|
Рабочая программа
«Школа будущего первоклассника»
Составитель:
Педагог-психолог
2019-2020 уч. г.
Пояснительная записка
Актуальность. Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов в жизни ребенка. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма.
От того, как ребёнок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будет зависеть успешность его адаптации к школе, его успехи, психологическое здоровье. Психологическая готовность к школе состоит из нескольких компонентов: личностной готовности, мотивационной готовности, интеллектуальной готовности и волевой готовности. В этот период задача родителей и воспитателей - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе.
Специалисты приходят к выводу, что одной из главных причин не успешности большинства детей в первом классе является своего рода их незрелость, недостаточная готовность к школьному обучению. Следствием такой незрелости очень часто становится школьная дезадаптация. Программа рассчитана на развитие положительного отношения к учению, способности к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий для выполнения поставленных задач.
Программа разработана для психологического сопровождения детей 6-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Так как главным видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра, занятия проводятся в доступной, занимательной игровой форме, среди которых присутствуют игры, призванные помочь детям сформировать позитивное отношение к ситуации игрового взаимодействия со сверстниками, научить детей правильно воспринимать сверстников. Для формирования эмоционально-волевой регуляции поведения используются игры с правилами. Также в данную программу входят упражнения и игры, расширяющие словарный запас и кругозор ребенка, игры на развитие мышления, внимания, памяти, фонематического слуха, зрительной и двигательной координации.
Цель: Развитие психологической готовности дошкольников 6-7 лет к школе и профилактика психологической дезадаптации детей на начальном этапе обучения.
Задачи:
· Формировать позитивное отношение у дошкольников к себе;
· Формировать позитивное взаимодействие детей друг с другом;
· Повышать заинтересованность к школьному обучению;
· Повышать групповую сплоченность;
· Оказывать поддержку в формировании желания и «умения учиться»;
· Развивать координацию движений, произвольной регуляции поведения, формирование умения работать в группе; Развивать инициативность и самостоятельность дошкольников как будущих первоклассников.
Методологические основы
Программа «Школа будущего первоклассника» разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой.
Структура программы
· Программа рассчитана на 2 недель в период с 16 апреля по 28 апреля 2018 года. Занятия в «Школе будущего первоклассника» проводятся каждый день. Общее количество занятий – 14.
· Одно учебное занятие длится 25 минут. Между занятиями – перерыв 10 минут. Работа в подгруппах. Наполняемость подгруппы – не более 12 человек.
Структура занятий
Занятие состоит из четырёх частей:
· Приветствие.
· Основная часть. В данной части идет основная работа по теме занятия, представлены ряд упражнений и игр, создающих условия для достижения целей каждого конкретного занятия.
· Прощание.
· Рефлексия.
Формы работы:
· совместная деятельность воспитателя с детьми;
· индивидуальная работа с детьми;
· консультативная работа с родителями.
Методы:
· словесные;
· наглядные;
· практические;
· игровые.
Приёмы:
· подвижные, дидактические игры, игры с правилами;
· Упражнения с игровыми элементами, соответствующие темам занятия;
· Сказки;
· Физкультминутки;
· Пальчиковая гимнастика, самомассаж, дыхательная гимнастика;
· Психогимнастические упражнения, направленные на снижение психоэмоционального напряжения и раскрепощение участников группы.
Прогнозируемый результат: повышение уровня мотивации к школьному обучению, формирование взаимодействия ребенка с учителем и с другими детьми, снижение уровня тревожности; благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.
Основными принципами подготовки к обучению являются:
· единство развития, обучения и воспитания;
· учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
· комплексный подход;
· систематичность и последовательность;
· вариативность и вариантность;
· сознательность и творческая активность;
· наглядность;
· доступность и достаточность.
Тематический план занятий
№ |
Тема занятия |
Содержание |
1 |
Вводное занятие. Давайте познакомимся. Наши имена. Различие хорового и индивидуального ответов.
|
1. Приветствие. 2. Упражнение «Мое имя, мое ласковое имя». 3. Игра «Отгадай-ка». 4. Игра «Узнай, кто я? Как не надо разговаривать». 5. Подвижная игра «Лишний стул». 6. Упражнение «Тропинка». 7. Рефлексия. 8. Ритуал прощания. |
2 |
«Дошкольник и школьник» |
1. Приветствие. 2. Игра «Слушай и исполняй». 3. Упражнение «Назови соседей». 4. Игра «Три стихии». 5. Подвижная игра «Земля, воздух, огонь, вода». 6. Упражнение «Собери квадрат». 7. Рефлексия. 8. Ритуал прощания |
3 |
«Собираем портфель» |
1. Приветствие. 2. Игра «Собери портфель в школу». 3. Упражнение «Путь в школу». 4. Игра «Запомни своё место». 5. Игра «Что изменилось?». 6. Упражнение «Мой страх». 7. Рефлексия. 8. Ритуал прощания. |
4 |
«Для кого звенит звонок? Правила поведения в школе (для чего мы ходим в школу?)» |
1. Приветствие. 2.Беседа о правилах поведения в детском саду, дома, на улице. 3.Игра «Школьный звонок»». 4. Сказка «Урок в лесной школе». 5. Подвижная игра «Карлики, великаны!» 6. Упражнение «Закончи слово». 7. Рефлексия. 8. Ритуал прощания. |
5. |
«Настроение в школе Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков. Для чего мы говорим?» |
1. Приветствие. 2. Рисование «Мое настроение в школе». 3. Игра «Море волнуется». 4. Упражнение «Каскад слов». 5. «Зачеркни букву». 6. Упражнение «Зашифрованное имя». 7. Рефлексия. 8. Ритуал прощания |
6. |
«Звук-слог-слово-предложение. Домашнее задание». |
1. Приветствие. 2. Беседа «В мире звуков, в мире слов». 3. Игровое упражнение «Похвалилки». 4. Игра «Четыре стихии». 5. Упражнение «Весёлые задачи». 6. Игра «Отгадай, что это (а можно ли без слов?)». 7. Рефлексия. 8. Ритуал прощания. |
7. |
Страна «Алфавит». В мире волшебных слов. Слова – «названия», слова – «действия», слова – «признаки». |
1. Приветствие. 2. Упражнение «А в школе». 3. Графический диктант. 4. Игра «Разговор с инопланетянином». 5. Игра «Бывает-не бывает». 6. Упражнение «Узнай слово». 7. Рефлексия. 8. Ритуал прощания |
8. |
«Гласные звуки. Школьные оценки. Списывание». |
1. Приветствие. 2. Упражнение «В гостях у гласных» 3. Упражнение «Соедини все точки по порядку». 4. Игра «Ловишки». 5. Упражнение «Головоломка». 6.Упражнение «Круглые предметы (квадратные и т.д.) 7. Рефлексия. 8. Ритуал прощания |
9. |
«Согласные звуки. Слова-синонимы. Слова-антонимы». |
1. Приветствие. 2. Упражнение «Внимание! Внимание!». 3. Игра «Слова-синонимы, слова-антонимы». 4. Игра «Путаница». 5. Подвижная игра «Летает-не летает». 6. Упражнение «Буквы». 7. Рефлексия. 8. Ритуал прощания |
10. |
«Состав числа. Геометрические фигуры». |
1. Приветствие. 2. Упражнение «Геометрический коврик». 3. Игра «Найди все цифры». 4. Упражнение «рисуем вместе» 5. Игра «Встаньте те, кто…» 6. Упражнение «Зашифрованное имя». 7. Рефлексия. 8. Ритуал прощания |
11. |
«Волшебный календарь (смена времён года, месяцы, дни недели, время суток). Состав числа». |
1. Приветствие. 2. Игра «Времена года». 3. Упражнение «10 слов». 4. Игра «Буква заблудилась». 5. Игра «Зоопарк». 5. Упражнение «Ластик». 7. Рефлексия. 8. Ритуал прощания |
12. |
Мир вокруг нас. Моя страна, мой город. Моя семья». |
1. Приветствие. 2.Беседа «Мир вокруг нас». 3. Упражнение «Кто спрятался в лесу?». 4. Игра «Земля, воздух, огонь, вода». 5. Упражнение «Вырежи круг». 6. Игра «Нелепицы». 7. Рефлексия. 8. Ритуал прощания |
13. |
«Первоклассное путешествие» |
1. Приветствие. 2. Упражнение «Школьные правила». 3. Игра «Кричалки-шепталки-молчалки» 4. Игра «Назови слово на букву…». 5. Игра «Изобрази школьный предмет». 6. Упражнение «Лабиринт». 7. Рефлексия. 8. Ритуал прощания |
14. |
Заключительное занятие «Скоро в школу». Подведение итогов. |
1. Приветствие. 2.Игра «Слушай внимательно». 3. Игра «Я иду в школу». 4. Упражнение «Разговор». 5. Сказка о внимательном Иванушке. 6.Упражнение «Купаемся в хорошем настроении». 7. Рефлексия. 8. Ритуал прощания. |
Анкета для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?»
Поставьте, пожалуйста, галочки в клетках против высказываний, с которыми Вы согласны.
1 |
Хочет ли ваш ребенок идти в школу? |
|
2 |
Привлекает ли его в школе то, что он там много узнает? |
|
3 |
Может ли он заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточения в течение 30 минут, например, собирать конструктор? |
|
4 |
Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых взрослых не стесняется? |
|
5 |
Умеет ли он составлять рассказ по картинке не короче, чем из пяти предложений? |
|
6 |
Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений? |
|
7 |
Умеет ли он изменять существительные по числам? (единственное и множественное число) |
|
8 |
Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или целым словам? |
|
9 |
Умеет ли он считать до 10 и обратно? |
|
10 |
Может ли ваш ребенок решать простые задачи на вычитание и прибавление единицы? |
|
11 |
Верно ли, что ваш ребенок имеет «твердую руку» (при использовании пишущих предметов)? |
|
12 |
Любит ли он рисовать или раскрашивать картинки? |
|
13 |
Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем? |
|
14 |
Может ли он собрать разрезную картинку из 5 частей за 1 минуту? |
|
15 |
Знает ли ваш ребенок названия диких или домашних животных? |
|
16 |
Может ли он обобщать понятия, например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук? |
|
17 |
Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.? |
|
18 |
Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции? |
Результаты анкеты позволят Вам определить, на что перед поступлением в школу следует обратить внимания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.