Рабочая программа «Психологическая азбука» для учащихся 1-х классов
Оценка 4.7

Рабочая программа «Психологическая азбука» для учащихся 1-х классов

Оценка 4.7
doc
психологическая работа
03.05.2020
Рабочая программа   «Психологическая азбука»  для учащихся  1-х классов
27.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

 

«Психологическая азбука»

для учащихся  1-х классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель программы:

 

 

 

2019 - 2020 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 

Направленность программы: социально-педагогическая.

Актуальность: Обучение ребёнка в начальной школе – первая и очень значительная ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой – учебной – деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребёнка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе.

Решение проблемы развития психологической готовности детей к обучению на второй ступени связано с резервами младшего школьного возраста. Именно в этом возрастном периоде формируются необходимые психологические механизмы, позволяющие ребёнку адекватно принять новые условия деятельности. Задача психолога – помочь ребёнку раскрыть имеющийся потенциал и не допустить превращения недостатков развития в проблему.

 

Цель и задачи:

Главной целью этой программы выступает развитие личности ребёнка, в частности его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями.

Программа призвана решить следующие задачи:

·             Помочь детям быстрее и безболезненней адаптироваться к школьным условиям.

·             Учить методам и приёмам познания себя.

·             Учить детей осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики с целью их эффективного использования во всех основных видах и формах познания.

·             Помочь детям осознать у себя ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира.

·             Познакомить детей с понятиями «чувства» и «эмоции».

·             Научить детей осознавать и называть собственные переживания.

·             Помочь детям осознать свои задатки и способности.

·             Ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения.

 

Отличительная особенность:

Программа «Психологическая азбука», являясь принципиально новой для начального образования, предполагает и кардинально иные, по сравнению с традиционными, подходы к отбору содержания, структурированию и организационным формам занятий. Важнейшим отличием данного курса является сдвиг акцентов с обучения на развитие (точнее сказать, с обучения, в процессе которого происходит развитие, на развитие, являющееся целью обучения).

Научной основой программы стал полисубъектный подход, разрабатываемый И.В. Вачковым. Программа «Психологическая азбука» нацелена в первую очередь на развитие самосознания и рефлексивных способностей детей.  Основной принцип, легший в основу курса, - принцип метафоризации психологических представлений, благодаря которому достигается единство материала психологии с психологическим материалом конкретной личности.

 

Возраст детей: 7-8 лет.

Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.

Форма и режим занятий:

Программа «Психологическая азбука» может быть включена в систему 1-4 начальной школы.

Программа рассчитана на 33 часа и предполагает проведение одного занятия в неделю.

Структура занятий. Занятие включает в себя следующие компоненты:

- введение в тему занятия и разминка: используются ритуалы приветствия, разминочные задания;

- основная часть, которая может быть реализована в двух вариантах:

1) если занятие первое в разделе, то используется схема: настрой, как подготовка к восприятию нового материала – введение нового содержания – его закрепление;

2) если занятие продолжает изучаемый раздел, то схема несколько иная: актуализация предыдущего материала – повторение – углубление, расширение, наполнение новыми смыслами;

- подведение итогов: рефлексия результатов занятия. Происходящая в два этапа: 1) эмоциональное отреагирование (что понравилось на занятии, что заинтересовало); 2) осмысление (зачем, для чего нужно то, чем занимались, о чем шла речь, в чем польза нового материала).

Занятие может включать следующие типы работы рассказ психолога, игра, психотехнические и психогимнастические упражнения, беседа, разбор иллюстраций и наглядных пособий. Изобразительная деятельность. Чтение специально подобранных текстов и «психологических» сказок и т.д. Достаточно часто какую-то часть занятия уделяют «времени книги», когда психолог читает детям вслух и обсуждает с ними сказки.

Применяемые в программе методы обладают следующими особенностями. Они:

1)         активны и основаны на проживании опыта: дети не просто усваивают знания, а через действия, игру, сказку погружаются в содержание собственного внутреннего мира;

2)         эмоционально окрашены, пробуждают разнообразные эмоции, «затрагивают» интересы детей;

3)         рефлексивны: большинство игр, упражнений, психологических техник предусматривает наличие рефлексивной позиции у участников;

4)         оптимальны по трудностям, что связано с ориентацией на зону ближайшего развития;

5)         метафоричны: во-первых, используемые упражнения, игры, психологические техники являются, по сути дела, поведенческими метафорами – ведь они говорят об одном предмете через признаки другого, а во-вторых, сказкотерапевтические процедуры, не могут обойтись без метафоры;

6)         событийные: методы программы дают возможность событию детей и взрослого, а также событиям, ведущим к личностным изменениям.

В программе «Психологическая азбука» используется следующая классификация методик (психотехник, игр, упражнений, приемов, процедур), используемых в программе:

- традиционные обучающие приемы;

- ритуалы знакомства, представления, прощания;

- «ледокольные» (разогревающие, разминочные) техники;

- приемы сосредоточения, фокусировки, настройки;

- техники релаксации;

- психотехники самооценки и взаимооценки;

- упражнения, направленные на самораскрытие и рефлексию;

- экспрессивные техники (приемы самовыражения);

- развивающе-тренировочные упражнения;

-сказкотерапевтические упражнения;

- иллюстрационно-демонстрационные задачи;

- подвижные игры.

С помощью предлагаемой программы педагогу-психологу под силу решать следующие задачи психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС НОО:

- психологический мониторинг/оценка  достижения  планируемых  школой  в Основной   образовательной  программе    начального  общего   образования  образовательных результатов, прежде всего – личностных;

- совместное   с   учителем   проектирование   типовых   задач  формирования   универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся;

- участие в  формировании  УУД (в первую очередь –  коммуникативных и   личностных) у  учащихся  во внеурочной  деятельности  в  соответствии с  Программой формирования универсальных учебных действий;

- психологическое информирование и просвещение родителей по актуальным   вопросам образования детей с учетом результатов психологического мониторинга/оценки  достижения  планируемых  образовательных  результатов  (личностных).

 

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

Личностные универсальные учебные действия (УУД)

- Проявляет самостоятельность в разных видах детской деятельности, оценивает деятельность и поступки не только свои, но и своих сверстник.

- Относиться открыто ко внешнему миру, чувствует уверенность в своих силах во внеурочной деятельности.

- Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через совместную игровую или учебную деятельность. Способен договариваться и учитывать интересы других, сдерживает свои эмоции.

- Обсуждает проблемы возникающие в учебной игровой деятельность, может поддержать разговор на интересующую его тему.

- Понимает чувства других людей и сопереживает им, понимает оценки учителей своим и чужим поступкам.

Регулятивные универсальные учебные действия (УУД)

- Принимает и сохраняет учебную задачу.

- Переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности из игровой деятельности в учебную.

- Овладевает способами самооценки выполнения действий.

Коммуникативные универсальные учебные действия (УУД)

- Имеет первоначальные навыки работы в группе: совместное обсуждение правил, распределение ролей.

- Умеет задавать вопросы, проявляет не только любопытство, но и любознательность.

- Умеет выслушать и понять точку зрения другого, отстаивать свою  точку зрения, аргументируя ее.

 

В этой связи выпускник начальной школы научится:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

-  допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- строить понятные  для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы;

- контролировать действия партнера;

- использовать речь для регуляции своего действия.

 

Ожидаемые результаты:

1.          Смягчение процесса адаптации к обучению в школе.

2.          Осознание детьми своих особенностей и возможностей на данном этапе обучения.

3.          Сформированность основных понятий, связанных с содержанием курса.

Результативность работы оценивается с помощью проективных методик (рисунки «Моя школа», «Мой класс», «Мой портрет» и т.д.), наблюдения за детьми в игровых и учебных ситуациях.

 

 

 

Календарно-тематическое планирование курса:

 

Тема занятия

Количество часов

Ожидаемые результаты

Дата

 

Раздел 1. Я теперь школьник (вхождение в новую роль)

 

Личностные УУД

- Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через совместную игровую или учебную деятельность. Способен договариваться и учитывать интересы других, сдерживает свои эмоции.

Регулятивные УУД

- Принимает и сохраняет учебную задачу.

Коммуникативные УУД

- Имеет первоначальные навыки работы в группе: совместное обсуждение правил, распределение ролей.

 

1.      

Знакомство.

1

Сентябрь

2.      

Знакомство продолжается.

1

Сентябрь

3.      

Я теперь школьник.

1

Сентябрь

4.      

Что значит быть школьником?

1

Сентябрь

5.      

Знакомство с Пси-Магом.

1

Октябрь

 

Раздел 2. Введение в мир психологии

 

Личностные УУД

- Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через совместную игровую или учебную деятельность. Способен договариваться и учитывать интересы других, сдерживает свои эмоции.

Регулятивные УУД

- Принимает и сохраняет учебную задачу.

- Овладевает способами самооценки выполнения действий.

Коммуникативные УУД

- Имеет первоначальные навыки работы в группе: совместное обсуждение правил, распределение ролей.

 

6.      

Королевство Внутреннего Мира.

1

Октябрь

7.      

Сказка о волшебных зеркалах.

1

Октябрь

8.      

Сказка о волшебных зеркалах.

1

Октябрь

9.      

Что я знаю о себе?

1

Ноябрь

10.  

Что я знаю о себе и о других?

1

Ноябрь

11.  

Я – это кто?

1

Ноябрь

 

Раздел 3. Психика и познание мира

 

Личностные УУД

- Проявляет самостоятельность в разных видах детской деятельности, оценивает деятельность и поступки не только свои, но и своих сверстник            .

- Относиться открыто ко внешнему миру, чувствует уверенность в своих силах во внеурочной деятельности.

- Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через совместную игровую или учебную деятельность. Способен договариваться и учитывать интересы других, сдерживает свои эмоции.

Регулятивные УУД

- Принимает и сохраняет учебную задачу.

- Переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности из игровой деятельности в учебную.

- Овладевает способами самооценки выполнения действий.

Коммуникативные УУД

- Имеет первоначальные навыки работы в группе: совместное обсуждение правил, распределение ролей.

- Умеет задавать вопросы, проявляет не только любопытство, но и любознательность.

- Умеет выслушать и понять точку зрения другого, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.

 

12.  

Мои ощущения.

1

Ноябрь

13.  

Моё восприятие мира.

1

Декабрь

14.  

Моё внимание.

1

Декабрь

15.  

Как быть внимательным?

1

Декабрь

16.  

Развиваем своё внимание.

1

Декабрь

17.  

Я умею быть внимательным!

1

 

 

Раздел 4. Темперамент и характер

 

Личностные УУД

- Проявляет самостоятельность в разных видах детской деятельности, оценивает деятельность и поступки не только свои, но и своих сверстник            .

- Относиться открыто ко внешнему миру, чувствует уверенность в своих силах во внеурочной деятельности.

- Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через совместную игровую или учебную деятельность. Способен договариваться и учитывать интересы других, сдерживает свои эмоции.

- Обсуждает проблемы возникающие в учебной игровой деятельность, может поддержать разговор на интересующую его тему.

- Понимает чувства других людей и сопереживает им, понимает оценки учителей своим и чужим поступкам.

Регулятивные УУД

- Принимает и сохраняет учебную задачу.

- Переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности из игровой деятельности в учебную.

- Овладевает способами самооценки выполнения действий.

Коммуникативные УУД

- Имеет первоначальные навыки работы в группе: совместное обсуждение правил, распределение ролей.

- Умеет задавать вопросы, проявляет не только любопытство, но и любознательность.

- Умеет выслушать и понять точку зрения другого, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.

 

18.  

Что такое темперамент?

1

Январь

19.  

Типы темперамента.

1

Январь

20.  

Разные люди – разные типы темперамента.

1

Январь

21.  

Разные люди – разные характеры.

1

Февраль

22.  

Какой у меня характер?

1

Февраль

23.  

Какой характер у других?

1

Февраль

24.  

Мой характер: оценим недостатки.

1

Март

 

Раздел 5. Я и мои эмоции

 

Личностные УУД

- Проявляет самостоятельность в разных видах детской деятельности, оценивает деятельность и поступки не только свои, но и своих сверстник            .

- Относиться открыто ко внешнему миру, чувствует уверенность в своих силах во внеурочной деятельности.

- Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через совместную игровую или учебную деятельность. Способен договариваться и учитывать интересы других, сдерживает свои эмоции.

- Обсуждает проблемы возникающие в учебной игровой деятельность, может поддержать разговор на интересующую его тему.

- Понимает чувства других людей и сопереживает им, понимает оценки учителей своим и чужим поступкам.

Регулятивные УУД

- Принимает и сохраняет учебную задачу.

- Переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности из игровой деятельности в учебную.

- Овладевает способами самооценки выполнения действий.

Коммуникативные УУД

- Имеет первоначальные навыки работы в группе: совместное обсуждение правил, распределение ролей.

- Умеет задавать вопросы, проявляет не только любопытство, но и любознательность.

- Умеет выслушать и понять точку зрения другого, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.

 

25-26

Что такое эмоции?

2

Март

27-28

Какие бывают эмоции?

2

Апрель

29

Конкурс чувствоведов.

1

Апрель

30-31

Что я знаю о своих эмоциях?

2

Апрель, Май

32

Королевство Внутреннего Мира.

1

Май

33

Королевство Внутреннего Мира.

1

Май

 

 

Количество часов:

33

 

 

 

 


 

Список литературы:

 

1.          Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (первый год обучения). Под ред. И.В. Вачкова. М.;2003г.

2.          Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (второй год обучения). Под ред. И.В. Вачкова. М.;2004г.


3.         

Рабочая программа «Психологическая азбука» для учащихся 1-х классов

Рабочая программа «Психологическая азбука» для учащихся 1-х классов

Пояснительная записка. Направленность программы: социально-педагогическая

Пояснительная записка. Направленность программы: социально-педагогическая

Основной принцип , легший в основу курса, - принцип метафоризации психологических представлений, благодаря которому достигается единство материала психологии с психологическим материалом конкретной личности

Основной принцип , легший в основу курса, - принцип метафоризации психологических представлений, благодаря которому достигается единство материала психологии с психологическим материалом конкретной личности

В программе «Психологическая азбука» используется следующая классификация методик (психотехник, игр, упражнений, приемов, процедур) , используемых в программе: - традиционные обучающие приемы; - ритуалы знакомства, представления,…

В программе «Психологическая азбука» используется следующая классификация методик (психотехник, игр, упражнений, приемов, процедур) , используемых в программе: - традиционные обучающие приемы; - ритуалы знакомства, представления,…

Обсуждает проблемы возникающие в учебной игровой деятельность, может поддержать разговор на интересующую его тему

Обсуждает проблемы возникающие в учебной игровой деятельность, может поддержать разговор на интересующую его тему

Календарно-тематическое планирование курса: №

Календарно-тематическое планирование курса: №

Овладевает способами самооценки выполнения действий

Овладевает способами самооценки выполнения действий

Раздел 5. Я и мои эмоции

Раздел 5. Я и мои эмоции

Список литературы: 1.

Список литературы: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2020