Рабочая программа
учебного курса по физической культуре
для учащихся СМГ, 10–11 классы
Пояснительная записка
Учебная программа по физической культуре для учащихся специальной медицинской группы 10–11 классов составлена на основе Примерной программы среднего (полного) образования по физической культуре и в соответствии с программой, подготовленной группой авторов под ред. А. П. Матвеева (М.: Дрофа, 2004).
В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный и на его преподавание отводится 68 часов в год. Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, занимаются в специально созданных группах и по особому расписанию.
Для прохождения программы в учебном процессе можно использовать следующие учебники:
Уровень программы |
Программа |
Тип классов |
Кол-во часов в неделю |
Учебники |
Базовый |
Примерная (под ред. А. П. Матвеева) |
10–11 |
2 |
Мой друг физкультура. 10–11 классы / под ред. В. И. Ляха. – М.: Просвещение, 2005 |
В программе СМГ под ред. А. П. Матвеева программный материал делится на три части: основы знаний о физической культуре, способы деятельности и физическое совершенствование. Программа выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Структурированность учебного материала представлена в соответствии с основными компонентами физкультурно-оздоровительной деятельности: «Основы знаний о физической культуре» (информационный компонент), «Способы деятельности» (операционный компонент), «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент), которые позволяют использовать в учебном процессе разнообразные формы обучения, содействующие развитию самостоятельности и творчества. Логикой изложения содержания каждого из разделов программы определяется этапность его освоения школьниками («от общего к частному» и «от частного к конкретному»), перевод осваиваемых знаний в практические умения и навыки.
Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является оценивание подготовленности учащихся. Оценивание предусмотрено как по окончании раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков. В программе представлены требования по каждой возрастной группе, но если тот или иной учащийся по медицинским показателям не может выполнить их в текущем году, то эти требования (или часть их) переносятся на следующий учебный год. Вместе с тем при итоговой аттестации учащиеся СМГ должны выполнить не менее 70 % требований из программы. По окончании средней школы учащийся может сдавать экзамен по физической культуре как экзамен по выбору.
Распределение учебного времени для прохождения
программного материала
по физической культуре для учащихся СМГ, 10-11 классы.
№ п/п |
Вид программного материала |
Количество
|
|
Класс |
|||
10 |
11 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Основы знаний о физической культуре |
3 |
3 |
2 |
Способы деятельности |
3 |
3 |
3 |
Физическое совершенствование |
62 |
62 |
3.1 |
Здоровьеформирующие системы физического воспитания |
32 |
32 |
3.2 |
Физическая подготовленность |
30 |
30 |
|
Итого |
68 |
68 |
Требования
к освоению учебного материала
Класс |
Знать |
Уметь |
Демонстрировать |
10 |
Простейшие способы анализа эффективности занятий физической культурой. Способы оценки влияния физических упражнений на организм |
Регулировать физическую нагрузку на занятиях; выполнять комплексы ОРУ; технически правильно выполнять упражнения в избранном виде спорта |
Из положения сидя наклон вперед; скорость простой реакции; бег в спокойном темпе; прыжок в длину с места или бросок набивного мяча из положения сидя на полу |
11 |
Закон «О физической культуре»; индивидуальные медицинские показатели; основные подходы к индивидуальным занятиям |
Определять индекс здоровья; планировать занятия ЛФК |
Из положения сидя наклон вперед; скорость простой реакции; бег в спокойном темпе; прыжок в длину с места или бросок набивного мяча из положения сидя на полу |
З а д а ч и ф и з и ч е с к о г о в о с п и т а н и я учащихся 10–11 классов в СМГ направлены на:
– овладение комплексом знаний о современных здоровьеформирующих системах физического воспитания;
– укрепление здоровья, повышение функциональных возможностей организма, обеспечение оптимального уровня работоспособности и физической подготовленности;
– повышение культуры движений, обогащение двигательного опыта упражнениями базовых видов спорта (гимнастики, акробатики, легкой атлетики, кроссовой подготовки, спортивных игр);
– воспитание бережного отношения к собственному здоровью, культуры общения и взаимодействия в коллективных формах занятий физическими упражнениями;
– развитие и закрепление компетентности в физкультурно-оздоровительной деятельности.
При составлении рабочего плана использованы следующие нормативные документы:
– Закон РФ «О физической культуре и спорте» от 29. 04. 1999 г. № 80-ФЗ;
– Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 4. 10. 2000 г. № 751;
– Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ от 30. 08. 2002 г. № 1507-р.
– Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Приказ МО РФ от 9. 02. 1998 г. № 322;
– Обязательный минимум содержания среднего образования. Приказ МО РФ от 19.05.1998 г. № 1236;
– О введении третьего дополнительного часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Письмо МО РФ от 26.03.2002 г. № 30–51–197/20.
– Положение о государственной итоговой аттестации выпускников 9 и 11(12) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Приказ МО РФ от 03.12.1999 г. № 1075 с дополнениями; приказы от 16.03.2001 г. № 1022, от 25.06.2002 г. № 2398, от 21.01.2003 г. № 135 и т. д.;
– О введении зачетов по физической культуре для учащихся выпускных 9 и 11 классов общеобразовательных школ РСФСР. Приказ МО РСФСР от 18.11. 1985 г. № 317.
– Письмо Министерства образования Российской Федерации от 31.10.2003 г. № 13–51–263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой».
Тематическое
планирование
(10–11 классы)
№ п/п |
Наименование раздела |
Тема |
Кол-во |
Тип
|
Элементы содержания |
Требования
|
Вид
|
Д. з. |
Дата провед. |
|
план |
факт. |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
Основы знаний о физической |
Физическая |
1 |
Изучение нового материала |
Понятие об утомлении и переутомлении. Чередование нагрузки. Причины возникновения профессиональных заболеваний |
Знать причины утомления. Дозирование нагрузки |
Опрос |
|
|
|
Современные системы физического воспитания |
1 |
Изучение нового материала |
Современные системы физического воспитания, их оздоровительное и прикладное значение |
Знать основные современные оздоровительные системы |
Опрос |
|
|
|
||
2 |
Способы деятельности (2 ч) |
Оценка эффективности занятий |
1 |
Изучение нового материала |
Оценка эффективности занятий физическими упражнениями по ЧСС |
Уметь определять нагрузку |
Опрос |
|
|
|
Составление комплексов |
1 |
Изучение нового материала |
Разработка комплексов индивидуальных занятий, аутогенная тренировка |
Уметь составлять комплексы |
Опрос |
|
|
|
||
3 |
Легкая атлетика (12 ч) |
Бег |
3 |
Изучение нового материала |
Равномерный бег, чередование с ходьбой. Низкий старт с произвольным ускорением. ЧСС |
Уметь выполнять низкий старт |
|
К1 |
|
|
Комбинированный |
Равномерный бег, чередование с ходьбой. Низкий старт с произвольным ускорением. ЧСС |
Уметь выполнять низкий старт |
|
К1 |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
|
|
Комбинированный |
Равномерный бег, чередование с ходьбой до 1 км. Низкий старт с произвольным ускорением. ЧСС |
Уметь выполнять низкий старт |
Оценка техники выполнения |
К1 |
|
|
Прыжок в длину |
3 |
Комбинированный |
Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». Разбег, толчок. ЧСС |
Уметь выполнять прыжок |
|
К1 |
|
|
||
Комбинированный |
Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». Разбег, толчок. ЧСС |
Уметь выполнять прыжок |
|
К1 |
|
|
||||
Учетный |
Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». Разбег, толчок. ЧСС |
Уметь выполнять прыжок |
Оценка техники выполнения |
К1 |
|
|
||||
Кросс |
4 |
Комбинированный |
ЧСС. Ходьба и бег по пересеченной местности. Скорость. Темп. Преодоление препятствий |
Уметь преодолевать препятствия |
|
К1 |
|
|
||
Комбинированный |
ЧСС. Ходьба и бег по пересеченной местности. Скорость. Темп. Преодоление препятствий |
Уметь преодолевать препятствия |
|
К1 |
|
|
||||
Комбинированный |
ЧСС. Ходьба и бег по пересеченной местности. Скорость. Темп. Преодоление препятствий |
Уметь преодолевать препятствия |
|
К1 |
|
|
||||
Комбинированный |
ЧСС. Ходьба и бег по пересеченной местности. Скорость. Темп. Преодоление препятствий |
Уметь преодолевать препятствия |
Оценка техники выполнения |
К1 |
|
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
Метание |
2 |
Комбинированный |
Метание малого мяча на дальность с трех беговых шагов. ЧСС |
Уметь метать с разбега |
|
К1 |
|
|
Комбинированный |
Метание малого мяча на дальность с трех беговых шагов. ЧСС |
Уметь метать с разбега |
Оценка техники выполнения |
К1 |
|
|
||||
4 |
Здоровьеформирующие системы физического воспитания (24 ч) |
Ритмическая гимнастика (д), Изучение комплекса 1 |
10 |
Изучение нового материала |
Композиция в системе оздоровительных занятий из движений ритмо-темповых и пластических с различной амплитудой. Комплекс 1. Занятия с отягощениями. Комплекс 1 |
Уметь выполнять комплекс |
|
К2 |
|
|
|
Комбинированный |
Композиция в системе оздоровительных занятий из движений ритмо-темповых и пластических с различной амплитудой. Комплекс 1. Занятия с отягощениями. Комплекс 1 |
Уметь выполнять комплекс |
|
К2 |
|
|
|||
|
Комбинированный |
Композиция в системе оздоровительных занятий из движений ритмо-темповых и пластических с различной амплитудой. Комплекс 1. Занятия с отягощениями Комплекс 1 |
Уметь выполнять комплекс |
|
К2 |
|
|
|||
|
Изучение нового материала |
Композиция в системе оздоровительных занятий из движений ритмо-темповых и пластических с различной амплитудой. Комплекс 2. Занятия с отягощениями. Комплекс 2 |
Уметь выполнять комплекс |
|
К2 |
|
|
|||
Изучение комплексов 2 и 3 |
|
Комбинированный |
Композиция в системе оздоровительных занятий из движений ритмо-темповых и пластических с различной амплитудой. Комплекс 2. Занятия с отягощениями. Комплекс 2 |
Уметь выполнять комплекс |
|
К2 |
|
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
|
|
Комбинированный |
Композиция в системе оздоровительных занятий из движений ритмо-темповых и пластических с различной амплитудой. Комплекс 2. Занятия с отягощениями. Комплекс 2 |
Уметь выполнять комплекс |
|
К2 |
|
|
Комбинированный |
Композиция в системе оздоровительных занятий из движений ритмо-темповых и пласти- ческих с различной амплитудой. Комплекс 2. Занятия с отягощениями. Комплекс 2 |
Уметь выполнять комплекс |
|
К2 |
|
|
||||
Комбинированный |
Композиция в системе оздоровительных занятий из движений ритмо-темповых и пластических с различной амплитудой. Комплекс 3. Занятия с отягощениями. Комплекс 3 |
Уметь выполнять комплекс |
|
К2 |
|
|
||||
Комбинированный |
Композиция в системе оздоровительных занятий из движений ритмо-темповых и пластических с различной амплитудой. Комплекс 3. Занятия с отягощениями Комплекс 3 |
Уметь выполнять комплекс |
|
К2 |
|
|
||||
Учетный |
Композиция в системе оздоровительных занятий из движений ритмо-темповых и пластических с различной амплитудой. Комплекс 3. Занятия с отягощениями. Комплекс 3 |
Уметь выполнять комплекс |
Оценка техники выполнения |
К2 |
|
|
||||
6 |
Изучение нового материала |
Композиция в системе оздоровительных занятий из движений ритмо-темповых и пластических с различной амплитудой. Комплекс 4. Занятия с отягощениями. Комплекс 4 |
Уметь выполнять комплекс |
|
К2 |
|
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
|
|
Комбинированный |
Композиция в системе оздоровительных занятий из движений ритмо-темповых и пластических с различной амплитудой. Комплекс 4. Занятия с отягощениями. Комплекс 4 |
Уметь выполнять комплекс |
|
К2 |
|
|
Комбинированный |
Композиция в системе оздоровительных занятий из движений ритмо-темповых и пластических с различной амплитудой. Комплекс 4. Занятия с отягощениями. Комплекс 4 |
Уметь выполнять комплекс |
|
К2 |
|
|
||||
Комбинированный |
Композиция в системе оздоровительных занятий из движений ритмо-темповых и пласти- ческих с различной амплитудой. Комплекс 4. Занятия с отягощениями. Комплекс 4 |
Уметь выполнять комплекс |
|
К2 |
|
|
||||
Комбинированный |
Композиция в системе оздоровительных занятий из движений ритмо-темповых и пластических с различной амплитудой. Комплекс 4. Занятия с отягощениями. Комплекс 4 |
Уметь выполнять комплекс |
|
К2 |
|
|
||||
Учетный |
Композиция в системе оздоровительных занятий из движений ритмо-темповых и пластических с различной амплитудой. Комплекс 4. Занятия с отягощениями. Комплекс 4 |
Уметь выполнять комплекс |
Оценка техники выполнения |
К2 |
|
|
||||
Изучение |
6 |
Изучение нового материала |
Композиция в системе оздоровительных занятий из движений ритмо-темповых и пластических с различной амплитудой. Комплекс 5. Занятия с отягощениями. Комплекс 5 |
Уметь выполнять комплекс |
|
К3 |
|
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
|
|
Комбинированный |
Композиция в системе оздоровительных занятий из движений ритмо-темповых и пластических с различной амплитудой. Комплекс 5. Занятия с отягощениями. Комплекс 5 |
Уметь выполнять комплекс |
|
К3 |
|
|
Комбинированный |
Композиция в системе оздоровительных занятий из движений ритмо-темповых и пластических с различной амплитудой. Комплекс 5. Занятия с отягощениями. Комплекс 5 |
Уметь выполнять комплекс |
|
К3 |
|
|
||||
Комбинированный |
Композиция в системе оздоровительных занятий из движений ритмо-темповых и пластических с различной амплитудой. Комплекс 5. Занятия с отягощениями Комплекс 5 |
Уметь выполнять комплекс |
|
К3 |
|
|
||||
Комбинированный |
Композиция в системе оздоровительных занятий из движений ритмо-темповых и пласти- ческих с различной амплитудой. Комплекс 5. Занятия с отягощениями. Комплекс 5 |
Уметь выполнять комплекс |
|
К3 |
|
|
||||
Учетный |
Композиция в системе оздоровительных занятий из движений ритмо-темповых и пластических с различной амплитудой. Комплекс 5. Занятия с отягощениями. Комплекс 5 |
Уметь выполнять комплекс |
Оценка техники выполнения |
К3 |
|
|
||||
Изучение |
2 |
Изучение нового материала |
Композиция в системе оздоровительных занятий из движений ритмо-темповых и пластических с различной амплитудой. Комплекс 6. Занятия с отягощениями. Комплекс 6 |
Уметь выполнять комплекс |
|
К3 |
|
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
|
|
Комбинированный |
Композиция в системе оздоровительных занятий из движений ритмо-темповых и пластических с различной амплитудой. Комплекс 6. Занятия с отягощениями. Комплекс 6 |
Уметь выполнять комплекс |
|
К3 |
|
|
ЛФК |
8 |
Изучение нового материала |
Выполнение комплексов ЛФК по заболеваниям |
Уметь выполнять комплекс |
|
К3 |
|
|
||
Комбинированный |
Выполнение комплексов ЛФК по заболеваниям |
Уметь выполнять комплекс |
|
К3 |
|
|
||||
Комбинированный |
Выполнение комплексов ЛФК по заболеваниям |
Уметь выполнять комплекс |
|
К3 |
|
|
||||
Комбинированный |
Выполнение комплексов ЛФК по заболеваниям |
Уметь выполнять комплекс |
|
К3 |
|
|
||||
Комбинированный |
Выполнение комплексов ЛФК по заболеваниям |
Уметь выполнять комплекс |
|
К3 |
|
|
||||
Комбинированный |
Выполнение комплексов ЛФК по заболеваниям |
Уметь выполнять комплекс |
|
К3 |
|
|
||||
Комбинированный |
Выполнение комплексов ЛФК по заболеваниям |
Уметь выполнять комплекс |
|
К3 |
|
|
||||
Учетный |
Выполнение комплексов ЛФК по заболеваниям |
Уметь выполнять комплекс |
Оценка техники выполнения |
К3 |
|
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
6 |
Спортивные игры |
Баскетбол |
6 |
Изучение нового материала |
Стойка и передвижения игрока. Ведение мяча на месте и в движении. Передачи в движении. Сочетание приемов. Броски в прыжке. Учебная игра. Правила при игре в б/б. ЧСС |
Уметь выполнять технические приемы |
|
К4 |
|
|
Комбинированный |
Стойка и передвижения игрока. Ведение мяча на месте и в движении. Передачи в движении. Сочетание приемов. Броски в прыжке. Учебная игра. Правила при игре в б/б. ЧСС |
Уметь выполнять технические приемы |
|
К4 |
|
|
||||
Комбинированный |
Стойка и передвижения игрока. Ведение мяча на месте и в движении. Передачи в движении. Сочетание приемов. Броски в прыжке. Учебная игра. Правила при игре в б/б. ЧСС |
Уметь выполнять технические приемы |
|
К4 |
|
|
||||
Комбинированный |
Стойка и передвижения игрока. Ведение мяча на месте и в движении. Передачи в движении. Сочетание приемов. Броски в прыжке. Учебная игра. Правила при игре в б/б. ЧСС |
Уметь выполнять технические приемы |
|
К4 |
|
|
||||
Комбинированный |
Стойка и передвижения игрока. Ведение мяча на месте и в движении. Передачи в движении. Сочетание приемов. Броски в прыжке. Учебная игра. Правила при игре в б/б. ЧСС |
Уметь выполнять технические приемы |
|
К4 |
|
|
||||
Учетный |
Стойка и передвижения игрока. Ведение мяча на месте и в движении. Передачи в движении. Сочетание приемов. Броски в прыжке. Учебная игра. Правила при игре в б/б. ЧСС |
Уметь выполнять технические приемы |
Оценка техники выполнения |
К4 |
|
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
7
|
|
Волейбол |
7 |
Изучение нового материала |
Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передачи мяча сверху двумя руками. Нижняя передача мяча. Прямая подача. Свободное нападение. Нападающий удар. ЧСС |
Уметь выполнять технические приемы |
|
К4 |
|
|
Комбинированный |
Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передачи мяча сверху двумя руками. Нижняя передача мяча. Прямая подача. Свободное нападение. Нападающий удар. ЧСС |
Уметь выполнять технические приемы |
|
К4 |
|
|
||||
Комбинированный |
Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передачи мяча сверху двумя руками. Нижняя передача мяча. Прямая подача. Свободное нападение. Нападающий удар. ЧСС |
Уметь выполнять технические приемы |
|
К4 |
|
|
||||
Комбинированный |
Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передачи мяча сверху двумя руками. Нижняя передача мяча. Прямая подача. Свободное нападение. Нападающий удар. ЧСС |
Уметь выполнять технические приемы |
|
К4 |
|
|
||||
Комбинированный |
Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передачи мяча сверху двумя руками. Нижняя передача мяча. Прямая подача. Свободное нападение. Нападающий удар. ЧСС |
Уметь выполнять технические приемы |
|
К4 |
|
|
||||
Комбинированный |
Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передачи мяча сверху двумя руками. Нижняя передача мяча. Прямая подача. Свободное нападение. Нападающий удар. ЧСС |
Уметь выполнять технические приемы |
|
К4 |
|
|
||||
Учетный |
Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передачи мяча сверху двумя руками. Нижняя переда- |
Уметь выполнять технические |
Оценка тех- |
К4 |
|
|
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
|
|
|
ча мяча. Прямая подача. Свободное нападение. Нападающий удар. ЧСС |
приемы |
ники выполнения |
|
|
|
8 |
Легкая атлетика (5 ч) |
Прыжки |
3 |
Комбинированный |
Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». Разбег, толчок. ЧСС |
Уметь выполнять прыжок |
|
К 4 |
|
|
Комбинированный |
Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». Разбег, толчок. ЧСС |
Уметь выполнять прыжок |
|
К 4 |
|
|
||||
Учетный |
Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». Разбег, толчок. ЧСС |
Уметь выполнять прыжок |
Оценка техники выполнения |
|
|
|
||||
2 |
Комбинированный |
Метание малого мяча на дальность с трех беговых шагов. ЧСС |
Уметь метать в цель |
|
К 4 |
|
|
|||
Метание |
|
Комбинированный |
Метание малого мяча на дальность с трех беговых шагов. ЧСС |
Уметь метать в цель |
Оценка техники выполнения |
К 4 |
|
|
||
9 |
Основы знаний о физической культуре (1 ч) |
Закон |
1 |
Изучение нового материала |
Правовые основы физической культуры. Расчет индекса здоровья. Технология планирования занятий |
Знать законы |
Опрос |
|
|
|
10 |
Способы деятельности (1 ч) |
Определение индекса |
1 |
Изучение нового материала |
Методика определения индекса здоровья. Оценка эффективности системы занятий физическими упражнениями |
Уметь определять индекс здоровья |
Опрос |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.