ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Московское среднее специальное училище
олимпийского резерва № 2 (колледж)»
Департамента спорта
и туризма города Москвы
(ГБПОУ «МССУОР № 2» Москомспорта)
________________________________________________________________________
Принята на заседании Научно-методического совета Протокол от «___»__________ 2021 г. №_______ |
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УВР ГБПОУ «МССУОР № 2» Москомспорта ______________________ И.Ю.Радчич «________»____________________2021 г |
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
По специальности 49.02.01 «Физическая культура»
(углубленная подготовка)
Квалификация «Педагог по физической культуре и спорту»
Москва, 2021 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 49.02.01 Физическая культура (углубленная подготовка), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.08.2014 № 976 |
Составитель: Чикунова Полина Викторовна,
преподаватель ГБПОУ «МССУОР № 2» Москомспорта
Ф.И.О., ученая степень, звание, должности, название ГОУ СПО
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины |
4 |
2. Структура и содержание учебной дисциплины |
5 |
3. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины |
8 |
4. Условия реализации программы дисциплины |
9 |
Русский язык и культура речи
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной программы в соответствии с ФГОС по специальности
49.02.01 «Физическая культура» / Педагог по физической культуре и спорту
специальность/квалификация
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Общегуманитарный и социально-экономический учебный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
· строить свою речь в соответствии с нормами русского литературного языка
· создавать устные и письменные тексты различных типов и жанров
· устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи
· грамотно оформлять медицинскую документацию
· пользоваться справочниками, словарями русского языка
· использовать профессиональную лексику
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
· нормы русского литературного языка
· правила продуцирования текстов разных жанров
По результатам изучения дисциплины Русский язык и культура речи в комплексе с другими дисциплинами, у обучающегося развития способности и готовности анализировать закономерности строения и функционирования отдельных органов и систем, должны быть сформированы следующие общекультурные и профессиональные компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 11. Владеть профессионально значимыми двигательными действиями избранного вида спорта, базовых и видов физкультурно–спортивной деятельности.
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать учебно-тренировочные занятия.
ПК 1.2. Проводить учебно-тренировочные занятия.
ПК 1.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности спортсменов на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях.
ПК 1.5. Анализировать учебно-тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью.
ПК 1.8. Оформлять и вести документацию, обеспечивающую учебно-тренировочный процесс и соревновательную деятельность спортсменов.
ПК 2.1. Определять цели, задачи и планировать физкультурно-спортивные мероприятия и занятия с различными возрастными группами населения.
ПК 2.2. Мотивировать население различных возрастных групп к участию в физкультурно-спортивной деятельности.
ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль в процессе проведения физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.
ПК 2.6. Оформлять документацию (учебную, учетную, отчетную, сметно-финансовую), обеспечивающую организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий и занятий и функционирование спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.
ПК 3.1. Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта.
ПК 3.2. Разрабатывать методическое обеспечение организации и проведения физкультурно-спортивных занятий с различными возрастными группами населения.
ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 3.4. Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
32 |
в том числе: |
|
теоретические занятия |
16 |
практические занятия |
16 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
16 |
в том числе: |
|
Домашняя работа: работа с текстом, сочинение, написание конспектов, аннотаций и рецензий, работа со словарями, справочниками, тренировочные упражнения, составление документов делового и личного характера, составление инструкций |
|
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Русский язык и культура речи
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Раздел 1. Правила продуцирования текстов разных жанров с учетом особенностей функциональных стилей речи |
|
|
||
Тема 1.1. Особенности научного стиля речи
|
Содержание учебного материала |
|
|
|
1. |
Функциональные стили языка, причины выделения функциональных стилей. |
6 |
1 |
|
2. |
Специфика научного стиля речи: сфера применения, цели и задачи, содержание речи, языковые средства. |
1 |
||
3. |
Жанры. |
1 |
||
4. |
Работа с научным текстом: правила написания конспекта, аннотации, рецензии, реферата. |
1 |
||
Практические занятия |
|
|
||
1. |
Создание текстов различных типов и жанров научного стиля |
4 |
2 |
|
2. |
Использование профессиональной лексики в текстах научного стиля |
2 |
||
Тема 1.2. Особенности официально-делового стиля речи
|
Содержание учебного материала |
|
|
|
1. |
Специфика официально-делового стиля речи: сфера применения, цели и задачи, содержание речи, языковые средства. |
|
1 |
|
2. |
Жанры. |
4 |
1 |
|
3. |
Принципы оформления профессиональной документации |
1 |
||
4. |
Особенности составления документов личного и делового характера. |
1 |
||
Практические занятия |
|
|
||
1. |
Создание текстов различных типов и жанров официально-делового стиля |
6 |
2 |
|
2. |
Грамотное оформление профессиональной документации в соответствии с нормами русского литературного языка |
2 |
||
3. |
Использование профессиональной лексики в текстах официально-делового стиля |
2 |
||
Тема 1.3. Особенности публицистического стиля
|
Содержание учебного материала |
|
|
|
1. |
Специфика публицистического стиля речи: сфера применения, цели и задачи, содержание речи, языковые средства. |
4 |
1 |
|
2. |
Жанры письменной и устной речи публицистического стиля. |
1 |
||
3. |
Этика публичного выступления. |
1 |
||
Практические занятия |
|
|
||
1. |
Создание устных текстов различных типов и жанров публицистического стиля |
2 |
2 |
|
2. |
Создание письменных текстов различных типов и жанров публицистического стиля |
2 |
||
Тема 1.4. Особенности разговорного стиля речи
|
Содержание учебного материала |
|
|
|
1. |
Специфика разговорного стиля речи: сфера применения, цели и задачи, содержание речи, языковые средства. |
2 |
1 |
|
2. |
Жанры разговорного стиля речи. |
1 |
||
3. |
Изучение особенностей речевого этикета при общении с пациентом |
1 |
||
Практические занятия |
|
|
||
1. |
Создание текстов различных типов и жанров разговорного стиля |
4 |
3 |
|
2. |
Использование профессиональной лексики в соответствии с ситуацией общения |
3 |
||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическому занятию; Составление сложного плана научной статьи из профессиональных журналов Подготовка индивидуальных сообщений о стилях речи и их особенностях Создание текстов разных жанров научного стиля (аннотация, конспект, реферат и др.) Написать рецензию на статью из профессионального журнала Подготовка к практическому занятию; Составление деловых документов (резюме, заявление, доверенность, инструкция и др.) Подготовка к практическому занятию; Подготовка небольшого выступления перед студенческой аудиторией («О вреде алкоголизма», «О вреде курения» и др.) Подготовка к зачету Подготовка докладов о коммуникативных качествах речи на материалах текстов по специальности Подготовить рабочую тетрадь к проверке |
16 |
|
||
|
48 |
|
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета: русского языка и культуры речи, оборудованого для проведения лекционных и семинарских занятий.
Технические средства обучения: компьютеры, оснащенные программными пакетами Excel for Windows, Word for Windows, PowerPoint, SPSS for Windows; мультимедийный проектор, экран; интерактивная доска, аудио центр, широкоформатный телевизор, DVD плеер, видео плеер, персональные ноутбуки, негатоскоп, доступ к библиотечным и сетевым источникам информации и пр.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Русский язык и культура речи : учебное пособие / Е. Н. Бегаева, Е. А. Бойко, Е. В. Михайлова, Е. В. Шарохина. — 2-е изд. — Саратов : Научная книга, 2019. — 274 c. — ISBN 978-5-9758-1775-4. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/81082.html (дата обращения: 25.08.2020).
Дополнительные источники:
2. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская, М.Н Черкасова.- Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. - 382 с.
3. Горовая, И. Г. Русский язык и культура речи: практикум для СПО / И. Г. Горовая. — Саратов: Профобразование, 2020. — 145 c. — ISBN 978-5-4488-0632-2. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/92162.html (дата обращения: 26.08.2020)
4. Крылова, В. П. Русский язык и культура речи в таблицах : орфоэпические, грамматические и стилистические нормы русского литературного языка. Учебное пособие / В. П. Крылова, Е. Н. Мастюгина. — М. : Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2012. — 112 c. — ISBN 978-5-7264-0652-7. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/20027.html (дата обращения: 18.11.2019).
5. Лапынина, Н. Н. Русский язык и культура речи : курс лекций / Н. Н. Лапынина. — Воронеж : Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2012. — 161 c. — ISBN 978-5-89040-431-2. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/22667.html (дата обращения: 18.11.2019).
6. Леонова, А. В. Русский язык и культура речи : учебное пособие / А. В. Леонова. — Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2012. — 108 c. — ISBN 978-5-7782-1993-9. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/44851.html (дата обращения: 18.11.2019).
7. Морозова, С. М. Русский язык и культура речи : сборник упражнений / С. М. Морозова. — М. : Московская государственная академия водного транспорта, 2013. — 66 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/46828.html (дата обращения: 18.11.2019).
Интернет- ресурсы:
1. IPRbooks Электронно – библиотечная система [ Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru
2. Школа цифрового века: образовательный проект [ Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://шцв.рф
3. Российская государственная библиотека. - Режим доступа: http://www.rsl.ru
4. Национальная электронная библиотека. - Режим доступа: http://нэб.рф
5. Российский государственный университет физической культуры - Центральная отраслевая библиотека РГУФКСМиТ - Электронный каталог. - Режим доступа: http://www.sportedu.ru/
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: |
|
Строить свою речь в соответствии с нормами русского литературного языка |
Устный контроль: периодический, фронтальный опрос по темам; письменный контроль: контрольная работа по теме «Орфография», «Пунктуация» «Лексика», «Фразеология»; словарный диктант; срезовый контроль; проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы; наблюдение за деятельностью обучающихся на практических занятиях; |
Создавать устные и письменные тексты различных типов и жанров |
Устный контроль: фронтальный опрос по темам; письменный контроль: контрольная работа по теме «лингвистический анализ текста»; тестовый контроль по отдельным темам, взаимоконтроль при работе в занятиях; наблюдение за деятельностью обучающихся на практических занятиях; |
Устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи |
Письменный контроль: анализ текста, терминологический диктант; оценка результатов практических занятий; взаимоконтроль при работе в малых группах; |
Грамотно оформлять медицинскую документацию |
Письменный контроль: составление документов; взаимоконтроль при работе в малых группах; |
Пользоваться справочниками, словарями русского языка. |
Индивидуальный и групповой контроль; наблюдение за работой обучающихся, письменный контроль: словарный и терминологический диктанты |
Использовать профессиональную лексику |
Устный фронтальный контроль; письменный контроль: проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы; тестирование; взаимоконтроль при работе в парах |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: |
|
Нормы русского литературного языка |
Устный контроль: входной: устный опрос на теоретических занятиях; письменный контроль: входящий срез знаний, словарный диктант; тестирование; проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы; |
Правила продуцирования текстов разных жанров |
Устный контроль: тематический, фронтальный опрос; письменный контроль: анализ текста; проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы: защита сообщений или презентаций по предложенным заранее темам; взаимоконтроль при работе в малых группах; |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
Тест |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
Практическое занятие по ведению документации |
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
Творческое задание |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
Творческое задание, ролевые игры |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
Творческое задание, ролевые игры |
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
Творческое задание, ролевые игры |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
Творческое задание, ролевые игры |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
Практическое задание |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
Творческое задание, ролевые игры |
ОК 11. Владеть профессионально значимыми двигательными действиями избранного вида спорта, базовых и видов физкультурно–спортивной деятельности. |
Практическое задание |
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать учебно-тренировочные занятия. |
Контрольная работа |
ПК 1.2. Проводить учебно-тренировочные занятия. |
Зачетное занятие |
ПК 1.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности спортсменов на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях. |
Анализ дневника практики |
ПК 1.5. Анализировать учебно-тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью. |
Анализ дневника практики |
ПК 1.8. Оформлять и вести документацию, обеспечивающую учебно-тренировочный процесс и соревновательную деятельность спортсменов. |
Практическое занятие по ведению документации |
ПК 2.1. Определять цели, задачи и планировать физкультурно-спортивные мероприятия и занятия с различными возрастными группами населения. |
Контрольная работа |
ПК 2.2. Мотивировать население различных возрастных групп к участию в физкультурно-спортивной деятельности. |
Творческое задание, ролевые игры |
ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль в процессе проведения физкультурно-спортивных мероприятий и занятий. |
Анализ дневника практики |
ПК 2.6. Оформлять документацию (учебную, учетную, отчетную, сметно-финансовую), обеспечивающую организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий и занятий и функционирование спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом. |
Практическое занятие по ведению документации |
ПК 3.1. Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта. |
Практическое занятие по ведению документации |
ПК 3.2. Разрабатывать методическое обеспечение организации и проведения физкультурно-спортивных занятий с различными возрастными группами населения. |
Практическое занятие по ведению документации |
ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. |
Реферат, доклад, сообщение (индивидуально) |
ПК 3.4. Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. |
Практическое занятие по ведению документации |
ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта. |
Реферат, доклад, сообщение (индивидуально) |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.