Приложение к АООП НОО для детей с РАС (вариант 8.3.),
Утвержденной приказом от 30.08.2019г №291
с изменениями утвержденными 31.08.2021г, приказ № 356
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»
Рассмотрено на заседании кафедры гуманитарного образования
Протокол № 1 от 30. 08. 20 21г.
Руководитель кафедры / /Старцева С.М/.
Согласовано
Заместитель директора / /Зверева Е.А./
30.08. 20 21г.
Рабочая программа учебного предмета
«Мир природы и человека»
для обучающегося по АООП НОО для детей с РАС (вариант 8.3.), 1 класс
66 часов
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ОВЗ, утвержденный приказ Минобрнауки от 19.12.2014г № 1598
2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с РАС (вариант 8.3.), одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
3 .Комплект примерных рабочих программ для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с РАС, 2016г.
4. Учебник для 1 класса «Мир природы и человека» в 2-х частях. Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А., Попова М.А., Куртова Т.О. – М: «Просвещение», 2019 г.
Составитель: Шабалина Людмила Вячеславовна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
п. Пионерский
2021 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Перечень нормативных документов.
Статус документа.
Рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
Основания разработки рабочей программы:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (СанПиН 2.4.2.3286 -15);
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с РАС (вариант 8.3.), одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
- Комплект примерных рабочих программ для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с РАС, 2016г.
1.2. Цель и задачи программы с учетом специфики учебного предмета.
Цель: формирование у обучающихся c РАС первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека, их подготовка к жизни в современном обществе.
Задачи:
- развивать познавательные способности;
- выработать у детей правильное, осмысленное представление об изучаемых предметах и явлениях;
- учить познавать свойства и качества предметов;
- учить использовать знания о свойствах и качествах предмета в быту;
- воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру.
1.3. Краткие сведения о категории обучающихся с ОВЗ или индивидуальные особенности конкретного обучающегося с ОВЗ.
У обучающегося М.М. основные двигательные навыки сформированы, значительные нарушения мелкой моторики отсутствуют. Согласно медицинским сведениям, состояние зрения и слуха соответствует норме. Редко болеет соматическими заболеваниями. Эмоциональное состояние неустойчивое. Наблюдаются смены настроения, негативизм. Не проявляет никакого интереса к учебным наглядным пособиям, играм. Но может раскрашивать, обводить буквы и цифры в прописях (действия механические).
Испытывает значительные трудности в общении с другими людьми. Общение с учителем не отвергает: берет за руку, допускает ситуацию тактильного контакта. Речь сформирована на уровне отдельных слов. Звукопроизношение нарушено.
Внимание неустойчивое. Продуктивность низкая. Целенаправленная деятельность формируется слабо. Самостоятельно работать не может. Ситуация успеха не вызывает у ребенка явных положительных эмоций. Реакция на одобрение и замечания равнодушная.
1.4.Описание коррекционной направленности (задач) в изучении.
Необходимым условием реализации рабочей программы по учебному предмету «Мир природы и человека» является создание развивающей предметно-пространственной среды:
Направления коррекционно-развивающей работы |
Развивающая предметно-пространственная среда |
Коммуникация |
Альтернативная коммуникация (графические изображения, символы, пиктограммы, схемы), слоговые таблицы, диски из музыкальной серии Е. Железновой |
Мыслительные операции |
Кубики «Сложи узор», цветные палочки Кюизенера, дидактический материал Марии Монтессори |
Слуховое и зрительное восприятие, внимание и память |
Зашумленные изображения, изображения наложенные друг на друга, недорисованные изображения, геометрические фигуры, разрезные картинки; музыкальные инструменты |
Пространственные представления |
Схемы, модели, предметные и сюжетные картины |
Временные представления |
Схемы, модели, календари, часы (механические и песочные); материал по альтернативной коммуникации |
Конструктивный праксис |
Различного рода конструкторы, природный материал, кубики Никитина, разрезные картинки, мозаика и др., сборно-разборные дидактические игрушки, конструирование - оригами |
Развитие общей и ручной моторики |
Массажные мячи разных размеров, природный материал, мозаика, шнуровки, застежки, материалы Марии Монтессори, сборно-разборные дидактические игрушки |
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА.
Учебный предмет «Мир природы и человека» включен в образовательную область «Естествознание». Программа является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса «Мир природы и человека» в 11 (дополнительном первом классе) отводится по 2 часа в неделю, курс рассчитан на 66 часов (33 учебные недели).
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4.1. Личностные результаты
Личностные результаты освоения АООП НОО обучающихся с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей включают индивидуально-личностные качества, специальные требования к развитию жизненной и социальной компетенции и должны отражать:
1) развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;
2) развитие мотивации к обучению;
3) развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);
5) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
6) развитие положительных свойств и качеств личности;
7) готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.
4.2. Предметные результаты
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметные результаты должны отражать:
Мир природы и человека:
1) формирование элементарных знаний об окружающем мире, умений наблюдать, сравнивать и давать элементарную оценку предметам и явлениям живой и неживой природы;
2) освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, бережного отношения к природе и ее ресурсам;
3) формирование представлений о здоровом образе жизни и о негативном влиянии на здоровье человека алкоголя, табака, наркотиков и других психоактивных веществ;
4) формирование представлений о безопасном и адекватном поведении в окружающем мире, а также в случаях возникновения экстремальных ситуаций.
Минимальный уровень:
- называть изученные объекты и явления;
- называть 2-3 комнатных растений, осуществлять уход;
- называть овощи и фрукты, домашних и диких животных, времена года;
- выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи.
Достаточный уровень:
- правильно называть изученные объекты и явления;
- различать 2-3 комнатных растения, осуществлять уход;
- различать овощи и фрукты, объяснять, где растут;
- различать домашних и диких животных;
- выполнять элементарные гигиенические правила;
- различать времена года.
Характеристика базовых учебных действий,
формируемых в 1/ - 1 классах
Группа БУД |
Учебные действия и умения |
|
Минимальный уровень освоения |
Достаточный уровень освоения |
|
Личностные учебные действия
|
- осознание себя как ученика; - положительное отношение к окружающей действительности; - проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий; - проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе); - готовность к изучению основ безопасного и бережного поведения в природе и обществе. |
- осознание себя как ученика, готового посещать школу в соответствии со специально организованными режимными моментами; - способность к принятию социального окружения, своего места в нем (класс, школа); - готовность к организации элементарного взаимодействия с окружающей действительностью.
|
Коммуникативные учебные действия
|
- вступать в контакт и работать в паре «учитель-ученик»; - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - доброжелательно относиться к людям. |
- вступать в контакт и поддерживать его в коллективе (учитель-класс, ученик-ученик, учитель-ученик); - обращаться за помощью и принимать помощь; - изменять свое поведение в соответствии с объективными требованиями учебной среды; - конструктивно взаимодействовать с людьми из ближайшего окружения.
|
Регулятивные учебные действия
|
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); - активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной). |
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану иработать в общем темпе; - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности.
|
Познавательные учебные действия
|
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. - наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.
|
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; - наблюдать самостоятельно за предметами и явлениями окружающей действительности.
|
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса «Мир природы и человека» как учебного предмета на I этапе обучения (дополнительный первый класс – 11, 1 – 4 классы) представлено в АООП следующими разделами: сезонные изменения в природе, сезонные изменения в неживой природе, растения и животные в разное время года, одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года, неживая природа, живая природа (в том числе растения, животные, человек), безопасное поведение. Учебный материал в предложенных разделах, имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы курса «Мир природы и человека» необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.
№ п/п |
Раздел |
Кол-во часов |
Краткое содержание курса |
1
|
Сезонные изменения в природе |
22 |
Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Времена года. Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в живой и неживой природе). |
|
Сезонные изменения в неживой природе.
|
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом. |
|
Растения и животные в разное время года. |
Жизнь растений и животных (звери, птицы) в разные сезоны года. Ознакомление с названиями растений и животных. Сбор листьев, плодов и семян. Подкормка птиц. Сад, огород, лес. Домашние и дикие животные в разное время года. |
||
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года. |
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку с учетом времени года. Игры детей в разные сезоны года. Труд людей в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний в связи с сезонными особенностями. |
||
2 |
Неживая природа.
|
6
|
Солнце, облака, луна, вода. Узнавание и называние объектов неживой природы. |
3 |
Живая природа |
34
|
|
|
Растения.
|
Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Внешний вид, место произрастания. Растения комнатные. Название. Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Грибы. Съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания. |
|
Животные
|
Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Питание. Животные дикие. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Место обитания, питание. Охрана природы. Наблюдения за жизнью живой природы, бережное отношение к растениям, животным. |
||
Человек
|
Человек. Мальчик и девочка. Строение тела человека. Гигиена кожи. Гигиена питания. Человек – член семьи, ученик. Профессии людей ближайшего окружения ребенка. Транспорт. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые, трамваи, автобусы). Наш город. Праздники нашей страны. |
||
4 |
Безопасное поведение. |
4 |
Профилактика простуд: одевание по погоде. Элементарное описание своего состояния (что и где болит). Безопасное поведение в природе. Правила поведения человека с дикими животными. Правила поведения на улице. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход. Правила безопасного поведения в общественном транспорте. |
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№ |
Раздел |
Количество часов |
Основные виды учебной деятельности |
Коррекционно-развивающая направленность при изучении раздела |
1 |
Сезонные изменения в природе.
(Сезонные изменения в неживой природе. Растения и животные в разное время года. Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года.) |
22 ч |
Различение и называние времени года по картинкам. Формирование представлений о деятельности людей осенью. Закрепление знаний о явлениях природы осенью. Дидактическая игра «Что бывает осенью». Знакомство с основными занятиями людей, детских забав в осеннее время. Формирование знаний об изменениях в природе зимой на примере деревьев. Закрепление знаний о явлениях природы зимой. Дидактическая игра «Что бывает зимой». Знакомство с основными занятиями людей, детских забав в зимнее время. Различение и называние времени года. Узнавание времени года по основным приметам. Знакомство с изменениями в природе весной на примере деревьев, животных, птиц, растений. Дидактическая игра «Что бывает весной». Знакомство с основными занятиями людей, детских забав в весеннее время. Знакомство с изменениями в природе летом на примере деревьев, растений. Дидактическая игра «Что бывает летом». Знакомство с основными занятиями людей, детских забав в летнее время. Знакомство с одеждой для разного времени года. Знакомство с трудом людей в разное время года. |
Коррекция и развитие высших психических функций (сенсорно-перцептивной сферы, представлений, внимания, памяти, мышления и других), активизация познавательной деятельности с учетом возможностей и особенностей обучающегося.
Формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира в ходе специально организованной практической социально-бытовой деятельности, развитие жизненных компетенций, необходимых в учебной и внеурочной деятельности, способствующих социальной адаптации.
Формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Коррекция нарушений аффективного, сенсорно-перцептивного, коммуникативного и личностного развития, дезадаптивных форм поведения. Активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств. Развитие коммуникативных навыков обучающихся, формирование средств невербальной и вербальной коммуникации, их использование в различных видах учебной деятельности.
|
2 |
Неживая природа. |
6 ч |
Закрепление знаний о явлениях природы осенью. Дидактическая игра «Что бывает осенью». Закрепление знаний о явлениях природы зимой. Экскурсия в природу. Закрепление знаний о явлениях природы зимой. Дидактическая игра «Что бывает зимой». Закрепление знаний о явлениях природы весной. Дидактическая игра «Что бывает весной». Закрепление знаний о явлениях природы летом. Дидактическая игра «Что бывает летом» |
|
3 |
Живая природа. (Растения. Животные. Человек.) |
34 ч |
Знакомство с лесом, его дарами-грибами. Формирование знаний и представлений о съедобных и несъедобных грибах. Знакомство с садом, огородом, овощами, фруктами и ягодами, которые там растут. Дидактическая игра «Что растет в саду, в огороде?» Знакомство с домашними и дикими животными, узнавание животных с показом на картинку. Формирование знаний о питании домашних птиц, дидактическая игра «Кто чем питается». Знакомство с птицами, узнавание птиц с показом на картинку. Формирование знаний о питании птиц. Видеоэкскурсия в лес. Установление кормушки на прилежащей территории школы. Знакомство с основными частями тела человека, показ на себе, на картинке. Формирование навыков утреннего и вечернего туалета. Дидактическая игра «Умывание». |
|
4 |
Безопасное поведение. |
4 ч |
Как правильно себя вести во время игры, чтобы не получить травму. Знакомство со светофором, пешеходным переходом. Как правильно себя вести в транспорте, чтобы не получить травму. |
|
|
Итого: |
66 ч |
|
|
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Матвеева Н.Б. «Живой мир». Москва, Просвещение.
2. «Почитаем и узнаем».1класс. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. Рекомендовано Управлением развития общего среднего образования. Министерство образования Российской Федерации. М., Издательский дом «Дрофа»
3. «Природа и мы» С.Г. Шевченко, Смоленск.
4. Н.Новосёлова и А. Шлыкова. «Окружающий мир», часть 1. Екатеринбург: «Центр, Учебная книга»
5. С.А.Козлова, С.Е.Шукшина. «Я и моё тело. Тематический словарь в картинках». М.: «Школьная пресса»
6. Дидактический материал по темам: «Одежда», «Растения», «Грибы», «Животные», «Времена года», «Овощи», «Дикие и домашние животные», «Мебель», «Птицы».
Приложение.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
№ п/т |
Тема урока |
Дата/план |
Дата/факт |
Примечание |
1 |
1 |
До свидания, лето! |
03.09 |
|
|
2 |
2 |
Летние занятия людей. |
07.09 |
|
|
3 |
3 |
Школа: классная комната, режим. |
10.09 |
|
|
4 |
4 |
Школьные принадлежности. |
14.09 |
|
|
5 |
5 |
Сбор урожая. Огород. |
17.09 |
|
|
6 |
6 |
Овощи. |
21.09 |
|
|
7 |
7 |
Сбор урожая. Сад. |
24.09 |
|
|
8 |
8 |
Фрукты. Ягоды |
28.09 |
|
|
9 |
9 |
Живая природа осенью: деревья, растения. |
01.10 |
|
|
10 |
10 |
Осенние занятия людей |
05.10 |
|
|
11 |
11 |
Дары леса. Грибы. |
08.10 |
|
|
12 |
12 |
Съедобные и несъедобные грибы. |
12.10 |
|
|
13 |
13 |
Неживая природа осенью: погодные условия, явления природы. |
15.10 |
|
|
14 |
14 |
Осенний календарь природы. |
19.10 |
|
|
15 |
15 |
Домашние животные: внешний вид. |
22.10 |
|
|
16 |
16 |
Домашние животные: питание. |
26.10 |
|
|
17 |
17 |
Домашние птицы: внешний вид. |
29.10 |
|
|
18 |
18 |
Домашние птицы: питание. |
09.11 |
|
|
19 |
19 |
Дикие животные: внешний вид. |
12.11 |
|
|
20 |
20 |
Дикие животные: питание. |
16.11 |
|
|
21 |
21 |
Птицы: внешний вид. |
19.11 |
|
|
22 |
22 |
Птицы: питание. |
23.11 |
|
|
23 |
23 |
Живая природа зимой: деревья, растения. |
26.11 |
|
|
24 |
24 |
Живая природа зимой: подготовка животных и птиц к зимовке. |
30.11 |
|
|
25 |
25 |
Неживая природа зимой: погодные условия, явления природы. |
03.12 |
|
|
26 |
26 |
Зимний календарь природы. |
07.12 |
|
|
27 |
27 |
Мой дом. |
10.12 |
|
|
28 |
28 |
Мебель в доме. |
14.12 |
|
|
29 |
29 |
Моя семья. |
17.12 |
|
|
30 |
30 |
Праздники в моей семье. |
21.12 |
|
|
31 |
31 |
Зимние занятия людей. |
24.12 |
|
|
32 |
32 |
Зимние забавы детей. |
11.01 |
|
|
33 |
33 |
Человек: части тела. |
14.01 |
|
|
34 |
34 |
Я и мое тело. |
18.01 |
|
|
35 |
35 |
Гигиенический режим: гигиенические процедуры утром, вечером. |
21.01 |
|
|
36 |
36 |
Предметы личной гигиены. |
25.01 |
|
|
37 |
37 |
Забота о здоровье. |
28.01 |
|
|
38 |
38 |
Профилактика простуды: полезные продукты в период простуд. |
01.02 |
|
|
39 |
39 |
Продукты питания. |
04.02 |
|
|
40 |
40 |
Гигиена питания. Первичная обработка: мытье. |
15.02 |
|
|
41 |
41 |
Одежда: мужская, женская. |
18.02 |
|
|
42 |
42 |
Сезонная одежда. |
01.03 |
|
|
43 |
43 |
Обувь. |
04.03 |
|
|
44 |
44 |
Сезонная обувь. |
11.03 |
|
|
45 |
45 |
Посуда. |
15.03 |
|
|
46 |
46 |
Столовые приборы. |
18.03 |
|
|
47 |
47 |
Профессии. |
22.03 |
|
|
48 |
48 |
Профессии членов семьи. |
25.03 |
|
|
49 |
49 |
Транспорт. |
05.04 |
|
|
50 |
50 |
Виды транспорта. |
08.04 |
|
|
51 |
51 |
Комнатные растения. |
12.04 |
|
|
52 |
52 |
Уход за растениями. |
15.04 |
|
|
53 |
53 |
Приметы весны. |
19.04 |
|
|
54 |
54 |
Живая природа весной: деревья, растения, животные, птицы. |
22.04 |
|
|
55 |
55 |
Неживая природа весной: погодные условия, природные явления. |
26.04 |
|
|
56 |
56 |
Весенний календарь природы. |
29.04 |
|
|
57 |
57 |
Весенние занятия людей. |
06.05 |
|
|
58 |
58 |
Труд людей весной. |
10.05 |
|
|
59 |
59 |
Весенние забавы детей. |
13.05 |
|
|
60 |
60 |
Безопасное поведение в игре. |
17.05 |
|
|
61 |
61 |
Правила безопасного поведения на дороге. |
20.05 |
|
|
62 |
62 |
Правила безопасного поведения в общественном транспорте. |
24.05 |
|
|
63 |
63 |
Скоро лето: приметы лета. |
27.05 |
|
|
64 |
64 |
Живая природа летом: деревья, растения. |
|
|
|
65 |
65 |
Неживая природа летом: погодные условия, явления природы. |
|
|
|
66 |
66 |
Летний календарь природы |
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.