РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ" 4 КЛАСС.
Оценка 4.9

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ" 4 КЛАСС.

Оценка 4.9
docx
01.03.2020
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ" 4 КЛАСС.
4 класс ЛИТ ЧТ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ.docx

 

Приложение к   образовательной программе  ООО,

 утверждённой приказом № 568  от 31.08.2016 г.                                                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                                  с   изменениями от «31».08.2018 г.,  приказ  № 319  

 

                           

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

 

 

Рассмотрено на заседании кафедры  __начального общего образования

Протокол № _______от   «       »            . 2019г.

Руководитель  кафедры:         Шабалина Л.В.     /_____________ /

 

Согласовано

Заместитель  директора:       Тельнова И.С.  / ______________/

«                »             .2019г.                                   

                                                                                           

Рабочая программа   учебного предмета

 «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Базовый уровень, начальное общее образование,  4 класс

 17 часов

Примерная программа по литературному чтению, на основе авторской программы   Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М. В. Головановой, 4  класс г. Москва, «Просвещение», 2015г.

Учебник  Литературное чтение. 4 класс  в 2 ч. / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Москва, Просвещение.2015г

 

 

 

 

                                                                                                                                                         Составитель:   Шабалина Людмила Вячеславовна                

                                              учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

 

Пионерский

2019 г

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета.

Личностные результаты

·         внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе как интеллектуальному труду, принятие ценности познавательной деятельности;

·         понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

·         осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, интерес к русскому языку, как  родному;

·         адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем, умение признавать собственные ошибки.

·         чувства сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), чувств эстетической красоты и точности

·         русского слова;

Метапредметные результаты

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эф­фективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми резуль­татами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рам­ках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту;

уметь слышать, точно реагировать на реплики;

понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;

Предметные результаты  

1. Понимание места и роли литературы на изучаемом языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, среди литератур народов Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей: воспринимать художественную литературу как особый вид искусства (искусство слова); соотносить произведения словесного творчества с произведениями других видов искусств (живопись, музыка, фотография, кино); иметь первоначальные представления о взаимодействии, взаимовлиянии литератур разных народов, о роли фольклора и художественной литературы родного народа в создании культурного, морально-этического и эстетического пространства республики Российской Федерации; находить общее и особенное при сравнении художественных произведений народов Российской Федерации, народов мира;

2. Освоение смыслового чтения; понимание смысла и значения элементарных понятий теории литературы: владеть техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями); владеть техникой смыслового чтения про себя — понимание смысла и основного содержания прочитанного, оценка информации, контроль за полнотой восприятия и правильной интерпретацией текста; различать жанры фольклорных произведений (малые фольклорные жанры, сказки, легенды, мифы); понимать основной смысл и назначение фольклорных произведений своего народа (порадовать, поучить, использовать для игры), приводить примеры потешек, сказок, загадок, колыбельных песен и др. своего народа (других народов); сравнивать произведения фольклора в близкородственных языках (тема, главная мысль, герои); сопоставлять названия произведения с его темой (о природе, истории, детях, о добре и зле и т.д.); различать жанры небольших художественных произведений детской литературы своего народа (других народов) — стихотворение, рассказ, басня; анализировать прочитанное литературное произведение: определять тему, главную мысль, последовательность действия, средства художественной выразительности; отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте изобразительные и выразительные средства родного языка (эпитеты, сравнения, олицетворения);

3. Приобщение к восприятию и осмыслению информации, представленной в текстах; формирование читательского интереса и эстетического вкуса обучающихся: определять цели чтения различных текстов (художественных, научно-популярных, справочных); удовлетворение читательского интереса, поиск информации, расширение кругозора; использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) для решения учебных и практических задач; ставить вопросы к тексту, составлять план для его пересказа, для написания изложений; проявлять интерес к самостоятельному чтению, формулировать свои читательские ожидания, ориентируясь на имя автора, жанр произведения, иллюстрации к книге; читать произведения фольклора по ролям, участвовать в их драматизации; участвовать в дискуссиях со сверстниками на литературные темы, приводить доказательства своей точки зрения; выполнять творческие работы на фольклорном материале (продолжение сказки, сочинение загадки, пересказ с изменением действующего лица).

 

Учащиеся четвёртого класса

научатся

Учащиеся четвёртого класса получат возможность

научиться

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

-          читать текст бегло, правильно, осознанно в темпе не менее 80 слов в минуту;

-          читать про себя произведения различных жанров;

-          читать выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и предложения в составе текста;

-          передавать при чтении своё отношение к содержанию, героям произведения;

-          находить средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет;

-          находить метафоры и сравнения на примере загадки;

-          различать народные и литературные сказки, знать имена и фамилии авторов;

-          пересказывать тексты произведений подробно, выборочно и кратко;

-          соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;

-          составлять план, озаглавливать текст;

-          выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логические ударения, паузы, соответствующие содержанию произведения;

-          находить слова и выражения, указывающие на отношение автора к героям и событиям;

-          находить в произведении слова и выражения, подтверждающие собственные мысли о герое, событиях;

-          пользоваться ориентировочно-справочным аппаратом учебника (оглавление, вопросы, заголовки, подзаголовки, сноски, абзацы);

-          определять содержание книги, ориентируясь на титульный лист, оглавление, иллюстрации, предисловие;

-          произносить текст с различными смысловыми оттенками (подтекстом): похвалой, одобрением, насмешкой, осуждением и т.д.;

-          распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту;

-          формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём  информацию, но и на жанр, структуру, язык;

-          составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу

 

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

-          осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

-          писать отзыв о прочитанной книге;

-          работать с тематическим каталогом;

-          определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;

-          на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя)

 

Раздел «Творческая деятельность»

-          пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием;

-          придумывать сказки и составлять рассказы по аналогии с прочитанными, включая в рассказ элементы описания, рассуждения;

-          устно рисовать портрет героя с опорой на художественный текст;

-          предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий, поведения героев;

-          воссоздавать различные эмоциональные состояния героев на основе слов, характеризующих его настроение;

-          самостоятельно описывать предмет по аналогии с  прочитанным, использовать сравнения, олицетворения, эпитеты;

-          переделывать рассказанную смешную историю в грустную и т.д.;

-          самостоятельно подбирать средства художественной выразительности для текстов с пропусками в художественном описании природы или какого-либо предмета

Раздел «Творческая деятельность»

-          точно выражать свои мысли, слушать и понимать смысл речи собеседника, проявлять к нему внимание, поддерживая речевое общение репликами и вопросами, использование вежливых слов в общении, закрепление доброжелательного стиля общения с собеседником;

-          придумывать сказочные истории об окружающих предметах по аналогии со сказками Г.Х. Андерсена;

-          описывать события с точки зрения героя и автора, сравнивать их позиции;

-          создавать свой вариант сказки на известный сюжет;

-          составлять загадки с использованием метафор;

-          составлять собственные произведения с использованием различных типов текста: описания, повествования, рассуждения;

работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

-          знать 5 – 6 книг по темам детского чтения;

-          различать художественный и научно-познавательный текст, высказывать своё отношение к прочитанным произведениям;

-          различать жанры художественных произведений: рассказа, сказки, стихотворения, былины; выделять их характерные признаки;

-          сравнивать стихотворения различных авторов на одну и ту же тему и выявлять художественные особенности текста, настроения героев и авторского видения;

-          сравнивать произведения с описанием одного и того же предмета (лилии, ромашки, щенка и т.д.);

-          сравнивать и объяснять разницу между народной и литературной сказкой

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

-          сравнивать произведения одного и того же автора, обобщать знания об особенностях стиля автора,  выбора темы, описания событий, героев, их нравственно-этической оценки, видения мира, нравственной оценки изображённых событий; составление общего представления об авторе произведения

 

 

Содержание учебного предмета

Книга в мировой культуре - 2 часа

Роль книги в мировой культуре.

Внеклассное чтение.  Рассказ о любимой книге из своей домашней библиотеки.

Истоки литературного творчества  - 3 часа

Виды устного народного   творчества

         Внеклассное чтение.  Народные русские сказки. Из сборника А.Н.Афанасьева

Экскурсия  в  библиотеку.  Знакомство с творчеством югорских писателей и поэтов

Жить по совести, любя друг друга – 4 часа

Выставка произведений на тему «Писатели – детям»

Внеклассное чтение. Рассказы Н.Носова

Внеклассное чтение. Рассказы В.Драгунского

Внеклассное чтение. Рассказы о дружбе и доброте

Краткие сведения о писателе. Тема, особенности создания образов. Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки. Аллегорический язык сказки.

Забота взрослых о ребенке. Чувство ответственности за родных. Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка.

Литературная сказка – 3 часа

Внеклассное чтение. Братья Гримм. Госпожа Метелица. Герои  литературной сказки.

Внеклассное чтение. Моя любимая литературная сказка

Знакомство с творчеством югорских писателей. А.М.Конькова «Сказки бабушки Аннэ»

Великие русские писатели - 4 часа

          Внеклассное  чтение. Стихи А.С.Пушкина

          Устное сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»

          Внеклассное  чтение. Басни И.А.Крылова

          Внеклассное чтение. Великие русские писатели  

Литература как искусство слова - 1 час

Маленькие и большие секреты страны Литературии.  Обобщение 

 

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

Внеклассное чтение

Развитие речи

Экскурсии

1

Книга в мировой культуре 

2

1

 

 

2

Истоки литературного творчества  

3

1

 

1

3

Жить по совести, любя друг друга

4

3

 

 

4

Литературная сказка

3

2

 

 

5

Великие русские писатели

4

3

 

 

6

Литература как искусство слова

1

 

 

 

Итого:

17

10

 

1

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

№ п/п

 

Тема

Дата план

Дата факт

Примечание

Книга в мировой культуре  (2 ч)

 

1

1

Роль книги в мировой культуре.

14.09

 

 

2

2

Вн. чтение.  Рассказ о любимой книге из своей домашней библиотеки.

28.09

 

 

Истоки литературного творчества (3 ч)

 

 3

1

Виды устного народного   творчества

12.10

 

 

4

2

Вн. чтение.  Народные русские сказки. Из сборника А.Н.Афанасьева

26.10

 

 

5

3

Экскурсия  в  библиотеку.  Знакомство с творчеством югорских писателей

16.11

 

 

Жить по совести, любя друг друга    (4 ч)

6

1

Выставка произведений на тему «Писатели – детям»

30.11

 

 

7

2

Вн. чтение. Рассказы Н.Носова

14.12

 

 

8

3

Вн. чтение. Рассказы В.Драгунского

28.12

 

 

9

4

Вн. чтение. Рассказы о дружбе и доброте

18.01

 

 

Литературная сказка (3 ч)

 

10

1

Вн. чтение. Братья Гримм. Госпожа Метелица. Герои

 литературной сказки.

01.02

 

 

11

2

Вн. чтение. Моя любимая литературная сказка

15.02

 

 

12

3

Знакомство с творчеством югорских писателей. А.М.Конькова «Сказки бабушки Аннэ»

01.03

 

 

Великие русские писатели   (4 ч.)

13

1

Вн. чтение. Стихи А.С.Пушкина

22.03

 

 

14

2

Устное сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»

12.04

 

 

15

3

Вн. чтение. Басни И.А.Крылова

26.04

 

 

16

4

Вн. чтение. Великие русские писатели  

24.05

 

 

Литература как искусство слова (1 ч)

17

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии.  Обобщение 

 

 

 

 Итого :17 часов


 

Приложение к образовательной программе

Приложение к образовательной программе

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Освоение смыслового чтения; понимание смысла и значения элементарных понятий теории литературы: владеть техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного,…

Освоение смыслового чтения; понимание смысла и значения элементарных понятий теории литературы: владеть техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного,…

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» - осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения; - писать отзыв о прочитанной…

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» - осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения; - писать отзыв о прочитанной…

Раздел «Творческая деятельность» - пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием; - придумывать сказки и составлять…

Раздел «Творческая деятельность» - пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием; - придумывать сказки и составлять…

Великие русские писатели - 4 часа

Великие русские писатели - 4 часа

Экскурсия в библиотеку

Экскурсия в библиотеку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2020