Приложение 1.8
Министерство образования и науки Удмуртской республики
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Удмуртской Республики
«Ижевский техникум индустрии питания»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОУП.08 АСТРОНОМИЯ
программы подготовки специалиста среднего звена
по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
на базе основного общего образования
Ижевск
2019
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 с изменениями и дополнениями от 29 июня 2017 г.) и примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» (2018 г.).
Организация-разработчик: бюджетное профессиональное образовательное учреждение Удмуртской Республики «Ижевский техникум индустрии питания».
Разработчик:
Сметанина Галина Сергеевна - методист БПОУ УР «Ижевский техникум индустрии питания».
Рекомендована к использованию экспертным советом БПОУ УР «Ижевский техникум индустрии питания»
Пр. № 1 от «30» августа 2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОго предмета |
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОго предмета |
10 |
3. условия реализации рабочей программы УЧЕБНОго предмета |
15 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения УЧЕБНОго предмета
|
17 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОУП.08 Астрономия
1.1. Область применения программы
Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета «Астрономия» предназначена для изучения основных вопросов астрономии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной образовательной программы (ООП) СПО на базе основного общего образования по программе подготовки специалиста среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
Программа учебного предмета «Астрономия» разработана в соответствии с Приказом Минобрнауки России «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» от 29 июня 2017 г. № 613; на основании Письма Минобрнауки России «Об организации изучения учебного предмета “Астрономия”» от 20 июня 2017 г. № ТС-194/08; с учетом требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Астрономия», на основании Примерной программы общеобразовательной дисциплины «Астрономия», рекомендованной Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральный институт развития образования».
1.2. Место учебного предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебный предмет «Астрономия» входит в состав предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования и изучается в цикле общих учебных предметов раздела общеобразовательной подготовки учебного плана ООП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
1.3. Цели и задачи учебного предмета - требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение содержания учебного предмета «Астрономия» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
· личностных:
Л1 - сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития астрономической науки;
Л2 - устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии;
Л3 - умение анализировать последствия освоения космического пространства для жизни и деятельности человека;
· метапредметных:
° Регулятивные УУД
Р1 - умение использовать при выполнении практических заданий по астрономии такие мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон астрономических явлений, процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
° Познавательные УУД
П1 - владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем, возникающих при выполнении практических заданий по астрономии;
П2 - умение использовать различные источники по астрономии для получения достоверной научной информации, умение оценить ее достоверность;
° Коммуникативные УУД
К1 - владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения по различным вопросам астрономии, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме астрономического характера, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий;
· предметных:
ПР1 - сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
ПР2 - понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
ПР3 - владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
ПР4 - сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
ПР5 - осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.
Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся
Содержание обучения
|
Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение |
Познакомиться с предметом изучения астрономии. Определить роль астрономии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Определить значение астрономии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования |
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АСТРОНОМИИ |
|
Астрономия в древности (Аристотель, Гиппарх Никейский и Птолемей)
|
Познакомиться с представлениями о Вселенной древних ученых. Определить место и значение древней астрономии в эволюции взглядов на Вселенную |
Звездное небо (изменение видов звездного неба в течение суток, года) |
Использовать карту звездного неба для нахождения координат светила. Приводить примеры практического использования карты звездного неба |
Летоисчисление и его точность (солнечный и лунный, юлианский и григорианский календари, проекты новых календарей)
|
Познакомиться с историей создания различных календарей. Определить роль и значение летоисчисления для жизни и деятельности человека. Определить значение использования календарей при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования |
Оптическая астрономия (цивилизационный запрос, телескопы) |
Познакомиться с инструментами оптической (наблюдательной) астрономии. Определить роль наблюдательной астрономии в эволюции взглядов на Вселенную. Определить взаимосвязь развития цивилизации и инструментов наблюдения. Определить значение наблюдений при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования |
Изучение околоземного пространства (история советской космонавтики, современные методы изучения ближнего космоса) |
Познакомиться с историей космонавтики и проблемами освоения космоса. Определить значение освоения ближнего космоса для развития человеческой цивилизации и экономического развития России. Определить значение знаний об освоении ближнего космоса для профессий и специальностей среднего профессионального образования |
Астрономия дальнего космоса (волновая астрономия, наземные и орбитальные телескопы, современные методы изучения дальнего космоса) |
Познакомиться с проблемами освоения дальнего космоса. Определить значение освоения дальнего космоса для развития человеческой цивилизации и экономического развития России. Определить значение знаний об освоении дальнего космоса для профессий и специальностей среднего профессионального образования |
УСТРОЙСТВО СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ |
|
Происхождение Солнечной системы
|
Познакомиться с различными теориями происхождения Солнечной системы. Определить значение знаний о происхождении Солнечной системы для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования |
Видимое движение планет (видимое движение и конфигурации планет) |
Познакомиться с понятиями «конфигурация планет», «синодический период», «сидерический период», «конфигурации планет и условия их видимости». Научиться проводить вычисления для определения синодического и сидерического (звездного) периодов обращения планет. Определить значение знаний о конфигурации планет для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования |
Система Земля — Луна
|
Познакомиться с системой Земля — Луна (двойная планета). Определить значение исследований Луны космическими аппаратами. Определить значение пилотируемых космических экспедиций на Луну. Определить значение знаний о системе Земля — Луна для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования |
Природа Луны
|
Познакомиться с физической природой Луны, строением лун ной поверхности, физическими условиями на Луне. Определить значение знаний о природе Луны для развития человеческой цивилизации. Определить значение знаний о природе Луны для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования |
Планеты земной группы
|
Познакомиться с планетами земной группы. Определить значение знаний о планетах земной группы для развития человеческой цивилизации. Определить значение знаний о планетах земной группы для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования |
Планеты-гиганты
|
Познакомиться с планетами-гигантами. Определить значение знаний о планетах-гигантах для развития человеческой цивилизации. Определить значение знаний о планетах-гигантах для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования |
Малые тела Солнечной системы (астероиды, метеориты, кометы, малые планеты)
|
Познакомиться с малыми телами Солнечной системы. Определить значение знаний о малых телах Солнечной системы для развития человеческой цивилизации. Определить значение знаний о малых телах Солнечной системы для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования |
Общие сведения о Солнце
|
Познакомиться с общими сведениями о Солнце. Определить значение знаний о Солнце для развития человеческой цивилизации. Определить значение знаний о Солнце для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования |
Солнце и жизнь Земли
|
Изучить взаимосвязь существования жизни на Земле и Солнца. Определить значение знаний о Солнце для существования жизни на Земле. Определить значение знаний изучения Солнца как источника жизни на Земле для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования
|
Небесная механика (законы Кеплера, открытие планет) |
Изучить законы Кеплера. Определить значение законов Кеплера для изучения небесных тел и Вселенной. Определить значение законов Кеплера для открытия новых планет |
Исследование Солнечной системы (межпланетные экспедиции, космические миссии и межпланетные космические аппараты) |
Познакомиться с исследованиями Солнечной системы. Определить значение межпланетных экспедиций для развития человеческой цивилизации. Определить значение современных знаний о межпланетных экспедициях для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования |
СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ |
|
Расстояние до звезд
|
Изучить методы определения расстояний до звезд. Определить значение знаний об определении расстояний до звезд для изучения Вселенной. Определить значение знаний об определении расстояний до звезд для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования |
Физическая природа звезд
|
Познакомиться с физической природой звезд. Определить значение знаний о физической природе звезд для человека. Определить значение современных знаний о физической природе звезд для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования |
Виды звезд
|
Познакомиться с видами звезд. Изучить особенности спектральных классов звезд. Определить значение современных астрономических открытий для человека. Определить значение современных знаний о Вселенной для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования |
Звездные системы. Экзопланеты
|
Познакомиться со звездными системами и экзопланетами. Определить значение современных астрономических знаний о звездных системах и экзопланетах для человека. Определить значение этих знаний для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования |
Наша Галактика — Млечный путь (галактический год)
|
Познакомиться с представлениями и научными изысканиями о нашей Галактике, с понятием «галактический год». Определить значение современных знаний о нашей Галактике для жизни и деятельности человека. Определить значение современных знаний о Вселенной для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования |
Другие галактики
|
Познакомиться с различными галактиками и их особенностями. Определить значение знаний о других галактиках для развития науки и человека. Определить значение современных знаний о Вселенной для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования |
Происхождение галактик
|
Познакомиться с различными гипотезами и учениями о происхождении галактик. Определить значение современных астрономических знаний о происхождении галактик для человека. Определить значение современных знаний о происхождении галактик для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования
|
Эволюция галактик и звезд |
Познакомиться с эволюцией галактик и звезд. Определить значение знаний об эволюции галактик и звезд для человека. Определить значение современных знаний об эволюции галактик и звезд для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования |
Жизнь и разум во Все- ленной
|
Познакомиться с различными гипотезами о существовании жизни и разума во Вселенной. Определить значение изучения проблем существования жизни и разума во Вселенной для развития человеческой цивилизации. Определить значение современных знаний о жизни и разуме во Вселенной для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования
|
Вселенная сегодня: астрономические открытия
|
Познакомиться с достижениями современной астрономической науки. Определить значение современных астрономических открытий для человека. Определить значение современных знаний о Вселенной для освоения профессий и специальностей среднего профессионального образования |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебного предмета: объем образовательной программы - 36 часов, в том числе во взаимодействии с преподавателем – 36 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Объем образовательной программы |
36 |
Объем образовательной программы во взаимодействии с преподавателем в том числе: - теоретическое обучение - практические занятия |
36
18 18 |
Промежуточная аттестация - дифференцированный зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебного предмета ОУП.08 Астрономия
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объём часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Астрономия |
|
|
Введение
|
Л1, П1, ПР2, ПР4 Содержание учебного материала |
2 |
1 |
Входной контроль. Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики. |
|||
Раздел 1. История развития астрономии
|
4 |
|
|
Тема 1.1 Астрономия в древности. Звездное небо. Летоисчисление и его точность. |
Л2, П1, К1, ПР2 Содержание учебного материала |
1
|
2 |
Астрономия Аристотеля как «наиболее физическая из математических наук». Космология Аристотеля. Гиппарх Никейский: первые математические теории видимого движения Солнца и Луны и теории затмений. Птолемей (астрономия как «математическое изучение неба»). Создание первой универсальной математической модели мира на основе принципа геоцентризма. Звездное небо (изменение видов звездного неба в течение суток, года). Летоисчисление и его точность (солнечный и лунный, юлианский и григорианский календари, проекты новых календарей). |
|||
Л1, Р1, П1, К1, ПР3 Практическое занятие №1: «Работа с подвижной картой звездного неба. Наблюдение звездного неба». |
1 |
||
Тема 1.2 Оптическая астрономия. Изучение околоземного пространства. Астрономия дальнего космоса |
Л2, Л3, П2, К1, ПР5 Содержание учебного материала |
1 |
2 |
Оптическая астрономия (цивилизационный запрос, телескопы: виды, характеристики, назначение). Изучение околоземного пространства (история советской космонавтики, современные методы изучения ближнего космоса). Астрономия дальнего космоса (волновая астрономия, наземные и орбитальные телескопы, современные методы изучения дальнего космоса). |
|||
Л1, Л2, Л3, Р1, П1, П2, К1, ПР4, ПР5 Практическое занятие №2: «Современные методы изучения ближнего и дальнего космоса и новые достижения в этой области» (Изучение с использованием картографического сервиса Google Maps и др. https://hi-news. ru/tag/kosmos) |
1 |
||
Раздел 2. Устройство Солнечной системы
|
16 |
|
|
Тема 2.1 Система «Земля — Луна». Природа Луны |
Л1, П1, ПР2, ПР3 Содержание учебного материала |
2 |
2 |
Система «Земля — Луна» (основные движения Земли, форма Земли. Луна — спутник Земли. Солнечные и лунные затмения). Природа Луны (физические условия на Луне. Поверхность Луны, лунные породы). |
|||
Л1, Р1, П1, К1, ПР2, ПР3 Практическое занятие №3: «Луна – спутник Земли. Солнечные и лунные затмения». |
2
|
||
Тема 2.2 Планеты земной группы |
Л1, Л3, Р1, П2, К1, ПР1, ПР3 Практическое занятие №4: «Сравнительная характеристика планет земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс) с применением сервиса Google Maps». |
2 |
2 |
Тема 2.3 Планеты-гиганты |
Л1, Л3, Р1, П2, К1, ПР1, ПР3 Практическое занятие №5: «Сравнительная характеристика планет-гигантов (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун) с применением сервиса Google Maps». |
2 |
2 |
Тема 2.4 Малые тела Солнечной системы |
Л1, Л2, Л3, К1, ПР1, ПР3, ПР4 Содержание учебного материала Закономерность в расстояниях планет от Солнца. Орбиты астероидов. Два пояса астероидов: Главный пояс (между орбитами Марса и Юпитера) и пояс Койпера (за пределами орбиты Нептуна; Плутон — один из крупнейших астероидов этого пояса). Физические характеристики астероидов. Метеориты. Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки). Понятие об астероидно-кометной опасности. |
2 |
|
Л1, Л2, Л3, Р1, К1, ПР1, ПР3, ПР4 Практическое занятие №6: «Физические характеристики астероидов, метеоритов, комет». |
2 |
||
Тема 2.5 Исследования Солнечной системы |
Л1, Л2, Л3, ПР1, ПР3, ПР4, ПР5 Содержание учебного материала Исследования Солнечной системы. Межпланетные космические аппараты, используемые для исследования планет. Новые научные исследования Солнечной системы. |
2 |
2 |
|
Л1, Л2, Л3, Р1, К1, ПР3, ПР4, ПР5 Практическое занятие №7: «Посещение международной космической станции с помощью сервиса Google Maps». |
2 |
|
Раздел 3. Строение и эволюция Вселенной |
14 |
|
|
Тема 3.1 Расстояние до звезд. Пространственные скорости звезд |
Л1, П1, ПР1, ПР3 Содержание учебного материала |
1
|
2 |
Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины). Пространственные скорости звезд (собственные движения и тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд).
|
|||
Л1, Р1, П1, К1, ПР1, ПР3 Практическое занятие №8: «Решение задач на определение расстояний по годичным параллаксам».
|
1 |
||
Тема 3.2 Физическая природа звезд. Виды звезд. Звездные системы. Экзопланеты |
Л1, П1, ПР1, ПР2, ПР3 Содержание учебного материала |
2 |
2 |
Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности). Связь между физическими характеристиками звезд (диаграмма «спектр — светимость», соотношение «масса — светимость», вращение звезд различных спектральных классов. Двойные звезды (оптические и физические двойные звезды, определенных масс звезды из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд). Открытие экзопланет — планет, движущихся вокруг звезд. Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые). |
|||
Л1, Р1, П1, К1, ПР1, ПР2, ПР3 Практическое занятие №9: «Физическая природа звезд». |
2 |
||
Тема 3.3 Наша Галактика |
Л1, П1, ПР1, ПР2, ПР3 Содержание учебного материала |
1 |
2 |
|
Наша Галактика (состав нашей галактики — звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля). Строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней. Сверхмассивная черная дыра в центре Галактики. Радиоизлучение Галактики. Загадочные гамма-всплески. Другие галактики (открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары и сверхмассивные черные дыры в ядрах галактик). |
||
Л1, Р1, П1, К1 ПР1, ПР2, ПР3 Практическое занятие №10: «Наша галактика» |
1 |
||
Тема 3.4 Метагалактика. Происхождение галактик |
Л1, П1, ПР1, ПР2, ПР3 Содержание учебного материала |
1
|
2 |
Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной. Расширение Метагалактики, гипотеза «горячей Вселенной», космологические модели Вселенной, открытие ускоренного расширения Метагалактики). |
|||
Р1, П1, К1, ПР1, ПР2, ПР3. Практическое занятие №11: «Метагалактика» |
1 |
|
|
Тема 3.5 Происхождение и эволюция звезд. Происхождение планет |
Л1, П1, ПР1, ПР2, ПР3 Содержание учебного материала |
1 |
2 |
Происхождение и эволюция звезд (возраст галактик и звезд). Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет). |
|||
Р1, П1, К1, ПР1, ПР2, ПР3. Практическое занятие №12: «Происхождение и эволюция звезд и планет».
|
1 |
||
Тема 3.6 Жизнь и разум во Вселенной |
Л1, П1, ПР1, ПР2, ПР3 Содержание учебного материала |
1 |
2 |
Эволюция Вселенной и жизнь. Проблема внеземных цивилизаций. |
|||
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет |
1 |
||
Всего: |
36 |
|
Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Освоение программы учебного предмета «Астрономия» предполагает использование в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ООП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета физики, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебного предмета «Астрономия» входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых-астрономов, модели и др.);
• средства информационно-коммуникационных технологий;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Астрономия», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ООП СПО на базе основного общего образования.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
1. Астрономия: учебник для проф. образоват. организаций / [Е.В. Алексеева, П.М. Скворцов, Т.С. Фещенко, Л.А. Шестакова], под ред. Т.С. Фещенко. — М.: «Академия», 2018. – 256 с.
Дополнительная литература:
1. Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия. 11 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2005.
2. Субботин Г.П. Сборник задач по астрономии: задания, упражнения, тесты. – М.: Аквариум, 1997.
Интернет-ресурсы:
Астрономическое общество. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. sai.msu.su/EAAS
Гомулина Н. Н. Открытая астрономия / под ред. В. Г. Сурдина. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. college.ru/astronomy/course/content/index.htm
Государственный астрономический институт им. П. К. Штернберга МГУ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. sai.msu.ru
Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н. В. Пушкова РАН. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.izmiran.ru
Компетентностный подход в обучении астрономии по УМК В.М. Чаругина. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=TKNGOhR3w1s&feature=youtu.be
Корпорация Российский учебник. Астрономия для учителей физики. Серия вебинаров.
Часть 1. Преподавание астрономии как отдельного предмета. [Электронный ре- сурс] — Режим доступа: https://www. youtube.com/watch?v=YmE4YLArZb0
Часть 2. Роль астрономии в достижении учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы СОО. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www. youtube.com/watch?v=gClRXQ-qjaI
Часть 3. Методические особенности реализации курса астрономии в урочной и внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС СОО. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www. youtube.com/watch?v=Eaw979Ow_c0
Новости космоса, астрономии и космонавтики. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.astronews.ru/
Общероссийский астрономический портал. Астрономия РФ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://xn--80aqldeblhj0l.xn--p1ai/
Российская астрономическая сеть. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// www.astronet.ru
Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.krugosvet.ru
Энциклопедия «Космонавтика». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia
http://www.astro.websib.ru/
http://www.myastronomy.ru
http://class-fizika.narod.ru
https://sites.google.com/site/astronomlevitan/plakaty
http://earth-and-universe.narod.ru/index.html
http://catalog.prosv.ru/item/28633
http://www.planetarium-moscow.ru/
https://sites.google.com/site/auastro2/levitan
http://www.gomulina.orc.ru/
http://www.myastronomy.ru
Дата последнего посещения сайтов 30.08.2019 г.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только знания и умения, но и сформированность универсальных учебных действий.
Результаты (УУД) |
Основные показатели оценки результатов |
Формы и методы контроля и оценки |
Личностные
|
Знает: - научную картину мира, соответствующую современному уровню развития астрономической науки. Умеет: - анализировать последствия освоения космического пространства для жизни и деятельности человека. Способен и готов: - проявлять устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии.
|
Входной контроль: тестовые задания Тематический контроль: экспертная оценка практического занятия, экспертная оценка творческой работы, тестирование, графический диктант. Экспертное наблюдение участия во внеурочных мероприятиях техникума. Экспертное наблюдение и оценка участия в республиканских, всероссийских олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах, форумах Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет
|
Метапредметные: Регулятивные |
Умеет: - использовать при выполнении практических заданий по астрономии такие мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон астрономических явлений, процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере. |
|
Познавательные |
Умеет: - использовать различные источники по астрономии для получения достоверной научной информации, оценить ее достоверность. Владеет: - навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем, возникающих при выполнении практических заданий по астрономии. |
|
Коммуникативные:
|
Владеет: - языковыми средствами: ясно, логично и точно излагает свою точку зрения по различным вопросам астрономии, использует языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме астрономического характера, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий. |
|
Предметные |
Знает: - о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной; - о сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; - о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии; - роль отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области. Владеет: - основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой
|
|
Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
1. Астрономия — древнейшая из наук.
2. Современные обсерватории.
3. Об истории возникновения названий созвездий и звезд.
4. История календаря.
5. Хранение и передача точного времени.
6. История происхождения названий ярчайших объектов неба.
7. Прецессия земной оси и изменение координат светил с течением времени.
8. Системы координат в астрономии и границы их применимости.
9. Античные представления философов о строении мира.
10. Точки Лагранжа.
11. Современные методы геодезических измерений.
12. История открытия Плутона и Нептуна.
13. Конструктивные особенности советских и американских космических аппаратов.
14. Полеты АМС к планетам Солнечной системы.
15. Проекты по добыче полезных ископаемых на Луне.
16. Самые высокие горы планет земной группы.
17. Современные исследования планет земной группы АМС.
18. Парниковый эффект: польза или вред?
19. Полярные сияния.
20. Самая тяжелая и яркая звезда во Вселенной.
21. Экзопланеты.
22. Правда и вымысел: белые и серые дыры.
23. История открытия и изучения черных дыр.
24. Идеи множественности миров в работах Дж. Бруно.
25. Идеи существования внеземного разума в работах философов-космистов.
26. Проблема внеземного разума в научно-фантастической литературе.
27. Методы поиска экзопланет.
28. История радиопосланий землян другим цивилизациям.
29. История поиска радиосигналов разумных цивилизаций.
30. Методы теоретической оценки возможности обнаружения внеземных цивилизаций на современном этапе развития землян.
31. Проекты переселения на другие планеты: фантазия или осуществимая реальность.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.