Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математические представления» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы М.Н. .
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Для детей с ЗПР самым трудным является математика. Это объясняется тем, что овладение математическими знаниями связано с достаточно развитыми способностями к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, обобщению, умению сравнивать, классифицировать, дифференцировать. Вышеназванные функции мыслительной деятельности у детей указанных классов недостаточно развиты.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
· Математическое развитие младших школьников.
· Формирование системы начальных математических знаний.
· Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
· формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
· развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
· развитие пространственного воображения;
· развитие математической речи;
· формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
· формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
· развитие познавательных способностей;
· воспитание стремления к расширению математических знаний;
· формирование критичности мышления;
· развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
На уроках математики решаются как общие с общеобразовательной школой, так и специфические коррекционные задачи обучения детей с пониженной математической готовностью:
· изучение натуральных чисел, арифметических действий, приемов вычислений;
· ознакомление с элементами буквенной символики, с геометрическими фигурами и величинами;
· формирование практических умений (измерительных, графических);
· формирование умений решать простые и составные арифметические задачи.
С целью усиления коррекционно-развивающей направленности курса в программу более широко включены геометрический материал, задания графического характера, а также практические упражнения с элементами конструирования.
Общая характеристика учебного предмета
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой – содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания – представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение математических представлений во 2 классе отводится 2 ч в неделю. Курс рассчитан на 68 ч: (34 учебные недели).
Результаты изучения учебного курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
· Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
· В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке педагога.
· Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
· Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
· Проговаривать последовательность действий на уроке.
· Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
· Учиться работать по предложенному учителем плану.
· Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
· Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценкудеятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
· Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
· Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
· Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
· Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
· Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
· Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
· Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
· Слушать и понимать речь других.
· Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметные результаты:
Учащиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:
- знание названий и последовательности чисел от 1 до 20; разрядный состав чисел от 11 до 20;
- знание названий и обозначений операций сложения и вычитания;
- использовать знание таблицы сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 10 (на уровне навыка);
- сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;
- находить значения выражений, содержащих 1-2 действия (сложение или вычитание);
- решать простые задачи, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания; а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного.
- распознавать геометрические фигуры: точку, круг, отрезок, ломаную, многоугольник, прямоугольник, квадрат, линии: кривая, прямая.
· в процессе вычислений осознанно следовать алгоритму сложения и вычитания в пределах 20;
· использовать в речи названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания, использовать знание зависимости между ними в процессе поиска решения и при оценке результатов действий;
· использовать в процессе вычислений знание переместительного свойства сложения;
· использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины, объёма и массы (сантиметр, дециметр, литр, килограмм);
· выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал;
· выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие), объединять группы предметов в большую группу (целое) на основании общего признака (родовое отличие);
· производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию;
· использовать при вычислениях алгоритм нахождения значения выражений без скобок, содержащих два действия (сложение и/или вычитание);
· определять длину данного отрезка;
· читать информацию, записанную в таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов;
· заполнять таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов;
· решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебник
1.М.Н. Перова ; Математические представления: Учебник: 2 класс: В 2 ч.
Компьютерные и информационно - коммуникативные средства
Электронные учебные пособия:
Электронное приложение к учебнику «Математика», 2 класс.
Технические средства
1. Классная доска.
2. Компьютер.
3. Телевизор.
Учебно-методическое обеспечение:
Пособия для учителя:
1М.Н.Перова. Математика. Программа: 1-4 классы.
2.Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике. Москва: «ВАКО», 2014.
3. ГоловачМ.В. Математика. Упражнения для устного счета. 1-4 классы. Волгоград: «Учитель», 2008.
4.Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль: «Академия развития», 1997.
5.Тихомирова Е.М. Математика. Сценарии уроков. 1-4 классы. Москва: «Первое сентября», 2004.
6.Узорова О.В. 5500 примеров по устному и письменному счету. 1-4 классы. Москва: «Аквариум», 1998.
Тематическое планирование
№ |
Название раздела, темы, урока |
Кол-во часов |
1 |
Цвет, назначение предметов. |
1 |
2 |
Круг. |
1 |
3 |
Большой-маленький. |
1 |
4 |
Одинаковые, равные по величине. |
1 |
5 |
Слева-справа. |
1 |
6 |
В середине, между. |
1 |
7 |
Квадрат. |
1 |
8 |
Вверху-внизу, выше-ниже, верхний-нижний, на над, под. |
1 |
9 |
Длинный-короткий. |
1 |
10 |
Внутри-снаружи, в, рядом, около. |
1 |
11 |
Треугольник. |
1 |
12 |
Широкий-узкий. |
1 |
13 |
Далеко-близко. |
1 |
14 |
Прямоугольник. |
1 |
15 |
Высокий-низкий. |
1 |
16 |
Глубокий-мелкий. |
1 |
17 |
Впереди-сзади, вперед, за. |
1 |
18 |
Первый-последний, крайний, после, следом, следующий за. |
1 |
19 |
Толстый-тонкий. |
1 |
20 |
Сутки: утро, день, вечер, ночь. |
1 |
21 |
Рано-поздно. |
1 |
22 |
Сегодня, завтра, вчера, на следующий день. |
1 |
23 |
Быстро-медленно. |
1 |
24 |
Тяжелый-легкий. |
1 |
25 |
Мног-мало, несколько. |
1 |
26 |
Один-много, ни одного. |
1 |
27 |
Давно-недавно. |
1 |
28 |
Молодой-старый.
|
1 |
29 |
Больше-меньше, столько же, одинаковое (равное) количество. |
1 |
30 |
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ. |
1 |
31 |
Число и цифра 1. |
1 |
32 |
Число и цифра 2. |
1 |
33 |
Шар. |
1 |
34 |
Число и цифра 3. |
1 |
35 |
Куб. |
1 |
36 |
Число и цифра 4. |
1 |
37 |
Брус. |
1 |
38 |
Число и цифра 5. |
1 |
39 |
Точка, линии. |
1 |
40 |
Овал. |
1 |
41 |
Число и цифра 0. |
1 |
42 |
Число и цифра 6. |
1 |
43 |
Построение прямой линии через одну точку. |
1 |
44 |
Построение прямой линии через две точки. |
1 |
45 |
Число и цифра 7. |
1 |
46 |
Сутки, неделя. |
1 |
47 |
Отрезок. |
1 |
48 |
Число и цифра 8. |
1 |
49 |
Построение треугольника, квадрата. |
1 |
50 |
Построение прямоугольника. |
1 |
51 |
Число и цифра 9. |
1 |
52 |
Мера длины-сантиметр. |
1 |
53 |
Число 10. |
1 |
54 |
Меры стоимости. |
1 |
55 |
Мера массы-килограмм. |
1 |
56 |
Мера емкости-литр. |
1 |
57 |
Число 11. |
1 |
58 |
Число 12. |
1 |
59 |
Число 13. |
1 |
60 |
Число 14. |
1 |
61 |
Число 15. |
1 |
62 |
Число 16. |
1 |
63 |
Число 17. |
1 |
64 |
Число 18. |
1 |
65 - 66 |
Число 19. |
2 |
67-68 |
Число 20. |
2 |
Всего: 68 часов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ |
Название раздела. |
Кол-во аудиторных часов. |
Кол-во внеаудиторных часов |
1 |
Подготовка к изучению математики. Пространственные и временные представления. |
30 |
|
2 |
Первый десяток. Числа от 1 до 10. |
26 |
|
3 |
Второй десяток. Числа от 1 до 20. |
12 |
|
ВСЕГО: 68 |
№ |
Название раздела, темы, урока |
Кол-во часов |
Дата |
||
План |
Факт |
||||
1 |
Цвет, назначение предметов. |
1 |
02.09 |
|
|
2 |
Круг. |
1 |
08.09 |
|
|
3 |
Большой-маленький. |
1 |
09.09 |
|
|
4 |
Одинаковые, равные по величине. |
1 |
15.09 |
|
|
5 |
Слева-справа. |
1 |
16.09 |
|
|
6 |
В середине, между. |
1 |
22.09 |
|
|
7 |
Квадрат. |
1 |
23.09 |
|
|
8 |
Вверху-внизу, выше-ниже, верхний-нижний, на над, под. |
1 |
29.09 |
|
|
9 |
Длинный-короткий. |
1 |
30.09 |
|
|
10 |
Внутри-снаружи, в, рядом, около. |
1 |
06.10 |
|
|
11 |
Треугольник. |
1 |
07.10 |
|
|
12 |
Широкий-узкий. |
1 |
13.10 |
|
|
13 |
Далеко-близко. |
1 |
14.10 |
|
|
14 |
Прямоугольник. |
1 |
20.10 |
|
|
15 |
Высокий-низкий. |
1 |
21.10 |
|
|
16 |
Глубокий-мелкий. |
1 |
03.11 |
|
|
17 |
Впереди-сзади, вперед, за. |
1 |
04.11 |
|
|
18 |
Первый-последний, крайний, после, следом, следующий за. |
1 |
10.11 |
|
|
19 |
Толстый-тонкий. |
1 |
11.11 |
|
|
20 |
Сутки: утро, день, вечер, ночь. |
1 |
17.11 |
|
|
21 |
Рано-поздно. |
1 |
18.11 |
|
|
22 |
Сегодня, завтра, вчера, на следующий день. |
1 |
24.11 |
|
|
23 |
Быстро-медленно. |
1 |
25.11 |
|
|
24 |
Тяжелый-легкий. |
1 |
01.12 |
|
|
25 |
Много - мало, несколько. |
1 |
02.12 |
|
|
26 |
Один-много, ни одного. |
1 |
08.12 |
|
|
27 |
Давно-недавно. |
1 |
09.12 |
|
|
28 |
Молодой-старый. |
1 |
15.12 |
|
|
29 |
Больше-меньше, столько же, одинаковое (равное) количество. |
1 |
16.12 |
|
|
30 |
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ. |
1 |
22.12 |
|
|
31 |
Число и цифра 1. |
1 |
23.12 |
|
|
32 |
Число и цифра 2. |
1 |
12.01 |
|
|
33 |
Шар. |
1 |
13.01 |
|
|
34 |
Число и цифра 3. |
1 |
19.01 |
|
|
35 |
Куб. |
1 |
20.01 |
|
|
36 |
Число и цифра 4. |
1 |
26.01 |
|
|
37 |
Брус. |
1 |
27.01 |
|
|
38 |
Число и цифра 5. |
1 |
02.02 |
|
|
39 |
Точка, линии. |
1 |
03.02 |
|
|
40 |
Овал. |
1 |
09.02 |
|
|
41 |
Число и цифра 0. |
1 |
10.02 |
|
|
42 |
Число и цифра 6. |
1 |
16.02 |
|
|
43 |
Построение прямой линии через одну точку. |
1 |
17.02 |
|
|
44 |
Построение прямой линии через две точки. |
1 |
23.02 |
|
|
45 |
Число и цифра 7. |
1 |
24.02 |
|
|
46 |
Сутки, неделя. |
1 |
02.03 |
|
|
47 |
Отрезок. |
1 |
03.03 |
|
|
48 |
Число и цифра 8. |
1 |
09.03 |
|
|
49 |
Построение треугольника, квадрата. |
1 |
10.03 |
|
|
50 |
Построение прямоугольника. |
1 |
16.03 |
|
|
51 |
Число и цифра 9. |
1 |
17.03 |
|
|
52 |
Мера длины-сантиметр. |
1 |
06.04 |
|
|
53 |
Число 10. |
1 |
07.04 |
|
|
54 |
Меры стоимости. |
1 |
13.04 |
|
|
55 |
Мера массы-килограмм. |
1 |
14.04 |
|
|
56 |
Мера емкости-литр. |
1 |
20.04 |
|
|
57 |
Число 11. |
1 |
21.04 |
|
|
58 |
Число 12. |
1 |
27.04 |
|
|
59 |
Число 13. |
1 |
28.04 |
|
|
60 |
Число 14. |
1 |
04.05 |
|
|
61 |
Число 15. |
1 |
05.05 |
|
|
62 |
Число 16. |
1 |
11.05 |
|
|
63 |
Число 17. |
1 |
12.05 |
|
|
64 |
Число 18. |
1 |
18.05 |
|
|
65-66 |
Число 19. |
2 |
19.05 25.09 |
|
|
67 - 68 |
Число 20. |
2 |
26.05 26.05 |
|
|
Всего: 68 часов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.