РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА УПВ. 03 ЭКОНОМИКА программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии социально – экономического и профиля 43.01.09 Повар, кондитер
Оценка 5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА УПВ. 03 ЭКОНОМИКА программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии социально – экономического и профиля 43.01.09 Повар, кондитер

Оценка 5
docx
02.06.2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  УПВ. 03 ЭКОНОМИКА  программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих  по профессии социально – экономического и профиля  43.01.09 Повар, кондитер
УПВ 0.3 Экономика Повар, кондитер.docx

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

 «СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

ИМЕНИ МАРШАЛА ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК А.В.ГЕЛОВАНИ»

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

                                                                 Зам. директора по УПР

           _____________М.В. Пакилева   

     «______»   ____________2023 г.

 

      

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

УПВ. 03 Экономика

 

программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

по профессии социально – экономического и профиля

 

43.01.09 Повар, кондитер

 

 

Профильная дисциплина

 

Уровень: углубленный

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Севастополь

2023


 Рабочая программа учебного предмета разработана в соответствии со следующими документами:

1.       Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования« (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480)

2.       Примерная программа общеобразовательной  учебной дисциплины «Экономика» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованная Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»)  в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования  с получением среднего общего образования. Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 377 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»

3.     Положение «О разработке рабочих планов и программ в ГБОУПО СПТК»

       4. ФГОС СПО по профессии 43.01.09 Повар, кондитер, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2016 года № 1569 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации дата 22 декабря 2016 года, регистрационный № 44898)

Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования города Севастополя «Севастопольский многопрофильный колледж имени Маршала инженерных войск А.В. Геловани»

Разработчик: преподаватель Мережко Т.А. преподаватель высшей категории.

 

Впервые рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения социально-экономических дисциплин

Протокол № 1 от  «    »       2023 г

Председатель МО  _________________ Рыжкова Н.П.

 

Переутверждена и введена в действие с изменениями на заседании МО. Протокол      

№ ___ от  «____» ____________ 201___ г. Председатель МО  ______________                                                                                                          

 

Переутверждена и введена в действие с изменениями на заседании МО. Протокол       

№ ___ от  «____» ____________ 201___ г. Председатель МО  ______________

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………………...

4

1

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ……..

5

2

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА...………………………………………..

9

3

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ…………….…………………………………...

 14

 

Учебно-методическое и материально-техническое   обеспечение ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА………………………….…………….

 

23

 

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА………...……..

25

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа общеобразовательной учебного предмета ОУП.10 «Экономика» предназначена для изучения экономики в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) на базе основного общего образования.

         Место учебного предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы:

       Учебный предмет «Экономика» является учебной дисциплиной по выбору из обязательных учебных областей ФГОС среднего общего образования.

            Предмет входит в общеобразовательный цикл по выбору из обязательных учебных областей.

Цели и задачи учебного предмета – требования к результатам освоения предмета:

Содержание программы ОУП.10 «Экономика» направлено на достижение следующих целей:

-     освоение основных знаний об экономической жизни общества, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

-     развитие экономического мышления, умение принимать рациональные решения при ограниченности природных ресурсов, оценивать возможные последствия для себя, окружения и общества в целом;

-     воспитание ответственности за экономические решения, уважение к труду и

предпринимательской деятельности;

-     овладение умением находить актуальную экономическую информацию в источниках, включая Интернет; анализ, преобразование и использование экономической информации, решение практических задач в учебной деятельности и реальной жизни, в том числе в семье;

-     овладение умением разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний;

-     формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и дальнейшего образования;

-     понимание особенностей современной мировой экономики, место и роли России, умение ориентироваться в текущих экономических событиях.

 

 

 

 

 

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

 

Освоение содержания учебного предмета «Экономика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

 • личностных:

-     развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;

-     формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение своих места и роли в экономическом пространстве;

-     воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

-       способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;

(Не реализуются, так как нет глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся)

2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

-       владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки; умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;

-       способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

-       способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

(Не реализуются, так как нет обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата)

3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

-       формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;

-       знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.

(Не реализуются, так как нет обучающихся с расстройствами аутистического спектра)

   • метапредметных:

-       овладение умениями формулировать представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности основных направлений современной экономической мысли;

-       овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;

-       формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественных наук, вырабатывать в себе качества гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации;

-       генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам как экономического развития Российской Федерации, так и мирового сообщества; умение применять исторический, социологический, юридический подходы для всестороннего анализа общественных явлений.

 

     • предметных:

-         сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества; как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

-         понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества; сформированность уважительного отношения к чужой собственности;

-         сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

-         владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;

-         сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;

-         умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);

-         способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;

-         понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире.

Обучающиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической профессиональной деятельности и повседневной жизни.

 

Предмет ОУП.10 Экономика способствует формированию  следующих общих компетенций и личностных результатов программы воспитания:

Код

Наименование общих компетенций

ОК 01

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

ОК 02

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 03

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения

ОК 07

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 08

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 09

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 10

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

ОК 11

Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

Перечень формируемых личностных результатов программы воспитания:

Код

Наименование личностных результатов

ЛР 1

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.

ЛР 2

Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.

ЛР 4

Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».

ЛР 7

Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 9

Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.

ЛР 12

Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания.

 

 

2.  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУД.10 «ЭКОНОМИКА»

2.1 Структура рабочей программы учебного предмета:

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной нагрузки

172

         из них  в форме практической подготовки

40

в том числе:

лекции, уроки

110

практические занятия

40

самостоятельная работа

-

консультации

16

Промежуточная аттестация (экзамен)

 

   2.2. Содержание учебного предмета

 

Введение

Содержание учебного предмета «Экономика» и ее задачи при освоении обучающимися профессий СПО и специальностей СПО для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности. Связь с другими учебными дисциплинами, теорией и практикой рыночной экономики.

1. Экономика и экономическая наука

1.1. Потребности человека и ограниченность ресурсов

Понятие экономики. Экономические потребности общества. Свободные и экономические блага общества. Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство. Ограниченность экономических ресурсов — главная проблема экономики. Границы производственных возможностей.

1.2. Факторы производства. Прибыль и рентабельность

Факторы производства. Заработная плата. Формы оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда. Прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли. Рентабельность. Рента. Земельная рента. Научные подходы к категории процента. Основные теории происхождения процента.

1.3. Выбор и альтернативная стоимость

Экономический выбор. Метод научной абстракции. Стоимость. Потребительная и меновая стоимость. Альтернативная стоимость. Альтернативные затраты.

1.4. Типы экономических систем

Традиционная экономика. «Чистая» рыночная экономика. Механизм свободного образования цен. Принцип рациональности. Основные государственные функции при рыночной экономике. Административно-командная экономика. Условия функционирования командной экономики. Смешанная экономика. Модели смешанной экономики. Участие государства в хозяйственной деятельности.

1.5. Собственность и конкуренция

Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических отношений. Собственность как экономическая категория в современном понимании.

Формы собственности: государственная, муниципальная, частная. Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика государства.

1.6. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена

Понятие экономической свободы. Специализация и ее значение для формирования рынка. Понятие обмена. Организованный и хаотичный обмен. Принудительный и добровольный обмен. Товарный обмен. Ступени или формы обмена.

 

Практические занятия

Собственность.

Типы экономических систем.

2. Семейный бюджет

Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. Личный располагаемый доход. Реальная и номинальная заработная плата, реальные и номинальные доходы. Сбережения населения. Страхование.

Практические занятия

      Семейный бюджет. Планирование семейного бюджета

 

3. Товар и его стоимость

Понятие стоимости товара. Соотношение полезности и стоимости товаров. Мнения ученых экономистов XVII—XVIII веков по данному вопросу «Товар и его стоимость». Теория трудовой стоимости, теория предельной полезности, теория предельной полезности и издержек производства.

 

Практические занятия

Понятие товара. Определение цены и стоимости товара

 

4. Рыночная экономика

4.1. Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры

Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Агрегированная функция спроса. Закон предложения. Концепция равновесия рынка. Устойчивость равновесия. Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность предложения. Рыночные структуры.

4.2. Экономика предприятия: цели, организационные формы

Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия. Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности. Структура целей организации, ее миссия. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий.

4.3. Организация производства

Общая производственная структура предприятия. Инфраструктура предприятия. Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов. Производственный и технологический процесс. Производственный цикл. Основные формы организации производства. Основной капитал. Классификация элементов основного капитала. Оборотный капитал. Роль оборотного капитала в процессе производства. Оборотные средства. Производственная функция. Материально-технические и социально-экономические факторы. Нормирование труда. Характеристика производительности труда. Методы измерения производительности труда. Показатели уровня производительности труда.

4.4. Производственные затраты. Бюджет затрат

Издержки предприятия и себестоимость его продукции. Классификация издержек предприятия. Сметы затрат на производство. Факторы, влияющие на себестоимость. Предельные издержки производства. Ценообразование. Доход предприятия.

Практические занятия

Рассмотреть понятие предприятия и его роль в рыночной экономике.

Рассмотреть типы коммерческих организаций.

Расходы организации, экономическое содержание.

5. Труд и заработная плата

5.1. Рынок труда. Заработная плата и мотивация труда

Проблемы спроса на экономические ресурсы. Фактор труд и его цена. Рынок труда и его субъекты. Цена труда. Понятие заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата. Организация оплаты труда. Форма оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда.

5.2. Безработица. Политика государства в области занятости

Безработица. Фрикционная безработица. Структурная безработица. Циклическая безработица. Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения.

5.3. Наемный труд и профессиональные союзы

Правовая основа деятельности профсоюзов. Основные права профсоюзов. Гарантии прав профсоюзов. Защита прав профсоюзов. Обязанности профсоюзов. Модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов.

Практические занятия

Основные способы купли-продажи рабочей силы.

Заработная плата (позиция работника и работодателя).

Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия

Нормы Трудового кодекса о легальной заработной плате.

 

6. Деньги и банки

6.1. Деньги и их роль в экономике

Деньги: сущность и функции. Деньги как средство обращения. Деньги как мера стоимости. Деньги как средство накопления. Деньги как средство платежа. Проблема ликвидности. Закон денежного обращения. Уравнение обмена. Денежный запас. Роль денег в экономике.

6.2. Банковская система

Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система РФ. Правовое положение Центрального банка (ЦБ) РФ. Основные функции и задачи ЦБ РФ. Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики. Понятие и функции коммерческих банков. Лицензии на осуществление операций. Виды банковских операций. Специализированные кредитно-финансовые учреждения.

6.3. Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовый рынок

Ценные бумаги и их виды. Акции. Номинальная стоимость курса акций. Облигации. Рынок ценных бумаг. Первичный и вторичный рынок. Организованный и неорганизованный рынок. Фондовая биржа и ее функции. Аккумуляция капитала. Межотраслевые переливы капитала. Переход управления к эффективному собственнику. Биржевые спекуляции. Биржи в России.

6.4. Инфляция и ее социальные последствия

Инфляция. Измерение уровня инфляции. Типы инфляции. Причины возникновения инфляции. Инфляция спроса. Инфляция предложения. Социально-экономические последствия инфляции. Государственная система антиинфляционных мер.

Практические занятия

Экономическое понятие функции денег.

Банковская система. Кредиты, займы, депозиты.

Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры.

7. Государство и экономика

7.1. Роль государства в развитии экономики

Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства. Принципы и цели государственного регулирования. Правовое регулирование экономики. Финансовое регулирование. Социальное регулирование. Общественные блага и спрос на них.

7.2. Налоги и налогообложение

Система налогообложения. Принципы и методы построения налоговой системы. Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания. Система и функции налоговых органов.

7.3. Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета

Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и профицит государственного бюджета. Роль государства в кругообороте доходов и расходов. Государственный долг и его структура.

7.4. Показатели экономического роста. Экономические циклы

Понятие валового внутреннего продукта (ВВП). Цели национального производства и состав ВВП. Методы расчета ВВП. Метод потока расходов. Метод потока доходов. Метод добавленной стоимости. Неравенство доходов и его измерение. Номинальный и реальный ВВП. Экономический цикл. Основные факторы экономического роста.

7.5. Основы денежно-кредитной политики государства

Понятие денежно-кредитной политики. Цели и задачи денежно-кредитной политики. Инструменты денежно-кредитной политики. Операции на открытом рынке. Политика изменения учетной ставки. Нормы обязательных резервов. Политика «дорогих» и «дешевых» денег. Эффективность и границы денежно-кредитного регулирования.

Практические занятия

Методы государственного регулирования рыночной экономики.

Налоги и налогообложение.

Принципы налогообложения и способы взимания налогов.

Анализ Федерального закона «О государственном бюджете РФ» на текущий год. Обратить внимание на статьи, выделенные на социальные расходы.

8. Международная экономика

8.1. Международная торговля — индикатор интеграции

национальных экономик

Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда. Элементы теории сравнительных преимуществ. Международная торговая политика. Протекционизм в международной торговой политике. Причины ограничений в международной торговле. Фритредерство. Таможенная пошлина. Государственная политика в области международной торговли.

8.2. Валюта. Обменные курсы валют

Понятие валюты. Валютный курс и его харатеристики. Спот-курс. Форвардный курс. Конвертируемость валюты. Динамика валютного курса. Факторы, определяющие валютные курсы: объем денежной массы, объем валового внутреннего продукта, паритет покупательной способности, колебания циклического характера, различия в процентных ставках и переливы капитала, ожидания относительно будущей динамики валютного курса.

8.3. Глобализация мировой экономики

Глобальные экономические проблемы.

8.4. Особенности современной экономики России

Экономические реформы в России. Экономический рост. Инвестиционный климат в современной России. Россия и мировая экономика. Структурные сдвиги в мировой экономике и их влияние на процессы в национальных экономиках.

Практические занятия

Особенности международной торговли.

 

Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов

• Лауреаты Нобелевской премии по экономике и их вклад в развитие экономической мысли.

• Организация предпринимательской деятельности. Проблемы ее реализации на современном этапе развития.

• Роль малого бизнеса в развитии экономики РФ (региона, муниципального образования).

• Фискальная (налоговая) политика и ее роль в стабилизации экономики.

• Бюджетный дефицит и концепции его регулирования.

• Уровень жизни: понятие и факторы, его определяющие.

• Экономические кризисы в истории России.

• Центральный банк РФ и его роль.

• Особенности миграционных процессов во второй половине ХХ века.

• Проблемы вступления России в ВТО.

• Россия на рынке технологий.

• Финансовый кризис 1998 года в России.

• Проблемы европейской интеграции: углубление и расширение ЕС.

• Электронные рынки как феномен мировой экономики.

• Оффшорный бизнес и его роль в экономике России.

• Внешний долг России и проблемы его урегулирования.

• Мировой опыт свободных экономических зон.

• Возникновение и эволюция денег на Руси.

• Международные валютно-финансовые организации.

• Теории глобализации (Т.Левитт, Дж.Стиглиц, Ж.П.Аллегре, П.Даниелс).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.     ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Содержание обучения

Максимальная нагрузка

Внеаудиторная самостоятельная работа

Аудиторные занятия

Коды формируемых компетенций и ЛР

всего

лекции

практические занятия

Введение

2

 

2

2

 

ОК 01-11

ЛР  1, 2, 4, 7, 9, 12

1. Экономика и экономическая наука

24

 

24

18

6

 

1.1. Потребности человека и ограниченность ресурсов

4

 

4

4

 

ОК 01-11

ЛР  1, 2, 4, 7, 9, 12

1.2. Факторы производства. Прибыль и рентабельность

6

 

6

4

2

ОК 01-11

ЛР  1, 2, 4, 7, 9, 12

1.3. Выбор и альтернативная стоимость

4

 

4

4

 

ОК 01-11

ЛР  1, 2, 4, 7, 9, 12

1.4. Типы экономических систем

4

 

4

2

2

ОК 01-11

ЛР  1, 2, 4, 7, 9, 12

1.5. Собственность и конкуренция

4

 

4

2

2

ОК 01-11

ЛР  1, 2, 4, 7, 9, 12

1.6. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена

2

 

2

2

 

ОК 01-11

ЛР  1, 2, 4, 7, 9, 12

2. Семейный бюджет

12

 

12

10

2

ОК 01-11

ЛР  1, 2, 4, 7, 9, 12

3. Товар и его стоимость

10

 

8

4

4

ОК 01-11

ЛР  1, 2, 4, 7, 9, 12

4. Рыночная экономика

26

 

28

22

6

 

4.1. Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры

6

 

6

6

 

ОК 01-11

ЛР  1, 2, 4, 7, 9, 12

4.2. Экономика предприятия: цели, организационно-правовые формы

6

 

8

6

2

ОК 01-11

ЛР  1, 2, 4, 7, 9, 12

4.3. Организация производства

8

 

8

6

2

ОК 01-11

ЛР  1, 2, 4, 7, 9, 12

4.4. Производственные затраты. Бюджет затрат

6

 

6

4

2

ОК 01-11

ЛР  1, 2, 4, 7, 9, 12

5. Труд и заработная плата

14

 

14

6

8

 

5.1. Рынок труда. Заработная плата и мотивация труда

6

 

6

2

4

ОК 01-11

ЛР  1, 2, 4, 7, 9, 12

5.2. Безработица. Политика государства в области занятости

4

 

4

2

2

ОК 01-11

ЛР  1, 2, 4, 7, 9, 12

5.3. Наемный труд и профессиональные союзы

4

 

4

2

2

ОК 01-11

ЛР  1, 2, 4, 7, 9, 12

6. Деньги и банки

20

 

20

14

6

 

6.1. Деньги и их роль в экономике

6

 

6

4

2

ОК 01-11

ЛР  1, 2, 4, 7, 9, 12

6.2. Банковская система

6

 

6

4

2

ОК 01-11

ЛР  1, 2, 4, 7, 9, 12

6.3. Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовые биржи

4

 

4

4

 

ОК 01-11

ЛР  1, 2, 4, 7, 9, 12

6.4. Инфляции и ее социальные последствия

4

 

4

2

2

ОК 01-11

ЛР  1, 2, 4, 7, 9, 12

7. Государство и экономика

24

 

24

18

6

 

7.1. Роль государства в развитии экономики

6

 

6

4

2

ОК 01-11

ЛР  1, 2, 4, 7, 9, 12

7.2. Налоги и налогообложение

10

 

10

8

2

ОК 01-11

ЛР  1, 2, 4, 7, 9, 12

7.3. Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета

4

 

4

2

2

ОК 01-11

ЛР  1, 2, 4, 7, 9, 12

7.4. Показатели экономического роста. Экономические циклы

2

 

2

2

 

ОК 01-11

ЛР  1, 2, 4, 7, 9, 12

7.5. Основы денежно-кредитной политики государства

2

 

2

2

 

ОК 01-11

ЛР  1, 2, 4, 7, 9, 12

8. Международная экономика

18

 

18

16

2

 

8.1. Международная торговля — индикатор интеграции национальных экономик

8

 

8

6

2

ОК 01-11

ЛР  1, 2, 4, 7, 9, 12

8.2. Валюта. Обменные курсы валют

4

 

4

4

 

ОК 01-11

ЛР  1, 2, 4, 7, 9, 12

8.3. Глобализация мировой экономики

4

 

4

4

 

ОК 01-11

ЛР  1, 2, 4, 7, 9, 12

8.4. Особенности современной экономики России

2

 

2

2

 

ОК 01-11

ЛР  1, 2, 4, 7, 9, 12

Итого

150

 

150

110

40

 

Консультации

16

 

 

 

 

 

Промежуточная аттестация в форме экзамена

6

 

 

 

 

 

 

Всего по предмету

172

 

 

 

 

 

 

 

 

Поурочно-тематическое планирование

№ урока

Наименование тем и разделов

Количество

часов

 

3 курс

42

Введение

2

1

Экономика как хозяйство и как наука. Предмет, цели и задачи экономической теории. Структура экономической теории. Взаимосвязь экономической теории с другими науками.

1

2

Функции экономической теории. Методы экономической теории. Основные этапы развития экономической теории.

1

Тема 1. Экономика и экономическая наука

18

3

Экономические потребности общества.

1

4

Свободные и экономические блага общества. Границы производственных возможностей.

1

5

Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство. Рента. Земельная рента.

1

6

Ограниченность экономических ресурсов — главная проблема экономики.

1

7

Производство. Факторы производства. 

1

8

Прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли.

1

9

Экономический выбор. Метод научной абстракции.

1

10

Стоимость. Потребительная и меновая стоимость. Альтернативная стоимость. Альтернативные затраты.

1

11

Традиционная экономика. «Чистая» рыночная экономика. Механизм свободного образования цен. Принцип рациональности. Основные государственные функции при рыночной экономике.

1

12

Административно-командная экономика. Условия функционирования командной экономики. Смешанная экономика. Модели смешанной экономики. Участие государства в хозяйственной деятельности.

1

13

Практическая работа № 1 «Типы экономических систем»

1

14

Практическая работа № 1 «Типы экономических систем»

1

15

Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических отношений. Собственность как экономическая категория в современном понимании. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная. Конкуренция.

1

16

Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика государства

1

17

Практическая работа № 2  «Собственность»

1

18

Практическая работа № 2 «Собственность»

1

19

Понятие экономической свободы. Специализация и ее значение для формирования рынка.

1

20

Понятие обмена. Организованный и хаотичный обмен. Принудительный и добровольный обмен. Товарный обмен. Ступени или формы обмена.

1

Тема 2. Семейный бюджет

6

21

Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Личный располагаемый доход.

1

22

Реальные и номинальные доходы.

1

23

Основные статьи расходов. Заемные средства в бюджете семьи

1

24

Управление личными финансами и формирование семейного бюджета

1

25

Практическая работа № 3 «Семейный бюджет. Планирование семейного бюджета»

1

26

Практическая работа № 3 «Семейный бюджет. Планирование семейного бюджета»

1

Тема 3. Товар и его стоимость

4

27

Понятие стоимости товара. Соотношение полезности и стоимости товаров.

1

28

Мнения ученых экономистов XVII—XVIII веков по вопросу «Товар и его стоимость»

1

29

Практическая работа № 4 «Понятие товара»; «Определение цены и стоимости товара»

1

30

Практическая работа № 4 «Понятие товара» «Определение цены и стоимости товара»

1

Тема 4. Рыночная экономика

12

31

Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе.

1

32

Закон спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложения. Эластичность спроса и предложения.

1

33

Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия. Основные факторы размещения производства. Предпринимательская деятельность.

1

34

Структура целей организации, ее миссия. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий.

1

35

Бизнес-планирование. Основные методы бизнес планирования

1

36

Этапы и элементы планирования.

1

37

Практическая работа № 5 «Рассмотреть понятие предприятия и его роль в рыночной экономике»

1

38

Практическая работа № 5 «Рассмотреть понятие предприятия и его роль в рыночной экономике»

1

39

Производственный и технологический процесс. Производственный цикл. Основные формы организации производства.

1

40

Основной и оборотный капитал.

1

41

Издержки предприятия и себестоимость его продукции. Классификация издержек предприятия. Ценообразование.

1

42

Доход предприятия. Рентабельность.

1

4 курс

78

Тема 5. Труд и заработная плата

16

73

Проблемы спроса на экономические ресурсы. Фактор труд и его цена.

1

74

Рынок труда и его субъекты. Цена труда.

1

75

Понятие заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата.

1

76

Организация оплаты труда. Форма оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда.

1

77

Практическая работа 10 «Основные способы купли-продажи рабочей силы»

1

78

Практическая работа № 10 «Основные способы купли-продажи рабочей силы»

1

79

Практическая работа № 11  «Заработная плата (позиция работника и работодателя)»

1

80

Практическая работа № 11  «Заработная плата (позиция работника и работодателя)»

1

81

Безработица. Фрикционная безработица. Структурная безработица. Циклическая безработица.

1

82

Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения.

1

83

Практическая работа № 12 «Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия»

1

84

Практическая работа № 12«Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия»

1

85

Правовая основа деятельности профсоюзов. Основные права профсоюзов. Гарантии прав профсоюзов.

1

86

Защита прав профсоюзов. Обязанности профсоюзов. Модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов.

1

87

Практическая работа № 13 «Нормы Трудового кодекса о легальной заработной плате»

1

88

Практическая работа №13  «Нормы Трудового кодекса о легальной заработной плате»

1

Тема 6. Деньги и банки

20

89

Деньги: сущность и функции.

1

90

Деньги как средство обращения. Деньги как мера стоимости. Деньги как средство накопления. Деньги как средство платежа.

1

91

Проблема ликвидности. Закон денежного обращения. Уравнение обмена.

1

92

Денежный запас. Роль денег в экономике.

1

93

Практическая работа № 14 «Экономическое понятие функции денег»

1

94

Практическая работа № 14 «Экономическое понятие функции денег»

1

95

Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система РФ.

1

96

Правовое положение Центрального банка (ЦБ) РФ. Основные функции и задачи ЦБ РФ.

1

97

Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики. Понятие и функции коммерческих банков. Лицензии на осуществление операций

1

98

Виды банковских операций. Специализированные кредитно-финансовые учреждения.

1

99

Практическая работа № 15 «Банковская система. Кредиты, займы, депозиты»

1

100

Практическая работа № 15 «Банковская система. Кредиты, займы, депозиты»

1

101

Ценные бумаги и их виды. Акции. Номинальная стоимость курса акций. Облигации. Рынок ценных бумаг.

1

102

Первичный и вторичный рынок. Организованный и неорганизованный рынок.

1

103

Фондовая биржа и ее функции. Аккумуляция капитала. Межотраслевые переливы капитала. Переход управления к эффективному собственнику.

1

104

Биржевые спекуляции. Биржи в России.

1

105

Инфляция. Измерение уровня инфляции. Типы инфляции. Причины возникновения инфляции.

1

106

Инфляция спроса. Инфляция предложения. Социально-экономические последствия инфляции. Государственная система антиинфляционных мер.

1

107

Практическая работа № 16 «Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры»

1

108

Практическая работа № 16«Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры»

1

Тема 7. Государство и экономика

24

109

Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства. Принципы и цели государственного регулирования.

1

110

Правовое регулирование экономики. Финансовое регулирование. Социальное регулирование.

1

111

Общественные блага и спрос на них.

1

112

Механизм свободной конкуренции и система государственного регулирования экономики

1

113

Практическая работа № 17 «Методы государственного регулирования рыночной экономики»

1

114

Практическая работа № 17 «Методы государственного регулирования рыночной экономики»

1

115

Изучение основных этапов возникновения налоговой системы в мире.

1

116

Раскрытие становления налоговой системы в России.

1

117

Система налогообложения. Принципы и методы построения налоговой системы.

1

118

Изучение налогового законодательства, твердых, пропорциональных, прогрессивных и регрессивных ставок, способов взимания налогов.

1

119

Понятие, виды и функции налогов.

1

120

Элементы налога и способы его взимания.

1

121

Система и функции налоговых органов.

1

122

Понятия: «штрафы», «санкции», «возмещение ущерба»

1

123

Практическая работа № 18 «Налоги и налогообложение»

1

124

Практическая работа № 18 «Принципы налогообложения и способы взимания налогов»

1

125

Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов.

1

126

Дефицит и профицит государственного бюджета. Роль государства в кругообороте доходов и расходов. Государственный долг и его структура.

1

127

Практическая работа № 19 «Анализ Федерального закона «О государственном бюджете РФ» на текущий год. Обратить внимание на статьи, выделенные на социальные расходы»

1

128

Практическая работа № 19 «Анализ Федерального закона «О государственном бюджете РФ» на текущий год. Обратить внимание на статьи, выделенные на социальные расходы»

1

129

Понятие валового внутреннего продукта (ВВП). Цели национального производства и состав ВВП. Методы расчета ВВП. Метод потока расходов. Метод потока доходов.

1

130

Метод добавленной стоимости. Неравенство доходов и его измерение. Номинальный и реальный ВВП. Экономический цикл. Основные факторы экономического роста.

1

131

Понятие денежно-кредитной политики. Цели и задачи денежно-кредитной политики. Инструменты денежно-кредитной политики. Операции на открытом рынке.

1

132

Политика изменения учетной ставки. Нормы обязательных резервов. Политика «дорогих» и «дешевых» денег. Эффективность и границы денежно-кредитного регулирования.

1

Тема 8. Международная экономика

18

133

Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда.

1

134

Элементы теории сравнительных преимуществ. Международная торговая политика.

1

135

Протекционизм в международной торговой политике.

1

136

Причины ограничений в международной торговле. Фритредерство.

1

137

Таможенная пошлина. Государственная политика в области международной торговли.

1

138

Структурные сдвиги в мировой экономике и их влияние на процессы в национальных экономиках

1

139

Практическая работа № 20«Особенности международной торговли»

1

140

Практическая работа № 20«Особенности международной торговли»

1

141

Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Спот-курс. Форвардный курс. 

1

142

Конвертируемость валюты. Динамика валютного курса.

1

143

Факторы, определяющие валютные курсы: объем денежной массы, объем валового внутреннего продукта.

1

144

Паритет покупательной способности, колебания циклического характера, различия в процентных ставках и переливы капитала, ожидания относительно будущей динамики валютного курса.

1

145

Принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации. Порядок регулирования валютных курсов.

1

146

Экспортер и импортер при определении валютного курса

1

147

Глобализация мировой экономики

1

148

Глобальные экономические проблемы.

1

149

Экономические реформы в России. Экономический рост.

1

150

Инвестиционный климат в современной России. Россия и мировая экономика.

1

                                                                        Итого

120

                        Консультации

10

                                                                    Промежуточная аттестация (экзамен)

6

Всего

136

 

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

 

Реализация программы предмета осуществляется в учебном кабинете «Социально – экономических дисциплин»

         Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- металлическая доска;

- комплект учебно-наглядных пособий «Экономика»;

- тестовые задания;

- разноуровневый раздаточный материал;

- справочные материалы;

- презентации на основные темы курса «Экономики».

- библиотечный фонд;

- комплект учебно-методических материалов.

         Технические средства обучения:

 - компьютер

-  телевизор

-  экран

 

 Информационное обеспечение обучения:

 

Основные источники:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с поправками) // СЗ РФ. — 2021. — № 4. — Ст. 445.

Автономов В. С. Экономика. Базовый курс. 10—11 классы. — М., 2021.

Борисов Е. Ф. Основы экономики: учебник и практикум для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2021.

Гомола А. И., Кириллов В. Е., Жанин П. А. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2021.

Гомола А. И., Жанин П. А., Кириллов В. Е. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2019.

Грязнова А. Г., Думная Н. Н., Караманова О. В. и др. Экономика: учебник для 10 —11 классов. — М., 2019.

Липсиц И. В. Экономика (базовый уровень): учебник для 10—11 классов. — М., 2019.

Терещенко О. Н. Основы экономики: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2021.

Терещенко О. Н. Основы экономики: рабочая тетрадь для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2019.

Филиппова О. И., Волкова Л. А., Малецкая Н. В. Основы экономики и предпринимательства: рабочая тетрадь для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2020.

Череданова Л. Н. Основы экономики и предпринимательства: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования. — М., 2020.

 

Образовательные Интернет-ресурсы:

www. aup. ru (Административно-управленческий портал).

www. economicus. ru (Проект института «Экономическая школа»).

www. informika. ru (Государственное научное предприятие для продвижения новых информационных технологий в сферах образования и науки России).

www. economictheory. narod. ru (Экономическая теория On-Line, книги, статьи).

www. ecsocman. edu. ru (Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»).


   КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимся индивидуальных заданий, проектов.

Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы оценки

Личностных:

-     развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;

-     формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение своих места и роли в экономическом пространстве;

-     воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Личностных:

-     развивают личностные, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающие защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;

-     формируют системы знаний об экономической жизни общества, определение своих места и роли в экономическом пространстве;

-     воспитывают ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Текущий и промежуточный контроль в форме:

- защиты практических занятий;

-  тестирования;

- домашней работы;

- отчёта по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе

 

Фронтальный и индивидуальный опросы в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения индивидуальных и групповых заданий.

 

Итоговая аттестация  в форме устного экзамена

Метапредметных:

-        овладение умениями формулировать представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности основных направлений современной экономической мысли;

-        овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;

-        формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественных наук, вырабатывать в себе качества гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации;

-       генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам как экономического развития Российской Федерации, так и мирового сообщества; умение применять исторический, социологический, юридический подходы для всестороннего анализа общественных явлений.

Метапредметных:

-        владеют умениями формулировать представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, изучая особенности применения экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности основных направлений современной экономической мысли;

-        владеют навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирают соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;

-        формируют умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественных наук, вырабатывать в себе качества гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации;

-        активизируют знания о многообразии взглядов различных ученых по вопросам как экономического развития Российской Федерации, так и мирового сообщества; умеют применять исторический, социологический, юридический подходы для всестороннего анализа общественных явлений.

Предметных:

-        сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

-        понимание сущности экономических институтов, их роли в социально- экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества, сформированность уважительного отношения к чужой собственности;

-        сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

-        владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;

-        сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;

-        умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);

-        способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;

-       понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.

Предметных:

-        сформированы системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

-        понимают сущность экономических институтов, их роли в социально- экономическом развитии общества; понимаюь значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества, сформированность уважительного отношения к чужой собственности;

-        сформировано экономическое мышление: умеют принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

-        владеют навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умеют различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализируют, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;

-        сформированы навыки проектной деятельности: умеют разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;

-        умеют применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);

-        способны к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знают особенности современного рынка труда, владеют этикой трудовых отношений;

-        понимают место и роль России в современной мировой экономике; умеют ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Рабочая программа учебного предмета разработана в соответствии со следующими документами: 1

Рабочая программа учебного предмета разработана в соответствии со следующими документами: 1

СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа общеобразовательной учебного предмета

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа общеобразовательной учебного предмета

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в

Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в

Обучающиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической профессиональной деятельности и повседневной жизни

Обучающиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической профессиональной деятельности и повседневной жизни

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУД

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУД

Формы собственности: государственная, муниципальная, частная

Формы собственности: государственная, муниципальная, частная

Оборотный капитал. Роль оборотного капитала в процессе производства

Оборотный капитал. Роль оборотного капитала в процессе производства

Лицензии на осуществление операций

Лицензии на осуществление операций

Практические занятия Методы государственного регулирования рыночной экономики

Практические занятия Методы государственного регулирования рыночной экономики

Финансовый кризис 1998 года в России

Финансовый кризис 1998 года в России

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наемный труд и профессиональные союзы 4 4 2 2

Наемный труд и профессиональные союзы 4 4 2 2

Поурочно-тематическое планирование № урока

Поурочно-тематическое планирование № урока

Управление личными финансами и формирование семейного бюджета 1 25

Управление личными финансами и формирование семейного бюджета 1 25

Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения

Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения

Государство как рыночный субъект

Государство как рыночный субъект

Протекционизм в международной торговой политике

Протекционизм в международной торговой политике

Информационное обеспечение обучения:

Информационное обеспечение обучения:

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в

Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в

Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни; -…

Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни; -…

России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в

России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2024