РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности Профессия: 19727 Штукатур; 13450 Маляр. Профиль обучения - технический
Оценка 4.6

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности Профессия: 19727 Штукатур; 13450 Маляр. Профиль обучения - технический

Оценка 4.6
doc
11.11.2021
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  учебной дисциплины  Основы безопасности жизнедеятельности    Профессия: 19727 Штукатур; 13450 Маляр. Профиль обучения - технический
ПРОГРАММа ОБЖ НПО штукатур.doc

Министерство образования Нижегородской области

 

Государственное бюджетное  профессиональное

образовательное учреждение

"ПАВЛОВСКИЙ АВТОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ им. И.И.ЛЕПСЕ"

(ГБПОУ «ПАМТ им. И.И.Лепсе»)

 

 

                                                      УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ ПАМТ им. И.И.Лепсе

                                                                                      ______________ / А.В. Иванова /

                                                                                   «         » ______________ 2021 г.

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа

учебной дисциплины

 

Основы безопасности жизнедеятельности

 

 

 

Профессия:

19727 Штукатур;

13450 Маляр.

Профиль обучения - технический

 

 

 

                                       Рассмотрена на заседании ПЦК

                                                                   Протокол  №  __  от « ___ »  __________ 2021 г.

                                                                  Председатель ______________  /С.М.Веселов/

                                                                       (подпись)               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Павлово

2021 г.

 

 

Программа предназначена для изучения дисциплины «Физическая культура» в учреждениях профессионального образования, реализующих программу профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих основного общего образования (рабочие профессии 19727 Штукатур, 13450 Маляр).

 

 

 

 

 

 

Организация-разработчик: 

ГБПОУ «Павловский автомеханический техникум им. И.И.Лепсе»

 

 

 

 

Разработчик:

_______________ /Васильев А.В./, преподаватель ОБЖ

 

«_______» ________________ 2021г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

         стр.

1.    ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

2.   СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

5

3.    ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

 

4.    УчЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

5.    РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

15

 

 

17

 

 

 

18

6.    Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы безопасности жизнедеятельности

 

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки по профессиям 19727 Штукатур, 13450 Маляр.

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

·      владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

·      пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

·      оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

·      основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;

·      потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

·      основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

·      основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

·      порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

·      состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

·      предназначение, структуру и задачи РСЧС;

предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·      ведения здорового образа жизни;

·      оказания первой медицинской помощи;

·      развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;

·      вызова (обращения за помощью) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 30 часов;

самостоятельной работы обучающегося 30 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

90

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

30

в том числе:

 

     Внеаудиторная самостоятельная работа

30

Промежуточная аттестация:  в форме д/зачёта   

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


    2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности

 

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

1

 

 

Введение.

1

1

 

 

Актуальность изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», цели и задачи дисциплины. Основные теоретические положения дисциплины, определения терминов «среда обитания», «биосфера», «опасность», «риск», «безопасность». Необходимость формирования безопасного мышления и поведения. Культура безопасности жизнедеятельности — современная концепция безопасного типа поведения личности. Значение изучения основ безопасности жизнедеятельности при освоении профессий СПО и специальностей СПО.

 

 

Тема 1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья.

Содержание учебного материала

12

 

1.

Здоровье и здоровый образ жизни.

1

2

Общие понятия о здоровье. Критерии здоровья и факторы, влияющие на здоровье. Режим дня. Умственная и физическая нагрузка.

 

 

 

2.

Факторы, влияющие на здоровье.

 

 

 

Биологические факторы, служба здоровья, индивидуальный образ жизни.

 

 

 

3.

Основные составляющие здорового образа жизни.

1

2

 

Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня, труда и отдыха. Влияние двигательной активности на здоровье человека. Закаливание и его влияние на здоровье. Правила личной гигиены и здоровье человека.

 

 

 

4.

Рациональное питание.

 

 

 

Рациональное питание и его значение для здоровья.

 

 

 

1

2

3

4

 

5.

Окружающая среда и здоровье человека.

1

2

 

Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Основные источники загрязнения окружающей среды. Техносфера как источник негативных факторов. Загрязнение почвы, воздуха, воды. Климатические условия.

 

 

 

6.

Вредные привычки и их профилактика.

1

2

 

 

Алкоголь, курение, наркотики, наркомания и токсикомания, общие понятия и определения.

 

 

7.

Алкоголь и его влияние на здоровье человека.

1

2

 

Понятие алкоголизма. Влияние алкоголя на организм человека и его последствия.

 

 

 

8.

Курение и его влияние на состояние здоровья.

1

2

 

 

Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье.

 

 

9.

Наркотики и наркомания, социальные последствия.

1

2

Наркомания и токсикомания. Проблемы борьбы с ними.

 

 

 

10.

Профилактика наркомании.

Уголовная ответсвенность за наркотики. Способы профилактики наркомании.

1

2

 

11.

Правила и безопасность дорожного движения.

Правила дорожного движения. Способы безопасного поведения на дороге.

1

2

 

12.

Модели поведения  при организации дорожного движения.

Модели поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения.

1

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 1.

 

 

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

 5

 

 

Здоровье индивидуальное и общественное, духовное и физическое. Резервы здоровья. Особенности питания при различных умственных и физических нагрузках. Школьная патология, причины возникновения.

 

Тема 2. Государственная система обеспечения безопасности населения.

Содержание учебного материала

16

 

1.

Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций.

1

2

Определение ЧС. Причины возникновения. Классификация. Производственная авария. Катастрофа.

1

2

3

4

2.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

1

2

Землетрясения. Наводнения. Селевые потоки. Оползни. Снежные заносы. Ураганы. Смерчи. Лесные и торфяные пожары. Причины возникновения. Защита населения. Аварии, катастрофы. Последствия. Обеспечение безопасности.

 

 

 

3.

Характеристика чрезвычайных ситуаций мирного времени.

1

 2

 

Правила поведения и действия населения. Меры по снижению последствий.

 

 

 

4.

Вынужденное автономное существование.

1

2

 

Причины вынужденного автономного существования. Ориентирование на местности.

 

5.

Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования.

Движение по азимутам. Добыча огня. Устройство жилища. Вода и питание. Сигналы бедствия.

1

2

 

6.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

История создания. Основные задачи. Структура. Режимы функционирования.

1

2

 

 

 

 

 

 

7.

Гражданская оборона.

Основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. Структура и органы управления гражданской обороной. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.

1

2

8.

Первичные средства пожаротушения.

Виды первичных средств пожаротушения. Виды огнетушителей, устройство, назначение.

1

2

9.

Мероприятия по защите населения.

Характеристика обычных средств поражения и способы защиты от них.

1

2

10.

Средства защиты органов дыхания.

Противогазы. Респираторы. Ватно-марлевые повязки. Подбор нужного размера и порядок использования.

1

2

11.

Средства защиты кожи.

Специальные средства защиты кожи. Защитная одежда. Подручные средства защиты кожи. Подбор нужного размера и порядок использования.

 

1

2

1

2

3

4

 

12.

Индивидуальные средства медицинской защиты.

Аптечка индивидуальная (АИ), пакет перевязочный медицинский индивидуальный стерильный (ППИ), пакет противохимический индивидуальный (ИПП-8), пантоцид. Аптечка войсковая (АВ). Предназначение, порядок и правила пользования ими.

1

2

13.

Организация инженерной защиты населения.

Инженерная защита, виды защитных сооружений. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Правила поведения в защитных сооружениях. Убежище. Противорадиационное укрытие. Укрытие простейшего типа. Правила поведения в защитных сооружениях.

1

2

 

14.

Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций.

Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях. Средства и способы защиты. Действия при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.

1

2

15.

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта.

Терроризм, основные понятия и признаки. Захват заложника. Действия при обнаружении взрывчатых веществ. Меры безопасности для населения, оказавшегося на территории военных действий.

1

2

 

16.

Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.

МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения от ЧС. Полиция Российской Федерации. Служба скорой медицинской помощи. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Другие государственные службы в области безопасности.

1

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 2.

 

 

 

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

 16

 

 

Характеристика ЧС природного и техногенного характера для данной местности. Съедобные и ядовитые растения, грибы и ягоды. Организация ГО учебного заведения. Безопасные дозы облучения. Порядок строительства укрытия простейшего типа. Подручные средства защиты кожи. Порядок выхода населения с зараженной территории. Пост радиационного и химического наблюдения. Эвакуация и рассредоточение. Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Правовые основы борьбы с терроризмом.

 

1

2

3

4

Тема 3. Основы обороны государства и воинская обязанность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного материала

19

 

1.

История создания ВС России.

1

2

Организация вооруженных сил Московского государства. Военные реформы. Создание Советских Вооруженных Сил.

 

2.

Военная реформа.

Основные предпосылки проведения военной реформыВооруженных сил Российской Федерации на современном этапе.

1

2

3.

Функции и основные задачи современных ВС РФ.

Функции и основные задачи современных ВС РФ, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны.

1

2

4.

Организационная структура Вооруженных сил России.

Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск. Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура. Военно-воздушные силы: история создания, предназначение, структура. Военно-морской флот, история создания, предназначение, структура. Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура. Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура.

1

2

 

 

5.

 

Другие войска.

Пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС Росси. Их состав и предназначение.

1

2

6.

Воинская обязанность.

1

2

Понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация медицинского освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет. Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе.

 

 

7.

Воинский учет.

Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет.

1

2

 

 

8.

Подготовка граждан к военной службе.

Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе.

1

2

1

2

3

4

 

9.

Призыв граждан на военную службу.

Освобождение и отсрочка от призыва на военную службу. Призыв граждан на военную службу. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный распорядок. Проводы военнослужащих уволенных в запас.

1

2

 

 

10.

Прохождение военной службы по призыву.

Военная служба по призыву. Прохождение военной службы.

1

2

11.

Состав военнослужащих и воинские звания.

Войсковые и корабельные воинские звания. Присвоение воинских званий. Знаки различия.

1

2

12.

Прохождение военной службы по контракту.

Военная служба по контракту. Увольнение с военной службы.

1

2

 

 

13.

 

Альтернативная гражданская служба.

1

2

Организация альтернативной гражданской службы. Подача заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

 

 

14.

 

Правовые основы военной службы.

Военнослужащий — подчиненный, строго соблюдающий Конституцию РФ и законодательство Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Права и ответственность военнослужащих.

1

2

 

15.

Воинская дисциплина.

Единоначалие — принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Общие права и обязанности военнослужащих. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Виды ответственности, установленной для военнослужащих. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступления против военной службы. Соблюдение норм международного гуманитарного права.

1

2

 

 

 

 

16.

Боевые традиции.

Патриотизм и верность воинскому долгу — основные качества защитника Отечества. Воинский долг — обязанность по вооруженной защите Отечества. Дружба, войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество — боевая традиция Российской армии и флота.

1

2

1

2

3

4

 

17.

 

Дни воинской славы.

Дни воинской славы России — дни славных побед. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

1

2

 

 

 

 

18.

Воинские ритуалы

Порядок приведения к военной присяге, ритуал подъема (спуска) Государственного флага РФ, ритуал вручения боевого знамени, порядок вручения вооружения, военной техники и стрелкового оружия.

1

2

19.

Символы воинской чести.

Боевое знание воинской части. Военно-морской флаг. Ордена и медали – почетные награды за воинские отличия. Ритуалы ВС.

1

2

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 3.

 

 

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

10 

 

Функции и основные задачи современных ВС. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе. Соблюдение норм международного гуманитарного права. Особенности воинской деятельности в различных видах ВС. Боевые традиции ВС России. Дни воинской славы России. Воинский коллектив, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни.

 

 

Тема 4. Основы медицинских знаний

Содержание учебного материала

11

 

1.

Понятие первой помощи.

1

2

Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь. Признаки жизни. Общие правила оказания первой помощи. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации».

 

 

2.

Понятие травм и их виды.

Правила первой помощи при ранениях. Правила наложения повязок различных типов. Первая помощь при травмах различных областей тела. Первая помощь при проникающих ранениях грудной и брюшной полости, черепа. Первая помощь при сотрясениях и ушибах головного мозга. Первая помощь при переломах.

1

2

 

3.

Первая помощь при синдроме длительного сдавливания.

Понятие травматического токсикоза. Местные и общие признаки травматического токсикоза. Основные периоды развития травматического токсикоза.

1

2

1

2

3

4

 

4.

Понятие и виды кровотечений.

Первая помощь при наружных кровотечениях. Первая помощь при капиллярном кровотечении. Первая помощь при артериальном кровотечении. Правила наложения жгута и закрутки. Первая помощь при венозном кровотечении. Смешанное кровотечение. Основные признаки внутреннего кровотечения.

1

2

 

5.

Первая помощь при ожогах.

Понятие, основные виды и степени ожогов. Первая помощь при термических ожогах. Первая помощь при химических ожогах. Первая помощь при воздействии высоких температур. Последствия воздействия высоких температур на организм человека. Основные признаки теплового удара. Предупреждение развития перегревов. Воздействие ультрафиолетовых лучей на человека.

1

2

6.

Первая помощь при воздействии низких температур.

Последствия воздействия низких температур на организм человека. Основные степени отморожений.

1

2

 

7.

Первая помощь при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути.

Основные приемы удаления инородных тел из верхних дыхательных путей.

1

2

 

8.

Первая помощь при отравлениях.

Острое и хроническое отравление.

1

2

9.

Первая помощь при отсутствии сознания.

Признаки обморока. Первая помощь при отсутствии кровообращения (остановке сердца). Основные причины остановки сердца. Признаки расстройства кровообращения и клинической смерти. Правила проведения непрямого (наружного) массажа сердца и искусственного дыхания.

1

2

 

10.

Экстренная реанимационная помощь.

Понятие «реанимация». Признаки клинической смерти. Прекардиальный удар. Искусственная вентиляция легких. Острая сердечная недостаточность и инсульт.

1

2

 

11.

Основные инфекционные болезни.

Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика. Пути передачи возбудителей инфекционных болезней. Индивидуальная и общественная профилактика инфекционных заболеваний. Инфекции, передаваемые половым путем, и их профилактика. Ранние половые связи и их последствия для здоровья.

 

1

2

1

2

3

4

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 4.

 

 

 

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

 5

 

 

Синдром длительного сдавливания. Значение дезинфекции, дезинсекции и дератизации в борьбе с инфекционными болезнями. Уход за пораженными и больными.

 

 

 

Итоговая аттестация:  дифференцированный зачет

1

 

 

Всего:

60

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

 

Содержание

обучения

Характеристика основных видов

учебной деятельности студентов

(на уровне учебных действий)

Введение

Отличие основных понятий и теоретических положений основ безопасности жизнедеятельности, применение знаний дисциплины для обеспечения своей безопасности.

Анализ влияния современного человека на окружающую среду, оценка примеров зависимости благополучия жизни людей от состояния окружающей среды; моделирование ситуаций по сохранению биосферы и ее защите

1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья населения

Определение основных понятий о здоровье и здоровом образе жизни.

Усвоение факторов, влияющих на здоровье, выявление факторов, разрушающих здоровье, планирование режима дня, выявление условий обеспечения рационального питания, объяснение случаев из собственной жизни и своих наблюдений по планированию режима труда и отдыха.

Анализ влияния двигательной активности на здоровье человека, определение основных форм закаливания, их влияния на здоровье человека, обоснование последствий влияния алкоголя на здоровье человека и социальных последствий употребления алкоголя. Анализ влияния неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.

Моделирование социальных последствий пристрастия к наркотикам.

Моделирование ситуаций по организации безопасности дорожного движения.

Характеристика факторов, влияющих на репродуктивное здоровье человека.

Моделирование ситуаций по применению правил сохранения и укрепления здоровья

2. Государственная система обеспечения безопасности населения

Усвоение общих понятий чрезвычайных ситуаций, классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по основным признакам, характеристика особенностей ЧС различного происхождения.

Выявление потенциально опасных ситуаций для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения личного и общественного имущества при ЧС.

Моделирование поведения населения при угрозе и возникновении ЧС. Освоение моделей поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах, в лесу, на водоемах, характеристика основных функций системы по предупреждению и ликвидации ЧС (РСЧС); объяснение основных правил эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций, оценка правильности выбора индивидуальных средств защиты при возникновении ЧС; раскрытие возможностей современных средств оповещения населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени; характеристика правил безопасного поведения при угрозе террористического акта,

Содержание

обучения

Характеристика основных видов

учебной деятельности студентов

(на уровне учебных действий)

 

захвате в качестве заложника. Определение мер безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.

Характеристика предназначения и основных функций полиции, службы скорой помощи, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и других государственных служб в области безопасности

3. Основы обороны государства и воинская

обязанность

Различение основных понятий военной и национальной безопасности, освоение функций и основные задачи современных Вооруженных сил Российской Федерации, характеристика основных этапов создания Вооруженных Сил России.

 

Анализ основных этапов проведения военной реформы Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе, определение организационной структуры, видов и родов Вооруженных Сил Российской Федерации; формулирование общих, должностных и специальных обязанностей военнослужащих. Характеристика распределения времени и повседневного порядка жизни воинской части, сопоставление порядка и условий прохождения военной службы по призыву и по контракту; анализ условий прохождения альтернативной гражданской службы. Анализ качеств личности военнослужащего как защитника Отечества.

Характеристика требований воинской деятельности, предъявляемых к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина; характеристика понятий «воинская дисциплина» и «ответственность»; освоение основ строевой подготовки.

Определение боевых традиций Вооруженных Сил России, объяснение основных понятий о ритуалах Вооруженных Сил Российской Федерации и символах воинской чести

4. Основы медицинских знаний

Освоение основных понятий о состояниях, при которых оказывается первая помощь; моделирование ситуаций по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Характеристика основных признаков жизни.

Освоение алгоритма идентификации основных видов кровотечений, идентификация основных признаков теплового удара.

Определение основных средств планирования семьи.

Определение особенностей образа жизни и рациона питания беременной женщины

 

 

 

 

 

 

 

 

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Помещение кабинета основ безопасности жизнедеятельности должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02). Оно должно быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся.

В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, при помощи которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по основам безопасности жизнедеятельности, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» входят:

     многофункциональный комплекс преподавателя;

     наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов, портретов выдающихся ученых в области обеспечения безопасной жизнедеятельности населения и др.);

     информационно-коммуникативные средства;

     экранно-звуковые пособия;

     тренажеры для отработки навыков оказания сердечно-легочной и мозговой реанимации с индикацией правильности выполнения действий на экране компьютера и пульте контроля управления — роботы-тренажеры типа «Гоша» и др.;

     тренажер для отработки действий при оказании помощи в воде;

     имитаторы ранений и поражений;

     образцы аварийно-спасательных инструментов и оборудования (АСИО), средств индивидуальной защиты (СИЗ): противогаз ГП-7, респиратор Р-2, защитный костюм Л-1, общевойсковой защитный костюм, общевойсковой прибор химической разведки, компас-азимут; дозиметр бытовой (индикатор радиоактивности);

     учебно-методический комплект «Факторы радиационной и химической опасности» для изучения факторов радиационной и химической опасности;

     образцы средств первой медицинской помощи: индивидуальный перевязочный пакет ИПП-1; жгут кровоостанавливающий; аптечка индивидуальная АИ-2; комплект противоожоговый; индивидуальный противохимический пакет ИПП-11; сумка санитарная; носилки плащевые;

     образцы средств пожаротушения (СП);

     макеты: встроенного убежища, быстровозводимого убежища, противорадиационного укрытия, а также макеты местности, зданий и муляжи;

     макет автомата Калашникова;

     электронный стрелковый тренажер;

     обучающие и контролирующие программы по темам дисциплины;

     комплекты технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

     библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и научно-популярной литературой и др.

В процессе освоения программы учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обучающиеся должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по основам безопасности жизнедеятельности, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам).

 

5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для обучающихся основная:

Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для сред. проф. образования. — М., 2015.

Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: электронный учебник для сред. проф. образования. — М., 2015.

Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности: учебник для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учеб. пособие для учреждений сред. проф. образования. — М., 2013.

Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности: электронное учебное издание для обучающихся по профессиям в учреждениях сред. проф. образования. — М., 2014.

Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности: электронное приложение к учебнику для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности: электронный учебно-методический комплекс для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов сред. проф. образования. — М., 2014.

Для обучающихся дополнительная:

Айзман Р.И., Омельченко И.В. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для бакалавров. — М., 2013.

Аксенова М., Кузнецов С., Евлахович и др. Огнестрельное оружие. — М., 2012.

Микрюков В.Ю. Основы военной службы: учебник для учащихся старших классов сред. образовательных учреждений и студентов сред. спец. учеб. заведений, а также преподавателей этого курса. — М., 2014.

Микрюков В.Ю. Азбука патриота. Друзья и враги России. — М., 2013.

Для преподавателей:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №   6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — №  4. — Ст. 445.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №  413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

Гражданский кодекс РФ (Ч. 1) (утвержден Федеральным законом от 30.11.94 № 51-ФЗ (в ред.

от 11.02.2013, с изм. и доп. от 01.03.2013) // СЗ РФ. — 1994. — № 32 (Ч. 1). — Ст. 3301.

Гражданский кодекс РФ (Ч. 2) (утвержден Федеральным законом от 26.01.96 № 14-ФЗ) (в ред. от 14.06.2012) // СЗ РФ. — 1996. — № 5 (Ч. 2). — Ст. 410.

Гражданский кодекс РФ (Ч. 3) (утвержден Федеральным законом от 26.11.01 № 146-ФЗ) (в ред. от 05.06.2012) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.

Гражданский кодекс РФ (Ч. 4) (утвержден Федеральным законом от 18.12.06 № 230-ФЗ) (в ред. от 08.12.2011) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (Ч. 1). — Ст. 5496.

Семейный кодекс Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 29.12.1995 № 223-ФЗ) (в ред. от 12.11.2012) // СЗ РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 16.

Уголовный кодекс Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) (в ред. от 07.12.2011 ; с изм. и доп., вступающими в силу с 05.04.2013) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.

Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 04.03.2013, с изм. от 21.03.1013) // СЗ РФ. — 1998. — № 13. — Ст. 1475.

Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 11.02.2013) // СЗ РФ. — 1994. — № 35. — Ст. 3648.

Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 04.03.2013) // СЗ РФ. — 1997. — № 30. — Ст. 3588.

Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (в ред. от 30.11.2011) // СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3030.

Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 05.04.2013) // СЗ РФ. — 1996. — № 23. — Ст. 2750.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от

25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ. — 2011. — N 48. — Ст. 6724.

Указ Президента РФ от 05.02.2010 № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2010. — № 7. — Ст. 724.

Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 18.04.2012) // СЗ РФ. — 2004. — № 2. — Ст. 121.

Приказ министра обороны РФ от 03.09.2011 № 1500 «О Правилах ношения военной формы одежды и знаков различия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, ведомственных знаков отличия и иных геральдических знаков и особой церемониальной парадной военной формы одежды военнослужащих почетного караула Вооруженных Сил Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте РФ 25.10.2011 № 22124) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2011. — № 47.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» (в ред. от 07.11.2012) (зарегистрирован в Минюсте РФ 16.05.2012 № 24183) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2012.

Приказ министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.02.2010 № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» (зарегистрировано Минюстом России 12.04.2010, регистрационный № 16866).

Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни. — М., 2012.

Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности:

практикум: учеб. пособие для учреждений нач. проф. образования. — М., 2013.

Митяев А. Книга будущих командиров. — М., 2010.

Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2013.

Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ (ред. 2013 г.) — Ростов н/Д, 2013.

Справочники, энциклопедии

Изотова М.А., Царева Т.Б. Полная энциклопедия орденов и медалей России. — М., 2008.

Ионина Н.А. 100 великих наград. — М., 2009.

Каменев А.И. Энциклопедия русского офицера. — М., 2008.

Каторин Ю.Ф. Танки: иллюстрированная энциклопедия. — М., 2011. Лубченков Ю.Н. Русские полководцы. — М., 2009.

Интернет-ресурсы:

www.mchs.gov.ru (сайт МЧС РФ).

www.mvd.ru (сайт МВД РФ).

www.mil.ru (сайт Минобороны).

www.fsb.ru (сайт ФСБ РФ).

www.dic.academic.ru (Академик. Словари и энциклопедии).

www.booksgid.com (Воокs Gid. Электронная библиотека).

www.globalteka.ru/index.html (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).

www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).

www.iprbookshop.ru (Электронно-библиотечная система IPRbooks).

www.school.edu.ru/default.asp (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность).

www.ru/book (Электронная библиотечная система).

www.pobediteli.ru (проект «ПОБЕДИТЕЛИ: Солдаты Великой войны»).

www.monino.ru (Музей Военно-Воздушных Сил).

www.simvolika.rsl.ru (Государственные символы России. История и реальность).

www.militera.lib.ru (Военная литература).

 

 

 

 

6.   Контроль и оценка результатов освоения

УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения текущего контроля и промежуточной аттестации.

Предметные результаты изучения

учебной дисциплины

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

 

 

−   сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;

−   получение знания основ государственной системы, российского законодательства, направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз;

−   сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;

−   сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;

−   освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

−   освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека;

−   развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

−   формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;

−   развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

−   получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы: законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; прав и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения службы и воинских ритуалов, строевой, огневой и тактической подготовки;

фронтальный опрос, внеаудиторная самостоятельная работа

 

 

 

 

 

 

фронтальный опрос, внеаудиторная самостоятельная работа

 

 

фронтальный опрос, внеаудиторная самостоятельная работа

 

 

фронтальный опрос, выполнение индивидуальных проектов, написание рефератов

 

тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа

 

фронтальный опрос, внеаудиторная самостоятельная работа

фронтальный опрос, написание рефератов, практическое занятие

 

 

фронтальный опрос, внеаудиторная самостоятельная работа

 

 

практическое занятие, выполнение индивидуальных проектов, написание рефератов,

 

 

тестирование, выполнение индивидуальных проектов, написание рефератов, практическое занятие

 

1

2

−   освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;

−   владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике;

 

фронтальный опрос, внеаудиторная самостоятельная работа, практическое занятие

 

 

дифференцированный зачет, тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа, практическое занятие

 

 


Министерство образования Нижегородской области

Министерство образования Нижегородской области

Программа предназначена для изучения дисциплины «Физическая культура» в учреждениях профессионального образования, реализующих программу профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих основного общего…

Программа предназначена для изучения дисциплины «Физическая культура» в учреждениях профессионального образования, реализующих программу профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих основного общего…

СОДЕРЖАНИЕ стр

СОДЕРЖАНИЕ стр

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Окружающая среда и здоровье человека

Окружающая среда и здоровье человека

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

Индивидуальные средства медицинской защиты

Индивидуальные средства медицинской защиты

Тема 3. Основы обороны государства и воинская обязанность

Тема 3. Основы обороны государства и воинская обязанность

Призыв граждан на военную службу

Призыв граждан на военную службу

Дни воинской славы. Дни воинской славы

Дни воинской славы. Дни воинской славы

Понятие и виды кровотечений

Понятие и виды кровотечений

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 4

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме 4

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание обучения Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) захвате в качестве заложника

Содержание обучения Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) захвате в качестве заложника

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам)

Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам)

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и

Минюсте РФ 16.05.2012 № 24183) //

Минюсте РФ 16.05.2012 № 24183) //

Контроль и оценка результатов освоения

Контроль и оценка результатов освоения

1 2 − освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;…

1 2 − освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2021