Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
" Начальная общеобразовательная школа №13"
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 13» _____________ Е.Ю. Дорофеева приказ от 2020 г. № |
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
студии «Смотрю на мир глазами художника»
(внеурочная деятельность)
1 «А» класс
Составитель:
Лагуткина Лариса Валерьевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
п. Реммаш
на 2020-2021 учебный год
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для реализации общекультурного направления внеурочной деятельности студии «Смотрю на мир глазами художника» в 1 классе.
Рабочая программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе:
· Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 13»;
· Учебного плана на 2020-2021 учебный год МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 13»;
· авторской рабочей программы «Смотрю на мир глазами художника» (1-4 классы) Е. И. Коротеевой «Просвещение», 2014г.
Планирую реализовать авторскую программу в полном объёме без изменений.
Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства.
Задачи:
· развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
· научить приёмам мастерства;
· научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
· научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.
Программа поможет решить различные учебные задачи:
· освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством;
· воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
· творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Место студии в учебном плане
На изучение курса «Смотрю на мир глазами художника» отводится 1 час в неделю, всего 33 часа в год.
Формы проведения
Беседы, викторины, круглый стол, игры, экскурсии, КВН, дискуссии.
2. Содержание курса
№ п/п |
Раздел |
Количество часов |
1 |
Живопись |
10 |
2 |
Графика |
9 |
3 |
Скульптура |
3 |
4 |
Аппликация |
4 |
5 |
Бумажная пластика |
3 |
6 |
Работа с природными материалами |
3 |
7 |
Организация и обсуждение выставки детских работ |
1
|
Итого |
33 |
3. Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты:
· эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
· различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
· осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
· узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений.
Метапредметные результаты:
· наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
· выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
· планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту, образец; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
· на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
· отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
· применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
· распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;
· анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
· изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условием
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Характеристика деятельности обучающихся |
Планируемая дата прохождения |
Скорректированная дата прохождения |
||
Живопись (10 ч) |
||||||
1
|
Вводное занятие. Чем и как рисует художник? Рисуем радугу. Цветовой спектр. |
Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты. |
04.09 |
|
||
2 |
Лучики для солнышка. Теплые цвета.
|
Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) предметы (форма, размер, цвет, характер, детали). Уметь характеризовать предметы по этим признакам. Иметь представление о живописи и дополнительных цветах. |
11.09
|
|
||
3 |
Изучение основных, тёплых и холодных цветов. Рисование на тему: «Моё настроение». |
Овладевать первичными навыками изображения на плоскости. Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частному |
18.09
|
|
||
4 |
Рисование сказочной птицы. |
Иметь представление о тёплых и холодных цветах. Осваивать приемы получения живописного пятна без использования палитры. |
25.09 |
|
||
5 |
Подводный мир. Холодные цвета. |
Планировать последовательность выполнения поставленной задачи под руководством учителя |
02.10 |
|
||
6 |
Загадки с грядки. |
Планировать последовательность выполнения поставленной задачи под руководством учителя |
09.10 |
|
||
7 |
Узоры и украшения в природе. Листики. |
Оценивать результат деятельности, сравнивать с образцом, корректировать. |
16.10 |
|
||
8 |
Рисование домашних животных. |
Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета, контрастные и нюансные цветовые отношения |
23.10 |
|
||
9 |
Рисование ёлочных игрушек. |
Составлять разнообразные оттенки цвета. Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. |
06.11 |
|
||
10 |
Рисование гуашью пейзажа «Закат солнца на море». |
Овладевать первичными навыками изображения на плоскости.
|
13.11
|
|
||
Графика (8 ч) |
||||||
11
|
Разновидности цветных карандашей. Техника рисования карандашом. |
Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты. |
20.11
|
|
||
12
|
Техника рисования цветным карандашом и фломастером. |
Планировать последовательность практических действий для реализации замысла. Оценивать результат деятельности, сравнивать с образцом, корректировать при необходимости. |
27.11
|
|
||
13 |
Рисуем цветы. |
Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты. |
04.12 |
|
||
14 |
Рисуем бабочку.
|
Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) иллюстрации, зачем и какими изобразительными средствами пользуются художники для решения своих задач. |
11.12
|
|
||
15 |
Рисуем дерево. |
Планировать последовательность выполнения поставленной задачи под руководством учителя. Оценивать результат деятельности, сравнивать с образцом, корректировать |
18.12
|
|
||
16 |
Рисование цветными карандашами «Моя семья». |
Использовать разные типы линий, контраст темного и светлого пятен. |
25.12 |
|
||
17 |
Рисование гуашью «Мои любимые сказки». |
Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) иллюстрации, зачем и какими изобразительными средствами пользуются художники для решения своих задач. Использовать разные типы линий, контраст темного и светлого пятен. |
15.01
|
|
||
18 |
Рисование восковыми мелками на тему: «Моя любимая игрушка». |
Планировать последовательность практических действий для реализации замысла. Оценивать результат деятельности, сравнивать с образцом, корректировать при необходимости. |
22.01
|
|
||
Скульптура (4 ч) |
||||||
19 |
Лепим из пластилина фрукты.
|
Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда. |
29.01 |
|
||
20 |
Лепим из пластилина овощи.
|
Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) свойства пластичных материалов. Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами, приемы работы с пластилином (скатывание, сплющивание, вытягивание). Подбирать материал для выполнения изделия. Анализировать изделие. |
05.02
|
|
||
21 |
Лепим из пластилина птицу. |
Планировать последовательность выполнения поставленной задачи под руководством учителя. Корректировать и оценивать выполняемое изделие. |
19.02
|
|
||
22 |
Лепка композиции с рыбками «Аквариум». |
Планировать последовательность выполнения поставленной задачи под руководством учителя. Корректировать и оценивать выполняемое изделие. |
26.02 |
|
||
Аппликация (4 ч) |
||||||
23 |
Создание композиции. Ваза с цветами. |
Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда. |
04.03
|
|
||
24 |
Обрывная аппликация собаки или кошки. |
Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать технику работы с бумагой — «оригами» |
11.03
|
|
||
25 |
Аппликация на тему: «Всегда с нами овощи и фрукты». |
Осваивать приемы работы с бумагой (отрезать, надрезать, складывать, проглаживать,) правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону, правила соединения деталей изделия при помощи клея. |
18.03 |
|
||
26 |
Аппликация из засушенных листьев и цветочков. |
Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. Выполнять работу под руководством учителя. Оценивать результат деятельности, корректировать при необходимости его конструкцию. |
01.04
|
|
||
Бумажная пластика (3 ч) |
||||||
27 |
Трансформация плоского листа. Веер-гармошка. |
Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда. |
08.04
|
|
||
28 |
Складывание «гармошкой». Изготовление бабочек.
|
Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приемы работы с бумагой (отрезать, надрезать, складывать, проглаживать,) правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону, правила соединения деталей изделия при помощи клея. Осваивать технику работы с бумагой — «оригами» |
15.04
|
|
||
29 |
Изготовление собачки и кошки из бумаги в технике оригами. |
Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. Выполнять работу под руководством учителя. Оценивать результат деятельности, корректировать при необходимости его конструкцию. |
22.04 |
|
||
Работа с природным материалом (3 ч) |
||||||
30
|
Аппликация «Зайчик» из засушенных листьев.
|
Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда. Осваивать правила сбора и хранения природных материалов. |
29.04 |
|
||
31 |
Изготовление поделки «Соты с пчёлами» из каштанов и пластилина. |
Исследовать. Сравнивать свойства различных природных материалов листьев, шишек, веточек, кленовых крылаток, желудей, каштанов. Соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами. |
06.05 |
|
||
32 |
Я на весенней прогулке. Поделка «Старички - лесовички» из шишек, желудей, каштанов. |
Осмысливать значение бережного отношения к природе. Планировать последовательность практических действий. Отбирать необходимые материалы для выполнения изделия. Выполнять практическую работу из природных материалов: создавать аппликацию из сухих листьев по заданному образцу, заменять листья похожими по форме и размеру на образец. Выполнять работу с опорой образец. Оценивать результат деятельности, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления. |
13.05 |
|
||
Организация и обсуждение выставки детских работ (1 ч) |
||||||
33 |
Подведение итогов года «Праздник творчества».
|
Исследовать, сравнивать выполненные работы с данными образцами. Анализировать способы выполнения. Оценивать полученный результат деятельности. Анализировать свою деятельность. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность. |
20.05 |
|
||
|
1 СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 13» протокол от 2020 г. № 1
|
|
||||
|
2 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 13» _______________ Н.Ю.Маркина «___»_____________ 2020 г. |
|
||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.