Министерство образования Московской области
учебного предмета
«Окружающий мир»
для 4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 4 классе начальной школы.
Содержание обучения в 4 классе завершается перечнем универсальных учебных действий — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших школьников.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за четвертый год обучения в начальной школе.
В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания обучения 4 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.
Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 4 класса начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета;
— развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся;
— развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления
культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса
«Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
— раскрытие роли человека в природе и обществе;
— освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе, составляет 68 часов (два часа в неделю).
Человек и общество
Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации — глава государства. Политико- административная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их национальности, социального статуса, религиозной принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2—3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры).
Правила безопасной жизни
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Безопасность в городе (планирование
маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста. Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
Познавательные универсальные учебные действия:
— устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека;
— конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
— моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности);
— соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне;
— классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне;
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией:
— использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных ресурсов школы;
— использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и Интернет (в условиях контролируемого выхода);
— на основе дополнительной информации делать сообщения (доклады) на предложенную тему, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия;
— характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма;
— создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма вредных привычек;
— описывать ситуации проявления нравственных качеств — отзывчивости, доброты, справедливости и др.;
— составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей);
— составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»;
— создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия:
— самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и возможные ошибки;
— контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия при необходимости;
— адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками;
— находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.
Совместная деятельность:
— выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей — руководитель, подчинённый, напарник, член большого коллектива;
— ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело;
— анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей.
Изучение предмета "Окружающий мир" в 4 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно- нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.
— проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
— принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
— применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
— понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
— соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе ин формационной);
— приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
— осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
— осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
— осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
Познавательныеуниверсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
— понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
— на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве);
— сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
— объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
— находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма
2) Базовые исследовательские действия:
— проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
— определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
— моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его
последствия; коллективный труд и его результаты и др. );
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
— использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
— находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
— читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
— соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
— в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
— признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
— использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
— находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
— готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.
1) Самоорганизация:
— планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
— выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:
— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
— находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с не большой помощью учителя);
— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
3) Самооценка:
— объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
— оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
— понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
— коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
— ответственно выполнять свою часть работы.
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
— проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
— показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);
— показывать на исторической карте места изученных исторических событий;
— находить место изученных событий на «ленте времени»;
— знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;
— соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России;
— рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и родного края;
— описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона;
— проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда;
— распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
— группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации;
— сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств;
— использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон);
— называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах изученного);
— называть экологические проблемы и определять пути их решения;
— создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе;
— использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
— соблюдать правила нравственного поведения на природе;
— осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека;
— соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.);
— соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате;
— осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и достоверной информации в Интернете.
№ п/п |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
Дата изучения |
Виды деятельности |
Виды, формы контроля |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
||||||
Раздел 1. Человек и общество. |
||||||||
1.1. |
Государственное устройство РФ (общее представление). |
1 |
0 |
0 |
06.09.2022 |
Работа с политико-административной картой РФ: определение местонахождения республик РФ, краёв, крупнейших областей и городов России; Чтение статей Конституции РФ о правах граждан РФ; Рассказ учителя по теме «Забота о детстве — главная особенность нашего государства»; Чтение и обсуждение текстов учебника, объяснения учителя; Игра-соревнование по теме «Знаем ли мы свой родной край?»; Рассказ учителя о важнейших страницах истории родного края; Обсуждение докладов и презентаций учащихся (дифференцированное задание) по теме «Мой родной край»; Учебный диалог по теме «Государственные праздники России»; Работа в парах по теме «Рассказ о любом празднике РФ или своего региона»; |
Устный опрос; |
Мультимедийное учебное пособие. ЭКЗАМЕН МЕДИА. Окружающий мир 1-4 класс Правила дорожного правила для детей. http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов |
1.2. |
Конституция — основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина РФ. |
2 |
0 |
0 |
08.09.2022 13.09.2022 |
Работа с политико-административной картой РФ: определение местонахождения республик РФ, краёв, крупнейших областей и городов России; Чтение статей Конституции РФ о правах граждан РФ; Рассказ учителя по теме «Забота о детстве — главная особенность нашего государства»; Чтение и обсуждение текстов учебника, объяснения учителя; Игра-соревнование по теме «Знаем ли мы свой родной край?»; Рассказ учителя о важнейших страницах истории родного края; Обсуждение докладов и презентаций учащихся (дифференцированное задание) по теме «Мой родной край»; Учебный диалог по теме «Государственные праздники России»; Работа в парах по теме «Рассказ о любом празднике РФ или своего региона»; |
Устный опрос; |
Мультимедийное учебное пособие. ЭКЗАМЕН МЕДИА. Окружающий мир 1-4 класс Правила дорожного правила для детей. http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов |
1.3. |
Президент РФ — глава государства. Политико- административная карта России. Города России. |
3 |
0 |
0 |
15.09.2022 22.09.2022 |
Работа с политико-административной картой РФ: определение местонахождения республик РФ, краёв, крупнейших областей и городов России; Чтение статей Конституции РФ о правах граждан РФ; Рассказ учителя по теме «Забота о детстве — главная особенность нашего государства»; Чтение и обсуждение текстов учебника, объяснения учителя; Игра-соревнование по теме «Знаем ли мы свой родной край?»; Рассказ учителя о важнейших страницах истории родного края; Обсуждение докладов и презентаций учащихся (дифференцированное задание) по теме «Мой родной край»; Учебный диалог по теме «Государственные праздники России»; Работа в парах по теме «Рассказ о любом празднике РФ или своего региона»; |
Устный опрос; Устный опрос; тестирование; |
Мультимедийное учебное пособие. ЭКЗАМЕН МЕДИА. Окружающий мир 1-4 класс Правила дорожного правила для детей. http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов |
1.4. |
Общая характеристика родного края: природа, главный город, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники. |
4 |
0 |
0 |
23.09.2022 04.10.2022 |
Работа с политико-административной картой РФ: определение местонахождения республик РФ, краёв, крупнейших областей и городов России; Чтение статей Конституции РФ о правах граждан РФ; Рассказ учителя по теме «Забота о детстве — главная особенность нашего государства»; Чтение и обсуждение текстов учебника, объяснения учителя; Игра-соревнование по теме «Знаем ли мы свой родной край?»; Рассказ учителя о важнейших страницах истории родного края; Обсуждение докладов и презентаций учащихся (дифференцированное задание) по теме «Мой родной край»; Учебный диалог по теме «Государственные праздники России»; Работа в парах по теме «Рассказ о любом празднике РФ или своего региона»; |
Устный опрос; |
Мультимедийное учебное пособие. ЭКЗАМЕН МЕДИА. Окружающий мир 1-4 класс Правила дорожного правила для детей. http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов |
1.5. |
Государственные праздники в жизни российского общества: Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. |
2 |
0 |
1 |
05.10.2022 11.10.2022 |
Работа с политико-административной картой РФ: определение местонахождения республик РФ, краёв, крупнейших областей и городов России; Чтение статей Конституции РФ о правах граждан РФ; Рассказ учителя по теме «Забота о детстве — главная особенность нашего государства»; Чтение и обсуждение текстов учебника, объяснения учителя; Игра-соревнование по теме «Знаем ли мы свой родной край?»; Рассказ учителя о важнейших страницах истории родного края; Обсуждение докладов и презентаций учащихся (дифференцированное задание) по теме «Мой родной край»; Учебный диалог по теме «Государственные праздники России»; Работа в парах по теме «Рассказ о любом празднике РФ или своего региона»; |
Устный опрос; Устный опрос; тестирование; |
Мультимедийное учебное пособие. ЭКЗАМЕН МЕДИА. Окружающий мир 1-4 класс Правила дорожного правила для детей. http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов |
1.6. |
Праздники и памятные даты своего региона. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. |
2 |
0 |
0 |
12.10.2022 18.10.2022 |
Работа с политико-административной картой РФ: определение местонахождения республик РФ, краёв, крупнейших областей и городов России; Чтение статей Конституции РФ о правах граждан РФ; Рассказ учителя по теме «Забота о детстве — главная особенность нашего государства»; Чтение и обсуждение текстов учебника, объяснения учителя; Игра-соревнование по теме «Знаем ли мы свой родной край?»; Рассказ учителя о важнейших страницах истории родного края; Обсуждение докладов и презентаций учащихся (дифференцированное задание) по теме «Мой родной край»; Учебный диалог по теме «Государственные праздники России»; Работа в парах по теме «Рассказ о любом празднике РФ или своего региона»; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
Мультимедийное учебное пособие. ЭКЗАМЕН МЕДИА. Окружающий мир 1-4 класс Правила дорожного правила для детей. http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов |
1.7. |
История Отечества «Лента времени» и историческая карта. |
3 |
1 |
0 |
19.10.2022 27.10.2022 |
Практическая работа по теме «Определение по «ленте времени» времени (века), в котором происходили исторические события»; Работа в паре: анализ исторической карты, нахождение мест важнейших исторических событий в жизни России; Обсуждение рассказов учителя, текста учебника о быте, традициях, культуре Древней Руси; Экскурсия в художественный музей, просмотр видеофрагментов, иллюстраций и других материалов на темы «Искусство Древней Руси», «Ремёсла в Древней Руси», «Образование от Древней Руси до XIX века», «Московское государство», «Искусство ХIХ века», «Искусство ХХ века» (по выбору); Учебный диалог по теме «Как выполняли свой долг защиты Отечества в разные исторические времена граждане России (на примере Отечественной войны 1812 г., Великой Отечественной войны (1941—1945 гг. )»; Просмотр видеофрагментов, иллюстраций, чтение текстов учебников (по выбору) на тему «Объекты Всемирного культурного наследия в России и за рубежом»; Рассказ учителя о памятниках Всемирного наследия (например, в России — Московский Кремль, памятники Новгорода, Кижи, в мире — Великая Китайская стена, Колизей в Риме, Акрополь в Греции); Учебный диалог по теме «Как охраняются памятники истории и культуры»; Обсуждение докладов учащихся о значимых объектах культурного наследия России (дифференцированное задание); |
Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; |
Мультимедийное учебное пособие. ЭКЗАМЕН МЕДИА. Окружающий мир 1-4 класс Правила дорожного правила для детей. http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов |
1.8. |
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. |
2 |
0 |
0 |
03.11.2022 08.11.2022 |
Практическая работа по теме «Определение по «ленте времени» времени (века), в котором происходили исторические события»; Работа в паре: анализ исторической карты, нахождение мест важнейших исторических событий в жизни России; Обсуждение рассказов учителя, текста учебника о быте, традициях, культуре Древней Руси; Экскурсия в художественный музей, просмотр видеофрагментов, иллюстраций и других материалов на темы «Искусство Древней Руси», «Ремёсла в Древней Руси», «Образование от Древней Руси до XIX века», «Московское государство», «Искусство ХIХ века», «Искусство ХХ века» (по выбору); Учебный диалог по теме «Как выполняли свой долг защиты Отечества в разные исторические времена граждане России (на примере Отечественной войны 1812 г., Великой Отечественной войны (1941—1945 гг. )»; Просмотр видеофрагментов, иллюстраций, чтение текстов учебников (по выбору) на тему «Объекты Всемирного культурного наследия в России и за рубежом»; Рассказ учителя о памятниках Всемирного наследия (например, в России — Московский Кремль, памятники Новгорода, Кижи, в мире — Великая Китайская стена, Колизей в Риме, Акрополь в Греции); Учебный диалог по теме «Как охраняются памятники истории и культуры»; Обсуждение докладов учащихся о значимых объектах культурного наследия России (дифференцированное задание); |
Устный опрос; Письменный контроль; |
Мультимедийное учебное пособие. ЭКЗАМЕН МЕДИА. Окружающий мир 1-4 класс Правила дорожного правила для детей. http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов |
1.9. |
Картины быта, труда; духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. |
3 |
0 |
1 |
10.11.2022 17.11.2022 |
Практическая работа по теме «Определение по «ленте времени» времени (века), в котором происходили исторические события»; Работа в паре: анализ исторической карты, нахождение мест важнейших исторических событий в жизни России; Обсуждение рассказов учителя, текста учебника о быте, традициях, культуре Древней Руси; Экскурсия в художественный музей, просмотр видеофрагментов, иллюстраций и других материалов на темы «Искусство Древней Руси», «Ремёсла в Древней Руси», «Образование от Древней Руси до XIX века», «Московское государство», «Искусство ХIХ века», «Искусство ХХ века» (по выбору); Учебный диалог по теме «Как выполняли свой долг защиты Отечества в разные исторические времена граждане России (на примере Отечественной войны 1812 г., Великой Отечественной войны (1941—1945 гг. )»; Просмотр видеофрагментов, иллюстраций, чтение текстов учебников (по выбору) на тему «Объекты Всемирного культурного наследия в России и за рубежом»; Рассказ учителя о памятниках Всемирного наследия (например, в России — Московский Кремль, памятники Новгорода, Кижи, в мире — Великая Китайская стена, Колизей в Риме, Акрополь в Греции); Учебный диалог по теме «Как охраняются памятники истории и культуры»; Обсуждение докладов учащихся о значимых объектах культурного наследия России (дифференцированное задание); |
Устный опрос; |
Мультимедийное учебное пособие. ЭКЗАМЕН МЕДИА. Окружающий мир 1-4 класс Правила дорожного правила для детей. http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов |
1.10. |
Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. |
3 |
0 |
0 |
18.11.2022 01.12.2022 |
Практическая работа по теме «Определение по «ленте времени» времени (века), в котором происходили исторические события»; Работа в паре: анализ исторической карты, нахождение мест важнейших исторических событий в жизни России; Обсуждение рассказов учителя, текста учебника о быте, традициях, культуре Древней Руси; Экскурсия в художественный музей, просмотр видеофрагментов, иллюстраций и других материалов на темы «Искусство Древней Руси», «Ремёсла в Древней Руси», «Образование от Древней Руси до XIX века», «Московское государство», «Искусство ХIХ века», «Искусство ХХ века» (по выбору); Учебный диалог по теме «Как выполняли свой долг защиты Отечества в разные исторические времена граждане России (на примере Отечественной войны 1812 г., Великой Отечественной войны (1941—1945 гг. )»; Просмотр видеофрагментов, иллюстраций, чтение текстов учебников (по выбору) на тему «Объекты Всемирного культурного наследия в России и за рубежом»; Рассказ учителя о памятниках Всемирного наследия (например, в России — Московский Кремль, памятники Новгорода, Кижи, в мире — Великая Китайская стена, Колизей в Риме, Акрополь в Греции); Учебный диалог по теме «Как охраняются памятники истории и культуры»; Обсуждение докладов учащихся о значимых объектах культурного наследия России (дифференцированное задание); |
Устный опрос; Письменный контроль; |
Мультимедийное учебное пособие. ЭКЗАМЕН МЕДИА. Окружающий мир 1-4 класс Правила дорожного правила для детей. http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов |
1.11. |
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и зарубежом (3—4 объекта). Охрана памятников истории и культуры. |
3 |
0 |
0 |
02.12.2022 13.12.2022 |
Практическая работа по теме «Определение по «ленте времени» времени (века), в котором происходили исторические события»; Работа в паре: анализ исторической карты, нахождение мест важнейших исторических событий в жизни России; Обсуждение рассказов учителя, текста учебника о быте, традициях, культуре Древней Руси; Экскурсия в художественный музей, просмотр видеофрагментов, иллюстраций и других материалов на темы «Искусство Древней Руси», «Ремёсла в Древней Руси», «Образование от Древней Руси до XIX века», «Московское государство», «Искусство ХIХ века», «Искусство ХХ века» (по выбору); Учебный диалог по теме «Как выполняли свой долг защиты Отечества в разные исторические времена граждане России (на примере Отечественной войны 1812 г., Великой Отечественной войны (1941—1945 гг. )»; Просмотр видеофрагментов, иллюстраций, чтение текстов учебников (по выбору) на тему «Объекты Всемирного культурного наследия в России и за рубежом»; Рассказ учителя о памятниках Всемирного наследия (например, в России — Московский Кремль, памятники Новгорода, Кижи, в мире — Великая Китайская стена, Колизей в Риме, Акрополь в Греции); Учебный диалог по теме «Как охраняются памятники истории и культуры»; Обсуждение докладов учащихся о значимых объектах культурного наследия России (дифференцированное задание); |
Устный опрос; |
Мультимедийное учебное пособие. ЭКЗАМЕН МЕДИА. Окружающий мир 1-4 класс Правила дорожного правила для детей. http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов |
1.12 |
Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. |
3 |
0 |
0 |
14.12.2022 22.12.2022 |
Практическая работа по теме «Определение по «ленте времени» времени (века), в котором происходили исторические события»; Работа в паре: анализ исторической карты, нахождение мест важнейших исторических событий в жизни России; Обсуждение рассказов учителя, текста учебника о быте, традициях, культуре Древней Руси; Экскурсия в художественный музей, просмотр видеофрагментов, иллюстраций и других материалов на темы «Искусство Древней Руси», «Ремёсла в Древней Руси», «Образование от Древней Руси до XIX века», «Московское государство», «Искусство ХIХ века», «Искусство ХХ века» (по выбору); Учебный диалог по теме «Как выполняли свой долг защиты Отечества в разные исторические времена граждане России (на примере Отечественной войны 1812 г., Великой Отечественной войны (1941—1945 гг. )»; Просмотр видеофрагментов, иллюстраций, чтение текстов учебников (по выбору) на тему «Объекты Всемирного культурного наследия в России и за рубежом»; Рассказ учителя о памятниках Всемирного наследия (например, в России — Московский Кремль, памятники Новгорода, Кижи, в мире — Великая Китайская стена, Колизей в Риме, Акрополь в Греции); Учебный диалог по теме «Как охраняются памятники истории и культуры»; Обсуждение докладов учащихся о значимых объектах культурного наследия России (дифференцированное задание); |
Устный опрос; Письменный контроль; |
Мультимедийное учебное пособие. ЭКЗАМЕН МЕДИА. Окружающий мир 1-4 класс Правила дорожного правила для детей. http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов |
1.13. |
Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена. |
2 |
1 |
0 |
23.12.2022 27.12.2022 |
Практическая работа по теме «Определение по «ленте времени» времени (века), в котором происходили исторические события»; Работа в паре: анализ исторической карты, нахождение мест важнейших исторических событий в жизни России; Обсуждение рассказов учителя, текста учебника о быте, традициях, культуре Древней Руси; Экскурсия в художественный музей, просмотр видеофрагментов, иллюстраций и других материалов на темы «Искусство Древней Руси», «Ремёсла в Древней Руси», «Образование от Древней Руси до XIX века», «Московское государство», «Искусство ХIХ века», «Искусство ХХ века» (по выбору); Учебный диалог по теме «Как выполняли свой долг защиты Отечества в разные исторические времена граждане России (на примере Отечественной войны 1812 г., Великой Отечественной войны (1941—1945 гг. )»; Просмотр видеофрагментов, иллюстраций, чтение текстов учебников (по выбору) на тему «Объекты Всемирного культурного наследия в России и за рубежом»; Рассказ учителя о памятниках Всемирного наследия (например, в России — Московский Кремль, памятники Новгорода, Кижи, в мире — Великая Китайская стена, Колизей в Риме, Акрополь в Греции); Учебный диалог по теме «Как охраняются памятники истории и культуры»; Обсуждение докладов учащихся о значимых объектах культурного наследия России (дифференцированное задание); |
Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; |
Мультимедийное учебное пособие. ЭКЗАМЕН МЕДИА. Окружающий мир 1-4 класс Правила дорожного правила для детей. http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов |
Итого по разделу |
33 |
|
Раздел 2. Человек и природа. |
||||||||
2.1. |
Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. |
1 |
0 |
0 |
10.01.2023 |
Игра-соревнование по теме «Клуб астрономов»: зададим друг другу вопросы о Солнечной системе; Обсуждение выступлений учащихся (дифференцированное задание) о планетах; Рассматривание и обсуждение схемы: вращение Земли вокруг своей оси — причина смены дня и ночи; Работа с картой: равнины и горы на территории РФ, крупнейшие реки и озёра; моря, омывающие Россию; Описание объектов родного края: название, место расположения, общая характеристика; Учебный диалог по теме «Как люди используют водоёмы и реки для хозяйственной деятельности»; Рассказ учителя, работа с иллюстративным материалом: природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (в России — озеро Байкал, остров Врангеля, вулканы Камчатки, Ленские столбы; в мире — остров Пасхи (Чили); дорога гигантов (Северная Ирландия); бухта Халонг (Вьетнам); национальный парк Тонгариро (Новая Зеландия)); Обсуждение результатов проектной деятельности по теме «Объекты Всемирного наследия в России и в мире»; Рассказ учителя о Международной Красной книге; Работа в группах по теме «Составление памятки «Правила поведения в природе»; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
Мультимедийное учебное пособие. ЭКЗАМЕН МЕДИА. Окружающий мир 1-4 класс Правила дорожного правила для детей. http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов |
2.2. |
Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. |
2 |
0 |
0 |
12.01.2023 17.01.2023 |
Игра-соревнование по теме «Клуб астрономов»: зададим друг другу вопросы о Солнечной системе; Обсуждение выступлений учащихся (дифференцированное задание) о планетах; Рассматривание и обсуждение схемы: вращение Земли вокруг своей оси — причина смены дня и ночи; Работа с картой: равнины и горы на территории РФ, крупнейшие реки и озёра; моря, омывающие Россию; Описание объектов родного края: название, место расположения, общая характеристика; Учебный диалог по теме «Как люди используют водоёмы и реки для хозяйственной деятельности»; Рассказ учителя, работа с иллюстративным материалом: природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (в России — озеро Байкал, остров Врангеля, вулканы Камчатки, Ленские столбы; в мире — остров Пасхи (Чили); дорога гигантов (Северная Ирландия); бухта Халонг (Вьетнам); национальный парк Тонгариро (Новая Зеландия)); Обсуждение результатов проектной деятельности по теме «Объекты Всемирного наследия в России и в мире»; Рассказ учителя о Международной Красной книге; Работа в группах по теме «Составление памятки «Правила поведения в природе»; |
Устный опрос; практическая работа; |
Мультимедийное учебное пособие. ЭКЗАМЕН МЕДИА. Окружающий мир 1-4 класс Правила дорожного правила для детей. http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов |
2.3. |
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. |
2 |
0 |
0 |
18.01.2023 24.01.2023 |
Игра-соревнование по теме «Клуб астрономов»: зададим друг другу вопросы о Солнечной системе; Обсуждение выступлений учащихся (дифференцированное задание) о планетах; Рассматривание и обсуждение схемы: вращение Земли вокруг своей оси — причина смены дня и ночи; Работа с картой: равнины и горы на территории РФ, крупнейшие реки и озёра; моря, омывающие Россию; Описание объектов родного края: название, место расположения, общая характеристика; Учебный диалог по теме «Как люди используют водоёмы и реки для хозяйственной деятельности»; Рассказ учителя, работа с иллюстративным материалом: природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (в России — озеро Байкал, остров Врангеля, вулканы Камчатки, Ленские столбы; в мире — остров Пасхи (Чили); дорога гигантов (Северная Ирландия); бухта Халонг (Вьетнам); национальный парк Тонгариро (Новая Зеландия)); Обсуждение результатов проектной деятельности по теме «Объекты Всемирного наследия в России и в мире»; Рассказ учителя о Международной Красной книге; Работа в группах по теме «Составление памятки «Правила поведения в природе»; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
Мультимедийное учебное пособие. ЭКЗАМЕН МЕДИА. Окружающий мир 1-4 класс Правила дорожного правила для детей. http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов |
2.4. |
Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. |
2 |
0 |
0 |
25.01.2023 31.01.2023 |
Игра-соревнование по теме «Клуб астрономов»: зададим друг другу вопросы о Солнечной системе; Обсуждение выступлений учащихся (дифференцированное задание) о планетах; Рассматривание и обсуждение схемы: вращение Земли вокруг своей оси — причина смены дня и ночи; Работа с картой: равнины и горы на территории РФ, крупнейшие реки и озёра; моря, омывающие Россию; Описание объектов родного края: название, место расположения, общая характеристика; Учебный диалог по теме «Как люди используют водоёмы и реки для хозяйственной деятельности»; Рассказ учителя, работа с иллюстративным материалом: природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (в России — озеро Байкал, остров Врангеля, вулканы Камчатки, Ленские столбы; в мире — остров Пасхи (Чили); дорога гигантов (Северная Ирландия); бухта Халонг (Вьетнам); национальный парк Тонгариро (Новая Зеландия)); Обсуждение результатов проектной деятельности по теме «Объекты Всемирного наследия в России и в мире»; Рассказ учителя о Международной Красной книге; Работа в группах по теме «Составление памятки «Правила поведения в природе»; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
Мультимедийное учебное пособие. ЭКЗАМЕН МЕДИА. Окружающий мир 1-4 класс Правила дорожного правила для детей. http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов |
2.5. |
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. |
2 |
0 |
0 |
01.02.2023 07.02.2023 |
Игра-соревнование по теме «Клуб астрономов»: зададим друг другу вопросы о Солнечной системе; Обсуждение выступлений учащихся (дифференцированное задание) о планетах; Рассматривание и обсуждение схемы: вращение Земли вокруг своей оси — причина смены дня и ночи; Работа с картой: равнины и горы на территории РФ, крупнейшие реки и озёра; моря, омывающие Россию; Описание объектов родного края: название, место расположения, общая характеристика; Учебный диалог по теме «Как люди используют водоёмы и реки для хозяйственной деятельности»; Рассказ учителя, работа с иллюстративным материалом: природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (в России — озеро Байкал, остров Врангеля, вулканы Камчатки, Ленские столбы; в мире — остров Пасхи (Чили); дорога гигантов (Северная Ирландия); бухта Халонг (Вьетнам); национальный парк Тонгариро (Новая Зеландия)); Обсуждение результатов проектной деятельности по теме «Объекты Всемирного наследия в России и в мире»; Рассказ учителя о Международной Красной книге; Работа в группах по теме «Составление памятки «Правила поведения в природе»; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
Мультимедийное учебное пособие. ЭКЗАМЕН МЕДИА. Окружающий мир 1-4 класс Правила дорожного правила для детей. http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов |
2.6. |
Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). |
1 |
0 |
0 |
09.02.2023 |
Игра-соревнование по теме «Клуб астрономов»: зададим друг другу вопросы о Солнечной системе; Обсуждение выступлений учащихся (дифференцированное задание) о планетах; Рассматривание и обсуждение схемы: вращение Земли вокруг своей оси — причина смены дня и ночи; Работа с картой: равнины и горы на территории РФ, крупнейшие реки и озёра; моря, омывающие Россию; Описание объектов родного края: название, место расположения, общая характеристика; Учебный диалог по теме «Как люди используют водоёмы и реки для хозяйственной деятельности»; Рассказ учителя, работа с иллюстративным материалом: природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (в России — озеро Байкал, остров Врангеля, вулканы Камчатки, Ленские столбы; в мире — остров Пасхи (Чили); дорога гигантов (Северная Ирландия); бухта Халонг (Вьетнам); национальный парк Тонгариро (Новая Зеландия)); Обсуждение результатов проектной деятельности по теме «Объекты Всемирного наследия в России и в мире»; Рассказ учителя о Международной Красной книге; Работа в группах по теме «Составление памятки «Правила поведения в природе»; |
Устный опрос; |
Мультимедийное учебное пособие. ЭКЗАМЕН МЕДИА. Окружающий мир 1-4 класс Правила дорожного правила для детей. http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов |
2.7. |
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд); река как водный поток. |
2 |
0 |
1 |
10.02.2023 16.02.2023 |
Игра-соревнование по теме «Клуб астрономов»: зададим друг другу вопросы о Солнечной системе; Обсуждение выступлений учащихся (дифференцированное задание) о планетах; Рассматривание и обсуждение схемы: вращение Земли вокруг своей оси — причина смены дня и ночи; Работа с картой: равнины и горы на территории РФ, крупнейшие реки и озёра; моря, омывающие Россию; Описание объектов родного края: название, место расположения, общая характеристика; Учебный диалог по теме «Как люди используют водоёмы и реки для хозяйственной деятельности»; Рассказ учителя, работа с иллюстративным материалом: природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (в России — озеро Байкал, остров Врангеля, вулканы Камчатки, Ленские столбы; в мире — остров Пасхи (Чили); дорога гигантов (Северная Ирландия); бухта Халонг (Вьетнам); национальный парк Тонгариро (Новая Зеландия)); Обсуждение результатов проектной деятельности по теме «Объекты Всемирного наследия в России и в мире»; Рассказ учителя о Международной Красной книге; Работа в группах по теме «Составление памятки «Правила поведения в природе»; |
Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; |
Мультимедийное учебное пособие. ЭКЗАМЕН МЕДИА. Окружающий мир 1-4 класс Правила дорожного правила для детей. http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов |
2.8. |
Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Использование человеком водоёмов и рек. |
2 |
0 |
0 |
17.02.2023 21.02.2023 |
Игра-соревнование по теме «Клуб астрономов»: зададим друг другу вопросы о Солнечной системе; Обсуждение выступлений учащихся (дифференцированное задание) о планетах; Рассматривание и обсуждение схемы: вращение Земли вокруг своей оси — причина смены дня и ночи; Работа с картой: равнины и горы на территории РФ, крупнейшие реки и озёра; моря, омывающие Россию; Описание объектов родного края: название, место расположения, общая характеристика; Учебный диалог по теме «Как люди используют водоёмы и реки для хозяйственной деятельности»; Рассказ учителя, работа с иллюстративным материалом: природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (в России — озеро Байкал, остров Врангеля, вулканы Камчатки, Ленские столбы; в мире — остров Пасхи (Чили); дорога гигантов (Северная Ирландия); бухта Халонг (Вьетнам); национальный парк Тонгариро (Новая Зеландия)); Обсуждение результатов проектной деятельности по теме «Объекты Всемирного наследия в России и в мире»; Рассказ учителя о Международной Красной книге; Работа в группах по теме «Составление памятки «Правила поведения в природе»; |
Устный опрос; |
Мультимедийное учебное пособие. ЭКЗАМЕН МЕДИА. Окружающий мир 1-4 класс Правила дорожного правила для детей. http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов |
2.9. |
Водоёмы и реки родного края: названия, краткая характеристика. |
1 |
0 |
0 |
28.02.2023 |
Игра-соревнование по теме «Клуб астрономов»: зададим друг другу вопросы о Солнечной системе; Обсуждение выступлений учащихся (дифференцированное задание) о планетах; Рассматривание и обсуждение схемы: вращение Земли вокруг своей оси — причина смены дня и ночи; Работа с картой: равнины и горы на территории РФ, крупнейшие реки и озёра; моря, омывающие Россию; Описание объектов родного края: название, место расположения, общая характеристика; Учебный диалог по теме «Как люди используют водоёмы и реки для хозяйственной деятельности»; Рассказ учителя, работа с иллюстративным материалом: природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (в России — озеро Байкал, остров Врангеля, вулканы Камчатки, Ленские столбы; в мире — остров Пасхи (Чили); дорога гигантов (Северная Ирландия); бухта Халонг (Вьетнам); национальный парк Тонгариро (Новая Зеландия)); Обсуждение результатов проектной деятельности по теме «Объекты Всемирного наследия в России и в мире»; Рассказ учителя о Международной Красной книге; Работа в группах по теме «Составление памятки «Правила поведения в природе»; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
Мультимедийное учебное пособие. ЭКЗАМЕН МЕДИА. Окружающий мир 1-4 класс Правила дорожного правила для детей. http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов |
2.10. |
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и зарубежом. |
2 |
0 |
1 |
02.03.2023 07.03.2023 |
Игра-соревнование по теме «Клуб астрономов»: зададим друг другу вопросы о Солнечной системе; Обсуждение выступлений учащихся (дифференцированное задание) о планетах; Рассматривание и обсуждение схемы: вращение Земли вокруг своей оси — причина смены дня и ночи; Работа с картой: равнины и горы на территории РФ, крупнейшие реки и озёра; моря, омывающие Россию; Описание объектов родного края: название, место расположения, общая характеристика; Учебный диалог по теме «Как люди используют водоёмы и реки для хозяйственной деятельности»; Рассказ учителя, работа с иллюстративным материалом: природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (в России — озеро Байкал, остров Врангеля, вулканы Камчатки, Ленские столбы; в мире — остров Пасхи (Чили); дорога гигантов (Северная Ирландия); бухта Халонг (Вьетнам); национальный парк Тонгариро (Новая Зеландия)); Обсуждение результатов проектной деятельности по теме «Объекты Всемирного наследия в России и в мире»; Рассказ учителя о Международной Красной книге; Работа в группах по теме «Составление памятки «Правила поведения в природе»; |
Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; |
Мультимедийное учебное пособие. ЭКЗАМЕН МЕДИА. Окружающий мир 1-4 класс Правила дорожного правила для детей. http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов |
2.11. |
Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Международная Красная книга (3—4 примера). |
1 |
0 |
0 |
09.03.2023 |
Игра-соревнование по теме «Клуб астрономов»: зададим друг другу вопросы о Солнечной системе; Обсуждение выступлений учащихся (дифференцированное задание) о планетах; Рассматривание и обсуждение схемы: вращение Земли вокруг своей оси — причина смены дня и ночи; Работа с картой: равнины и горы на территории РФ, крупнейшие реки и озёра; моря, омывающие Россию; Описание объектов родного края: название, место расположения, общая характеристика; Учебный диалог по теме «Как люди используют водоёмы и реки для хозяйственной деятельности»; Рассказ учителя, работа с иллюстративным материалом: природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (в России — озеро Байкал, остров Врангеля, вулканы Камчатки, Ленские столбы; в мире — остров Пасхи (Чили); дорога гигантов (Северная Ирландия); бухта Халонг (Вьетнам); национальный парк Тонгариро (Новая Зеландия)); Обсуждение результатов проектной деятельности по теме «Объекты Всемирного наследия в России и в мире»; Рассказ учителя о Международной Красной книге; Работа в группах по теме «Составление памятки «Правила поведения в природе»; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
Мультимедийное учебное пособие. ЭКЗАМЕН МЕДИА. Окружающий мир 1-4 класс Правила дорожного правила для детей. http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов |
2.12 |
Правила нравственного поведения в природе. |
2 |
0 |
0 |
10.03.2023 17.03.2023 |
Игра-соревнование по теме «Клуб астрономов»: зададим друг другу вопросы о Солнечной системе; Обсуждение выступлений учащихся (дифференцированное задание) о планетах; Рассматривание и обсуждение схемы: вращение Земли вокруг своей оси — причина смены дня и ночи; Работа с картой: равнины и горы на территории РФ, крупнейшие реки и озёра; моря, омывающие Россию; Описание объектов родного края: название, место расположения, общая характеристика; Учебный диалог по теме «Как люди используют водоёмы и реки для хозяйственной деятельности»; Рассказ учителя, работа с иллюстративным материалом: природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (в России — озеро Байкал, остров Врангеля, вулканы Камчатки, Ленские столбы; в мире — остров Пасхи (Чили); дорога гигантов (Северная Ирландия); бухта Халонг (Вьетнам); национальный парк Тонгариро (Новая Зеландия)); Обсуждение результатов проектной деятельности по теме «Объекты Всемирного наследия в России и в мире»; Рассказ учителя о Международной Красной книге; Работа в группах по теме «Составление памятки «Правила поведения в природе»; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
Мультимедийное учебное пособие. ЭКЗАМЕН МЕДИА. Окружающий мир 1-4 класс Правила дорожного правила для детей. http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов |
2.13 |
Природные зоны России: общее представление об основных природных зонах России: климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, охрана природы. |
2 |
0 |
0 |
21.03.2023 23.03.2023 |
Учебный диалог по теме «Почему меняются природные зоны?»; Коллективное формулирование вывода: причиной смены природных зон является разная освещённость Солнцем поверхности Земли; Работа с текстом учебника: особенности разных природных зон; Работа в паре: анализ схем, иллюстраций по теме «Какие организмы обитают в природных зонах»; Составление рассказа-рассуждения по теме «Как животные приспосабливаются к условиям жизни»; Учебный диалог по теме «Экологические связи в природной зоне»; Моделирование характерных цепей питания в изучаемой природной зоне; Рассказ учителя об освоении природных богатств в природных зонах и возникших вследствие этого экологических проблемах; Работа в группах: создание описания одной из природных зон по самостоятельно составленному плану (с использованием дополнительной информации, в том числе из Интернета); |
Устный опрос; |
Мультимедийное учебное пособие. ЭКЗАМЕН МЕДИА. Окружающий мир 1-4 класс Правила дорожного правила для детей. http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов |
2.14. |
Связи в природной зоне. |
2 |
0 |
0 |
04.04.2023 06.04.2023 |
Учебный диалог по теме «Почему меняются природные зоны?»; Коллективное формулирование вывода: причиной смены природных зон является разная освещённость Солнцем поверхности Земли; Работа с текстом учебника: особенности разных природных зон; Работа в паре: анализ схем, иллюстраций по теме «Какие организмы обитают в природных зонах»; Составление рассказа-рассуждения по теме «Как животные приспосабливаются к условиям жизни»; Учебный диалог по теме «Экологические связи в природной зоне»; Моделирование характерных цепей питания в изучаемой природной зоне; Рассказ учителя об освоении природных богатств в природных зонах и возникших вследствие этого экологических проблемах; |
Устный опрос; тестирование; |
Мультимедийное учебное пособие. ЭКЗАМЕН МЕДИА. Окружающий мир 1-4 класс Правила дорожного правила для детей. http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов |
Итого по разделу |
24 |
|
||||||
Раздел 3. Правила безопасной жизни. |
||||||||
3.1. |
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. |
2 |
0 |
0 |
11.04.2023 13.04.2023 |
Учебный диалог по теме «Послушаем друг друга: как я выполняю правила безопасной жизни»; Работа в группах: составление текста по теме, «Какие опасности можно встретить на улице, в зонах отдыха, в общественных местах»; Анализ ситуаций по теме «Что может произойти, если…», обсуждение результатов работы групп; Ролевая игра по теме «Знаем ли мы правила езды на велосипеде (роли: велосипедисты, сотрудники ГИБДД, маленькие дети); Рассказ учителя по теме «Чем может быть опасен Интернет. Как правильно искать информацию в Интернете»; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
Мультимедийное учебное пособие. ЭКЗАМЕН МЕДИА. Окружающий мир 1-4 класс Правила дорожного правила для детей. http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов |
3.2. |
Безопасность в городе. Планирование безопасных маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного поведения велосипедиста (дорожные знаки, дорожная разметка, сигналы и средства защиты велосипедиста). |
2 |
0 |
1 |
18.04.2023 20.04.2023 |
Учебный диалог по теме «Послушаем друг друга: как я выполняю правила безопасной жизни»; Работа в группах: составление текста по теме, «Какие опасности можно встретить на улице, в зонах отдыха, в общественных местах»; Анализ ситуаций по теме «Что может произойти, если…», обсуждение результатов работы групп; Ролевая игра по теме «Знаем ли мы правила езды на велосипеде (роли: велосипедисты, сотрудники ГИБДД, маленькие дети); Рассказ учителя по теме «Чем может быть опасен Интернет. Как правильно искать информацию в Интернете»; |
Устный опрос; тестирование; контрольная работа; |
Мультимедийное учебное пособие. ЭКЗАМЕН МЕДИА. Окружающий мир 1-4 класс Правила дорожного правила для детей. http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов |
3.3. |
Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации опознание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в Интернет. |
1 |
0 |
0 |
25.04.2023 27.04.2023 |
Учебный диалог по теме «Послушаем друг друга: как я выполняю правила безопасной жизни»; Работа в группах: составление текста по теме, «Какие опасности можно встретить на улице, в зонах отдыха, в общественных местах»; Анализ ситуаций по теме «Что может произойти, если…», обсуждение результатов работы групп; Ролевая игра по теме «Знаем ли мы правила езды на велосипеде (роли: велосипедисты, сотрудники ГИБДД, маленькие дети); Рассказ учителя по теме «Чем может быть опасен Интернет. Как правильно искать информацию в Интернете»; |
Устный опрос; Письменный контроль; |
Мультимедийное учебное пособие. ЭКЗАМЕН МЕДИА. Окружающий мир 1-4 класс Правила дорожного правила для детей. http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов |
Итого по разделу |
5 |
|
||||||
Резервное время |
6 |
|
||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
68 |
2 |
5 |
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата изучения |
Виды, формы контроля |
||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
||||
1. |
Мир глазами астронома. |
1 |
0 |
0 |
06.09.2022 |
Устный опрос; |
2. |
Планеты Солнечной системы. (урок с использованием ИКТ) |
1 |
0 |
0 |
08.09.2022 |
Устный опрос; |
3. |
Звёздное небо – Великая книга Природы. (урок с использованием ИКТ). |
1 |
0 |
0 |
13.09.2022 |
Устный опрос; |
4. |
Мир глазами географа. |
1 |
0 |
0 |
15.09.2022 |
Устный опрос; тестирование; |
5. |
Мир глазами историка. (урок с использованием технологии смыслового чтения). |
1 |
0 |
0 |
20.09.2022 |
Устный опрос; |
6. |
Когда и где? История – путешествие вглубь времен. |
1 |
0 |
0 |
22.09.2022 |
Устный опрос; |
7. |
Прошлое и настоящее глазами эколога. (урок с использованием технологии смыслового чтения). |
1 |
0 |
0 |
27.09.2022 |
Устный опрос; |
8. |
Сокровища Земли под охраной человечества. |
1 |
0 |
0 |
29.09.2022 |
Устный опрос; |
9. |
Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга. |
1 |
0 |
0 |
04.10.2022 |
Устный опрос; |
10. |
Равнины и горы России. Практическая работа по контурной карте. |
1 |
0 |
0 |
06.10.2022 |
Устный опрос; |
11. |
Моря, озёра и реки России. |
1 |
0 |
0 |
11.10.2022 |
Устный опрос; |
12. |
Природные зоны России. (урок с использованием технологии смыслового чтения). |
1 |
0 |
0 |
13.10.2022 |
Устный опрос; тестирование; |
13. |
Зона арктических пустынь. ИКТ. |
1 |
0 |
0 |
18.10.2022 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
14. |
Зона арктических пустынь. |
1 |
0 |
0 |
20.10.2022 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
15. |
Леса России. |
1 |
0 |
0 |
25.10.2022 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
16. |
Лес и человек. |
1 |
1 |
0 |
27.10.2022 |
Контрольная работа; |
17. |
Зона степей. |
1 |
0 |
0 |
08.11.2022 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
18. |
Пустыни. |
1 |
0 |
0 |
10.11.2022 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
19. |
У Чёрного моря. |
1 |
0 |
0 |
15.11.2022 |
Устный опрос; |
20. |
Наш край. (урок с использованием технологии смыслового чтения). |
1 |
0 |
0 |
17.11.2022 |
Устный опрос; |
21. |
Поверхность нашего края. |
1 |
0 |
0 |
22.11.2022 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
22. |
Водные богатства нашего края. |
1 |
0 |
0 |
24.11.2022 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
23. |
Наши подземные богатства. |
1 |
0 |
0 |
29.11.2022 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
24. |
Земля – кормилица. |
1 |
0 |
0 |
01.12.2022 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
25. |
Жизнь леса. (урок с использованием ИКТ). |
1 |
0 |
0 |
06.12.2022 |
Устный опрос; |
26. |
Жизнь луга. |
1 |
0 |
0 |
08.12.2022 |
Устный опрос; |
27. |
Жизнь в пресных водоёмах. (урок с использованием ИКТ). |
1 |
0 |
0 |
13.12.2022 |
Устный опрос; |
28. |
Экскурсии в природные сообщества родного края. |
1 |
0 |
0 |
15.12.2022 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
29. |
Экскурсии в природные сообщества родного края. ИКТ. |
1 |
0 |
0 |
20.12.2022 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
30. |
Растениеводство в нашем крае. |
1 |
0 |
0 |
22.12.2022 |
Устный опрос; |
31. |
Незаметные защитники урожая.* |
1 |
1 |
0 |
27.12.2022 |
Контрольная работа; |
32. |
Животноводство в нашем крае. |
1 |
0 |
0 |
29.12.2022 |
Устный опрос; |
33. |
Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. |
1 |
0 |
0 |
10.01.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
34. |
Начало истории человечества. (урок с использованием технологии смыслового чтения) |
1 |
0 |
0 |
12.01.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
35. |
Мир древности: далёкий и близкий. |
1 |
0 |
0 |
17.01.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
36. |
Средние века: время рыцарей и замков. |
1 |
0 |
0 |
19.01.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
37. |
Новое время: встреча Европы и Америки. |
1 |
0 |
0 |
24.01.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
38. |
Новейшее время: история продолжается сегодня. (урок с использованием технологии смыслового чтения) |
1 |
0 |
0 |
26.01.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
39. |
Жизнь древних славян. (урок с использованием технологии смыслового чтения). |
1 |
0 |
0 |
31.01.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
40. |
Во времена Древней Руси. |
1 |
0 |
0 |
02.02.2023 |
Устный опрос; |
41. |
Страна городов. |
1 |
0 |
0 |
07.02.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
42. |
Из книжной сокровищницы Древней Руси. |
1 |
0 |
0 |
09.02.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
43. |
Трудные времена на Русской земле. |
1 |
1 |
0 |
14.02.2023 |
Контрольная работа; |
44. |
Русь расправляет крылья. |
1 |
0 |
0 |
16.02.2023 |
Устный опрос; |
45. |
Куликовская битва. (урок с использованием ИКТ). |
1 |
0 |
0 |
21.02.2023 |
Устный опрос; |
46. |
Иван Третий. |
1 |
0 |
0 |
23.02.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
47. |
Мастера печатных дел. |
1 |
0 |
0 |
28.02.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
48. |
Патриоты России. (урок с использованием ИКТ). |
1 |
1 |
0 |
02.03.2023 |
Контрольная работа; |
49. |
Пётр Великий. |
1 |
0 |
0 |
07.03.2023 |
Устный опрос; |
50. |
Михаил Васильевич Ломоносов. (урок с использованием технологии смыслового чтения). |
1 |
0 |
0 |
09.03.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
51. |
Екатерина Великая. |
1 |
0 |
0 |
14.03.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
52. |
Отечественная война 1812 года. |
1 |
0 |
0 |
16.03.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
53. |
Страницы истории Х1Х века. |
1 |
0 |
0 |
21.03.2023 |
Устный опрос; |
54. |
Россия вступает в ХХ век. |
1 |
0 |
0 |
23.03.2023 |
Устный опрос; |
55. |
Страницы истории 1920-1930 –х годов. |
1 |
0 |
0 |
04.04.2023 |
Тестирование; |
56. |
Великая война и Великая Победа. (урок с использованием ИКТ). |
1 |
0 |
0 |
06.04.2023 |
Устный опрос; |
57. |
Великая война и Великая Победа. (урок с использованием технологии смыслового чтения). |
1 |
0 |
0 |
11.04.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
58. |
Страна, открывшая путь человека в космос. (урок с использованием ИКТ) |
1 |
0 |
0 |
13.04.2023 |
Устный опрос; тестирование; |
59. |
Основной закон России и права человека. |
1 |
0 |
0 |
18.04.2023 |
Устный опрос; |
60. |
Мы – граждане России. |
1 |
0 |
0 |
20.04.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
61. |
Славные символы России. |
1 |
1 |
0 |
25.04.2023 |
Контрольная работа; |
62. |
Такие разные праздники. |
1 |
0 |
0 |
27.04.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
63. |
Путешествия по России. ( урок с использованием ИКТ) |
1 |
0 |
0 |
04.05.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
64. |
Путешествия по России. |
1 |
0 |
0 |
11.05.2023 |
Устный опрос; |
65. |
Путешествия по России. |
1 |
0 |
0 |
16.05.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
66. |
Проверим себя и оценим свои достижения за втрое полугодие. |
1 |
0 |
0 |
18.05.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
67. |
|
1 |
0 |
0 |
23.05.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
68. |
|
1 |
0 |
0 |
25.05.2023 |
Устный опрос; Письменный контроль; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
68 |
5 |
0 |
|
Введите свой вариант:
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.