Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юные почемучки" 3 класс
Оценка 5

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юные почемучки" 3 класс

Оценка 5
docx
09.10.2023
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юные почемучки" 3 класс
Программа по внеурочной деятельности ЮНЫЕ почемучки 3 класс.docx

 

 

 

 

Согласовано:

«_____»_____ 2020 г.

Зам. директора

 по ВР________

Рассмотрено 

на заседании МС   «_____»_____2020г.   

Методист  __________

Утверждено:

Приказ №___от_________

Директор_________

 

 

                                                                                                                                        

                                                                                                                                                           «__»_____20   г.

                 Рабочая программа

          по внеурочной деятельности

       на  2020 -2021  учебный год

Направление: интеллек­туально-творческое

Название программы «Юные почемучки»

Класс 3

 

 

Педагог - разработчик программы:

учитель начальных классов

Мякишева Тамара Николаевна.

                                                                                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 Нижневартовск - 2020

 

 Пояснительная записка

 

Практика использования методов исследовательского обу­чения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Учителя все чаще стремятся предлагать задания, включающие детей в самостоя­тельный творческий, исследовательский поиск.

Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собствен­ных творческих проектов в учебном процессе существенно ог­раничены действующими образовательно-культурными тради­циями. Их смена - дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока этого не произошло, исследовательская практика ребенка ин­тенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.

Предлагаемый курс рассчитан на внеурочную работу с детьми в начальной школе, но может использоваться также в учреждениях системы дополнительного образования.

Цель курса - трансформация процесса развития интеллек­туально-творческого потенциала личности ребенка путем со­вершенствования его исследовательских способностей в про­цесс саморазвития.

Задачи курса:

      развивать познавательные потребности младших школь­ников;

      развивать познавательные способности младших школь­ников;

      обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для   

проведения самостоятельных ис­следований;

      формировать и развивать у детей умения и навыки иссле­довательского поиска;

      формировать представления об исследовательском обуче­нии как ведущем способе

учебной деятельности.

допустим, но даже необхо­дим элемент импровизации.

 

2.               Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия:

У обучающегося будут сформированы:

ü положительное отношение к исследовательской деятель­ности;

ü широкая мотивационная основа исследовательской дея­тельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

ü интерес к новому содержанию и новым способам позна­ния;

ü ориентация на понимание причин успеха в исследова­тельской деятельности, в том числе на самоанализ и само­контроль результата, на анализ соответствия результатов тре­бованиям конкретной задачи, понимание предложений и оце­нок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

ü способность к самооценке на основе критериев успешнос­ти исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

ü внутренней позиции обучающегося на уровне понима­ния необходимости исследовательской деятельности, выра­женного в преобладании познавательных мотивов и пред­почтении социального способа оценки деятельности;

ü выраженной познавательной мотивации;

ü устойчивого интереса к новым способам познания;

ü адекватного понимания причин у спешности/неуспешности исследовательской деятельности;

ü морального сознания, способности к решению мораль­ных проблем на основе учета позиций партнеров в об­щении, устойчивого следования в поведении моральным нор­мам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

ü принимать и сохранять учебную задачу;

ü учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

ü планировать свои действия;

ü осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

ü адекватно воспринимать оценку учителя;

ü различать способ и результат действия;

ü оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

ü вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

ü выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

ü проявлять познавательную инициативу;

ü самостоятельно учитывать выделенные учителем ори­ентиры действия в незнакомом материале;

ü преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

ü самостоятельно находить варианты решения познава­тельной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

ü осуществлять поиск нужной информации для выполне­ния учебного исследования с использованием учебной и до­полнительной литературы в открытом информационном про­странстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

ü использовать знаки, символы, модели, схемы для реше­ния познавательных задач и представления их результатов;

ü высказываться в устной и письменной формах;

ü ориентироваться на разные способы решения познава­тельных исследовательских задач;

ü владеть основами смыслового чтения текста;

ü анализировать объекты, выделять главное;

ü осуществлять синтез (целое из частей);

ü проводить сравнение, сериацию, классификацию по раз­ным критериям;

ü устанавливать причинно-следственные связи;

ü строить рассуждения об объекте;

ü обобщать (выделять класс объектов по какому-либо приз­наку);

ü подводить под понятие;

ü устанавливать аналогии;

ü оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

ü видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, выска­зывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргумен­тировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

ü осуществлять расширенный поиск информации в соот­ветствии с исследовательской задачей с использованием ре­сурсов библиотек и сети Интернет;

ü фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

ü осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

ü строить логическое рассуждение, включающее уста­новление причинно-следственных связей;

ü оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, разли­чие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

ü использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаи­модействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

ü допускать существование различных точек зрения;

ü учитывать разные мнения, стремиться к координации;

ü формулировать собственное мнение и позицию;

ü договариваться, приходить к общему решению;

ü соблюдать корректность в высказываниях;

ü задавать вопросы по существу;

ü использовать речь для регуляции своего действия;

ü контролировать действия партнера;

ü владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

ü учитывать разные мнения и обосновывать свою пози­цию;

ü аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

ü с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

ü допускать возможность существования у людей раз­ных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собст­венной, и учитывать позицию партнера в общении и взаи­модействии;

ü осуществлять взаимный контроль и оказывать парт­нерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

ü     адекватно использовать речь для планирования и регу­ляции своей деятельности.

2. Содержание курса

Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю в школе плюс самостоятельная работа вне школы. Всего пре­дусмотрено 34 часа под руководством учителя плюс 25 часов самостоятельной работы.

В третьем классе целесообразно программу тренинговых занятий ограничить лишь обязательными занятиями в третьей четверти.

Дети, занимавшиеся по программе исследовательского обу­чения в первом и втором классах, уже имеют разносторонний опыт. Поэтому вопросы выбора темы, организации и проведе­ния собственных исследований, подготовки работ к защите они решают легче. Существенно упростит решение этих задач использование рабочей тетради «Я - исследователь».

Надо продолжать чередовать коллективную и индивиду­альную учебно-исследовательскую работу детей. Важно, чтобы каждый ребенок приобретал разносторонний опыт как в про­ведении учебных исследований, так и во взаимодействии со сверстниками.

Планировать сроки проведения защит следует так же, как и во втором классе, по мере готовности детских работ (преи­мущественно в третьей и четвертой четвертях учебного года).

Практику проведения конкурсных защит в третьем классе следует продолжить. Результаты детских работ существенно разнятся, и выделение особо отличившихся в данных ситуаци­ях вполне уместно и справедливо.

3 класс

п/п

Дата

Название темы

Примечания

 

 

Тренинг (10 часов)

1

 

Наблюдение и экспериментирование

В течение 3-й четверти учебного года один раз в неделю

2

 

Методы исследования

3

 

Наблюдение и наблюдательность

4

 

Совершенствование техники экспериментирования

5

 

Интуиция и создание гипотез

6

 

Правильное мышление и логика

7

 

Искусство делать сообщения

8

 

Искусство задавать вопросы и отвечать на них

9-10

 

Семинар «Как подготовиться к защите»

 

 

Исследовательская практика (18 часов)

в том числе на индивидуальную работу 10 часов

11

 

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

В течение учебного года

12-14

 

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

15-16

 

Коллективная игра-исследование

17-18

 

Семинар

19-28

 

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

 

 

Мониторинг (6 часов)

29-30

 

Занятия со всей группой (классом) учащихся (участие в защитах исследова­тельских работ в качестве зрителей)

В течение 3-й и 4-й четвертей учебного года

31-32

 

Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований)

33-34

 

Самостоятельная работа (защита собственных исследовательских работ и творческих проектов)

Содержание занятий

Тренинг исследовательских способностей

Общий объем аудиторных занятий в школе - 10 часов (из расчета один час в неделю в 3-й четверти). Временные затра­ты учащихся на домашнюю, самостоятельную работу должны составить примерно 4 часа.

Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование»

Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирова­ние. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.

Тема 2 «Методы исследования»

Совершенствование владения основными методами иссле­дования (подумать самостоятельно, спросить у другого чело­века, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практичес­кие задания - использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью но­вейших информационных технологий.

Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»

Коллективная беседа «Наиболее интересные научные от­крытия, сделанные методом наблюдения». Работа с прибора­ми, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, мик­роскопы и др.). Практические задания по развитию наблюда­тельности.

Тема 4 «Совершенствование техники экспериментиро­вания»

Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в на­шей группе (классе). Практическое занятие «Проведение экс­периментов».

Тема 5 «Интуиция и создание гипотез»

Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитив­ных решений проблем. Как интуиция помогает в исследовани­ях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практи­ческие задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по созданию и проверке собст­венных гипотез.

Тема 6 «Правильное мышление и логика»

Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Опре­деление понятий.

Тема 7 «Искусство делать сообщения»

Как правильно спланировать сообщение о своем исследова­нии. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить текст выступления. Практические задания по структурирова­нию текстов.

Тема 8 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них»

Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практи­ческие занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него.

Тема 9 «Семинар «Как подготовиться к защите»

Занятие, на котором желающие могут представить резуль­таты собственных изысканий и провести предварительную за­щиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Оп­ределение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к отве­там на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, черте­жей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.

Самостоятельная исследовательская практика

Общий объем занятий - 18 часов, из них 10 часов - на ин­дивидуальную работу. Занятия проводятся периодически, в течение учебного года. На самостоятельную работу отводит­ся примерно 21 час.

Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы собственно­го исследования»

Коллективное обсуждение проблематики возможных иссле­дований. Обсуждение планов выбора темы собственного ис­следования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических ре­комендациях к программе).

Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и прове­дению самостоятельных исследований»

Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я - ис­следователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.

Тема 3 «Коллективная игра-исследование»

Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.

Тема 4 «Семинар»

Занятие, на котором желающие могут представить резуль­таты собственных изысканий и провести предварительную за­щиту собственных работ.

Тема 5 «Индивидуальная консультационная работа по про­ведению самостоятельных исследований»

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное кон­сультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хра­нить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.

Мониторинг исследовательской деятельности

Общий объем часов - 6. На коллективную работу (присут­ствие на защитах других ребят), на индивидуальную подго­товку к защите и на защиту, где ребенок (микрогруппа) представляет собственную работу, отводится по 2 часа.

Тема 1 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об ито­гах проведенных исследований и выполненных проектах, воп­росы авторам, высказывание собственных суждений.

Тема 2 «Подготовка собственных работ к защите»

Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.

Тема 3 «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов»

Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслу­шивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам.

 

Тематическое планирование

3 класс

п/п

Дата

Название темы

Примечания

 

 

Тренинг (10 часов)

1

 

Наблюдение и экспериментирование

В течение 3-й четверти учебного года один раз в неделю

2

 

Методы исследования

3

 

Наблюдение и наблюдательность

4

 

Совершенствование техники экспериментирования

5

 

Интуиция и создание гипотез

6

 

Правильное мышление и логика

7

 

Искусство делать сообщения

8

 

Искусство задавать вопросы и отвечать на них

9-10

 

Семинар «Как подготовиться к защите»

 

 

Исследовательская практика (18 часов)

в том числе на индивидуальную работу 10 часов

11

 

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

В течение учебного года

12-14

 

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

15-16

 

Коллективная игра-исследование

17-18

 

Семинар

19-28

 

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

 

 

Мониторинг (6 часов)

29-30

 

Занятия со всей группой (классом) учащихся (участие в защитах исследова­тельских работ в качестве зрителей)

В течение 3-й и 4-й четвертей учебного года

31-32

 

Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований)

33-34

 

Самостоятельная работа (защита собственных исследовательских работ и творческих проектов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3.   Тематическое планирование

 

 

Наименование разделов и тем

 

 

Кол-во часов

 

Дата

 

Результаты

План

 

факт

предметные

метапредметные

личностные

 

Тренинг (10 часов)

1

Наблюдение и экспериментирование

1

 

 

 

принимать и сохранять учебную задачу;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия;

планировать свои действия;

оценивать свои действия на уровне ретро-оценки

осуществлять итоговый и пошаговый контроль

выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

 

 

 

учитывать выделенные учителем ориентиры действия

вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

 

 

интерес к новому содержанию и новым способам позна­ния;

ориентация на понимание причин успеха в исследова­тельской деятельности, в том числе на самоанализ и само­контроль результата, на анализ соответствия результатов тре­бованиям

2

Методы исследования

1

 

 

3

Наблюдение и наблюдательность

1

 

 

4

Совершенствование техники экспериментирования

1

 

 

5

Интуиция и создание гипотез

1

 

 

6

Правильное мышление и логика

1

 

 

7

Искусство делать сообщения

1

 

 

положительное отношение к исследовательской деятель­ности;

 

8

Искусство задавать вопросы и отвечать на них

1

 

 

 

9

10

Семинар «Как подготовиться к защите»

2

 

 

 

понимание предложений и оце­нок учителя, взрослых, товарищей, родителей

Исследовательская практика (18 часов)

в том числе на индивидуальную работу 10 часов

11

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

1

 

 

 

 

способность к самооценке на основе критериев успешнос­ти исследовательской деятельности.

 

 

12-14

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

3

 

 

 

 

15-16

Коллективная игра-исследование

2

 

 

 

 

17-18

Семинар

2

 

 

 

 

19-28

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

10

 

 

 

 

 

 

Мониторинг (6 часов)

 

29-30

Занятия со всей группой (классом) учащихся (участие в защитах исследова­тельских работ в качестве зрителей)

2

 

 

 

 

 широкая мотивационная основа исследовательской дея­тельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

бованиям конкретной задачи,

31-32

Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований)

2

 

 

 

 

33

34

Самостоятельная работа (защита собственных исследовательских работ и творческих проектов)

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Согласовано: «_____»_____ 2020 г

Согласовано: «_____»_____ 2020 г

Пояснительная записка Практика использования методов исследовательского обу­чения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение

Пояснительная записка Практика использования методов исследовательского обу­чения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение

Обучающийся получит возможность научиться: ü проявлять познавательную инициативу; ü самостоятельно учитывать выделенные учителем ори­ентиры действия в незнакомом материале; ü преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную; ü…

Обучающийся получит возможность научиться: ü проявлять познавательную инициативу; ü самостоятельно учитывать выделенные учителем ори­ентиры действия в незнакомом материале; ü преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную; ü…

Обучающийся получит возможность научиться: ü учитывать разные мнения и обосновывать свою пози­цию; ü аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего…

Обучающийся получит возможность научиться: ü учитывать разные мнения и обосновывать свою пози­цию; ü аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего…

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы»

Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы»

Дата Название темы

Дата Название темы

Тематическое планирование №

Тематическое планирование №

Исследовательская практика (18 часов) в том числе на индивидуальную работу 10 часов 11

Исследовательская практика (18 часов) в том числе на индивидуальную работу 10 часов 11
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.10.2023