Рабочая программа учебного предмета " Биологии " базовый уровень.
Оценка 4.6

Рабочая программа учебного предмета " Биологии " базовый уровень.

Оценка 4.6
pdf
19.02.2024
Рабочая программа учебного предмета " Биологии " базовый уровень.
готовая программа био 11.pdf



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

При разработке программы по биологии теоретическую основу для определения подходов к формированию содержания учебного предмета «Биология» составили: концептуальные положения ФГОС СОО о взаимообусловленности целей, содержания, результатов обучения и требований к уровню подготовки выпускников, положения об общих целях и принципах, характеризующих современное состояние системы среднего общего образования в Российской Федерации, а также положения о специфике биологии, её значении в познании живой природы и обеспечении существования человеческого общества. Согласно названным положениям, определены основные функции программы по биологии и её структура.

Программа по биологии даёт представление о целях, об общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Биология», определяет обязательное предметное содержание, его структуру, распределение по разделам и темам, рекомендуемую последовательность изучения учебного материала с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики образовательного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

В программе по биологии также учитываются требования к планируемым личностным, метапредметным и предметным результатам обучения в формировании основных видов учебно-познавательной деятельности/учебных действий обучающихся по освоению содержания биологического образования.

В программе по биологии (11 класс, базовый уровень) реализован принцип преемственности в изучении биологии, благодаря чему в ней просматривается направленность на развитие знаний, связанных с формированием естественно-научного мировоззрения, ценностных ориентаций личности, экологического мышления, представлений о здоровом образе жизни и бережным отношением к окружающей природной среде. Поэтому наряду с изучением общебиологических теорий, а также знаний о строении живых систем разного ранга и сущности основных протекающих в них процессов в программе по биологии уделено внимание использованию полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач, в том числе: профилактики наследственных заболеваний человека, медикогенетического консультирования, обоснования экологически целесообразного поведения в окружающей природной среде, анализа влияния хозяйственной деятельности человека на состояние природных и искусственных экосистем. Усиление внимания к прикладной направленности учебного предмета «Биология» продиктовано необходимостью обеспечения условий для решения одной из актуальных задач школьного биологического образования, которая предполагает формирование у обучающихся способности адаптироваться к изменениям динамично развивающегося современного мира.

Биология на уровне среднего общего образования занимает важное место. Она обеспечивает формирование у обучающихся представлений о научной картине мира, расширяет и обобщает знания о живой природе, её отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, создаёт условия для: познания законов живой природы, формирования функциональной грамотности, навыков здорового и безопасного образа жизни, экологического мышления, ценностного отношения к живой природе и человеку.

Большое значение биология имеет также для решения воспитательных и развивающих задач среднего общего образования, социализации обучающихся. Изучение биологии обеспечивает условия для формирования интеллектуальных, коммуникационных и информационных навыков, эстетической культуры, способствует интеграции биологических знаний с представлениями из других учебных предметов, в частности, физики, химии и географии. Названные положения о предназначении учебного предмета «Биология» составили основу для определения подходов к отбору и структурированию его содержания, представленного в программе по биологии.

Отбор содержания учебного предмета «Биология» на базовом уровне осуществлён с позиций культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей природной среде, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Особое место в этой системе знаний занимают элементы содержания, которые служат основой для формирования представлений о современной естественно-научной картине мира и ценностных ориентациях личности, способствующих гуманизации биологического образования.

Структурирование содержания учебного материала в программе по биологии осуществлено с учётом приоритетного значения знаний об отличительных особенностях живой природы, о её уровневой организации и эволюции. В соответствии с этим в структуре учебного предмета «Биология» выделены следующие содержательные линии: «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка как биологическая система», «Организм как биологическая система», «Система и многообразие органического мира», «Эволюция живой природы», «Экосистемы и присущие им закономерности».

Цель изучения учебного предмета «Биология» на базовом уровне – овладение обучающимися знаниями о структурно-функциональной организации живых систем разного ранга и приобретение умений использовать эти знания для грамотных действий в отношении объектов живой природы и решения различных жизненных проблем.

Достижение цели изучения учебного предмета «Биология» на базовом уровне обеспечивается решением следующих задач:

освоение обучающимися системы знаний о биологических теориях, учениях, законах, закономерностях, гипотезах, правилах, служащих основой для формирования представлений о естественно-научной картине мира, о методах научного познания, строении, многообразии и особенностях живых систем разного уровня организации, выдающихся открытиях и современных исследованиях в биологии; формирование у обучающихся познавательных, интеллектуальных и творческих способностей в процессе анализа данных о путях развития в биологии научных взглядов, идей и подходов к изучению живых систем разного уровня организации; становление у обучающихся общей культуры, функциональной грамотности, развитие умений объяснять и оценивать явления окружающего мира живой природы на основании знаний и опыта, полученных при изучении биологии; формирование у обучающихся умений иллюстрировать значение биологических знаний в практической деятельности человека, развитии современных медицинских технологий и агробиотехнологий; воспитание убеждённости в возможности познания человеком живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований; осознание ценности биологических знаний для повышения уровня

экологической культуры, для формирования научного мировоззрения; применение приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью, обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний.

В системе среднего общего образования «Биология», изучаемая на базовом уровне, является обязательным учебным предметом, входящим в состав предметной области «Естественно-научные предметы».  

Для изучения биологии на базовом уровне среднего общего образования отводится 68 часов: в 11 классе – 68 часов (2 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ  

 

11 КЛАСС

 

Тема 1. Эволюционная биология.

Предпосылки возникновения эволюционной теории. Эволюционная теория и её место в биологии. Влияние эволюционной теории на развитие биологии и других наук.

Свидетельства эволюции. Палеонтологические: последовательность появления видов в палеонтологической летописи, переходные формы. Биогеографические: сходство и различие фаун и флор материков и островов.

Эмбриологические: сходства и различия эмбрионов разных видов позвоночных. Сравнительно-анатомические: гомологичные, аналогичные, рудиментарные органы, атавизмы. Молекулярно-биохимические: сходство механизмов наследственности и основных метаболических путей у всех организмов.

Эволюционная теория Ч. Дарвина. Предпосылки возникновения дарвинизма. Движущие силы эволюции видов по Дарвину (избыточное размножение при ограниченности ресурсов, неопределённая изменчивость, борьба за существование, естественный отбор).

Синтетическая теория эволюции (СТЭ) и её основные положения.

Микроэволюция. Популяция как единица вида и эволюции.

Движущие силы (факторы) эволюции видов в природе. Мутационный процесс и комбинативная изменчивость. Популяционные волны и дрейф генов. Изоляция и миграция.

Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора.

Приспособленность организмов как результат эволюции. Примеры приспособлений у организмов. Ароморфозы и идио­адаптации.

Вид и видообразование. Критерии вида. Основные формы видообразования: географическое, экологическое.

Макроэволюция. Формы эволюции: филетическая, дивергентная, конвергентная, параллельная. Необратимость эволюции.

Происхождение от неспециализированных предков. Прогрессирующая специализация. Адаптивная радиация.

Демонстрации:

Портреты: К. Линней, Ж. Б. Ламарк, Ч. Дарвин, В. О. Ковалевский, К. М. Бэр, Э. Геккель, Ф. Мюллер, А. Н. Северцов.

Таблицы и схемы: «Развитие органического мира на Земле», «Зародыши позвоночных животных», «Археоптерикс», «Формы борьбы за существование», «Естественный отбор», «Многообразие сортов растений», «Многообразие пород животных», «Популяции», «Мутационная изменчивость», «Ароморфозы», «Идиоадаптации», «Общая дегенерация», «Движущие силы эволюции», «Карта-схема маршрута путешествия Ч. Дарвина», «Борьба за существование», «Приспособленность организмов», «Географическое видообразование», «Экологическое видообразование».

Оборудование: коллекция насекомых с различными типами окраски, набор плодов и семян, коллекция «Примеры защитных приспособлений у животных», модель «Основные направления эволюции», объёмная модель «Строение головного мозга позвоночных».

Биогеографическая карта мира, коллекция «Формы сохранности ископаемых животных и растений», модель аппликация «Перекрёст хромосом», влажные препараты «Развитие насекомого», «Развитие лягушки», микропрепарат «Дрозофила» (норма, мутации формы крыльев и окраски тела).

Лабораторные и практические работы:

Лабораторная работа № 1. «Сравнение видов по морфологическому критерию».

Лабораторная работа № 2. «Описание приспособленности организма и её относительного характера».

Тема 2. Возникновение и развитие жизни на Земле.

Донаучные представления о зарождении жизни. Научные гипотезы возникновения жизни на Земле: абиогенез и панспермия. Химическая эволюция. Абиогенный синтез органических веществ из неорганических. Экспериментальное подтверждение химической эволюции. Начальные этапы биологической эволюции. Гипотеза РНК-мира. Формирование мембранных структур и возникновение протоклетки. Первые клетки и их эволюция. Формирование основных групп живых организмов.

Развитие жизни на Земле по эрам и периодам. Катархей. Архейская и протерозойская эры. Палеозойская эра и её периоды: кембрийский, ордовикский, силурийский, девонский, каменноугольный, пермский.

Мезозойская эра и её периоды: триасовый, юрский, меловой.

Кайнозойская эра и её периоды: палеогеновый, неогеновый, антропогеновый.

Характеристика климата и геологических процессов. Основные этапы эволюции растительного и животного мира. Ароморфозы у растений и животных. Появление, расцвет и вымирание групп живых организмов.

Система органического мира как отражение эволюции. Основные систематические группы организмов.

Эволюция человека. Антропология как наука. Развитие представлений о происхождении человека. Методы изучения антропогенеза. Сходства и различия человека и животных. Систематическое положение человека.

Движущие силы (факторы) антропогенеза. Наследственная изменчивость и естественный отбор. Общественный образ жизни, изготовление орудий труда, мышление, речь.

Основные стадии и ветви эволюции человека: австралопитеки, Человек умелый, Человек прямоходящий, Человек неандертальский, Человек разумный. Находки ископаемых остатков, время существования, область распространения, объём головного мозга, образ жизни, орудия.

Человеческие расы. Основные большие расы: европеоидная (евразийская), негро-австралоидная (экваториальная), монголоидная (азиатско-американская). Черты приспособленности представителей человеческих рас к условиям существования. Единство человеческих рас.

Критика расизма.

Демонстрации:

Портреты: Ф. Реди, Л. Пастер, А. И. Опарин, С. Миллер, Г. Юри, Ч. Дарвин.

Таблицы и схемы: «Возникновение Солнечной системы», «Развитие органического мира», «Растительная клетка», «Животная клетка», «Прокариотическая клетка», «Современная система органического мира», «Сравнение анатомических черт строения человека и человекообразных обезьян», «Основные места палеонтологических находок предков современного человека», «Древнейшие люди», «Древние люди», «Первые современные люди», «Человеческие расы».

Оборудование: муляжи «Происхождение человека» (бюсты австралопитека, питекантропа, неандертальца, кроманьонца), слепки или изображения каменных орудий первобытного человека (камни-чопперы, рубила, скребла), геохронологическая таблица, коллекция «Формы сохранности ископаемых животных и растений».

Лабораторные и практические работы:

Практическая работа № 1. «Изучение ископаемых остатков растений и животных в коллекциях».

Экскурсия «Эволюция органического мира на Земле» (в естественнонаучный или краеведческий музей).

Тема 3. Организмы и окружающая среда.

Экология как наука. Задачи и разделы экологии. Методы экологических исследований. Экологическое мировоззрение современного человека.

Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная.

Экологические факторы. Классификация экологических факторов:

абиотические, биотические и антропогенные. Действие экологических факторов на организмы.

Абиотические факторы: свет, температура, влажность. Фотопериодизм. Приспособления организмов к действию абиотических факторов. Биологические ритмы.

Биотические факторы. Виды биотических взаимодействий: конкуренция, хищничество, симбиоз и его формы. Паразитизм, кооперация, мутуализм, комменсализм (квартиранство, нахлебничество). Аменсализм, нейтрализм. Значение биотических взаимодействий для существования организмов в природных сообществах.

Экологические характеристики популяции. Основные показатели популяции: численность, плотность, рождаемость, смертность, прирост, миграция. Динамика численности популяции и её регуляция.

Демонстрации:  

Портреты: А. Гумбольдт, К. Ф. Рулье, Э. Геккель.

Таблицы и схемы: карта «Природные зоны Земли», «Среды обитания организмов», «Фотопериодизм», «Популяции», «Закономерности роста численности популяции инфузории-туфельки», «Пищевые цепи».

Лабораторные и практические работы:

Лабораторная работа № 3. «Морфологические особенности растений из разных мест обитания».

Лабораторная работа № 4. «Влияние света на рост и развитие черенков колеуса».

Практическая работа № 2. «Подсчёт плотности популяций разных видов растений».

Тема 4. Сообщества и экологические системы.

Сообщество организмов – биоценоз. Структуры биоценоза: видовая, пространственная, трофическая (пищевая). Виды-доминанты. Связи в биоценозе.

Экологические системы (экосистемы). Понятие об экосистеме и биогеоценозе. Функциональные компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические (пищевые) уровни экосистемы. Пищевые цепи и сети. Основные показатели экосистемы: биомасса, продукция. Экологические пирамиды: продукции, численности, биомассы. Свойства экосистем: устойчивость, саморегуляция, развитие. Сукцессия.

Природные экосистемы. Экосистемы озёр и рек. Экосистема хвойного или широколиственного леса.

Антропогенные экосистемы. Агроэкосистемы. Урбоэкосистемы. Биологическое и хозяйственное значение агроэкосистем и урбоэкосистем.

Биоразнообразие как фактор устойчивости экосистем. Сохранение биологического разнообразия на Земле.

Учение В. И. Вернадского о биосфере. Границы, состав и структура биосферы. Живое вещество и его функции. Особенности биосферы как глобальной экосистемы. Динамическое равновесие и обратная связь в биосфере.

Круговороты веществ и биогеохимические циклы элементов (углерода, азота). Зональность биосферы. Основные биомы суши.

Человечество в биосфере Земли. Антропогенные изменения в биосфере. Глобальные экологические проблемы.

Сосуществование природы и человечества. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости биосферы. Основа рационального управления природными ресурсами и их использование. Достижения биологии и охрана природы.

Демонстрации:

Портреты: А. Дж. Тенсли, В. Н. Сукачёв, В. И. Вернадский.

Таблицы и схемы: «Пищевые цепи», «Биоценоз: состав и структура», «Природные сообщества», «Цепи питания», «Экологическая пирамида», «Биосфера и человек», «Экосистема широколиственного леса», «Экосистема хвойного леса», «Биоценоз водоёма», «Агроценоз», «Примерные антропогенные воздействия на природу», «Важнейшие источники загрязнения воздуха и грунтовых вод», «Почва – важнейшая составляющая биосферы», «Факторы деградации почв», «Парниковый эффект», «Факторы радиоактивного загрязнения биосферы», «Общая структура биосферы», «Распространение жизни в биосфере», «Озоновый экран биосферы», «Круговорот углерода в биосфере», «Круговорот азота в природе».

Оборудование: модель-аппликация «Типичные биоценозы», гербарий «Растительные сообщества», коллекции «Биоценоз», «Вредители важнейших сельскохозяйственных культур», гербарии и коллекции растений и животных, принадлежащие к разным экологическим группам одного вида, Красная книга Российской Федерации, изображения охраняемых видов растений и животных.  

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО БИОЛОГИИ НА БАЗОВОМ УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

 

Согласно ФГОС СОО, устанавливаются требования к результатам освоения обучающимися программ среднего общего образования:

личностным, метапредметным и предметным.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

В структуре личностных результатов освоения предмета «Биология» выделены следующие составляющие: осознание обучающимися российской гражданской идентичности – готовности к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению, наличие мотивации к обучению биологии, целенаправленное развитие внутренних убеждений личности на основе ключевых ценностей и исторических традиций развития биологического знания, готовность и способность обучающихся руководствоваться в своей деятельности ценностно-смысловыми установками, присущими системе биологического образования, наличие экологического правосознания, способности ставить цели и строить жизненные планы.

Личностные результаты освоения предмета «Биология» достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, уважения к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Личностные результаты освоения учебного предмета «Биология» должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных

ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

 1) гражданского воспитания:

сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и

ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение

закона и правопорядка; готовность к совместной творческой деятельности при создании учебных проектов, решении учебных и познавательных задач, выполнении биологических экспериментов; способность определять собственную позицию по отношению к

явлениям современной жизни и объяснять её; умение учитывать в своих действиях необходимость конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением; готовность к сотрудничеству в процессе совместного выполнения учебных, познавательных и исследовательских задач, уважительного отношения к мнению оппонентов при обсуждении спорных вопросов биологического содержания; готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности; 2) патриотического воспитания:

сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к природному наследию и памятникам природы,

достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; способность оценивать вклад российских учёных в становление и развитие биологии, понимания значения биологии в познании законов природы, в жизни человека и современного общества; идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества,

ответственность за его судьбу;

3)                        духовно-нравственного воспитания:

осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,

ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;

4)                        эстетического воспитания:

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и

технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; понимание эмоционального воздействия живой природы и её ценности; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление

проявлять качества творческой личности;

5)                        физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

понимание и реализация здорового и безопасного образа жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), бережного, ответственного и компетентного отношения к собственному физическому и психическому здоровью; понимание ценности правил индивидуального и коллективного

безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; осознание последствий и неприятия вредных привычек (употребления

алкоголя, наркотиков, курения);

6)                        трудового воспитания:

готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; готовность и способность к образованию и самообразованию на

протяжении всей жизни;

7)                        экологического воспитания:

экологически целесообразное отношение к природе как источнику

жизни на Земле, основе её существования; повышение уровня экологической культуры: приобретение опыта планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их

решения; способность использовать приобретаемые при изучении биологии знания и умения при решении проблем, связанных с рациональным природопользованием (соблюдение правил поведения в природе, направленных на сохранение равновесия в экосистемах, охрану видов, экосистем, биосферы);

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей природной среде, умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их; наличие развитого экологического мышления, экологической культуры, опыта деятельности экологической направленности, умения руководствоваться ими в познавательной, коммуникативной и социальной практике, готовности к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства

взаимодействия между людьми и познания мира; понимание специфики биологии как науки, осознания её роли в формировании рационального научного мышления, создании целостного представления об окружающем мире как о единстве природы, человека и общества, в познании природных закономерностей и решении проблем сохранения природного равновесия; убеждённость в значимости биологии для современной цивилизации: обеспечения нового уровня развития медицины, создание перспективных биотехнологий, способных решать ресурсные проблемы развития человечества, поиска путей выхода из глобальных экологических проблем и обеспечения перехода к устойчивому развитию, рациональному использованию природных ресурсов и формированию новых стандартов жизни; заинтересованность в получении биологических знаний в целях повышения общей культуры, естественно-научной грамотности, как составной части функциональной грамотности обучающихся, формируемой при изучении биологии; понимание сущности методов познания, используемых в естественных науках, способности использовать получаемые знания для анализа и объяснения явлений окружающего мира и происходящих в нём изменений, умение делать обоснованные заключения на основе научных фактов и имеющихся данных с целью получения достоверных выводов; способность самостоятельно использовать биологические знания для

решения проблем в реальных жизненных ситуациях; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять

проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; готовность и способность к непрерывному образованию и самообразованию, к активному получению новых знаний по биологии в соответствии с жизненными потребностями.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Биология» включают: значимые для формирования мировоззрения обучающихся междисциплинарные (межпредметные) общенаучные понятия, отражающие целостность научной картины мира и специфику методов познания, используемых в естественных науках (вещество, энергия, явление, процесс, система, научный факт, принцип, гипотеза, закономерность, закон, теория, исследование, наблюдение, измерение, эксперимент и других), универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), обеспечивающие формирование функциональной грамотности и социальной компетенции обучающихся, способность обучающихся использовать освоенные междисциплинарные, мировоззренческие знания и универсальные учебные действия в познавательной и социальной практике.

Метапредметные результаты освоения программы среднего общего образования должны отражать:  

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия:

самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне; использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл биологических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать связи с другими понятиями); определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их

достижения, соотносить результаты деятельности с поставленными целями; использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений

живой природы; строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, формулировать выводы и заключения; применять схемно-модельные средства для представления существенных связей и отношений в изучаемых биологических объектах, а также противоречий разного рода, выявленных в различных информационных источниках; разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся

материальных и нематериальных ресурсов; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов

целям, оценивать риски последствий деятельности; координировать и выполнять работу в условиях реального,

виртуального и комбинированного взаимодействия; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.

 2) базовые исследовательские действия:

владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; использовать различные виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией,

ключевыми понятиями и методами; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной

деятельности и жизненных ситуациях; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт; осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов

действия в профессиональную среду; уметь переносить знания в познавательную и практическую области

жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения,

ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.

3) работа с информацией:

ориентироваться в различных источниках информации (тексте учебного пособия, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, компьютерных базах данных, в Интернете), анализировать информацию различных видов и форм представления, критически оценивать её достоверность и непротиворечивость; формулировать запросы и применять различные методы при поиске и отборе биологической информации, необходимой для выполнения учебных задач;

приобретать опыт использования информационно-коммуникативных технологий, совершенствовать культуру активного использования различных поисковых систем; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления биологической информации (схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и другое);

использовать научный язык в качестве средства при работе с биологической информацией: применять химические, физические и математические знаки и символы, формулы, аббревиатуру, номенклатуру, использовать и преобразовывать знаково-символические средства наглядности;

владеть        навыками   распознавания     и       защиты       информации, информационной безопасности личности.

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

1)                   общение: осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, активно участвовать в диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы (умение задавать вопросы, высказывать суждения относительно выполнения предлагаемой задачи, учитывать интересы и согласованность позиций других участников диалога или дискуссии); распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, предпосылок возникновения конфликтных ситуаций, уметь смягчать конфликты и вести переговоры; владеть различными способами общения и взаимодействия, понимать намерения других людей, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием

языковых средств.

2)                   совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении учебной задачи; выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих

интересов и возможностей каждого члена коллектива;

принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в

общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,

оригинальности, практической значимости; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных

ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.

Овладение универсальными регулятивными действиями:

1) самоорганизация: использовать биологические знания для выявления проблем и их

решения в жизненных и учебных ситуациях; выбирать на основе биологических знаний целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих; самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом

имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность

за решение; оценивать приобретённый опыт; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. 2) самоконтроль: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,

оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их

снижению;

принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов

деятельности;

3) принятие себя и других: принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов

деятельности; признавать своё право и право других на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Предметные результаты освоения программы СОО по биологии на базовом уровне включают специфические для учебного предмета «Биология» научные знания, умения и способы действий по освоению, интерпретации и преобразованию знаний, виды деятельности по получению нового знания и применению знаний в различных учебных ситуациях, а также в реальных жизненных ситуациях, связанных с биологией. В программе предметные результаты представлены по годам обучения.

Предметные результаты освоения учебного предмета «Биология» в 11 классе должны отражать:

сформированность знаний о месте и роли биологии в системе научного

знания естественных наук, в формировании современной естественнонаучной картины мира и научного мировоззрения, о вкладе российских и зарубежных учёных-биологов в развитие биологии, функциональной грамотности человека для решения жизненных задач; умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий: вид, популяция, генофонд, эволюция, движущие силы (факторы) эволюции, приспособленность организмов, видообразование, экологические факторы, экосистема, продуценты, консументы, редуценты, цепи питания, экологическая пирамида, биогеоценоз, биосфера; умение излагать биологические теории (эволюционная теория Ч. Дарвина, синтетическая теория эволюции), законы и закономерности (зародышевого сходства К. М. Бэра, чередования главных направлений и путей эволюции А. Н. Северцова, учения о биосфере В. И. Вернадского), определять границы их применимости к живым системам; умение владеть методами научного познания в биологии: наблюдение и описание живых систем, процессов и явлений, организация и проведение биологического эксперимента, выдвижение гипотезы, выявление зависимости между исследуемыми величинами, объяснение полученных результатов, использованных научных понятий, теорий и законов, умение делать выводы на основании полученных результатов; умение выделять существенные признаки строения биологических объектов: видов, популяций, продуцентов, консументов, редуцентов, биогеоценозов и экосистем, особенности процессов: наследственной изменчивости, естественного отбора, видообразования, приспособленности организмов, действия экологических факторов на организмы, переноса веществ и потока энергии в экосистемах, антропогенных изменений в экосистемах своей местности, круговорота веществ и биогеохимических циклов в биосфере; умение применять полученные знания для объяснения биологических процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения норм грамотного поведения в окружающей природной среде, понимание необходимости использования достижений современной биологии для рационального природопользования; умение решать элементарные биологические задачи, составлять схемы

переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); умение выполнять лабораторные и практические работы, соблюдать

правила при работе с учебным и лабораторным оборудованием; умение критически оценивать и интерпретировать информацию биологического содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников (средства массовой информации, научно-популярные материалы), рассматривать глобальные экологические проблемы современности, формировать по отношению к ним собственную позицию; умение создавать собственные письменные и устные сообщения, обобщая биологическую информацию из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии.


11 КЛАСС  

№ п/п  

 

Наименование разделов и тем программы  

 

Количество часов

 

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы  

 

Всего  

 

Контрольные

работы  

 

Практические

работы  

 

1

Эволюционная биология

 18  

1

 1  

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41cc74

2

Возникновение и развитие жизни на

Земле

 18

1

 0.5  

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41cc74

3

Организмы и окружающая среда

 10  

1

 1  

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41cc74

4

Сообщества и экологические системы

 20  

1

 

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41cc74

5

Резервное время

 2  

 

 

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41cc74

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 68

 4

 2.5  

 



 

 


 11 КЛАСС  

№ п/п  

 

Тема урока  

 

Количество часов

Дата

изучения  

 

Электронные цифровые образовательные ресурсы  

 

Всего  

 

Контрольные

работы  

 

Практические

работы  

 

1

Эволюция и методы её изучения

 1  

 

 

 

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863ea20e

2

Эволюция и методы её изучения

 

1

 

 

 

 

3

Решение задач

 

1

 

 

 

 

4

История развития представлений об эволюции

 1  

 

 

 

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863e9570

5

Микроэволюция

 1  

 

 

 

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863e9c1e

6

Популяция как элементарная единица вида и эволюции.

Лабораторная работа № 1 «Сравнение видов по морфологическому критерию»

 1  

 

 0.5  

 

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863e99c6

7

Входной контроль

1

1

 

 

 

8

Движущие силы (элементарные факторы) эволюции

 1  

 

 

 

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863e9da4

9

Движущие силы (элементарные факторы) эволюции

1

 

 

 

 

10

Решение задач

 

1

 

 

 

 

 

11

Естественный отбор и его формы

 1  

 

 

 

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863e9ed0

12

Естественный отбор и его формы 

1

 

 

 

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863eba1e

13

Решение задач

 

1

 

 

 

 

14

Результаты эволюции:

приспособленность организмов и видообразование. Лабораторная работа № 2 «Описание

приспособленности организма и её относительного характера»

 1  

 

 0.5  

 

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863e9fde

15

Направления и пути макроэволюции

 1  

 

 

 

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863e9c1e

16

Направления и пути макроэволюции

1

 

 

 

 

17

Необратимость эволюции

 

 1  

 

 

 

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863eba1e

18

Повторение и обобщение 

1

 

 

 

 

19

История жизни на Земле и методы её изучения

 1  

 

 

 

 

20

История жизни на Земле и методы её изучения

1

 

 

 

 

21

Гипотезы происхождения жизни на

Земле

 1  

 

 

 

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863ea5a6

22

Гипотезы происхождения жизни на Земле

1

 

 

 

 

 

23

Решение задач

 

1

 

 

 

 

24

Развитие жизни на Земле по эрам и периодам

 1  

 

 

 

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863ea6be

25

Развитие жизни на Земле по эрам и периодам

1

 

 

 

 

26

Решение задач

 

1

 

 

 

 

27

Повторение и обобщение 

1

 

 

 

 

28

Основные этапы эволюции растительного и животного мира.

1

 

 

 

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863eba1e

29

Проверочная работа

 

1

1

 

 

 

30

Основные этапы эволюции растительного и животного мира. Практическая работа № 1 «Изучение ископаемых остатков растений и животных в коллекциях»

 1  

 

 0.5  

 

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863ea8bc

31

Современная система органического мира

 1  

 

 

 

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863ea48e

32

Современная система органического мира

1

 

 

 

 

33

Повторение и обобщение 

 

1

 

 

 

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863eba1e

34

Повторение и обобщение 

 

1

 

 

 

 

 

35

Решение задач

 

 

 

 

 

 

36

Проверочная работа

«Возникновение и развитие жизни на Земле»

1

1

 

 

 

37

Эволюция человека (антропогенез)

 1  

 

 

 

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863eac2c

38

Эволюция человека (антропогенез)

1

 

 

 

 

39

Движущие силы (факторы) антропогенеза

 1  

 

 

 

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863ead44

40

Решение задач

 

1

 

 

 

 

41

Основные стадии эволюции человека

1

 

 

 

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863eba1e

42

Основные стадии эволюции человека

 1  

 

 

 

 

43

Человеческие расы и природные адаптации человека

 1  

 

 

 

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863eaea2

44

Человеческие расы и природные адаптации человека

1

 

 

 

 

45

Решение задач

 

1

 

 

 

 

46

Обобщение по теме «Организмы и окружающая среда»

1

 

 

 

 

47

Экология как наука

 1  

 

 

 

Основы экологических знаний. Биология, 11 класс: уроки, тесты, задания. (yaklass.ru)

 

48

Среды обитания и экологические факторы

 1  

 

 

 

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863eafec

49

Абиотические факторы.

Лабораторная работа № 3. «Морфологические особенности растений из разных мест обитания». Лабораторная работа №

4. «Влияние света на рост и развитие черенков колеуса»

 1  

 

 0.5  

 

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863eb10e

50

Биотические факторы

 1  

 

 

 

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863eb348

51

Биотические факторы 

1

 

 

 

Основы экологических знаний. Биология, 11 класс: уроки, тесты, задания. (yaklass.ru)

52

Экологические характеристики популяции. Практическая работа № 2 «Подсчёт плотности популяций разных видов растений»

 1  

 

 0.5  

 

Основы экологических знаний. Биология, 11 класс: уроки, тесты, задания. (yaklass.ru)

53

Решение задач

 

1

 

 

 

 

54

Сообщества организмов — биоценоз

 1  

 

 

 

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863eb46a

55

Экологические системы

(экосистемы)

 1  

 

 

 

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863eb46a

56

Основные показатели экосистемы.

Экологические пирамиды.

Свойства экосистем. Сукцессия

 1  

 

 

 

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863eb5fa

 

57

Природные экосистемы

 

 1  

 

 

 

Основы экологических знаний. Биология, 11 класс: уроки, тесты, задания. (yaklass.ru)

58

Антропогенные экосистемы

 

 1  

 

 

 

 

59

Антропогенные экосистемы

 

1

 

 

 

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863eba1e

60

Решение задач

 

1

 

 

 

 

61

Биосфера — глобальная экосистема Земли

 1  

 

 

 

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863ebb5e

62

Закономерности существования биосферы

 1  

 

 

 

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863ebd16

63

Повторение и обобщение  

 

 

 

 

 

64

Контрольная работа по курсу 11 класса

1

1

 

 

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863eba1e

65

Человечество в биосфере Земли

 

 1  

 

 

 

 

66

Сосуществование природы и человечества

 1  

 

 

 

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/863eba1e

67

Обобщение темы «Сообщества и экологические системы»

 1  

 

 

 

 

68

Повторение и обобщение

 

 

 

 

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО

ПРОГРАММЕ

 68

 4  

 2.5  

 


 


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

 

  Биология, 10-11 классы/ Андреева Н.Д., Общество с ограниченной ответственностью «ИОЦ МНЕМОЗИНА»

  Биология, 11 класс/ Пасечник В.В., Каменский А.А., Рубцов A.M. и другие

/Под ред. Пасечника В.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1.   Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. - Биология. 10 класс.

Методическое пособие.- М., Вентана - Граф, 2019;

2.   Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. - Биология. 11 класс. Методическое пособие.- М., Вентана - Граф, 2019.

3.   Пасечник В.В. Биология. 11 класс. Рабочая тетрадь. – М.; «ВентанаГраф».

 

 

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ

ИНТЕРНЕТ

1.       «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (http://schoolcollection.edu.ru/).

2.       https://resh.edu.ru/subject/5/

3.       http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология».  

4.       http://bio-ximik.narod.ru/bio/bio.htm - строение клеток  

5.       http://biokhimija.ru/lekcii-po-biohimii.html - биохимия  

6.       http://evolution2.narod.ru/index.htm - эволюция  

7.       http://nrc.edu.ru/est/r4/ - биологическая картина мира  

8.       http://planete-zemlya.ru/ - Планета Земля  

9.       http://ecologysite.narod.ru/index.html - экология  

10.   http://bio-nica.narod.ru/index.html - бионика

 

Оценка устного ответа учащихся Отметка "5" ставится в случае:

1.                 Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2.                 Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3.                 Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

1.   Знание всего изученного программного материала.

2.   Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3.   Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи. Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1.                 Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2.                 Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3.                 Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1.                 Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2.                 Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3.                 Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "1":

нет ответа

1. Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

 

Отметка "5" ставится, если ученик:

1)  правильно определил цель опыта;

2)  выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3)  самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4)  научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

5)  проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1.   опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2.   или было допущено два-три недочета;

3.   или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4.   или эксперимент проведен не полностью;

5.   или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1.                 правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2.                 или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3.                 опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4.                 допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1.                 не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2.                 или    опыты,        измерения, вычисления,        наблюдения         производились неправильно;

3.                 или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

4.                 допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка "1" ставится, если отсутствует лабораторная работа.

 

1. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик: 1. выполнил работу без ошибок и недочетов; 2) допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1.   не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2.   или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1.   не более двух грубых ошибок;

2.   или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3.   или не более двух-трех негрубых ошибок;

4.   или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5.   или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1.   допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2.   или если правильно выполнил менее половины работы.

Отметка "1" ставится, если отсутствует работа. Оценка умений решать задачи Отметка «5»:

в оформлении и решении нет ошибок, задача решена.

Отметка «4»: в оформлении и решении нет существенных ошибок, но есть неточности, задача решена.

Отметка «3»:

в оформлении есть неточности, допущена существенная ошибка в расчетах.

Отметка «2»: имеются существенные ошибки в оформлении, логическом рассуждении и решении.

Отметка «1»: задача не решена.

 

1. Оценка тестовые работы (на основе рекомендаций представленных В.В. Пасечник «Диагностические работы»)

Для перевода баллов в традиционную школьную отметку используется следующая шкала:

Отметка «5»:выполнено 80-100%

Отметка «4»: выполнено 60-79%

Отметка «3»: выполнено 40-59%

Отметка «2»: выполнено менее 40%

Отметка «1»: не приступил к выполнению.

1. Нормы оценки мультимедийной презентации

СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ

Максимальное количество баллов

Титульный слайд с заголовком

5

Минимальное количество – 10 слайдов

5

ОБЩИЕ БАЛЛЫ

Окончательная оценка:

«2» - менее 30 баллов

«1» - обучающийся не приступал к работе.

 

1. Оценка проекта

Таблица 1. Критериальное оценивание проекта в целом.

Баллы

Критерии и уровни

 

Целеполагание и планирование

0

Цель не сформулирована

5

Определена цель, но не обозначены пути её достижения

10

Определена и ясно описана цель, и представлено связное описание её достижения

 

Сбор информации, определение ресурсов

0

Большинство источников информации не относится к сути работы

5

Работа содержит ограниченное количество информации из ограниченного количества подходящих источников

10

Работа содержит достаточно полную информацию, использован широкий спектр подходящих источников

 

Обоснование актуальности выбора, анализ использованных средств

0            Большая часть работы не относится к сути проекта, неадекватно подобраны используемые средства

5 В работе в основном достигаются заявленные цели, выбранные средства относительно подходящие, но недостаточны

 

10          Работа целостная на всём протяжении, выбранные средства использованы уместно и эффективно

             Анализ и творчество

0            Размышления описательного характера, не использованы возможности творческого подхода

5            Есть попытка к размышлению и личный взгляд на тему, но нет серьёзного анализа, использованы элементы творчества

10          Личные размышления с элементами аналитического вывода, но анализ недостаточно глубокий, использован творческий подход

15          Глубокие размышления, собственное видение и анализ идеи, и отношение к ней

             Организация письменной части

0            Письменная работа плохо организована, не структуирована, есть ошибки в оформлении

5        Работа в основном упорядочена, уделено внимание оформлению 10 Чёткая структура всей работы, грамотное оформление.       Анализ процесса и итогового результата

0            Обзор представляет собой простой пересказ порядка работы

5            Последовательный обзор работы, анализ целей и результата

10          Исчерпывающий обзор работы, анализ цели, результата и проблемных ситуаций

             Личная вовлечённость и отношение к работе

0            Работа шаблонная, мало соответствующая требованиям, предъявляемым к проекту

5            Работа отвечает большинству требований, в основном самостоятельная

10          Полностью самостоятельная работа, отвечающая всем требованиям.

 

Таблица 2. Критериальное оценивание доклада проекта

Баллы

Критерии и уровни

 

Качество доклада

0

Композиция доклада не выстроена, работа и результаты, не представлены в полном объёме.

1

Композиция доклада выстроена; работа и её результаты представлены, но не в полном объёме.

2

Композиция доклада выстроена; работа и её результаты представлены достаточно полно, но речь неубедительна.

 

3

Выстроена композиция доклада, в нём в полном объёме представлена работа и её результаты; основные позиции проекта аргументированы; убедительность речи и убеждённость оратора.

 

Объём и глубина знаний по теме

0

Докладчик не обладает большими и глубокими знаниями по теме; межпредметные связи не отражены

1

Докладчик показал большой объём знаний по теме, но знания неглубокие; межпредметные связи не отражены.

2

Докладчик показал большой объём знаний по теме. Знания глубокие; межпредметные связи не отражены.

3

Докладчик показал большой объём знаний по теме, знания глубокие; отражены межпредметные связи.

 

Педагогическая ориентация

0

Докладчик перед аудиторией держится неуверенно; регламент не выдержан, не смог удержать внимание аудитории в течение всего выступления; использованные наглядные средства не раскрывают темы работы.

1

Докладчик держится перед аудиторией уверенно, выдержан регламент выступления; но отсутствует культура речи, не использованы наглядные средства.

2

Докладчик держится перед аудиторией уверенно, обладает культурой речи, использовались наглядные средства, но не выдержан регламент выступления, не удалось удержать внимание аудитории в течение всего выступления.

3

Докладчик обладает культурой речи, уверенно держится перед аудиторией; использовались наглядные средства; регламент выступления выдержан, в течение всего выступления удерживалось внимание аудитории

 

Ответы на вопросы

0

Не даёт ответа на заданные вопросы.

1

Ответы на вопросы не полные, нет убедительности, отсутствуют аргументы.

2

Докладчик убедителен, даёт полные, аргументированные ответы, но не стремиться раскрыть через ответы сильные стороны работы, показать её значимость.

3

Докладчик убедителен, даёт полные, аргументированные ответы на вопросы, стремится использовать ответы для раскрытия темы и сильных сторон работы.

 

 

Деловые и волевые качества докладчика

0

Докладчик не стремится добиться высоких результатов, не идёт на контакт, не готов к дискуссии.

1                              Докладчик желает достичь высоких результатов, готов к дискуссии, но ведёт её с оппонентами в некорректной форме

2                              Докладчик не стремиться к достижению высоких результатов, но доброжелателен, легко вступает с оппонентами в диалог.

3                              Докладчик проявляет стремление к достижению высоких результатов, готов к дискуссии, доброжелателен, легко идёт на контакт.

 

Таблица 3. Критериальное оценивание компьютерной презентации.

Баллы

Критерии и уровни

 

Информационная нагрузка слайдов

0

Не все слайды имеют информационную нагрузку

1

Каждый слайд имеет информационную нагрузку

 

Соблюдение последовательности в изложении

0

Не соблюдается последовательность в изложении материала

1

Соблюдается последовательность изложения материала

 

Цветовое оформление слайдов

0

В оформлении слайдов используется большое количество цветов

1

Количество цветов, использованных для оформления слайда, соответствует норме (не более трёх)

 

Подбор шрифта

0

Величина шрифта, сочетание шрифта не соответствует норме

1

Величина шрифта, сочетание шрифта соответствует норме

 

Таблицы и графики

0

Таблицы и графики содержат избыток информации. Плохо читаемы

1

Таблицы и графики содержат необходимую информацию, хорошо читаемы

 

Карты

0

Отсутствует название карты, не указан масштаб, условные обозначения

1

Карта имеет название, указан масштаб, условные обозначения

 

Иллюстрации

0

Иллюстрации, фотографии не содержат информацию по теме

1

Иллюстрации, фотографии содержат информацию по теме

 

Анимация

0

Мешает восприятию информационной нагрузки слайдов

1

Усиливает восприятие информационной нагрузки слайдов

 

Музыкальное сопровождение

0

Мешает восприятию информации

1

Усиливает восприятие информации

 

Объём электронной презентации

0

Объём презентации превышает норму – 7Мб

1

Объём презентации соответствует норме

 

Все группы навыков, представленные в таблицах – это неслучайный набор, а элементы системы. Если исключить хотя бы один элемент, система учебной деятельности рассыплется, и, следовательно, проект не может быть выполнен. Количество набранных учащимися баллов соотносим с «5» бальной шкалой оценок:

-   86 - 100 баллов - «5»

-   70 - 85 баллов - «4»

-   50 - 69 баллов –«3»

В       соответствии       с        механизмом         критериального   оценивания неудовлетворительная оценка учебного проекта должна быть выставлена в следующих случаях:

-отказ от исполнения проекта;

-нет продукта (= нет технологической фазы проекта);

-нет отчёта (= нет рефлексии);

-нет презентации (= нет коммуникации);

-проект не выполнен к сроку (= нет организационных навыков);

-проект выполнен без учёта имеющихся ресурсов («хромают» организационные навыки).

Оценивание учебных проектов с помощью методики критериального оценивания позволяет снять субъективность в получаемых оценках. После того, как баллы за проект выставлены, ученику следует дать возможность поразмышлять. Что лично ему дало выполнение этого учебного задания, что у него не получилось и почему (непонимание, неумение, недостаток информации и т.д.); если обнаружились объективные причины неудач, то как их следует избежать в будущем; если всё прошло успешно, то в чём залог этого успеха. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и других.

 


 


 

Рабочая программа учебного предмета " Биологии " базовый уровень.

Рабочая программа учебного предмета " Биологии " базовый уровень.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА При разработке программы по биологии теоретическую основу для определения подходов к формированию содержания учебного предмета «Биология» составили: концептуальные положения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА При разработке программы по биологии теоретическую основу для определения подходов к формированию содержания учебного предмета «Биология» составили: концептуальные положения

Усиление внимания к прикладной направленности учебного предмета «Биология» продиктовано необходимостью обеспечения условий для решения одной из актуальных задач школьного биологического образования, которая предполагает формирование у…

Усиление внимания к прикладной направленности учебного предмета «Биология» продиктовано необходимостью обеспечения условий для решения одной из актуальных задач школьного биологического образования, которая предполагает формирование у…

Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка как биологическая система», «Организм как биологическая система», «Система и многообразие органического мира», «Эволюция живой природы», «Экосистемы и присущие…

Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка как биологическая система», «Организм как биологическая система», «Система и многообразие органического мира», «Эволюция живой природы», «Экосистемы и присущие…

Для изучения биологии на базовом уровне среднего общего образования отводится 68 часов: в 11 классе – 68 часов (2 часа в неделю)

Для изучения биологии на базовом уровне среднего общего образования отводится 68 часов: в 11 классе – 68 часов (2 часа в неделю)

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 11

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 11

Таблицы и схемы: «Развитие органического мира на

Таблицы и схемы: «Развитие органического мира на

Система органического мира как отражение эволюции

Система органического мира как отражение эволюции

Экология как наука. Задачи и разделы экологии

Экология как наука. Задачи и разделы экологии

Экологические пирамиды: продукции, численности, биомассы

Экологические пирамиды: продукции, численности, биомассы

Российской Федерации, изображения охраняемых видов растений и животных

Российской Федерации, изображения охраняемых видов растений и животных

Родиной, гордости за свой край, свою

Родиной, гордости за свой край, свою

Земле, основе её существования; повышение уровня экологической культуры: приобретение опыта планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем…

Земле, основе её существования; повышение уровня экологической культуры: приобретение опыта планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем…

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей природной среде, умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их; наличие развитого экологического мышления, экологической культуры, опыта…

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей природной среде, умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их; наличие развитого экологического мышления, экологической культуры, опыта…

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Интернете), анализировать информацию различных видов и форм представления, критически оценивать её достоверность и непротиворечивость; формулировать запросы и применять различные методы при поиске и отборе биологической…

Интернете), анализировать информацию различных видов и форм представления, критически оценивать её достоверность и непротиворечивость; формулировать запросы и применять различные методы при поиске и отборе биологической…

Овладение универсальными коммуникативными действиями: 1) общение: осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, активно участвовать в диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы (умение задавать вопросы,…

Овладение универсальными коммуникативными действиями: 1) общение: осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, активно участвовать в диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы (умение задавать вопросы,…

Овладение универсальными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных и учебных ситуациях; выбирать на основе биологических знаний…

Овладение универсальными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных и учебных ситуациях; выбирать на основе биологических знаний…

Предметные результаты освоения программы

Предметные результаты освоения программы

безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения норм грамотного поведения в окружающей природной среде, понимание необходимости использования достижений современной биологии для рационального природопользования; умение…

безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения норм грамотного поведения в окружающей природной среде, понимание необходимости использования достижений современной биологии для рационального природопользования; умение…

КЛАСС № п/п

КЛАСС № п/п

Рабочая программа учебного предмета " Биологии " базовый уровень.

Рабочая программа учебного предмета " Биологии " базовый уровень.

Рабочая программа учебного предмета " Биологии " базовый уровень.

Рабочая программа учебного предмета " Биологии " базовый уровень.

КЛАСС № п/п

КЛАСС № п/п

Решение задач 1 11

Решение задач 1 11

История жизни на Земле и методы её изучения 1 21

История жизни на Земле и методы её изучения 1 21

Основные этапы эволюции растительного и животного мира

Основные этапы эволюции растительного и животного мира

Решение задач 1 41

Решение задач 1 41

Абиотические факторы. Лабораторная работа № 3

Абиотические факторы. Лабораторная работа № 3

Основные показатели экосистемы

Основные показатели экосистемы

Обобщение темы «Сообщества и экологические системы» 1 68

Обобщение темы «Сообщества и экологические системы» 1 68

Рабочая программа учебного предмета " Биологии " базовый уровень.

Рабочая программа учебного предмета " Биологии " базовый уровень.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в…

Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в…

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "2" ставится, если ученик: 1

Отметка "2" ставится, если ученик: 1

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил: 1

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил: 1

Отметка «2»: выполнено менее 40%

Отметка «2»: выполнено менее 40%

Оценка проекта Таблица 1. Критериальное оценивание проекта в целом

Оценка проекта Таблица 1. Критериальное оценивание проекта в целом

Работа в основном упорядочена, уделено внимание оформлению 10

Работа в основном упорядочена, уделено внимание оформлению 10

Докладчик перед аудиторией держится неуверенно; регламент не выдержан, не смог удержать внимание аудитории в течение всего выступления; использованные наглядные средства не раскрывают темы работы

Докладчик перед аудиторией держится неуверенно; регламент не выдержан, не смог удержать внимание аудитории в течение всего выступления; использованные наглядные средства не раскрывают темы работы

Не все слайды имеют информационную нагрузку 1

Не все слайды имеют информационную нагрузку 1

Количество набранных учащимися баллов соотносим с «5» бальной шкалой оценок: - 86 - 100 баллов - «5» - 70 - 85 баллов - «4» -…

Количество набранных учащимися баллов соотносим с «5» бальной шкалой оценок: - 86 - 100 баллов - «5» - 70 - 85 баллов - «4» -…

Рабочая программа учебного предмета " Биологии " базовый уровень.

Рабочая программа учебного предмета " Биологии " базовый уровень.

Рабочая программа учебного предмета " Биологии " базовый уровень.

Рабочая программа учебного предмета " Биологии " базовый уровень.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2024