Рабочая программа. Родная (русская) литература. 11 класс.

  • docx
  • 07.09.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 11 КЛАСС РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА.docx

                

 


Пояснительная записка

 

 

Рабочая программа по родной литературе для 11 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.

Рабочая программа и тематическое планирование согласно учебного плана рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и ориентированы на перечень «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации.

Рабочая программа учебного предмета «Родная литература» разработана наряду с обязательным курсом литературы. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса литературы, обязательного для изучения, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по литературе, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.

Рабочая программа по курсу «Родная литература (на русском языке)» направлена на решение важнейшей задачи современного образования становление гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества. Образовательные задачи курса связаны прежде всего с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

 

Курс родной литературы     в 11 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно -ориентированного, когнитивно – коммуникативного, деятельностного подходов к обучению литературному чтению:

·    воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего свою культуру, культуру других народов;

·    овладение системой знаний, важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями ормулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из

различных источников, включая Интернет); формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования; овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

·    освоение ключевых произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, связи искусства с жизнью, историческим прошлым;

·    развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

·    совершенствование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;


речевое самосовершенствование.

 

В соответствии с целями преподавания родной литературы основные задачи курса сводятся к следующим:

 

·      воспитать духовно-развитую личность, способную к культурной самоидентификации, обладающую гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

·      воспитать любовь к родной литературе и культуре, формировать потребность в систематическом чтении книг, в том числе донских писателей;

·      формировать умения воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера;

·      осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне интеллектуального осмысления; ·  овладевать умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по

краеведению, теории и истории литературы, многоаспектного диалога с автором произведения, с разнообразными читательскими позициями;

·      развивать коммуникативно-эстетические способности через активизацию речи, исследовательскую и творческую рефлексии.

 

В соответствии с годовым календарным графиком, расписанием учебных занятий программа будет реализована за 34 часа.

 

 

Планируемые предметные результаты

 

 

 

Личностные результаты изучения предмета родная литература являются:

 

·      воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,

 

прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

 

·      формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;

 

·      развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

 

·      осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

 

·      развитие чувства прекрасного умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

 

·      устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

 

·      потребность в самовыражении через слово.

 

Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.


Учащийся научится:

 

·      понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;

 

·      уважительно относиться к родной литературе;

 

·      оценивать свои и чужие поступки;

 

·      проявлять внимание, желание больше узнать.

 

·      понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

 

·      анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

 

 

 

 

Метапредметными результатами изучения курса родная литература является формирование УУД.

 

Регулятивные УУД:

 

·      формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;

 

·      анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;

 

·      совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;

 

·      работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;


·      в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

 

Учащийся научится:

 

·      планированию пути достижения цели;

 

·      установлению целевых приоритетов;

 

·      оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

 

·      учитывать условия выполнения учебной задачи;

 

·      осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».

 

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.

 

 

 

Познавательные УУД:

 

·      овладение навыками смыслового чтения;

 

·      извлекать информацию сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст иллюстрация, таблица, схема);

 

·      владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);


·      перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);

 

·      излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

 

·      пользоваться словарями, справочниками;

 

·      осуществлять анализ и синтез;

 

·      устанавливать причинно-следственные связи;

 

·      строить рассуждения.

 

Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.

 

Учащийся научится:

 

·      строить сообщение в устной форме;

 

·      находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;

 

·      ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

 

·      анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

 

·      осуществлять синтез как составление целого из частей;

 

·      проводить сравнение;

 

·      устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

 

·      проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.


·      осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

 

·      обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

 

 

 

Коммуникативные УУД:

 

·      умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

 

·      планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

 

·      учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);

 

·      уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

 

·      слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

 

·      уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;

 

·      уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь том числе и помощь учителя);

 

·      оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

 

·      выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.


Учащийся научится:

 

·      устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;

 

·      аргументировать свою точку зрения;

 

·      задавать вопросы.

 

·      продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

 

·      договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

 

·      брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

 

 

Предметными результатами изучения курса родная литература является сформированность следующих умений:

 

·      осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

 

·      понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

 

·      развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;


·      овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;

 

·      формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать

 

художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

 

Учащийся научится:

 

·      владеть различными видами пересказа,

 

·      пересказывать сюжет;

 

·      выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

 

·      характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

 

·      находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

 

·      определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

 

·      выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

 

·      выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

 

·      ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;


 

 

 

 

·      пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

 

Тематическое планирование

 

 

 


                            Название раздела, курса п/п

 

 

 

 

 

1.           Личность

 

2.           Личность и семья

 

 

 

 

3.           Личность – общество - государство

 

 

 

 

 

4.           Личность природа- цивилизация


Количество часов

 

 

 

 

 

3

 

8

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

5


Формы организации учебной деятельности

 

 

 

 

 

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Индивидуальная, групповая, фронтальная

 

 

 

Фронтальная, индивидуальная, групповая

 

 

 

 

Фронтальная, индивидуальная, групповая


Виды учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

· беседа;

· письменный ответ на вопрос; · различные виды чтения;

· составление словаря ;

· работа с иллюстрациями

 

· различные виды чтения; · подготовка сообщения;

· формулировки и запись выводов; · наблюдения над лексическим составом произведений;

· лексическая работа;

· выразительное чтение;

· письменный ответ на вопрос; · запись ключевых слов и словосочетаний;

· работа с иллюстрациями и репродукциями;

· подготовка сообщения;

· исследовательская работа с


текстом;

· составление сравнительных таблиц;

· план характеристики образов;

 


5.           Личность история - современность                              9             Фронтальная, индивидуальная, групповая


· выразительное чтение;

· письменный ответ на вопрос; · работа с иллюстрациями и репродукциями;

· подготовка сообщения;

· исследовательская работа с текстом;

· план характеристики образов;


Рабочая программа составлена с учетом программы воспитания

(приложение 1)

 

Календарно – тематическое планирование

 


п/п                                                                            Тема урока


 

Количеств о часов


Дата

 

Предполага      По емая        факту


 

I четверть 9 часов

 

ЛИЧНОСТЬ (3 часа)

 

1.           А.И. Солженицын. Статья «Жить не по лжи» как нравственное воззвание к читателю                                                                                                                                                                           1 06.09

 

2.           М. Горький. Рассказ «Карамора». Размышления писателя о природе человека, об опасности                                                                                                                                                           1 13.09 саморазрушения личности

 

3.           Осознание трагического одиночества человека перед неразрешимыми проблемами бытия в                                                                                                                                                                          1 20.09 рассказе Ю.П.Казакова «Во сне ты горько плакал»

 

ЛИЧНОСТЬ И СЕМЬЯ ( 8 часов)

 

4.           Обращение к вечным ценностям в повести Б.Н.Зайцева «Голубая звезда»  1                                                                                                                                                         27.09

 

5.           Своеобразие конфликта в повести В.В.Набокова «Машенька»                                                                                                                                                                     1 04.10

 

6.           Образ Машеньки как символ далекой родины 1                                                                                                                                                         11.10

 

7.           Народная правда военного времени в романе Ф.А.Абрамова «Братья и сёстры»                                                                                                                                                                            1 18.10

 

8.           Олицетворение мужества простого русского народа в военные времена                                                                                                                                                                            1 25.10


9.           Душевная красота членов нескольких семейств в романе Ф.А.Абрамова «Братья и сёстры»                                                                                                                                                                            1 08.11

 

II четверть 8 часов

 

10.         А.Н.Арбузов «Жестокие игры». Нравственная проблематика. Ответственность людей за тех,                                                                                                                                                                      1 15.11 кто рядом

 

11.         Сочинение «Нравственные и духовные семейные ценности»                                                                                                                                                                        1 22.11

 

ЛИЧНОСТЬ – ОБЩЕСТВО – ГОСУДАРСТВО ( 9 часов)

 

12.         Русский национальный характер в рассказе И.А.Бунина «Иоанн Рыдалец»                                                                                                                                                                         1 29.11

 

13.         Отражение событий эпохи Гражданской войны в романе А.Н.Островского «Как закалялась                                                                                                                                                           1 06.12 сталь»

 

14.         Особенности художественного метода социалистического реализма на примере романа                                                                                                                                                                1 13.12 А.Н.Островского «Как закалялась сталь»

 

15.         Э.Веркин. «Облачный полк». Военные будни в повести 1                                                                                                                                                         20.12

 

16.         Контрольная работа № 1            1                                                                                                                                                         27.12

 

17.         Гражданственность и патриотизм как национальные ценности в повести 1                                                                                                                                                         10.01

 

III четверть 9 часов

 

18.         Человек и государственная система в рассказе В.С.Маканина «Кавказский пленный»                                                                                                                                                                         1 17.01

 

19.         Проблема межнациональных отношений в рассказе В.С.Маканина «Кавказский пленный»                                                                                                                                                                          1 24.01


20.         Законы морали и государственные законы в романе З. Прилепина «Санька»                                                                                                                                                                          1 31.01

 

ЛИЧНОСТЬ – ПРИРОДА – ЦИВИЛИЗАЦИЯ( 5 часов)

 

21.         Проблемы освоения и покорения природы в лирике Н.М.Рубцова                                                                                                                                                                    1 07.02

 

22.         Проблемы современной цивилизации в романе А. и Б. Стругацких «Улитка на склоне»                                                                                                                                                                             1 14.02

 

23.         Современная цивилизация в рассказе Л.С.Петрушевской «Новые робинзоны»                                                                                                                                                                     1 21.02

 

24.         Опасность для человечества «падения вниз» по эволюционной лестнице                                                                                                                                                                          1 28.02

 

25.         Сочинение «Человек в мире цивилизации»                                                                                                                                                                 1 06.03

 

ЛИЧНОСТЬ – ИСТОРИЯ – СОВРЕМЕННОСТЬ ( 9 часов)

 

26.         И.А. Бунин. Статья «Миссия русской эмиграции»                                                                                                                                                                     1 13.03

 

IY четверть 8 часов

 

27.         Роль личности в истории (дилогия Ю.О. Домбровского «Факультет ненужных вещей» и                                                                                                                                                                          1 20.03 «Хранитель древностей»)

 

28.         Судьба ценностей христианско гуманистической цивилизации                                                                                                                                                                   1 03.04

 

29.         Образ русского интеллигента в романе Ю.О.Домбровского «Факультет ненужных вещей»  1                                                                                                                                                         10.04

 

30.         Рассказ В.Ф.Тендрякова «Пара гнедых»                                                                                                                                                                           1 17.04

 

31.         Роль личности в истории                                                                                                                                                                            1 24.04


32.         Писатели - современники                                                                                                                                                                  1 08.05

 

33.         Контрольная работа № 2            1                                                                                                                                                         15.05

 

34.         Основные проблемы и темы русской художественной и публицистической литературы 20 –              1                                                                                                                                                         22.05

 

21 веков

 

 

 

 

 

Литература

 

Для учителя:

 

 

1.   Методические журналы для учителя: «Литература в школе», приложение к журналу «Уроки литературы». Периодические издания

 

Для учащихся: перечень «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, , рекомендуемых школьникам

 

к самостоятельному прочтению



Приложение 1

Реализация программы воспитания

Модуль «Школьный урок»

Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

-организацию работы с детьми как в офлайн, так и онлайн формате;

-установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

  -побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации, согласно Устава школы, Правилам внутреннего распорядка школы;

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров духовно-нравственного, гражданского, ответственного поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения,  кейсов и дискуссий;

-применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, викторины, тестирование кейсы, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

 Олимпиады,   занимательные  уроки  и   пятиминутки,  урок-деловая  игра,  урок  –  путешествие,  урок   мастер-класс,  урок-исследование  и  др.    Учебно-развлекательные  мероприятия(конкурс- игра  «Предметный кроссворд», турнир «Своя игра», викторины, литературная композиция, конкурс газет и рисунков, экскурсия и др.); 

 -включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;  интеллектуальных  игр,  стимулирующих  познавательную мотивацию  школьников. Предметные  викторины,  квесты,  игра-провокация,  игра-эксперимент,  игра-демонстрация, игра-состязание,  дидактического  театра,  где  полученные  на  уроке  знания  обыгрываются в театральных постановках; 

 -организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

          -инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов,  помогает приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;

    -     создание гибкой  и  открытой  среды  обучения  и  воспитания  с использованием  гаджетов,  открытых  образовательных  ресурсов,  систем

управления позволяет создать условия для реализации провозглашенных

ведущих принципов образования XXI века: «образование для всех»,

«образование через всю жизнь», образование «всегда, везде и в любое время».

У обучающихся развиваются навыки сотрудничества, коммуникации,

социальной ответственности, способность критически мыслить, оперативно и качественно решать проблемы; воспитывается ценностное отношение к миру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru