Рабочая программа СГ 05 Основы финансовой грамотности
Оценка 4.9

Рабочая программа СГ 05 Основы финансовой грамотности

Оценка 4.9
docx
11.01.2024
Рабочая программа СГ 05 Основы финансовой грамотности
19. РП СГ 05 ОФГ.docx

Областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Ютановский агромеханический техникум

имени Евграфа Петровича Ковалевского»

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СГ 05 Основы финансовой грамотности

 

Специальность 36.02.03 Зоотехния

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.

ПАСПОРТ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      ПАСПОРТ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«СГ.06 Основы финансовой грамотности»

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина СГ.06 Основы финансовой грамотности является обязательной частью социально-гуманитарного цикла в соответствии с ФГОС СПО по специальности 36.02.03 Зоотехния

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 04.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания.

Код ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01

распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;

актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;

анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части;

основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

определять этапы решения задачи;

алгоритмы выполнения работ в профессиональной
и смежных областях;

выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;

методы работы в профессиональной и смежных сферах;

составлять план действия;

структуру плана для решения задач;

определять необходимые ресурсы;

 

владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах;

 

реализовывать составленный план;

 

оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)

 

 

 

ОК 04

организовывать работу коллектива и команды

психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности;

взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности

основы проектной деятельности

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИМЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

36

в т.ч. в форме практической подготовки

18

в т.ч.:

 

теоретическое обучение

 

практические занятия

18

Самостоятельная работа

 

Промежуточная аттестация

 

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

 

Наименование

раздела и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем акад.ч/

в т.ч. в форме практической подготовки, акад.ч

Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует компонент программы

1

2

3

 

4

5

 

 

Обязательная часть ОП с учетом интенсификации 40%

Обязательная часть ОП

 

Раздел 1. Роль и значение финансовой грамотности при принятии стратегических решений в условиях ограниченности ресурсов

36/18

36/18

 

 

Тема 1.1.

Сущность

финансовой

грамотности населения,

ее цели и задачи.

Содержание

 

 

 

Сущность понятия финансовой грамотности. Цели и задачи формирования финансовой грамотности. Содержание основных понятий финансовой грамотности: человеческий капитал, потребности, блага и услуги, ресурсы, деньги, финансы, сбережения, кредит, налоги, баланс, активы, пассивы, доходы, расходы, прибыль, выручка, бюджет и его виды, дефицит, профицит

Ограниченность ресурсов и проблема их выбора. Понятие планирования и его виды: краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное. SWOT – анализ

Основные законодательные акты, регламентирующие вопросы финансовой грамотности в Российской Федерации. Международный опыт повышения уровня финансовой грамотности населения.

 

 

ОК 01

 

В том числе практических занятий и лабораторных работ

 

 

 

Практическое занятие.

Проведение SWOT – анализа при принятии решения поступления в среднее профессиональное заведение.

 

 

ОК 01

 

Самостоятельная работа обучающихся

 

 

 

Раздел 2. Место России в международной банковской системе

 

 

 

Тема 2.1.

Банковская система Российской Федерации: структура, функции и виды банковских услуг.

Содержание

 

 

 

История возникновения банков. Роль банков в создании и функционировании рынка капитала. Структура современной банковской системы и ее функции. Виды банковских организаций. Понятие ключевой ставки. Правовые основы банковской деятельности

 

 

ОК 01

 

В том числе практических занятий и лабораторных работ

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа обучающихся

 

 

 

Тема 2.2.

Основные виды банковских операций.

Содержание

 

 

 

Депозит и его виды. Экономическая сущность понятий: сбережения, депозитная карта, вкладчик, индекс потребительских цен, инфляция, номинальная и реальная ставки по депозиту, капитализация, ликвидность.

Кредит и его виды. Принципы кредитования. Виды схем погашения платежей по кредиту. Содержание основных понятий банковских операций: заемщик, кредитор, кредитная история, кредитный договор, микрофинансовые организации, кредитные риски.

Расчетно-кассовые операции и их значение. Виды платежных средств: чеки, электронные деньги, банковская ячейка, денежные переводы, овердрафт. Риски при использовании интернет-банкинга. Финансовое мошенничество и правила личной финансовой безопасности.

 

 

ОК 01

ОК 04

ОК 07

 

 

 

 

 

В том числе практических занятий и лабораторных работ

 

 

 

Решение кейса «Выявление целесообразности кредитования в банке на основе расчета аннуитетных платежей».

Деловая игра «Расчетно-кассовое обслуживание в банке»/Деловая игра «Как не стать жертвой финансового мошенника»  (выбор деловой игры осуществляется по желанию обучающихся).

 

 

ОК 01

ОК 04

ОК 07

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа обучающихся

 

 

 

Раздел 3. Налоговая система Российской Федерации.

 

 

 

Тема 3.1.

Система налогообложения физических лиц.

Содержание

 

 

 

Экономическая сущность понятия налог. Субъект, объект и предмет налогообложения. Принципы построения налоговой системы, ее структура и функции. Классификация налогов по уровню управления. Виды налогов для физических лиц. Налоговая декларация. Налоговые льготы и налоговые вычеты для физических лиц.

 

 

ОК 01

ОК 04

ОК 07

 

 

 

 

 

В том числе практических занятий и лабораторных работ

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 4. Инвестиции: формирование стратегии инвестирования и инструменты для ее реализации.

 

 

 

Тема 4.1.

Формирование стратегии инвестирования.

Содержание

 

 

 

Сущность и значение инвестиций. Участники, субъекты и объекты инвестиционного процесса. Реальные и финансовые инвестиции и их классификация. Валютная и фондовая биржи. Инвестиционный портфель. Паевые инвестиционные фонды (ПИФы) как способ инвестирования денежных средств физических лиц. Финансовые пирамиды. Криптовалюта

 

 

ОК 01

ОК 04

ОК 07

 

В том числе практических занятий и лабораторных работ

 

 

 

Практическое занятие. Мозговой штурм «Инвестиции в образах мировой культуры»

 

 

ОК 01

ОК 04

ОК 07

Самостоятельная работа обучающихся

 

 

 

Тема 4.2.

Виды ценных бумаг и производных финансовых инструментов

Содержание

 

 

 

Виды ценных бумаг: акции, облигации, векселя. Производные финансовые инструменты: фьючерс, опцион. Понятие доходности ценных бумаг.

 

 

ОК 04

ОК 07

 

В том числе практических занятий и лабораторных работ

 

 

 

Практическое занятие.

 Решение кейса «Финансист. Покупка ценных бумаг и формирование инвестиционного портфеля».

 

 

ОК 04

ОК 07

 

Самостоятельная работа обучающихся

 

 

 

Тема 4.3.

Способы принятия финансовых решений.

Содержание

 

 

 

Личное финансовое планирование. Личный и семейный бюджеты. Понятие предпринимательской деятельности. Стартап, бизнес-идея, бизнес-инкубатор. Основные понятия и разделы бизнес-плана. Период окупаемости.

 

 

ОК 01

 

В том числе практических занятий и лабораторных работ

 

 

 

Практическое занятие.

Составление личного бюджета.

Практическое занятие.

 Деловая игра «Разработка бизнес-идеи и ее финансово-экономическое обоснование».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК 01

 

Самостоятельная работа обучающихся

 

 

 

Раздел 5. Страхование

 

 

 

Тема 5.1.

Структура страхового рынка в Российской Федерации и виды страховых услуг.

Содержание

 

 

 

Экономическая сущность страхования. Функции и принципы страхования. Основные понятия в страховании: страховщик, страхователь, страховой брокер, страховой агент, договор страхования, страховой случай, страховой взнос, страховая премия, страховые продукты. Виды страхования: страхование жизни, страхование от несчастных случаев, медицинское страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности. Страховые риски.

 

 

ОК 04

ОК 07

 

В том числе практических занятий и лабораторных работ

 

 

 

Практическое занятие.

Деловая игра «Заключение договора страхования автомобиля».

 

 

ОК 04

ОК 07

 

Самостоятельная работа обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

Тема 5.2.

Пенсионное страхование как форма социальной защиты населения

Содержание

 

 

 

Государственная пенсионная система в России. Обязательное пенсионное страхование. Государственное пенсионное обеспечение. Пенсионный фонд Российской Федерации, негосударственный пенсионный фонд и их функции. Пенсионные накопления. Страховые взносы. Виды пенсий и инструменты по увеличению пенсионных накоплений

 

 

ОК 04

ОК 07

 

В том числе практических занятий и лабораторных работ

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа обучающихся

 

 

 

Курсовой проект (работа)

Тематика курсовых проектов (работ)

 

 

 

Обязательные аудиторные учебные занятия по курсовому проекту (работе)

 

 

 

Самостоятельная учебная работа обучающегося над курсовым проектом (работой)

 

 

 

Промежуточная аттестация

 

 

 

Всего:

32

32

 

 



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Социально-гуманитарных дисциплин», оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.1 образовательной программы по профессии 36.02.03 Зоотехния.

 

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и /или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и /или электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.

 

3.2.1. Основные печатные издания

1. Жданова, А.О. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся / А.О. Жданова, Е.В. Савицкая. - Москва : ВАКО, 2020. - 400 с. – (Учимся разумному финансовому поведению). - ISBN 978-5-408-04500-6. – Текст: непосредственный.

2. Фрицлер, А.В. Основы финансовой грамотности: учебное пособие для среднего профессионального образования/ А.В. Фрицлер, Е.А. Тарханова. – Москва: Юрайт, 2021. – 154 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-13794-1. - Текст: непосредственный.

 

3.2.2. Основные электронные издания

1. Пансков, В. Г.  Налоги и налогообложение. Практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Г. Пансков, Т. А. Левочкина. – Москва : Юрайт, 2021. – 319 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-01097-8. – URL: https://urait.ru/bcode/469486 (дата обращения: 01.08.2021). – Режим доступа : Электронно-библиотечная система Юрайт. – Текст : электронный.

2. Пушина, Н. В. Основы предпринимательства и финансовой грамотности. Практикум / Н. В. Пушина, Г. А. Бандура. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 288 с. — ISBN 978-5-507-45254-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/292901  (дата обращения: 27.07.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

3. Шимко, П. Д. Основы экономики : учебник и практикум для среднего профессионального образования / П. Д. Шимко. – Москва : Юрайт, 2019. – 380 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-01368-9. – URL: https://urait.ru/bcode/433776 (дата обращения: 27.07.2021). – Режим доступа : Электронно-библиотечная система Юрайт. – Текст : электронный.

 

3.2.3. Дополнительные источники

1. Справочно-правовая система Консультант плюс : официальный сайт. – Москва, 2021 – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 27.07.2021). – Текст : электронный.

2. Федеральной службы государственной статистики (Росстат): официальный сайт. – Москва, 2021 – URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 27.07.2021). – Текст : электронный.

3. Рейтинговое агентство Эксперт : [сайт]. – Москва, 2021 – URL: http://www. raexpert.ru (дата обращения: 27.07.2021). – Текст : электронный.

4. СПАРК – Система профессионального анализа рынков и компаний : [сайт]. – Москва,2021 - URL: http://www.spark-interfax.ru(дата обращения: 27.07.2021). – Текст : электронный.

5. Информационная система Bloomberg : официальный сайт. – Москва, 2021 -URL: http://www.bloomberg.com(дата обращения: 27.07.2021). – Текст : электронный.

6. Московская биржа : официальный сайт. – Москва, 2021 - URL: moex.com (дата обращения: 27.07.2021). – Текст : электронный.

7. Правительство Российской Федерации : официальный сайт. – Москва. – Обновляется в течение суток. – URL: http://government.ru (дата обращения: 27.07.2021). – Текст : электронный.

8. Инвестиционный интернет-портал Investfunds : [сайт]. – Москва, 2021, URL: https://investfunds.ru/ (дата обращения: 27.07.2021). – Текст : электронный.

9. Азбука предпринимателя: учебное пособие для потенциальных и начинающих предпринимателей/АО «Корпорация «МСП» – Москва: АО «Корпорация «МСП», 2016. – 140 с. - Текст: электронный.

10. Центральный банк России: [сайт]. – 2021. - URL: https://fincult.info/ (дата обращения: 27.07.2021). - Текст : электронный.


 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

знать:

основные понятия финансовой грамотности и основные законодательные акты, регламентирующие ее вопросы;

виды принятия решений в условиях ограниченности ресурсов;

основные виды планирования;

устройство банковской системы, основные виды банков и их операций;

сущность понятий «депозит» и «кредит», их виды и принципы; схемы кредитования физических лиц; устройство налоговой системы, виды налогообложения физических лиц;

признаки финансового мошенничества;

основные виды ценных бумаг и их доходность;

формирование инвестиционного портфеля; классификацию инвестиций, основные разделы бизнес-плана; виды страхования;

виды пенсий, способы увеличения пенсий

демонстрирует знания основных понятий финансовой грамотности;

ориентируется в нормативно-правовой базе, регламентирующей вопросы финансовой грамотности;

способен планировать личный и семейный бюджеты;

владеет знаниями для обоснования и реализации бизнес-идеи; дает характеристику различным видам банковских операций, кредитов, схем кредитования, основным видам ценных бумаг и налогообложения физических лиц; владеет знаниями формирования инвестиционного портфеля физических лиц;

умеет определять признаки финансового мошенничества;

применяет знания при участии на страховом рынке;

демонстрирует знания о видах пенсий и способах увеличения пенсионных накоплений

Оценка результатов устного и письменного опроса.

Оценка результатов тестирования.

Оценка результатов выполнения домашних заданий.

Оценка результатов дифференцированного зачета.

уметь:

применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;

взаимодействовать в коллективе и работать в команде;

рационально планировать свои доходы и расходы;

грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина;

использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с банковскими операциями, рынком ценных бумаг, страховым рынком, фондовой и валютной биржами;

анализирует состояние финансовых рынков, используя различные источники информации;

определять назначение видов налогов и применять полученные знания для расчёта НДФЛ, налоговых вычетов, заполнения налоговой декларации;

применять правовые нормы по защите прав потребителей финансовых услуг и выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц;

планировать и анализировать семейный бюджет и личный финансовый план;

составлять обоснование бизнес-идеи; применять полученные знания для увеличения пенсионных накоплений

применяет теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;

планирует свои доходы и расходы и грамотно применяет полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, страхователя, налогоплательщика, члена семьи и гражданина;

выполняет практические задания, основанные на ситуациях, связанных с банковскими операциями, рынком ценных бумаг, страховым рынком, фондовой и валютной биржами;

проводит анализ состояния финансовых рынков, используя различные источники информации;

определяет назначение видов налогов и рассчитывает НДФЛ, налоговый вычет;

ориентируется в правовых нормах по защите прав потребителей финансовых услуг и выявляет признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц;

планирует и анализирует семейный бюджет и личный финансовый план;

составляет обоснование бизнес-идеи;

применяет полученные знания для увеличения пенсионных накоплений

Оценка результатов выполнения практических работ.

Оценка результатов дифференцированного зачета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Ютановский агромеханический техникум имени

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Ютановский агромеханический техникум имени

СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ

СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИМЕ УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИМЕ УЧЕБНОЙ

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Самостоятельная работа обучающихся

Самостоятельная работа обучающихся

Тема 4.3. Способы принятия финансовых решений

Тема 4.3. Способы принятия финансовых решений

Раздел 5. Страхование

Раздел 5. Страхование

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3

СПАРК – Система профессионального анализа рынков и компаний : [сайт]

СПАРК – Система профессионального анализа рынков и компаний : [сайт]

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

НДФЛ, налоговых вычетов, заполнения налоговой декларации; применять правовые нормы по защите прав потребителей финансовых услуг и выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических…

НДФЛ, налоговых вычетов, заполнения налоговой декларации; применять правовые нормы по защите прав потребителей финансовых услуг и выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических…

Рабочая программа СГ 05 Основы финансовой грамотности

Рабочая программа СГ 05 Основы финансовой грамотности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2024