Рабочая программа "Школа умелого карандаша"
Оценка 4.9

Рабочая программа "Школа умелого карандаша"

Оценка 4.9
docx
06.02.2020
Рабочая программа "Школа умелого карандаша"
Рабочая программа кружка Школа...docx

ПРОГРАММА

Клуба «Школа умелого карандаша»

старшей группы (5-6 лет)

Пояснительная записка.

 

      Дошкольники испытывают трудности, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности.

       Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.

       Важное место в работе с детьми 5-7 лет принадлежит подготовке руки к письму, укреплению мышц руки, отвечающей за работу кисти руки, тренировке руки и пальцев. Письмо – сложный процесс, который требует совместной работы мышц кисти, всей руки, координации движений всего тела.

        Без помощи взрослых очень сложно научиться писать, зрительно контролировать направление руки при письме, при этом сохраняя длительность и слитность движений. Но мы, взрослые, и не должны ставить себе цель – во что бы то стало научить ребенка писать до школы, наша цель – подготовка руки к письму.

   

           Цель программы:

 

      Способствовать общему развитию детей, формировать предпосылки учебной деятельности, создать условия для накопления ребенком двигательного и практичес-кого опыта, ручной умелости, подготовить к формированию графического навыка.

             Задачи программы:

1.     В обучении. Научить детей ориентироваться в тетради (в строке, в клетках) и на листе бумаги. Познакомить с основными правилами штриховки, раскрашивания. Помочь детям подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навыки.

2.     В развитии. Подготовить руку ребенка к письму путем тренировки кисти руки и пальцев. Научить детей правильно посадке при письме, правильно располагать тетрадь во время письма, умению задержать ручку.

Развить зрительно – моторную координацию, мышление, внимание, память, речь, слуховое восприятие.

3.     В воспитании. Формировать терпение, усердие, усидчивость, желание учиться. Воспитание творческой активности.

Возрастные особенности детей 5 – 7 лет.

     Функциональное несовершенство руки ребенка. Не законченное окостенение запястья и фаланг пальцев, слабо развиты мелкие мышцы руки, координация движений пальцев. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

      Не сформированность навыка работы с пишущим предметом, когда маленький ребенок свое внимание сосредотачивает не на правильном захвате орудия труда (карандаш, ручки, кисточки, и др.), а на точке соприкосновения пишущего предмета и бумаги, что затрудняет свободное движение пишущей руки. 

       Неправильная поза при рисовании и письме это приведет к быстрому  утомлению мышц шеи и спины, увеличивает нагрузку на зрительный анализатор.

       Низкая способность к произвольной регуляции движений, несовершенство зрительно – моторной координации, чем объясняется недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу.

      Программа рассчитана  на 2 учебных года , с детьми старшей группы и подготовительной группы.

       Занятия проводятся фронтально, во второй половине дня. Длительность занятий 30 минут.

                                              План реализации клуба

 

                I год обучения

              (старшая группа)

              II год обучения

     (подготовительная группа)

Количество

занятий

    Минуты (ч.)

 Количество

 занятий

   Минуты (ч.)

Объем в неделю

        1

      30 мин.

     1/2

    30 мин.

Объем в месяц

        4

   120 мин. (2ч.)

       2

    60 мин.

Объем в год

       37

   1110 мин.   

  (18ч. 30мин.)

      18

    540 мин. (9ч.)

                 Структура занятий:

1 часть – Упражнения на развитие координации пальцев рук (пальчиковая гимнастика,      упражнения с карандашом, счетными палочками, самомассаж) или  зрительный (слуховой ) диктант.

2 часть – Работа в тетради. Упражнения на развитие графических навыков, зрительного восприятия (штриховка, дорисовка, письмо по контуру, графические диктанты и др.)

3 часть – Упражнения для глаз или физкультминутка (динамическая пауза).

4 часть – Лексические упражнения, игры.

Перспективное планирование работы кружка

«Школа умелого карандаша»

                                                        (Первый год обучения старшая группа)

    Сентябрь

Тема занятия

               Виды  работ

           Цели и задачи работы

1 Рисование  

   точек

1 Пальчиковая гимнастика «Замок»

2 Работа в тетради

3 Упражнение для глаз «фигура»

4 Физкультминутка «Как живешь?»

5 Зрительный диктант из счетных палочек

- Познакомить детей с тетрадью в клетку;

- научить их ориентироваться в клетке с помощью точек;

- развивать зрительную память, конст-руктивные навыки;

- развивать общую и мелкую моторику.

2 Рисование  точек и крестиков

1 Фигурки из проволоки.

2 Пальчиковая гимнастика «Капустка»

3Работа в тетради

4 Упражнения для глаз «Зигзаги»

5 Лексическое упражнение «Один – много»

- Продолжить знакомство детей с тетрадью в клетку;

- учить ориентироваться в клетке;

- развивать зрительную память;

- развивать координацию слов и движений, работать над темпом и ритмом речи;

- закрепить знания об овощах, учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы имен существительных, множественное число существительных.

3  Рисование точек и крестиков

1 Упражнения с карандашом.

2 Зрительный диктант

3 Физкультминутка «Овощи»

4 Работа в тетради

5 Лексические упражнения:

 «Кто больше назовет овощей?»

 «Большой – маленький»

   Октябрь

Тема занятия

               Виды  работ

           Цели и задачи работы

1 Рисование ко-ротких вертикаль-ных линий

1 Пальчиковая гимнастика «Дружба»

2 Упражнение «Забор»

3 Работа в тетради

4 Упражнение для глаз «Молния»

-Научить детей проводить короткие вертикальные линии по точкам и само-стоятельно;

- формировать навык ритмичности двигательной функции кисти руки;

-  развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

2 Рисование ко-ротких вертикаль-ных линий

1 Зрительный диктант

2 Физкультминутка «Зарядка»

3 Работа в тетради

4 Разминка и заучивание стихотво-рения Я. Акима «Осень»

3 Рисование ко-ротких горизон-тальных линий

1 Развитие общей моторики, упражнение «Мишка».

2 Пальчиковая гимнастика «Мишка косолапый»

3 Работа в тетради

4 Упражнение для предупреждения зрительного утомления.

- Учить проводить короткие горизонталь-ные линии по точкам и самостоятельно;

- развивать общую и тонкую моторику детей;

- развивать зрительное восприятие;

- учить образовывать родственные слова (от названий животных);

- расширять слова признаков и действий.

4 Рисование ко-ротких горизон-тальных линий

1 Зрительный диктант.

2 Логопедическая разминка с элемен-тами логоритмики «Медвежата».

3 Работа в тетради.

4 Лексические упражнения:

- подбор родственных слов;

- подбор признаков и действий

 Ноябрь

Тема занятия

               Виды  работ

           Цели и задачи работы

1 Рисование длинных верти-кальных линий

1 Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять»

2 Работа в тетради.

3 Упражнение для предупреждения зрительного утомления.

- Учить рисовать длинные вертикальные линии по точкам и самостоятельно;

- развивать тонкую моторику руки, зрительную память;

- проводить коррекцию нарушений пространственного восприятия.

2 Рисование длинных верти-кальных линий

1 Зрительный диктант с использова-нием счетных палочек.

2 Физкультминутка на расслабление.

3 Работа в тетради.

3 Рисований длинных горизон-тальных линий, в чередован с вертикальными

1 Пальчиковая гимнастика «Листочки»

2 Работа в тетради.

3 Упражнение для глаз «Стрелы».

4 Игра «Бумажные листочки».

- Закрепить навык проведения горизон-тальных линий по точкам и самостоя-тельно, чередовать рисование горизон-тальных и вертикальных линий;

- учить выполнять фигуры по образцу, проводить линии в заданном направ-лении;

-развивать слуховую память;

- учить образовывать относительные прилагательные;

- активизировать словарь признаков.

4 Рисований длинных горизон-тальных линий, в чередован с вертикальными

1 Слуховой диктант.

2 Физкультминутка «Ветер».

3 Работа в тетради.

4 Лексические упражнения:

- подбор слов – действий,

- «Скажи по- другому».

5 Рисование наклонных линий

1 Пальчиковая гимнастика «Дождь».

2 Работа в тетради.

3 Гимнастика для глаз «Далеко – близко»

4 Слуховой диктант.

5 Физкультминутка «Дождик»

- Учить рисовать наклонные линии по точкам и самостоятельно;

- продолжить коррекцию пространствен-ного восприятия;

-учить ориентироваться в плоскости листа;

  Декабрь

Тема занятия

               Виды  работ

           Цели и задачи работы

1 Рисование уголков

1 Игра «Птицы хотят пить».

2Пальчиковая гимнастика «Птички».

3 Работа в тетради

4 Упражнение для глаз «Уголки».

- Закреплять умение рисовать короткие наклонные линии;

- развивать конструктивные навыки; координацию движений;

- учить образовывать сложные прилагательные и согласовывать числительные с существительными;

- воспитывать усидчивость, аккуратность в работе.

2 Рисование уголков

1 Зрительный диктант.

2 Физкультминутка «Журавли»

3 Работа в тетради.

4 Лексические упражнения:

«Веселый счет», «Назови одним словом»

3 Рисование бордюра

1 Игра «Пластилиновые жгутики»

2 Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому»

3 Работа в тетради

4 Упражнение для глаз «Стрельба»

- Закрепить умение рисовать короткие наклонные линии;

- коррекция координации движений;

- формировать нажим карандаша;

- развивать память и внимание.

4 Рисование бордюра

1 Зрительный диктант

2 Физкультминутка: дыхательные упражнения с расслаблением.

3 Работа в тетради.

   Январь

Тема занятия

               Виды  работ

           Цели и задачи работы

1 Рисование уголков

1 Пальчиковая гимнастика «Домик»

2 Выполнение фигуры «Уголки»

3 Работа в тетради

4 Упражнение для глаз «Стрельба»

- Учить рисовать уголки по точкам и по образцу;

- Закрепить навык проведения горизонтальных и вертикальных линий;

- учить образовывать сложные слова и множественное число имен существительных;

- закрепить знание геометрических фигур;

- развивать зрительное восприятие и зрительную память.

2 Рисование уголков

1 Зрительный диктант

2 Физкультминутка «Строим дом»

3 Работа в тетради.                               4 Лексические упражнения:

 «Один – много», « Назови одним словом»

 

3 Рисование бордюра

1 Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»

2 Работа в тетради.

3 Упражнение для глаз «Жмурки»

4 Слуховой диктант.

- Закрепить навык проведения коротких вертикальных и горизонтальных линий;

- формировать навык ритмичности руки;

- учить ориентироваться на плоскости листа;

- развивать зрительную память;

- обогащать лексику синонимами (родственными словами);

- закрепить умение образовывать и употреблять притяжательные прилагательные на –ий, -ья, -ье, -ые.

4 Рисование бордюра

1 Упражнения с карандашом.

2 Работа в тетради

3 Физкультминутка «Беличья зарядка»

4 Лексические упражнения: «Назови слово-друг»,  «Чей хвост?  Чья лапа? Чье ухо?», «Чей домик?»

  Февраль

Тема занятия

               Виды  работ

           Цели и задачи работы

1 Рисование квадратов

1 Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня».

2Выполнение фигурки «Машина»

3 Работа в тетради.

4 Упражнение для глаз «Зигзаги».

- Закрепить навык рисования горизонтальных и вертикальных линий;

- развивать конструктивные навыки;

- развивать координацию речи и движений, творческое воображение;

- учить образовывать относительные прилагательные.

2 Рисование квадратов

1 Зрительный диктант.

2 Физкультминутка «Шофер»

3 Работа в тетради.

4 Лексическое упражнение «Скажи по-другому».

3 Рисование квадрата

1 Фигурка из палочек «Рожица»

2 Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

3 Работа в тетради.

4 Упражнение для предупреждения зрительного утомления.

- Учить рисовать квадрат в две клетки и ориентироваться в нем;

- развивать конструктивные навыки и тактильные ощущения;

- формировать пространственно-временные представления;

- составлять сложноподчиненные предложения с союзом а.

4 Рисование квадрата

1 Зрительный диктант.

2 Игра «Угадай, сколько нас в семье?»

3 Физкультминутка

4 Работа в тетради.

5 Лексические упражнения: «Покажи, где..», «Кто старше, а кто младше», «Обведение контура дорожки»

   Март

Тема занятия

               Виды  работ

           Цели и задачи работы

1 Рисование прямоугольников.

1 Фигурка из палочек «Прямоугольник».

2 Самомассаж кистей и пальцев рук.

3 Работа в тетради.

4 Упражнение для глаз.

- Учить рисовать прямоугольник.

- закрепить понятие о геометрической фигуре прямоугольник;

- развивать зрительное восприятие и зрительную память, творческое воображение, координацию речи и движения;

- уточнить понятие: транспорт наземный, грузовой, пассажирский, железно-дорожный; детали транспорта.

2 Рисование прямоугольников.

1 Зрительный диктант.

2 Динамическая пауза «Мчится поезд»

3 Работа в тетради.

4 Лексические упражнения.

3 Рисование узора из горизонталь-ных и вертикаль-ных линий.

1 Упражнения с карандашом.

2 Пальчиковая гимнастика «Гусь», «Петух», «Курочка»

3 Работа в тетради.

4 Упражнения для глаз.

-Закрепить умение рисовать горизонтальные и вертикальные линии и объединять их в узор;

- учить штриховать в заданном направлении;

- учить образовывать названия детенышей, притяжательные прилагательные;

- развивать внимание и память, координацию речи с движением, творческое воображение;

- учить подражать звукам птиц.

4 Рисование узора из горизонталь-ных и вертикаль-ных линий.

1 Зрительный диктант.

2 Динамическая пауза «Домашние птицы»

3 Работа в тетради.

4 Лексические упражнения: «Скажи по-другому», «У кого кто?»

   Апрель

Тема занятия

               Виды  работ

           Цели и задачи работы

1 Рисование бордюра

1 Упражнения с карандашом.

2 Пальчиковая гимнастика»Подарки»

3 Работа в тетради.

4 Упражнение для глаз.

- Учить рисовать бордюр, состоящий из вертикальных (две клетки) и горизон-тальных (одна клетка) линий;

- формировать умение строить деятельность по словесной инструкции;

- развивать воображение, речевую выразительность, интерес к совместным играм;

- расширять и активизировать словарь признаков.

2 Рисование бордюра

1 Слуховой диктант.

2 Динамическая пауза.

3 Работа в тетради.

4 Лексическое упражнение : «Подбери признак»

3 Рисование кружков

1 Упражнения с карандашом.

2 Пальчиковая гимнастика «Колечки»

3 Работа в тетради.

4 Упражнение для глаз .

- Учить рисовать  круги по точкам и самостоятельно;

- закрепить навык проведения наклонных линий;

- закрепить умение согласовывать числительные с существительными, образовывать уменьшительно-ласкательные существительные и относительные прилагательные.

4 Рисование кружков

1 Зрительный диктант.

2 Упражнение на расслабление.

3 Работа в тетради.

4 Лексические упражнения:

 «Назови ласково», «Веселый счет».

«Назови компот, варенье, сок»

   Май

Тема занятия

               Виды  работ

           Цели и задачи работы

1  Рисование предметов из кругов

1 Выкладывание по контуру.

2 Работа в тетради.

3 Упражнение для глаз.

4 Зрительный диктант.

- Закрепить умение рисовать круги;

- учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения;

- учить образовывать форму множественного числа родительного падежа имен существительных;

- развивать координацию речи и движения;

-развивать двигательную активность пальцев рук.

2    Рисование предметов из кругов

1 Упражнения с карандашом.

2 Работа в тетради.

3 Динамическая пауза «Танец неваляшек»

4  Лексические упражнения:

«Кто больше назовет игрушек?»,

«Чего нет?»

3  Рисование фигур и предметов из кругов

1 Самомассаж кистей и пальцев рук или пальчиковая гимнастика «Шарик», «Елочка»

2 Работа в тетради.

3 Упражнение для глаз.

4 Зрительный диктант.

- Закрепит умение рисовать круги;

- развивать зрительное внимание и память; творческое воображение, физиологическое дыхание, выразительность речи;

- воспитывать усидчивость и аккуратность в работе;

- расширять словарный запас слов;

- развивать двигательную активность пальцев рук.

4 Рисование фигур и предметов из кругов

1 Упражнения с карандашом.

2 Работа в тетради.

3 Физкультминутка

4 Лексические упражнения:

- Подбор признаков и действий;

- Подбор родственных слов.

 

 

 

 

                      Перспективное планирование работы кружка

                                     «Школа умелого карандаша»

                                                (Второй год обучения подготовительная группа)

Сентябрь

Тема занятия

               Виды  работ

           Цели и задачи работы

1. Рисование узоров из квадратов и кругов

1.    Пальчиковая гимнастика «Цепочка».

2.    Фигурки из палочек.

3.    Работа в тетради.

4.    Упражнения для глаз «Цифры».

5.    Зрительный диктант.

6.    Физкультминутка.

7.    Лексические упражнения.

-Закрепить у детей умение рисовать квадрат и круг, со штриховкой и без нее; -развивать конструктивные навыки; проводить коррекцию нарушений пространственного восприятия;

- учить составлять предложения с предлогами в, упражнять в словообразовании.

2. Рисование узора из кругов и квадратов

1.    Развитие моторики.

2.    Пальчиковая гимнастика.

3.    Работа в тетради.

4.    Упражнения для глаз «Зигзаги».

5.    Зрительный диктант «Выложи узор».

6.    Физкультминутка «Новые кроссовки».

7.    Лексические упражнения.

-Закрепить умение рисовать квадрат, круг и объединять фигуры и узор;

-рисовать предметы из прямых и наклонных линий;

-проводить коррекцию нарушений пространственного восприятия; продолжать работу над темпом и ритмом речи;

-закреплять умения образовывать относительные прилагательные; учить согласовывать числительные с существительным.

Октябрь

Тема занятия

               Виды  работ

           Цели и задачи работы

1.Рисование кругов

 

1.    Самомассаж кистей и пальцев рук.

2.    Работа в тетради.

3.    Упражнения для предупреждения зрительного утомления.

4.    Слуховой диктант.

5.    Динамическая пауза «Лиса».

6.    Лексическое упражнение «У кого кто?».

 

-Закрепить навыки рисования кругов;                координировать речь и движение детей; развивать пространственную ориентацию, воображение;

-закрепить названия диких животных и их детенышей.

2. Рисование овалов

 

1.    Самомассаж.

2.    Развитие мелкой моторики.

3.    Работа в тетради.

4.    Упражнение для глаз «Рисование глазами геометрических фигур».

5.    Слуховой диктант «Цветик-семицветик».

6.    Физкультминутка «Цветы».

7.    Лексическое упражнение.

-Учить детей рисовать овалы в горизонтальном положении со штриховкой и без нее;

- проводить коррекцию атаксии, дизметрии;

-закрепить понятия о геометрических фигурах;

- развивать сообразительность, активизировать словарь.

Ноябрь

Тема занятия

               Виды  работ

           Цели и задачи работы

1. Рисование овалов

 

1.    Развитие мелкой моторики.

2.    Работа в тетради.

3.    Упражнение для глаз «Овалы».

4.    Слуховой диктант.

5.    Динамическая пауза «Хозяйка однажды с базара пришла».

6.    Лексические упражнения.

-Учить детей рисовать овалы по точкам и самостоятельно;

-учить согласовывать прилагательные с существительными в родительном падеже единственного и множественного числа;

-проводить коррекцию аттакции; -развивать слуховую память;

- закрепить умение образовывать относительные прилагательные.

2. Рисование кругов и овалов

 

1.    Развитие мелкой моторики.

2.    Самомассаж рук.

3.    Работа в тетради.

4.    Упражнение для предупреждения зрительного утомления.

5.    Слуховой диктант.

6.    Физкультминутка «Мы спортсмены».

7.    Пальчиковая гимнастика.

8.    Лексические упражнения.

-Закрепить у детей умение рисовать круги и овалы, объединять эти фигуры в предмет;

-учить выполнять движения в соответствии с заданной схемой; развивать пространственные отношения, слуховое внимание;

-закреплять умение подбирать слова-антонимы; существительные с суффиксом –ищ- и с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Декабрь

Тема занятия

               Виды  работ

           Цели и задачи работы

1 Рисование узоров из кругов и овалов

 

1.      Самомассаж рук.

2.    Работа в тетради.

3.    Упражнение для глаз «Рисуем шарики».

4.    Слуховой диктант. «Воздушные шары».

5.    Упражнение на расслабление.

6.    Лексические упражнения.

 

-Формировать у детей умение рисовать круги и овалы;

- учить штриховать предметы в разных направлениях;

-учить внимательно рассматривать, сравнивать и воспроизводить изображения;

- закрепить и уточнить знания о домашних животных.

2 Рисование треугольников

1.    Самомассаж пальцев рук (по выбору педагога).

2.    Развитие мелкой маторики.

3.    Работа в тетради.

4.    Упражнение для глаз.

5.    Зрительный диктант.

6.    Упражнение на расслабление.

7.    Лексические упражнения.

-Учить детей рисовать треугольники по точкам и самостоятельно;

-учить понимать и объяснять значение крылатых выражений;

-развивать конструктивные навыки; закрепить умение штриховать в заданном направлении;

-воспитывать аккуратность в работе.

Январь

Тема занятия

               Виды  работ

           Цели и задачи работы

1 Рисование вертушек

 

1.    Пальчиковая гимнастика «Есть игрушка у мен».

2.    Работа в тетради.

3.    Упражнения для глаз.

4.    Зрительный диктант со счетными палочками.

5.    Динамическая пауза «Карусель с Карлсоном».

6.    Лексическое упражнение «Куда спрятать Карлсона?».

-Закрепить навык проведения прямых и наклонных линий;

-учить детей дифференцировать и правильно называть предлоги;

- развивать конструктивные навыки; координировать речь и движение.

2 Рисование елочек

 

1.    Самомассаж пальцев рук или пальчиковая гимнастика «Елочка».

2.    Работа в тетради.

3.    Упражнение для предупреждения зрительного утомления.

4.    Зрительный диктант.

5.    Физкультминутка с пантомимой.

6.    Лексические упражнения.

-Закрепить у детей умение рисовать прямые и наклонные линии;

-учить подбирать слова-антонимы; согласовывать числительные с существительными;

-развивать зрительное восприятие и зрительную память;

-развивать способности имитировать действия, перевоплощаться;

-воспитывать организованность, умение договариваться.

Февраль

Тема занятия

               Виды  работ

           Цели и задачи работы

1 Рисование палочек с присоединением уголков

 

1.    Пальчиковая гимнастика «Жук».

2.    Работа в тетради.

3.    Графический диктант.

4.    Упражнение для глаза «Уголки».

5.    Зрительный диктант с использованием счетных палочек «Жук».

6.    Динамическая пауза.

7.    Лексические упражнения.

-Закрепить у детей умение рисовать прямые и наклонные линии;

-учить симметрично воспроизводить предметы;

- развивать конструктивные навыки, координацию речи и движения; закрепить у детей понятие «насекомые»; учить согласованию числительных с существительными;

-уточнить характерные особенности строения насекомых.

2 Рисование дуг

1.    Пальчиковая гимнастика «Рыбки».

2.    Упражнения для глаз «Цветок».

3.    Работа в тетради.

4.    Физкультминутка «Цветочки, лепесточки».

5.    Лексические упражнения.

 

-Учить детей рисовать дуги по точкам и по образцам (вниз, вверх);

-учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения;

- развивать ритмичность двигательной функции кисти;

-учить образовывать притяжательные прилагательные и подбирать родственные слова;

-воспитывать аккуратность.

Март

Тема занятия

               Виды  работ

           Цели и задачи работы

1 Рисование дуг

 

1.    Развитие мелкой моторики.

2.    Работа в тетради.

3.    Упражнение для глаз «Волны».

4.    Графический диктант «Дорожка».

5.    Физкультминутка

6.    Лексические упражнения.

-Закрепить у детей умение рисовать округлые непрерывные линии;

- проводить коррекцию нарушений пространственного восприятия, дизметрии;

-уточнить значение глаголов «намотай», «размотай», «перемотай», «домотай»; упражнять в подборе эпитетов, усвоении некоторых форм словоизменения.

2 Рисование птиц

 

1.     Развитие мелкой моторики.

2.    Пальчиковая гимнастика «Филин».

3.    Работа в тетради.

4.    Упражнение для глаз.

5.    Слуховой диктант «Полет совы».

6.    Динамическая пауза «Сова».

7.    Лексические упражнения.

-Закрепить у детей навык проведения линий в разных направлениях,

-учить выполнять действия по образцу;      -формировать нажим на ручку;

-учить подбирать родственные слова; образовывать приставочные глаголы движения ( от глагола лететь);

-воспитывать слуховое внимание, совершенствовать умение действовать по сигналу, сочетать действия со словом.

Апрель

Тема занятия

               Виды  работ

           Цели и задачи работы

1 рисование узоров с использованием овалов

 

1.     Развитие мелкой моторики.

2.     Самомассаж кистей и пальцев рук.

3.     Работа в тетради.

4.     Упражнение для глаз для предупреждения зрительного утомления.

5.     Слуховой диктант.

6.     Логопедическая разминка с элементами логоритмики.

7.     Лексические упражнения.

-Закрепить у детей умение рисовать овалы и включать их в различные узоры;

-формировать временные представления; -учить графически воспроизводить направления;

-развивать мелкую и общую моторику детей.

2 Рисование ломаной линии

 

1.    Развитие мелкой моторики.

2.    Самомассаж кистей и пальцев рук.

3.    Работа в тетради.

4.    Упражнение для глаз «Стрельба глазами».

5.    Зрительный диктант «Флажки».

6.    Динамическая пауза «Мышеловка».

7.    Лексическое упражнение «Небылицы».

-Учить детей проводить прямые линии без отрыва;

-закрепить умение рисовать прямые и наклонные линии;

- развивать внимание, конструктивные навыки;

-учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их.

Май

Тема занятия

               Виды  работ

           Цели и задачи работы

1 Рисование посуды

 

1.    Развитие мелкой моторики.

2.    Работа в тетради.

3.    Упражнение для предупреждения зрительного утомления.

4.    Зрительный диктант «Машина».

5.    Динамическая пауза «Машины».

6.    Лексико-грамматические упражнения.

-Закрепить графические навыки детей при изображении предметов посуды по клеткам;

- развивать зрительное восприятие и зрительную память;

- закрепить умение штриховать в заданном направлении;

-развивать просодику, координацию речи с движением.

2 Рисование узора

 

1 Пальчиковая гимнастика.

2. Работа в тетради.

3. Упражнение для глаз.

4. Графический диктант.

5. Физкультминутка.

6 Лексические упражнения.

-Закрепить у детей навык проведения линий в разных направлениях,

-учить выполнять действия по образцу;         -формировать нажим на ручку;

- активизировать речь.

                Ожидаемые результаты:

    К концу работы кружка предполагается развитие и совершенствование у детей:

- мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой);

- крупных движений и умения владеть своим телом;

- пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве)

- активной речи, словарного запаса;

- мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;

- навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).

    Средства для реализации программы:

Доска, мебель (соответствующая росту детей), простые карандаши, цветные карандаши, ручки, раздаточные листы, тетради в клетку.

 

 

 

 

 

    

  Диагностика развития двигательных и познавательных способностей

                                                   (первый год обучения)

     Дата проведения _______________________

 

  Ф.И. Ребенка

     Развитие тонкой моторики

Пространственные представления

Активность речи (словарный запас)

Развитие техники  рисунка

Штриховка

Гимнастическое  развитие

Зрительно-моторная  координация

Ориентация на   листе

Ориентация в  пространстве (на собств. теле)

1

 

 

 

 

 

 

 

2  

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

5  

 

 

 

 

 

 

 

6  

 

 

 

 

 

 

 

7  

 

 

 

 

 

 

 

8  

 

 

 

 

 

 

 

9  

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

11  

 

 

 

 

 

 

 

12  

 

 

 

 

 

 

 

13  

 

 

 

 

 

 

 

14  

 

 

 

 

 

 

 

15  

 

 

 

 

 

 

 

16  

 

 

 

 

 

 

 

17  

 

 

 

 

 

 

 

18  

 

 

 

 

 

 

 

19  

 

 

 

 

 

 

 

20  

 

 

 

 

 

 

 

21  

 

 

 

 

 

 

 

22  

 

 

 

 

 

 

 

23

 

 

 

 

 

 

 

24  

 

 

 

 

 

 

 

                                            Список литературы:

1.     И.А. Подрезова  «Школа умелого карандаша»  Перспективный план и конспекты занятий по развитию навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями.  – М.: Издательство ГНОМ и Д,2007.

2.     Г.В. Беззубцева, Т.Н. Андриевская «Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму» Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5-7 лет. – М.: Издательство «Гном и Д», 2003.

3.     В.Т. Голубь «Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 5-7 лет» - М.:ВАКО, 2004.

4.      И.А. Подрезова «Школа умелого карандаша» Рабочая тетрадь по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями.- М.: издательство ГНОМ и Д, 2008.

5.     И.А. Подрезова «Школа умелого карандаша» Альбом упражнений по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями.- М.: издательство ГНОМ и Д, 2009.

6.     И.А. Подрезова «Школа умелого карандаша»  Демонстрационные таблицы для зрительных диктантов по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями.- М.: издательство ГНОМ и Д, 2009.


 

7.    

ПРОГРАММА Клуба «Школа умелого карандаша» старшей группы (5-6 лет)

ПРОГРАММА Клуба «Школа умелого карандаша» старшей группы (5-6 лет)

Функциональное несовершенство руки ребенка

Функциональное несовершенство руки ребенка

Фигурки из проволоки. 2 Пальчиковая гимнастика «Капустка» 3Работа в тетради 4

Фигурки из проволоки. 2 Пальчиковая гимнастика «Капустка» 3Работа в тетради 4

Рисований длинных горизон-тальных линий, в чередован с вертикальными1

Рисований длинных горизон-тальных линий, в чередован с вертикальными1

Рисование бордюра1 Упражнения с карандашом

Рисование бордюра1 Упражнения с карандашом

Рисование узора из горизонталь-ных и вертикаль-ных линий

Рисование узора из горизонталь-ных и вертикаль-ных линий

Перспективное планирование работы кружка «Школа умелого карандаша» (Второй год обучения подготовительная группа)

Перспективное планирование работы кружка «Школа умелого карандаша» (Второй год обучения подготовительная группа)

Рисование кругов и овалов 1

Рисование кругов и овалов 1

Февраль Тема занятия

Февраль Тема занятия

Развитие мелкой моторики. 2.

Развитие мелкой моторики. 2.

Диагностика развития двигательных и познавательных способностей (первый год обучения)

Диагностика развития двигательных и познавательных способностей (первый год обучения)

И.А. Подрезова «Школа умелого карандаша»

И.А. Подрезова «Школа умелого карандаша»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2020