МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «КАРГАСОКСКИЙ РАЙОН» ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Мыльджинская основная общеобразовательная школа
имени Владимира Николаевича Ляшенко»
|
Рассмотрена на заседании педагогического совета Протокол № 6 от 31 августа 2021 г.
|
Утверждаю Директор ОО ________________ (Белохвостова Н.П.) Приказ № ______ от ______________ |
|
Дополнительная общеразвивающая программа по вокальному кружку «Мелодия» Направление художественно-эстетическое для 5 -9 классов.
Составила: Рыбина Л.Л.
учителем химии и технологии.
Срок реализации программы: 2021 – 2022 учебный год.
с. Мыльджино, 2021 г.
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы.
Пояснительная записка.
|
|||
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста. Ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения, на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшими группами. Каждый ребенок пробует свои силы, как в хоровом пении,так и в сольном.
В условиях коллективного исполнения у школьников развивается чувство коллективизма, доверия к партнеру и уважение к нему. Участие в хоровом пении, как совместном действии, способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.При индивидуальном, сольном исполнении песни, усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуманкостюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку. Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию. Новизна данной программы заключается, в том, что здесь интегрируются предметы художественно - эстетического цикла (театр, литература,хореография, музыка, ИЗО) на уровне межпредметных связей, позволяющих формировать в единстве содержательные и мотивационные компоненты учебной деятельности. Программа направлена на развитие духовности личности, творческих способностей учащихся, умение видеть и творить прекрасное.
Цельпрограммы: создание условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся в области музыкальной культуры и вокального пения.
В достижении этой цели решаются следующие задачи:
• Развитие голоса, музыкального слуха и памяти, чувства ритма.
• Формирование у учащихся практических умений и навыков (чистота интонирования, артикуляция и дыхание, чтение с листа, аккордовое пение).
• Формирование уровня знаний детей в области музыкальной культуры, развитие их музыкальных представлений и художественного вкуса.
• Воспитание у детей эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры.
· Умение работать в коллективе, настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей учебного процесса, ответственность за творческий результат.
Рабочая программа вокального кружка «Мелодия» адресована обучающимся 11-15 лет. Занятия проходят во второй половине дня исходя из санитарно - гигиенических норм (СанПин 2.4.4.3172-14). Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Срок реализации программы - 9 месяцев. Проведение занятий по четвергам с 16 час. 30 мин. До 17 час. 10 мин. Численность посещающих – 8 – 15 человек. Набор в группу осуществляется на добровольной основе, то есть принимаются все желающие заниматься. К занятиям допускаются дети на основании личного заявления их родителей (законных представителей)Программа предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.Теоретические знания ориентированы на каждого обучающегося.Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, знакомство с музыкальной литературой, музыкально-теоретические сведения, беседы о музыке. Практическая часть включает в себя вокально-интонационную работу, разучивание песенного материала, репетиции на сцене, концерты. Целенаправленная организация и планомерное формирование творческой деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству, становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма. В результате у школьников формируются духовно - нравственные основы. Программаобеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
Виды деятельности учащихся.
В работе кружка используется:
ü вокально-хоровая работа;
ü сольное пение;
ü музыкально-ритмические упражнения;
ü дыхательная гимнастика;
ü движение под музыку;
ü двигательные импровизации;
ü разучивание.
Основное содержание программы
Учебный план
№ п/п |
Название темы |
Кол-во часов (всего) |
Кол-во часов (теория) |
Кол-во часов (практика) |
1 |
Вводное занятие. История песни. |
2 |
1 |
1 |
2 |
Дыхание |
4 |
1 |
3 |
3 |
Изучение русской народной песни. |
8 |
1 |
7 |
4 |
Современная песня. |
13 |
1 |
12 |
5 |
Концертная деятельность |
5 |
- |
5 |
6 |
Резерв |
2 |
|
2 |
7 |
Итого |
34 |
4 |
30 |
Содержание учебного плана.
Тема №1: Вводное занятие. История песни.
Теория.
История песни (рассказ)Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения на кружке. Правила техники безопасности.
Практика.
Подбор репертуара (обсуждение)
Тема № 2: Дыхание.
Теория.
Знакомство с цепным, коротким, задержанным дыханием. Взаимосвязь звука и дыхания. Короткий и длинный вдох, формирование навыка экономного выдоха (беседа)
Практика.
Упражнения на выработку рефлекторного певческого дыхания.
Закрепление певческого дыхания.
Короткий и длинный вдох, экономный выдох.
Тема № 3: Изучение русской народной песни.
Теория: История русской народной песни (рассказ). Прослушивание песен (обсуждение)
Практика:
Знакомство с песней «Валенки», «Во поле береза стояла» (прослушивание). Знакомство со словами. Работа над дикцией. Исполнение a'capella.
Распевание. Постановка голоса. Певческая позиция .Исполнение, a'capella.
Распевание. Работа на сцене. Исполнение под плюс - фонограмму. Исполнение под минус –фонограмму.
Распевание. Работа на сцене. Формирование чувства ансамбля. И исполнение под минус – фонограмму.
Распевание.Работа на сцене. Исполнение под минус – фонограмму.
Распевание. Работа на сцене. Формирование чувства ансамбля.
Распевание. Работа на сцене. Генеральная репетиция песен «Валенки» «Ой, мороз, мороз»
Тема № 4: Современная песня.
Теория: Знакомство с современной песней (беседа). Подбор репертуара (прослушивание)
Практика:
Знакомство с песнями: «Встретим новый год», «Мама»,«9 мая», «День Победы» (прослушивание). Знакомство со словами. Исполнение a'capella песни «Встретимновый год»
Распевание. Исполнение a'capella. «Встретим новый год». Исполнение под плюс – фонограмму. Исполнение под минус – фонограмму.
Распевание. Работа на сцене. Исполнение a'capella. Исполнение под плюс - фонограмму. «Песня про маму»
Исполнение под минус – фонограмму. Формирование чувства ансамбля.
Распевание. Работа на сцене. Генеральная репетиция песни «Встретим Новый год»
Распевание. Исполнение a'capella. «Катюша». Исполнение под плюс – фонограмму. Исполнение под минус – фонограмму.
Распевание. Исполнение a'capella. Исполнение под плюс - фонограмму. Исполнение под минус – фонограмму. Формирование чувства ансамбля.
Распевание. Работа на сцене. Генеральная репетиция песни «Мама»
Распевание. Исполнение a'capella. «9 мая» «День победы». Исполнение под плюс – фонограмму. Исполнение под минус – фонограмму.
Распевание. Работаем над формированием вокально- певческих навыков: звукообразованием, дыханием, дикцией.
Распевание. Продолжаем работу над выразительностью, эмоциональность исполнения песен. Формирование чувства ансамбля.
Распевание. Формирование чувства ансамбля. Работа на сцене. Репетиция песен «9 мая» «День победы»
Распевание. Работа на сцене. Генеральная репетиция песен «9 мая», «День победы».
Тема № 5: Концертная деятельность.
ü День Матери
ü Новогодний вечер.
ü 8 марта.
ü День Победы.
ü Отчётный концерт «Слёт лучших учащихся»
Тема № 6: Резерв.
ü Повторение изученных песен.
ü Повторение изученных песен.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
1. Овладеть понятиями музыкальной грамоты: мелодия, гармония, ритм, многоголосье,импровизация;
2. Проявлять навыки вокально-хоровой деятельности, исполнять одно- двухголосныепроизведения a'capella;
3. Аргументированно рассуждать о стилях в музыке с учѐтом знаний, уметь обосноватьсобственные предпочтения, касающихся музыкальных произведений различных стилей ижанров;
Метапредметные результаты:
1. Осознание содержания музыкального искусства как неотъемлемой части культуры человечества;
2.Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
3. Умение вести самостоятельный поиск информации;
4. Умение выступать перед аудиторией с музыкальным произведением.
Предметные результаты:
1.Представлениеоб основных возможностях человеческого голоса, о роли музыкального искусства в жизни человека и общества;
2. Понимание места музыки в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3. Усвоениеоснов пения;
освоение базовых понятий вокального мастерства;
4. Понимание коммуникативно-эстетических возможностей процесса пения и использование их в собственной концертной практике;
2. Комплекс организационно – педагогических условий.
Условияреализации программы.
Материально – техническое обеспечение.
Занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Мелодия» проводится на базе школы. Занятия организуются в спортивном зале, соответствующему требованиям СанПиН и технике безопасности.
В спортивном зале имеется следующее учебное оборудование:
ü Ноутбук;
ü USB-флеш-накопитель;
ü Акустическая система (колонки, микрофоны)
ü Видеокамера.
ü Записи фонограмм в режимах «+» и «-»;
Методы и технологии обучения и воспитания.
Формы учебной работы: групповая, парная, сольная.
Методы обучения:
1.Метод-демонстрация (прослушивание лучших образцов исполнения, использование наглядных пособий, личный пример);
2.Словесный метод (беседа, рассказ, обсуждение, сообщение задач);
3.Метод разучивания (по элементам, по частям, в целом виде);
4.Метод анализа (все выступления в процессе обучения учеников желательно снимать на видеокамеру и совместно с ними анализировать, выявлять ошибки, подчеркивать лучшие моменты выступления)
Средства обучения:
Визуальные, аудиовизуальные.
Специфика структуры занятия.
Занятие состоит из трех частей: вводной, основной, заключительной.
Вводная часть занятия:
ü Организация начала занятия, сообщение темы и плана занятия.
Основная часть занятия:
ü Распевание. Исполнение песен под плюс – фонограмму, минус – фонограмму.
Заключительная часть занятия:
ü Подведение итогов занятия.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Отслеживание результатов освоения программы осуществляется через концертное выступление на школьных мероприятиях:
ü День Матери.
ü Новогодний вечер.
ü 8 марта.
ü День Победы.
ü Слёт лучших учащихся
Перечень учебно-методического образовательного процесса.
Нормативно-законодательная основа внеурочной деятельности:
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. №09-1672 «О направлении методических рекомендаций»
- Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи от 14 декабря 2015 г. №09-3654 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (далее – Письмо № 09-3564), в которое внесены уточнения в существующие рекомендации Минобрнауки России по организации внеурочной деятельности.
Нормативно-правовые акты школьного уровня
- Приказ «Об утверждении учебного плана»
- Положение «О структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ»
- Устав ОУ с внесенными изменениями в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования, связанными с внедрением ФГОС ООО.
Список литературы.
1.Белоусенко М.И. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г
2.Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.
3. Никифоров Ю.С. «Детский академический хор» 2003г.
4. Струве Г. «Школьный хор М.1981г.
5. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей»
6. Интернет ресурсы.
7.Кортушина М.Ю. «Вокально-хоровая работа в детском саду» 2010 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.