ПРОГРАММА
РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК
9 КЛАСС
Пояснительная записка
Программа учебного предмета Русский родной язык для 9 класса разработана на основе Федерального закона «Об образовании в Российской федерации», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования», Примерной рабочей программы О.М.Александровой, Ю.Н.Гостевой, И.Н.Добротиной и направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету Русский родной язык, который входит в предметную область «Родной язык и родная литература».
Цели:
v воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
v совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
v углубление и расширение знаний о явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
v совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане
Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Программа учебного предмета «Русский родной язык» предназначена для изучения в 9 классе и рассчитана на 17 часов в соответствии с учебным планом школы.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, а также родным языком русского народа, он объединяет нацию и связывает поколения. Обучение родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру учащихся. Содержание программы направлено на формирование представлений о языке, как развивающемся явлении.
В программе выделяется три содержательных блока:
v Язык и культура
v Культура речи
v Речь. Речевая деятельность
Содержание программы
Язык и культура
Отражение в русском языке культуры и истории русского народа. Ключевые слова русской культуры. Крылатые слова и выражения в русском языке.
Развитие русского языка как закономерный процесс. Основные тенденции развития современного русского языка. Иноязычные заимствования в современном русском языке. Словообразовательные неологизмы в современном русском языке. Переосмысление значений и стилистическая переоценка слов в современном русском литературном языке.
Культура речи
Активные процессы в области произношения и ударения. Трудные случаи лексической сочетаемости. Типичные ошибки в управлении и построении простого осложненного и сложного предложений. Речевой этикет в деловом общении. Правила сетевого этикета.
Речь. Текст
Русский язык в Интернете. Виды преобразования текстов. Разговорная речь. Анекдот. Шутка. Официально деловой стиль. Деловое письмо. Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение. Публицистический стиль. Проблемный очерк. Язык художественной литературы. Прецендентные тексты.
Планируемые результаты
Личностные:
Ø осознание своей причастности к Родине, проявление патриотизма, уважения к прошлому и настоящему России, понимание традиционных ценностей многонационального государства;
Ø способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению;
Ø способность сотрудничать с другими людьми, готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
Ø неприятие любых нарушений норм, ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, оценивание своего поведения, а также поведения и поступков других людей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Ø умение самостоятельно определять цели, формулировать задачи, планировать и выбирать эффективные способы решения учебных задач;
Ø умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль, определять, корректировать, оценивать правильность выполнения заданий;
Ø владение навыками самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД
Ø умения определять понятия, устанавливать аналогии, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое умозаключение и делать выводы;
Ø умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, логико-смысловые модели и схемы для решения учебных задач.
Коммуникативные УУД
Ø умение организовывать сотрудничество, находить общее решение и разрешать конфликты, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Ø владеть устной и письменной речью, осознанно использовать различные речевые средства для выражения чувств, мыслей;
Ø развитие мотивации к активному использованию различных словарей и других поисковых систем, формирование и развитие использования различных информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
Ø соблюдать нормы современного русского литературного языка;
Ø анализировать и различать типичные речевые ошибки;
Ø понимать активные процессы в современном речевом этикете;
Ø использовать различные виды словарей и справочников;
Ø анализировать и оценивать чужую и собственную речь;
Ø понимать значения фразеологизмов и крылатых слов, понимать особенности освоения иноязычной лексики;
Ø соблюдать орфоэпические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Раздел |
Тема |
Кол-во час |
Дата |
1 |
Язык и культура
|
Отражение в русском языке культуры и истории русского народа. Ключевые слова русской культуры |
1 |
|
2 |
|
Крылатые слова и выражения в русском языке. |
1 |
|
3 |
|
Развитие русского языка как закономерный процесс. Основные тенденции развития современного русского языка. |
1 |
|
4 |
|
Иноязычные заимствования в современном русском языке. |
1 |
|
5 |
|
Словообразовательные неологизмы в современном русском языке. |
1 |
|
6 |
|
Переосмысление значений и стилистическая переоценка слов в современном русском литературном языке |
1 |
|
7 |
|
Комплексный анализ текста |
1 |
|
8 |
Культура речи |
Активные процессы в области произношения и ударения. |
1 |
|
9 |
|
Трудные случаи лексической сочетаемости. |
1 |
|
10 |
|
Типичные ошибки в управлении и построении простого осложненного и сложного предложений. |
1 |
|
11 |
|
Речевой этикет в деловом общении. Правила сетевого этикета. |
1 |
|
12 |
Речь. Текст. |
Русский язык в Интернете |
1 |
|
13 |
|
Виды преобразования текстов. Разговорная речь. Анекдот. Шутка. |
1 |
|
14 |
|
Официально деловой стиль. Деловое письмо. |
1 |
|
15 |
|
Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение. |
1 |
|
16 |
|
Публицистический стиль. Проблемный очерк. |
1 |
|
17 |
|
Язык художественной литературы. Прецендентные тексты. Анализ текста |
1 |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.