Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Согласовано» Руководитель МО учителей начальной школы
________ /Ракова Ж.В./
Протокол № __ от «___» 2017 г.
|
«Согласовано» Заместитель директора по УВР
__________/Суслова О.Н./
от «___» 2017 г. |
«Принято» Педагогический совет
Протокол № ___ от «__» 2017г.
|
«Утверждено» Директор школы
________/Орлова Е.А./
Приказ № ___ от «___» 2017 г.
|
средняя общеобразовательная школа № 621
Колпинского района Санкт-Петербурга
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Занимательная математика»,
учителя начальных классов высшей квалификационной категории
Шестовец Марии Ивановны,
2-Б класс
Направление «Научно - познавательное»
Срок реализации программы: 4 года
Программа рассчитана на детей 7 – 11 лет
г. Санкт-Петербург
2017 - 2018 учебный год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 1-4 классов составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный закон «Об образовании РФ» №273 от 2012 г
2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программой начального общего образования по математике с учетом авторской программы Холодова О. А.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2017/18 учебный год»
Программа «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности».
Цель курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»: общеинтеллектуальное развитие, развитие творческого и логического мышления у обучающихся, формирование устойчивого интереса к математике.
Задачи курса:
1) Познавательные:
- формировать и развивать различные виды памяти, внимания и воображения, универсальные учебные умения и навыки;
- формировать у обучающих общую способность искать и находить новые решения нестандартных задач, необычные способы достижения требуемого результата, раскрыть причинно-следственные связи между математическими явлениями;
2) Развивающие:
- развивать мышление в ходе усвоения приёмов мыслительной деятельности (анализ, сравнение, синтез, обобщение, выделение главного, доказательство, опровержение);
- пространственное восприятие, воображение, геометрические представления;
- творческие способности и креативное мышление, умение использовать полученные знания в новых условиях;
- развивать математическую речь;
3) Воспитательные:
- воспитывать ответственность, творческую самостоятельность, коммуникабельность, трудолюбие, познавательную активность, смелость суждений, критическое мышление, устойчивый интерес к изучению учебного предмета «Математика».
Срок реализации курса – 4 учебных года. Возраст детей: 7-11 лет.
Режим занятий – 1 час в неделю. Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в начале учебного года. Состав группы – постоянный. Количество детей в группе 10-15 человек.
2. Общая характеристика учебного предмета
Данный курс внеурочной деятельности даёт возможность интенсивно развивать познавательные и творческие способности детей, интеллект, все виды мыслительной деятельности как основу для развития других психических процессов (память, внимание, воображение); формировать основы универсальных учебных действий и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), развитие приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
Педагогическая целесообразность программы курса внеурочной деятельности состоит в том, что дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, проявлять воображение, фантазию. Все задания носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса детей к мыслительной деятельности и урокам математики.
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей более динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Принципы программы:
· Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
· Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
· Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
· Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
· Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
· Реалистичность
· Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Предполагаемые результаты:
Занятия курса должны помочь учащимся:
· усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
· помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
· формировать творческое мышление;
· способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
· решение занимательных задач;
· оформление математических газет;
· участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
· знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
· проектная деятельность
· самостоятельная работа;
· работа в парах, в группах;
· творческие работы
Методы проведения занятий
· Словесные
· Наглядные
· Практические
· Исследовательские
Формы проведения занятий
· индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
· фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
· групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
· коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные принципы распределения учебного материала:
· от простого к сложному;
· увеличение объёма материала;
· наращивание темпа выполнения заданий;
· смена различных видов деятельности;
· увеличение количества часов на выполнение логических заданий каждый год.
Итоговый контроль осуществляется в формах:
· тестирование;
· практические работы;
· творческие работы учащихся;
· контрольные задания;
· олимпиады, конкурсы.
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
4. Личностные, метапредметные результаты освоения конкретного учебного предмета (курса).
Личностными результатами изучения данного курса являются:
1. развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
2. развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
3. воспитание чувства справедливости, ответственности;
4. развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
За время изучения курса ученики овладеют метапредметными универсальным учебным действиям:
· Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
· Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
· Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
· Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
· Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
· Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
· Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
· Использовать критерии для обоснования своего суждения.
· Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
· Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять свои ошибки и ошибки товарищей.
5. Содержание учебного предмета.
Сравнение, обобщение, классификация (5 ч). Поиск лишнего объекта. Выделение признаков предметов. Сравнение. Разбиение предметов на группы по какому-либо признаку. Нахождение сходства и различия в словах, математических цепочках, геометрических фигурах. Нахождение закономерностей. Распределение по группам.
Наглядные задачи геометрического и алгебраического содержания (3 ч). Математические и словесные лабиринты. Числовые треугольники. Оригами. Изучение свойств квадрата.
Логические задания (10 ч). Занимательные вопросы и задачи. Математические загадки. Ребусы. Математические квадраты 3х3. Логические вопросы. Математические лабиринты. Числовые головоломки. Шарады. Задачи в стихах.
Комбинаторика и конструкции (5 ч). Математические фокусы со спичками. Занимательные задачи. Анаграммы. Игра «Собери фигуру». Объёмные фигуры. Занимательная геометрия. Головоломки. Графический диктант.
Творческие задания (10 ч). Закончи предложения. Собери поговорки. Придумай загадку к словам. Продолжи ряд. Составь свой ряд. Игра «Шифровальщик». Палиндромы. Задачи-шутки. Весёлые вопросы. Зашифрованные пословицы. Игра «Змейка».
Диагностика (2 ч). Диагностика степени владения логическими операциями.
Распределение учебных часов по разделам программы:
№ |
Тема |
Количество часов |
1 |
Сравнение, обобщение, классификация. |
5 |
2 |
Наглядные задачи геометрического и алгебраического содержания. |
3 |
3 |
Логические задания. |
9 |
4 |
Комбинаторика и конструкции. |
5 |
5 |
Творческие задания. |
10 |
6 |
Диагностика. |
2 |
6. Тематическое планирование
№ |
Темы занятий |
Форма проведения занятия |
Количество часов |
Дата проведения |
||
Теоретических |
Практических |
план |
фактич. |
|||
1
|
Вводный урок. Диагностика мыслительных способностей. |
диагностика |
|
1 |
|
|
2 |
Занимательные вопросы. Математические загадки. Ребусы. |
КВН |
|
1 |
|
|
3 |
Математические фокусы со спичками |
Игры со спичками (палочками) |
|
1 |
|
|
4 |
Математические лабиринты. Числовые треугольники. |
Работа в парах |
|
1 |
|
|
5-6 |
Закончи предложения. Собери поговорки. Придумай загадку к словам. |
Творческие задания |
|
1 |
|
|
7-8 |
Математические квадраты 3х3. Сложение в пределах 20. Логические вопросы. |
Игра-путешествие |
|
1 |
|
|
9 |
Лишнее слово. Выделение признаков предметов. Сравнение. |
Работы в группах |
|
1 |
|
|
10
|
Разбиение по какому-либо признаку. Игра «Посели в свой домик» |
Математические игры |
|
1 |
|
|
11-12 |
Задачи на смекалку. Занимательные лесенки. Логически-поисковые задания. |
Работы в группах |
|
1 |
|
|
13 |
Чтение изографов. Словесные лабиринты. |
Математические игры |
|
1 |
|
|
14-15 |
Анаграммы. Игра «Собери фигуру». Объёмные фигуры. |
Математические игры Творческие задания |
|
1 |
|
|
16 |
Найди закономерность. Продолжи ряд. Составь свой ряд. |
Работа в парах |
|
1 |
|
|
17-18 |
Логические вопросы. Математические лабиринты. Числовые головоломки. |
Математические игры |
|
1 |
|
|
19-20 |
Игра «Шифровальщик». Палиндромы. |
Математические игры Конкурс математических газет |
1 |
1 |
|
|
21-22 |
Занимательная геометрия. Головоломки со спичками. Графический диктант. |
Конкурс знатоков |
1 |
1 |
|
|
23-24 |
Логические задачи. Шарады. Математические квадраты 3х3. Сложение в пределах 100. |
Соревнования |
|
1 |
|
|
25-26 |
Задачи-шутки. Нестандартные задачи. |
Блиц-турнир по решению задач |
|
1 |
|
|
27 |
Оригами. Изучение свойств квадрата. |
Практикум |
|
1 |
|
|
28-29 |
Весёлые вопросы. Зашифрованные пословицы. Игра «Змейка». |
Викторина |
|
1 |
|
|
30 |
Нахождение сходства и различия в словах, математических цепочках. |
Работа в парах |
|
1 |
|
|
31 |
Нахождение общего признака в словах, математических цепочках, в геометрических фигурах. |
Конкурсно-игровая программа |
|
1 |
|
|
32 |
Нахождение закономерностей. Распределение по группам. |
Соревнование |
|
1 |
|
|
33 |
Задачи в стихах. Ребусы.
|
Блиц-турнир |
|
1 |
|
|
34 |
Конкурс эрудитов.
|
Конкурс |
|
1 |
|
|
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
- технические и электронные средства обучения:
Мультимедийный компьютер; проектор; экран; интернет; Интерактивная доска PROMETHEAN.
Программное обеспечение: операционная система Windows 98/Me(2000/XP), текстовый редактор MS Word;
http://college.ru/matematika/
http://school-collection.edu.ru
http:// http://www.openclass.ru/node/234008
http://fcior.edu.ru/
Наглядные средства обучения:
1.Комплекты карточек с числами.
2. «Математический веер» с цифрами и знаками.
3.Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
4.Часовой циферблат с подвижными стрелками.
5.Набор «Геометрические тела».
6.Плакаты «Таблицу умножения учим с увлечением» / АЛ. Бахчетьев и др. — М.: Знаток, 2009.
7.Таблицы для начальной школы. Математика вокруг нас: методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010 г.
Учебная и справочная литература:
внеурочной деятельности «Занимательная математика»
· Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой. Санкт-Петербург, 1994;
· Борзова В.А., Борзов А.А. «Развитие творческих способностей у детей. Самара. Дом печати, 1994 г.
· Волина В. Праздник числа: занимательная математика для детей. М., 1993;
· Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. 2 класс. М., 1999;
· Журналы «Начальная школа».
· Зак А. Путешествие в сообразилию: поиск девятого. М., 1993;
· Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике (1-4 класс). М., 2011;
· Логическая математика для младших школьников. М., Поматур, 1998;
· Погодин В.Н. Математические разминки. 2 класс. М., 2009;
· Сербина Е.В. Математика для малышей. М., 1992;
· Узорова О.В. Контрольные и олимпиадные работы по математике. Пособие для четырёхлетней начальной школы: 1-2 классы. М., 2005;
· Улицкий А.Т., Улицкий Л.А. Игры со спичками. Минск, Вуал, 1993 г.
· Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. М., 1993
.
8. Планируемые результаты освоения программы курса
внеурочной деятельности «Занимательная математика» к концу 2 класса:
К концу обучения по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» во 2 классе обучающиеся должны уметь:
- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
- решать словесные и картинные ребусы;
- заполнять магические квадраты размером 3х3;
- находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;
- проходить числовые и словесные лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
- объяснять решение задач по перекладыванию палочек и спичек с заданным условием и решением;
- решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
- уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.
Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:
осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметными результатами являются:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Приложение
Творческие работы:
1. Выпуск математических газет.
2. Подбор ребусов, математических игр, загадок, считалок.
3. Геометрический словарь.
4. Узоры симметрии.
5. История чисел.
6. Поделки «Оригами»
Темы проектов:
1. Старинные единицы измерения.
2. Знаменитые математики.
3. Геометрия вокруг нас.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.