Министерство образования и науки Челябинской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Каслинский промышленно-гуманитарный техникум»
ВЕРХНЕУФАЛЕЙСКИЙ ФИЛИАЛ
МДК.02.01 Основы расчета и проектирования сварных конструкций
По специальности 22.02.06 Сварочное производство
Форма обучения: очная
2020 год.
СОГЛАСОВАНО на заседании предметно-цикловой комиссии Протокол №__ от_________________2020г. Председатель ПЦК ____________Пьянкова Ю.Ф.
|
УТВЕРЖДАЮ директор ГБПОУ «КПГТ» ___________________Гвоздева Т.А.
|
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе
примерной
программы, составленной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) по специальности 22.02.06. «Сварочное производство".
-Учебного плана, утвержденного Приказом государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Каслинский промышленно-гуманитарный техникум».
Организация-разработчик: Верхнеуфалейский филиал ГБПОУ «КПГТ».
Разработчик: Третьяков Николай Андреевич, преподаватель Верхнеуфалейского филиала ГБПОУ «КПГТ».
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ междисциплинарного курса
|
стр.
4 |
2. результаты освоения МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
|
6 |
3. СТРУКТУРА и содержание МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА |
7 |
4. условия реализации программы МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА |
13 |
5. Контроль и оценка результатов освоения МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
|
16 |
«Основы расчета и проектирования сварных конструкций »
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля МДК02.01. является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 22.02.06 Сварочное производство в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): разработка технологических процессов и проектирование изделий и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Выполнять проектирование технологических процессов производства сварных соединений с заданными свойствами.
2. Выполнять расчеты и конструирование сварных соединений и конструкций.
3. Осуществлять технико-экономическое обоснование выбранного технологического процесса.
4. Оформлять конструкторскую, технологическую и техническую документацию.
5. Осуществлять разработку и оформление графических, вычислительных и проектных работ с использованием информационно-компьютерных технологий.
Программа МДК02.01 Основы расчета и проектирования сварных конструкций может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки), в профессиональной подготовке работников в области производства металлоконструкций при наличии среднего (полного) общего образования.
1.2. Цели и задачи модуля
– требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
выполнения расчетов и конструирование сварных соединений и конструкций; проектирования технологических процессов производства сварных конструкций с заданными свойствами;
осуществления технико-экономического обоснования выбранного технологического процесса;
оформления конструкторской, технологической и технической документации;
разработки и оформления графических, вычислительных и проектных работ с использованием информационных и (или) компьютерных технологий;
уметь:
пользоваться справочной литературой для производства сварных изделий с заданными свойствами;
составлять схемы основных сварных соединений; проектировать различные виды сварных швов;
составлять конструктивные схемы металлических конструкций различного назначения; производить обоснованный выбор металла для различных металлоконструкций; производить расчеты сварных соединений на различные виды нагрузки;
разрабатывать маршрутные и операционные технологические процессы; выбирать технологическую схему обработки;
проводить технико-экономическое сравнение вариантов технологического процесса;
знать:
основы проектирования технологических процессов и технологической оснастки для сварки, пайки и обработки металлов;
правила разработки и оформления технического задания на проектирование технологической оснастки;
методику прочностных расчетов сварных конструкций общего назначения; закономерности взаимосвязи эксплуатационных характеристик свариваемых материалов с их составом, состоянием, технологическими режимами, условиями эксплуатации сварных конструкций;
методы обеспечения экономичности и безопасности процессов сварки и обработки материалов;
классификацию сварных конструкций;
типы и виды сварных соединений и сварных швов; классификацию нагрузок на сварные соединения; состав ЕСТД;
методику расчета и проектирования единичных и унифицированных технологических процессов;
основы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей выполнения расчетов и конструирование сварных соединений и конструкций; проектирования технологических процессов производства сварных конструкций с заданными свойствами;
осуществления технико-экономического обоснования выбранного технологического процесса;
оформления конструкторской, технологической и технической документации;
разработки и оформления графических, вычислительных и проектных работ с использованием информационных и (или) компьютерных технологий;
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
МДК.02.01. Основы расчета и проектирования
сварных конструкций – 264 часов;
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности разработка технологических процессов и проектирование изделий, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код |
Наименование результата обучения |
ПК 2.1. |
Выполнять проектирование технологических процессов производства сварных соединений с заданными свойствами |
ПК 2.2. |
Выполнять расчеты и конструирование сварных соединений и конструкций |
ПК 2.3. |
Осуществлять технико-экономическое обоснование выбранного технологического процесса |
ПК 2.4. |
Оформлять конструкторскую, технологическую и техническую документацию |
ПК 2.5. |
Осуществлять разработку и оформление графических, вычислительных и проектных работ с использованием информационно-компьютерных технологий |
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3. |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4. |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6. |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7. |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий |
ОК 8. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9. |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
ОК 10. |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы МДК.02.01. Основы расчета и проектирования сварных конструкций |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
264 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
176 |
в том числе: |
|
Лабораторно-практические занятия |
60 |
Курсовая работа |
20 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
88 |
Итоговая аттестация экзамен |
|
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА Основы расчета и проектирования сварных конструкций |
|
|
|
|
Тема 1. 1 Сварные соединения и швы |
Содержание |
60 |
||
1 |
Этапы развития методов расчета прочности Расчет прочности конструкций по допускаемым напряжениям Оценка прочности по коэффициентам запаса Расчет конструкций по предельным состояниям Вероятная оценка прочности
|
24
|
2 |
|
2 |
Остаточные сварочные напряжения, их классификация, причины возникновения Концентрация напряжений в сварных соединениях и узлах – причины их возникновения, меры предупреждения и снижения концентраций в сварных швах металлоконструкций Оценка прочности соединений, выполненных сваркой плавлением. Понятие о равнопрочности. Расчет стыковых соединений Расчет нахлесточных соединений Расчет соединений на растяжение (сжатие), срез, изгиб и сложное сопротивление. Распределение усилий в соединениях, выполненных контактной сваркой Принципы рационального выбора сварных соединений в конструкциях Прочность клеесварных соединений Усталостная прочность сварных соединений Оценка прочности соединений из алюминиевых . |
36 |
2 |
|
Лабораторные работы |
20 |
|
||
1 |
|
|
||
Практические занятия |
24 |
|||
Самостоятельная работа при изучении раздела 1. |
|
|||
1 |
Выбор и проектирование рациональных видов сварных соединений и швов. |
|
||
2 |
Составление схем основных сварных соединений. |
|||
3 |
Расчет стыковых и угловых видов соединений. |
|||
4 |
Расчет тавровых и нахлесточных соединений. |
|||
Тема 1. 2 Проектирование сварных конструкций
|
Содержание |
72 |
||
1 |
Принципы классификации сварных конструкций. Основные положения и этапы проектирования сварных конструкций. Основные требования, предъявляемые к сварным конструкциям (проектные и монтажные). Нормативные документы на проектирование, изготовление, монтаж и приемку сварных конструкций.
|
24 |
2 |
|
2 |
Технологичность сварных конструкций Определение технологичности. Основные направления улучшения технологичности: экономия металла, снижение трудоемкости, экономия времени. |
24 |
2 |
|
3 |
Основы расчета сварных конструкций Нормативные и расчетные сопротивления стали. Методика расчета по предельным состояниям. Основные расчетные формулы. Методика расчета по допускаемым напряжениям. Методика прочностных расчетов сварных конструкций общего назначения. |
24 |
2 |
|
Лабораторные работы |
20 |
|
||
1 |
|
|
||
Практические занятия |
16 |
|||
1 |
Определение технологичности конструкции по условиям работы оборудования. |
|
||
2 |
Выбор проката для различных видов металлоконструкций. |
|||
3 |
Выбор марки стали для сварных конструкций, работающих со знакопеременной нагрузкой. |
|||
4 |
Расчет сварных конструкций на прочность. |
|||
Тема 1. 3 Сварные конструкции
|
Содержание |
132 |
||
1 |
Каркасы промышленных зданий Классификация каркасов промышленных зданий. Основные элементы каркасов. Общая устойчивость каркасов здания. Вертикальные и горизонтальные связи.Фахверх. Фахверковые колонны.
|
14 |
2 |
|
2 |
Сварные балки Общая характеристика балочных конструкций. Классификация сварных балок.Изменение сечения балок Компоновка и подбор сечения балок Общая устойчивость балки Местная устойчивость элементов балки Расчет поясного соединения. Стыки балок.Опорные части балок Особенности проектирования балок замкнутого сечения – преимущества, схемы нагружения Другие конструктивные решения балок Принципы расчета сварных балок на прочность, жесткость и устойчивость. Особенности расчета подкрановых балок. Балки замкнутого сечения – преимущества, схемы нагружения Балки с гибкими стенками. |
24 |
2 |
|
3 |
Сварные колонны Назначение и классификация сварных колонн. Требования, предъявляемые к сварным колоннам. Расчетные нагрузки, действующие на колонны. Основные принципы конструирования сварных колонн. Конструкция и расчет базовой части и оголовков колонн. Стыки колонн. Схема расположения сил. Тип сечений сварных колонн. Узлы сопряжения колонн с балками и фермами. Типы сварных соединений в сварных колоннах. Принципы расчета сварных колонн на прочность и устойчивость.
|
24 |
2 |
|
4 |
Сварные фермы Назначение и классификация сварных ферм. Стропильные фермы, фермы мостов и эстакад. Определение усилий в элементах фермы. Подбор сечений стержней. Конструирование и расчет узлов ферм. Принцип расчета сварных ферм на прочность и устойчивость. Расчет сварных швов ферм. Конструкции монтажных стыков ферм. Опорные узлы ферм. Назначение и классификация сварных ферм. Стропильные фермы, фермы мостов и эстакад.
|
24 |
2 |
|
5 |
Листовые конструкции Характеристика, особенности и классификация листовых конструкций. Листовые конструкции промышленных сооружений. Резервуары вертикальные, цилиндрические. Резервуары низкого и повышенного давления. Газгольдеры мокрые и сухие. Бункеры и силосы. Тонкостенные листовые конструкции. Толстостенные металлоконструкции. Нормативные документы на изготовление и монтаж листовых конструкций. Элементы теории расчета тонких оболочек Сварные вертикальные резервуары Горизонтальные цилиндрические резервуары ( цистерны) Шаровые и каплевидные резервуары Трубы и трубопроводы |
24 |
2 |
|
6 |
Сварные детали и узлы машин Особенности проектирования и изготовления сварных деталей машин. Требования по обеспечению прочности и жесткости конструкции деталей машин. Барабаны грузоподъемных машин. Корпуса и крышки редукторов, сварные рамы. Валы и зубчатые колеса. Конструктивные решения и основы расчета. Замена литых и кованых деталей машин сварными. |
24 |
2 |
|
Лабораторные работы |
20 |
|
||
1 |
|
|
||
Практические занятия |
60 |
|||
1 |
Расчет подкрановых балок по предельному состоянию. |
12 12 12
12 12 |
||
2 |
Расчет площади поперечного сечения шва с использованием нормативной и справочной литературы для производства сварных изделий с заданными свойствами. |
|||
3 |
Расчет элемента машиностроительной конструкции. |
|||
4 |
Расчет сварных швов поясов ферм. |
|||
5 |
Конструирование схем металлических конструкций различного назначения. |
|||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе (проекту) |
20 |
|||
Тематика курсовых работ (проектов) 1. Расчет и конструирование балки. 2. Расчет и конструирование сварной внецентренно сжатой колонны (стойки). 3. Расчет и конструирование сварной фермы. 4. Расчет и конструирование корпуса цистерны. 5. Расчет и конструирование наклонной лестницы. 6. Расчет и конструирование ограждений к площадкам. 7. Расчет и конструирование сварных балок; 8. Расчет и конструирование сварных стоек; 9. Расчет и конструирование сварных ферм; 10. Расчет и проектирование листовых конструкций |
||||
Самостоятельная работа при изучении раздела 1. |
88 |
|||
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций, подготовка к их защите. Самостоятельное изучение и составление конспектов. Решение типовых задач. Работа над курсовым проектом. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы 1. Правила выполнения чертежей и технологической документации по ЕСКД и ЕСТД. 2. Определение мер предупреждения и снижения концентрации напряжений в сварных швах балочных конструкций. 3. Конструктивные схемы металлических конструкций различного назначения. 4. Расчет сопротивления сварных соединений. 5. Расчет соединений на растяжение (сжатие), срез, изгиб и сложное сопротивление. 6. Расчет стыковых, нахлесточных соединений. 7. Расчет сварных конструкций на прочность и выносливость. 8. Расчет сварных балок на прочность, жесткость и устойчивость. 9. Расчет сварных колонн на прочность и устойчивость. 10. Расчёт сварных соединений на различные виды нагрузок. |
||||
Производственная практика– (по профилю специальности) Виды работ: участие в выполнении расчетов и конструировании сварных соединений и конструкций; участие в разработке и оформлении графических, вычислительных и проектных работ с использованием информационно-компьютерной техники; участие в оформлении конструкторской, технологической и технической документации |
36 |
|
||
Учебная практика Виды работ: - ознакомление с конкретными расчетами и конструированием сварных соединений и конструкций; - ознакомление с оформлением графических, вычислительных и проектных работ с использованием информационно-компьютерной техники; - ознакомление с конструкторской, технологической и технической документацией. |
36 |
|
||
Форма итогового контроля: экзамен квалификационный
|
|
|
Реализация программы предполагает наличие учебных кабинетов:
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- комплект учебно-методической документации.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную и производственную практику.
Основные источники:
1. Овчинников, В.В. Расчет и проектирование сварных конструкций / В.В. Овчинников. – М.: Academia, 2015. – 222 с.
2. Овчинников В.В. Оборудование, механизация и автоматизация сварочных процессов. Москва, «Академия» 2010 -252с.
3. Расчет параметров режима и размеров стыкового шва при автоматической и механизированной сварке. Рекомендации/ Составитель В.М. Беляев: СибГИУ. – Новокузнецк, 2009. - 15 с.
4. Расчет параметров режима и размеров угловых швов при автоматической и механизированной сварке тавровых, угловых и нахлесточных соединений. Рекомендации/ Составитель В.М. Беляев: СибГИУ. – Новокузнецк, 2016. – 11 с..
5. Николаев Г.А., Куркин С.А., Винокуров В.А. Сварные конструкции. Технология изготовления. Автоматизация производства и проектирование сварных конструкций: Учебное пособие. – М.; Высшая школа, 2017г. – 344с.
6. Куркин С.А., Ховов В.М. «Технология, механизация и автоматизация производства сварных конструкций» М, «Машиностроение», 2015г..
7. Красовский А.И. Основы проектирования сварочных цехов: учебник для ВУЗов по специальности «Оборудование и технология сварочного производства». – 4-е изд., перераб. – М.: Машиностроение, 2014. – 319с.
8. Брауде М.З., Воронцова Е.И.,. Ландо С.Я. Охрана труда при сварке в машиностроении. М., «Машиностроение», 2014 – 144 с.
9. Справочник сварщика / Под ред.. Степанова В.В. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 2012 – 560 с.
10. Райков С.В. Охрана окружающей среды: Рекомендации по выполнению раздела дипломного проекта, специальность «Металлургия сварочного производства» (110700)/ Под ред. Лавренюк Н.П.. – Новокузнецк: издательский центр СибГГМА, 2006. – 16 с.
11. Куликов О.Н. Ролин Е.И. Охрана труда при производстве сварочных работ. Издательский центр «Академия», 2006. - 170 с.
Дополнительная литература
1.Определение свариваемости стали / Составитель В.А. Быстров: СМИ. – Новокузнецк, 2014. – 20 с.
2. Рекомендации по выбору сварочного оборудования для монтажных и специальных строительных работ: Часть 3. Вспомогательное оборудование для механизации сварочных работ, оборудование для термической обработки сварных соединений./ Под ред. Н.А. Андрияничевой. – Калинин: Областная типография, 2011 – 94 с.
3. ГОСТ 14771-76 Дуговая сварка в защитном газе. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
Выполнять проектирование технологических процессов производства сварных соединений с заданными свойствами |
- выполнение проектирования технологических процессов производства сварных соединений с заданными свойствами с учетом технологичности и требований к сварным конструкциям согласно ТУ |
- экспертная оценка выполнения практического задания
|
Выполнять расчеты и конструирование сварных соединений и конструкций |
- расчеты и конструирование сварных соединений и конструкций с учетом эксплуатационных свойств изделия |
- экспертная оценка выполнения практического задания
|
Осуществлять технико-экономическое обоснование выбранного технологического процесса |
- технико-экономическое обоснование выбранного технологического процесса согласно ЕНИР |
- экспертная оценка выполнения практического задания |
Оформлять конструкторскую, технологическую и техническую документацию |
- оформление конструкторской, технологической и технической документации в соответствии с ГОСТ, ЕСКД, ЕСТД |
- экспертная оценка выполнения практического задания |
Осуществлять разработку и оформление графических, вычислительных и проектных работ с использованием информационно-компьютерных технологий |
- разработка и оформление графических, вычислительных и проектных работ с использованием информационно-компьютерных технологий в соответствии с ГОСТ, ЕСКД |
- экспертная оценка выполнения практического задания |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют
проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
- демонстрация интереса к будущей профессии в процессе освоения образовательной программы, участия в НОУ, олимпиадах профессионального мастерства, фестивалях, конференциях |
- наблюдение и оценивание результатов деятельности на практических и лабораторных занятиях, на учебной и производственной практике, в неучебной деятельности |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
-обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов и проектирования изделий; -демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач |
- наблюдение и оценивание результатов деятельности на практических и лабораторных занятиях, на учебной и производственной практике |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
-демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
- наблюдение и оценивание результатов деятельности на практических и лабораторных занятиях, на учебной и производственной практике |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
-нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
- наблюдение и оценивание результатов деятельности на практических и лабораторных занятиях, на учебной и производственной практике, при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
-демонстрация навыков использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности |
- наблюдение и оценивание результатов деятельности на практических и лабораторных занятиях, на учебной и производственной практике, при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
-взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения |
- наблюдение и оценивание результатов деятельности на практических и лабораторных занятиях, на учебной и производственной практике |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий |
-проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий |
- наблюдение и оценивание результатов деятельности на практических и лабораторных занятиях, на учебной и производственной практике |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
-планирование обучающимися повышения личностного и квалификационного уровня |
- наблюдение и оценивание результатов деятельности на уроках производственного обучения |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
-проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности |
- наблюдение и оценивание результатов деятельности на уроках производственного обучения |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
-демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности |
- наблюдение и оценивание результатов деятельности на уроках теоретического и производственного обучения, на военных сборах |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.