Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа
с. Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области
Проверено Зам. директора по УВР ___________ В.С. Михайлова «30» августа 2022г. |
Утверждаю Директор ГБОУ СОШ с.Камышла _______________ А.Х. Каюмова Приказ № 215-од от «31» августа 2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет (курс) внеурочная деятельность «Страна Мастеров»
Класс 1
Количество часов по учебному плану – 33 часа 1 час в неделю
Рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов
Протокол № 1 от «29» августа 2022г.
Председатель МО ______________ Г.М. Ахмадуллина
Пояснительная записка
Дети
должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки,
рисунка, фантазии, творчества. Истоки способностей и
дарования
детей на кончиках их пальцев.
В.А. Сухомлинский
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».
Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Рабочая программа «Страна Мастеров» по декоративно-прикладному направлению создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработана в соответствии с:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 05.2021г. № 286
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 287,
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413,
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115,
- Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
- Уставом ГБОУ СОШ с. Камышла
Цель программы:
-Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.
-Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Задачи:
-Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.
-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством.
-Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
-Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.
- Приобщать школьников к народному искусству;
-Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
-Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
-Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Основные формы работы.
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий).
Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Содержание программы.
Содержание программы «Маленький мастер» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства.
В программу включены следующие направления декоративно – прикладного творчества: пластилинография, бумагопластика, изготовление кукол, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях.
Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.
Программа способствует:
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
-формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
-знакомству с историей пластилина, бумагопластики, и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого– педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.
В основу программы положены следующие принципы:
ü непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования;
ü связи с жизнью;
ü развитие индивидуальности каждого ребёнка;
ü единство и целостность субъект-субъектных отношений;
ü системная организация управления учебно-воспитательным процессом (систематичность, контролируемость, последовательность, доступность, наглядность, построения программного материала «от простого к сложному»).
Важным условием осуществления политехнического принципа является органическая связь со всеми предметами начальной школы.
Декоративно-прикладное искусство оказывает влияние на повышение качества учебной работы ученика.
Например, лепка развивает наблюдательность ребёнка, положительно сказывается на формировании каллиграфических навыков, вырезание по трафарету улучшает глазомер учащегося и т. д.
Схема методики проведения занятий.
- беседы;
- рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
- выставки детских работ в школе, селе; выставки работ выпускников – в районе;
- просмотр видеофильмов, компьютерных презентаций, мультфильмов;
- видеоуроки;
- экскурсии;
- дидактические игры;
- экспериментирование с материалами;
- соревнования, развлечения;
- сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах.
Основные составляющие занятий:
1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)
2) организация рабочего места
3) повторение пройденного материала
4) организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:
ü инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный
ü практическая работа
ü физкультминутки
ü подведение итогов, анализ, оценка работ
ü приведение в порядок рабочего места.
Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
«Страна Мастеров»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях первоклассников.
Содержание программы внеурочной деятельности «Страна Мастеров», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
1. широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
2. интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
3. устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
4. адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
1. внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
2. выраженной познавательной мотивации;
3. устойчивого интереса к новым способам познания;
4. адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
1. использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
2. высказываться в устной и письменной форме;
3. анализировать объекты, выделять главное;
4. осуществлять синтез (целое из частей);
5. проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
6. устанавливать причинно-следственные связи;
7. строить рассуждения об объекте;
8. устанавливать аналогии;
9. проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
1. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
2. использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
1. принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
2. планировать свои действия;
3. осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
4. адекватно воспринимать оценку учителя;
5. различать способ и результат действия;
6. вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок;
7. выполнять учебные действия в материале, речи, уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
1. проявлять познавательную инициативу;
2. самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
3. преобразовывать практическую задачу в познавательную;
4. самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
1. допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
2. учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
3. формулировать собственное мнение и позицию;
4. договариваться, приходить к общему решению;
5. соблюдать корректность в высказываниях;
6. задавать вопросы по существу;
7. использовать речь для регуляции своего действия;
8. контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
1. учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
2. с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
3. владеть монологической и диалогической формой речи.
4. осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Предметные результаты освоения курса.
Освоение детьми программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению декоративно – прикладное искусство «Страна Мастеров» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих предметных результатов.
-понимать образную сущность искусства;
-сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.
-выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.
-создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.
создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.
Требования предметным результатам освоения курса в результате
изучения данного курса в 1 – ом классе.
· уважительно относиться к труду людей;
· называть некоторые профессии людей своего региона
· об организации трудового процесса, о конструкции изделий, о разделении труда, его качестве, ритмичности.
· виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей); свойства материалов, из которых можно лепить, плести, сделать аппликацию, мозаику, панно, оригами на уровне общего представления;
· названия ручных инструментов, приспособлений и правила работы с ними.
· технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
· виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;
· разные приемы разметки деталей из бумаги: с помощью шаблонов, трафаретов, перегибания.
· способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА; пластилина, ниток, переплетения.
· различные способы выполнения аппликации, мозаики, плетения, разные приемы лепки.
· названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
· части растений, условия жизни и правила ухода за комнатными растениями;
· организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
· под руководством учителя проводить анализ изделия, планирование; последовательности его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по шаблону, образцу изделия, рисунку;
· работать индивидуально и парами с опорой на готовый план в виде рисунков, инструктажа.
· Осуществлять работу над проектом (думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать цепочку своих практических действий);
· осуществлять контроль качества работы друг друга;
· соблюдать правила безопасной работы инструментами, указанными в программе.
· резать ножницами;
· соединять детали клеем.
· эстетично оформлять изделие аппликацией, прямыми стежками и их вариантами, проявлять элементы творчества;
· по элементам социального опыта: обслуживать себя (гигиена тела и одежды).
· названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними.
· лепить разными способами (размазывать пластилин на основе, скатывать жгутики, шар, примазывать одну часть к другой; способы: сплющивание, вытягивание, скручивание, вдавливание);
· вырезать из бумаги детали прямоугольного контура, в форме круга, овала, вырезать симметрично.
Содержание курса
№
|
Тема раздела
|
Содержание курса
|
|
Теория
|
Практика
|
||
11 1 |
Вводное занятие.
|
Знакомство с произведениями народных художественных
промыслов, современного декоративного искусства. Техника безопасности при
работе. Просмотр видеоматериала изготовление поделок, выставка работ
прикладного искусства. |
Импровизация. |
22 |
Работа с пластилином.
|
Знакомство с выразительными возможностями мягкого
материала для лепки – пластилином. Развитие навыка использования основных
приемов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.) со скульптурными
материалами – пластилином. Работа с пластикой плоской формы, изучение приемов
передачи в объемной форме фактуры. |
Лепка выпуклой картины «Букет из роз», «Райская
птичка», лепка животных из пластилина, знакомство с работой гончарных
мастерских. Изучение материалов, приспособлений, т/б при работе с ними.
|
33 |
Работа с бумагой. |
Порядок создания занимательных поделок из бумаги: «Смешные ладошки», геометрической аппликации, закладок для книг, игрушек в технике оригами, знакомство с искусством скручивания бумаги – квиллинг, работа с салфетками, фольгой. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей с целью получения заданного образа. |
Выполнение творческих работ в технике бумажной
пластики. |
44 4 |
Работа с бисером. |
История развития бисероплетения, использование бисера в народном костюме, техника безопасности, материалы и инструменты в бисероплетении |
Изготовление поделок. Выполнение творческих работ в технике плетения
из бисера. |
55 |
Работа с бросовыми материалами. |
В качестве бросовых материалов используются камни,
упаковка от яиц, пустые консервные банки. |
Изготовление поделок «Карандашница», поделок из упаковки от яиц по выбору обучающихся. |
8 66 |
Отчетная выставка работ учащихся. |
Подведение итогов. Учащиеся вспоминают темы, изученные в течение года, рассказывают и показывают свои работы, объясняют, чем они им нравятся. Презентация работы: дети с преподавателем за обсуждением очередных поделок, в процессе изготовления работ, конечный результат. Подготовка итоговой выставки ребят. Организация и проведение школьной выставки поделок. |
Проведение выставки. Защита работ. Награждение
победителей. |
Тематическое планирование
1 класс - 33 часа
№ п/п |
Тема учебного занятия |
Всего часов |
Содержание деятельности |
Дата |
||
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности |
Практическая часть занятия /форма организации деятельности |
По плану |
Фактич. |
|||
I 1 |
Введение: правила техники безопасности. (1ч.)
|
1 |
Беседа
о декоративно-прикладном искусстве. Тренинг. |
Рисование Страны Мастеров. Выставка рисунков |
|
|
II |
Пластилинография |
7 |
|
|
|
|
2 |
Вводное занятие. «Путешествие в Пластилинию». (1ч.) |
|
Беседа Свойства и характеристика пластилина. Изучение материалов, приспособлений, т/б при работе с ними. |
|
|
|
3 |
Плоскостное изображение «Подарки осени». (1ч.) |
|
|
Индивидуальная работа. |
|
|
4 |
Плоскостное изображение «Осенний натюрморт». (1ч.) |
|
|
Работа по образцу. Индивидуальная работа |
|
|
5 |
Плоскостное изображение «Осенний букет». (1ч.) |
|
|
Работа по образцу. Индивидуальная работа |
|
|
6 |
Плоскостная аппликация «Рыбка». (1ч.) |
|
|
Работа по собственному замыслу. Индивидуальная работа. Изготовление фигурки в технике лепка. |
|
|
7 |
Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки». (1ч.) |
|
|
Работа по образцу. Групповая работа |
|
|
8 |
Коллективная работа «Встреча со сказкой». (1ч.) |
|
|
Лепка по мотивам сказок. Изготовление фигурки в технике лепка. Выставка работ. |
|
|
III |
Бумагопластика. |
11 |
|
|
|
|
9 |
Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги», «Волшебные комочки». (1ч.) |
|
Просмотр видеофильма. |
Импровизация |
|
|
10 |
Аппликация «Фрукты». (1ч.) |
|
|
Индивидуальная работа. |
|
|
11 |
Аппликация «Мухомор». (1ч.) |
|
|
Работа по образцу. Индивидуальная работа |
|
|
12 |
Аппликация «Чудо – дерево». (1ч.) |
|
|
Групповая работа. |
|
|
13 |
Аппликация «Пингвиненок». (1ч.) |
|
|
Изготовление изделия по шаблону. Индивидуальная работа |
|
|
14 |
Технология изготовления поделок на основе кивллинга «Одуванчик». 1ч |
|
Просмотр
видеофильма. |
Работа по образцу. Индивидуальная работа |
|
|
15 |
Новогодняя игрушка. Символ года. (1ч.) |
|
|
Изготовление изделия по шаблону. Поэтапное изготовление изделия. Коллективная работа. |
|
|
16 |
Поделка в технике кивллинга «Снежинка». (1ч.) |
|
|
Работа по собственному замыслу. Индивидуальная работа. |
|
|
17 |
Поделка в технике кивллинга «Ромашка». (1ч.) |
|
|
Работа по образцу. Индивидуальная работа |
|
|
18 |
Знакомство с техникой оригами «Тюльпан». (1ч.) |
|
Беседа
о возникновении оригами. |
Работа по эскизу. Работа в парах. Поэтапное изготовление изделия. Индивидуальная работа. |
|
|
19 |
Оригами « Божья коровка». (1ч.) |
|
|
Работа по образцу. Индивидуальная работа. |
|
|
IV |
Бисероплетение. |
7 |
|
|
|
|
20 |
Вводное занятие. Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности. (1ч.) |
|
Изучение материалов, приспособлений, т/б при работе с ними Беседа о бисере, о правилах работы с бисером. |
|
|
|
21 |
Знакомство с основными технологическими приемами низания на проволоку. (1ч.) |
|
|
Импровизация |
|
|
22 |
Спиральное нанизывание «Цветок», "Лепесток" (1ч.) |
|
|
Работа по образцу. Индивидуальная работа |
|
|
23 |
Спиральное нанизывание «Весенний букет». (1ч.) |
|
|
Работа по образцу. Индивидуальная работа |
|
|
24 |
Низание крестиками «Бабочка». (1ч.) |
|
|
Работа по эскизу. Работа в парах. Поэтапное изготовление изделия. |
|
|
25 |
Картина из рассыпного бисера «Морские тайны». (1ч.) |
|
|
|
|
|
26 |
Коллективная работа «Волшебные краски». (1ч.) |
|
|
Поэтапное изготовление изделия. Коллективная работа. |
|
|
V |
«Остров ненужных вещей» |
7 |
|
|
|
|
27 |
Цветочки и пуговицы. (1ч.) |
|
Изучение материалов, приспособлений, т/б при работе с ними. Беседа. |
Работа по образцу. Индивидуальная работа |
|
|
28 |
Поделки из салфеток. (1ч.) |
|
|
Работа по образцу. Индивидуальная работа |
|
|
29 |
Поделки из фантиков. (1ч.) |
|
|
Работа в парах. Поэтапное изготовление изделия. |
|
|
30 |
Поделки из гофрированной бумаги. (1ч.) |
|
|
Работа по собственному замыслу. Индивидуальная работа. |
|
|
31 |
Поделки из бросового материала. (1ч.) |
|
|
Работа по образцу. Индивидуальная работа |
|
|
32 |
Поделки из ниток. (1ч.) |
|
|
Работа по образцу. Индивидуальная работа |
|
|
33 |
Итоговое занятие КТД «Наш город Мастеров».Выставка работ. Защита проектов. (1ч.) |
|
Защита проектов. |
Организация выставки. Коллективная работа. |
|
|
Интернет ресурсы
Сайт Страна Мастеров
http://stranamasterov.ru
Сайт Всё для детей
http://allforchildren.ru
Литература для обучающихся.
1. Детские журналы «Ксюша», «Коллекция идей»
2. О. Маракаев. «Первый букет»,- Ярославль: Академия развития», 1999г.с.194.
3. Е.Стольная. «Цветы и деревья из бисера».-М.: «Мартин», 2005г. - 124с, ил.
4. Мягкие игрушки своими руками. Рукоделие в начальной школе.. – М. Сфера, 2005.
5. Учебник-тетрадь “Я все умею делать сам” для 1-2 классов.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.