министерство образования, науки и молодежной политики забайкальского края
государственное ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образовАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса
согласовано: утверждено:
зам.директора по ВР директор ГПОУ ЧТОТиБ
___________ _________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Объем учебных часов на учебный год – 360
Срок реализации программы – 1 год
Программа разработана преподавателем
истории и обществознания ГПОУ ЧТОТиБ
Турчиной Т.С.
Пояснительная записка
Основная тенденция модернизации и развития российского образования заключается в переходе учебных заведений, в том числе среднего профессионального образования, от учебно-образовательного к научно-образовательному процессу. Одним из путей, позволяющих реализовать этот переход, является организация исследовательской работы студентов.
Исследовательская деятельность позволяет развить у студентов умение вычленять и решать наиболее важные проблемы с учетом социальных, экономических, экологических условий и отражать новейшие достижения в определенной научной области. Ознакомление с методами системного анализа (компонентным, сущностным, интегративным, прогнозным) и приемами познания сложных систем необходимо совмещать с обучением навыкам самостоятельной работы с различными источниками информации (работа с научной и специальной литературой, периодической печатью, справочниками). Налаживание контактов с людьми, составление анкет, опросников и проведение их анализа; организация наблюдений, самостоятельное применение научных приборов и оборудования; проведение опытов и экспериментов - вот еще аспекты этой работы.
Исследовательская деятельность направлена на образование, воспитание и развитие студентов, на стимулирование у них познавательной активности, индивидуальных творческих задатков, формирование логического, научного мышления.
Наиболее оптимальной формой организации деятельности в этом направлении является создание студенческого научно-исследовательского центра, где проходит изучение структуры исследования и овладение разносторонними процессами социального взаимодействия.
Условия реализации программы:
В освоении данной образовательной программы участвуют студенты 1-2 курсов, получающие образование по разным специальностям. Студенты принимаются в Клуб по желанию на основании личного обращения.
Сроки реализации программы - 1 год.
Режим занятий:
Занятия проводятся согласно расписанию, если не предусмотрено иное.
Формы организации студентов на заседаниях Клуба:
индивидуальные
- работа с ПК
- создание презентаций
-редактирование материалов
групповые
- анкетирование, проведение опросов, интервью
Формы проведения занятий: Беседы, экспериментирование, репортаж, интервью, экскурсии, конкурсы, дебаты, конференции, набор текста, презентации, анализ материалов.
Процесс работы над исследованием проходит как в техникуме, так и вне техникума.
Цели:
-приобретение студентами функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.
Задачи:
научить студентов:
-искать, находить и пользоваться нормативной, учебной, монографической литературой, материалами практик, статистическими данными, анкетами (при необходимости составлять их самостоятельно), ресурсами Интернет;
-получать собственный экспериментальный материал;
-определять области практического применения полученных знаний;
-обобщать, описывать и литературно оформлять полученные в ходе исследования результаты;
-по окончании исследовательской работы формулировать выводы, грамотно излагать и обосновывать результаты поисков и своих наблюдений;
-работать с компьютерными программами: Movie maker, Power Point, Microsoft Word, Microsoft Exсel, Microsoft Paint;
-выступать публично, донести до слушателей свою точку зрения, обосновать ее, провести полемику, заинтересовать аудиторию, убедить в пользе и весомости свои идей;
-совершенствовать навыки целеполагания, планирования и организации собственной деятельности.
Ожидаемые результаты
Образовательные
Ø повышение информационной культуры студентов;
Ø развитие умения письменного изложения своих мыслей;
Ø развитие образного и логического мышления.
Воспитательные
Ø вовлечение студентов в общественную жизнь техникума;
Ø умение работать в единой команде; проявление интереса, чуткости и внимания ко всему происходящему;
Ø культурно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание студентов.
Практические
Ø исследовательская работа
Ø привлечение внимания студентов к актуальным проблемам современного общества.
Система теоретических и практических занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии студенты узнавали что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие; приобретали навыки самостоятельной работы.
Реализация программы должна привести к позитивным изменениям в состоянии речи студентов, повышению уровня коммуникативной культуры, проявлению интереса к своей личности, высокому уровню самоорганизации и самореализации. Также результатом реализации программы будет снижение уровня негативных явлений в подростковой среде. Кроме того, по окончании реализации программы у учащихся сформируется умение отстаивать правоту своих убеждений, потребность писать правильным литературным языком, участвовать в преобразовании окружающей среды путем сотрудничества с прессой. Студенты смогут правильно организовать свой досуг, использовать его во благо общества, участвовать в общественной жизни техникума, города, края.
Включение учащихся в социально значимую проектировочную деятельность является одним из главных путей становления социально- активной гражданской позиции.
Подведение итогов реализации образовательной программы. Результативность программы проверяется регулярно.
Формы проверки: работа над исследованием, публичное выступление, участие в НПК.
Основная форма проверки результатов работы – написание исследовательских работ (отчетов) и участие в НПК.
Формы оценки знаний:
Формы подведения итогов:
Учебно-тематический план
№ |
Наименование разделов и тем |
Общее количество часов |
Теория |
Практика |
1 |
Наука и научное исследование |
|||
|
Понятие науки и классификация наук |
64 |
20 |
44 |
Значение и сущность научного поиска, научных исследований |
||||
Виды исследовательской деятельности |
||||
Проблемы при организации исследовательской деятельности |
||||
Развитие научных исследований в России и за рубежом |
||||
Круглый стол «Организация работы Исследовательского клуба» |
||||
2 |
|
|||
|
Организация и требования к научно-исследовательской деятельности |
|||
|
Требования к выполнению научно-исследовательских студенческих работ |
88 |
40 |
88 |
Структура научно-исследовательских работ |
||||
Актуальность выбранной темы |
||||
Историография темы |
||||
Цели исследования |
||||
Задачи исследования |
||||
Объект исследования |
||||
Предмет исследования |
||||
Гипотеза исследования |
||||
Хронологические рамки (если необходимо) |
||||
Территориальные рамки (если необходимо) |
||||
3 |
Методология и методика научного исследования |
|||
|
Сущность методологии исследования |
88 |
28 |
60 |
Принципы и проблема исследования |
||||
Процессуально-методологические схемы исследования |
||||
Научные методы познания в исследованиях |
||||
Разработка гипотезы и концепции исследования |
||||
4 |
Защита исследовательской работы |
|||
|
Сущность и структура устного выступления, цели и типы научного стиля речи |
60 |
20 |
40 |
Приемы аргументации |
||||
Работа студентов над речевой формой выступления. Речевые обороты научной речи. |
||||
Составление компьютерной презентации исследовательской работы с помощью Power Point |
||||
Уровень самостоятельности и приобретенные компетенции. |
||||
|
||||
5 |
Участие в конкурсах, конференциях, различных мероприятиях |
60 |
|
|
|
ИТОГО |
360
|
Литература
1. Широбокова Т.С. Организация и проведение исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях системы СПО / Т.С. Широбокова // Научные исследования в образовании. – 2011. – № 7.
2. Иванова Ж.Г. Организация исследовательской работы студентов / Иванова Ж.Г. // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012. – С. 224-226.
3. Планкина М.В. Научно – исследовательская работа студентов колледжа как фактор повышения качества профессионального образования / М.В. Планкина, Т.А. Юрмазова // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2.;
4. Кирилова Г.И. Подготовка преподавателей к организации проектной исследовательской деятельности студентов / Кирилова Г.И. // Вестник Казанского государственного энергетического университета. – 2009. – Т. 3. – № 3. – С. 109-116.
5. Киселева Э.М. К вопросу об организации научно-исследовательской работы студентов / Э.М. Киселева, Г.И. Рзаева // Молодой ученый. – 2014. – №18.1. – С. 42-43.
6. Гердт Н.А. НИРС как одно из условий формирования профессионально-творческого потенциала студентов СПО / Гердт Н.А. // Молодой ученый. – 2015. – №21. – С. 772-774.
7. Плеханов П.Г. Научно-исследовательская и творческая деятельность студентов / П.Г. Плеханов, Е.Г. Лебедева, Л.Н. Михайлова // Среднее профессиональное образование. – 2008. – № 12. – с. 22-24.
8. Дударева В.И., Панюкова Т.А. Учебно-исследовательская работа студента: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. – 72 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.