Областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Ютановский агромеханический техникум
имени Евграфа Петровича Ковалевского»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ 05 Основы финансовой грамотности
Специальность 36.02.03 Зоотехния
2023
СОДЕРЖАНИЕ
1. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
|
2. |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
|
3. |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
|
4. |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
|
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«СГ.06 Основы финансовой грамотности»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина СГ.06 Основы финансовой грамотности является обязательной частью социально-гуманитарного цикла в соответствии с ФГОС СПО по специальности 36.02.03 Зоотехния
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 04.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания.
Код ПК, ОК |
Умения |
Знания |
ОК 01 |
распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; |
актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; |
анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; |
основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; |
|
определять этапы решения задачи; |
алгоритмы
выполнения работ в профессиональной |
|
выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; |
методы работы в профессиональной и смежных сферах; |
|
составлять план действия; |
структуру плана для решения задач; |
|
определять необходимые ресурсы; |
|
|
владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; |
|
|
реализовывать составленный план; |
|
|
оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) |
|
|
ОК 04 |
организовывать работу коллектива и команды |
психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; |
взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности |
основы проектной деятельности |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИМЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем в часах |
Объем образовательной программы учебной дисциплины |
36 |
в т.ч. в форме практической подготовки |
18 |
в т.ч.: |
|
теоретическое обучение |
|
практические занятия |
18 |
Самостоятельная работа |
|
Промежуточная аттестация |
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование раздела и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Объем акад.ч/ в т.ч. в форме практической подготовки, акад.ч |
Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует компонент программы |
|
1 |
2 |
3
|
4 |
5 |
|
|
Обязательная часть ОП с учетом интенсификации 40% |
Обязательная часть ОП |
|
Раздел 1. Роль и значение финансовой грамотности при принятии стратегических решений в условиях ограниченности ресурсов |
36/18 |
36/18 |
|
|
Тема 1.1. Сущность финансовой грамотности населения, ее цели и задачи. |
Содержание |
|
|
|
Сущность понятия финансовой грамотности. Цели и задачи формирования финансовой грамотности. Содержание основных понятий финансовой грамотности: человеческий капитал, потребности, блага и услуги, ресурсы, деньги, финансы, сбережения, кредит, налоги, баланс, активы, пассивы, доходы, расходы, прибыль, выручка, бюджет и его виды, дефицит, профицит Ограниченность ресурсов и проблема их выбора. Понятие планирования и его виды: краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное. SWOT – анализ Основные законодательные акты, регламентирующие вопросы финансовой грамотности в Российской Федерации. Международный опыт повышения уровня финансовой грамотности населения. |
|
|
ОК 01
|
|
В том числе практических занятий и лабораторных работ |
|
|
|
|
Практическое занятие. Проведение SWOT – анализа при принятии решения поступления в среднее профессиональное заведение. |
|
|
ОК 01
|
|
Самостоятельная работа обучающихся |
|
|
|
|
Раздел 2. Место России в международной банковской системе |
|
|
|
|
Тема 2.1. Банковская система Российской Федерации: структура, функции и виды банковских услуг. |
Содержание |
|
|
|
История возникновения банков. Роль банков в создании и функционировании рынка капитала. Структура современной банковской системы и ее функции. Виды банковских организаций. Понятие ключевой ставки. Правовые основы банковской деятельности |
|
|
ОК 01
|
|
В том числе практических занятий и лабораторных работ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся |
|
|
|
|
Тема 2.2. Основные виды банковских операций. |
Содержание |
|
|
|
Депозит и его виды. Экономическая сущность понятий: сбережения, депозитная карта, вкладчик, индекс потребительских цен, инфляция, номинальная и реальная ставки по депозиту, капитализация, ликвидность. Кредит и его виды. Принципы кредитования. Виды схем погашения платежей по кредиту. Содержание основных понятий банковских операций: заемщик, кредитор, кредитная история, кредитный договор, микрофинансовые организации, кредитные риски. Расчетно-кассовые операции и их значение. Виды платежных средств: чеки, электронные деньги, банковская ячейка, денежные переводы, овердрафт. Риски при использовании интернет-банкинга. Финансовое мошенничество и правила личной финансовой безопасности. |
|
|
ОК 01 ОК 04 ОК 07
|
|
В том числе практических занятий и лабораторных работ |
|
|
|
|
Решение кейса «Выявление целесообразности кредитования в банке на основе расчета аннуитетных платежей». Деловая игра «Расчетно-кассовое обслуживание в банке»/Деловая игра «Как не стать жертвой финансового мошенника» (выбор деловой игры осуществляется по желанию обучающихся). |
|
|
ОК 01 ОК 04 ОК 07
|
|
Самостоятельная работа обучающихся |
|
|
|
|
Раздел 3. Налоговая система Российской Федерации. |
|
|
|
|
Тема 3.1. Система налогообложения физических лиц. |
Содержание |
|
|
|
Экономическая сущность понятия налог. Субъект, объект и предмет налогообложения. Принципы построения налоговой системы, ее структура и функции. Классификация налогов по уровню управления. Виды налогов для физических лиц. Налоговая декларация. Налоговые льготы и налоговые вычеты для физических лиц. |
|
|
ОК 01 ОК 04 ОК 07
|
|
В том числе практических занятий и лабораторных работ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 4. Инвестиции: формирование стратегии инвестирования и инструменты для ее реализации. |
|
|
|
|
Тема 4.1. Формирование стратегии инвестирования. |
Содержание |
|
|
|
Сущность и значение инвестиций. Участники, субъекты и объекты инвестиционного процесса. Реальные и финансовые инвестиции и их классификация. Валютная и фондовая биржи. Инвестиционный портфель. Паевые инвестиционные фонды (ПИФы) как способ инвестирования денежных средств физических лиц. Финансовые пирамиды. Криптовалюта |
|
|
ОК 01 ОК 04 ОК 07
|
|
В том числе практических занятий и лабораторных работ |
|
|
|
|
Практическое занятие. Мозговой штурм «Инвестиции в образах мировой культуры» |
|
|
ОК 01 ОК 04 ОК 07 |
|
Самостоятельная работа обучающихся |
|
|
|
|
Тема 4.2. Виды ценных бумаг и производных финансовых инструментов |
Содержание |
|
|
|
Виды ценных бумаг: акции, облигации, векселя. Производные финансовые инструменты: фьючерс, опцион. Понятие доходности ценных бумаг. |
|
|
ОК 04 ОК 07
|
|
В том числе практических занятий и лабораторных работ |
|
|
|
|
Практическое занятие. Решение кейса «Финансист. Покупка ценных бумаг и формирование инвестиционного портфеля». |
|
|
ОК 04 ОК 07
|
|
Самостоятельная работа обучающихся |
|
|
|
|
Тема 4.3. Способы принятия финансовых решений. |
Содержание |
|
|
|
Личное финансовое планирование. Личный и семейный бюджеты. Понятие предпринимательской деятельности. Стартап, бизнес-идея, бизнес-инкубатор. Основные понятия и разделы бизнес-плана. Период окупаемости. |
|
|
ОК 01
|
|
В том числе практических занятий и лабораторных работ |
|
|
|
|
Практическое занятие. Составление личного бюджета. Практическое занятие. Деловая игра «Разработка бизнес-идеи и ее финансово-экономическое обоснование».
|
|
|
ОК 01
|
|
Самостоятельная работа обучающихся |
|
|
|
|
Раздел 5. Страхование |
|
|
|
|
Тема 5.1. Структура страхового рынка в Российской Федерации и виды страховых услуг. |
Содержание |
|
|
|
Экономическая сущность страхования. Функции и принципы страхования. Основные понятия в страховании: страховщик, страхователь, страховой брокер, страховой агент, договор страхования, страховой случай, страховой взнос, страховая премия, страховые продукты. Виды страхования: страхование жизни, страхование от несчастных случаев, медицинское страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности. Страховые риски. |
|
|
ОК 04 ОК 07
|
|
В том числе практических занятий и лабораторных работ |
|
|
|
|
Практическое занятие. Деловая игра «Заключение договора страхования автомобиля». |
|
|
ОК 04 ОК 07
|
|
Самостоятельная работа обучающихся |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 5.2. Пенсионное страхование как форма социальной защиты населения |
Содержание |
|
|
|
Государственная пенсионная система в России. Обязательное пенсионное страхование. Государственное пенсионное обеспечение. Пенсионный фонд Российской Федерации, негосударственный пенсионный фонд и их функции. Пенсионные накопления. Страховые взносы. Виды пенсий и инструменты по увеличению пенсионных накоплений |
|
|
ОК 04 ОК 07
|
|
В том числе практических занятий и лабораторных работ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся |
|
|
|
|
Курсовой проект (работа) Тематика курсовых проектов (работ) |
|
|
|
|
Обязательные аудиторные учебные занятия по курсовому проекту (работе) |
|
|
|
|
Самостоятельная учебная работа обучающегося над курсовым проектом (работой) |
|
|
|
|
Промежуточная аттестация |
|
|
|
|
Всего: |
32 |
32 |
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Социально-гуманитарных дисциплин», оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.1 образовательной программы по профессии 36.02.03 Зоотехния.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и /или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и /или электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Жданова, А.О. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся / А.О. Жданова, Е.В. Савицкая. - Москва : ВАКО, 2020. - 400 с. – (Учимся разумному финансовому поведению). - ISBN 978-5-408-04500-6. – Текст: непосредственный.
2. Фрицлер, А.В. Основы финансовой грамотности: учебное пособие для среднего профессионального образования/ А.В. Фрицлер, Е.А. Тарханова. – Москва: Юрайт, 2021. – 154 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-13794-1. - Текст: непосредственный.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение. Практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Г. Пансков, Т. А. Левочкина. – Москва : Юрайт, 2021. – 319 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-01097-8. – URL: https://urait.ru/bcode/469486 (дата обращения: 01.08.2021). – Режим доступа : Электронно-библиотечная система Юрайт. – Текст : электронный.
2. Пушина, Н. В. Основы предпринимательства и финансовой грамотности. Практикум / Н. В. Пушина, Г. А. Бандура. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 288 с. — ISBN 978-5-507-45254-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/292901 (дата обращения: 27.07.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3. Шимко, П. Д. Основы экономики : учебник и практикум для среднего профессионального образования / П. Д. Шимко. – Москва : Юрайт, 2019. – 380 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-01368-9. – URL: https://urait.ru/bcode/433776 (дата обращения: 27.07.2021). – Режим доступа : Электронно-библиотечная система Юрайт. – Текст : электронный.
3.2.3. Дополнительные источники
1. Справочно-правовая система Консультант плюс : официальный сайт. – Москва, 2021 – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 27.07.2021). – Текст : электронный.
2. Федеральной службы государственной статистики (Росстат): официальный сайт. – Москва, 2021 – URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 27.07.2021). – Текст : электронный.
3. Рейтинговое агентство Эксперт : [сайт]. – Москва, 2021 – URL: http://www. raexpert.ru (дата обращения: 27.07.2021). – Текст : электронный.
4. СПАРК – Система профессионального анализа рынков и компаний : [сайт]. – Москва,2021 - URL: http://www.spark-interfax.ru(дата обращения: 27.07.2021). – Текст : электронный.
5. Информационная система Bloomberg : официальный сайт. – Москва, 2021 -URL: http://www.bloomberg.com(дата обращения: 27.07.2021). – Текст : электронный.
6. Московская биржа : официальный сайт. – Москва, 2021 - URL: moex.com (дата обращения: 27.07.2021). – Текст : электронный.
7. Правительство Российской Федерации : официальный сайт. – Москва. – Обновляется в течение суток. – URL: http://government.ru (дата обращения: 27.07.2021). – Текст : электронный.
8. Инвестиционный интернет-портал Investfunds : [сайт]. – Москва, 2021, URL: https://investfunds.ru/ (дата обращения: 27.07.2021). – Текст : электронный.
9. Азбука предпринимателя: учебное пособие для потенциальных и начинающих предпринимателей/АО «Корпорация «МСП» – Москва: АО «Корпорация «МСП», 2016. – 140 с. - Текст: электронный.
10. Центральный банк России: [сайт]. – 2021. - URL: https://fincult.info/ (дата обращения: 27.07.2021). - Текст : электронный.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения |
Критерии оценки |
Методы оценки |
знать: основные понятия финансовой грамотности и основные законодательные акты, регламентирующие ее вопросы; виды принятия решений в условиях ограниченности ресурсов; основные виды планирования; устройство банковской системы, основные виды банков и их операций; сущность понятий «депозит» и «кредит», их виды и принципы; схемы кредитования физических лиц; устройство налоговой системы, виды налогообложения физических лиц; признаки финансового мошенничества; основные виды ценных бумаг и их доходность; формирование инвестиционного портфеля; классификацию инвестиций, основные разделы бизнес-плана; виды страхования; виды пенсий, способы увеличения пенсий |
демонстрирует знания основных понятий финансовой грамотности; ориентируется в нормативно-правовой базе, регламентирующей вопросы финансовой грамотности; способен планировать личный и семейный бюджеты; владеет знаниями для обоснования и реализации бизнес-идеи; дает характеристику различным видам банковских операций, кредитов, схем кредитования, основным видам ценных бумаг и налогообложения физических лиц; владеет знаниями формирования инвестиционного портфеля физических лиц; умеет определять признаки финансового мошенничества; применяет знания при участии на страховом рынке; демонстрирует знания о видах пенсий и способах увеличения пенсионных накоплений |
Оценка результатов устного и письменного опроса. Оценка результатов тестирования. Оценка результатов выполнения домашних заданий. Оценка результатов дифференцированного зачета. |
уметь: применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни; взаимодействовать в коллективе и работать в команде; рационально планировать свои доходы и расходы; грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина; использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с банковскими операциями, рынком ценных бумаг, страховым рынком, фондовой и валютной биржами; анализирует состояние финансовых рынков, используя различные источники информации; определять назначение видов налогов и применять полученные знания для расчёта НДФЛ, налоговых вычетов, заполнения налоговой декларации; применять правовые нормы по защите прав потребителей финансовых услуг и выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц; планировать и анализировать семейный бюджет и личный финансовый план; составлять обоснование бизнес-идеи; применять полученные знания для увеличения пенсионных накоплений |
применяет теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни; планирует свои доходы и расходы и грамотно применяет полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, страхователя, налогоплательщика, члена семьи и гражданина; выполняет практические задания, основанные на ситуациях, связанных с банковскими операциями, рынком ценных бумаг, страховым рынком, фондовой и валютной биржами; проводит анализ состояния финансовых рынков, используя различные источники информации; определяет назначение видов налогов и рассчитывает НДФЛ, налоговый вычет; ориентируется в правовых нормах по защите прав потребителей финансовых услуг и выявляет признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц; планирует и анализирует семейный бюджет и личный финансовый план; составляет обоснование бизнес-идеи; применяет полученные знания для увеличения пенсионных накоплений |
Оценка результатов выполнения практических работ. Оценка результатов дифференцированного зачета. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.