Приложение к образовательной программе начального общего образования, утвержденной приказом от 31.08.2020 г. № 211 с изменениями от 31.08.2021 г. приказ № 353 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»
Рассмотрено на заседании кафедры начального общего образования Протокол № 1 от 30.08.2021 г. Руководитель кафедры ________________ /Старцева С.М./
|
Согласовано Заместитель директора по УВР___________ /Тельнова И.С./ 30.08.2021 г. |
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
Базовый уровень, начальное общее образование, 2 класс, 34 часа
Составитель: Шабалина Людмила Вячеславовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории
|
Пионерский, 2021 год
I. Содержание учебного предмета
Тема 2 класса: ИСКУССТВО И ТЫ
Как и чем работает художник? (8 ч)
Три основные краски – красная, синяя, желтая.
Пять красок — все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия (7 ч)
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство (10ч)
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в различных состояниях.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство (9ч)
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражения.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
II. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
1. Личностные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части:
1.1. Гражданско-патриотического воспитания:
1) становление ценностного отношения к своей Родине - России;
2) осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
3) сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
4) уважение к своему и другим народам;
5) первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
1.2. Духовно-нравственного воспитания:
1) признание индивидуальности каждого человека;
2) проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
3) неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
1.3. Эстетического воспитания:
1) уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
2) стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
1.4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
1) соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
2) бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
1.5. Трудового воспитания:
1) осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
1.6. Экологического воспитания:
1) бережное отношение к природе;
2) неприятие действий, приносящих ей вред.
1.7. Ценности научного познания:
1) первоначальные представления о научной картине мира;
2) познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
2. Метапредметные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать:
2.1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
2) базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
3) работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2.2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
2) совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
2.3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий;
2) самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
3. Предметные результаты по учебному предмету «Изобразительное исексство»
В результате изучения изобразительного искусства у обучающихся:
- будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
- начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;
- сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;
- появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
- установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и
духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом»,
- разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально о
ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
- овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;
- смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям
окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;
- научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;
- получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
- смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве
для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Обучающийся научится:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн,
декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные
материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
- эмоциональноценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественнотворческой деятельности
характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства,
изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
- приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль
и назначение.
Обучающийся получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать
- сюжет и содержание в знакомых произведениях;
- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Обучающийся научится:
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла;
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с
белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы;
использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном
конструировании;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику
- стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Обучающийся получит возможность научиться:
- моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
3. Тематическое планирование.
№ |
Наименование раздела |
Количество часов |
Модуль программы воспитания «Школьный урок» |
ЭОР/ ЦОР |
Форма текущего контроля
|
Кол-во контрольных работ |
Кол-во пр/ р и л/р, р/р |
Кол-во часов проектная / исследовательская деят-ть |
Форма промежуточной аттестации |
1 |
Как и чем работает художник? |
8ч |
Праздник «День Знаний» Акция «Безопасная дорога» |
http://1-4-old.prosv.ru/ https://resh.edu.ru/ |
Тест, творческая работа, рисунок |
1ч |
|
1 |
|
2 |
Реальность и фантазия |
7ч |
Акция «Покормите птиц зимой» |
http://1-4-old.prosv.ru/ https://resh.edu.ru/ |
Тест, творческая работа, рисунок |
|
|
1 |
|
3 |
О чём говорит искусство |
10ч |
Международный женский день День Защитника Отечества |
http://1-4-old.prosv.ru/ https://resh.edu.ru/ |
Тест, творческая работа, рисунок |
|
|
1 |
|
4 |
Как говорит искусство |
9ч |
Весенняя Неделя Добра |
http://1-4-old.prosv.ru/ https://resh.edu.ru/ |
Тест, творческая работа, рисунок |
1ч |
|
1 |
Творческая работа |
|
итого |
34ч |
|
|
|
2ч |
|
4 |
|
4. Календарно-тематическое планирование
№ урока с начала уч. года |
№ урока по теме |
Тема урока |
Дата-план |
Дата-факт |
Примечание |
Как и чем работает художник? (8 ч) |
|||||
1 |
1 |
Цветочная поляна. |
03.09 |
|
|
2 |
2 |
Природная стихия. |
10.09 |
|
|
3 |
3 |
Входной контроль. |
17.09 |
|
|
4 |
4 |
Осенний лес. Коллективная работа/проект аппликация «Осенний ковёр» |
24.09 |
|
|
5 |
5 |
Графика зимнего леса |
01.10 |
|
|
6 |
6 |
В мире животных |
08.10 |
|
|
7 |
7 |
Игровая площадка. Акция «Безопасная дорога» |
15.10 |
|
|
8 |
8 |
Праздник в городе |
22.10 |
|
|
Реальность и фантазия (7 ч) |
|||||
9 |
1 |
Птицы родного края. Акция «Покормите птиц зимой» |
29.10 |
|
|
10 |
2 |
Сказочная птица. |
12.11 |
|
|
11 |
3 |
Паутинка. |
19.11 |
|
|
12 |
4 |
Кружева. |
26.11 |
|
|
13 |
5 |
Подводное царство. |
03.12 |
|
|
14 |
6 |
Коллективная работа/проект «Городок-коробок» |
10.12 |
|
|
15 |
7 |
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе |
17.12 |
|
|
О чём говорит искусство? (10 ч.) |
|||||
16 |
1 |
Море. Изображение природы в различных состояниях |
24.12 |
|
|
17 |
2 |
Четвероногий друг. Изображение характера животных. |
14.01 |
|
|
18 |
3 |
Изображение характера человека: женский образ. |
21.01 |
|
|
19 |
4 |
Изображение характера человека: мужской образ. |
28.01 |
|
|
20 |
5 |
Образ человека в скульптуре |
04.02 |
|
|
21 |
6 |
Человек и его украшения |
11.02 |
|
|
22 |
7 |
Человек и его украшения (продолжение) День Защитника Отечества. |
18.02 |
|
|
23 |
8 |
«Морской бой Салтана и пиратов». |
25.02 |
|
|
24 |
9 |
Замок Снежной королевы. Образ здания. Международный женский день |
04.03 |
|
|
25 |
10 |
Замок Снежной королевы. Образ здания. Коллективная работа/проект. |
11.03 |
|
|
Как говорит искусство? (9 ч.) |
|||||
26 |
1 |
Тёплые и холодные цвета. |
18.03 |
|
|
27 |
2 |
Тихие и звонкие цвета. |
25.03 |
|
|
28 |
3 |
Что такое ритм линий? |
08.04 |
|
|
29 |
4 |
Характер линий |
15.04 |
|
|
30 |
5 |
Ритм пятен |
22.04 |
|
|
31 |
6 |
Птицы. Пропорции выражают характер. Весенняя Неделя Добра |
29.04 |
|
|
32 |
7 |
Коллективная работа «Весна. Шум птиц». |
06.05 |
|
|
33 |
8 |
Итоговый контроль. |
13.05 |
|
|
34 |
9 |
Коллективная работа/проект «Весна. Шум птиц». |
20.05 |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.