РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА "РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК" 4 КЛАСС.
Оценка 5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА "РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК" 4 КЛАСС.

Оценка 5
docx
01.03.2020
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА "РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК" 4 КЛАСС.
4 класс РОДНОЙ ЯЗЫК.docx

Приложение к   образовательной программе  ООО,

 утверждённой приказом № 568  от 31.08.2016 г.                                                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                                  с   изменениями от «31».08.2018 г.,  приказ  № 319  

 

 

                           

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

 

 

Рассмотрено на заседании кафедры  __начального общего образования

Протокол № _______от   «       »            . 2019г.

Руководитель  кафедры:         Шабалина Л.В.  / ____________/

 

Согласовано

Заместитель  директора:       Тельнова И.С.   /_____________ /

«                »             .2019г.                                   

                                                                                           

Рабочая программа   учебного предмета

 «Родной (русский) язык»

Базовый уровень, начальное общее образование,  4 класс

 17 часов

 

Примерная программа по русскому языку на основе авторской программы  В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н. Сборник программ «Русский язык» Москва, Просвещение 2015

Учебник «Русский язык» 4 класс в 2 ч./Москва, «Просвещение», 2015г

 

 

 

                                                                                                                                                        Составитель:   Шабалина Людмила Вячеславовна,                

                                              учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

 

Пионерский

2019 г

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты

 

Воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

Приобщение к литературному наследию своего народа;

Формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;

Осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

Обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;    Получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Метапредметные результаты

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Использование знаково-символических средств представления информации.

 Активное использование речевых средств и средств, для решения коммуникативных и познавательных задач.

 Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Предметные результаты

Понимание роли языка как основного средства человеческого общения; осознание роли языка как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание значения родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа; понимание необходимости овладения родным языком; проявление познавательного интереса к родному языку и желание его изучать;

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Российской Федерации, о месте родного языка среди других языков народов России: понимать, что родной край есть часть России, составлять высказывания о малой Родине, приводить примеры традиций и обычаев, объединяющих народы России; составлять небольшие рассказы о взаимосвязях языков, культур и истории народов России; осознавать роль родного языка как носителя народной культуры, средства её познания, освоения морально-этических норм, принятых в российском обществе; понимать эстетическую ценность родного языка, стремиться к овладению выразительными средствами, свойственными родному языку;

Освоение первоначальных знаний о родном языке как системе, о его нормах, специфике, закономерностях его функционирования: владеть основными орфоэпическими и лексическими нормами родного языка; применять на практике правила словообразования и словоизменения, построения словосочетаний и предложений (простых и сложных);

Формирование и развитие видов речевой деятельности на родном языке (слушание (аудирование), говорение, чтение, письмо):

Слушание (аудирование) и говорение: понимать на слух речь, звучащую из различных источников (учитель, одноклассники, телевизионные и радиопередачи и др.); определять тему и главную мысль прослушанного высказывания (текста); различать на слух интонации звучащей речи (радость, удивление, грусть, сочувствие и др.); участвовать в диалогах на бытовые, учебные темы, обсуждать поставленные вопросы, прослушанные высказывания; формулировать вопросы, отвечать на вопросы в соответствии с темой диалога; применять в диалогической речи формулы речевого этикета, правила речевого поведения в различных учебных и жизненных ситуациях (понимать цель общения, проявлять желание слушать собеседников, учитывать мнение участников); решать учебные задачи с использованием активного и потенциального словарного запаса; рассказывать устно о себе (внешность, интересы, любимые занятия), о своей семье (традиции, совместные занятия); описывать предмет (название, качества, назначение); уместно употреблять в устной речи пословицы, поговорки родного народа, использовать изобразительные и выразительные средства родного языка (эпитеты, сравнения, олицетворения); составлять небольшие высказывания для публичного выступления с использованием небольших презентаций;

Чтение и письмо: читать вслух небольшие тексты разного вида (фольклорный, художественный, научно-познавательный, справочный) в индивидуальном темпе, позволяющем понять содержание и смысл прочитанного; составлять план текста (с помощью и самостоятельно); пересказывать текст в соответствии с учебной задачей (подробно и кратко); списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей; строить связные высказывания в письменной форме на различные темы; выполнять небольшие творческие задания (дополнение и распространение предложения текста/изложения).

 

Учащиеся научатся

Учащиеся  получат возможность

научиться

Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём

осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества; понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, понимание и истолкование значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знание источников крылатых слов и выражений; соблюдение норм русского речевого этикета;

 

осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; распознавание, характеристика, правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения; понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов

Овладение основными нормами русского литературного языка

осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека; соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;  стремление к речевому самосовершенствованию; соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка, соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка, соблюдение основных норм русского речевого этикета.

анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировка речи с учетом её соответствия основными нормами литературного языка; обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; употребление слов с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы; выявление и исправление грамматических ошибок в устной речи.

Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности

владение различными видами слушания монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

умение соотносить части прочитанного и прослушанного текст. выявлять логический план текста;

проведение анализа прослушанного или прочитанного текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем; основных типов текстовых структур (индуктивные, дедуктивные, рамочные / дедуктивно-индуктивные, стержневые/индуктивно-дедуктивные);

 

владение различными видами слушания (детальным, выборочным‚ ознакомительным, критическим‚ интерактивным) монологической речи; владение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи; устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения;  определять начало и конец темы

 

 

Содержание учебного предмета

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи)

Как курс, имеющий частный характер, школьный курс родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (разделы программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.

В соответствии с этим в программе выделяются следующие разделы:

Раздел 1 «Речь. Речевая деятельность. Текст» (5 ч)

Представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

Язык и речь. Виды речевой деятельности

Речевое общение. Средства общения.

Звуковой язык как средство человеческого общения

Правила общения. Составление текста по рисунку.

          Текст как единица языка и речи

          Научная речь, её отличие от художественной речи.

          Типы текстов. Составление текста по заданной теме.

Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.

 

Раздел 2 «Язык и культура» (6ч)

Представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения. Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Синонимы, антонимы, омонимы. Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов. Знакомство с различными видами лингвистических словарей и их использование. Слово и его значение. Обобщение представлений о лексическом значении слова. Составление предложений из деформированных слов.

Раздел 3 «Культура речи» (6ч.)

Ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.

Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

Склонение имён существительных. Падежные окончания имен существительных.

Правописание окончаний глаголов.  Правописание глаголов на –тся и -ться.

Составление рассказа по репродукции картины.

Употребление в речи синонимов, антонимов, омонимов.

Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения.

 

№ П/П

Наименование разделов и тем

Всего часов

Развитие речи

1

Речь. Речевая деятельность. Текст

5

2

2

Язык и культура

6

2

3

Культура речи

6

1

Итого:

17

5

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

№ п/п

 

Тема

Дата план

Дата факт

Примечание

Речь. Речевая деятельность. Текст (5 часов)

 

1

1

Речевое общение

07.09

 

 

2

2

Средства общения. Звуковой язык как средство человеческого общения

21.09

 

 

3

3

р/р  Правила общения. Составление текста по рисунку

05.10

 

 

4

4

Научная речь, её отличие от художественной речи.

19.10

 

 

5

5

р/р Типы текстов. Составление текста по заданной теме.

09.11

 

 

Язык и культура (6 часов)

 

6

1

Слово и его значение. Обобщение представлений о лексическом значении слова.

23.11

 

 

7

2

Знакомство с различными видами лингвистических словарей.

07.12

 

 

8

3

Лексическое значение слова.

21.12

 

 

9

4

р/р Составление предложений из деформированных слов.

11.01

 

 

10

5

Синонимы, антонимы, омонимы

25.01

 

 

11

6

р/р Обучающее изложение по составленному плану

08.02

 

 

Культура речи (6 часов)

 

12

1

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

22.02

 

 

13

2

Склонение имён существительных. Падежные окончания имен существительных

15.03

 

 

14

3

Правописание окончаний глаголов Правописание глаголов на –тся и -ться.

05.04

 

 

15

4

р/р Составление рассказа по репродукции картины.

19.04

 

 

16

5

Употребление в речи синонимов, антонимов, омонимов

17.05

 

 

17

6

Обобщающий урок по разделам родного языка

 

 

 

 Итого :17 часов


 

Приложение к образовательной программе

Приложение к образовательной программе

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства

Овладение основными нормами русского литературного языка осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека; соблюдение на письме и в устной речи норм…

Овладение основными нормами русского литературного языка осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека; соблюдение на письме и в устной речи норм…

Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета

Речевое общение. Средства общения

Речевое общение. Средства общения

Основные лексические нормы современного русского литературного языка

Основные лексические нормы современного русского литературного языка

Слово и его значение. Обобщение представлений о лексическом значении слова

Слово и его значение. Обобщение представлений о лексическом значении слова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2020