Рабочая программа учебного предмета "Шахматы"
Оценка 4.6

Рабочая программа учебного предмета "Шахматы"

Оценка 4.6
docx
11.02.2022
Рабочая программа учебного предмета "Шахматы"
шахматы программа.docx

Рабочая программа учебного предмета «Шахматы» составлена на основе федерального \государственного образовательного стандарта; основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла»; учебного плана; примерной программы начального общего примерной программы организации внеурочной деятельности (Сборник программ внеурочной деятельности 1-4 классы/ под редакцией Н.Ф.Виноградовой, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2018 г. -168 с.).

Программа является модифицированной. Направленность программы по содержанию является общеинтеллектуальной, по функциональному предназначению – специальной; по форме организации – групповой; по времени реализации – четырёхгодичной.

Срок реализации программы 4 года. Объем часов для реализации в 1классах -33 часа, в 2 классах - 34 часа, в 3 классах – 34 часа, в 4 классах – 34 часа (1 час в неделю).

Рабочая программа реализуется в соответствии с требованиями СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189).

К занятиям допускаются дети, не имеющие серьезных (подтверждающиеся документально) отклонений в здоровье.

Новизна программы  отражена в использовании к основной внеурочной программе по шахматам методического комплекса, где просматривается ситуативный подход при построении занятий. Это обусловлено не только тем, что требования к обучению в шахматы возрастают, но и тем, что игра представляет собой поле для реализации психического, физического и социального благополучия личности; тем, что игра интеллектуальная как форма умственной культуры удачно согласует в себе реализацию личностных, метапредметных, межпредметных, предметных результатов. Вместе с тем, ситуативный подход построения занятий позволяет плавно перейти от внеурочной программы начальной школы и способствует улучшению внимания школьника, а это одна из главных задач, стоящих перед учителями начальной школы. Шахматы учат ребёнка предупреждать и контролировать угрозы противника. В данном случае развитию внимания способствует мотивация, возникающая у школьника в процессе интеллектуального единоборства. Достоинство шахмат как модели для изучения некоторых универсальных понятий и закономерностей в начальной школе заключается в том, что это игра. Очень интересную мысль о сути игры высказал И. Рыбин: «Всё разнообразие изобретённых человечеством игр — это, в сущности, множество моделей, которые имитируют различные типы тактических и стратегических задач мышления. Развлекательная форма игр выполняет ту же функцию, что и всё остальное, предназначенное для поощрения к жизненно необходимому поведению».   

Актуальность: программы обусловлена проблемой улучшения внимания школьника, а это одна из главных задач, стоящих перед учителями начальной школы. Шахматы учат ребёнка предупреждать и контролировать угрозы противника. В данном случае развитию внимания способствует мотивация, возникающая у школьника в процессе интеллектуального единоборства.

Важной задачей для современной начальной школы является развитие наглядно-образного мышления; по развитию наглядно-образного мышления фактически почти целиком построен на материале, практически идентичном шахматам. На шахматном материале очень удобно формировать у младшего школьника рефлексию и определять её глубину. Обучение младших школьников шахматам даёт положительные результаты уже сегодня, но от использования межпредметных связей можно ожидать дополнительного эффекта. Эффект будет получен за счёт комплексного представления младшему школьнику знаний и, как следствие, ускорения развития ученика. Установлено, что шахматы имеют тесные межпредметные связи почти со всеми предметами, составляющими базовый компонент образования в начальной школе. Специфика шахматной игры позволяет понять основы различных наук на шахматном материале, способствуя сохранению и укреплению здоровья школьников, пониманию учащимися значения понятия «здоровье», физического совершенствования, проблемой мотивационно-ценностного отношения к части общей культуры общества и личности. В настоящее время  в соответствии с социально-экономическими потребностями, возможностями современного общества, его развития и опираясь на сущность общего начального и основного образования, особенно в условиях Крайнего Севера, является содействие всестороннему  и  гармоничному развитию личности. В связи с этим не случаен интерес к шахматам как к одной из самых эффективных игр, способствующих интеллектуальному развитию человека. Они преподаются в школах многих стран мира и как обязательный, и как факультативный предмет. Образовательный эффект этой игры отмечали философы, политические деятели, шахматисты и другие представители интеллектуальной элиты разных эпох, стран и народов.                                                                                                                                             

Цель программы- обучения шахматам – повышение спортивного мастерства.

Одновременно с этим ставятся и достигаются следующие цели:

- критичность мышления,

- развитие счётных способностей,

- поощрение соревнования и борьбы.

Формирование у учащихся ценностно-окрашенного социального опыта, для выстраивания собственного социального поведения, основанного на нормах ведения здорового образа жизни, на базовых ценностях современного российского общества.

Задачи программы:

- содействовать укреплению здоровья учащихся,  нормальному физическому развитию, созданию верного представления о здоровье и здоровом образе жизни;

-  формировать у детей представление об игровых настольных видах спорта (шахматы, шашки),  помогая выявлять предрасположенность к развитию любознательности и сообразительности;

-  содействовать у учащихся развитию психических и моторных процессов путем решения различных ситуативных задач;

-  приобщать учащихся к занятиям шахматами,получая огромное удовольствие от игры, и, активно использовать их в свободное время путем создания общностей,      совместно участвующих в общеинтеллектуальной  деятельности;

-  воспитывать дисциплинированность, доброжелательное отношение к окружающим; смелость и решительность, самостоятельность и инициативность в принятии решений, выдержку и самообладание для успешного результата своей деятельности.

- развивать целеустремлённость, внимательность, умение контролировать свои действия;

- развивать навыки сотрудничества со сверстниками;

- развивать наглядно-образное мышление и логику.

            Педагогическая целесообразность программы заключается в интегративном подходе к реализации задач умственного и физического развития и здоровьесбережения школьников, развитие способностей  через индивидуализацию, развитие коммуникативных качеств.В основу программы заложена идея гуманизации, воспитание всесторонне  развитого человека.

Программа основана на следующих принципах:

 

Принципы общеинтеллектуальной деятельности

Особенности реализации

Принцип

природосообразности

Предполагает, что спортивно-оздоровительная деятельность школьников основывается на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовывается с общими законами развития природы и человека, воспитывает его сообразно полу и возрасту, а также формирует  у него ответственность за развитие самого себя.

Принцип

культуросообразности

Предполагает, что интеллектуальная деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях умственной культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими спортивным, интеллектуальным и здоровьесберегающим традициям тех или иных регионов,не противоречащих общечеловеческим ценностям  .

Принцип коллективности

Предполагает, что спорт и оздоровление, осуществляясь в детско-взрослых коллективах различного типа, дают юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими.

Принцип

диалогичности

Предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в спортивно-оздоровительной деятельности, содержанием которого являются обмен ценностями здорового образа жизни и гуманистического понимания спорта.

Принцип патриотической направленности

Суть принципа заключается в обеспечении субъективной значимости для подростков идентификации себя с Россией, Отечеством.

Принцип

проектности

Принцип предусматривает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку подростка к самостоятельному проектному действию, развертываемому в логике  замысел-реализация-рефлексия.

Принцип

поддержки самоопределения

Предполагает процесс формирования человеком осмысленного и ответственного отношения к собственной телесности. Приобретение опыта самоопределения происходит на практике спортивных состязаний.

 

Занятия шахматамипроводятся 1раз в неделю для учащихся 1, 2 и 3 классов.Продолжительность занятий – 50 минут.Занятия состоят из подготовительной, основной и заключительной части.

Определяющими факторами составления каждого занятия являются:

-соответствие содержания внеурочной формы занятия уровню подготовленности

учащегося;

-соответствие тренировочных средств задачам занятия;

-преемственность и согласованность между частями занятия;

-закрепление изучаемого материала в игровых упражнениях;

-применение разнообразных игровых упражнений для обучения технике игры;

Для детей 7-10 лет направленность занятий относительно воспитания умственных и физических качеств соответствует примерно сенситивному периоду, в котором наибольшее значение имеет развитие логики, творчества, наглядно-образного мышления, быстроты и внимания. А главным фактором успеха в игровом результате имеет, на фоне перечисленных физических качеств, теоритическая подготовка.

Шахматная партия является цепочкой принимаемых обеими сторонами решений, а каждый ход — это аргумент в споре двух конфликтующих структур. Шахматы являются также удобным материалом для моделирования различных процессов. Потому, в логической последовательности занятий, отраженной в тематическом планировании, прослеживаются следующие сочетания воспитания умственных и физических качеств и технико-тактических приемов:

—развитие любознательности и сообразительности;

—развитие целеустремлённости, внимательности, умения контролировать свои действия;

—развитие навыков сотрудничества со сверстниками;

—развитие наглядно-образного мышления и логики.

Результативность деятельности учащихся, посещающих занятия, отслеживается через использование контрольных измерений, которые регистрируются в сводном протоколе в октябре и мае месяце. Для оценки уровня готовности учащихся применяются методы тестирования (общая, специальная физическая (психологическая) подготовка, техническая подготовка), наблюдения (другие виды подготовки).

     Мониторинг сформированности личностных и метапредметных результатов освоения программы осуществляется также в рамках соответствующих диагностических мероприятий, проводимых в школе

Личностные результаты освоения внеурочной программы:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитиеопыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения внеурочной программы:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строитьлогическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения внеурочной программы:

 

·      представления об основах здорового образа жизни, о возможностях человеческого организма, о значении физической культуры и спорта для развития человека;

·      освоение простейших элементов спортивной подготовки;

·      установка на безопасный, здоровый образ жизни;

·      понимание и сопереживание чувствам других людей во время участия в спортивных состязаниях;

·      принятие и освоение социальной роли школьника, физкультурника;

·      умение сотрудничать со сверстниками во время игры;

·      умения коллективно планировать, контролировать и оценивать действия партнеров во время игры, соревнования;

·      овладение навыками коммуникативного общения со сверстниками и взрослыми;

·      умение применять и сохранять цели и задачи спортивной деятельности;

·      освоение начальных форм личностной рефлексии;

·      овладение умениями выполнять правила игры.

К окончанию 1 класса ученики должны:

знать и иметь представление:

·         об истории зарождения шахмат, правилах игры;

·         о шахматной доске и её структуре;

·         об обозначении полей линий;

·         о ходах и взятиях всех фигур, рокировке;

·         об основных  шахматных понятиях (шах, мат, пат, выигрыш, ничья, ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение, защита, три стадии шахматной партии, развитие и др.);

уметь:

·         играть партию от начала до конца по шахматным правилам;

·         записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;

·         находить мат в один ход в любых задачах такого типа;

·         оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;

·         планировать, контролировать и оценивать действия соперников;

·         определять общую цель и пути её достижения;          

·         решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.

К окончанию 2 класса учащиеся должны:

знать:

·         выигрышные стратегии матования одинокого короля;

уметь:

·         ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королём и ферзём, королём и ладьёй из любой позиции;

·         понимать причины своего выигрыша и проигрыша;

·         сравнивать и анализировать действия других игроков;

·         разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили.

К окончанию 3 класса учащиеся должны:

знать:

·         основные идеи комбинаций различных типов;

уметь:

·         осуществлять простейшие комбинации;

·         определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Промежуточная аттестация в 1-х класса проводится в форме шахматного  турнира.

Содержание программы

1 классы

Шахматная доска и фигуры

Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат.

Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.

Ходы и взятия фигур

Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза, нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля.

Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра.

Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат

Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство

и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. Пат. «Бешеные» фигуры. Сходство и различие между понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.

Запись шахматных ходов

Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен

Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценностив зависимости от ситуации на доске. Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.

Общие принципы разыгрывания дебюта

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Дебютные ловушки.

Раннее развитие ферзя

Дебютные ловушки.

2 классы

Повторение

Ходы и взятия фигур. Понятия шаха, мата и пата. Задачи на ценность.

Правила записи ходов. Принципы игры в дебюте, анализ учебных партий.

Защита

Понятие о защите. Уничтожение атакующей фигуры, уход изподудара, перекрытие линии атаки, защита атакованной фигуры своей фигурой, контратака.

Реализация большого материального перевеса

Матование одинокого короля ферзём и ладьёй, двумя ладьями, королём и ферзём, королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегии оттеснения одинокого короля накрай доски. Оппозиция.

Эндшпиль

Общие принципы разыгрывания эндшпилей, их классификация.

Пешечные эндшпили. Король и пешка против короля. Роль оппозиции, правило квадрата, ключевые поля. Король и крайняя пешка против короля. Треугольник как средство вынуждения цугцванга. Пешечный прорыв.

Ладейные эндшпили. Ладья и пешка против короля. Позиция Филидора. Мост и его построение. Правило Тарраша. Ферзь против пешки.Алгоритм выигрыша.

Практическая игра

Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи.

Анализ ошибок.

3 классы

Повторение

Способы защиты от нападения. Матование одинокого короля. Простейшие пешечные и ладейные эндшпили.

Тактика в шахматах

Тактические приёмы и комбинации.

Определение комбинации

Вариант, форсированный вариант, жертва. Двойной удар, связка, открытое нападение, слабость последней горизонтали. Устранение защиты, отвлечение, завлечение, блокировка, освобождение пространства, перекрытие,«мельница», «рентген», перегрузка, разрушение пешечного прикрытия короля — основные идеи комбинаций. Комбинации на сочетание идей.


 

Календарно-тематическое планирование

1 классс

№ п/п урока по теме

Дата

Тема урока

 

Количество часов

План

Факт

5.09

 

Вводное занятие. Правила работы на занятиях по шахматам. Знакомство с шахматами.

1

12.09

 

Шахматная доска.

1

19.09

 

Шахматная доска.

1

26.09

 

Шахматная доска.

1

3.10

 

Шахматные фигуры.

1

10.10

 

Начальная расстановка фигур

1

17.10

 

Ладья.

1

24.10

 

Ладья.

1

31.10

 

Слон.

1

7.11

 

Слон.

1

14.11

 

Ладья против Слона

1

21.11

 

Ферзь.

1

28.11

 

Ферзь.

1

5.12

 

Ферзь против Ладьи и Слона.

1

12.12

 

Конь.

1

19.12

 

Конь.

1

26.12

 

Конь против Ферзя, Ладьи и Слона..

1

16.01

 

Пешка.

1

23.01

 

Пешка.

1

30.01

 

Пешка против Ферзя, Ладьи, Коня и Слона.

1

6.02

 

Король.

1

13.02

 

Король против других фигур.

1

20.02

 

Шах.

1

27.02

 

Шах.

1

5.03

 

Мат.

1

12.03

 

Мат.

1

19.03

 

Мат.

1

2.04

 

Ничья, пат.

1

9.04

 

Рокировка.

1

16.04

 

Шахматная партия.

1

23.04

 

Шахматная партия.

1

30.04

 

Шахматная партия.

1

7.05

 

Повторение пройденного материала.

1

34.    

14.05

 

 

1

 

 


 

Учебно-тематический план, 2 классы (1 раз в неделю, 34 часа)

 

№ п/п урока по теме

Дата

Тема урока

 

Количество часов

План

Факт

5.09

 

Повторение пройденного материала.

1

12.09

 

Повторение пройденного материала.

1

19.09

 

Краткая история шахмат.

1

26.09

 

Шахматная нотация.

1

3.10

 

Шахматная нотация.

1

10.10

 

Ценность шахматных фигур

1

17.10

 

Ценность шахматных фигур

1

24.10

 

Ценность шахматных фигур

1

31.10

 

Ценность шахматных фигур

1

7.11

 

Техника матования одинокого короля

1

14.11

 

Техника матования одинокого короля

1

21.11

 

Техника матования одинокого короля

1

28.11

 

Техника матования одинокого короля

1

5.12

 

Достижение мата без жертвы материала.

1

12.12

 

Достижение мата без жертвы материала.

1

19.12

 

Достижение мата без жертвы материала.

1

26.12

 

Шахматная комбинация

1

16.01

 

Шахматная комбинация

1

23.01

 

Шахматная комбинация

1

30.01

 

Шахматная комбинация

1

6.02

 

Шахматная комбинация

1

13.02

 

Шахматная комбинация

1

20.02

 

Шахматная комбинация

1

27.02

 

Шахматная комбинация

1

5.03

 

Шахматная комбинация

1

12.03

 

Шахматная комбинация

1

19.03

 

Шахматная комбинация

1

2.04

 

Шахматная комбинация

1

9.04

 

Шахматная комбинация

1

16.04

 

Шахматная комбинация

1

23.04

 

Шахматная комбинация

1

30.04

 

Повторение программного материала.

1

7.05

 

Повторение программного материала

1

34.   

14.05

 

Игровая практика

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план, 3 классы (1 раз в неделю, 34 часа)

 

№ п/п урока по теме

Дата

Тема урока

 

Количество часов

План

Факт

5.09

 

Вводное занятие. Правила работы на занятиях по шахматам. Повторение пройденного материала

1

12.09

 

Повторение пройденного материала

1

19.09

 

Краткая история шахмат

1

26.09

 

Шахматная нотация

1

3.10

 

Шахматная нотация

1

10.10

 

Ценность шахматных фигур

1

17.10

 

Ценность шахматных фигур

1

24.10

 

Ценность шахматных фигур

1

31.10

 

Ценность шахматных фигур

1

7.11

 

Техника матования одинокого короля

1

14.11

 

Техника матования одинокого короля

1

21.11

 

Техника матования одинокого короля

1

28.11

 

Техника матования одинокого короля

1

5.12

 

Достижение мата без жертвы материала

1

12.12

 

Достижение мата без жертвы материала

1

19.12

 

Достижение мата без жертвы материала

1

26.12

 

Шахматная комбинация

1

16.01

 

Шахматная комбинация

1

23.01

 

Шахматная комбинация

1

30.01

 

Шахматная комбинация

1

6.02

 

Шахматная комбинация

1

13.02

 

Шахматная комбинация

1

20.02

 

Шахматная комбинация

1

27.02

 

Шахматная комбинация

1

5.03

 

Шахматная комбинация

1

12.03

 

Шахматная комбинация

1

19.03

 

Шахматная комбинация

1

2.04

 

Шахматная комбинация

1

9.04

 

Шахматная партия.

1

16.04

 

Шахматная партия.

1

23.04

 

Шахматная партия.

1

30.04

 

Повторение пройденного материала

1

7.05

 

Игровая практика.

1

34.   

14.05

 

Повторение пройденного материала

1

35.   

 

 

Игровая практика.

 

 


 

Учебно-тематический план, 3 классы (1 раз в неделю, 34 часа)

 

№ п/п урока по теме

Дата

Тема урока

 

Количество часов

План

Факт

5.09

 

Вводное занятие. Правила работы на занятиях по шахматам. Повторение пройденного материала

1

12.09

 

Вступительная беседа о шахматах.  История шахмат.

1

19.09

 

Шахматная игра, материал и средства.  Шахматные фигуры. Сравнительная сила фигур.

1

26.09

 

Шахматная игра, материал и средства.  Шахматные фигуры. Сравнительная сила фигур.

1

3.10

 

Правила поведения фигур. Шахматная нотация. Упражнения.

1

10.10

 

Правила поведения фигур. Шахматная нотация. Упражнения.

1

17.10

 

Правила поведения фигур. Шахматная нотация. Упражнения.

1

24.10

 

Ничейные и патовые ситуации. Примеры.

1

31.10

 

Рокировка, взятие на проходе, пешка как часовой. Упражнения

1

7.11

 

Рокировка, взятие на проходе, пешка как часовой. Упражнения.

1

14.11

 

Две ладьи против короля.

1

21.11

 

Ферзь против короля.

1

28.11

 

Ладья против короля.

1

5.12

 

Два слона протии в короля.  Упражнения.

1

12.12

 

«Солдат становится генералом». Упражнения.

1

19.12

 

Сеанс одновременной игры

1

26.12

 

Упражнения на различные случаи матования короля.

1

16.01

 

«Штурм королевского замка». Основные схемы атаки.

1

23.01

 

Понятие о комбинациях.

1

30.01

 

Понятие о комбинациях.

1

6.02

 

«Оружие на все случаи». Разбор некоторых комбинаций.

1

13.02

 

Пешка – душа шахмат.

1

20.02

 

Открытые и полуоткрытые линии.

1

27.02

 

«Размышления перед битвой». Неудачный старт. Примеры

1

5.03

 

«Три кита», на которых держится дебют.

1

12.03

 

Открытые дебюты: шотландская партия. Примеры из партий мастеров.

1

19.03

 

Итальянская партия. Примеры из партий мастеров.

1

2.04

 

Защита двух коней. Примеры из партий мастеров.

1

9.04

 

Русская партия. Примеры из партий мастеров.

1

16.04

 

Испанская партия. Примеры из партий мастеров.

1

23.04

 

Королевский гамбит. Примеры из партий мастеров.

1

30.04

 

Повторение пройденного материала

1

7.05

 

Игровая практика.

1

34.   

14.05

 

Игровая практика. Повторение пройденного материала

1

 


 

Рабочая программа учебного предмета «

Рабочая программа учебного предмета «

Обучение младших школьников шахматам даёт положительные результаты уже сегодня, но от использования межпредметных связей можно ожидать дополнительного эффекта

Обучение младших школьников шахматам даёт положительные результаты уже сегодня, но от использования межпредметных связей можно ожидать дополнительного эффекта

Педагогическая целесообразность программы заключается в интегративном подходе к реализации задач умственного и физического развития и здоровьесбережения школьников, развитие способностей через индивидуализацию, развитие коммуникативных качеств

Педагогическая целесообразность программы заключается в интегративном подходе к реализации задач умственного и физического развития и здоровьесбережения школьников, развитие способностей через индивидуализацию, развитие коммуникативных качеств

Принцип патриотической направленности

Принцип патриотической направленности

Результативность деятельности учащихся, посещающих занятия, отслеживается через использование контрольных измерений, которые регистрируются в сводном протоколе в октябре и мае месяце

Результативность деятельности учащихся, посещающих занятия, отслеживается через использование контрольных измерений, которые регистрируются в сводном протоколе в октябре и мае месяце

России и мира, творческой деятельности эстетического характера

России и мира, творческой деятельности эстетического характера

ИКТ– компетенции); 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации

ИКТ– компетенции); 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации

К окончанию 2 класса учащиеся должны: знать: · выигрышные стратегии матования одинокого короля; уметь: · ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королём и ферзём, королём…

К окончанию 2 класса учащиеся должны: знать: · выигрышные стратегии матования одинокого короля; уметь: · ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королём и ферзём, королём…

Правила шахматных соревнований

Правила шахматных соревнований

Практическая игра Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи

Практическая игра Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи

Календарно-тематическое планирование 1 классс № п/п урока по теме

Календарно-тематическое планирование 1 классс № п/п урока по теме

Шах. 1 5.03

Шах. 1 5.03

Учебно-тематический план, 2 классы (1 раз в неделю, 34 часа) № п/п урока по теме

Учебно-тематический план, 2 классы (1 раз в неделю, 34 часа) № п/п урока по теме

Шахматная комбинация 1 5

Шахматная комбинация 1 5

Учебно-тематический план, 3 классы (1 раз в неделю, 34 часа) № п/п урока по теме

Учебно-тематический план, 3 классы (1 раз в неделю, 34 часа) № п/п урока по теме

Шахматная комбинация 1 27

Шахматная комбинация 1 27

Учебно-тематический план, 3 классы (1 раз в неделю, 34 часа) № п/п урока по теме

Учебно-тематический план, 3 классы (1 раз в неделю, 34 часа) № п/п урока по теме

Пешка – душа шахмат. 1 20

Пешка – душа шахмат. 1 20
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2022