РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Организация социальной работы в Российской Федерации»

  • doc
  • 01.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала организация соц. работы.doc

Министерство ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО образования

 СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

АРТЁМОВСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ

КОЛЛЕДЖ ИМ. Н.А. ДЕМИДОВА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

«Организация социальной работы в Российской Федерации»

 

 

для специальности СПО

040401 «Социальная работа»

Форма обучения – очная

Срок обучения – 2г. 10 м.

Уровень освоения – углубленный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.      ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3

2.      СТРУКТУРА и Содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

3.      условия реализации программы учебной дисциплины

 

8

4.      Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

9

 

 


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПДИНЫ

«Организация социальной работы в Российской Федерации»

 

1.1. Область применения программы

 

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 040401 Социальная работа (углубленной подготовки).

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при повышении квалификации специалистов учреждений социального обслуживания и социальной защиты населения, не имеющих высшего профессионального образования по специальности «Социальная работа», а также аттестации специалистов по социальной работе.

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Организация социальной работы в Российской Федерации»  относится к общепрофессиональнм дисциплинам профессионального цикла.

 

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- охарактеризовать специфику деятельности (цель, задачи, направления и т.д.) учреждений социальной сферы;

- обосновать необходимость взаимодействия учреждений социальной сферы с учреждениями и организациями иных систем;

- определять возможность использования зарубежного опыта социальной работы в своей деятельности;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- структуру органов социальной работы в Российской Федерации и конкретном регионе;

- особенности межведомственного взаимодействия в социальной работе;

- особенности социальной работы в различных сферах жизнедеятельности человека;

- особенности социальной политики Российской Федерации, ее цели и задачи;

- основные направления и принципы социальной работы в России;

- систему организации социальной работы в Российской Федерации;

- систему учреждений социальной сферы и особенности их взаимодействия;

- особенности деятельности органов социальной защиты региона

 

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  48 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  32 часов;

самостоятельной работы обучающегося  16 часов.

 


2.СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСИЦПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы         

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

 

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

 

Практические занятия

10

 

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

 

Итоговая аттестация в форме комплексного экзамена в 3 семестре

 

 

 

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Организация социальной работы в российской федерации»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1. Социальная работа в России: история и современность.

16

 

Тема 1.1. Исторический аспект развития и организации системы социальной работы в России.

Содержание учебного материала

2

Крещение Руси и его влияние на развитие благотворительности. Становление и развитие системы общественного призрения в России. Социальная работа в послереволюционный и советский периоды.

1,2

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление периодической таблицы исторического развития социальной работы в России;

систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем)

2

 

Тема 1.2. Современная социальная работа в России.

 

Содержание учебного материала

2

Особенности социальной работы в современном российском обществе, ее актуальные проблемы. Социальная работа как особый вид практической деятельности. Объекты и субъекты социальной работы. Субъект-субъектный подход в социальной работе. Основные направления и принципы социальной работы в России.

Понятия «социальная защита», «социальное обеспечение», «социальное обслуживание». Их взаимосвязь с социальной работой.

Особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы.

1,2

Практическое занятие

«Особенности социальной политики в РФ»

2

 

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление структурно-логической схемы направлений современной социальной работы в России и за рубежом

2

Раздел 2. Система органов социальной защиты населения в России

32

 

Тема 2.1. Особенности российской государственной системы социальной защиты населения.

Содержание учебного материала

4

Социальная защита населения как государственная система, закрепленная в Конституции РФ. Факторы, влияющие на развитие социальной защиты населения: политические, экономические, нравственно-психологические, идеологические. Принципы социальной защиты населения: гуманизм и социальная справедливость, системность и комплексность, превентивность мер по социальной защите, адресность и адаптивность, многосубъектность. Основные направления социальной защиты населения.

Особенности организации управления социальной защиты населения. Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Правовое положение, направления деятельности, структура министерства.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление схемы направлений деятельности Министерства здравоохранения и социального развития РФ

2

 

Тема 2.2. Система социального обслуживания населения.

Содержание учебного материала

2

2

Социальное обслуживание. Цель социального обслуживания. Принципы и функции социального обслуживания. Виды и формы социального обслуживания.

Государственные и негосударственные виды социальной помощи. Социальная служба, основные направления их деятельности. Основные подходы деятельности социальной службы. Виды государственных и негосударственных социальных служб.

Особенности организации социальной работы в различных регионах РФ.

Практическое занятие

«Особенности современной социальной работы»

2

 

Самостоятельная работа обучающихся: составление схемы видов деятельности социальных служб

2

 

Тема 2.3. Территориальные учреждения социальной защиты и социального обеспечения населения.

Содержание учебного материала

4

 

2

Система территориальных социальных служб. Территориальный центр социального обслуживания, его правовое положение, задачи и функции. Отделения социального обслуживания на дому, срочной социальной помощи, отделение дневного пребывания, их правовое положение, задачи и функции.

Основные категории граждан и основания для оказания услуг учреждениями. Основания для отказа в обслуживании граждан территориальными службами. Виды и формы социальной помощи, оказываемые территориальными учреждениями.

Особенности деятельности территориальных социальных служб в регионах РФ и их взаимодействие с учреждениями иных систем.

Практическое занятие

«Анализ деятельности территориальных социальных служб в регионе»

2

 

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление структурной схемы служб социальной защиты региона

2

Тема 2.4. Стационарные формы социального обслуживания населения.

 

Виды стационарных форм учреждений социальной защиты населения, их правовое положение. Основные направления деятельности стационарных учреждений социального обслуживания.

Дом ночного пребывания, его задачи и функции. Система социального обслуживания семьи и детей: центр социальной помощи семье и детям, его задачи, функции. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (задачи, функции). Социальная работа в детских приютах. Организация работы гериатрических центров. Другие учреждения и организации социальной защиты населения системы Министерства труда и социального развития РФ.

Особенности деятельности стационарных социальных служб в различных регионах РФ и их взаимодействие с учреждениями иных систем.

4

 

1,3

Практическое занятие «Особенности деятельности стационарных учреждений социальной политики в регионе»

2

 

Тема 2.5. Негосударственные службы и организации в социальной работе.

Содержание учебного материала

2

2

Общественные организации и их взаимодействие с органами социальной защиты населения.

Всероссийское общество глухих. Всероссийское общество слепых. Всероссийское общество инвалидов. Иные виды добровольных общественных организаций. Их правовое положение, система, задачи и функции.

Взаимодействие системы органов социальной защиты с профсоюзными организациями.

Взаимодействие общественных организаций с государственными органами социальной защиты населения.

Роль традиционных конфессий в социальной работе. Задачи и функции традиционных конфессий в социальной защите граждан. Формы взаимодействия традиционных конфессий и государственных органов социальной защиты населения.

Благотворительные фонды. Их цели и задачи в области социальной защиты населения.

Практическое занятие «Особенности деятельности негосударственных служб и организаций в социальной работе в регионе».

2

 

Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем)

4

 

Консультация к комплексному экзамену

2

3

Всего:

48

 


3. условия реализации программы дисциплины

 

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета теории и методики социальной работы.

Оборудование учебного кабинета:

- стол и стул для преподавателя.

- столы и стулья для студентов;

- доска;

- нормативные акты по социальной защите населения;

- толковые словари.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

1.    Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите семьи, женщин, детей: учебное пособие. – М., 2012г.

2.    Кравченко А.И. Социальная работа: учеб. – М.: ТК Вебли, Изд-во Проспект, 2011. – 416 с.

3.    Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебное пособие для ВУЗов. – М, 2013г.

4.    Менеджмент социальной работы/ под ред. Е.И. Комарова, А.И. Войтенко.- М., 2011г.

5.    Основы социальной работы: Учебник./ Отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 2013г. 

6.    Право социального обеспечения: Учебник/ под ред. К.Н. Гусова. – М., 2011г.

7.    Словарь-справочник по социальной работе под редакцией доктора исторических наук, профессора Холостовой Е.И. – М., Юрист, 2011. – 424с.

8.    Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности./ под ред. Г.М. Иващенко. – М., 2012г.

9.    Социальная работа/ под ред. В.И. Курбатова. – г. Ростов н\Д., 2010г.

10.    Социально-реабилитацонный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности./ под ред. Г.М. Иващенко. – М., 2012г.

11.    Социальная работа/ под ред. В.И. Курбатова. – г. Ростов н\Д., 2012г.

12.    Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие./ Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М., 2013г.

13.    Социальная энциклопедия. – М, 2011г. 

Дополнительные источники:

1.    Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. М., Академия, 2013. 234с.

2.    Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учебное пособие. – М., 2012г.

3.    Социально-реабилитацонный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности./ под ред. Г.М. Иващенко. – М., 2013г.

4.    Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие./ Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М., 2013г.

5.    Теория и методика социальной работы. Краткий курс под редакцией академика Жукова В.И. – М., Союз. – 2012. – 188с.

6.    Теория и методика социальной работы. Часть 1, 2. – М., Союз. – 2013, 342 с.

7.    Технологии социальной работы. М., ВЛАДОС, 2010 – 240 с.

8.    Основы социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведения/ Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова и др.; под ред. Н.Ф. Басова. – М., 2012г. – 288с.

 

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

·       охарактеризовать специфику деятельности (цель, задачи, направления и т.д.) учреждений социальной сферы;

·       обосновать необходимость взаимодействия учреждений социальной сферы с учреждениями и организациями иных систем;

·       определять возможность использования зарубежного опыта социальной работы в своей деятельности;

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать

·       структуру органов социальной работы в РФ и конкретном регионе;

·       особенности межведомственного взаимодействия в социальной работе;

·       особенности социальной работы во всех сферах жизнедеятельности человека;

·       особенности социальной политики в РФ, ее цели и задачи;

·       основные направления и принципы социальной работы в России;

·       особенности деятельности органов социальной защиты региона.

 

Оценка результатов самостоятельной работы

Оценка выполнения и защиты практической  работы

Оценка умения выступать перед аудиторией

Оценка умения отстаивать свою точку зрения в корректной форме, приводить аргументы

 

 

Оценка устного и письменного опроса на выявление знаний

 

Входной контроль в форме:

- тестирования по основополагающим понятиям дисциплины.

 

Текущий контроль в форме:

- устного и письменного опроса;

- самостоятельной  работы;

- тестирования  по темам;

- написания докладов;

- создания презентаций по выбранной тематике.

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru