относительно цельные блоки, представляющие со­бой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях первого класса, учащиеся вер­нутся к аналогичным занятиям во втором-четвертом классах.

Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу.

2.2. Самостоятельная исследовательская практика

Основное содержание работы - проведение учащимися са­мостоятельных исследований и выполнение творческих проек­тов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, цент­ральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе иссле­довательского поиска постепенно возрастает.

2.3. Мониторинг исследовательской деятельности

Эта часть программы меньше других по объему, но она так же важна, как и две предыдущие. Мониторинг включает ме­роприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конферен­ции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы инте­ресны другим и он обязательно будет услышан. Ему необхо­димо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собствен­ные суждения.

2.4.      Объем курса и виды учебной работы

Курс предназначен для учащихся 1-4 классов. Предложен­ное распределение часов следует квалифицировать как при­мерное. Часы поделены между тремя вышеназванными под­программами. Коррективы обязательно потребуются в зависи­мости от уровня развития детей, их интересов, возможностей школы и других характеристик, которые заранее невозможно предвидеть. Поэтому к данному распределению необходимо подойти творчески, здесь не только допустим, но даже необхо­дим элемент импровизации.

 

3.    Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

3.1.личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

ü положительное отношение к исследовательской деятель­ности;

ü широкая мотивационная основа исследовательской дея­тельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

ü интерес к новому содержанию и новым способам позна­ния;

ü ориентация на понимание причин успеха в исследова­тельской деятельности, в том числе на самоанализ и само­контроль результата, на анализ соответствия результатов тре­бованиям конкретной задачи, понимание предложений и оце­нок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

ü способность к самооценке на основе критериев успешнос­ти исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

ü внутренней позиции обучающегося на уровне понима­ния необходимости исследовательской деятельности, выра­женного в преобладании познавательных мотивов и пред­почтении социального способа оценки деятельности;

ü выраженной познавательной мотивации;

ü устойчивого интереса к новым способам познания;

ü адекватного понимания причин у спешности/неуспешности исследовательской деятельности;

ü морального сознания, способности к решению мораль­ных проблем на основе учета позиций партнеров в об­щении, устойчивого следования в поведении моральным нор­мам и этическим требованиям.

3.2. регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

ü принимать и сохранять учебную задачу;

ü учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

ü планировать свои действия;

ü осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

ü адекватно воспринимать оценку учителя;

ü различать способ и результат действия;

ü оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

ü вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

ü выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

ü проявлять познавательную инициативу;

ü самостоятельно учитывать выделенные учителем ори­ентиры действия в незнакомом материале;

ü преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

ü самостоятельно находить варианты решения познава­тельной задачи.

3.3. познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

ü осуществлять поиск нужной информации для выполне­ния учебного исследования с использованием учебной и до­полнительной литературы в открытом информационном про­странстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

ü использовать знаки, символы, модели, схемы для реше­ния познавательных задач и представления их результатов;

ü высказываться в устной и письменной формах;

ü ориентироваться на разные способы решения познава­тельных исследовательских задач;

ü владеть основами смыслового чтения текста;

ü анализировать объекты, выделять главное;

ü осуществлять синтез (целое из частей);

ü проводить сравнение, сериацию, классификацию по раз­ным критериям;

ü устанавливать причинно-следственные связи;

ü строить рассуждения об объекте;

ü обобщать (выделять класс объектов по какому-либо приз­наку);

ü подводить под понятие;

ü устанавливать аналогии;

ü оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

ü видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, выска­зывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргумен­тировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

ü осуществлять расширенный поиск информации в соот­ветствии с исследовательской задачей с использованием ре­сурсов библиотек и сети Интернет;

ü фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

ü осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

ü строить логическое рассуждение, включающее уста­новление причинно-следственных связей;

ü оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, разли­чие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

ü использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаи­модействия с миром.

3.4. коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

ü допускать существование различных точек зрения;

ü учитывать разные мнения, стремиться к координации;

ü формулировать собственное мнение и позицию;

ü договариваться, приходить к общему решению;

ü соблюдать корректность в высказываниях;

ü задавать вопросы по существу;

ü использовать речь для регуляции своего действия;

ü контролировать действия партнера;

ü владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

ü учитывать разные мнения и обосновывать свою пози­цию;

ü аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

ü с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

ü допускать возможность существования у людей раз­ных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собст­венной, и учитывать позицию партнера в общении и взаи­модействии;

ü осуществлять взаимный контроль и оказывать парт­нерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

ü адекватно использовать речь для планирования и регу­ляции своей деятельности.

 

4.      Содержание курса

 2 класс

Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю в школе плюс самостоятельная работа вне школы. Всего - 53 часа, из них 34 часа под руководством учителя и 19 часов самостоятельной работы.

Во втором классе целесообразно программу тренинговых занятий поделить на две самостоятельные части - два цикла. Одна часть реализуется в первой четверти, вторая - в третьей (во второй и четвертой четвертях учебного года лучше сде­лать перерывы в тренинговых занятиях). Каждая из этих час­тей должна быть спланирована как относительно автономная и цельная.

Все дети во втором классе готовы и должны быть включе­ны в самостоятельную исследовательскую практику. Каждый ребенок получает рабочую тетрадь «Я - исследователь», где подробно описаны все этапы проведения собственного иссле­дования, и начинает работу.

Некоторые дети с большей готовностью берутся за коллек­тивные исследовательские работы и проекты, часть детей ори­ентирована на индивидуальные исследования. Педагогу следу­ет проявить гибкость в данном вопросе. Изучив мотивацию выбора ребенка в пользу индивидуальной и коллективной ра­боты, можно принять решение и кому-то предложить порабо­тать в коллективе, а кому-то - индивидуально.

Результаты собственной исследовательской работы второ­классники впервые будут представлять на специально органи­зованных «конкурсных» защитах исследовательских работ и творческих проектов.

В первом классе они уже побывали на защитах работ дру­гих ребят, поэтому в основном представляют, с чем им пред­стоит иметь дело.

Очень важно учесть, что дети в силу разности темперамен­тов и характеров, особенностей когнитивного развития и спе­цифики темы будут работать с разной скоростью. Кто-то уже через неделю заявит, что он готов доложить результаты своих изысканий, а кто-то «созреет» лишь к концу учебного года. Этого не следует бояться, надо позволить каждому работать в том темпе, который ему свойственен. При этом надо бороть­ся с попытками представить некачественные, не доведенные до конца работы и с искусственным затягиванием времени защиты (последнее у второклассников практически не встре­чается).

Планировать сроки проведения защиты следует по мере го­товности детских работ (преимущественно в третьей и четвер­той четвертях учебного года). Так, например, если в группе завершено 5-6 работ, следует предложить авторам их защи­тить. При правильной организации защита шести работ зай­мет около полутора часов - это максимум, что могут выдер­жать дети.

Особенно важно, чтобы первые защиты детских исследова­тельских работ и творческих проектов были «конкурсными». Жюри должно отметить и наградить авторов за первые, вто­рые, третьи и другие места, занятые в итоге.

Содержаниезанятий

Тренинг исследовательских способностей

Общий объем тренинговых занятий в классе - 17 часов (из расчета один час в неделю). На домашнюю самостоятельную работу учащиеся будут затрачивать примерно 3 часа.

Занятия в каждой четверти проводятся относительно авто­номно. Поэтому каждый цикл, имея разные акценты, содер­жит практически весь комплекс знаний, умений и навыков, отрабатываемых на тренинговых занятиях.

Первый цикл (первая четверть)

Тема 1 «Научные исследования и наша жизнь»

Уточнение и корректировка детских представлений об ис­следовании и исследователях. Коллективное обсуждение воп­роса о том, какие науки и какие области исследований им из­вестны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заин­тересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможнос­тях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни.

Тема 2 «Методы исследования»

Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).

Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»

Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические за­дания на развитие наблюдательности.

Тема 4 «Эксперимент - познание в действии»

Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать но­вое с помощью экспериментов. Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.).

Тема 5 «Гипотезы и провокационные идеи»

Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются. Практические задания на про­дуцирование гипотез и провокационных идей.

Тема 6 «Анализ и синтез»

Что значит проанализировать объект или явление. Что та­кое синтез. Практические задания на анализ и синтез. Прак­тические задания «Как делать обобщения».

Тема 7 «Как давать определения понятиям»

Практическое использование приемов, сходных с определе­нием понятий. Загадки как определения понятий. Составле­ние кроссвордов.

Тема 8 «Планирование и проведение наблюдений и экспе­риментов»

Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план рабо­ты». Практическая работа «Планируем и проводим собствен­ные наблюдения». Практическая работа «Планируем и прово­дим собственные эксперименты».

Второй цикл (третья четверть)

Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование»

Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать.

Тема 2 «Основные логические операции»

Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, класси­фицировать, делать умозаключения.

Тема 3 «Гипотезы и способы их конструирования»

Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими быва­ют гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу. Практические задания по теме «Конструирование гипотез».

Тема 4 «Искусство задавать вопросы»

Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью вопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические заня­тия по тренировке умений задавать вопросы.

Тема 5 «Учимся оценивать идеи, выделять главное и вто­ростепенное»

Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практичес­кая работа «Выявление логической структуры текста». Прак­тические задания типа «Что сначала, что потом».

Тема 6 «Ассоциации и аналогии»

Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия». Практические задания на выявление уровня сформированнос- ти и развитие ассоциативного мышления. Коллективная бесе­да «Использование аналогий в науке» (бионика, биоархитек­тура и др.). Практическое задание на создание аналогий.

Тема 7 «Суждения, умозаключения, выводы»

Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умо­заключения и выводы. Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения.

Тема 8 «Искусство делать сообщения»

Как правильно спланировать сообщение о своем исследова­нии. Как выделить главное и второстепенное. Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и т.п.

Тема 9 «Как подготовиться к защите собственной исследо­вательской работы»

Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т.п. Практические задания «Вопросы и ответы», «Как дока­зывать идеи» и т.п.

Самостоятельная исследовательская практика

Общий объем занятий - 11 часов, из них 7 часов отведено на индивидуальную работу. Занятия проводятся периодичес­ки, в течение учебного года. На самостоятельную работу уча­щиеся будут затрачивать примерно 16 часов.

Тема 1 «Как выбрать тему собственного исследования»

Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственно­го исследования. Индивидуальная работа с учащимися (мето­дика и правила выбора темы подробно описаны в методичес­ких рекомендациях к программе).

Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и прове­дению самостоятельных исследований»

Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я - ис­следователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.

Тема 3 «Коллективная игра-исследование»

Методика проведения игр-исследований описана в методи­ческих рекомендациях. Предлагается выбрать любой из опи­санных или разработать собственный сценарий.

Тема 4 «Индивидуальная консультационная работа по про­ведению самостоятельных исследований»

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное кон­сультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хра­нить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.

Тема 5 «Семинар»

Занятие, на котором желающие могут представить резуль­таты собственных изысканий и провести предварительную за­щиту собственных работ.

Мониторинг исследовательской деятельности

Общий объем - 6 часов. Из них на коллективную работу - присутствие на защитах других ребят, на индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где ребенок (микрогруппа) представляет собственную работу, отводится по 2 часа.

Тема 1 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об ито­гах проведенных исследований и выполненных проектах, воп­росы авторам, высказывание собственных суждений.

Тема 2 «Подготовка собственных работ к защите»

Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.

Тема 3 «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов»

Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслу­шивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

 

 

 

Тематическое планирование 2 класс

 

Название темы занятий

Количество часов

1

Тренинг

17

2

Исследовательская практика

4

3

Индивидуальную работу

7

4

Мониторинг

6

Итого

 

34

 

п/п

Дата

Название темы

Примечания

По плану

По факту

Тренинг (17 часов)

Первый цикл (8 часов)

 В течение 1-й и 3-й     четвертей

 Один раз в неделю в течение 1-й четверти

1

5.09

 

 Научные исследования и наша жизнь

2

12.09

 

 Методы исследования

3

19.09

 

 Наблюдение и наблюдательность

4

26.09

 

 Эксперимент - познание в действии

5

3.10

 

 Гипотезы и провокационные идеи

6

10.10

 

 Анализ и синтез

7

17.10

 

 Как давать определения понятиям

8

24.10

 

 Планирование и проведение наблюдений и  экспериментов

Второй цикл (9 часов)

 Один раз в неделю в течение 3-й четверти

9

31.10

 

 Наблюдение и экспериментирование

10

14.11

 

 Основные логические операции

11

21.11

 

 Гипотезы и способы их конструирования

12

28.11

 

 И скусство задавать вопросы

13

5.12

 

 Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное

14

12.12

 

 Ассоциации и аналогии

15

19.12

 

 Суждения, умозаключения, выводы

16

26.12

 

 Искусство делать сообщения

17

16.01

 

 Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы

Исследовательская практика (11 часов)

вт.ч. индивидуальная работа (7 часов)

 

18

23.01

 

Как выбрать тему собственного исследования

В течение учебного года

19-20

30.01

6.02

 

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

21-22

13.02

20.02

 

Коллективная игра-исследование

23-25

27.02

6.03

 

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

26

13.03

 

Семинар

 

20.03

 

Мониторинг (6 часов)

27-28

3.04

10.04

 

Участие в процедурах защит исследова­тельских работ в качестве зрителей

29-30

17.04

24.04

 

Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований)

31-34

1.05

8.05

15.05

22.05

 

Защита собственных исследований

 


 

Скачано с www.znanio.ru