Приложение к образовательной программе ООО,
утверждённой приказом № 568 от 31.08.2016 г.
с изменениями от «31».08.2018 г., приказ № 319
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»
Рассмотрено на заседании кафедры __начального общего образования
Протокол № _______от « » . 2019г.
Руководитель кафедры: Шабалина Л.В. /_____________ /
Согласовано
Заместитель директора: Тельнова И.С. / ______________/
« » .2019г.
Рабочая программа учебного предмета
«Литературное чтение на родном (русском) языке»
Базовый уровень, начальное общее образование, 4 класс
17 часов
Примерная программа по литературному чтению, на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М. В. Головановой, 4 класс г. Москва, «Просвещение», 2015г.
Учебник Литературное чтение. 4 класс в 2 ч. / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Москва, Просвещение.2015г
Составитель: Шабалина Людмила Вячеславовна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Пионерский
2019 г
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета.
Личностные результаты
· внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе как интеллектуальному труду, принятие ценности познавательной деятельности;
· понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
· осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, интерес к русскому языку, как родному;
· адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем, умение признавать собственные ошибки.
· чувства сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), чувств эстетической красоты и точности
· русского слова;
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту;
уметь слышать, точно реагировать на реплики;
понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;
Предметные результаты
1. Понимание места и роли литературы на изучаемом языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, среди литератур народов Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей: воспринимать художественную литературу как особый вид искусства (искусство слова); соотносить произведения словесного творчества с произведениями других видов искусств (живопись, музыка, фотография, кино); иметь первоначальные представления о взаимодействии, взаимовлиянии литератур разных народов, о роли фольклора и художественной литературы родного народа в создании культурного, морально-этического и эстетического пространства республики Российской Федерации; находить общее и особенное при сравнении художественных произведений народов Российской Федерации, народов мира;
2. Освоение смыслового чтения; понимание смысла и значения элементарных понятий теории литературы: владеть техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями); владеть техникой смыслового чтения про себя — понимание смысла и основного содержания прочитанного, оценка информации, контроль за полнотой восприятия и правильной интерпретацией текста; различать жанры фольклорных произведений (малые фольклорные жанры, сказки, легенды, мифы); понимать основной смысл и назначение фольклорных произведений своего народа (порадовать, поучить, использовать для игры), приводить примеры потешек, сказок, загадок, колыбельных песен и др. своего народа (других народов); сравнивать произведения фольклора в близкородственных языках (тема, главная мысль, герои); сопоставлять названия произведения с его темой (о природе, истории, детях, о добре и зле и т.д.); различать жанры небольших художественных произведений детской литературы своего народа (других народов) — стихотворение, рассказ, басня; анализировать прочитанное литературное произведение: определять тему, главную мысль, последовательность действия, средства художественной выразительности; отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте изобразительные и выразительные средства родного языка (эпитеты, сравнения, олицетворения);
3. Приобщение к восприятию и осмыслению информации, представленной в текстах; формирование читательского интереса и эстетического вкуса обучающихся: определять цели чтения различных текстов (художественных, научно-популярных, справочных); удовлетворение читательского интереса, поиск информации, расширение кругозора; использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) для решения учебных и практических задач; ставить вопросы к тексту, составлять план для его пересказа, для написания изложений; проявлять интерес к самостоятельному чтению, формулировать свои читательские ожидания, ориентируясь на имя автора, жанр произведения, иллюстрации к книге; читать произведения фольклора по ролям, участвовать в их драматизации; участвовать в дискуссиях со сверстниками на литературные темы, приводить доказательства своей точки зрения; выполнять творческие работы на фольклорном материале (продолжение сказки, сочинение загадки, пересказ с изменением действующего лица).
Учащиеся четвёртого класса научатся |
Учащиеся четвёртого класса получат возможность научиться |
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» - читать текст бегло, правильно, осознанно в темпе не менее 80 слов в минуту; - читать про себя произведения различных жанров; - читать выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и предложения в составе текста; - передавать при чтении своё отношение к содержанию, героям произведения; - находить средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет; - находить метафоры и сравнения на примере загадки; - различать народные и литературные сказки, знать имена и фамилии авторов; - пересказывать тексты произведений подробно, выборочно и кратко; - соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; - составлять план, озаглавливать текст; - выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логические ударения, паузы, соответствующие содержанию произведения; - находить слова и выражения, указывающие на отношение автора к героям и событиям; - находить в произведении слова и выражения, подтверждающие собственные мысли о герое, событиях; - пользоваться ориентировочно-справочным аппаратом учебника (оглавление, вопросы, заголовки, подзаголовки, сноски, абзацы); - определять содержание книги, ориентируясь на титульный лист, оглавление, иллюстрации, предисловие; - произносить текст с различными смысловыми оттенками (подтекстом): похвалой, одобрением, насмешкой, осуждением и т.д.; - распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту; - формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; - составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу
|
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» - осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения; - писать отзыв о прочитанной книге; - работать с тематическим каталогом; - определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам; - на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя)
|
Раздел «Творческая деятельность» - пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием; - придумывать сказки и составлять рассказы по аналогии с прочитанными, включая в рассказ элементы описания, рассуждения; - устно рисовать портрет героя с опорой на художественный текст; - предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий, поведения героев; - воссоздавать различные эмоциональные состояния героев на основе слов, характеризующих его настроение; - самостоятельно описывать предмет по аналогии с прочитанным, использовать сравнения, олицетворения, эпитеты; - переделывать рассказанную смешную историю в грустную и т.д.; - самостоятельно подбирать средства художественной выразительности для текстов с пропусками в художественном описании природы или какого-либо предмета |
Раздел «Творческая деятельность» - точно выражать свои мысли, слушать и понимать смысл речи собеседника, проявлять к нему внимание, поддерживая речевое общение репликами и вопросами, использование вежливых слов в общении, закрепление доброжелательного стиля общения с собеседником; - придумывать сказочные истории об окружающих предметах по аналогии со сказками Г.Х. Андерсена; - описывать события с точки зрения героя и автора, сравнивать их позиции; - создавать свой вариант сказки на известный сюжет; - составлять загадки с использованием метафор; - составлять собственные произведения с использованием различных типов текста: описания, повествования, рассуждения; работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты |
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» - знать 5 – 6 книг по темам детского чтения; - различать художественный и научно-познавательный текст, высказывать своё отношение к прочитанным произведениям; - различать жанры художественных произведений: рассказа, сказки, стихотворения, былины; выделять их характерные признаки; - сравнивать стихотворения различных авторов на одну и ту же тему и выявлять художественные особенности текста, настроения героев и авторского видения; - сравнивать произведения с описанием одного и того же предмета (лилии, ромашки, щенка и т.д.); - сравнивать и объяснять разницу между народной и литературной сказкой |
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» - сравнивать произведения одного и того же автора, обобщать знания об особенностях стиля автора, выбора темы, описания событий, героев, их нравственно-этической оценки, видения мира, нравственной оценки изображённых событий; составление общего представления об авторе произведения
|
Содержание учебного предмета
Книга в мировой культуре - 2 часа
Роль книги в мировой культуре.
Внеклассное чтение. Рассказ о любимой книге из своей домашней библиотеки.
Истоки литературного творчества - 3 часа
Виды устного народного творчества
Внеклассное чтение. Народные русские сказки. Из сборника А.Н.Афанасьева
Экскурсия в библиотеку. Знакомство с творчеством югорских писателей и поэтов
Жить по совести, любя друг друга – 4 часа
Выставка произведений на тему «Писатели – детям»
Внеклассное чтение. Рассказы Н.Носова
Внеклассное чтение. Рассказы В.Драгунского
Внеклассное чтение. Рассказы о дружбе и доброте
Краткие сведения о писателе. Тема, особенности создания образов. Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки. Аллегорический язык сказки.
Забота взрослых о ребенке. Чувство ответственности за родных. Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка.
Литературная сказка – 3 часа
Внеклассное чтение. Братья Гримм. Госпожа Метелица. Герои литературной сказки.
Внеклассное чтение. Моя любимая литературная сказка
Знакомство с творчеством югорских писателей. А.М.Конькова «Сказки бабушки Аннэ»
Великие русские писатели - 4 часа
Внеклассное чтение. Стихи А.С.Пушкина
Устное сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»
Внеклассное чтение. Басни И.А.Крылова
Внеклассное чтение. Великие русские писатели
Литература как искусство слова - 1 час
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
В том числе |
||
Внеклассное чтение |
Развитие речи |
Экскурсии |
|||
1 |
Книга в мировой культуре |
2 |
1 |
|
|
2 |
Истоки литературного творчества |
3 |
1 |
|
1 |
3 |
Жить по совести, любя друг друга |
4 |
3 |
|
|
4 |
Литературная сказка |
3 |
2 |
|
|
5 |
Великие русские писатели |
4 |
3 |
|
|
6 |
Литература как искусство слова |
1 |
|
|
|
Итого: |
17 |
10 |
|
1 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
|
Тема |
Дата план |
Дата факт |
Примечание |
Книга в мировой культуре (2 ч) |
|
||||
1 |
1 |
Роль книги в мировой культуре. |
14.09 |
|
|
2 |
2 |
Вн. чтение. Рассказ о любимой книге из своей домашней библиотеки. |
28.09 |
|
|
Истоки литературного творчества (3 ч) |
|
||||
3 |
1 |
Виды устного народного творчества |
12.10 |
|
|
4 |
2 |
Вн. чтение. Народные русские сказки. Из сборника А.Н.Афанасьева |
26.10 |
|
|
5 |
3 |
Экскурсия в библиотеку. Знакомство с творчеством югорских писателей |
16.11 |
|
|
Жить по совести, любя друг друга (4 ч) |
|||||
6 |
1 |
Выставка произведений на тему «Писатели – детям» |
30.11 |
|
|
7 |
2 |
Вн. чтение. Рассказы Н.Носова |
14.12 |
|
|
8 |
3 |
Вн. чтение. Рассказы В.Драгунского |
28.12 |
|
|
9 |
4 |
Вн. чтение. Рассказы о дружбе и доброте |
18.01 |
|
|
Литературная сказка (3 ч) |
|
||||
10 |
1 |
Вн. чтение. Братья Гримм. Госпожа Метелица. Герои литературной сказки. |
01.02 |
|
|
11 |
2 |
Вн. чтение. Моя любимая литературная сказка |
15.02 |
|
|
12 |
3 |
Знакомство с творчеством югорских писателей. А.М.Конькова «Сказки бабушки Аннэ» |
01.03 |
|
|
Великие русские писатели (4 ч.) |
|||||
13 |
1 |
Вн. чтение. Стихи А.С.Пушкина |
22.03 |
|
|
14 |
2 |
Устное сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» |
12.04 |
|
|
15 |
3 |
Вн. чтение. Басни И.А.Крылова |
26.04 |
|
|
16 |
4 |
Вн. чтение. Великие русские писатели |
24.05 |
|
|
Литература как искусство слова (1 ч) |
|||||
17 |
1 |
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение |
|
|
|
Итого :17 часов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.