Рабочая программа "Русский язык и культура речи"

  • doc
  • 19.01.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Русский язык и культура речи.doc

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«Московское среднее специальное училище олимпийского резерва № 2 (колледж)»
Департамента спорта и туризма города Москвы
(ГБПОУ «МССУОР № 2» Москомспорта)

________________________________________________________________________

 

 

 

Принята

на заседании Научно-методического совета

Протокол от «___»__________ 2021 г.

№_______

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УВР

ГБПОУ «МССУОР № 2» Москомспорта

______________________ И.Ю.Радчич

«________»____________________2021 г

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

 

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

 

 

 

По специальности 49.02.01 «Физическая культура»

(углубленная подготовка)

 

Квалификация «Педагог по физической культуре и спорту»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2021 г.

 

 

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 49.02.01 Физическая культура (углубленная подготовка), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.08.2014 № 976

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:                            Чикунова Полина Викторовна,                                                

                              преподаватель ГБПОУ «МССУОР № 2» Москомспорта                  

                                              Ф.И.О., ученая степень, звание, должности, название ГОУ СПО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

стр.

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

2. Структура и содержание учебной дисциплины

5

3. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

8

4. Условия реализации программы дисциплины

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык и культура речи

 

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной программы в соответствии с ФГОС по специальности

            49.02.01 «Физическая культура» / Педагог по физической культуре и спорту                

специальность/квалификация

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:                         Общегуманитарный и социально-экономический учебный цикл    

 

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

·                      строить свою речь в соответствии с нормами русского литературного языка

·                      создавать  устные и письменные тексты различных типов и жанров

·                      устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи

·                      грамотно оформлять медицинскую документацию

·                      пользоваться справочниками, словарями русского языка

·                      использовать профессиональную лексику

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

·                     нормы русского литературного языка

·                     правила продуцирования текстов разных жанров

 

По результатам изучения дисциплины Русский язык и культура речи в комплексе с другими дисциплинами, у обучающегося развития способности и готовности анализировать закономерности строения и функционирования отдельных органов и систем, должны быть сформированы следующие общекультурные и профессиональные компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 11. Владеть профессионально значимыми двигательными  действиями избранного вида спорта, базовых и видов физкультурно–спортивной деятельности.

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать учебно-тренировочные занятия.

ПК 1.2. Проводить учебно-тренировочные занятия.

ПК 1.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности спортсменов на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях.

ПК 1.5. Анализировать учебно-тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью.

ПК 1.8. Оформлять и вести документацию, обеспечивающую учебно-тренировочный процесс и соревновательную деятельность спортсменов.

ПК 2.1. Определять цели, задачи и планировать физкультурно-спортивные мероприятия и занятия с различными возрастными группами населения.

ПК 2.2. Мотивировать население различных возрастных групп к участию в физкультурно-спортивной деятельности.

ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль в процессе проведения физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.

ПК 2.6. Оформлять документацию (учебную, учетную, отчетную, сметно-финансовую), обеспечивающую организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий и занятий и функционирование спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.

ПК 3.1. Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта.

ПК 3.2. Разрабатывать методическое обеспечение организации и проведения физкультурно-спортивных занятий с различными возрастными группами населения.

ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 3.4. Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта.

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;

самостоятельной работы обучающегося 16 часов.

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

 

     теоретические занятия

16

     практические занятия

16

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:

 

Домашняя работа: работа с текстом, сочинение,  написание конспектов, аннотаций и рецензий, работа со словарями, справочниками, тренировочные упражнения, составление документов делового и личного характера, составление инструкций

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

 

 

 

 

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Русский язык и культура речи

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Правила продуцирования текстов разных  жанров с учетом особенностей функциональных стилей речи

 

 

Тема 1.1.

Особенности научного стиля речи

 

 

Содержание учебного материала

 

 

1.

Функциональные стили языка, причины выделения функциональных стилей.

6

1

2.

Специфика научного стиля речи: сфера применения, цели и задачи, содержание речи, языковые средства.

1

3.

Жанры.

1

4.

Работа с научным текстом: правила написания конспекта, аннотации, рецензии, реферата.

1

Практические занятия

 

 

1.

Создание текстов различных типов и жанров научного стиля

4

2

2.

Использование профессиональной лексики в текстах научного стиля

2

Тема 1.2.

Особенности официально-делового стиля речи

 

Содержание учебного материала

 

 

1.

Специфика официально-делового стиля речи: сфера применения, цели и задачи, содержание речи, языковые средства.

 

1

2.

Жанры.

4

1

3.

Принципы оформления профессиональной документации

1

4.

Особенности составления документов личного и делового характера.

1

Практические занятия

 

 

1.

Создание текстов различных типов и жанров официально-делового стиля

6

2

2.

Грамотное оформление профессиональной документации в соответствии с нормами русского литературного языка

2

3.

Использование профессиональной лексики в текстах официально-делового стиля

2

Тема 1.3.

Особенности публицистического стиля

 

Содержание учебного материала

 

 

1.

Специфика публицистического стиля речи: сфера применения, цели и задачи, содержание речи, языковые средства.

4

1

2.

Жанры письменной и устной речи публицистического стиля.

1

3.

Этика публичного выступления.

1

Практические занятия

 

 

1.

Создание устных текстов различных типов и жанров публицистического стиля

2

2

2.

Создание письменных текстов различных типов и жанров публицистического стиля

2

Тема 1.4.

Особенности разговорного стиля речи

 

 

Содержание учебного материала

 

 

1.

Специфика разговорного стиля речи: сфера применения, цели и задачи, содержание речи, языковые средства.

2

1

2.

Жанры разговорного стиля речи.

1

3.

Изучение особенностей речевого этикета при общении с пациентом

1

Практические занятия

 

 

1.

Создание текстов различных типов и жанров разговорного стиля

4

3

2.

Использование профессиональной лексики в соответствии с ситуацией общения

3

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к практическому занятию;

Составление сложного плана научной статьи из профессиональных журналов

Подготовка индивидуальных сообщений о стилях речи и их особенностях

Создание текстов разных жанров научного стиля (аннотация, конспект, реферат и др.)

Написать рецензию на статью из профессионального журнала

Подготовка к практическому занятию;

Составление деловых документов (резюме, заявление, доверенность, инструкция и др.)

Подготовка к практическому занятию;

Подготовка небольшого выступления перед студенческой аудиторией («О вреде алкоголизма», «О вреде курения» и др.)

Подготовка к зачету

Подготовка докладов о коммуникативных качествах речи на материалах текстов по специальности

Подготовить рабочую тетрадь к проверке

16

 

 

48

 


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета: русского языка и культуры речи, оборудованого для проведения лекционных и семинарских занятий.

Технические средства обучения: компьютеры, оснащенные программными пакетами Excel for Windows, Word for Windows, PowerPoint, SPSS for Windows; мультимедийный проектор, экран; интерактивная доска, аудио центр, широкоформатный телевизор, DVD плеер, видео плеер, персональные ноутбуки, негатоскоп, доступ к библиотечным и сетевым источникам информации и пр.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.        Русский язык и культура речи : учебное пособие / Е. Н. Бегаева, Е. А. Бойко, Е. В. Михайлова, Е. В. Шарохина. — 2-е изд. — Саратов : Научная книга, 2019. — 274 c. — ISBN 978-5-9758-1775-4. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/81082.html (дата обращения: 25.08.2020).

Дополнительные источники:

2.         Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская, М.Н Черкасова.- Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. - 382 с.

3.         Горовая, И. Г. Русский язык и культура речи: практикум для СПО / И. Г. Горовая. — Саратов: Профобразование, 2020. — 145 c. — ISBN 978-5-4488-0632-2. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/92162.html (дата обращения: 26.08.2020)

4.        Крылова, В. П. Русский язык и культура речи в таблицах : орфоэпические, грамматические и стилистические нормы русского литературного языка. Учебное пособие / В. П. Крылова, Е. Н. Мастюгина. — М. : Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2012. — 112 c. — ISBN 978-5-7264-0652-7. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/20027.html (дата обращения: 18.11.2019).

5.          Лапынина, Н. Н. Русский язык и культура речи : курс лекций / Н. Н. Лапынина. — Воронеж : Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2012. — 161 c. — ISBN 978-5-89040-431-2. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/22667.html (дата обращения: 18.11.2019).

6.          Леонова, А. В. Русский язык и культура речи : учебное пособие / А. В. Леонова. — Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2012. — 108 c. — ISBN 978-5-7782-1993-9. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/44851.html (дата обращения: 18.11.2019).

7.          Морозова, С. М. Русский язык и культура речи : сборник упражнений / С. М. Морозова. — М. : Московская государственная академия водного транспорта, 2013. — 66 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/46828.html (дата обращения: 18.11.2019).

 

Интернет- ресурсы:

1.    IPRbooks Электронно – библиотечная система [ Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru

2.    Школа цифрового века: образовательный проект [ Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://шцв.рф

3.    Российская государственная библиотека. - Режим доступа: http://www.rsl.ru

4.    Национальная электронная библиотека. - Режим доступа: http://нэб.рф

5.    Российский государственный университет физической культуры - Центральная отраслевая библиотека РГУФКСМиТ - Электронный каталог. - Режим доступа: http://www.sportedu.ru/

                                                                  

 

3. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

 

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

 

Строить свою речь в соответствии с нормами русского литературного языка

Устный контроль: периодический, фронтальный опрос по темам; письменный контроль: контрольная работа по теме «Орфография», «Пунктуация» «Лексика», «Фразеология»; словарный диктант; срезовый контроль; проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы; наблюдение за деятельностью обучающихся на практических занятиях;

Создавать устные и письменные тексты различных типов и жанров

Устный контроль: фронтальный опрос по темам; письменный контроль: контрольная работа по теме «лингвистический анализ текста»; тестовый контроль по отдельным темам, взаимоконтроль при работе в занятиях; наблюдение за деятельностью обучающихся на практических занятиях;

Устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи

Письменный контроль: анализ текста, терминологический диктант; оценка результатов практических занятий; взаимоконтроль при работе в малых группах;

Грамотно оформлять медицинскую документацию

Письменный контроль: составление документов; взаимоконтроль при работе в малых группах;

Пользоваться справочниками, словарями русского языка.

Индивидуальный и групповой контроль; наблюдение за работой обучающихся, письменный контроль: словарный и терминологический диктанты

Использовать профессиональную лексику

Устный фронтальный контроль; письменный контроль: проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы; тестирование; взаимоконтроль при работе в парах

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

 

Нормы русского литературного языка

Устный контроль: входной: устный опрос на теоретических занятиях; письменный контроль: входящий срез знаний, словарный диктант; тестирование; проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы;

Правила продуцирования текстов разных жанров

Устный контроль: тематический, фронтальный опрос; письменный контроль: анализ текста; проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы: защита сообщений или презентаций по предложенным заранее темам; взаимоконтроль при работе в малых группах;

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Тест

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Практическое занятие по ведению документации

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Творческое задание

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Творческое задание, ролевые игры

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Творческое задание, ролевые игры

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Творческое задание, ролевые игры

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Творческое задание, ролевые игры

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Практическое задание

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Творческое задание, ролевые игры

ОК 11. Владеть профессионально значимыми двигательными действиями избранного вида спорта, базовых и видов физкультурно–спортивной деятельности.

Практическое задание

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать учебно-тренировочные занятия.

Контрольная работа

ПК 1.2. Проводить учебно-тренировочные занятия.

Зачетное занятие

ПК 1.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности спортсменов на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях.

Анализ дневника практики

ПК 1.5. Анализировать учебно-тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью.

Анализ дневника практики

ПК 1.8. Оформлять и вести документацию, обеспечивающую учебно-тренировочный процесс и соревновательную деятельность спортсменов.

Практическое занятие по ведению документации

ПК 2.1. Определять цели, задачи и планировать физкультурно-спортивные мероприятия и занятия с различными возрастными группами населения.

Контрольная работа

ПК 2.2. Мотивировать население различных возрастных групп к участию в физкультурно-спортивной деятельности.

Творческое задание, ролевые игры

ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль в процессе проведения физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.

Анализ дневника практики

ПК 2.6. Оформлять документацию (учебную, учетную, отчетную, сметно-финансовую), обеспечивающую организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий и занятий и функционирование спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.

Практическое занятие по ведению документации

ПК 3.1. Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта.

Практическое занятие по ведению документации

ПК 3.2. Разрабатывать методическое обеспечение организации и проведения физкультурно-спортивных занятий с различными возрастными группами населения.

Практическое занятие по ведению документации

ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Реферат, доклад, сообщение (индивидуально)

ПК 3.4. Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Практическое занятие по ведению документации

ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта.

Реферат, доклад, сообщение (индивидуально)

 

 


Скачано с www.znanio.ru