Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика»

  • docx
  • 01.06.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности».
Иконка файла материала занимательная математика 2 класс.docx

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Согласовано»

Руководитель МО учителей начальной школы

 

 

________ /Ракова Ж.В./

 

Протокол № __

от «___»                   2017 г.

 

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

 

 

__________/Суслова О.Н./

 

 

от «___»                2017 г.

«Принято»

Педагогический совет

 

 

 

 

 

Протокол № ___

от «__»                 2017г.

 

«Утверждено»

Директор школы

 

 

 

________/Орлова Е.А./

 

Приказ № ___

от «___»       2017 г.

 

средняя общеобразовательная школа № 621

Колпинского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Занимательная математика»,

учителя начальных классов высшей квалификационной категории

Шестовец Марии Ивановны,

2-Б класс

 

 

 

 

 

Направление «Научно - познавательное»

                                                             Срок реализации программы: 4 года

                                                                           Программа рассчитана на детей 7 – 11 лет

 

 

 

 

 

 

г. Санкт-Петербург

2017 - 2018 учебный год

1.     Пояснительная записка

Рабочая программа  внеурочной деятельности  по математике для 1-4  классов составлена в соответствии с нормативными документами:

1.      Федеральный закон «Об образовании РФ» №273 от 2012 г

2.       Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программой начального общего образования по математике с учетом авторской программы Холодова О. А.

3.       Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2017/18 учебный год»

 

Программа «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности».  

Цель курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»: общеинтеллектуальное развитие, развитие творческого и логического мышления у обучающихся, формирование устойчивого интереса к математике.

Задачи курса:

1)      Познавательные:

- формировать и развивать различные виды памяти, внимания и воображения, универсальные учебные умения и навыки;

- формировать у обучающих общую способность искать и находить новые решения нестандартных задач, необычные способы достижения требуемого результата, раскрыть причинно-следственные связи между математическими явлениями;

2)      Развивающие:

- развивать мышление в ходе усвоения приёмов мыслительной деятельности (анализ, сравнение, синтез, обобщение, выделение главного, доказательство, опровержение);

- пространственное восприятие, воображение, геометрические представления;

- творческие способности и креативное мышление, умение использовать полученные знания в новых условиях;

- развивать математическую речь;

3)      Воспитательные:

- воспитывать ответственность, творческую самостоятельность, коммуникабельность, трудолюбие, познавательную активность, смелость суждений, критическое мышление, устойчивый интерес к изучению учебного предмета «Математика».

            Срок реализации курса – 4 учебных года. Возраст детей: 7-11 лет.

            Режим занятий – 1 час в неделю. Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в начале учебного года. Состав группы – постоянный. Количество детей в группе 10-15 человек.

2. Общая характеристика учебного предмета

            Данный курс внеурочной деятельности даёт возможность интенсивно развивать познавательные и творческие способности детей, интеллект, все виды мыслительной деятельности как основу для развития других психических процессов (память, внимание, воображение); формировать основы универсальных учебных действий и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), развитие приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

            Педагогическая целесообразность программы курса внеурочной деятельности состоит в том, что дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, проявлять воображение, фантазию. Все задания носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса детей к мыслительной деятельности и урокам математики.

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей более динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Принципы программы:

·                  Актуальность

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

·              Научность

    Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить,      видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

·              Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

·             Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

·            Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

·              Реалистичность

·              Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

 

Предполагаемые результаты:

Занятия курса должны помочь учащимся:

·         усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

·         помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

·         формировать творческое мышление;

·         способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

 

Основные виды деятельности учащихся:

 

·         решение занимательных задач;

·         оформление математических газет;

·         участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

·         знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

·         проектная деятельность

·         самостоятельная работа;

·         работа в парах, в группах;

·         творческие работы

 

Методы проведения занятий

·         Словесные

·         Наглядные

·         Практические

·         Исследовательские

 

Формы проведения занятий

 

·         индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

·         фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

·         групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

·         коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Основные принципы распределения учебного материала:

·          от простого к сложному;

·          увеличение объёма материала;

·          наращивание темпа выполнения заданий;

·          смена различных видов деятельности;

·          увеличение количества часов на выполнение логических заданий каждый год.

Итоговый контроль осуществляется в формах:

·         тестирование;

·          практические работы;

·          творческие работы учащихся;

·          контрольные задания;

·         олимпиады, конкурсы.

3.     Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

 

Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

4.     Личностные, метапредметные результаты освоения конкретного учебного предмета (курса).

Личностными результатами изучения данного  курса являются:

1.      развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

2.      развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

3.      воспитание чувства справедливости, ответственности;

4.      развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

За время изучения  курса ученики овладеют метапредметными универсальным  учебным действиям:

 

·         Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

·         Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

·         Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

·         Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

·         Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

·         Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

·         Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,

·         Использовать критерии для обоснования своего суждения.

·         Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

·         Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять свои ошибки и ошибки товарищей.

 

5. Содержание учебного предмета.

Сравнение, обобщение, классификация (5 ч). Поиск лишнего объекта. Выделение признаков предметов. Сравнение. Разбиение предметов на группы по какому-либо признаку. Нахождение сходства и различия в словах, математических цепочках, геометрических фигурах. Нахождение закономерностей. Распределение по группам.

Наглядные задачи геометрического и алгебраического содержания (3 ч). Математические и словесные лабиринты. Числовые треугольники. Оригами. Изучение свойств квадрата.

Логические задания (10 ч). Занимательные вопросы и задачи. Математические загадки. Ребусы. Математические квадраты 3х3. Логические вопросы. Математические лабиринты. Числовые головоломки. Шарады. Задачи в стихах.

 

Комбинаторика и конструкции (5 ч). Математические фокусы со спичками. Занимательные задачи. Анаграммы. Игра «Собери фигуру». Объёмные фигуры. Занимательная геометрия. Головоломки. Графический диктант.

Творческие задания (10 ч).  Закончи предложения. Собери поговорки. Придумай загадку к словам. Продолжи ряд. Составь свой ряд. Игра «Шифровальщик». Палиндромы. Задачи-шутки. Весёлые вопросы. Зашифрованные пословицы. Игра «Змейка».

 

Диагностика (2 ч). Диагностика степени владения логическими операциями.

Распределение учебных часов по разделам программы:

Тема

Количество часов

1

Сравнение, обобщение, классификация.

5

2

Наглядные задачи геометрического и алгебраического содержания.

3

3

Логические задания.

9

4

Комбинаторика и конструкции.

5

5

Творческие задания.

10

6

Диагностика.

2

 

 

6. Тематическое планирование

Темы занятий

Форма проведения занятия

Количество часов

Дата проведения

Теоретических

Практических

план

фактич.

1

 

 Вводный урок. Диагностика мыслительных способностей.

диагностика

 

1

 

 

2

Занимательные вопросы. Математические загадки. Ребусы.

КВН

 

1

 

 

3

Математические фокусы со спичками

Игры со спичками (палочками)

 

1

 

 

4

Математические лабиринты. Числовые треугольники.

Работа в парах

 

1

 

 

5-6

Закончи предложения. Собери поговорки. Придумай загадку к словам.

Творческие задания

 

1

 

 

7-8

Математические квадраты 3х3. Сложение в пределах 20. Логические вопросы.

Игра-путешествие

 

1

 

 

9

Лишнее слово. Выделение признаков предметов. Сравнение.

Работы в группах

 

1

 

 

10

 

Разбиение по какому-либо признаку. Игра «Посели в свой домик»

Математические игры

 

1

 

 

11-12

Задачи на смекалку. Занимательные лесенки. Логически-поисковые задания.

Работы в группах

 

1

 

 

13

Чтение изографов. Словесные лабиринты.

Математические игры

 

1

 

 

14-15

Анаграммы. Игра «Собери фигуру». Объёмные фигуры.

Математические игры

Творческие задания

 

1

 

 

16

Найди закономерность. Продолжи ряд. Составь свой ряд.

Работа в парах

 

1

 

 

17-18

Логические вопросы. Математические лабиринты. Числовые головоломки.

Математические игры

 

1

 

 

19-20

Игра «Шифровальщик». Палиндромы.

Математические игры

Конкурс математических газет

1

1

 

 

21-22

Занимательная геометрия.

Головоломки со спичками. Графический диктант.

Конкурс знатоков

1

 

 

1

 

 

23-24

Логические задачи. Шарады.

Математические квадраты 3х3. Сложение в пределах 100.

Соревнования

 

1

 

 

25-26

Задачи-шутки. Нестандартные задачи.

Блиц-турнир по решению задач

 

1

 

 

27

Оригами. Изучение свойств квадрата.

Практикум

 

1

 

 

28-29

Весёлые вопросы. Зашифрованные пословицы. Игра «Змейка».

Викторина

 

1

 

 

30

Нахождение сходства и различия в словах, математических цепочках.

Работа в парах

 

1

 

 

31

Нахождение общего признака в словах, математических цепочках, в геометрических фигурах.

Конкурсно-игровая программа

 

1

 

 

32

Нахождение закономерностей. Распределение по группам.

Соревнование

 

1

 

 

33

Задачи в стихах. Ребусы.

 

Блиц-турнир

 

1

 

 

34

Конкурс эрудитов.

 

Конкурс

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

 

- технические и электронные средства обучения:

  Мультимедийный  компьютер; проектор; экран; интернет; Интерактивная доска PROMETHEAN.

 Программное обеспечение: операционная система Windows 98/Me(2000/XP), текстовый редактор MS Word;

http://college.ru/matematika/

http://school-collection.edu.ru

http:// http://www.openclass.ru/node/234008

http://fcior.edu.ru/

Наглядные средства обучения:

1.Комплекты карточек с числами.

2.  «Математический веер» с цифрами и знаками.

3.Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).

4.Часовой циферблат с подвижными стрелками.

5.Набор «Геометрические тела».

6.Плакаты «Таблицу умножения учим с увлечением» / АЛ. Бахчетьев и др. — М.: Знаток, 2009.

7.Таблицы для начальной школы.  Математика вокруг нас: методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010 г.

Учебная и справочная литература:

внеурочной деятельности «Занимательная математика»

·        Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой. Санкт-Петербург, 1994;

·        Борзова В.А., Борзов А.А. «Развитие творческих способностей у детей. Самара. Дом печати, 1994 г.

·        Волина В. Праздник числа: занимательная математика для детей. М., 1993;

·        Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике.  2 класс. М., 1999;

·        Журналы «Начальная школа».

·        Зак А. Путешествие в сообразилию: поиск девятого. М., 1993;

·        Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике (1-4 класс). М., 2011;

·        Логическая математика для младших школьников. М.,  Поматур, 1998;

·        Погодин В.Н. Математические разминки. 2 класс. М., 2009;

·        Сербина Е.В. Математика для малышей. М., 1992;

·        Узорова О.В. Контрольные и олимпиадные работы по математике. Пособие для четырёхлетней начальной школы: 1-2 классы. М., 2005;

·        Улицкий А.Т., Улицкий Л.А. Игры со спичками. Минск, Вуал, 1993 г.

·        Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. М., 1993

.

 

8. Планируемые результаты освоения программы курса

внеурочной деятельности «Занимательная математика» к концу 2 класса:

К концу обучения по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» во 2 классе обучающиеся должны уметь:

- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);

- решать словесные и картинные ребусы;

- заполнять магические квадраты размером 3х3;

- находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;

- проходить числовые и словесные лабиринты, содержащие двое-трое ворот;

- объяснять решение задач по перекладыванию палочек и спичек с заданным условием и решением;

- решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;

- уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.

Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:

 

осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;

осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений  в окружающем мире;

установка на безопасный здоровый образ жизни;

 

 

 

Метапредметными результатами являются:

 

способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;

владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;

умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;

умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Творческие работы:

1.     Выпуск математических газет.

2.     Подбор ребусов, математических игр, загадок, считалок.

3.     Геометрический словарь.

4.     Узоры симметрии.

5.     История чисел.

6.     Поделки «Оригами»

 

Темы проектов:

1.        Старинные единицы измерения.

2.        Знаменитые математики.

3.        Геометрия вокруг нас.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru