Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1» р.п.Чамзинка
04 - 06
Рассмотрено и одобрена на заседании МО учителей русского языка и литературы Руководитель МО /Крылова Л.Н./ «30 августа 2022 г.
|
«УтвержденО» Приказ № 79/од от «01» сентября 2022 г. Директор МБОУ «Лицей №1» р. п. Чамзинка /Курочкина Н.Н./
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Родная литература (русская)»
для общеобразовательных организаций
с обучением на русском языке для 7 класса
Составитель: учитель русского языка и литературы Печказова С.П.
2022/2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Родная литература (русская)» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 7 «А», «В» классов разработана в соответствии с
· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
· Федеральным законом от 31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся»;
· Указом Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666»;
· Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
· Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
· Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993),
· Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 24.11.2015г. «О внесении изменений № 3 в СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
· учебным планом Лицея;
Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература» (Стандарты второго поколения, М.: Просвещение, 2010г.) с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» .
Место учебного предмета «Родная литература (русская)»
в учебном плане
Рабочая программа учебного курса «Родная литература (русская)» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 7 класса составлена из расчёта часов, указанных в учебном плане МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка.
Учебный курс «Родная литература (русская)» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке в 7 классе изучается в объёме 34 часа в год (из расчёта 1 учебный час в неделю).
Планируемые результаты освоения примерной программы учебного предмета
«Родная литература (русская)»
Освоение программы на ступени основной школы предусматривает формирование у обучающихся следующих личностных результатов:
· осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
· способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;
· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
· осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
· развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира;
· способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
· неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других.
Метапредметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать сформированность универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
· умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
· умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
· навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
· умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
· формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
К предметным результатам обучения родной литературе (русской) на ступени основной школы относятся:
· понимание значимости родной русской литературы для вхождения в культурно-языковое пространство своего народа; осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений родной русской литературы;
· проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице культуры русского народа, ответственности за сохранение национальной культуры, приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации и мира;
· понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культурыпроизведений русских писателей, в том числе современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы;
· осмысление ключевых для национального сознания культурных инравственных смыслов, проявляющихся в русском культурном пространстве и на основе многоаспектного диалога с культурами народов России и мира;
· развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России и всего человечества; понимание их сходства и различий с русскими традициями и укладом; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
· овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в произведениях родной русской литературы, и создание собственных текстов, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
· применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и проектной учебной деятельности, в речевом самосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный круг чтения;
· накопление опыта планирования собственного досугового чтения произведений родной русской литературы, определения и обоснования своих читательских предпочтений; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.
В конце седьмого года изучения курса «Родная литература (русская)» в основной школе выпускник научится:
выделять
проблематику и понимать эстетическое своеобразие русских народных песен
(исторических и
лирических), выявлять фольклорные
сюжеты и мотивы в русской литературе для развития представлений
о нравственном идеале русского народа;
· осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о сибирском крае и русском поле;
· представлять богатство русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о православном праздновании Пасхи и о русских умельцах и мастерах;
· представлять русский национальный характер, истоки русского патриотизма и героизма в произведениях о защите Родины;
· о загадках русской души; взрослых проблемах, которые приходится решать подросткам; об уникальности русского языка и родной речи;
· уметь даватьсмысловойанализфольклорногои литературного текста по предложенному плану и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате сравнительной характеристики героев, ответа на проблемный вопрос; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источникам и информации овладения основными способами её обработки и презентации.
Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)»
Раздел 1. Россия-родина моя (11 ч)
|
|
|
Русские народные песни: исторические и лирические. «На заре то было, братцы, на утренней». «Ах вы, ветры, ветры буйные…». Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе А.С.Пушкин «Песни о Стеньке Разине (песня 1). И.З.Суриков Я ли в поле да не травушка была…». А.К.Толстой «Моя душа летит приветом…» |
Города земли русской |
Сибирский край. .Г.Распутин. «Сибирь, Сибирь…». А.И. Солженицын «Колокол Углича». |
Родные просторы |
Русское поле. И.С.Никитин «Поле». И.А.Гофф «Русское поле». Д.В.Григорович «Пахарь» (главы из повести) |
|
|
Праздники русского мира |
Пасха. К.Д.Бальмонт «Благовещенье в Москве». А.С.Хомяков «Кремлевская заутреня на Пасху». А.А.Фет «Христос Воскресе!» (По Боткину). А.П.Чехов «Казак» |
Тепло родного дома |
Русские мастера С.А.Есенин «Ключи Марии» (фрагмент). Ф.А.Абрамов «Дом» (фрагмент). В.А.Солоухин «Камешки на ладони». |
Раздел 3. Русский характер-русская душа (12 ч)
|
|
Не до ордена – была бы Родина |
На первой мировой войне. С.М.Городецкий «Воздушный витязь».Г.М.Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…». «Георгий Победоносец». Н.С.Гумилёв. «Наступление». «Война». М.М.Пришвин. «Голубая стрекоза». |
Загадки русской души |
Долюшка женская. Ф.И.Тютчев. «Русской женщине». Н.А.Некрасов. «Внимая ужасам войны…». Ю.В.Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…». Ф.А.Абрамов. «Золотые руки». В.М.Тушнова. «Вот говорят Россия…». |
О ваших ровесниках |
Взрослые детские проблемы А.С.Игнатова. «Джинн Сева». Н.Н.Назаркин. «Изумрудная рыбка» ( главы «Изумрудная рыбка», «Ах, миледи!», «Про личную жизнь». |
Лишь слову жизнь дана |
Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…» |
Тематическое планирование занятий учебного курса
«Родная литература (русская)» для общеобразовательных организаций
№ п/п |
Раздел программы
|
Количество часов |
Из них |
||
Теоретическая часть |
Контрольные работы |
Развитие речи |
|||
1 |
Раздел 1. Россия-родина моя
|
11 |
8 |
1 |
2 |
2 |
Раздел 2. Русские традиции
|
11 |
8 |
1 |
2 |
3 |
Раздел 3. Русский характер – русская душа |
11 |
8 |
1 |
2 |
4
|
Обобщение |
1 |
1 |
- |
- |
|
ИТОГО
|
34 |
25 |
3 |
6 |
Календарно-тематическое планирование
программного материала учебного предмета
«Родная литература (русская)» для общеобразовательных организаций, реализующих программы
основного общего образования для 7 «А», «В» классов
Примерная программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (одобрена Решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, Протокол от 31 января 2018 г. №2/18)
Составитель: учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Печказова С.П.
Всего уроков Теоретическая часть Практическая часть Развитие речи Контрольные работы
|
34 25 9 6 3 |
|
№ п/п |
|
Наименование разделов и тем
|
Количество часов |
Из них: |
Тип занятия |
Дата проведения |
||||||||
теоретическая часть |
практическая часть |
развитие речи |
планируемая |
фактическая |
||||||||||
1 |
РАЗДЕЛ 1. Россия – родина моя |
11 |
8 |
1 |
2 |
|
|
|||||||
1 |
1.1 |
Преданья старины глубокой. Русские народные песни: исторические и лирические. «На заре то было, братцы, на утренней». «Ах вы, ветры, ветры буйные…». |
1 |
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний |
|
|
||||||||
2 |
1.2 |
Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе. А.С.Пушкин. «Песни о Стеньке Разине». |
1 |
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний |
|
|
||||||||
3 |
1.3 |
Место народной песни в русской культуре. И.З.Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…». |
|
1 |
|
|
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний |
|
|
|||||
4 |
1.4 |
Р/Р Смысловой анализ фольклорного и литературного произведения. |
|
|
|
1 |
Развитие речи и совершен. коммуникативных умений |
|
|
|||||
5 |
1.5 |
Города земли русской. Сибирский край. |
|
1 |
|
|
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний |
|
|
|||||
6 |
1.6 |
Образ Сибири в очерке В.Г.Распутина «Сибирь, Сибирь…». |
|
1 |
|
|
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний |
|
|
|||||
7 |
1.7 |
Заповедная «страна Сибирь» в рассказе А.И.Солженицына «Колокол Углича». |
|
1 |
|
|
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний |
|
|
|||||
8 |
1.8 |
Родные просторы. Русское поле. И.С.Никитин «Поле». И.А.Гофф «Русское поле». |
|
1 |
|
|
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний |
|
|
|||||
9 |
1.9 |
Раздолье родных просторов в повести Д.В.Григоровича «Пахарь» (главы из повести). |
|
1 |
|
|
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний |
|
|
|||||
10 |
1.10 |
Проверочная работа по итогам изучения раздела «Россия – Родина моя». |
|
|
1 |
|
Урок контроля знаний учащихся |
|
|
|||||
11 |
1.11 |
Р/Р Устное рассуждение на тему: «Русская литература – зеркало русской жизни». |
|
|
|
1 |
Развитие речи и совершен. коммуникативных умений |
|
|
|||||
2
|
РАЗДЕЛ 2. Русские традиции |
11 |
8 |
1 |
2 |
|
|
|
||||||
12 |
2.1 |
Праздники русского мира. Пасха. |
|
1 |
|
|
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний |
|
|
|||||
13 |
2.2 |
«Праздник света» в стихотворении К.Д.Бальмонта «Благовещенье в Москве». |
|
1 |
|
|
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний |
|
|
|||||
14 |
2.3 |
Традиции празднования Пасхи в стихотворении А.С.Хомякова «Кремлевская заутреня на Пасху». |
|
1 |
|
|
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний |
|
|
|||||
15 |
2.4 |
«Клик весенний» в стихотворении А.А.Фета «Христос Воскресе!» ( По Боткину). |
|
1 |
|
|
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний |
|
|
|||||
16 |
2.5 |
Пасхальный рассказ А.П.Чехова «Казак». |
|
1 |
|
|
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний |
|
|
|||||
17 |
2.6 |
Р/Р Составление подробного плана рассказа. |
|
|
|
1 |
Развитие речи и совершен. коммуникативных умений |
|
|
|||||
18 |
2.7 |
Тепло родного дома. Русские мастера. С.А.Есенин «Ключи Марии» (фрагмент). |
|
1 |
|
|
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний |
|
|
|||||
19 |
2.8 |
Образ отчего дома в романе Ф.А.Абрамова «Дом» (фрагмент). |
|
1 |
|
|
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний |
|
|
|||||
20 |
2.9 |
«Вечные темы» в миниатюре В.А.Солоухина «Камешки на ладони». |
|
1 |
|
|
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний |
|
|
|||||
21 |
2.10 |
Проверочная работа по итогам изучения раздела «Русские традиции». |
|
|
1 |
|
Урок контроля знаний учащихся |
|
|
|||||
22 |
2.11 |
Р/Р Устное рассуждение на тему: «Праздники русского мира. Пасха». |
|
|
|
1 |
Развитие речи и совершен. коммуникативных умений |
|
|
|||||
3 |
РАЗДЕЛ 3. Русский характер – русская душа |
11 |
8 |
1 |
2 |
|
|
|
||||||
23 |
3.1 |
Не до ордена – была бы Родина. Изображение Первой мировой войны в русской литературе. |
|
1 |
|
|
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний |
|
|
|
||||
24 |
3.2 |
«Песня победы» в стихотворении С.М.Городецкого «Воздушный витязь». |
|
1 |
|
|
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний |
|
|
|
||||
25 |
3.3 |
«Уверенность ясная в исходе войны» в стихотворении Г.М.Иванова «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…». |
|
1 |
|
|
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний |
|
|
|
||||
26 |
3.4 |
«Золотое сердце России» в стихотворениях Н.С.Гумилёва «Наступление», «Война». |
|
1 |
|
|
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний |
|
|
|
||||
27 |
3.5 |
Осуждение войны в рассказе М.М.Пришвина «Голубая стрекоза». |
|
1 |
|
|
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний |
|
|
|
||||
28 |
3.6 |
Р/Р Урок –импровизация. Создание собственного лирического произведения. |
|
|
|
1 |
Развитие речи и совершен. коммуникативных умений |
|
|
|
||||
29 |
3.7 |
Загадки русской души. Долюшка женская в стихотворении Ф.И.Тютчева «Русской женщине». |
|
1 |
|
|
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний |
|
|
|
||||
30 |
3.8 |
«Ужасы войны» в произведениях Н.А.Некрасова, Ю.В.Друниной, Ю.В.Тушновой, Ф.А.Абрамова. |
|
1 |
|
|
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний |
|
|
|
||||
31 |
3.9 |
Лишь слову жизнь дана. Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…». |
|
1 |
|
|
Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний |
|
|
|
||||
32 |
3.10 |
Проверочная работа по итогам изучения раздела «Русский характер – русская душа». |
|
|
1 |
|
Урок контроля знаний учащихся |
|
|
|
||||
33 |
3.11 |
Р/Р Устное выступление на тему: «Загадки русской души». |
|
|
|
1 |
Развитие речи и совершен. коммуникативных умений |
|
|
|
||||
4 |
Раздел 4. Обобщение
|
1 |
1 |
- |
- |
|
|
|
|
|||||
34 |
4.1 |
Заключительное занятие. Беседа об успехах уч-ся в изучении родной литературы (русской). |
|
1 |
|
|
Систематизация и обобщение полученных знаний |
|
|
|
||||
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.