|
|
|
|||
Согласовано: «_____»_____ 2020 г. Зам. директора по ВР________ |
Рассмотрено на заседании МС «_____»_____2020г. Методист __________ |
Утверждено: Приказ №___от_________ Директор_________ |
|
||
«__»_____20 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
на 2020 -2021 учебный год
Направление: интеллектуально-творческое
Название программы «Юные почемучки»
Класс 3
Педагог - разработчик программы:
учитель начальных классов
Мякишева Тамара Николаевна.
Нижневартовск - 2020
Пояснительная записка
Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Учителя все чаще стремятся предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.
Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в учебном процессе существенно ограничены действующими образовательно-культурными традициями. Их смена - дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока этого не произошло, исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
Предлагаемый курс рассчитан на внеурочную работу с детьми в начальной школе, но может использоваться также в учреждениях системы дополнительного образования.
Цель курса - трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Задачи курса:
■ развивать познавательные потребности младших школьников;
■ развивать познавательные способности младших школьников;
■ обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для
проведения самостоятельных исследований;
■ формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;
■ формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе
учебной деятельности.
допустим, но даже необходим элемент импровизации.
2. Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы:
ü положительное отношение к исследовательской деятельности;
ü широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
ü интерес к новому содержанию и новым способам познания;
ü ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
ü способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
ü внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
ü выраженной познавательной мотивации;
ü устойчивого интереса к новым способам познания;
ü адекватного понимания причин у спешности/неуспешности исследовательской деятельности;
ü морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
ü принимать и сохранять учебную задачу;
ü учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
ü планировать свои действия;
ü осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
ü адекватно воспринимать оценку учителя;
ü различать способ и результат действия;
ü оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
ü вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
ü выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
ü проявлять познавательную инициативу;
ü самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
ü преобразовывать практическую задачу в познавательную;
ü самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
ü осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
ü использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
ü высказываться в устной и письменной формах;
ü ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
ü владеть основами смыслового чтения текста;
ü анализировать объекты, выделять главное;
ü осуществлять синтез (целое из частей);
ü проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
ü устанавливать причинно-следственные связи;
ü строить рассуждения об объекте;
ü обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
ü подводить под понятие;
ü устанавливать аналогии;
ü оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
ü видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
ü осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
ü фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
ü осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
ü строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
ü оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
ü использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
ü допускать существование различных точек зрения;
ü учитывать разные мнения, стремиться к координации;
ü формулировать собственное мнение и позицию;
ü договариваться, приходить к общему решению;
ü соблюдать корректность в высказываниях;
ü задавать вопросы по существу;
ü использовать речь для регуляции своего действия;
ü контролировать действия партнера;
ü владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
ü учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
ü аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
ü с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
ü допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
ü осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
ü адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
2. Содержание курса
Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю в школе плюс самостоятельная работа вне школы. Всего предусмотрено 34 часа под руководством учителя плюс 25 часов самостоятельной работы.
В третьем классе целесообразно программу тренинговых занятий ограничить лишь обязательными занятиями в третьей четверти.
Дети, занимавшиеся по программе исследовательского обучения в первом и втором классах, уже имеют разносторонний опыт. Поэтому вопросы выбора темы, организации и проведения собственных исследований, подготовки работ к защите они решают легче. Существенно упростит решение этих задач использование рабочей тетради «Я - исследователь».
Надо продолжать чередовать коллективную и индивидуальную учебно-исследовательскую работу детей. Важно, чтобы каждый ребенок приобретал разносторонний опыт как в проведении учебных исследований, так и во взаимодействии со сверстниками.
Планировать сроки проведения защит следует так же, как и во втором классе, по мере готовности детских работ (преимущественно в третьей и четвертой четвертях учебного года).
Практику проведения конкурсных защит в третьем классе следует продолжить. Результаты детских работ существенно разнятся, и выделение особо отличившихся в данных ситуациях вполне уместно и справедливо.
3 класс
№ п/п |
Дата |
Название темы |
Примечания |
|
|
Тренинг (10 часов) |
|
1 |
|
Наблюдение и экспериментирование |
В течение 3-й четверти учебного года один раз в неделю |
2 |
|
Методы исследования |
|
3 |
|
Наблюдение и наблюдательность |
|
4 |
|
Совершенствование техники экспериментирования |
|
5 |
|
Интуиция и создание гипотез |
|
6 |
|
Правильное мышление и логика |
|
7 |
|
Искусство делать сообщения |
|
8 |
|
Искусство задавать вопросы и отвечать на них |
|
9-10 |
|
Семинар «Как подготовиться к защите» |
|
|
|
Исследовательская практика (18 часов) в том числе на индивидуальную работу 10 часов |
|
11 |
|
Определение проблемы и выбор темы собственного исследования |
В течение учебного года |
12-14 |
|
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований |
|
15-16 |
|
Коллективная игра-исследование |
|
17-18 |
|
Семинар |
|
19-28 |
|
Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований |
|
|
|
Мониторинг (6 часов) |
|
29-30 |
|
Занятия со всей группой (классом) учащихся (участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей) |
В течение 3-й и 4-й четвертей учебного года |
31-32 |
|
Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований) |
|
33-34 |
|
Самостоятельная работа (защита собственных исследовательских работ и творческих проектов) |
Содержание занятий
Тренинг исследовательских способностей
Общий объем аудиторных занятий в школе - 10 часов (из расчета один час в неделю в 3-й четверти). Временные затраты учащихся на домашнюю, самостоятельную работу должны составить примерно 4 часа.
Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование»
Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.
Тема 2 «Методы исследования»
Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания - использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.
Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»
Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). Практические задания по развитию наблюдательности.
Тема 4 «Совершенствование техники экспериментирования»
Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе (классе). Практическое занятие «Проведение экспериментов».
Тема 5 «Интуиция и создание гипотез»
Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез.
Тема 6 «Правильное мышление и логика»
Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий.
Тема 7 «Искусство делать сообщения»
Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить текст выступления. Практические задания по структурированию текстов.
Тема 8 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них»
Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него.
Тема 9 «Семинар «Как подготовиться к защите»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.
Самостоятельная исследовательская практика
Общий объем занятий - 18 часов, из них 10 часов - на индивидуальную работу. Занятия проводятся периодически, в течение учебного года. На самостоятельную работу отводится примерно 21 час.
Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования»
Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).
Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»
Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я - исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.
Тема 3 «Коллективная игра-исследование»
Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.
Тема 4 «Семинар»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.
Тема 5 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»
Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.
Мониторинг исследовательской деятельности
Общий объем часов - 6. На коллективную работу (присутствие на защитах других ребят), на индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где ребенок (микрогруппа) представляет собственную работу, отводится по 2 часа.
Тема 1 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
Тема 2 «Подготовка собственных работ к защите»
Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.
Тема 3 «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов»
Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам.
Тематическое планирование
3 класс
№ п/п |
Дата |
Название темы |
Примечания |
|
|
Тренинг (10 часов) |
|
1 |
|
Наблюдение и экспериментирование |
В течение 3-й четверти учебного года один раз в неделю |
2 |
|
Методы исследования |
|
3 |
|
Наблюдение и наблюдательность |
|
4 |
|
Совершенствование техники экспериментирования |
|
5 |
|
Интуиция и создание гипотез |
|
6 |
|
Правильное мышление и логика |
|
7 |
|
Искусство делать сообщения |
|
8 |
|
Искусство задавать вопросы и отвечать на них |
|
9-10 |
|
Семинар «Как подготовиться к защите» |
|
|
|
Исследовательская практика (18 часов) в том числе на индивидуальную работу 10 часов |
|
11 |
|
Определение проблемы и выбор темы собственного исследования |
В течение учебного года |
12-14 |
|
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований |
|
15-16 |
|
Коллективная игра-исследование |
|
17-18 |
|
Семинар |
|
19-28 |
|
Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований |
|
|
|
Мониторинг (6 часов) |
|
29-30 |
|
Занятия со всей группой (классом) учащихся (участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей) |
В течение 3-й и 4-й четвертей учебного года |
31-32 |
|
Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований) |
|
33-34 |
|
Самостоятельная работа (защита собственных исследовательских работ и творческих проектов) |
3. Тематическое планирование
№ |
Наименование разделов и тем
|
Кол-во часов |
Дата |
Результаты |
|||||||||
План
|
факт |
предметные |
метапредметные |
личностные |
|||||||||
|
Тренинг (10 часов) |
||||||||||||
1 |
Наблюдение и экспериментирование |
1 |
|
|
принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; планировать свои действия; оценивать свои действия на уровне ретро-оценки осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
|
учитывать выделенные учителем ориентиры действия вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
|
интерес к новому содержанию и новым способам познания; ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям |
||||||
2 |
Методы исследования |
1 |
|
|
|||||||||
3 |
Наблюдение и наблюдательность |
1 |
|
|
|||||||||
4 |
Совершенствование техники экспериментирования |
1 |
|
|
|||||||||
5 |
Интуиция и создание гипотез |
1 |
|
|
|||||||||
6 |
Правильное мышление и логика |
1 |
|
|
|||||||||
7 |
Искусство делать сообщения |
1 |
|
|
положительное отношение к исследовательской деятельности;
|
||||||||
8 |
Искусство задавать вопросы и отвечать на них |
1 |
|
|
|
||||||||
9 10 |
Семинар «Как подготовиться к защите» |
2 |
|
|
|
понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей |
|||||||
Исследовательская практика (18 часов) в том числе на индивидуальную работу 10 часов |
|||||||||||||
11 |
Определение проблемы и выбор темы собственного исследования |
1 |
|
|
|
|
способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
|
||||||
12-14 |
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований |
3 |
|
|
|
|
|||||||
15-16 |
Коллективная игра-исследование |
2 |
|
|
|
|
|||||||
17-18 |
Семинар |
2 |
|
|
|
|
|||||||
19-28 |
Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований |
10 |
|
|
|
|
|||||||
|
Мониторинг (6 часов)
|
||||||||||||
29-30 |
Занятия со всей группой (классом) учащихся (участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей) |
2 |
|
|
|
|
широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; бованиям конкретной задачи, |
||||||
31-32 |
Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований) |
2 |
|
|
|
|
|||||||
33 34 |
Самостоятельная работа (защита собственных исследовательских работ и творческих проектов) |
2 |
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.